Марий эл достопримечательности фото природа горномарийского района

Река илеть, марий эл - от истока до устья | марийские лесоходы

Интересные и необычные места

Перечень:

  • Священная белая роща. Марий Эл, достопримечательности которой связаны с уникальной культурой марийцев, сохраняет кюсото, Священные рощи, где местное население совершает богослужения. В республике сохранено около 600 кюсото. Одна из них находится в Сернурском районе недалеко от деревни Нурсола. Марийцы оскорбляются, когда их называют язычниками, поэтому в ходу другой термин – Вера Предков.
  • Озеро «Морской глаз». В Волжском районе республики недалеко от села Шарибоксад находится озеро, имеющее практически овальную форму. Глубина озера около 40 м, расположено оно на горном склоне. По происхождению оно карстовое, имеет соединения с пустотами, расположенными под землей. Цвет воды в озере необычный – зелено-голубой.
  • Озеро Табашинское. На севере Марий Эл в Оршанском районе размещено самое глубокое карстовое озеро. Другое название озера — Зрыв, площадь его 26 га, глубина около 170 м. Вытекающая из Табашинского озера река Пижанка дает основание полагать, что оно подпитывается подземными источниками. Прозрачность воды обеспечивает видимость до 8 м.
  • Источник Марьян Памаш. На границе с Вятской областью в Сернурском районе Марий Эл находится урочище Марьян Памаш, богатое родниками и ключами с чистейшей водой. Место это труднодоступное, даже местные жители здесь бывают не часто. Живительная сила здешней воды снимает усталость, очищает организм, стимулирует работу его систем и органов.
  • Озеро Яльчик. На юге Марий Эл расположено самое большое озеро республики – Яльчик, площадью порядка 160 га. Форма его сложная, состоящая из лопастей. Природа образования – карстовая. Озерные берега извилистые. Благодаря деятельности карстовых пород, находящихся под водой, иногда происходят обрушения побережья, за счет чего площадь озера увеличивается.

Где живут

Более 50% марийцев проживает на территории Республики Марий Эл, где составляет 41,8% ее населения. Республика является субъектом Российской Федерации и входит в состав Приволжского федерального округа. Столица региона — город Йошкар-Ола. Основная зона проживание народности — зона междуречья Ветлуги и Вятки. Однако в зависимости от места расселения, языковых и культурных особенностей выделяют 4 группы марийцев:

  1. Северо-западные. Живут за пределами Марий Эл, на территории Кировской и Нижегородской областей. Их язык существенно отличается от традиционного, однако собственной письменности у них не существовало вплоть до 2005 года, когда вышла первая книга на национальном языке северо-западных марийцев.
  2. Горные. В современности малочисленны — порядка 30-50 тысяч человек. Обитают в западной части Марий Эл, преимущественно на южном, частично на северном берегах Волги. Культурные отличия горных марийцев стали формироваться еще в X-XI веках, благодаря тесному общению с чувашами и русскими. Имеют собственный горномарийский язык и письменность.
  3. Восточные. Значительная по численности группа, состоящая из переселенцев луговой части Волги в Приуралье и Башкортостан.
  4. Луговые. Самая значительная по численности и культурному влиянию группа, проживающая в Волго-Вятском междуречье в Республике Марий Эл.

Две последние группы часто объединяют в одну из-за максимальной схожести языковых, исторических и культурных факторов. Они образуют группы лугово-восточных марийцев с собственным лугово-восточным языком и письменностью.

Абашевский курган

В районе много археологических памятников, например, Пепкинский курган (д. Пепкино), который в 1960 году стала исследовать экспедиция Казанского университета под руководством известного археолога профессора А.Х. Халикова. Пепкинский курган – это уникальнейший археологический памятник абашевской культурно-исторической общности (II тыс. до н.э). Племена абашевцев были древние скотоводы степной полосы, занимающие в эпоху бронзы обширные территории Подонья, Приуралья и Среднего Поволжья. В более позднее времена курган стал священным родовым местом у горных марийцев. 
Хотя в настоящее время большинство горных мари исповедуют православие, однако на территории района сохранились священные рощи (кюсото) и сакральные места марийской языческой религии. Про несколько священных мест около Васильсурска мы уже написали в отдельной статье про град Василь в устье Суры. Одно из таких сакральных мест находится на указанном Пепкинском кургане. 

До наших дней почитается священная Липа около деревни Сарапаево. Липа у мари считается «женским» деревом, поэтому тут обычно молятся девушки и женщины – для помощи в будущем браке или рождении ребенка. В древности священное место располагалось около села Сумки, сейчас деревьев в этой роще не осталось, но бьёт святой источник, куда за водой приезжают даже из соседних населенных пунктов.

История

Предки марийской народности начали освоение современной Волго-Вятской территории в начале первого тысячелетия новой эры. Они мигрировали из южных и западных областей на Восток под давлением агрессивных славянских и тюркских народов. Это привело к ассимиляции и частичной дискриминаций пермян, исконно обитавших на этой территории.

Часть марийцев придерживается версии, что предки народа в далеком прошлом пришли на Волгу из Древнего Ирана. После произошла ассимиляция с живущими здесь племенами финно-угров и славян, однако самобытность народа частично сохранилась. В пользу этого говорят исследования филологов, отмечающих, что в марийском языке есть индоиранские вкрапления. Особенно это касается древних молитвенных текстов, которые практически не менялись на протяжении веков. К VII-VIII столетию прамарийцы сдвинулись севернее, заняв территорию между Ветлугой и Вяткой, где и обитают до сегодняшнего дня. В этот период серьезное влияние на формирование культуры и менталитета оказали тюркские и финно-угорские племена. Следующий этап истории черемисов относится к X-XIV векам, когда ближайшими их соседями с запада оказались восточные славяне, а с юга и востока — волжские булгары, хазары, а затем и татаро-монголы. Долгое время народ мари находился в зависимости от Золотой орды, а затем и от Казанского ханства, которым платил дань пушниной и медом. Часть марийских земель находилась под влиянием русских князей и, по свидетельствам летописи XII столетия, также облагалась данью. На протяжении веков черемисам приходилось лавировать между Казанским ханством и русскими властями, которые пытались привлечь народность, чья численность на тот момент составляла до миллиона человек, на свою сторону. В XV веке, в период агрессивных попыток Ивана Грозного свергнуть Казань, горные марийцы перешли под власть царя, а луговые поддерживали ханство. Однако, в связи с победой русских войск, в 1523 году земли вошли в состав Государства Российского. Однако название племени черемисов не зря означает «воинственный»: уже в следующем году оно взбунтовалось и свергло временных правителей до 1546 года. В дальнейшем еще дважды вспыхивали кровопролитные «черемисские войны» в борьбе за национальную независимость, свержение феодального режима и устранение русской экспансии. Следующие 400 лет жизнь народа протекала относительно спокойно: добившись сохранения национальной аутентичности и возможности исповедовать собственную религию, марийцы занимались развитием сельского хозяйства и ремесел, не вмешиваясь в общественно-политическую жизнь страны. После революции была образована Марийская автономия, в 1936 — Марийская АССР, в 1992 году ей присвоили современное название Республика Марий Эл.

Известные марийцы

Один из самых известных марийцев — актер Олег Тактаров, сыгравший в фильмах «Вий» и «Хищники». Во всем мире его знают и как «русского медведя», победителя жестоких боев без правил UFC, хотя на самом деле его корни ведут к древнему народу мари.

Живое воплощение настоящей марийской красавицы — «Черный ангел» Varda, чья мать была по национальности марийкой. Она известна как певица, танцовщица, фотомодель и обладательница соблазнительных форм.

Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.

Мольбища

В день Преполовения (на 25 день после Пасхи) местные мари ходят в мольбище “Омыклиды”. Оно находится на берегу Волги (место: Вахня лидышты), на луговой. В настоящее время тут построена «часовня» из красного кирпича. Очень часто культовые места в Марий Эл несут элементы двоеверия (синкретизма): встречаются языческие и христианские символы, поэтому не стоит удивляться, например, иконе Николая Чудотворца в священной роще.

Мольбище “Омыклиды”. Источник фото: komanda-k.ru

Ещё одно мольбище “Кывагарем” находится у деревни Йактансола. Священная роща лежит в небольшой лощине, среди зарослей кустарников и деревьев, там стоит деревянный столбик с прикреплённой «часовенкой», изготовленной из металла. Около неё установлен стол для жертвоприношений. Мари приходят сюда обычно для лечения кожных заболеваний: фурункулов, нарывов, опухолей и порчи, при зубной боли.

Язык

Лугово-восточный марийский язык, являющийся, наряду с русским и горномарийским, государственным в Республике Марий Эл, входит в большую группу финно-угорских языков. А также наряду с удмуртским, коми, саамским, мордовским языками входит в малую финно-пермскую группу. Точных данных о происхождении языка нет. Считается, что он сформировался в Поволжье еще до X столетия на базе финно-угорских и тюркских диалектов. Значительные изменения он претерпел в период вхождения марийцев в состав Золотой Орды и Казанского каганата. Марийская письменность возникла достаточно поздно, лишь во второй половине XVIII века. Из-за этого нет никаких письменных свидетельств о быте, жизни и культуре марийцев на всем протяжении их становления и развития. Алфавит был создан на основе кириллического, а первый сохранившийся до наших дней текст на марийском относится к 1767 году. Его создали учившиеся в Казани горномарийцы, а посвящен он был приезду императрицы Екатерины Второй. Современный алфавит был создан в 1870 году. Сегодня на лугово-восточном марийском языке издается ряд национальных газет и журналов, его изучают в школах Башкирии и Марий Эл.

Религия

Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохранилась традиционная религия мари, которая является официально зарегистрированной. Ее исповедует около 6% марийцев, однако ритуалы соблюдают многие. Народ всегда толерантно относился к другим вероисповеданиям, поэтому и сейчас национальная религия соседствует с православием. Традиционная религия мари провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога. Согласно легенде, он поручил злому духу Йыну вынуть из Мирового океана кусок глины, из которой Кугу-Юмо сделал землю. Свою часть глины Йын бросил на землю: так получились горы. Из этого же материала Кугу-Юмо сотворил человека, а душу принес ему с неба.

Всего в пантеоне насчитывается порядка 140 богов и духов, однако особо почитают лишь некоторых:

  • Илыш-Шочын-Ава — аналог Богоматери, богиня рождения
  • Мер Юмо — управляет всеми мирскими делами
  • Мланде Ава — богиня земли
  • Пурышо — бог судьбы
  • Азырен — сама смерть

Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева.

Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта — аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.

Посетить городок Остапа Бендера

Ещё одна интересная локация на Волге — городок Козьмодемьянск: считается, что именно он стал прототипом города Васюки из романа «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова. По крайней мере, в этом точно уверены все местные жители. Хотя право называться Васюками оспаривает ещё и посёлок Васильсурск в Нижегородской области, который сам по себе гораздо менее интересен.

Во многом именно благодаря Ильфу и Петрову Козьмодемьянск всегда был едва ли не самым туристическим городом республики, — сюда путешественники приезжали задолго до того, как «облагородили» Йошкар-Олу. На первый взгляд он похож на деревню, правда, очень ухоженную и в любой момент готовую принимать гостей: зелёные улицы, нарядные церкви, низенькие домишки с резными ставнями.

В городе открыто несколько по-настоящему интересных музеев. Художественно-исторический музей имени Александра Григорьева называют Малой Третьяковкой за богатую (особенно для провинциального городка!) коллекцию: в музейных залах выставлены полотна Айвазовского, Коровина, Кандинского, Левитана, Крамского, Поленова. Музей купеческого быта, расположенный внутри красивого деревянного особняка небесно-голубого цвета, кропотливо воссоздаёт обстановку давно ушедшей эпохи и рассказывает о том, чем занимались жители Козьмодемьянска в прошлые века (кстати, вся мебель и предметы быта подлинные). Самый молодой музей в городе — Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера. Посвящён он, конечно же, творчеству писателей, прославивших Козьмодемьянск.

Отдельного внимания заслуживает масштабный Этнографический музей под открытым небом. По сути, это небольшая деревня, в которой воссозданы быт, хозяйство и культура горных марийцев. Постройки деревни (жилые дома, мельница, кузница, баня, амбары) были перенесены сюда в 1983 году из зоны затопления Чебоксарского водохранилища. Кстати, в этом музее можно вести себя как хочется: трогать экспонаты руками, забираться на брёвна, качаться на качелях. Как в обычной деревне, одним словом.

Добраться в Козьмодемьянск из Йошкар-Олы можно на рейсовом автобусе или же с однодневным экскурсионным туром.

Музеи под открытым небом

Такие этнографические комплексы есть уже во всех регионах России. Не исключение и Марийская Республика. Здесь можно поближе узнать об истории и культуре этого загадочного народа, познакомиться с их эпосом и отведать национальных кушаний.

Этнографический музей в Козьмодемьянске

Адрес: Промышленная ул., 2, Козьмодемьянск.

Музей этот создавался с целью сохранения предметов старины и традиций горных мари. Открылся он в 1983 г. Примечательно, что многие старинные здания были перевезены сюда из Чебоксар в разобранном виде. Благодаря этому, они сохранились, в то время как другие их современники ушли под воду при запуске Чебоксарской ГЭС.

Экспозиция музея — это 60 зданий различного назначения и более 7000 экспонатов. Многие дома построены без единого гвоздя. Кроме этого, в музее разыгрываются представления. Посетителям предлагается познакомиться со свадебными и похоронными обрядами, послушать игру на гуслях и изучить все стороны крестьянского быта.

В тему — Достопримечательности Козьмодемьянска

Музейный комплекс Старая усадьба

Координаты: Моркинский район, Шоруньжа, ул. Школьная, 13.

Находится он в Моркинском районе, в деревне, носящей название Шоруньжа. Попадая сюда, словно проваливаешься в прошлое. Даже речь произносится на старинном, уже позабытом, языке. Время здесь течет неторопливо, не поддаваясь бегу, охватившему весь цивилизованный мир.

Жители деревни ведут непривычный для нас образ жизни и носят национальные марийские одежды. Здесь обитают рыболовы и собиратели, животноводы и огородники, а еще искусные кулинары.

Ни один посетитель не уйдет отсюда, не попробовав гастрономических изысков мари: закрытый мясной пирог — Балеш, щавелевый суп, медовуху и, конечно же, Иван-чай. Деревня окружена священными рощами, в которых регулярно проводят молебны и почитают саму мать-Природу.

Побывав в Марий Эл, уже невозможно оставаться тем самым человеком, как раньше. Дает о себе знать тесная связь с природой, в объятиях которой проведено столько времени. Уже через некоторое время начинает не хватать свежего лесного воздуха и бескрайних просторов. Уезжая домой, путешественники оставляют здесь частичку души и надежду обязательно вернуться.

Культура

Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент — шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам.

Существовал и специальный танец-очищение от злых духов. В нем принимали участие тройки, состоящие из двух парней и девушки, иногда в гуляньях участвовали все жители поселения. Один из его характерных элементов — тывырдык, или дробушка: быстрое синхронное движение ногами на одном месте.

Численность

Численность марийцев, по данным переписи 2010 года, составляет более 574 тысяч человек. Большая часть из них, 290 тысяч, проживает в Республике Марий Эл, что в переводе означает «край, родина марийцев». Чуть меньшая, однако самая крупная община за пределами Марий Эл находится в Башкирии — 103 тысячи человек.

Оставшаяся часть марийцев населяет в основном регионы Поволжья и Урала, живет по всей Россией и за ее пределами. Значительная часть проживает в Челябинской и Томской областях, Ханты-Мансийском АО. Наиболее крупные диаспоры:

  • Кировская область — 29,5 тыс. чел.
  • Татарстан — 18,8 тыс. чел.
  • Удмуртия — 8 тыс. чел.
  • Свердловская область — 23,8 тыс. чел.
  • Пермский край — 4,1 тыс. чел.
  • Казахстан — 4 тыс. чел.
  • Украина — 4 тыс. чел.
  • Узбекистан — 3 тыс. чел.

Марий Эл Горномарийский район

Один из 14 районов, расположен в юго-западной части республики на правом и левом побережьях Волги, занимает северную окраину Приволжской возвышенности. По Горномарийскому району протекают реки Сура, Сумка, Юнга, Малая Юнга, Сундырь, впадающие в Волгу.

Луговая сторона района на левом берегу Волги — это равнинная часть района. Здесь много лесов, озер и рек, которые несут свои воды в Волгу.

Горная сторона района расположена на правобережье Волги — это обширная возвышенность. Здесь холмистая местность, изрезанная реками и оврагами.

Население Горномарийского района составляет 23027 человек, территория — 1716,2 кв. км. Административный центр — город Козьмодемьянск республиканского подчинения, был основан в 1583 году как город-крепость.

В Козьмодемьянске находится красивейший Собор Смоленской Иконы Божией Матери:

В Горномарийском районе установлен памятник Акпарсу, горномарийскому национальному герою:

Недалеко от памятника лежит большой камень, на котором высечены слова:

«Для каждого человека место, где он родился, его отчий дом кажется центром всей вселенной. И весь мир вращается вокруг него. Для горномарийца — это горный край, земля Акпарса. Этот перекресток является географическим центром Горномарийского района…

Отправляясь в дальнюю дорогу, прикоснитесь к этому камню, пожелайте себе удачи в пути, в далеких краях. И сила притяжения земли горномарийской поможет вам  возвратиться на родную землю.»

Солнечные часы показывают истинное местное время:

О назначении и устройстве солнечных часов можно узнать из таблички с надписью, установленной на циферблате часов:

Устроить тур по колоритным деревням

Деревни, в которых время словно остановилось в прошлом столетии, пожалуй, вообще самое интересное, что есть в Марий Эл. Конечно, идеальный сценарий отпуска — это поехать на автомобиле по самым колоритным поселениям, которые удастся отыскать на Гугл-картах, останавливаться у местных — спать на печи, пить парное молоко и ходить в баньку, слушать пронизанные мистическими деталями сказания, становиться свидетелями обрядов, оставшихся с незапамятных времён.

Особенно повезёт тем, кто попадёт на марийскую свадьбу. Действо это весьма красочное: все гости обязательно приходят в традиционных нарядах — с орнаментальной вышивкой, монисто, красным кушаком или поясным полотенцем. Повезёт, если кто-нибудь притащит деревянный настил: тогда марийцы будут задорно танцевать «марийские топотушки». Ещё в третью субботу июня в Марий Эл отмечают Пеледыш пайрем — «праздник цветов». Это наследие советских времён: торжество было создано на замену традиционным марийским празднованиям, но в итоге прижилось — карнавал и импровизированные выступления проводятся по всей республике до сих пор.

Если же вам хочется настоящего сельского хардкора, напроситесь уйти с пастухами пасти стадо. Занятие почти на целый день, встать придётся в 5 утра, зато яркие впечатления, ровный загар и память о бескрайних марийских лугах вам обеспечены.

Сегодня многие деревни Марийской республики известны среди туристов. Например, в крохотном селе Визимбирь жители уже давно принимают гостей, — это место зовётся «Марийская Швейцария» из-за впечатляющих видов, густых высоких лесов и миниатюрных домиков на окружающем зелёном полотне. Для многих жителей Визимбиря родным языком является марийский, и между собой они общаются в основном именно на нём. Они стараются сохранять свои традиции: носят национальную одежду, готовят в печи, топят баню, и всё это можно с ними разделить любому приезжему.

В деревне Алёшкино открыт Музей быта коренных марийцев. Посетить его будет интересно: в России об этой народности мало кому известно. Почему-то принято думать, что марийцы — это почти что татары, обязательно черноволосые и с раскосыми глазами, в то время как этнически жители республики — финно-угры, то есть они куда ближе финнам, эстонцам, карелам, венграм. Там же, на берегу реки Арда, кстати, находится неплохой туристический комплекс «Раздолье», оформленный с марийским колоритом, с фермой, деревенской кухней и сауной.

В посёлке Сернур (он известен главным образом тем, что здесь в детстве жил поэт Николай Заболоцкий) находится достаточно известный в республике сыродельный завод. Несколько лет назад на предприятии произошёл ребрендинг, после чего помимо рядового «Российского» сыра здесь начали производить и «заграничные» сорта: камамбер, грюйер, рикотту, халумис, моцареллу, буррату, брынзу, причём не только из коровьего, но и из овечьего и козьего молока. По вкусу сернурские сыры практически не уступают «санкционке», занимая призовые места на международных конкурсах. В Йошкар-Оле есть фирменный магазин Сернурского завода, но ведь куда интереснее воочию увидеть производство.

Деревня Сардаял, в принципе, мало изменилась с советских времён: здесь и сегодня мало у кого есть интернет и спутниковое телевидение, на окнах не увидеть пластиковых стеклопакетов, почти у всех жителей есть огороды, куры, коровы и свиньи. Однако сардаялцы всегда рады гостям и стараются активно развивать туризм в своей деревне, ведь для многих городских жителей село — это настоящая экзотика, а для некоторых — тёплые воспоминания о поездках к бабушке на лето. Пару лет назад в Сардаяле впервые провели фестиваль «Кружок» — с рейвом в полях, концертом в школьном спортзале, ужином у костра и трансфером на грузовиках. Сегодня местные проводят летние лагеря выходного дня, разрабатывают интересные маршруты по Сардаялу и окрестностям и составляют списки вроде «Топ вещей, которые нужно сделать в Сардаяле», куда входят пункты «проснуться на сенокосе под пение петухов», «выгулять овец и не растерять их», «собрать синей глины с оврагов» и «попариться в деревенской баньке».

В марийской глубинке вы всегда можете поддержать местного производителя и купить предметы народного промысла: прекрасную марийскую вышивку — красный или чёрный орнамент по белой ткани со скрытыми языческими символами, изделия из бересты, валенки, картины из шерсти или изделия из морёного дуба.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: