Археологические памятники на территории вятскополянского района кировской области

Среднешунское сельское поселение. среднешунское сельское поселение в составе мо среднешунское сельское поселение 3 населенных пункта : дер. сосмак, дер. - презентация

Общие сведения

Расположен в юго-восточной части Кировской области. Образован в 1929 г. в составе Нолинского округа Нижегородского края, с 1934 г. – в Кировском крае, с 1936 г. – в Кировской области.

Площадь 907 кв.км. Центр – город Вятские Поляны (350 км от города Киров, административно в состав района не входит).

Население 28669 человек (2015 г.), в городе Вятские Поляны – 33338 человек. Численность татар по переписи 2010 г. – 10266 человек (в районном центре – 6388 человек).

В районе 7 татарских населенных пунктов: деревни Старый Пинигерь (на 2016 г. – 1154 человек), Средние Шуни (856 человек), Нижние Шуни (614 человек), Сосмак (461 человек), Ямышка (241 человек), Новый Пинигерь (64 человека), Чемочар (41 человек).

Значительное количество татар проживают в городе Сосновка (3295 человек) и поселке городского типа Красная Поляна (2333 человек).

Памятники позднего средневековья

Каракульские рудники

В 500 м западу от д. Каракули, посреди поля – вертикальные входы в рудники (в настоящее время засыпаны бульдозером). В этом месте руда залегает неглубоко от поверхности, на глубине 2,5-3 м. В крутом правом берегу р. Вятки напротив д. Каракульская пристань есть небольшие входы пещерного типа.

Тойменские рудники

Располагались вдоль крутого берега речки Тойменки, притока р. Оштормы, на том же месте, где были медные копи бронзового века.

Белогузские рудники

Расположены возле д. Старая Белогузка, напротив п. Красная Поляна, вдоль крутого правого берега р. Вятки. О разветвлённости рудников свидетельствует тот факт, что в них в 50-е годы XX в. заблудились дети из Красной Поляны. В настоящее время входы в рудники засыпаны.

Пыжманские копи

О добыче местной медной руды напоминают воронкообразные ямы в лесу между д. Пыжман-Завод и д. Гремячка на левобережной части р. Пыжманки, левого притока р. Вятки.

См. также статью о медных рудниках на территории Вятскополянского района.

Татары основывали свои аулы рядом с трактами, торговыми большаками и реками

Первая существенная волна переселения татар в пределы Кировской области началась сразу после покорения Казанского ханства войсками царя Ивана Грозного – вторая половина XVI – XVII века. В основном татары двигались вдоль рек и древних трактов, в стороне от которых основывались новые селения. В частности, татарские селения в Параньгинском и Мари-Турекском районах Марий Эл (бывшая Вятская губерния), а также в Уржумском и Малмыжском районах Кировской области появлялись вдоль Алатской дороги (или Уржумского тракта). Активно татарское население переселялось на Вятку из восточных районов бывшего Казанского ханства. Так, в Вятскополянском районе многие деревни основаны переселенцами из соседних Кукморского и Балтасинского районов.

Когда был открыт Большой Сибирский тракт (его южная ветка, ведущая из Казани на Гоньбу, а потом в сторону Перми), то многие татарские селения стали появляться вдоль его направления: в Малмыжском районе и за Вяткой – в Кильмезском районе Кировской области. И если мари или удмурты, уходя в неосвоенные восточные земли, обживали глухие уголки и селились в неприметных местах, то татары, наоборот, основывали свои аулы рядом с трактами, торговыми большаками и реками. Скорее всего, татары уже в то время был довольно оседлый народ, занимавшийся земледелием, ремеслами и торговлей, а это предполагало экономические и торговые связи с другими населенными пунктами и регионами. Именно в таких местах можно было расширять своё хозяйство, используя водные и сухопутные транспортные пути. А вот, марийцы, наоборот, ещё тяготели к охоте, рыбной ловле и собирательству, что позволяло им селиться в глухой тайге, вдали от административных центров, где они могли прожить натуральным хозяйством.

Стоянки, поселения и находки каменного века

Наиболее древние археологические памятники, найденные на территории Кировской области, относятся к мезолиту. Большинство находок, относящихся к этому времени, составляют орудия из кремня: скребки, отщепы, ножевидные пластины, микролиты-вкладыши для стрел. В эпоху мезолита (среднекаменная эпоха) охотники вели бродячий образ жизни. Стоянки этого времени на территории Вятскополянского района расположены в основном по берегам реки Вятки и её крупных притоков, в местах, удобных для охоты. Например, Сушинская стоянка расположена у места, где часто переправляются через Вятку группы лосей, возможно, повинуясь какому-то глубокому инстинкту: здесь проходит издревле их маршрут миграции.

В эпоху неолита люди стали вести оседлый образ жизни, так как большую роль стало играть рыболовство и собирательство. Жилища этого времени представляют полуземлянки, над которыми устраивалось каркасное перекрытие. Косвенно об этом говорит и топонимика. Название удмуртской деревни Омга в Вятскополянском районе является древним родовым воршудным именем и является, по одной из версий, производным от удмуртских слов ом (рот) + гу (яма), то есть буквально – «большой род, который устраивает жилища-землянки в форме рта».

Сушинская-I стоянка (эпоха камня(VIII–III тыс. до н.э.))

Обнаружена Р.Г. Кабировым в результате разведки 1975 г.

В 300 м к северу от села Суши, над левым берегом р. Вятки.

В 2009 г. Кайсиным А.О. на территории в 70 кв. м. было собрано с поверхности памятника несколько кремневых орудий: отщеп с нерегулярной ретушью по краю и с подтеской на брюшке, неудачный нуклеус и заготовка под микропластину.

Сушинское-II поселение (эпоха камня (VIII–III тыс. до н.э.); ранний железный век: худяковская культура (III в. до н.э. – V в. н.э.))

Обнаружено Р.Г. Кабировым в 1975 г.

В 200 м к северу от села Суши, левый берег р. Вятки.

Ново-Бурецкое поселение (мезолит (VIII–VI тыс. до н. э.); эпоха бронзы: приказанская культура (XVI–IX вв. до н. э.))

В 600 м к северо-востоку от с. Новый Бурец, устье р. Бурец, правого притока р. Вятки. Поселение было расположено на краю надлуговой террасы. Высота террасы 7 м. Площадь памятника 6000 кв. м. и его поверхность распахивается. Мощность культурного слоя 30 см.

В 1956 году Марийская археологическая экспедиция обнаружила здесь фрагменты керамики приказанского типа.

В 1959 году исследовалась В.Е. Стояновым.

В 1977 году стоянка была осмотрена разведгруппой КВАЭ под руководством Н.В. Шутовой. C поверхности собраны: наконечник стрелы постсвидерского типа, концевой скребок, скобель, 2 резца, нуклевидный обломок, пластина и 9 отщепов.

Каракульская стоянка (Неолит (V–III тыс. до н. э.).

В 500 м к северо-западу от д. Каракули, правый берег р. Вятки.

Обнаружена Марийской археологической экспедицией в 1956 г. как местонахождение кремня (найден кремнёвый скребок). В 1985 г. обследована Н.А. Лещинской и интерпретирована как стоянка.

Пещера карстово-эрозионного происхождения у д. Мухино

Пещера, вход в которую частично обвалился, расположена на правом берегу р. Вятки, в 1 км к северу от ж/д моста через р. Вятку. Использовалась ли пещера как жилище древнего человека, неизвестно, однако, в более позднее время, по преданиям, здесь некоторое время скрывались местные крестьяне от напастей Гражданской войны (1918-1919 г.г.).

Пеньковское местонахождение кремня

Местонахождение обнаружено Марийской археологической экспедицией в 1956 г.

На пашне у юго-восточной окраины деревни Пеньки найдена ножевидная кремнёвая пластина.

Кулыгинская стоянка (II тыс. до н.э. Неолит (V–III тыс. до н. э.); эпоха бронзы: приказанская культура (XVI–IX вв. до н. э.))

Поселение открыто Марийской археологической экспедицией в 1956 г. В 1985 г. обследовано Н.А. Лещинской.

В 700 – 800 м к северу-северо-востоку от деревни Кулыги. Правый берег р. Вятки. Культурный слой толщиной 20-25 см. Площадь 2250 кв. м. Найдены фрагменты лепной неолитической и приказанской керамики, а также изделия из кремня (10 отщепов, нуклеус, 2 скобеля).

Состояние памятника осмотрено в 2009 г. А.О. Кайсиным. В обнажениях найдено 5 фрагментов неолитической керамики второй половины II тыс. до н.э. и 1 фрагмент днища поздней гончарной керамики XIX века.

Нижне-Шуньское местонахождение кремня (Эпоха камня (VIII–III тыс. до н. э.))

В 1000 м к северу от Нижних Шуней у р. Шунки, правый приток р. Вятки, с площади 10х10 м Марийской археологической экспедицией в 1956 г. собран подъёмный материал в виде кремнёвых отщепов и скребка.

Жизнь татарской общины

К 1941 г. в районе действовали мечети в 3-х татарских селениях. В настоящее время на территории Вятскополянского района функционируют 10 мечетей (во всех татарских селениях, городах Вятские Поляны, Сосновка и поселке городского типа Красная Поляна).

Здания мечетей в деревнях Старый Пинигерь (построено в 1835 г.) и Нижние Шуни (1850 г.) являются памятниками истории и культуры регионального значения. Здание мечети в деревне Сосмак относится к 1905 г. В 2015 г. в деревне Старый Пинигерь прошли торжества, посвященные 180-летию мечети.

Работают 3 школы, где татарский язык изучается как предмет. При Центре национальной культуры (город Вятские Поляны) действует отдел татарской культуры.

Работает национально-культурная автономия татар Вятскополянского района (руководитель М.М.Фаляхутдинов). Функционируют 4 библиотеки (деревни Средние Шуни, Сосмак, Нижние Шуни, Старый Пинигерь) и 5 домов культуры, которые являются центрами татарской культуры.

В Нижнешунской библиотеке ежегодно проводятся круглый стол «Поэт, патриот, герой Муса Джалиль» и День воспоминаний (ко дню кончины уроженца района, писателя, лауреата премии Г.Исхаки – Р.Сибата), выпускается устный журнал «Все о Тукае»; работают книжные выставки «Цветы Тукаю», «Герой, патриот, борец Муса Джалиль», «Лябипа апа и ее книги» (об уроженке деревни Нижние Шуни детской писательнице Л.Ф.Ихсановой).

В Сосмакской библиотеке действует татарский национальный центр (с 1993 г.), организован музей, в котором представлены предметы татарского быта.

В Старопинигерской библиотеке оформлен уголок крестьянской избы. Среднешунская библиотека в 1993 г. стала татарским национальным культурным центром; здесь проводятся обрядовые посиделки «Утырма», библионочь «Аулагый», День деревни, праздник Сабантуй, действует женский клуб «Ханым».

В районе функционируют татарские творческие коллективы: народный ансамбль татарской песни «Идель» (с 1991 г., с 1996 г.– народный, город Сосновка, руководитель А.В.Сабирова), народный ансамбль «Шунские гармонисты» (с 1995 г., с 2010 г. – народный, деревня Средние Шуни, руководитель А.З.Халимов); ансамбль «Ак колфак» (с 2005 г., деревня Ямышка, руководитель Г.М.Исламова).

В краеведческом музее деревни Средние Шуни представлены предметы быта и национальная одежда татар. При Среднешунском Доме культуры проводятся межрегиональные фестивали «Играй, гармонь!» и «Утырмага», в них принимают участие коллективы из Татарстана.

Педагоги и учащиеся детских школ искусств города Вятские Поляны и поселка городского типа Красная Поляна ежегодно принимают участие в конкурсах и фестивалях, проводимых в Татарстане.

Природные достопримечательности

Река Немда

Немда протекает как в Марий Эл, так и в Кировской области. Самое первое упоминание имеется у Адама Олеария — путешественника, географа, историка.

На Вятских Увалах расположились два истока: Немды, которая является притоком Пижмы, и Шойки. На реке стоят населенные пункты: Куженер, Новый Торъял и Ильинск.

Как добраться: На лодке от Лебяжья (пгт) или от Ишлыка или на велосипеде от Ваничи – деревня между Советском и Лебяжьем.

  • Кольский полуостров;
  • река Лена;
  • река Вилюй;
  • озеро Байкал;
  • Кировская область.

Помимо прогулок по заповеднику имеется и музей, который состоит из залов:

Озеро Шайтан, Уржум

Координаты: 57°05′45″ с. ш. 49°27′43″ в. д. (Уржумский район Кировской области) Как добраться: Из Кирова ходит автобус до Уржума (от 440 рублей). В Уржуме можно сесть на автобус до поселка Индыгойка. Далее пешком до озера 3 километра.

Озеро отличается своей чернотой и является самым глубоким озером в Кировской области. Сегодня на нем имеется 20 островков.

Люди поднялись на битву с ним, но многие не вернулись домой. Наутро оказалось, что богатыри бились друг с другом. Вытоптанная вояками яма стала наполняться слезами женщин, оплакивавших погибших, и кровью мужей. Земля не перенесла такого горя и провалилась. Так образовалось озеро Шайтан.

Соколья гора Котельнич

Как добраться: из Котельнича по трассе на Советск. При появлении указателя на Боровики, поворот на деревню и до реки.

Соколья гора – это береговой выступ, сложенный из различных геологических пород, протяженностью 30 км.

Многие рыбаки рассказывают о том, что в воду постоянно заходят стада животных, которых уже давно нет на планете. Сегодня еще не найдено ни одного объяснения всему происходящему здесь.

Озеро Лежнинское

Координаты: 57°32′09″ с. ш. 48°35′37″ в. д. (Пижанский район) Как добраться: из Кирова нужно ехать через Советск (не заезжая) в сторону Пижанки. Свернуть в Обухово по указателям. Повернуть к бывшему амбару. На развилке свернуть вправо. Далее двигаться 2 километра.

Лежнинское озеро считается одним из самых глубоких (40 метров) в Кировской области. На берегах обустроены скамейки и столики для отдыха.

У Лежнинского существует своя легенда: изначально на территории озера находились две деревни и деревянная часовня. За грехи местных жителей земля провалилась и превратилась в огромную воронку, а на месте деревень появилось со временем красивое озеро.

Белохолуницкий пруд

Удивительно чистый пруд находится на реке Белая Холуница. Еще в 19 веке пруд стал местом для отдыха.

В одно время на реке строили завод, производящий листовое и кровельное железо, который требовал большое количество воды. Для этого Белую Холуницу перекрыли плотиной, а пруд был углублен с помощью военнопленных из армии Наполеона.

Береснятский водопад

Координаты: 57° 23.277′ с. ш. 49° 01.793′ в. д. (Советский район) Как добраться: Добраться до Советска и после заправки в конце города свернуть налево. Ехать по дороге в сторону Лебяжья. Свернуть с трассы на Фокино и проехать его. Двигаться по дороге через оборудованное для туристов поле, потом по правому берегу реки.

Свое название водопад получил в честь деревни Береснята, которая раньше была в верховьях ручья. Вода бежит по шести горным ступеням с высоты 25 метров.

Зимой, при сильных морозах, Береснятский выглядит как ступени, которые ведут к замку Снежной королевы.

Нижнеивкинские минеральные источники

Координаты: 58°11’58.6″ с. ш. 49°31’23.0″ в. д. Как добраться: По трассе Р-168 (54 км) или на автобусе Киров-Нижнеивкино (маршрут 112).

Нижнеивкинские источники открыли еще 5-6 веков назад. Рядом с ними находился монастырь, где монахи применяли целебную воду для лечения прихожан. Курортная зона Нижнеивкино – редкое в России место, где комбинируется лечение из минеральных вод и грязи.

Сегодня источники охраняются государством.

У каждого источника имеются свои, непохожие на другой источник, свойства. Например, один действует как омолаживающее средство, а другой – лечит язвенную болезнь желудка и 12-перстной кишки.

Памятники раннего железного века

Памятники этого периода на территории района принадлежат ананьинским племенам — предкам удмуртов и марийцев, проживающих в настоящее время на юге Кировской области. В это время появляются городища – укреплённые валом и рвом посёлки. Для постройки городища обычно выбиралось возвышенное место, защищённое с двух или трёх сторон крутым оврагом или рекой. Появление таких поселений говорит об установлении тесных контактов с соседними племенами, которые не всегда носили мирный характер.

О расположении городищ косвенно свидетельствует и удмуртская топонимика: селения, возникшие на месте городища, имеют название «гучин» (например, д. Гучин-Бодья в Кизнерском районе Удмуртии, в 15 км от г. Сосновки). Городища обычно располагались в окружении селищ.

В этот период происходит этническое разделение ананьинских племён, формируются финно-угорские этносы. По-видимому, на огромной территории расселения ананьинцев (от Урала до Волги и от Северной Двины и Печоры до Самарской луки) не было абсолютного единства культуры и языка. В зависимости от условий хозяйствования и от влияния соседних племён сложились локальные группы. Распад ананьинской этнокультурной общности привел к сложению на её основе новых культур: гляденовской, пьяноборской, кара-абызской.

Каракулинское городище (Кон. I тыс. до н.э. – нач. I тыс. н.э. Ранний железный век: ананьинская культура (VIII–III вв. до н.э.), худяковская культура (III в. до н.э. – V в. н.э.))

Открыто в 1956 г. Марийской археологической экспедицией. Памятник изучали:
Архипов Г.А., Халиков А.Х., 1956 г. — раскопки
Останина Т.И., 1984 г. – разведка
Лещинская Н.А., 1985 г. — осмотр
Кайсин А.О., 2009 г. — осмотр.

Возле д. Каракули, правый берег р. Вятки. Местное название «Калабашки». Расположено на треугольном мысу-стрелке (возвышается над Вяткой на 85 м), вытянутом с юга на север, между двумя крутыми логами, в 1,5 км к юго-западу от Каракульской пристани. С южной стороны городища — дуговидный вал высотой 1 м, длиной 80 м и шириной 12 м, в сердцевине сложен из камней известняка. Рядом с валом — ров глубиной 1 м при ширине 6 – 8 м. По мнению Т.И. Останиной, есть второй вал высотой 0,8 м, длиной 39 м и шириной 3,2 м, расположенный на южном склоне площадки. Основной вал в середине, на расстоянии 40 м от восточного края, имеет проезд шириной 4 м, вероятно, поздний.
Площадь 2700 м2, мощность слоя до 0,1 м, в котором найден фрагмент лепной керамики от чашевидного сосуда с «воротничком».

В 2009 г. Кайсиным А.О. в пашне на памятнике был найден кремниевый скобель на массивном отщепе с лезвием по периметру. Кроме этого в пашне были обнаружены 5 фрагментов керамики (стенки), подтверждающие отношение памятника к ананьинской культурно-исторической общности.

Селище «Кордон» (I тыс. до н.э. Ранний железный век (VIII в. до н. э. – III в. н.э.))

Изучалось в 1975 г. Кабировым Р.Г. (разведочный отряд КВАЭ).

Д. Матанский Кордон. На территории Центра отдыха «Солнечный». Найдены фрагменты лепной керамики, бронзовая пронизка и кусок спёкшегося железа.

Известные уроженцы

Среди уроженцев района:

  • Герой Советского Союза Ф.А.Сабиров (деревня Нижние Шуни),
  • Герой Социалистического Труда Т.А.Галиахметов (деревня Средние Шуни),
  • полный кавалер ордена Славы Х.М.Минникаев (деревня Сосмак),
  • доктора наук – биологических И.Д.Давлятшин (деревня Нижние Шуни), медицинских – заслуженный врач РТ Р.З.Закиев (деревня Сосмак), сельскохозяйственных – М.Ю.Гилязов (деревня Средние Шуни), технических – Р.Г.Гарафутдинов (деревня Нижние Шуни), физико-математических – заслуженный деятель науки ТАССР и РСФСР К.З.Галимов (деревня Сосмак);
  • писатели Л.Ф.Ихсанова (деревня Нижние Шуни) и Р.Ш.Хузин (Р.Сибат) (деревня Нижние Шуни).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: