Традиции марийцев

Переселение татар к марийцам

Марийцы задумали пригласить в своё селение татар, чтобы они помогли расчистить земли для полей и лугов, и чтобы научили их вести сельское хозяйство. Свои «лесные товары» марийцы вывозили на большие базары и ярмарки, которые проводились в селе Большая Атня, которое в то время было волостным центром в Казанской губернии. Большая Атня стояла на Алатском тракте, поэтому тут во все времена была бойкая торговля, соответственно, в ярмарочные дни здесь собирались татары, марийцы и русские. На одном таком базаре (как говорит татарское предание) марийцы познакомились с татарами из деревни Кумыгыржа (Кумысная), и пригласили их переселиться в свою деревню. Большим преимуществом такого переселения было то, что вокруг были незанятые земли, а также то, что на период росчисти пашни от леса жители селения практически освобождались от налогов на срок от 15 до 25 лет. 

Фото:  Хамидуллин Динарт

Татары согласились, и в 1762 году пять семей из деревни Кумыгыржа (а также одна семья из деревни Серде) переехали в Марийский край. Официально селение было записано в казенных документах как Свободные ключи, но татары сохранили своё родное название – Кумыгыржа, а мари называли Чодраял (то есть, Лесная деревня). Место оказалось довольно удачным, жители корчевали лес, поваленные деревья и ветки поджигали, и прямо по золе сажали рожь, овес, ячмень и другие культуры. Земля, удобренная золой, давала большие урожаи. Кроме этого селяне занимались охотой, бортничеством, жгли березовый уголь, гнали смолу и дёготь, собирали лыко, грибы и ягоды. Близость Алатского тракта позволяла «товарные» излишки продавать или обменивать на нужные в хозяйстве вещи. Трудолюбие и природная смекалка позволили татарам за 20 лет расчистить большие участки земли для полеводства и разведения скота. Это привлекло сюда ещё несколько татарских семей со старой родины, население быстро росло — уже к началу XIX века в деревне проживало около ста человек. Наличие «дармового» леса позволяло строить избы, хлева, амбары и другие хозяйственные постройки.

Местные и их верования

Марийцы-селяне старшего и среднего поколений действительно во многом остались многобожниками, но на деле все осложняется христианизацией, которая идет здесь уже четыреста лет. Формально все или почти все являются христианами, и вопрос об обратном даже не обсуждается.

К примеру, мой дед часто упоминает о том, что они — христиане, причем самые настоящие христиане, более настоящих во всем мире нет. Что не мешает ему после службы в церкви пойти молиться в священную рощу Кӱсото и даже приносить там жертвы в виде птицы и баранов. То есть мы имеем дело с типичным двоеверием: христианство сверху и лютое почитание старых богов внутри.

Как видно, противоречие жесткое и даже шизофреничное, но за столетия его удалось преодолеть. Молясь верховному божеству, которое носит имя Ош Кугу Поро Юмо (Белый Великий Добрый Юмо), или просто Юмо, марийцы верят, что это — тот же христианский Бог, просто у них он немножечко свой. А упоминания жертвоприношений в самой Библии довольно мощно укрепляет их в вере, что Господь очень любит баранье мясо и блины. В этом смысле местные двоеверцы похожи на кастанедовских индейцев яки, которые поклонялись Деве Марии, Иисусу и поедали священный галлюциногенный пейот, искренне считая, что ничего более христианского в мире просто не существует.

Священная роща, как правило, выглядит как небольшой лес, оставленный прямо посреди урожайного поля.

При этом существует и немногочисленная группа так называемых «чимари», то есть абсолютных и непререкаемых язычников, которые отвергают любую связь с христианством, принципиально не крестятся и негативно относятся ко всему, что навязано русскими иноверцами. Они стараются сохранить обряды и религию, которую называют «Марий йӱла», и в целом очень скрытны. Таких я встречал довольно редко, они есть и среди моих родственников, но по причине того, что я не владею марийским, их отношение ко мне, мягко говоря, специфическое.

В целом, марийцы не такие уж ксенофобы, они скорее мизантропичные космополиты и в равной степени не любят всех подряд вне зависимости от расы, веры и так далее. Разумеется, кроме жителей соседних деревень — тех они не любят гораздо сильнее. Но что касается религии, все довольно жестко и безальтернативно: не будучи чистокровным марийцем, попасть в священную рощу, например, почти невозможно.

Религия

Марийская культура настолько самобытна, что у этого народа есть собственная официально зарегистрированная религия. Ее устоев придерживаются всего 6% представителей данного этноса, а вот ритуалы соблюдают почти все черемисы. Марийцев называют последними язычниками Европы. И это не зря: до сих пор они верят, что предки мари произошли с другой планеты. Из созвездия Гнезда на Землю прилетела уточка и снесла два яйца, из которых вылупились братья Добро и Зло.

В основе религии – природа. Верховное божество – Ош Поро Кугу Юмо, а далее боги делятся по стихиям: огня, воды и леса. Самые почитаемые:

  • богиня рождения Илыш Шочын Ава;
  • бог морей Мер Юмо;
  • покровительница земли Мланде Ава;
  • бог судьбы Пурышо;
  • смерть Азырен;
  • злые духи – Керемета и Вувета.

Интересная традиция марийцев – осенний праздник, на который со всего края съезжаются черемисы, чтобы совершить всемарийское моление. Рощу каждый год определяет жрец Карт. Люди приносят с собой уток или гусей – это пурлык, или жертвоприношение. Подходит птица для моления или нет, определяет все тот же жрец. Он просит у нее прощение и окуривает дымом в знак освящения и уважения духу огня.

Моления в роще начинаются только под ритмичные удары Карта в бубен. Звуками отгоняют злых духов от деревьев, которые, по традиции народов марийского края, считаются проводниками к космосу. После всеобщих молений устраивают трапезу — в больших котлах варят принесенных уток и гусей, рядом пекут блины и пресный хлеб. Остатки еды забирают с собой или сжигают.

В Марий Эл сохранилась интересная традиция изгнания злых духов. Обряд проводят в ночь на 6 мая в основном в деревнях. Его значение – очищение и защита пастбищ от нечестии. Сначала все жители деревни собираются вокруг большого костра и прыгают через огонь. Затем зажигают лучины, с шумом и колокольным звоном обходят все дворы. «Очистителей» обязательно встречают угощениями — хлебом, картофелем и яйцами. По завершении круга все вновь собираются у кострища и начинают готовить общий обед, часть которого, как дар земле, обязательно закапывают. Обряд длится всю ночь.

Черемисы – уникальный народ. Его считают самым древним на территории современной России. Это подтверждают исследования ДНК. Несмотря на многовековую историю и тесное проживание с другими народностями, марийцы смогли сохранить свои традиции и религию.

История и расселение марийцев

Марийский этнос сформировался на базе финно-угорских племен, обитавших в Волго-Вятском междуречье в 1 тысячелетии н. э. в результате контактов с булгарами и другими тюркоязычными народами, предками современных чувашей, татар, башкир.

Русские раньше называли марийцев черемисами. Марийцы подразделяются на три основных субэтнических группы: горных, луговых и восточных марийцев. С XV в. горные марийцы подпали под русское влияние. Луговые марийцы, входившие в состав Казанского ханства, долгое время оказывали ожесточенное сопротивление русским, во время Казанского похода 1551-1552 гг. они выступали на стороне татар. Часть марийцев переселилась в Башкирию, не желая креститься (восточные), остальные были крещены в XVI-XVIII вв.

В 1920 г. Была создана Марийская автономная область, в 1936 г. – Марийская АССР, в 1992 г. – Республика Марий Эл. В настоящее время горные марийцы населяют правобережье Волги, луговые проживают в Ветлужско-Вятском междуречье, восточные – к востоку от р. Вятка, главным образом, на территории Башкирии. Большинство марийцев проживают в Республике Марий Эл, примерно четверть – в Башкирии, остальные – в Татарии, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Свердловской, Пермской областях. По данным переписи населения 2002 г., в Российской Федерации проживало более 604 тысяч марийцев.

Объединение деревень и леший

Указом Президиума Верховного Совета МАССР в 1973 году деревни Мари-Чодраял и Тат-Чодраял объединяются в одну деревню с названием Тат-Чодраял (входил в состав колхоза имени Ленина).
В 2002 году в деревне Тат-Чодраял было 120 хозяйств (почти 400 человек). В личных подсобных хозяйствах содержали 119 голов крупного рогатого скота, 7 лошадей. Работают дом культуры, магазин райпо.

Фото:  Хамидуллин Динарт

Жители разговаривают на татарском и марийском языках. Татары соблюдают некоторые древние традиции, проводится праздник Сабантуй, при закладке нового дома в фундамент кладут записку с изречением из Корана, чтобы в доме был достаток. При проводах юношей в армию сохранилась традиция: печь специальные круглые хлебцы, их делили поровну, одну часть съедал молодой призывник, а другая часть сушилась и хранилась в доме родителей до возвращения солдата на Родину.

Фото:  Хамидуллин Динарт

В деревне работает двухэтажный дом культуры, при нем действует татарский фольклорный коллектив «Мирас» (Наследие), в котором участвует около десяти человек. Коллектив занимал призовые места во многих республиканских конкурсах и фестивалях, а также выступал в Татарстане и в городе Казань.

Фото:  Хамидуллин Динарт

Примерно в километре от деревни на восток есть приметный овраг, где по марийским легендам в древности жила овда (марийская ведьма), на склоне оврага осталась даже яма от её землянки. Татары же называли её албаста, и считают, что место является «нечистым» до настоящего времени. Местные жители стараются туда не заходить, мари раньше называли овраг – Овда корем (овраг овды), а татары — жан басу (давящий душу). Также с севера от деревни расположено марийское языческое святилище.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
История сел и деревень Республики Марий Эл. Моркинский район. 2006 г.
Информация из группы Тат-Чодроял ВконтактеФото: Хамидуллин Динарт.

«Буду поступать, как татары»

«Как триста лет наши предки проводили моления, даже во время Советского Союза украдкой собирались на кусото (священной роще — прим. ред.), так и сейчас проводят», — говорит Ирдуганова. На моления в роще в Мари-Суксах зимой и весной приходят десятки человек. Однажды в рощу заехал трактор, после чего он почему-то сразу же сломался: «Больше никто не заезжает».

Владислав Игнатьев приехал в церковь в соседней Башкирии со своим внукомФото: Вадим Брайдов для НВ

Во время праздника Шорыкйол, который совпадает по времени с христианским Рождеством, «ходят ряженые», рассказывает Ирдуганова. «Если бы у нас был клуб, мы бы собрались и вышли из него, а так вышли половина из школы, половина из дома. В итоге ни то ни сё получилось». Клуб нужен и чтобы собраться в весенний праздник Уярня — Масленицу. В прошлый раз для этого арендовали частный дом.

Прежний клуб разобрали из-за ветхости в 2012 году. С тех пор районные власти обещают построить для марийцев культурно-религиозный центр, но так и не сделали этого. Ирдуганова уже сама арендовала участок земли и хочет построить на нём клуб. Она надеется на «спонсоров» — жителей и выходцев из села. Елена зарабатывает и сама — кроме бизнеса по выращиванию и продаже картофеля у неё два продуктовых магазина: один в Мари-Суксах, другой в Татарских Суксах.

Игнатьев помогает церкви, в которую ездит, деньгами и стройматериаламиФото: Вадим Брайдов для НВ

Уезжать из родного села она не хочет. «Я живу среди татар и буду поступать, как татары, ещё хуже, — говорит она. — Надо будет драться, я подерусь». Муж Ирдугановой Александр Талапин в беседе с «Новой вкладкой» говорил о ней, что ей «главное — против быть»: «она как диссидент».

Первая школа, война, укрупнение

В 1911 году в Чодраяле была построена силами местных жителей начальная трехлетняя школа, где первой учительницей работала Саидова Михали. В 1934 году на колхозные средства была построена новая школа, которая в 1938 году стала семилетней школой. Директором школы стал местный житель — Фарид Галлямович Гатиятов, который проработал в этой должности до 1958 года. В 1974 году школа была закрыта, дети стали учиться в Шиньшинской средней школе.
Не обошла стороной Тат-Чодраял (Свободные ключи) и коллективизация, так, решением селян в 1931 году в деревне был организован колхоз имени Вахитова. Председателем местные жители избрали Хами Самигуллина. Тогда в деревне было 103 хозяйства, проживало 508 человек, из них — 476 татар, остальные — мари. Татарская часть деревни находилась с южной стороны, а марийцы жили с северной стороны. Сейчас шоссе Морки – Шоруньжа примерно делит это селение на две неравные части: на татарскую и марийскую.

Фото:  Хамидуллин Динарт

Уже в 1937 году появился трактор «Фордзон», первыми трактористами были Ахун Утягов, Фагина Фатыйхова, Шири Гараев.
В годы Великой Отечественной войны 146 мужчин из деревни Тат-Чодраял и Мари-Чодраял ушли защищать Родину, всего погибло и пропало без вести 77 человек.
В послевоенные годы в деревне был построен магазин, открылся медпункт, была организована библиотека, произошло укрупнение колхоза – теперь он получил название «За коммунизм».

Медвежий угол на границе с Атней

Деревня Тат-Чодраял расположена в Моркинском районе Марий Эл, примерно в 4 км от границы с Татарстаном (Атнинский район РТ). В пяти километрах на востоке от деревни проходит исторический Алатский тракт (Уржумская дорога), вдоль которого происходило массовое переселение татарского населения в северном направлении: на марийские земли и в бассейн реки Вятка.
В прошлых статьях про марийских татар были указаны три основные причины переселения татар в эти края: падение Казанского ханства и крестьянские восстания, принудительное крещение, а также большие налоги и повинности. Была ещё и четвертая причина переселения – это нехватка земли для полеводства и разведения скота. В те стародавние века семьи были большими, население росло довольно динамично, поэтому часть бедных крестьян уходило из родных мест в поисках свободных земель. По этой причине и появилось татарское население в Тат-Чодраяле.

Фото:  Хамидуллин Динарт

В древности тут была глухая тайга, в небольшом овраге било несколько чистых ключей, которые давали начало ручью – притоку речки Шоры (бассейн реки Илеть). По преданию около 1700 года около родников основали свой илем пять марийских семей. Основное занятие марийцев были охота, бортничество, собирательство и простые лесные промыслы. В те времена народ мари только переходил к простому земледелию. Как правило, основы аграрной культуры мари перенимали у татар, поскольку у татарского народа сельское хозяйство было развито намного лучше. В частности, на это указывают название фруктов и овощей, которые появились в марийском языке явно из татарского языка: картошка – паренге, лук – шоган,  капуста – ковышта, морковь – кешир, яблоко – олма, огурец – кияр, тыква – кавун (кавак) и т.д.

Первая мечеть

Большой проблемой для селения было открытие собственной мечети, поскольку нужно было получить специальное разрешение сперва в волостном, а потом в губернском центре. Царские власти специально проводили политику, которая ограничивало распространение ислама среди поволжских народов. Одним из элементов этой политики было то, что деревенский мулла не мог иметь свой земельный надел, то есть, его должны были содержать остальные селяне. Поэтому небольшие аулы не могли иметь мечети, так как у крестьян не было средств на содержание мечети и священнослужителя (а также его семьи). В этот период жители деревни обычно приглашали муллу из более богатого села, или же пользовались услугами бродячих мусульманских проповедников, которые периодически путешествовали вдоль Алатской дороги, и всегда тепло принимались среди татарского населения Марийского края.  

Фото:  Хамидуллин Динарт

Наконец, когда деревня стала побогаче, удалось в 1880-х годах открыть в Чодраяле первую деревянную мечеть. Первым муллой стал Ибрагимов Галиам, он служил в селе до своей смерти – до 1928 года. Еще до революции при мечети действовало небольшое медресе, где сельских ребятишек обучали основам ислама, грамоте и простейшей арифметике. После 1928 года муллой стал сын Галиама – Газиз, под его руководством была построена новая деревянная мечеть. Однако из-за атеистической политики новых властей в 1935 году мечеть в селе была закрыта, а в деревянном здании открыли деревенский клуб. После этого новая мечеть в Чодраяле появилась только в августе 1998 года, уже после распада СССР.

Марийская культура

Марийский народ уникален ещё и сохранностью многих старинных обрядов, в том числе свадебных и погребальных. Но подробнее мы остановимся на особенно самобытном обряде изгнания злого духа из деревни — Сурем ужо.

Данный обряд проводят на окраине населённого пункта в ночь на 6 мая. Дата выбрана неслучайно – целью действа является защита деревни от зла в пастбищный период.

Участники ритуала прыгают через костёр в качестве акта самоочищения, а затем идут в деревню, где с шумом и звоном колоколов обходят все дома. Домочадцы, в свою очередь, угощают гостей хлебом, картошкой и яйцами.

Когда обход домов подходит к завершению, участники обряда вновь разжигают костёр и варят угощение в котелках. Часть лакомства принято закапывать, как бы принося дары земле, а остальное съедать. Обряд длится до самого утра.

Культура марийцев богата не только обрядами, но и танцами. Один из сохранившихся старинных танцев — кандыра, или «Веревочка». Чаще всего его исполняют два молодых человека и одна девушка, однако нередко в танце участвуют несколько пар, образуя цепочку танцоров.

Основное движение — дробушка, то есть быстрое движение ногами на месте. Танцевальный ритм задают марийские ритуальные инструменты — барабан и шувыр (своеобразная волынка). Многим движениям придают значение самоочищения.

Традиционный марийский костюм

Говоря о культуре, мы не можем не упомянуть традиционный марийский костюм. Ткань для национального наряда обычно создаётся из шерстяных нитей, спряденных дома.

Такую ткань называют пестрядью из-за разноцветных нитей. Затем марийские искусницы расшивают костюмы древними узорами: птицами, конями, солярными знаками, бараньими рогами, растениями.

Символика данного орнамента знаменует собой плодородие и обновление. Девушки изготавливали украшения из монет и бисера. Умелицы верили, что подобные изделия их оберегают, а звон серебра отпугивает злые силы.

«Дети Шаймиева»

Ещё когда Фаттахов руководил районом, он встречал журналистов «Новой вкладки» у себя в кабинете, на нём был тёмный пиджак без воротника, застёгнутый до шеи на большие пуговицы.

Фаттахов рассказывал, что его район «чисто татарский»: «У нас общение на татарском языке. У нас среда». Среди других преимуществ Актанышского района — что «по площади где-то в десятке среди сорока пяти районов республики», а «по производству зерна — в пятёрке, и по молоку где-то в пятёрке». Здесь родился первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев: «Мы гордимся этим». Фаттахов относит себя к тем, кого он называет «детьми» Шаймиева. Фаттахов руководил районом с 1998 года — при этом с 2012 года на пять лет уходил в правительство Татарстана на должность министра образования и науки. Оттуда его уволили после языкового скандала — он выступал за обязательное преподавание татарского в школах, против чего высказался Владимир Путин.

Виктора Смирнова по ошибке похоронили на видном месте в АктанышеФото: Вадим Брайдов для НВ

Из 30 тысяч человек, что живёт в Актанышском районе, — полтысячи марийцев в деревне Мари-Суксы и несколько десятков русских, разбросанных по разным сёлам. Остальные — татары. Статистику о том, к какой религии относят себя жители, в администрации района не приводят. По словам активистки из Мари-Суксов Елены Ирдугановой, две трети жителей её деревни — православные, остальные язычники, и совсем немного мусульман. Про жителей всего района она говорит: «Все русские православные. Из мусульман активны в религии приезжие, потому что они на чужбине, вот и собираются в стайку. Я бы не сказала, что истинно верующих мусульман много, в основном это пожилые люди. Молодёжь в мечети, да и в церковь, как правило, не ходит».

Для марийцев власти проводят гуляния в летний праздник Семык, а для православных есть русское культурное объединение, которым руководит бывшая сотрудница администрации района. «Если человек работает, если у него есть способности, тата-а-арин он, ру-у-усский, мари-и-ийский — для меня без разницы, — считает Энгель Фаттахов. — Главное, он преданный должен быть».

Вопросы с ответами Большой этнографический диктант по Республике Марий Эл

Вопрос №21

Этот марийский музыкальный инструмент в 2019 г. Роспатент зарегистрировал национальным брендом

Несколько вариантов:

а. Волынка (шӱвыр)
б. Гусли (кӓрш, кӱсле)
в. Барабан (тӱмыр)
г. Труба (пуч)

Вопрос №22

Первая газета на марийском языке называлась:

Несколько вариантов:

а. «Война увер» («Военные известия»)
б. «Тӧр» («Правда»)
в. «Йошкар кече» («Красный день»)
г. «Ӱжара («Заря»)

Вопрос №23

На территории Республики Марий Эл всего четыре города. Какой из этих поселений получил статус города после всех остальных?

Несколько вариантов:

а. Козьмодемьянск
б. Звенигово
в. Волжск
г. Йошкар-Ола

Вопрос №24

Во всей РСФСР в 1950–1980-е годы только на одном стекольном заводе выпускали специальные треугольные флаконы для уксусной эссенции (так как уксус потенциально опасен для жизни и здоровья, его помещали в легко узнаваемую визуально и на ощупь тару). Этот завод находился на территории нашей республики. Какой именно?

Несколько вариантов:

а. Стеклозавод «Мариец» в Мари-Турекском районе
б. Стеклозавод им. В. И. Ленина в Юринском районе
в. Стеклозавод «Красный стекловар» в Моркинском районе
г. Пембенский стеклозавод в Медведевском районе

Вопрос №25

Наилучшим жертвенным мясом богам приверженцы марийской традиционной религии считают:

Несколько вариантов:

а. Конину
б. Свинину
в. Говядину
г. Баранину

Вопрос №26

Марийский народный праздник, во время которого по деревням ходят ряженые (мӧчӧр, кара)

Несколько вариантов:

а. Шортйол / Шорыкйол
б. Кугече
в. Семык
г. Агавайрем

Вопрос №27

Какой творческий коллектив занял первое место на Всероссийском смотре самодеятельного творчества, проходившем в 1963–1965 гг.?

Несколько вариантов:

а. Фольклорный ансамбль «Марий памаш»
б. ВИА «Мари»
в. Марийский народный хор под управлением Г.К. Савельева
г. Ансамбль танца «Марий Эл»

Вопрос №28

В прошлом марийцев соседние народы называли «черемис», «чирмеш», «сярмысь». Какой народ называл своих марийских соседей «пор»?

Несколько вариантов:

а. Удмурты
б. Мордва
в. Татары
г. Чуваши

Вопрос №29

В каком году Краснококшайск переименован в Йошкар-Олу?

Несколько вариантов:

а. В 1936 году
б. В 1928 году
в. В 1921 году
г. В 1919 году

Вопрос №30

Остросюжетный кинофильм о событиях в Царевококшайске времен начала гражданской войны, снятый на территории Марийской АССР в 1983 г.

Несколько вариантов:

а. «Небесные жены луговых мари»
б. «Кто сильнее его»
в. «Песня о счастье»
г. «Путевка в жизнь»

Happy

1

Sad

Excited

3

Sleepy

Angry

1

Surprise

«И у нас найдётся отморозок»

Талапин говорил, что родственники Смирнова сами виноваты, что похоронили его в Актаныше: «Надо быть большим глупцом, чтобы это сделать. Нормальный мусульманин ничё не сделает. Но найдётся какой-то отморозок и осквернит. Мусульманина похорони на православном кладбище — и у нас найдётся какой-нибудь отморозок».

Православных и мусульман хоронят в Актанышском районе отдельноФото: Вадим Брайдов для НВ

— А где бы ты хотел быть похороненным, если бы у тебя родственники были где-нибудь на Камчатке? — спросила Талапина его жена Елена Ирдуганова. — Там, где умер, или чтобы тебя повезли на Камчатку?— Вопрос интересный. Но точно не на мусульманском кладбище.

«Просто здесь район аграрный, понимаете? — продолжил Талапин. — Не привыкли они к этой, к толерантности». Его супруга тоже считает, что крест спилил кто-то из местных — «националисты недобитые».

Талапина похоронили на его малой родине в другом районе Татарстана.

Фото на обложке: Дорога к Актанышу. Вадим Брайдов для НВ

История

Предки марийской народности начали освоение современной Волго-Вятской территории в начале первого тысячелетия новой эры. Они мигрировали из южных и западных областей на Восток под давлением агрессивных славянских и тюркских народов. Это привело к ассимиляции и частичной дискриминаций пермян, исконно обитавших на этой территории.

Часть марийцев придерживается версии, что предки народа в далеком прошлом пришли на Волгу из Древнего Ирана. После произошла ассимиляция с живущими здесь племенами финно-угров и славян, однако самобытность народа частично сохранилась. В пользу этого говорят исследования филологов, отмечающих, что в марийском языке есть индоиранские вкрапления. Особенно это касается древних молитвенных текстов, которые практически не менялись на протяжении веков. К VII-VIII столетию прамарийцы сдвинулись севернее, заняв территорию между Ветлугой и Вяткой, где и обитают до сегодняшнего дня. В этот период серьезное влияние на формирование культуры и менталитета оказали тюркские и финно-угорские племена. Следующий этап истории черемисов относится к X-XIV векам, когда ближайшими их соседями с запада оказались восточные славяне, а с юга и востока — волжские булгары, хазары, а затем и татаро-монголы. Долгое время народ мари находился в зависимости от Золотой орды, а затем и от Казанского ханства, которым платил дань пушниной и медом. Часть марийских земель находилась под влиянием русских князей и, по свидетельствам летописи XII столетия, также облагалась данью. На протяжении веков черемисам приходилось лавировать между Казанским ханством и русскими властями, которые пытались привлечь народность, чья численность на тот момент составляла до миллиона человек, на свою сторону.В XV веке, в период агрессивных попыток Ивана Грозного свергнуть Казань, горные марийцы перешли под власть царя, а луговые поддерживали ханство. Однако, в связи с победой русских войск, в 1523 году земли вошли в состав Государства Российского. Однако название племени черемисов не зря означает «воинственный»: уже в следующем году оно взбунтовалось и свергло временных правителей до 1546 года. В дальнейшем еще дважды вспыхивали кровопролитные «черемисские войны» в борьбе за национальную независимость, свержение феодального режима и устранение русской экспансии. Следующие 400 лет жизнь народа протекала относительно спокойно: добившись сохранения национальной аутентичности и возможности исповедовать собственную религию, марийцы занимались развитием сельского хозяйства и ремесел, не вмешиваясь в общественно-политическую жизнь страны. После революции была образована Марийская автономия, в 1936 — Марийская АССР, в 1992 году ей присвоили современное название Республика Марий Эл.

«Сильно не критикую»

В Актанышском районе нет и места для обрядов представителей марийской традиционной религии — только священная роща в селе Мари-Суксы. Вплотную к Мари-Суксам прилегают Татарские Суксы — человек неместный примет два населённых пункта за один: сёла разделяет обычная улица. В Мари-Суксах живут в основном марийцы, в Татарских Суксах — мусульмане.

57-летняя пенсионерка Елена Ирдуганова из Мари-Суксов называет себя «ярой язычницей». С «татарвой», как она называет соседей, у марийцев «какой-то большой дружбы нет — а зачем?»

В «прошлое или позапрошлое лето» татары и марийцы поругались. Татары для полива качали в камазную цистерну воду из родника, который марийцы считают священным. Из-за труб, по которым качали воду, она загрязнялась, говорит Ирдуганова.

«Ну нельзя у нас так поступать, — рассказывает она. — Я на тракторе приехала и убрала все их трубы».

Центр Актаныша застроен, в основном, многоквартирными домами, которые затянуты сайдингомФото: Вадим Брайдов для НВ

Полиция хотела привлечь Ирдуганову в качестве обвиняемой по статье Уголовного кодекса о самоуправстве. Но, так как она член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдвинуть ей обвинение может только Следственный комитет. А когда туда передали дело, оно заглохло. В избирательной комиссии Ирдуганова представляет КПРФ: «Не ахти какая честная организация — просто через „Единую Россию“ не пустили бы с решающим голосом».

Ругалась Ирдуганова и из-за татарского языка в школе. Её внук пошёл учиться близко от дома, в соседних Татарских Суксах, — и там учителя сказали ему «говорить по-татарски: это же татарская школа». Бабушка пожаловалась в WhatsApp главе района Энгелю Фаттахову, и претензии к мальчику отпали. «Сильно не критикую, границу не перехожу», — говорила про свои отношения с Фаттаховым язычница.

«Комплекс неполноценности»

Бывший военный, пенсионер, православный Александр Талапин рассказывал «Новой вкладке», что «воду мутить» не хотел — хоть и чувствовал себя в Актанышском районе «будто за границей». В углу комнаты в доме Талапина над кроватью висели иконы. На них была паутина, убрать которую, объяснял Александр, «руки не доходят». Иконы двадцать лет назад ему подарила мать. Каждое утро и вечер он вставал перед ними и читал «Отче наш». Талапин умер из-за проблем с сердцем в марте 2022 года.

Александр был родом из русской деревни из другого района Татарстана — в трёх часах езды от Актаныша. «Когда мать приходила из церкви, она светилась, — запомнил он. — Это и общение с людьми, и само место намоленное».

Энгель Фаттахов ушёл с должности главы Актанышского района после того, как крест на могиле Смирнова спилили во второй разФото: Вадим Брайдов для НВ

В нулевые годы у Александра был бизнес по продаже картофеля. Вместе с Еленой Ирдугановой из Мари-Суксов они «объединили усилия» в продаже овощей, а потом поженились и стали жить у неё в деревне. «Летящей походкой выходит, такой беленький, чистенький, — вспоминает их первую встречу Ирдуганова. — Господи, какой мужчина! Я всем одиноким женщинам говорю: если у вас дети, ни за что не связывайтесь с татарином. Только с русским. Только русские могут принять чужих детей и посадить их себе на шею».

После этих слов Талапин вмешался в разговор Ирдугановой с журналистом «Новой вкладки»: «У вас, немногочисленных народов, у всех комплекс вот этой неполноценности. А у нас такой проблемы нет».

Раз в месяц Александр ездил в родную деревню, чтобы навестить родных и поставить свечку в церкви. Могли с женой переехать в их двухкомнатную квартиру в Набережных Челнах: «Там больше возможностей, и храмы есть, даже много их развелось». Но Талапин привык к Мари-Суксам: «Летом если скучно — пошёл, во дворе машину разобрал. Возишься целый вечер, всё под руками. Зашёл, чайку-кофейку попил. После шести — пивка».

Разновидности

В зимнюю пору года марийский национальный костюм дополнялся утепленным кафтаном, который носили и мужчины, и женщины, либо же овчинной шубой. Обувь была представлена теплыми валенками или сапогами. Марийские национальные костюмы, фото которых можно увидеть в интернете, подразделяются на несколько категорий:

  • будничные наряды;
  • свадебные;
  • обрядовые;
  • праздничные.

Основным элементом праздничного и повседневного костюма восточной мордвы была туника. Она представляла собой удлиненное цельнокроеное полотно из конопли или льна, которое складывали вдвое, делая разрез для горловины, затем часть ткани загибали вдоль и прошивали, создавая рукава.

Детская одежда напоминала уменьшенную копию нарядов для взрослых. Рубахи для мальчиков и девочек были украшены узорами и орнаментами, несущими защитные функции. Считалось, что они оберегают ребенка от негативного влияния окружающих, злых сил и соблазнов.

Женские

Традиционный женский костюм отличался яркими, красочными расцветками, необычными вышивками, обилием декоративных элементов. Основные элементы женского наряда и их особенности:

  • удлиненная туника – основная часть одежды, щедро украшенная вышивкой в области воротника, рукавов и подола, в некоторых случаях орнамент мог украшать и спину изделия;
  • женские рубахи декорировались бусинами, бисером, красивыми пуговицами, яркими лентами разных цветов, которые демонстрировали умения марийской девушки в рукоделии;
  • как и представители сильной половины марийского народа, под одежду женщины обязательно надевали штаны. Жительницы восточных регионов предпочитали свободные модели, обитательницы горной и луговой местности выбирали более приталенные изделия.

Для холодной, ветреной погоды девушки марийского народа предпочитали кафтаны, которые подразделялись на летние и зимние. Летние изделия были укороченными и достигали талии или линии бедер, зимние модели были более просторными и удлиненными, они служили для согревания носительницы.

В качестве декоративных элементов в женском национальном костюме выступал нагрудник, пояс, расшитый передник.

К поясу крепились железные кольца или монеты, разноцветные ленты, полотенца. Эти части костюма украшались бисером, бусинками, монетками, яркими лентами, красивыми, пестрыми платочками. Также часто использовался перламутр из раковин, который могли себе позволить только состоятельные люди.

Праздничные наряды мариек были украшены роскошными орнаментами, тесьмой, разноцветными лентами и небольшими, расшитыми платочками.

Обувь женщин марийского народа мало чем отличалась от мужской и была представлена летними лаптями, а также зимними сапогами или валенками.

Мужские

Мужские костюмы жителей марийской республики состояли из нескольких обязательных элементов, к которым относятся:

  • рубаха или удлиненная туника, которую называли тувыр;
  • кафтан;
  • холщовые штаны;
  • лапти или другая обувь;
  • головной убор.

Предки марийцев отдавали свое предпочтение удлиненным рубашкам, длина которых могла быть ниже колен. Несколько столетий спустя среди мужчин приобрели популярность более укороченные изделия, едва достигающие середины линии бедра. Горловина вышивалась специальным художественным узором, оберегающим человека от злых сил, зависти и сглаза.

В зависимости от региона проживания среди мужчин были популярными различные модели штанов. Горные и луговые жители предпочитали приталенный покрой, восточные марийцы выбирали более широкие и просторные фасоны штанов.

В зимний холод жители марийской республики дополняли свой наряд кафтаном традиционного черного или белого цвета, изготовленного из сукна или холста.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: