Род Губайдуллиных. Село Байряка.
Ощущая в себе глубокие, созидательные корни своего рода, София Асгатовна как-то сказала: «Для меня важно, что я – продолжение рода Губайдуллиных. Психологически очень важно»
Эти прочувствованные слова всемирно признанного композитора, еще более возвышают ее как музыканта – мыслителя, обладающего как и ее выдающиеся предки «мудростью посвященных».
Старинное село с необычным названием Байряка возникло на юго-востоке Казанской губернии предположительно в 1580-х годах. На местном башкирском и казахском языке оно означает «изобилие». Основателем могучего рода Губайдуллиных был Ибрагим – хазрят, направленный в село Байряка из Башкирского Ермекеево в конце 18 века. Именно он начал открывать медресе и внедрять прогрессивные методы обучения.
Фамилия Губайдуллиных происходит от имени прапрадеда композитора Губайдуллы – хазрята — сына Ибрагима. Он унаследовал от отца должность имама соборной мечети и явился основателем медресе «Губайдия» в селе Байряка Бугульминского уезда, ныне Ютазинского района Татарстана. Названное по традиции его именем медресе «Губайдия» было вторым по величине и значимости после Казанской «Мухаммадии». В начале века здесь обучалось около 500 шакирдов. Основатель медресе «Губайдия» мударрис (профессор) Губайдулла – хазрят обучался в Бухаре, Аравии, Индии. Его дети и внуки также получили хорошее образование. Благодаря построенной соборной мечети и деятельности ее имамов — Губайдуллы — хазрята, Габдулгали – хазрята и его сыновей Мухсина и Масгута, деда композитора, село Байряка более чем на сто лет стало одним из духовных центров региона.
Татарские сторожа Билярска
Тем не менее, нельзя считать, что Закамье было совершенно безлюдной пустыней. В «Актах исторических» С.Мельникова, мы узнаем из челобитной 7185 (1676 г.), что и
Когда он умер татарский царь Сафаралей похоронил его, построил над ним палату каменную и велел жить у той палаты вместо сторожей татарам Барямгоске да Тюлянчику Шихкамаловым с товарищами шести человек, чтобы они палаты у той были беспрестанно и жили дворами и тое палатку стерегли. И жили они на белой земле и, живучи, всякими угодьи владели. И после де Казанского взятия он, Барямгоска с товарищами, а та де палата без строения развалилась. И по указу вел. государя тое палату построили они снова. А после их, Барямгоски, остались средники их. В том же 7185 году били челом Булярского городка пятидесятники и десятники все рядовые стрельцы о наделении их землей. Переселившись из Ахтачинского острога в Биляр для сбережения от приходу воинских людей, они заняли часть татарских земель (третье поле), что вызвало возмущение местного населения. Это было в 1654 году.
Из-за этого был послан в Биляр Артемий Перепилицын отвести землю стрельцам, а ясачных татар поселить «на пустые на ясачные степные земли, которые есть поблизку нынешние их усадьбы»150. Следовательно, если в Билярске все время жили татары хотя бы в небольшом количестве после Казанского взятия, то тем более мы не имеем никаких оснований считать, что в Биляре никого не было до Казанского взятия. Таким образом, и Балымер и Биляр имели татарское население и до и после Казанского взятия.
Исламизация региона
Основная масса подобных кочевнических погребений обнаружена в Заволжье и Южном Урале
Отдельные кланы или рода татарского населения (видимо, кочевые группы татарской знати с их кланами) проникает вплоть до низовий Камы (Песчаноостровной и Балымерский могильники). Основные черты их погребальной обрядности: захоронения под небольшими земляными или каменными насыпями, а иногда просто в грунтовых ямах с перекрытием; умершие ориентированы чаще всего на север или запад; изредка они сопровождаются захоронением коня и погребальным инвентарем (конское снаряжение, оружие, украшения и предметы быта).
Все эти элементы находят аналогии в погребальных памятниках Центральной Азии, Южной Сибири и Поволжья.
Однако уже в конце XIV в. в Южном Приуралье исчезают языческие курганные могильники, на смену которым приходят погребения с мусульманским обрядом захоронения. Примером таких памятников являются кирпичные или саманные мавзолеи (кэшэнэ). Практически одновременно с исламизацией населения в Восточном Закамье, особенно в низовьях рек Зай, Ик, Белая (Ак-Идель), начинает формироваться татарское военно-служилое население, впоследствии ставшее одним из основных компонентом процесса формирования татарского этноса
Период политической стабильности сменился в начале XV в. междоусобными войнами и усилением военной активности, вследствие распада Улуса Джучи и возникновением на его территории нескольких ханств и владений. Военная опасность и необходимость
большей хозяйственной специализации привели, видимо, к сокращению числа оседлых поселений и переходу значительной части населения к полукочевому образу жизни и хозяйствования, что заставляло кочевников-скотоводов сдвигаться к северу, а зону земледелия – к побережью р. Камы.
Село Старые Уруссу
Краткая информация о Старых Уруссу
Регион: Республика Татарстан
Район: Ютазинский район
Тип: село
GPS координаты: N 54° 35′ 54.3948″ E 53° 23′ 49.8048″
Телефонный код: 85593 Как позвонить из других стран
Автомобильный код: 16, 116
Почтовый индекс: 423960
Код ОКАТО: 92254835000
Текущее время в: 14:45
Разница во времени с Москвой: 0 ч.
Фотографии Старых Уруссу
Добавить фото
Сувениры из Старых Уруссу
Добавить сувенир
Последние отзывы
Добавить отзыв
Нам интересно Ваше мнение о селе Старые Уруссу. Есть ли интересные достопримечательности в этом селе? Что делать вечером в селе? Есть ли места куда можно сходить? Напишите о транспорте в селе. Легко ли добраться до нужного места? Опишите отношение к приезжим?
Последние вопросы
Добавить вопрос
Если у Вас есть вопросы по данному населенному пункту или Вы ищите людей из деревни Мокрецы, проживающих в нем, Вы можете задать задать соответсвующий вопрос. Надеемся, что наши пользователи помогут Вам с ответами.
Интеграция в Казанское ханство
Включение этих территорий в состав Казанского ханства сопровождалось интеграцией их населения в состав казанских татар, что подтверждается историческими преданиями, шеджере, а также языковыми данными. Иными словами, весь комплекс исторических источников, включая земельно-правовые документы ханов Ибрагима и Сахиб-Гирея (середина XV – первая треть XVI вв.), свидельствует о том, что значительная часть территории Восточного Закамья, в частности низовья рек Ик и Белая, были включены в
административно-правовую систему Казанского ханства и клановую систему татарской аристократии.
С точки зрения этносоциальной – все эти факты делают абсурдными попытки представить население региона бассейна р. Белой в качестве предков башкир или «западных башкир». Это явная попытка опрокинуть современные административные границы в средневековое прошлое, и на основе этой перевернутой реальности механически сконструировать несуществующие этнические общности. В действительности, на основе исторических источников у нас вырисовывается совсем другая этнополитическая и этносоциальная реальность.
За Камой для вас земли нет
В результате многолетних военных действий многие татарские селения запустели совершенно, из многих деревень часть населения разбежались, но после войны татарское население частично вернулось на свои земли. Эти земли стали уже государственными, переписчики их взяли на учет, если на них хотя бы в малой доле оставалось население, которое сохранило и название поселений. Это же население указывало, очевидно, и наименование пустошей, которыми потом администрация стала «верстать» служилых людей – и русских и татар.
Во второй половине XVI века образование поселений на целинных землях было большим исключением, как, например, дер. Подсеки или Кузьмине Займище на р. Киндере: прежде всего население тянуло на давно обработанные земли, но вследствие военных действий запущенные в перелог. Так Д.Кикин в 60-х годах XVI века записал пустошь Воршло, которая через несколько лет стала деревней (ныне Воршло), также пустошь Кобяковская стала деревней Кобяковой. Такие названия, как дер. Серди, мы не выписали на карту, так как можно предполагать, что эта деревня возникла после завоевания. Писцы второй половины XVI века и начала XVII века за р. Каму не ездили для переписи государственных земель, так как за р. Камой населения было мало: за р. Камой часто «летовали» ногайцы со своими стадами. Это положение твердо установилось в исторической литературе с древних пор.
На реке Иж
От дер. Батьмы к северо-востоку есть дер. Кандала. Г.Перетяткович считает, что она основана русскими крестьянами в конце XVII в. Это совсем не так. С конца XVII в. сюда действительно наблюдается большой приток русских крестьян. Это верно, но приходили они уже на давно обжитое место, где жили после Казанского взятия ясачные татары, а до 1552 года здесь было население значительно больше .
Необходимо указать еще на один уголок бывшего Казанского уезда, который был освоен татарами, за которыми он оставался и после «Казанского взятия», это на р. Иж Терсиновская волость, которая была в вотчинном владении Ишкея Мурзы князя Багишева сына Яушева да Карамаметя мурзы Доскеева сына Яушева. Эти данные мы имеем из переписной книги 7154 (1646 г.). Но так как эти владения представляют собой вотчину Яушевых, то древность возникновения ее восходит к той половине, когда определилась уже лояльная государева служба Яушевых и дала многозначительный результат. Немного сомнений в том, что вотчинные права на Терсинскую волость после 1552 г. основывались на традициях вотчинных порядков, существовавших до «Казанского взятия». Самым крупным селением этой волости была дер. Терся, имевшая татарского населения около 40 дворов и более 130 душ мужского населения в половине XVII века.
А еще Ундоры и Синбирск
По р. Карле: дер. Карабай-Чемурша, д. Айтурган; по р. Цильне д. Алыш, по р. Улема: д. Янговат, Колучин, Негасов, Атар, Киять. Далее вниз по р. Улеме идут деревни: Баталык, Шемяка, Льяшево, Ямбухтин, Атряс Бол., Юмралы, Ивряз, Ишеево, Танаево, Енали, Табор, Калелеп, Барыш, Альмендерево и Шонгут. По р. Сухой Улеме расположены деревни: Бикей, Барыш, Казево, Эликево, Качиево, Болгояр, Каирев, Бускеево, Болтачи, Салтыганово, Сюкеево, Шалахола, Менситово, Капердено, Сарбогози, Клери, Стар. Буртас, Буртас, Атабаево. Ближе к Волге дер. Ишей, Енасалы, Кира, Салтыки, Уразлино, Коротай, Янтики.
Необходимо отметить дер. Ундор, и Уланово на 30 верст выше по р. Волге от Синбирского городища. Следовательно, не считая Синбирска, только деревень насчитывается на правой стороне р. Волги 196 селений, которые, очевидно, существовали во время Казанского ханства
Если же принять во внимание и Казанский уезд XVI в., то общее число селений, которые можно отнести к Казанскому ханству, составляет 700 деревень, в подавляющем большинстве которых жили татары.
Евгений Чернышев
«Челлинский город»
На р. Ирге, притоке р. Ошняк, писцовые книги упоминают деревни Тулуш Шетнева, Уча, Чандырева и Чочурча. На р. Бетке расположены деревни Анатыш, Бетка, Апшейка, Янчиково (Яншихово), Байтеряково, Мекеева, Арыш и Меретяки (Мереть). На р. Салтане, притоке р. Бетки можно указать деревни Салтан Мал., Ахча, Кузебердеево, Атмас Большой, Атмас Малый и Салтаналей. Несколько восточнее устья р. Бетки упоминается дер. Урай. По р. Суше (Шуша) упоминаются деревни Урахча, Кульга, Кадибердеева, Кугарчино, Шуни, Темерлик Большой, что было село «чувашское», т.е. ясачное Кучака Атмутова с товарищами (№ 643, № 233), Енсубино, Бердыбекхан, дер. Балтачи и Ямашева.
Поселок Уруссу
Уруссу в Википедии
Уруссу́ (тат. Урыссу) — посёлок городского типа, административный центр Ютазинского района Республики Татарстан России. Образует муниципальное образование посёлок городского типа Уруссу со статусом городского поселения как единственный населённый пункт в его составе. Посёлок расположен на левом берегу реки Ик, в 380 км к юго-востоку от Казани. Через посёлок проходят несколько автодорог республиканского и районного значения, а также железная дорога Уфа—Ульяновск, имеется станция Уруссу. Уруссу появился в 1945-1946 годах как рабочий посёлок в связи со строительством Уруссинской ГРЭС, хотя официальным годом появления считается 1947 год. Назва…
Подробнее »
Краткая информация о Уруссу
Год основания: 1947
Регион: Республика Татарстан
Район: Ютазинский район
Тип: поселок
GPS координаты: N 54° 35′ 49.8084″ E 53° 27′ 38.934″
Телефонный код: 85593 Как позвонить из других стран
Автомобильный код: 16, 116
Почтовый индекс: 423950, 423951
Код ОКАТО: 92254551000
Текущее время в: 14:45
Разница во времени с Москвой: 0 ч.
Население: 10637 чел.
Лучшие гостиницы
по типуГостиницы поиск по названиюМегапо расположениююг
Развернутьсвернуть список
Фотографии Уруссу
Добавить фото
Сувениры из Уруссу
Добавить сувенир
Последние отзывы
Добавить отзыв
Карта путешествий1Написал отзывов1 Побывал в странах1Побывал в городах
я жила в уруссу 18 лет ,потом училась в уфе,поехала работать в нефтекамск,проработала в школе, а потом в педколледже 42 года,но всегда этот поселок оставался для меня лучшим местом на свете,потому что здесь были мои родные, друзья.до сих пор я храню в сердце и в памяти эти места,где мне было жить хорошо.я часто ездила домой,но сейчас уже нет в живых моих родителей,брата,многих учителей,но я всех помню.спасибо моей малой родине за то,что она есть и будет. но так хотелось бы встретиться с одноклассниками выпуска 1964 года 2 школы.откликнитесь,кто меня помнит-нина елисеева,володя шилов,валерий фомичев,валерий грязнов,рустам веркеев.я валя керер-гаврищук.в скайпе valya.gav.жду и надеюсь на отзыв.
Пользователь не поставил оценку
Последние вопросы
Добавить вопрос
Если у Вас есть вопросы по данному населенному пункту или Вы ищите людей из деревни Мокрецы, проживающих в нем, Вы можете задать задать соответсвующий вопрос. Надеемся, что наши пользователи помогут Вам с ответами.
Татарские остроги
На месте Рождественского на р. Меше Д.А. Кикин записал две пустоши Укречь-Култук «у старого татарского острога у большого кургана». Следовательно, во времена Казанского ханства здесь было население городского типа с укреплением военного характера, а на вражке был старый острог. Смежна с Укречь была деревня Кильдешева. Смежной же с пуст. Укречь-Култук была дер. Сингели, где жили служилые и ясачные татары.
Рядом с дер. Сингели к северу расположилась дер. Тангачи (Тамгачи, Таргайчи), которая в 60-х годах XVI века была пустошью, но к 1603 г. восстановлена. Смежной с дер. Сингели была дер. Бурнашева, которая в переписи Д.Кикина состояла из одних ясачников. Смежной с пуст. Тангачи в книге Д.Кикина указана пустошь Тетеевская – запустевшая деревня Казанского ханства. Дальше к северу на «Лихом болоте» были деревни: Астрахань, Читаки, Мингерь, Сатки и Каирби, на оз. Сабуголь основана была и дер. Сабуголи; на озере Кулчук – дер. Кулчук Старый, где жили служилые татары и после Казанского взятия. Дер. Читаки была смежена с целым рядом старинных селений: дер. Тарлаши, почин. Елшейков, дер. Караишево, Пиголи и Карадулат; недалеко от них была пустошь Кумкечь и дер. Четова, где открыто старинное татарское кладбище. С дер. Сабуголь смежны деревни Караева, починок Смоклево (Измаил) – Займище, дер. Кабан и пустошь Белка, где тоже обнаружено старинное татарское кладбище, но татарское название не сохранилось. Рядом с дер. Каирби расположены были пустошь Куюк и деревни Сарку-Кадыш, Харибей и Сафаровка. Дер. Сарку-Кадыш была смежна с дер. Бученба, а последняя – с деревнями Тогашево, Каракчей Кабан, Селик Кабан и Старый Кабан. Ближе к Волге расположены были деревни: Ковали, Отары Средние, Отары Большие и Отары Малые. С Отарами были смежны дер. Девлеткильдеево (ныне Девликеево) и Мамотяково. С дер. Харибей смежны были пустошь Ялмская и дер. Бол. Куюки. Этим мы кончаем обзор татарских селений, расположенных в самом устье р. Меши и к северу между р. Мешей и Волгой и относящихся к Ногайской дороге.
Продолжение следует
Евгений Чернышев
Памятники археологии Котельничского района
Posted Пнд, 27/06/2022 — 07:04
Начальный период истории Котельничского края теряется в дымке тысячелетий, в каменном веке — самом длительном периоде человеческой истории, когда люди пользовались каменными орудиями труда.
Каменный век, в зависимости от способов и качества обработки камня, ученые разделили на три больших периода: палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век) и неолит (новокаменный век). Палеолит, в свою очередь, разбит на нижний палеолит (более 150 тыс. лет назад), средний (156—40 тыс.) и верхний (40 — 14 тыс. лет).
Всего на территории района более ста памятников археологии и палеонтологии.
Деревни Ногайской дороги
Вместе с тем использованы сборники исторических документов, как «Акты исторические» С.Мельникова, «Документы и материалы» и исторические монографии, как двухтомная работа Г.Перетятковича «Поволжье», монография Н.А. Фирсова, И.М. Покровского, статьи И.А. Износкова и «Списки, населенных мест» Лаишевского и Мамадышского уездов, В.Магницкого и др. Все это позволяет нам говорить о селениях Казанского ханства более полно. Конечно, мы не можем быть уверенными в том, что карта селений вполне исчерпывающая, но все же она даст новый импульс к дальнейшим изысканиям в этой области.
Начнем обзор с Ногайской дороги Казанского уезда. Здесь «после Казанского взятия» большинство селений и пустошей сохранили татарские названия. В нижнем течении р. Меши на Ногайском перевозе была татарская деревня Агайбаш. Эта деревня возникла на пустоши Телепеевской, что позволяет предполагать, что до Казанского взятия эта пустошь была заселена татарскими ясачниками, среди которых выделялся татарин Телепей. Название же Агайбаш дано местности по урочищам. Писцовая книга упоминает еще селище Агач, которое было до завоевания укрепленным пунктом татарских феодалов. Это был немаловажный стратегический центр. Доказательством существования Агайбаша, Аган и Агача является то, что русскому служилому В.Ф. Танееву дана была в поместье земля «селища Агача», которая была смежена с дер. Тоймой и Юлдузскими лугами г. Лаишева; эта земля была расположена на левом берегу р. Меши по направлению к Лаишевскому лесу. Деревня же Агайбаш на правом берегу р. Меши и имела татарских ясачников. От укрепленного пункта Агача, расположенного вблизи Ногайского перевоза через р. Каму, в 1603 г. уцелело 22 двора, и та земля, которая не обрабатывалась ясачниками, отдана была тому же Танееву. Несколько южнее деревни Агайбаш находится дер. Байчуга, расположенная на левом берегу р. Меши. Эта деревня упоминается в писцовой книге Д.А. Кикина (№ 643. Л. 477), как смежная с дер. Тоймой, а в писцовой книге И.Болтина (№ 642. Л. 7) читаем, что в этой деревне жили и служилые и ясачные татары. Дер. Ташкирмень, расположенная на правом берегу р. Меши, хотя и не упоминается в писцовой книге Д.А. Кикина, но она есть в книге И.Болтина (№ 642. Л. 17). Дер. Атабаево (Табаева, Табаи), по данным И.А. Износкова, очень древнего происхождения».
«То бо бе преже земля Болгарец малых за Камою промеж великия реки Волги и Белыя Воложки, до Великия орды Нагайския»
Археологические памятники этого периода изучены чрезвычайно слабо. Наиболее четко выявлены и определены такие объекты этого времени как кладбища с надгробиями и селища с круговой керамикой. Количество известных памятников этого времени сокращается, но в территориальном отношении ареал распространения памятников по сравнению с предыдущим периодом изменился незначительно (Староальметьевское, Меллятамакское I, Яхшы-Каранское, Сарлинское селища, Урсаевское, Мавлютовское (Башкортостан) кладбища с надгробиями, Кузкеевский могильник и т.д.).
Весьма характерно, что все эти памятники практически нивелированы в культурном отношении, т.е. содержат практически идентичные остатки материальной культуры. Тем не менее, анализ этих данных дает основания считать, что население низовий междуречья
Ика и Белой в культурном, этносоциальном и политико-административном отношении значительно отличалось от кочевников степей Южного Приуралья.
Судя по отрывочным данным русских летописей и татарских генеалогий в XV–XVI вв. Восточное Закамье входило в состав Казанского ханства, возможно, ее Ногайской даруги
В этом смысле важно указание анонимного автора «Казанской истории» («История о Казанском царстве») начала XVII в., что на востоке его территория простиралась до устья реки Белой (Ак-Идель): «То бо бе преже земля Болгарец малых за Камою промеж великия реки Волги и Белыя Воложки, до Великия орды Нагайския»
Захоронения ханов Казанского ханства в Казанском Кремле / Фото: Рамиль Гали
В определенной степени об этом же свидетельствует одно важное известие русских летописей. В обширном рассказе о событиях московско-казанской войны 1467–1469 гг
есть отрывок, в котором говориться о сборе войск хана Ибрагима: «До полна собрался на них царь Казанскои Обреим со всею землею своею, с Камскою, с Циплиньскою, и с Беловоложскою и Вотятьцкою и з Башкирьскою…».
А как же Арск?
Арская дорога располагалась по реке Казанке и по сторонам ее, расширяясь к северо-востоку. Центром Арской дороги являлся гор. Арск; видимо так было и до «Казанского взятия». Если направляться вверх по Казанке, то первым населенным пунктом ее были две деревни Кульсеитова, Бурнашева, три деревни Шапши, дер. Ямчурина и пустошь Шапша Кабиковская. Далее следует деревни Клетни, Ямашурма, Ащерма, Сосмаги, Урмат, Куркачи. За ними дер. Иски Казань, Камаева, Чурилино, Бурнаш; Урсек, Бужа, Чулпаново, Качклня и Хайван. Все эти деревни расположены по левому берегу р. Казанки до гор. Арска. На правом берегу р. Казанки Арской дороги деревни: Бимерь Мал. и Бимерь Бол., Бирюли, Айша Мал., и Айша Бол., с пустошью Арпа, деревни Ковали, Тимерчи (Чамарчи), Кишметево, Абзабар, Епанчино, с пустошью Красной, Морлы, Серда Бол. и Серда Мал. Арской же дороги были деревни Арняш (Урнашбаш), Аты Верхние, «что была у казанского Шейсупа князя» и Аты Сред., Метески Бол. и Метески Мал., деревни Мемеры, Наласы, Айша, Моллы и Тюбяк.
По правому берегу Казанки выше г. Арска упоминаются деревни Утня, Азяк, Кырлай, Пшалым. По левому берегу реки Казанки называются деревни: Ирек, Бимеры, Казанбаш, Турнали, Кутюк, Кармыш, Метески, Казыли. По левобережному притоку р. Казанки по речке Кисьмесь можно отметить деревни Сизу, Кисмесь, Чурилино, Мурали, Бол. Муй, Мал. Муй, Масра и Корса, Тюбяк-Чекурча, Hayраз и Хозяшево. По реке Малой Меше дер. Ишей, а по р. Бол. Меше деревни Мингерь, Измя и Кутернесь. Довольно много селений отмечается по р. Шошме: дер. Каратай, Тоузар, Карадован, Нурма, Салаусь, Янгул, Бурнак, Кучук, Смаил, Турья, Ирюк и Гоньба. По р. Ошторме упоминаются дер. Байлангар, Каинсар, Аман, Ошторма, Люга, Деук. На р. Вятке часто отмечается дер. Шунь Нижняя. Кроме того к Арской же дороге отнесены марийские волости Малмыж, Кетек, Пюр, ВоштормаКукмар, и волость Кукмор.
Вдоль Зюрейской дороги
Все селения по р. Шумбуту писцовая книга № 153 относит к Зюрейской дороге
Это мы должны принять во внимание, но все же целесообразнее считать их в составе Ногайской дороги, как и прочие перечисленные селения, расположенные в бассейнах малых притоков р. Камы по правому берегу
По р. Берсут луговые книги отмечают деревни Берсут и Кулуши.
Всего на Ногайской дороге мы определили 149 татарских поселений, что говорит о значительной плотности населения по берегам рек Волги и Камы.
Зюрейская дорога начиналась от г. Казани. В район этой дороги входили поселения по р. Ноксе и Киндерке, в том числе: дер. Бежболда, Тавель, Сия, Ачи, Салмачи, Енгильдеево, Сафарова, Бол. Клыки, Мал. Клыки, Самосырово, Абызазова, Кошак-Улановская пустошь, Чебакса, Бол. Естачи, Исамова, Амангозя и Мал. Естачи. Писцовая книга упоминает на Ноксе Большие и Меньшие Тебек-Коза144 . По р. Шемеле и вблизи: Агиш, Шигали Бол. и Шигали Мал., Шихазда Бол., Шихазда Мал., Кебек-Черемыш, Дертюли Бол., Дертюли Мал., Арышхазда, пустошь Абда, дер. Кулаева и пустоши Копшак и Буетырь. По р. Ушне расположены деревни: Черемша, Кишкильдеево, Елань Бол. и Елань Мал., Енасалы, Черемыш, Кадыли, Карамышево, Пестрецы Бол. и Пестрецы Мал., Иске-Юрт, Селенгуши, а несколько южнее Шали Бол. и Шали Мал. Вниз по речке Ия были деревни: Кадыш, Штырь, Ия Верхняя, Ия Средняя, пуст. Кирды Бахтина, дер. Ищи, Ия Нижняя, Мемеры Бол., Средние и Меншие. По реке Нурме на правом берегу указаны деревни: Кебеш, Сюнели, Кудаш и Кобяково и на левом: Кулсары, пуст. Ярмушевская, что была пустошь Ярмуша князя на р. Урсенове145, деревни Енасала, Сарыева, Венета, Иштерак, Ишери, Сия, Бол. Терегулово, пуст. Кукчу-Куюк, дер. Елагино, Тавель-Ходяшево, пуст. Боршло (в рукописи Воршло), дер. Ащерма Верхняя, Ащерма Нижняя, Пимери, Нурма Бол., Нурма Мал., Альведино, Юнусово, Енгурча, Отрячь, Чита и дер. Ст. Яштери.
Вверх по речке Нырсе, прежде всего, нужно указать дер. Нырсы Варзи (Нырсывар), затем Таутермень, Толкишь (Толкияз), Шебулатово и деревни Казыли Верхние, Казыли Средние и Казыли Нижние. Далее вверх по р. Нырсе: деревни Шатки, Нырса, Карабаян, а в верховьях р. Нырсе Арняш и на сев. западе Савруши Малые и Савруши Большие. От р. Нырсы вверх по р. Меше на левом берегу деревни Шармаши, Юскокчи, Зюри, Меша, Баландыш и Корби. По правому берегу р. Меши отмечены деревни Шинар Бол., Шинар Мал., Кибяк-Кози, Тулумбаево, Ясачная, Тюлячи, Кска, Карашерма, Кукча и Балыкли. По р. Тямте указываются деревни: Бол. Кибяк-Кози, Мал. Кибяк-Кози, Трюк-Тямти, Тямти-Метески, Метески Верхние.
И пришла Орда
Достоверные археологические факты свидетельствуют о другом. На этой территории, как и в остальной части Северной Евразии в пределах Улуса Джучи, начинает складываться новая золотоордынская археологическая культура, включившая в себя ряд локальных вариантов (например, на территории бывшей Булгарии).
Возрастает количество селищ, слои которых содержат остатки материальной культуры золотоордынского типа (круговая посуда, ювелирные изделия, оружие и т.д.). Памятники эти расположены как на левобережье Камы, так и вдоль рек Ик и Белая (Семиостровское I, Буаскульское VI, Бикбуловское, Меллятамакское I и др. селища). Здесь же обнаружены кладбища с мусульманскими надгробиями (Утяшкино, Средние Челны, Клятли).
Фото: Владимир Васильев
Чересполосно с ними появляются памятники так называемой «чияликской» культуры: селища с своеобразной лепной и круговой круглодонной посудой с примесью песка в тесте, украшенной веревочно-гребенчатым орнаментом (Чияликское, Игимское, Меллятамакское VI и др.); грунтовые могильники (Такталачукский и Азметьевский I), содержащие погребения, совершенные по мусульманскому обряду с некоторыми отклонениями (наличие погребального инвентаря, неустойчивое положение рук и т.д. Носителями этой культуры, по мнению исследователей, было мусульманизированное и оседлое, очевидно, смешанное население, включающее различные по происхождению общины. Не исключено, что часть этого населения специально переселялось насильственно или добровольно из Зауралья и Южной Сибири.
На юго-востоке Восточного Закамья появляются курганы золотоордынского степного населения (Байряки-Тамакский могильник).
Отдых и развлечения в Уруссу
Отдых и развлечение — это наверное то ради чего мы все роботаем. Приятно когда есть те кто помогает нам устроить это на высшем уровне. Например отели, рестораны, музеи, клубы, тематические парки и истересные места в Уруссу где побывали известные личности и другие места где мы получаем удовольствие.
Отель нам помогат решить вопрос с жильем быстро и удобно. Они предлагают нам много услуг, например: спа, масажи, бары, люди которие просто розвлекают нас играми возле бассейна
Разве не приятно получать все что хочешь и сразу? В полной мере даже не важно накаком языке ты говоришь. Во многих отелях Уруссу, гостя могут обслужить в любом случае ведь языки важная часть роботы всего персонала
Когда человек едит отдыхать он точно знает он получит достойный уход, высокий уровень обслуживания и уверность в том что эти люди готовы сделать все что бы ваш отдых был незабываймый.Посмотрим на другую сторону, например: бары, рестораны, фестивали.Бары. Подумать что такого в барах? Отднако молодые люди которые отдыхают несомненно отведуют подобные места. Ведь приятно уйти от запретов прошлой жизни, увидеть что то новое и интересное, позднокомиться с новыми людьми и увидеть жизнь простых людей таких же как ты.
Для болье старших туристов есть рестораны. Где можно попробовать интерестные бляда, которые популярные в том или инном месте которые вы посетили. Посмотреть как же все таки балуют себя другие люди. Побывая в таких местах получаешь высокий уровинь обслуги. Роботники посоветуют что же лучше для вас, берут к вниманию ваши личные пристрастия в еде, ваши личные некие мелочи (алергии, просто ваши запреты ведь у каждой местности свои странности и особенности). Вы всегда можете россчитовать на понимание, быстрое обслуживание. Почему же все так идеально?
Это косается не только отелей а и всей сферы обслуживания в Уруссу.Во-первых они работают для вашего удовольствия. Во-вторых они работают слаженно. У них есть определленний уровень знаний что и помогает им в любой момент ответить на каждый ваш вопрос.
Наверное без отдыха мы бы не достигали многово что у нас есть. Ведь отдых в Уруссу — это наш уровень личного удовольствия и хорошо когда есть люди которые знают как сделают его идеальным именно для нас.
Был ли Лаиш городом?
На левом берегу р. Меши мы уже указали Мансурово, Агач, Тойму и Другой Укречь-Култук. Теперь продолжим перечисление поселений на левом берегу р. Меши, относящихся Ногайской же дороге. Прежде всего, надо отметить поселение Лаиш с пустошью Юлдуз. Мы не имеем достаточных данных, чтобы утверждать, что Лаиш был городом.
Из дер. Стар. Кулчук во второй пол. XVI в. от татарской деревни образовалась дер. Новый Кулчук имевшим крепость, т.к. на Ногайском перевозе через Каму господствовала крепость Укречь-Култук; наличие этой крепости уже достаточно, чтобы отнести селение Лаиш к большому феодальному центру сельского типа с большим количеством полоняников, которые в Лаишеве так и остались жить после Казанского взятия.
К северу от пуст. Другой Укречь находится дер. Курманакова, от нее вверх по р. Меши поместная дер. Альгазы, записанная в Семеновских книгах Нармацкого (1563 г.) за детьми феодала Нармацкого. Недалеко от этой поместной деревни были деревни служилых татар, Куюки и Нальгозя. Вверх по р. Меше в писцовой книге Д.Кикина указывается деревни Салман на р. Чашме, Каип, Дертюли на р. Каипе, Салтыки, Бима Бурначеевская и Бима Бишнякова. На р. Чирпе расположены были дер. Чирпа и Смолдеярово. На р. Буртыке известны дер. Бурты, Евлушей, Мал. Куюк и пустошь Кармачи. На р. Брыси отмечаются деревни, Булгак, Балахчея, Челмаки, Икимен, пустошь Шигали, дер. Тевкечь и старое селище Тургаево. Вблизи от них указываются деревни Ликеево, Именкеска, Кудышева, Янтык, Кабищева. Далее на восток по р. Шуранке необходимо отметить деревни Большая Елга, Малая Елга и невдалеке от них дер. Шуран, известную по карте Казанского ханства и по писцовой книге Д.Кикина. По р. Ошняку расположились деревни: Яушева, Брынка, Большой Ошняк, Ошняк Малый, Бахтиярова и Бол. Салтан, пустошь Ячи, дер. Черемша и Улылая (Алыкная) за р. Ошняком. Неподалеку от дер. Улылая упоминаются деревни Тарлы и Лиски – татарские дворцовые или ханские.