Степное озеро (татарстан)

Нурлатский район - татарстан - россия

Храм и святой источник Иоанна Предтечи, Турма. Яранский район Кировской области.

Posted Пнд, 23/08/2021 — 07:02

В Яранском районе есть такие населенные пункты, где имеется всего один жилой дом и живет там только один человек. Например, это деревня Турма, которая раньше была большим и зажиточным селом, где была построена красивая деревянная церковь в честь Крестителя Господня Иоанна Предтечи. 

   
История этого края очень древняя, и неизвестно кто тут жил многие столетия, известно только, что более трехсот лет назад тут обитали марийские племена. От народа мари пошло название многим рекам и населенным пунктам Яранского района, в том числе, и речке Турма – по-русски: Турминка. Эта речка очень маленькая – почти ручей, имеет длину всего 6 километров, и впадает она в реку Лум (приток Ярани – Пижмы – бассейн Вятки).
В переводе с марийского слово Турма – произошло от двух слов: «тур и ма», где тур – край, окраина чего-либо, а ма – речной гидроним, вероятный перевод: край или место у реки, край реки, начало реки.

Охраняемые территории

Особо охраняемые природные объекты:

  • природный островной заказник «Ивановский сосновый бор» в Куйбышевском водохранилище (создан в 1991 г., площадь 587 га; большая часть территории занята сосновыми лесами, в северозападных и юго-восточных частях встречаются березняки с сосной, местами с примесью липы; в составе фауны отмечено до 70 видов птиц, в том числе виды, занесенные в Красную книгу РТ: выпь большая, лебедь-шипун, подорлик большой, орлан-белохвост, камышница, кулик-сорока, чайка малая, сова болотная, козодой, сизоворонка, зимородок, сорокопут серый),
  • памятники природы озеро Провал карстового происхождения в бассейне реки Курналка (деревня Зотеевка), река Малый Черемшан.

В поселке городского типа Алексеевское находится Ахтырский источник, известный далеко за пределами района.

Известные уроженцы

Алексеевский район является родиной выдающихся деятелей науки и культуры:

  • ученых-химиков А.М.Бутлерова, А.Е.Арбузова, Б.А.Арбузова;
  • Героев Социалистического Труда А.Н.Беспалова, С.И.Исаева и Н.А.Соболева;
  • Героев Советского Союза В.Д.Кочнева, Н.В.Мамонова, М.А.Федина и Х.Н.Хайруллина;
  • полного кавалера ордена Славы М.С.Шляпникова;
  • генералов М.И.Павелкина, М.Д.Сидорова, А.М.Петрова, Л.Д.Рейно, Ф.И.Галкина, З.Ю.Кутлина;
  • летчика А.И.Плотникова (в годы Великой Отечественной войны повторил подвиг Н.Гастелло).

Руководители района, внесшие большой вклад в его социально-экономическое развитие:

  • П.М.Майоров (в 1960–1970е гг. первый секретарь Алексеевского райкома Коммунистической партии Советского Союза);
  • Р.Х.Шагимуратов (в 1964–1973 гг. председатель Алексеевского райисполкома, в 1973–1983 гг. первый секретарь Алексеевского райкома Коммунистической партии Советского Союза);
  • А.И.Демидов (в 1980–1983 гг. председатель Алексеевского райисполкома, в 1983–1990 гг. первый секретарь Алексеевского райкома Коммунистической партии Советского Союза, в 1990–2004 гг. председатель Алексеевского райсовета народных депутатов, в 1991–2004 гг. глава администрации района),
  • В.К.Козонков (в 2004–2018 гг. глава администрации района).

Образование и культура

Систему образования Алексеевского района составляют (на начало 2017 г.) 23 школы: 13 средних, 9 неполных средних, начальная, совмещенная с детским садом.

В 6 школах сохранено преподавание на татарском языке, в 1 – с чувашским, в 1 – с мордовским этнокультурными компонентами.

Также в районе действуют аграрный колледж, Детская школа искусств, Центр детского творчества, Детско-юношеская спортивная школа, 25 дошкольных и 49 учреждений культуры (районный Дом культуры, 25 сельских домов культуры, 20 сельских клубов, 3 автоклуба), 33 библиотеки (в том числе центральная и центральная детская), центральная больница, врачебная амбулатория, 44 фельдшерско-акушерских пункта, кинотеатр «Кама», 13 мечетей, 11 церквей.

Функционируют музеи: в поселке городского типа Алексеевское – Музей родного края имени В.И.Абрамова, Музей боевой славы Общества ветеранов боевых действий в Афганистане и Чечне; в селе Билярск – Историко-археологический музей, Историко-этнографический музей, Дом-музей академика А.Е.Арбузова; в селе Большие Тиганы – Музей имени С.Баттала.

Достопримечательностью района является архитектурно-культовый комплекс «Святой ключ» (также известен как «Хужалар тавы» – «Господская гора»).

В Алексеевском районе проходят культурно-массовые мероприятия различной направленности. Это и традиционные праздники (Курбан-байрам, Петров день, кряшенский Питрау, Сабантуй), и новые.

С 2003 г. ежегодно проводится фестиваль «Алексеевские перезвоны», на который собираются лучшие звонари РФ и ближнего зарубежья (в 2017 г. состоялся 15-й фестиваль).

С 2013 г. в урочище «Святой ключ» ежегодно проводится праздник «Родниковый рай», объединяющий представителей разных народов и конфессий (выступают творческие коллективы русских, татар, татар-кряшен, чувашей, марийцев; проводится конкурс чтецов Корана).

В 2013–2014 гг. в кинотеатре «Кама» прошел Алексеевский фестиваль любительского и молодежного кино, на котором демонстрировались работы алексеевских кинематографистов.

В Алексеевском районе функционирует несколько самодеятельных коллективов: народный театр «Радужная фантазия» и народный вокальный ансамбль «Русская песня» Алексеевского районного дома культуры; народный фольклорный коллектив кряшен «Бэрэнжэр» Красно-Баранского сельского дома культуры; Театр миниатюр «Кабартма» Сухокурналинского сельского дома культуры; чувашский народный ансамбль «Шусем» («Рассвет») Чувашскомайнского сельского дома культуры.

В районе издается газета «Заря» – «Таң» на русском и татарском языках (выходит с 1930 г., первоначальное название «Шагай в колхоз», с 1932 г. – «Уборочная тревога», с 1933 г. – «Нижнекамский колхозник», с 1965 г. – современное название; на татарском языке издается с 1965 г.).

Территория Алексеевского района богата археологическими памятниками (выявлено 444), датируемыми от периода каменного века до позднего средневековья. Большетиганский древневенгерский могильник (VIII– X вв., село Большие Тиганы) и Билярское городище (село Билярск) являются памятниками федерального значения.

88 археологических объектов периода мезолита и неолита, срубной (XVII – XII вв. до н.э.), ананьинской (IX– III вв. до н.э.) и именьковской (IV– VII вв. н.э.) культур, а также периода Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства расположены возле исчезнувших населенных пунктов Кошаново, Кузькино, Курман-Касы, Ледокол «Красин», Мурзиха, Нижние Кондраты, Нижний Марьян, Первомайское, Солонцы, Старая Фёдоровка, Фёдоровка, Чувашская Культура, Шалбы.

15 объектов культурного наследия находятся под охраной государства, в том числе Богоявленская церковь в селе Речное, Казанско-Богородицкая церковь в селе Балахчино, церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня в селе Новоспасск, Рождественско-Богородицкая церковь в селе Масловка, Спасская церковь в селе Большие Полянки, могила химика А.М.Бутлерова с часовней близ села Арбузов-Баран.

Тихвинская церковь, Санчурск. Кировская область, Санчурский район

Posted Втр, 09/11/2021 — 08:19

Тихвинская церковь в поселке Санчурск, или храм в честь иконы Божьей Матери Тихвинская, построена в 1761 году, и относится по архитектурному стилю к казанской школе провинциального барокко. По историческим данным этот каменный храм построен на месте более древней деревянной церкви в граде Царевосанчурске.   
Историческая особенность Царевосанчурска состояла в том, что этот град располагался на двух стратегических путях лесного Заволжья: это был Галицкий тракт (который вел из Казани в Галич-Мерский) и водный путь по Большой Кокшаге. Исторические сражения в этом краю произошли в период Черемисских войн – во второй половине 16-го века. В эти времена очень остро встал вопрос не просто военного покорения «Луговой стороны», но и просвещения местных народов в христианской вере. 

Воротынский район Нижегородской области

Posted ЧТ, 31/12/2020 — 08:58

Вверх по великой реке Волге – республика Марий Эл граничит с Воротынским районом Нижегородской области. Причем земли этого района на правом и на левом берегах Волги. На правом берегу – град Васильсурск и устье реки Сура, где в далеком прошлом было укрепленное городище горных мари, и о чем мы уже рассказывали на страницах сайта! Левый берег Волги – Заволжье – лесной и низменный, тянется от Юрино в сторону долины Керженца. Лесное Заволжье также было раньше марийским, и изобилует многочисленными озерами и болотами, существенная часть которых отмечена на сайте в междуречье Ветлуги и Керженца. Самое большое озеро Нижегородского края – Большое Плотово – также здесь!

История

До 1920 г. территория относилась к Лаишевскому, Спасскому и Чистопольскому уездам Казанской губернии, в 1920–1922 гг. находилась в одноименных кантонах, в 1922–1930 гг. – в составе Спасского и Чистопольского кантонов ТАССР.

На момент образования в Алексеевсий район входили 27 сельских советов, 60 населенных пунктов, в которых проживали 34,4 тысячи человек (русских – 29189, татар – 3627, прочих – 1606). Границы и административное деление района неоднократно менялись.

В 1940 г. его площадь составляла 1224 кв.км, численность населения – 32,4 тысячи человек, число сельских советов – 27, населенных пунктов – 50.

В 1960 г. район занимал 1325,1 кв.км, в него входили 10 сельских советов и 45 населенных пунктов.

В результате укрупнения административных единиц ТАССР 1 февраля 1963 г. Алексеевский район был ликвидирован, территория присоединена к Чистопольскому району.

4 марта 1964 г. восстановлен с включением в его состав части Куйбышевского и Чистопольского районов. Площадь Алексеевского района, по данным на 1966 г., составила 2326 кв.км, численность населения – 45,2 тысячи человек, количество поселковых советов – 1, сельских советов – 19, населенных пунктов – 89.

Часть территории района 29 августа 1977 г. отошла к Аксубаевскому району.

На 2017 г. площадь района составляла 2074,4 кв.км, численность населения – 26 тысяч человек (по переписи 2002 г.: 24,3 тысячи человек, в том числе русских – 57,5%, татар – 30,9%, чувашей – 6,5%, мордвы – 3,6%). Из них городское население – 11615 человек, сельское – 14413 человек (средняя плотность населения 12,6 человек на кв.км).

Михайло-Архангельская церковь. Вятскополянский район, Кировская область.

Posted Втр, 19/04/2022 — 11:05

Михайло-Архангельская церковь – памятник архитектуры и один из самых старинных храмов Вятского края. Строительство церкви началось в первой половине 18-го века (предположительно, что в 1722-1725 гг.), однако есть мнения, что закладка храма могла произойти раньше. В церкви основной престол посвящен архистратигу Небесных сил – святому Архангелу Михаилу, а второй —  святой великомученице Параскеве Иконийской. 

   
Первоначально храм был построен в монастырском селе Суши, которое было расположено немного выше по реке Вятке от села Вятские Поляны, но уже после распада СССР было принято решение перевезти церковь в районный центр, чтобы сохранить такое ценное достояние культуры и истории Кировской области. В настоящее время Михайло-Архангельская церковь расположена в Вятских Полянах на улице Советской, примерно в километре от центрального Никольского собора.
Исторически деревни и села Вятскополянского района входили в Казанскую епархию, (деревня Суши упоминалась в реестре населенных пунктов Вятского Успенского монастыря). Найдена официальная грамота, где казанский митрополит Сильвестр в 1728 году разрешил строительство церкви в этом селе. При этом считается, что лес по специальной технологии стали заготавливать намного раньше. Дело в том, что в стародавние времена при строительстве деревянных храмов брали «особенную» древесину, чтобы она не портилась и могла служить целые века. Обычно строители при лесозаготовках выбирали «жаровую» сосну в период сокодвижения. Период этот происходил весной в самом начале мая, когда сосны просыпались от зимней спячки, и у них начиналось движение смолы (живицы). Именно в этот момент заготавливают древесину, поскольку она пропитывается смолой, что своеобразно «консервирует» дерево, и препятствует его гниению и порче. Церкви, избы и строения из такого «жарового» леса могут стоять веками и практически не портиться. 

Климат

Для климата характерно теплое и влажное лето, умеренно холодная и относительно снежная зима.

Среднегодовая температура воздуха 3,7°С, января –12,3°С (абсолютный минимум –48°С), июля – 19,6°С (абсолютный максимум 38°С). Безморозный период длится 130–140 дней.

Количество осадков за год 510 мм, в том числе за теплый период 340 мм. Устойчивый снежный покров образуется в конце второй декады ноября, разрушается в начале второй декады апреля. Высота снежного покрова 40 см.

В целом за год преобладают ветры южного (20,2%) и западного (17,5%), зимой – южного (29,6%) и юго-западного (23,1%), летом – северного (14,8%) и западного (16,2%) направлений.

Билярский историко-археологический и природный музей-заповедник

На территории Алексеевского района располагается Билярский историко-археологический и природный музей-заповедник (создан в 1992 г., общая площадь 2470 га; основные фонды включают 75052 единиц хранения, в том числе экспонаты археологии – 74127, нумизматики – 110, этнографии – 245 и другое). В состав музея-заповедника входят историко-археологический музей и историко-этнографический музей, расположенные в селе Билярск, а также Билярское городище.

Билярское городище – остатки средневекового булгарского города Биляр – крупного политического, религиозного, культурного и торгово-ремесленного центра Волжской Булгарии.

Впервые упоминается в письменных источниках в 1164 г. под названием «Великий город» на реке Черемшан. Расцвет относится ко второй половине XII – началу XIII в. По мнению одних историков (А.Х.Халиков, Ф.Ш.Хузин и др.), Биляр с XII в. был столицей Волжской Булгарии, других (А.П.Смирнов, Р.Г.Фахрутдинов, И.Л.Измайлов и других) – вторым после города Болгар военно-политическим центром страны.

В 1236 г. разрушен войсками Батыя.

Билярское городище расположено на ровном месте, ограниченном с севера горой Балынгуз. Имело две линии укреплений (внешний и внутренний город). Длина внешних укреплений – свыше 10 км (три ряда валов и рвов), внутренних – около 5 км (два ряда валов и рвов); площадь внешнего города – 490 га, внутреннего – 130 га.

В цитадели, имевшей мощную бревенчатую ограду, находились белокаменная мечеть, кирпичные здания, некрополь, глинобитные жилища и другое.

Внутренний город был занят жилыми и ремесленными кварталами (обнаружены следы железоделательного и железообрабатывающего, меднолитейного, косторезного, стекольного и других производств). Внешний город также имел жилую и ремесленную застройки.

К внешнему городу примыкала Гончарная слобода (3 га), Балынгузское городище (остатки булгарского города XIII–XIV вв. близ деревни Горка), Горкинские (деревня Горка) и Николаев-Баранские городища.

Также на этой территории находятся природно-ландшафтные и историко-культурные памятники, кладбище с часовней-склепом А.М.Бутлерова (севернее села Арбузов-Баран), дом-музей академика А.Е.Арбузова (село Билярск), архитектурно-культовый комплекс «Святой ключ» (в 3 км к северо-западу от села Билярск; объект поклонения с IX–X вв.; в 1997 г. территория ключа благоустроена, организованы места для отдыха и совершения религиозных обрядов.).

Историко-археологические объекты музея-заповедника представляют собой уникальные образцы булгарской архитектуры середины X – начала XIII в.

Преображенская церковь

  1. /
    /
    /

Чистопольская и Нижнекамская епархия / Нурлатское благочиние

Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →) 
Престолы:Спаса Преображения, Казанской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Эклектика Год постройки:1870.Архитектор:К.А. Тон (образцовый проект)Адрес:

Республика Татарстан, Нурлатский район, с. Биляр-Озеро, ул. Зеленая, д. 40.

Координаты:
54.50585, 50.478699 Проезд:Выехать из Нурлата в западном направлении, по автодороге на Кошки и Самару. Через 20 км после перекрестка с круговым движением на выезде из города повернуть направо в село Биляр-Озеро. Через 1 км церковь будет справа от дороги, после школы.

Терентий
7 сентября 2020

Терентий
7 сентября 2020

Терентий
7 сентября 2020

Терентий
7 сентября 2020

Вид с северо-востокаВалерий Долженко
6 октября 2013

Терентий
1 июля 2013

Терентий
1 июля 2013

Терентий
1 июля 2013

Терентий
7 сентября 2020

Терентий
7 сентября 2020

Ярус звона колокольниВалерий Долженко
6 октября 2013

Терентий
1 июля 2013

Терентий
1 июля 2013

Церковный колодецВалерий Долженко
6 октября 2013

Яндекс-карты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps

дороги

  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Статью добавил(а): Терентий, 
3 июля 2013

В селе Биляр-Озеро, возникшем в начале XVIII века, всегда соседствовали поселения русских и чуваш. Достоверно известно, что приход здесь существовал еще с конца XVIII века. Действующая сейчас деревянная церковь в честь праздника Преображения Господня была построена на средства прихожан в 1870 году. Придел в честь Казанской иконы Божией Матери был пристроен к храму в 1904 году. Закрытый в 30-е гг. XX века храм был возвращен Православной Церкви в 1990 году. Тогда же были произведены реставрационные работы. Композиция небольшой Преображенской церкви выполнена по образцовому проекту Константина Тона, отражающему классицистическое направление эклектики в архитектуре второй половины XIX в.Настоятель — иер. Сергий Егоров.

С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.

Дополнение. По всей видимости, на сайте Татарстанской митрополии РПЦ ошибка. По многочисленным свидетельствам после своего закрытия в 30-е годы храм был вновь открыт после войны. В 1957 году церковь уже действовала. См. раздел «комментарии».

Статью добавил(а): Гранковский Владимир, 
19 мая 2014

Архитектурное описание. Церковь относится к типу восьмерик на четверике с шатровым завершением и главкой на глухом барабане. Трапезная прямоугольная в плане. Трехъярусная невысокая колокольня завершена шатром с главкой на барабане. Окна церкви обрамлены резными наличниками. Фасады трапезной и апсиды декорированы треугольной аркатурой, опирающейся на декоративные пилястры. Эклектика.

Из каталога-справочника «Республика Татарстан: Памятники истории и культуры». г.Казань. Издательство «Эйдос». 1993 г.

Музеи Нурлата

Музеи Нурлата представлены с отзывами, описаниями и открытой контактной информацией. Вы также можете написать свой отзыв!

Критерии поиска:

Найдено: 1 достопримечательность

Сортировать:

  • удаленность
  • рейтинг

Вид таблицей

Вид списком

Региональный музей истории Закамья и города Нурлат открыт в июне 2002 года. Музей занимает второй и часть третьего этажа Городского Дворца культуры. Ранее именовался как историко-краеведческий музей Нурлатского района. С декабря 2003 приобрёл статус Регионального музея истории Закамья и города Нурлат. Фонды музея содержат более 8 тысяч экспонатов, который рассказываю историю края и его жителей. Информация

Нурлат, ул. Школьная д.3

До центра: 487 м.

По вашему запросу результатов не найдено. Попробуйте изменить условия фильтрации

Места на карте

Доступна мобильная версия сайта

Старейшее интернет-издание для деловых путешественников, представляющее информацию, необходимую для планирования командировок, отпусков, всевозможных путешествий и поездок. На сайте представлена информация по разделам: города и страны, регионы, села и поселки, посольства, авиа и жд расписания, такси, гостиницы, отели, пансионаты, хостелы, мини-гостиницы, рестораны, кафе, клубы, сауны, театры, музеи и многое многое другое. Подробнее

Следи за нашими новостями и обсуждай наш проект на:

Добавить музей, театр, выставочный центр, галлерею, памятник, промышленной предприятие, церковь, мемориал и др.

26.08.2021 Открываем новый раздел Предприятия! Будем размешать информацию о компаниях, куда ездят в командировки! Читать далее

Командировка.ру, 2000 – 2021, 18+

Используется собственная классификация гостиниц, которая может отличаться от государственной классификации объектов туристской индустрии.

Рельеф

Алексеевский район занимает центральную часть Заволжской низменности. Рельеф представляет собой слабо приподнятую волнистую равнину с общим уклоном на северо-запад и север. Поверхность осложнена эрозионно-денудационными уступами и склонами, большей частью слабо выраженными.

Преобладающие высоты 100–140 м. Минимальная высота 53 м – урез Куйбышевского водохранилища. Наибольшая высота находится на юге района на водоразделах рек Актай, Малый Черемшан и Шентала.

Вдоль Камского побережья на северо-запад и в бассейне реки Курналка развита овражно-балочная сеть, проявляются карстовые явления в виде провальных воронок.

Село Сорвижи, Троицкая церковь. Арбажский район, Кировская область.

Posted ПТ, 28/05/2021 — 08:07

На красивых горах и холмах Вятского вала расположено историческое село Сорвижи. Это высокий правый берег Вятки на дороге между Советском и Котельничем, в древности дорога эта называлась торговый Казанский тракт, так как вела из Казани через Алаты, Уржум, Кукарку в центр Вятского края – город Вятку. 
В стародавние времена был тут дремучий лес, где промышляли звериным ловом и рыбалкой вотяки и черемисы. Примерно полтысячи лет назад с севера в этот край стали проникать русские переселенцы со стороны Новгорода и Костромы. Очень часто тут обосновывались беглые люди, дикий край, почти граница Руси с нерусью, а дальше на восток – бескрайняя тайга до Урала и Сибири.
По холодности климата и из-за бедности земли многие промышляли тут разбойным ремеслом. Так случилось и здесь: обосновался у подножья горы в глухом логу лихой человек по имени Сорви-голова, собрал он свою ватагу и стал промышлять разбоем на Вятке-реке, и на Казанском тракте. Много в те годы шалил здесь воровской народ, буквально недалеко на Вятке есть место под названием Разбойный бор (соседнее село).
На высокой горе следили дозорные – не пойдет ли по Вятке караван купеческих ладей. Если видели они такое, то по условному сигналу быстро спускались к реке, где на быстрых лодках окружали несчастных купцов, и грабили их суда. Всякое случалось под разбойничий посвист, много грехов было на Сорви-голове. Но под старость одумался он, покаялся, и решил замолить грехи перед Господом.
На награбленные деньги решил он построить на этой горе большой и красивый храм из камня, а другую часть награбленного добра раздать бедным да нищим людям.
От имени этого разбойника и пошло сперва название горы – Сорвижская, а потом и основанного тут села. А второе название селу было по имени храма – Троицкое.

История

Свое нынешнее название Бикүле получила, видимо, по месту расположения. Бикүле (перевод из тюркского «би» — степь, «күл» — озеро).

Первые упоминания населённого пункта ведут к 1560—1600 годам. По предположениям, основоположниками деревни являются беженцы — татары, сбежавшие от натиска русских в период крещения. Интересным фактом является то, что деревня с 1710 года в разных источниках упоминается под названием «Абдрахманово». Жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, изготовлением гнутой мебели и корзин. В дореволюционных источниках национального архива Республики Татарстан, село также упоминается как «Абдрахманово» и описывается как большое село, которое занимает всю площадь из нынешнего местонахождения села до реки Черемшан (покрывая нынешнюю деревню «Кривое Озеро»). Из этого следует, что площадь села была большой. Так же в источниках упоминается о крупном пожаре, впоследствии которого, видимо, деревня поделилась на две части (нынешнее Кривое Озеро и Степное Озеро).

В сравнении с другими населениями волости, жители Степного Озера тогда стали жить очень бедно. Основное ремесло — земледелие и животноводство. Согласно работе Лаврского К. В. в 1883 году в деревне насчитывалось 282 хозяйства, 56 которых не имели даже ни одной лошади (21,3 %). Например: (по статистике Лаврского) в деревне в среднем в хозяйстве имели 1,1 лошади. Жизненный уровень населения деревни был низким: в волости средний показатель продажи зерна 90,1 центнера, а для жителей деревни — 54 ц. Долг государству жителей Степного Озера был самый большой: 10 777,94 рублей, а в других населенных пунктов около 300 рублей.

Мечеть 1905 года постройки

Революционные преобразования и период коллективизации прошли сравнительно мирно. Все земли, которые принадлежали князю Оболенскому, были отданы местным крестьянам. В 1924 году Степное Озеро вышло из состава Егоркинской волости. В 1926 году их вместе с близлежащими деревнями объединили в колхоз им. Ленина, а потом переименовали в колхоз им. Мусы Джалиля.

Открытие новой мечети на месте сгоревшей в 2010 г

После ликвидации волостей и создания более крупных административно-территориальных единиц — районов, Степное Озеро вошло в состав Октябрьского района ТАССР (с 10.12.1997 года — Нурлатский).

Биляр-Озеро, Нурлатский район республики Татарстан

Posted ПТ, 08/10/2021 — 13:14

Биляр-Озеро – пойменное озеро в долине реки Большой Черемшан и название села, которое расположено на этом озере в Нурлатском районе Татарстана. Местные чуваши называют это озеро Пÿлeр кÿл, что в переводе означает Прозрачное (чистое) озеро. 

   
 По местным преданиям чуваши переселились сюда в середине 17-го века из-под нынешнего Билярска, в то время эта территория была еще не освоена и не заселена людьми. Они взяли с собой на старое название родного города «Биляр», что по-чувашски звучало как «Пÿлeр», и назвали так чистое озеро, где они решили основать свое селение. Надо отметить, что древние предки чувашей – сувары – более тысячи лет назад также жили в окрестностях города Биляр, но потом массово ушли на правый берег Волги, так как не хотели принимать ислам. Практически до конца 19-го века значительная часть чувашей держалась язычества.

Мечеть

В дореволюционное время функционировало 3 соборные мечети (из которых 2 насильственно были переделаны в клуб и подсобное учреждение), 2 медресе, ветряная мельница, 2 крупообдирки, 6 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2109 десятин. Исторический факт заключается в том, что в селе за всю свою историю существования жили только татары и население было крайне религиозным. После урезания минарета первой мечети, сельчане для ликвидации исполнителей подготовили ловушки на минарете второй мечети. Таким образом было совершено убийство двух приезжих исполнять указание. А также, за ночь до этого события, вся религиозная литература, которая находилась в мечети была вынесена неким Туктаргали и спрятана. Несмотря на все усилия, жителям удалось сохранить лишь одну мечеть 1905—1906 года постройки, которая сгорела 3 сентября 2010. По утверждениям некоторых постояльцев мечети, в этой мечети хранился архив. Который так же был утерян во время пожара.

После полного сгорания столетней мечети начался сбор средств на строительство новой мечети. Сельчанам собственными силами удалось собрать необходимое количество денег и построить новую мечеть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: