Ананьинский могильник

Город Тетюши


Город Тетюши.
6

В небольшом городке, расположенном на высоком берегу Волги, сконцентрировано большое количество достопримечательностей. Здесь находится множество музеев, экспонаты которых поражают воображение. На улицах города множество застроек в средневековом стиле, разнообразные скульптурные монументы. Неподалёку расположена знаменитая усадьба, с которой началось становление города.

В 1578 году русскими воеводами здесь был возведен форт, призванный обеспечить надежную защиту Поволжья. Руины старинных укреплений можно увидеть и поныне.

В Тетюши стекаются туристы, чтобы своими глазами увидеть исторические свидетельства прошлого. Всего здесь насчитывается 245 памятников культуры, начиная с эпохи камня.

Адрес: Тетюши, Татарстан, Россия.

Мировоззренческие взгляды ананьинцев

Шакирова Ф.К. Мировоззренческие взгляды ананьинцев. «Новая Кама» от 24 февраля 1998 г.

От редакции: Живя у колыбели древней цивилизации, мы тем не менее мало что знаем о наших далеких предках. Редакция решила восполнить этот пробел, воспользовавшись дипломной работой руководителя ГМО, учителя истории Ф.К. Шакировой, которую она написала к окончанию трехгодичных курсов по истории мировой художественной культуры. Темой ее диплома стало разносторонее исследование особенностей ананьинской культуры.  В конце 80-х – начале 90-х гг., когда под руководством доцента ЕГПИ Е.И.Корепанова велись археологические раскопки на Луговском могильнике, наша газета не раз публиковала его научные статьи, в  которых рассказывалось о различных сторонах жизни и деятельности ананьинцев. В связи с этим мы решили отобрать в работе Ф.К. Шакировой по преимуществу незнакомую нашим читателям информацию.

В области мировоззрения ранних ананьинцев прослеживаются яркие интересные черты. В их основе лежат представления о том, что окружающий мир по вертикали состоит из трех сфер или «миров» — верхнего, среднего и нижнего (или подземного), а по горизонтали из четырех сторон света. Натурфилософия включала также воззрения о роли солнца как источника жизни, о живой материи и разнообразии форм окружающего мира, состоящих из трех составляющих природы: человека, животных и растительности.

Верхний, или небесный мир был обителью божеств и местом обитания птиц. В нем жили Солнце и Луна. Солнце считалось важнейшим божеством, дающим тепло и жизнь. Образ верховного женского божества —  космической богини – сохранился с эпохи матриархата. Традиции в представлениях о ней были настолько сильны и глубоки, что сведения о космической богине дошли до нас в языческих верованиях мари (Мать Солнца) ии удмуртов (Шундры Мумы. Т.е. также Мать Солнца). Ананьинцы поклонялись небу, у них существовали представления об антропоморфных (человекообразных) божествах, прообразы которых найдены  в Горбунковском и Шигирском торфяниках, а отголоски о них сохранились в этнографии финно-угорских народов Прикамья.

Религиозные церемонии совершались в жертвенных местах разного значения. Самыми главными среди них были родовые жертвенные места, где происходило поклонение родовым божествам – предкам. Идолы на жертвенниках, как полагают ученые, были деревянными в виде человекоообразных существ, животных или растений.

«Средний» мир был населен людьми и животными. В жилищах ананьинских поселений находят женские статуэтки – глиняные фигурки, большей частью расположенные поблизости от очага.

На фигурках  в виде орнамента и налепов прорисованы детали одежды. По ним можно судить о том, что женщины носили одеяния, похожие на плащи. Вышивкой, цветной материей или мехом они украшали длинные платья или рубашки с поясом. Носили также передники, нагрудные украшения и ожерелья. Голова на статуэтках дается в виде небольшого выступа, а черты лица совсем не показаны. Возможно, эти фигурки являлись божествами – покровительницами домашнего очага.

«Нижний» мир был заселен, по представлениям ананьинцев, бежествами подземного мира. Так также жили умершие предки. Ананьинцы полагали, что умершие, перейдя в загробный мир, не порывали связи с оставшимися в живых. Согласно верованиям пермских народов Прикамья, умершие предки приобретали таинственную власть над живыми и их надо было почитать и приносить им жертвы.

Большинство погребенных в ананьинских могильниках ориентировано ногами к реке. Вода считалась медиатором, то есть посредником между «средним» и «нижним» мирами. У удмуртов сохранилось название ольхи, растущей по берегам рек – «луп-пу», то есть «душа дерева». Вниз по течению реки отправлялись в потусторонний мир и души сородичей, поэтому становится понятным название ольхи: это дерево-свидетель, связанный с переходом душ в «нижний» мир. Там сородичи вели такой же образ жизни, как и в «среднем» мире, поэтому их снабжали едой и питьем в сосудах, а в соответствии с социальным рангом, авторитетом и родом занятий клали сопровождающий инвентарь:   воину – оружие, кузнецу и металлургу – соответствующие инструменты, женщинам иглы в игольницах, украшения и другие вещи.

Важным центром, объединяющим все три сферы, являлось «мировое древо», которое проходило через все «миры»: корни его находились в «подземном мире», ствол – в «среднем», а кровля в «верхнем». Оказательством являются изображения «мирового дерева» на пряслицах и других вещах. Такие находки на стоянках эпохи бронзы в Прикамье показывают, что образ «мирового дерева» в крае существовал еще во II тыс. до н.э. Это была своеобразная ось, по которой осуществлялась связь между тремя мирами.

Ф.Шакирова, учитель истории школы № 9.

Об Ананьинском могильнике

Этот могильник был расположен у правого берега реки Кама, под городом Елабуга. Его открыли случайным образом, когда весенние разливы принесли здесь человеческие кости с древними предметами.

В 1858 году была произведена первая раскопка, в отчете значится, что обнаруженные здесь древние вещи оказались настолько любопытными, что мгновенно приковали к себе внимание представителей русской науки. Вскоре были осуществлены вторичные раскопки, в ходе которых удалось восстановить по частям резной камень, который ранее лежал на могильнике

Само погребение было курганом, в высоту достигавшим 1 сажень, а в окружности – 219 шагов. Как рассказывали старожилы, на поверхности его находились камни с изображениями. В самом кургане был обнаружен круглый вал в 28 шагов в окружности. Внутри находилось 3 костяка с пережженной землей, глиной и угольями. Всего костяков в окрестностях было найдено примерно 50

Вскоре были осуществлены вторичные раскопки, в ходе которых удалось восстановить по частям резной камень, который ранее лежал на могильнике. Само погребение было курганом, в высоту достигавшим 1 сажень, а в окружности – 219 шагов. Как рассказывали старожилы, на поверхности его находились камни с изображениями. В самом кургане был обнаружен круглый вал в 28 шагов в окружности. Внутри находилось 3 костяка с пережженной землей, глиной и угольями. Всего костяков в окрестностях было найдено примерно 50.

Примечательным стал тот факт, что обнаруженные здесь изделия были и бронзовыми, и каменными, и железными. Все указывало на то, что обитавшие здесь люди проживали на стыке бронзового и железного веков. На эпохальную отдаленность их быта указывало полное отсутствие признака письма и монет, которые всегда имели место быть в более поздних захоронениях. Помимо этого, найденные здесь орудия были выполнены достаточно грубо, а топоры представляли собой развитие каменных топоров, характерных для каменного века северной России.

Уникален Шиховский могильник в Республике Коми, который был обнаружен в 1990-е годы. Здесь было найдено 36 погребений, часть которых была в лодках. В них обнаружено немало оружия, фигурок ящериц и пчел, предметов поясной гарнитуры. Здесь было выделено несколько культурных слоев.

Так, культурные слои Ласта, Перный, Чаркабож и Яшамор появились на основании лебяжской культуры в смешении ее с зауральской и прикамской, индоевропейской группами.

В наскальной живописи Ананьинской культуры чаще всего попадаются изображения человека либо человекоптицы. Они встречаются и на металлических изделиях. Вероятно, это отсылка к поверью в способность души летать в неведомый мир.

Рисунки хищников и домашнего скота, летящих птиц с человеческой личины отражены и в одежде, и в конской сбруе. Часто попадаются рисунки мужчины с оружием и украшениями, которые выбивались на надгробных каменных плитах. Множество имеется глиняных женских статуэток. В некоторых районах такие находки особенно часты, что связывается с сильными традициями материнского рода и культом женщины. В Нижнем Прикамье же, наоборот, укреплялись патриархальные отношения. Немало имеется парных изображений с подчеркнутыми половыми различиями.

Имеется немало изображений женщин в окружении животных. Это связано с почитанием женщины-владычицы зверей. Явно прослеживается в отдельных деталях звериный стиль скифо-сарматов.

Ана́ньинская культу́ра — археологическая культура конца VIII—III вв. до н. э., распространена на территории Среднего Поволжья (от реки Ветлуги до Ульяновска) и в бассейне реки Камы. На юго-восточной периферии памятники культуры располагаются по берегам нижнего течения реки Белой, от её устья до города Бирска (городища Новокабановское, Какрыкуль, Петер-Тау, Аначевское, Тра-Тау, Трикольское, Новобиктовское, поселение Бирское, могильник Таш-Елга). В Волго-Камье и более северных районах памятники культуры располагаются вплоть до Печорского Приполярья.

Название дано по первому открытому могильнику у села Ананьино близ Елабуги (Татарстан), раскопанному П. В. Алабиным и И. В. Шишкиным в 1858 году.

В Поволжье и Нижнем Прикамье следы Ананьинской культуры теряются в VI в. до н. э., в остальных районах — в III—II вв. до н. э.

Известны неукреплённые поселения, городища и могильники. На поселениях и городищах найдены остатки наземных бревенчатых жилищ (площадь 10×5 м; 12х4 м). Кроме того, на поселении Конецгор обнаружены разделённые на секции длинные дома с расположенными по их продольной оси очагами.

Ананьинская культура (VIII—III века до н. э.)

Пьяноборская культура (II век до н. э. — IV век н. э.)

Казанский и Свияжский уезды (1552—1708)

Казанский разряд (1680—1708)

Музей под открытым небом «Татар Авылы»


Музей под открытым небом «Татар Авылы».
41

Этнографический музей под открытым небом воссоздаёт татарскую деревню. Здесь показаны быт и традиции татарских семей в средние века. На территории площадью 1,5 га размещаются жилые дома, баня и муфельная печь для обжига, кузнечные, гончарные, ткацкие мастерские.

Большая часть предметов быта являются подлинными. Здесь можно увидеть различные орудия труда, качели-доган, ткацкий станок, гармошки-тальянки. Жилые дома демонстрируют, чем отличаются жилища кузнеца и купца, какой мебелью пользовались татары в XV- XVI веках. На деревянную мельницу можно подняться и рассмотреть древний механизм.

На территории музея открыт контактный зоопарк, который очень любят дети. В местном кафе предлагают блюда традиционной татарской кухни.

Адрес: Музей под открытым небом “Татар Авылы”, Полевая улица, Исаково, Республика Татарстан, Россия.

Заповедник «Городище Булгар»


Заповедник «Городище Булгар».
10

Уникальный исторический комплекс возведён в X-XII столетиях. Великолепный образец древнейшей архитектуры напоминает об ушедших в историю государствах Золотая Орда и Волжская Болгария.

Часть строений относятся к культовым сооружениям. Расположенная здесь соборная мечеть когда-то была сердцем города и поражала своим величием. С восточной стороны от мечети высится мавзолей.

Под руинами Ханской бани, обнаруженной в конце прошлого века, археологи нашли керамические изделия, монеты, деревянные сваи. Хорошо сохранилась Черная палата, где в XIX веке располагалась коптильня.

Заповедник внесён в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Адрес: Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, улица Назаровых, Болгар, Республика Татарстан, Россия.

О населении

Люди Ананьинской культуры преимущественно занимались скотоводством, подсечным земледелием, охотились, ловили рыбу. Большой популярностью здесь пользовалась обработка меди, железа, бронзы. Было распространено и ткачество, прядение, обработка кожи, кости, активно изготавливалась деревянная и глиняная посуда. В Ульяновской обл. было обнаружено множество лепных сосудов, которые украшались ямками, отпечатками шнура, зубчатыми штампами.

Вам будет интересно:Питание водорослей: способ, пищевые цепи и типы

В ранние годы сосуществовали бронзовые и железные орудия труда, оружие. Отчетливо прослеживаются торговые связи между Ананьинской культурой и кавказскими, сибирскими племенами, скифами. Отчетливо прослеживается скифское влияние после исследования чувашских могильников, где были найдены конские головки из бронзы, поясные крючки.

Погребения

Погребальные памятники представлены бескурганными могильниками, иногда очень обширными (Старший Ахмыловский могильник содержал более 1100 погребений). На самых ранних из них (например, I Мордовский) в стороне от могил находились группы каменных стел с изображением оружия. В VI—V вв. до н. э. их сменили стелы на могилах, иногда с изображением мужчин с оружием или без него. Господствует обряд ингумации в могилах-ямах, над которыми возводились деревянные срубы-домики. Преобладали одиночные погребения, но известны парные и коллективные, представлены расчленённые (повторные) и частичные (захоронения черепов). Погребения в ряде случаев сопровождались мясной напутственной пищей (мужчины — кониной, женщины — говядиной) и различными предметами, включая глиняные сосуды. В мужских погребениях обычно находят оружие, орудия труда (копьё, кельт, меч, кинжал, наконечники стрел, клевец) и украшения. В женских могилах встречаются украшения (браслеты, гривны, наборы из бляшек и трубочек-пронизей, нашивавшихся на кожаный головной венчик).

Раифский монастырь

Адрес: поселок Раифа, Зеленодольский районТелефон: (84371) 3-47-59, (84371) 3-47-07Режим работы: с 7:00 до 21:00 каждый деньСтоимость: бесплатно

Крупнейший действующий монастырь в Республике Татарстан расположен в 30 километрах от Казани. Его возвели после захвата Иваном Грозным столицы Татарстана. В 1613 году на берегу Раифского озера построил келью монах Филарет. Постепенно вокруг него стали собираться православные паломники и монахи, общими усилиями построившие небольшую часовню. В 1661 году монастырь получил в дар копию иконы Грузинской Богоматери, которая ныне является главным достоянием обители. 1689 год ознаменовался пожаром, уничтожившим деревянные здания монастыря, и тогда же комплекс стал возводиться в камне. К 1708 году была построена церковь, а к 1717 закончилось строительство каменных стен с башнями. В 1842-х годах был сооружен Грузинский собор, в 1903-м – колокольня, а в 1910-м – Троицкий собор.

Сейчас на территории Раифского монастыря функционирует приют для сирот, регулярно проводятся богослужения. Интересной особенностью озера возле комплекса являются «молчаливые» лягушки – они здесь не квакают. По легенде, монахи монастыря молились Богу, чтобы тот избавил их от постоянно доносящихся с берегов озера звуков (здесь и сейчас очень много лягушек), которые мешали исполнять церковные пения. И до сих пор возле монастыря не слышно кваканья, причем тут замолкают и привезенные из других мест лягушки.

Монастырь расположен в центре селения, которое называется Местечко Раифа (или просто Раифа). Из Казани до монастыря можно доехать на автобусе, который идет до Кульбашей или Уразлы (маршрут проходит совсем рядом с объектом). Из Зеленодольска сюда ездит автобус №405.

Мечеть Кул Шариф


Мечеть Кул Шариф.
141

Это одна из крупнейших европейских мусульманских мечетей, которая является частью Казанского Кремля. Высота 4-х минаретов составляет почти 60 метров. Окна купола сделаны в форме тюльпанов. Мечеть возведена на рубеже XIX — XX веков на месте разрушенного воинами Ивана Грозного культового сооружения. Названа по  имени имама сеида Кул Шарифа.

Воссоздание культового сооружения велось на средства от пожертвований. В главном здании хранятся книги со списками фамилий всех, кто внёс средства на строительство.

Адрес: Мечеть Кул Шариф, улица Шейнкмана, Казань, Татарстан, Россия.

Мемориальный комплекс Марины Цветаевой

Марина Цветаева – великая русская поэтесса, чье творчество и трагическая судьба до сих пор будоражат многих ее поклонников.

В 1941 году Марина Цветаева с сыном Георгием были эвакуированы в Елабугу. Прожила она в городе около месяца и умерла, покончив с собой. Похоронена Марина Цветаева на окраине Петропавловского кладбища, рядом с каменной оградой. В 1970 году в этом месте установлено надгробье из гранита. 

Сохранился и сам дом Бродельщиковых, где определили место проживания Цветаевой по приезду в Елабугу. На нем висит мемориальная доска и в 2004 году открыт литературный музей с 4 залами. В экспозиции музея представлены личные вещи Цветаевой, в том числе и ее драгоценная брошь, пудреница ее дочери Ариадны и столовые приборы семьи. В залах можно увидеть рукописи, письма и документы Цветаевой, а также издания ее прижизненных сборников стихов.

В 2005 году дом был выкуплен у частных лиц. В нем воссоздали бытовую обстановку того времени, чтобы передать атмосферу в которой жила поэтесса. В мемориальном комплексе установили бронзовый бюст поэтессы. В комплекс входит не только музей памяти Цветаевой, но и кафе, где проводятся литературные вечера, библиотека поэтов Серебряного века и музей «Портомойня».

Музей «Портомойня» представляет собой воссозданный интерьер старинной прачечной. Он относится к комплексу по территориальному признаку, так как  расположен рядом с домом Бродельщиковых.

Мемориал расположен в центре города на пересечении улиц Казанская и Малая Покровская. Можно посетить музей Цветаевой  в составе групповой экскурсии с гидом.

Время работы: с 9:00 до 18:00, выходной – понедельник.

Адрес: г. Елабуга, пересечение ул. Казанской и Малой Покровской.

Об отраслях хозяйства

Преимущественно здесь занимались земледелием и скотоводством. При том есть данные о том, что ананьинцы занимались разведением практически всех современных домашних животных. Здесь было обнаружено множество железных и костяных мотыг, топоров, черешковых ножей, конских сбруй, грузил.

Вооружены местные жители были наконечниками стрел и копий скифского типа, мечами, топорами, кинжалами, булавами. Встречаются прекрасно оформленные топоры, которые являлись символом власти.

Считается, что представители этой культуры в основном не были европеоидами, они относились к монголоидному типу. Однако черепов европеоидного типа здесь было найдено немало. По большому счету, здесь проживал случайно пробравшийся на эту местность осколок восточных народов. Несмотря на преимущественно восточную внешность, эти люди вели скифский быт.

Антропологический тип

Среди ананьинцев были как ярко выраженные монголоиды: низкорослые и плосколицые , так и представители европейского типа.

Ананьинцы, по-видимому, принадлежали к финно-угорской языковой группе. Есть гипотеза, отождествляющая их с тиссагетами либо с аргиппеями, о которых упоминает древнегреческий историк Геродот, помещавший их к северо-востоку от скифов и сарматов (последняя версия более вероятна, т.к. аргиппеям Геродот приписывает монголоидную внешность, а о внешности тиссагетов не пишет ничего — очевидно, именно потому, что они мало отличались от окружающих европеоидных племен). Вероятно, в северо-восточной части ананьинской общности формировались пермяне (предки коми и удмуртов), в западной — волжские финны .

Александровский парк в Елабуге


Александровский парк в Елабуге.
7

Парк-сад, расположенный в центре Елабуги, является излюбленным местом отдыха жителей и гостей города. Его основание приурочено к коронации Александра II. Много лет парк стоял заброшенный. В 1866 году было совершено покушение на императора. Чудесное спасение царя вызвало большой резонанс, и в честь этого елабужцы решили парк привести в порядок.

Садовая территория оформлена в английском стиле ландшафтного дизайна: благоустроенные участки гармонично соседствуют с нетронутой человеком природой. Извилистые тропинки повторяют особенности рельефа.

В 80-х годах прошлого века установлены карусели и колесо обозрения. В эти годы здесь построены танцевальная площадка и установлен красивый фонтан. В 90-е годы вновь парк пережил период упадка. Качели разрушены, лужайки заросли. 

Возрождение и благоустройство парка началось в преддверии празднования тысячелетия Елабуги. Появились новый фонтан, декоративный мост и романтическая беседка. Вдоль освещённых фонарями дорожек расставлены беседки для отдыха.

Адрес: Александровский сад, улица Казанская, Елабуга, Татарстан, Россия.

Ананьинский могильник

Ананьинский могильник был открыт в 1858 году и изучается до сих пор.  В открытии могильника принимали участие отец художника Шишкина —  купец Иван Васильевич Шишкин и писатель Петр Владимирович Алабин.

Он расположен в 11 километрах от Елабуги в районе села Ананьево, отсюда и название этого памятника древности. При раскопках найдено множество предметов быта, которые выставлены сейчас в музеях России. Открытие Ананьинского могильника дало название целой эпохе в исторической культуре – «Ананьинская культура».

Археологи обнаружили при раскопках каменные городища, бревенчатые строения, святыни, укрепления и захоронения древних людей. Обнаруженные погребения, строения и предметы быта относятся к VIII- IV веку до нашей эры.

Ананьинский могильник – памятник древности федерального значения, свидетельство культуры финно-угорских племен на территории Среднего Поволжья.

Могильник обнаружили совершенно случайно, во время разлива реки Камы. В размытой почве нашли черепа и кости древних людей, остатки предметов быта и жилья. Это было огромное событие для археологии: найдено около 1500 разных предметов быта, представляющих огромный исторический интерес.

Древнее погребение нашли в песчаном четырехметровом холме диаметром около 200 метров.

У подножия раскопки вскрыли две могилы, представляющие собой каменные ладьи, полностью заполненные оружием, украшениями и драгоценностями. Одна из могил украшена гравировкой воина-скифа.

Добраться до Ананьинского могильника можно на автомобиле или в составе экскурсии. Вход свободный.

Читайте продолжение — «Достопримечательности вокруг Казани. Часть III.»«Достопримечательности вокруг Казани. Часть I.»

Кафедральный собор во имя Спаса Нерукотворного в Елабуге

Пять куполов и высокая колокольня Кафедрального собора видны издалека и являются символом Елабуги. Первый каменный храм был заложен еще в XVII веке, на месте деревянной церкви XVI века. Город расширялся, население росло и в храме стало тесно. В 1808 году началось строительство большого собора, а предыдущий храм был разобран и на его месте построена часовня.

Современный вид с 5 куполами и колокольней собор приобрел в середине XIX века. На перестройку собора собирали деньги всем городом: горожане, купцы, чиновники. На храм жертвовали семьи зажиточных купцов, в том числе и Шишкиных, откуда родом художник Иван Шишкин. Собор выстроен из красного кирпича в стиле русского классицизма с элементами эклектики.

В итоге собор был богато украшен: оклады икон из золота, великолепная церковная утварь, серебряные предметы богослужения.

К сожалению, в соборе сохранились лишь часть росписей, но реставрационные работы по-прежнему продолжаются.

В начале 21 века была восстановлена самая высокая в округе звонница, и каждый год стал проводится фестиваль колокольного звона.

Адрес: город Елабуга, ул. Набережная, 14. Посещение собора входит в обзорную экскурсию. Вход на территорию свободный. Ведутся богослужения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: