Разбойничьи клады

Кто и зачем закапывал клады на Руси

Впервые об обычае славян делать клады упомянул византийский историк VI века Маврикий: «Они скрывают необходимые вещи под землей, не имея ничего лишнего наружи». Хронист XII века Гельмольд из Босау писал, что поморские славяне хранят всё драгоценное в земле — в кладах и тайниках. В повести о крещении Владимира, датируемой концом XI века, земные сокровища противопоставляются небесным:

В начале XII столетия древнерусский князь Владимир Мономах в «Поучении» предостерегал: «И в земле не прячьте, то нам большой грех».

Сложно сказать, почему закапывание кладов в Древней Руси возбранялось. Может, это следствие борьбы церкви со стяжательством или искреннее переживание за простой народ, чьи поклажи «подкопывають» и крадут воры. В любом случае упоминание их в таком ключе говорит о распространенности кладов в древнерусском обществе.

Фрагмент золотой диадемы из клада XII века, найденного в Киеве в 1889 году. Источник

В домонгольский период, X–XII века, клады делали в основном из-за постоянных междоусобных войн. Жители городов и деревень прятали нажитое, боясь произвола вражеских князей и их «санкций» по отношению к обитателям захваченных территорий. Серьезную угрозу представляли грабительские набеги печенегов и половцев, которые нередко доходили до Киева и опустошали всё на своем пути.

Всплеск кладов зафиксирован историками в 1230–1240-х годах во время нашествия Батыя на Русь — по силе, жестокости и масштабам разграбления монголам не оказалось равных. Зажатые между князьями и иноземными захватчиками, русские люди только и делали, что закапывали ценности. Одни покидали родной дом и, не имея возможности забрать с собой всё, прятали имущество, чтобы потом за ним вернуться. Другие укрывали драгоценности и деньги, притворяясь бедняками.

В XV–XVI веках Русь постепенно выбиралась из хаоса и крепла. Возросло могущество Москвы, росли другие города, ставшие очагами развития внутреннего рынка. На нем появлялись новые игроки: крестьяне, которые сбывали урожай для выплаты оброка и одновременно становились покупателями, русские и иностранные купцы. Росли масштабы товарного производства и денежного обращения, увеличилось производство монет, а вслед за этим и количество кладов: люди прятали в земле заработок и копили на то, что им необходимо.

Поступательное развитие государства омрачали социально-политические потрясения, которые отражались на кладах. Их количество резко возросло в 1560–1570-х годах, во время хозяйственного разорения страны опричниной: Иван Грозный погрузил государство во мрак, где ни крестьяне, ни землевладельцы не могли чувствовать себя в безопасности. А вот во время Смуты в начале следующего века кладов закапывали меньше. Людям попросту стало нечего хранить: опричнина быстро сменилась неурожаем 1601–1603 годов и польско-литовской интервенцией, ремесло и торговля пришли в упадок, денег чеканилось меньше.

Экономическое возрождение Московского государства началось только в 1620–1630-х годах. Вернулись и клады: их размеры становились огромными и достигали 6000–8000 монет. Конечно, такие запасы делали не крестьяне и рядовые горожане, а зажиточные купцы, хозяева рынка. Но с наступлением петровской эпохи они снова исчезают с радаров: развитие крупной промышленности и появление частных мануфактур позволили хранить капитал в производстве.

Во второй половине XVIII века в российских городах открылись первые банки. Все более или менее значительные сбережения дворяне и зажиточные горожане направляли туда. Но архаичное крестьянство по-прежнему закапывало пожитки в землю. Размеры кладов XVIII–XIX веков становились всё меньше и состояли в основном из копеек. Для них среди археологов появился специальный термин — «крестьянские клады».

Монетный клад в глиняном горшочке. Источник

Привычный образ клада в виде сундука, запертого амбарным замком, нетипичен для России.

Легенда о голицынском кладе в селе Голунь

29/06/2023 13:44Имение Голицыных в Голуни

Все любят истории о спрятанных сокровищах и кладах. В России существует немало мест, окутанных тайнами и легендами. Одно из них находится в Орловской области на берегу реки Зуши.

Еще в XVIII веке село Голунь купил генерал-поручик, камергер князь Михаил Михайлович Голицын, представитель младшей, но самой родовитой линии знаменитого дворянского рода. Вплоть до революции 1917 года имение оставалось во владении его прямых потомков.

Князь Михаил Михайлович Голицын

Михаил Михайлович развернул большое строительство роскошной усадьбы, которое длилось порядка около 30 лет. За это время возводится Покровская церковь с иконостасом из золота, большой особняк, конный двор и разбивается парк.

Насколько можно судить по сохранившимся фотографиям, Покровский храм в Голуни очень похож на знаменитой царскосельской Софии – Вознесенскому собору в Царском Селе. Особенность проекта заключается в сочетании палладианского стиля с элементами византийской архитектуры.

К сожалению, до наших дней большая часть построек не сохранилась. Но развалины церкви и главного дома и сейчас впечатляют своим размахом.

Как раз с этим домом и церковью связана легенда, которую местные жители передают из уст в уста.

Поговаривают, что ранее существовали тайные подземные ходы между церковью и домом. С какой целью их выкапывали пока не совсем ясно, на этот счет есть некоторые предположения. Голицины были весьма состоятельны. Династия оставила после себя яркий след в истории. Но больше разговоров вызывают их несметные богатства, спрятанные некогда в одном из подземелий голицинского имения.

Каких-либо документальных свидетельств этому не найдено, но интерес по-прежнему сохраняется. Бытует мнение, что богатства закопаны где-то глубоко под землей. Не исключено, что когда-нибудь найдутся те, кто сможет доказать или опровергнуть легенду о сокровищах усадьбы.

Также сохранилось предание о том, как Сергей Михайлович — младший сын М. М. Голицина выкрал девушку, которая впоследствии стала его женой. За князем выслали погоню. Когда же преследователи оказывали совсем близко Голицын, кидал в них золото горстями. Так к самой Голуни и прискакал.

На самом же деле Сергей Михайлович имел дочь Екатерину от турчанки, вывезенной с театра военных действий. Девочка воспитывалась в доме его родственницы княгини Татьяны Васильевны Голицыной и была выдана замуж за директора департамента министерства юстиции.

Также старожилы в Голуни помнят об интересной традиции, которая была в имении Голицыных. На каждый Новый год управляющий усадьбой презентовал каждому служащему в доме по платку. Подарок очень берегли, передавали из поколения в поколение и до сих пор сохранили в некоторых семьях.

Что здесь правда, а что вымысел? Есть клад, или нет его? Трудно сказать. Но в Голуни остро чувствуется «история» со всеми ее тайнами и недомолвками.

Староторжский монастырь

Первоначально Николаевский Староторжский монастырь был мужским, а в 1668 г. обращен в женский. К моменту закрытия монастыря в советское время его архитектурный комплекс состоял из следующих объектов:

  • Собор Троицы Живоначальной.
  • Надвратная колокольня (1894 г., сохранился нижний ярус).
  • Церковь иконы Божией Матери Живоносный источник (1833 г., утрачена).

Троицкий собор Николаевского Староторжского монастыря — самый большой собор Костромской губернии. Сооружен он был в 1839–1859 годах в стиле позднего классицизма. Первоначальный проект храма был составлен инженером Львовым, но сильно переработан. Собор представлял собой центрический пятиглавый четырехстолпный храм. Малые главы были разрушены в советское время и воссозданы в 1990-х гг., но реставрация собора до сих пор так и не завершена. В интерьере сохранились фрагменты живописи конца XIX — начала XX века. В советское время здесь размещались детский дом, педагогическое училище, электростанция. Сейчас монастырь не действует, но вход на его территорию свободный.

Свято-Успенский Паисиево-Галичский Монастырь

Особую известность монастырь получил в связи с трудами преподобного Паисия Галичского, погребенного в Успенском храме монастыря. Уже в конце XV века монастырь стал именоваться Успенским Паисиевым.

В 1642–1646 годах на месте деревянной Успенской церкви был возведен «холодный» (летний) Успенский собор — пятиглавый, двухстолпный, трехапсидпый храм с приделами святого Иоанна Богослова и Леонтия, епископа Ростовского. Особенностью собора является его невысокая и архаичная по своему облику колокольня, по мнению знатоков русского зодчества, являющаяся одним из первых образцов шатровой колокольни. Несколькими годами позже возведен «теплый» зимний Троицкий храм — двухэтажный, трехглавый (причем главы на нем не были собраны в группу как обычно, а словно выстроены в ряд).

В 1919 году монастырь был закрыт и возобновлен был лишь в 1994 году как женская обитель.

Охота за сокровищами — русский народный промысел

Вместе с кладами появились и кладоискатели. Кто же откажется от несметных богатств, зарытых прямо под ногами? Сильнее всего кладомания охватила крестьян, живших впроголодь под тяжестью государственных и господских поборов. Подневольное положение, длившееся веками, воспитало в них веру в невозможность обогащения честным трудом: «от трудов праведных не наживешь палат каменных».

Известно, что клады на Руси делали с раннего Средневековья. Об этом говорят как письменные источники, так и реальные находки археологов. С кладоискательством всё сложнее — от XI–XV веков у нас остались разве что летописи и жития святых. Упоминания о кладоискателях в них отрывочны.

В 1626 году в Путивле крестьянин Роман Гаврилов нашел в древнем кургане «золота два прута, да 26 плащей (пластин), да 9 перстней золотых, и пуговицы, и иные мелкие статьи золотые и серебряные» — вероятнее всего, клад или захоронение какого-то древнерусского князя. Спустя три года в Можайске казачий сын Пахомка Коверзин отрыл в земле у горы кувшин денег.

В 1638 году в Курске бобыльский сын Михейка с нищим Акимкой и его пасынком Артюшкой близ горы нашли горшочек с восемью золотниками татарских денег и пятью лубочками волоченого серебра весом в 28 золотников. Спустя 30 лет близ Воронежа казак откопал «под дубом котел небольшой пивной денег, да на тех деньгах лежат три или четыре бруска литых, неведомо какие, накрыт тот котел сковородою железною».

Золотые кольца из кладов XII–XIII веков. Источник

В 1673 году в Старой Рязани несколько крестьян отыскали погреб с литым серебром, золотыми плитами и прутьями, цепями и богатыми ювелирными украшениями — видимо, один из княжеских или боярских кладов, зарытых в 1237-м при взятии Рязани Батыем. В 1702 году можайскому воеводе донесли на людей, отрывших пару сотен «старинных денег и денежек». Некоторые становились кладоискателями поневоле, обнаружив сокровища случайно: в 1623 году в Черни к воеводе явились дети боярские и признались, что случайно нашли рядом с Головкиным лесом кувшин денег.

В XVIII–XIX веках эпидемия кладоискательства ничуть не спала. После отмены крепостного права в 1861 году многие крестьяне получили неудобья — непаханые земли, часто места древних городищ и могильников.

Исключения случались редко: в 1828 году три рязанца откопали крупный клад из серебряных новгородских гривен XIII века, но скрыть находку не смогли и передали ее в Эрмитаж.

Бармы (нашейное украшение) из клада XII–XIII веков, случайно найденного крестьянами в Старой Рязани в 1822 году. Обнаружив сокровище, они передали его властям, а в благодарность получили от императора 10 000 рублей. Источник

Новости о найденных кладах вдохновляли людей на поиски. Иногда «кладовая лихорадка» охватывала села и города. В селе Залесье на Херсонщине десятки крестьян клюнули на легенду о запорожском кладе, состоящем из 12 бочонков с золотом, и три года безуспешно искали его в степи. Около 1890 года крестьяне села Ильинского Макарьевского уезда всю весну бродили по лесу в поисках таинственного разбойничьего клада, но тоже ничего не нашли. В это же время золотая лихорадка охватила толпу костромских крестьян во главе с местным священником. Полиции пришлось разгонять их силой.

Историки недолюбливали кладоискателей  находки, способные дополнить картину прошлого, миновали ученых и бесследно исчезали. В 1859 году появилась Археологическая комиссия, которая выплачивала вознаграждения за сдачу кладов. Идея сработала лишь отчасти: в основном в комиссию присылали монетные клады.

В Западной Сибири кладоискательство стало профессиональным ремеслом

После завоеваний Ермака, на протяжении XVII–XVIII веков помимо охотников на соболей в Сибирь стекались искатели сокровищ. Сотни людей оставляли свои дома и уходили на Восток, манимые рассказами о наполненных золотом курганных могильниках сибирских аборигенов. Ярче всего о расхищении кладоискателями сибирских древностей рассказал немецкий врач и сподвижник Петра I Даниэль Мессершмидт:

В поисках кладов крестьяне сибирских деревень не брезговали помощью знахарей и колдунов. В 1850 году киргизский шаман Манжор Елемесов за внушительную плату связался с духами, которые указали местонахождение кургана с несметными богатствами. Обрадовавшись, крестьяне побросали дела и принялись его раскапывать. Местное начальство остановило помешательство, а горе-кладоискатели чуть не отправились в тюрьму за преступление против веры.

Можно ли декодировать легенды о кладах?

Сказки не возникают из пустоты, они всегда носят отпечатки мыслей, чувств и действий сказителей. Легенды о кладах не исключение: в них прослеживаются переживания крестьян и нищих. Не зря клады открываются только им — мифические рассказы о сокровищах принадлежат к народным утопическим легендам и выражают мечты масс о денежном благополучии, времени, когда всего будет в достатке. Надеяться на обогащение честным трудом не приходилось, поэтому народ ждал помощи из недр земли.

Может быть интересно

Нечистая сила, охраняющая клад, рождена неприглядной реальностью, в которой подавляющее число находок не представляло никакой ценности. Под стать церкви неудачливые кладоискатели сочиняли небылицы про бесовскую стражу и дьявольские ловушки. Того же происхождения легенды о драгоценностях, рассыпающихся в труху и черепки: в очередной раз найдя осколки посуды и позеленевшие от времени копейки, давно вышедшие из оборота, кладоискатели предпочитали обвинить во всем проклятье. Не до конца ясно, исполнялись ли на самом деле ритуалы и обряды, описанные в легендах. Это возможно, если допустить, что многие крестьяне были религиозны и искренне верили в нечистую силу.

Источник

Появление в легендах о сокровищах замков тоже неслучайно. С древнейших времен на Руси их использовали в обрядовой практике. В Юрьев день крестьяне перед выпасом обходили скот с замком или клали замок у входа в хлев, чтобы уберечь животных от болезней и нападения хищников. На свадьбе замок запирали и клали под порог сразу же после прихода в дом жениха, чтобы укрепить брак.

Из этого «обрядового семейства» и запирание сокровищ. Замки обнаружены во множестве кладов XI–XIII веков. В 1885 году в Киеве археологи нашли клад домонгольской эпохи, в котором среди серебряных слитков, золотых подвесок, браслетов и тридцати золотых сережек лежали два самых обычных железных замка. Видимо, владелец драгоценностей решил перестраховаться и поставил на клад двойную магическую защиту.

Больше о кладах и кладоискателях:

1. А. Г. Векслер, А. С. Мельникова. «Московские клады»

В совместной монографии ученый-археолог Александр Векслер и нумизмат Алла Мельникова подробно описали монетные клады, найденные в Москве и области к концу XX века. Параллельно авторы попытались объяснить, с чем связано нахождение в них тех или иных монет и как события внутренней и внешней политики России влияли на динамику появления кладов в столице.

2. Г. Ф. Корзухина. «Русские клады IX–XIII веков»

Название книги говорит само за себя — в монографии советского археолога Галины Корзухиной рассказывается о кладах домонгольского периода. Автор делает упор на материальную сторону вопроса: детально описывает содержание известных к середине XX века кладов (работа издана в 1954 году), анализирует внешний вид найденных украшений и рассуждает о русском художественном ремесле исследуемой эпохи.

3. Е. В. Кузнецов-Тобольский. «Кладоискание и предания о кладах в Западной Сибири»; В. Д. Цыбин. «Заговоренные клады и кладоискатели. Предания старины и новины заговоренные»; Е. В. Яровой. «По следам древних кладов»

Хотите больше легенд и преданий о кладах? Тогда эти книги то, что вам нужно. В статье разобраны лишь общие черты, присущие большинству небылиц о сокровищах. Самих их огромное множество: предания о кладах превращались в целые сказки, а поклажи и их хозяева становились героями фольклора наряду с богатырями и домовыми.

3Сокровища острова Кокос

Еще одно известное пиратское место — принадлежащий Коста-Рике остров Кокос в Тихом океане, к северу от Галапагосских островов. Первый клад спрятал здесь знаменитый пират Генри Морган во второй половине XVII века. В 1668 году он захватил панамскую гавань Портобело, где скапливалось всё золото перед отправкой в Испанию. В течение следующих трёх лет его военной добычей стали города Маракайбо и Панама. Разграбив эти города, он обрёл славу легендарного пирата. В отличие от многих других, Морган скрупулёзно отчислял положенную часть добычи английскому королю Карлу II и за это на закате своей пиратской карьеры был возведён в рыцари и назначен вице-губернатором Ямайки. Легенда гласит, что спустя некоторое время Карлу II донесли, будто бы Морган утаивал бо́льшую часть награбленного золота и зарыл его на острове Кокос. Король Англии «вызвал» короля пиратов в Лондон, где хотел узнать тайну клада. Но Морган якобы сумел предоставить королю исчерпывающие доказательства ложности возведённых на него обвинений. В 1688 году король пиратов и «государственный деятель» умер. Тайна его клада на острове Кокос до сих пор остаётся неразгаданной.Остров Кокос, расположенный на 5°33′ с. ш. и 87°2′ з. д., уже давно известен под названиями «остров сокровищ», «пиратский сейф» и «Мекка кладоискателей»

Вот уже полтора века этот крошечный, покрытый непроходимыми джунглями клочок суши (длиной 6,5 км, шириной 3,2 км) привлекает к себе внимание многочисленных кладоискателей. Считается, что остров хранит в своих недрах богатства трех знаменитых пиратов: Вильяма Дампира, Александра Грэхема и Скота Томпсона

Интересна история клада, который связывают с именами двух последних пиратов.Осенью 1820 года войска освободителя Аргентины, Чили и Перу — генерала Хосе Сан-Мартина — наступали на испанских колонизаторов с юга. Столица Перу была отрезана с севера от испанских владений войсками Симона Боливара. Вице-король Перу Хоакин Песуэла решил переправить государственные богатства в Панаму. Сокровища, награбленные испанцами за годы владычества, были тайком доставлены в порт Кальяо. Современная оценка перуанской казны колеблется в следующих пределах: 10 миллионов песо по версии испанцев, 30 миллионов фунтов стерлингов по английской и 30 миллионов долларов по американской версии. В Кальяо стояло пять кораблей. В трюм одного из галеонов — «Релампага» — скрытно погрузили ценности.У входа в Панамский залив «золотой» эскадре преградил дорогу бриг пирата Грэхема, по кличке Бенито Бонито. Грэхем служил в королевском флоте. Будучи командиром брига «Девоншир», он отличился в Трафальгарском сражении. Со смертью Нельсона слава героев Трафальгара стала угасать, и Грэхем оставил службу и пошел по разбойничему пути.Корсары Бенито Бонито в абордажной схватке овладели галеоном «Релампага». Пираты повели судно к острову Кокос. Там, на берегу бухты Уэйфер, в подземной пещере, Бенито Бонито спрятал бочки и сундук с драгоценностями. Вскоре два английских брига настигли пиратское судно у берегов Коста-Рики. Александр Грэхем был повешен на рее и унес с собой тайну клада.Вторая легенда о лимском сокровище утверждает, что оно было отправлено из Кальяо на пиратском судне Скота Томпсона «Мери Диир». Испанцы обещали корсару большое вознаграждение, погрузили в трюм его брига «важные государственные документы» и поставили свою охрану. Но провести Томпсона было трудно. Пираты перебили испанскую охрану и заглянули в трюм… Обрубив якорный канат, бриг ринулся в открытый океан. Но за ним устремился военный корабль. Он догнал судно Томпсона, правда, лишь в бухте Уэйфер острова Кокос. Поскольку сокровищ в трюме уже не оказалось, испанцы повесили всех, кроме Томпсона и его старшего штурмана. Их привезли в панамскую тюрьму, надеясь добиться признания. Но по дороге штурман умер, а капитан хранил тайну клада, понимая, что лишь так может спасти жизнь.В 1821 году Скот Томпсон был выпущен из тюрьмы. Он перебрался в Канаду, долгие годы жил на Ньюфаундленде, собирая деньги для экспедиции на остров Кокос. Томпсон заключил соглашение с капитаном Киттингом, но перед самым плаванием тяжело заболел и, умирая, отдал Киттингу карту острова со схемой клада. Экспедиция Киттинга достигла острова. Капитан и его новый компаньон Боуг пытались скрыть от команды цель посещения Кокоса, но им это не удалось. Киттинг и Боуг ночью покинули судно и спрятались в пещере. Морякам не удалось отыскать их на острове, и они ушли без капитана. Через некоторое время случайный китобоец подобрал на берегу острова измученного человека. Это был капитан Киттинг. С китобоями он вернулся в Ньюфаундленд. Перед смертью он передал карту Томпсона какому-то приятелю, и тогда она стала всеобщим достоянием.

Галичское озеро

Галичское озеро

Галичское озеро — крупнейшее в Костромской области и одно из самых крупных в России. Озеро мелководно, его средняя глубина 1,3 м, благодаря чему вода в нем хорошо прогревается, отсюда и богатейшие рыбные запасы. История рыбного промысла на Галичском озере имеет древние корни, а объемы ловли сделали Галич известным центром рыбной торговли.

Небольшая глубина озера способствует его зарастанию и заиливанию. Местный сапропель — озерный ил — с давних пор используется как прекрасное удобрение для растений. Помимо природных ресурсов, Галичское озеро знаменито еще и своими видами, открывающимися с многочисленных окружающих его холмов. Самый, пожалуй, впечатляющий пейзаж открывается со смотровой площадки Верхнего городища (Балчуг). Здесь же расположена еще одна достопримечательность Галича — белокаменный Крест памяти русского воинства. На этом месте в эпоху Смуты галичское ополчение защищало город от интервентов. На довольно крутую гору ведет деревянная лестница.

Поделиться ссылкой

Церковь Космы и Дамиана

Среди уцелевших храмов Галича — церковь Космы и Дамиана (Космодамианская церковь; ул. Железнодорожная). Построена она была в 1755 году (в стиле барокко) на средства местного купца Скорняшникова. Храм представляет собой двусветный четверик с куполообразной кровлей и одноглавым завершением с двухпридельной трапезной. Около церкви располагалась высокая колокольня, а вся территория около церкви была окружена оградой. В девятнадцатом веке храм значительно перестраивают. В 1940 году церковь была закрыта, иконостас полностью уничтожен, колокольня разрушена. В помещениях храма длительное время располагалась артель по производству онучей. В восьмидесятых годах XX века в церкви начинаются восстановительные работы, в 1990 году церковь Космы и Дамиана возвращают православным верующим.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: