Памятник Акпарсу
Богат марийский фольклор легендами и преданиями о богатырях родной земли, об Онаре, Акпатыре, Чумбылате… Но, к счастью, они сохранились не только в книгах. Бронзового Акпарса – одного из национальных героев мари – можно увидеть на правом берегу Волги, на живописном месте, окружённым полями, светлыми берёзовыми рощами и садами. Памятник князю горных марийцев, высотой около пяти метров, установлен у шоссе, на пути из Чебоксар в Козьмодемьянск. Здесь сходятся основные горномарийские дороги, и именно здесь, если верить преданиям, начинались родовые земли Акпарса.
Акпарс изображён стоящим, перед ним – гусли, одной рукой он играет на них, а другой приветствует свой народ. Автором скульптурной композиции является творческий тандем Анатолия Ширнина и Сергея Яндубаева.
Туристам было бы интересно узнать, что это не просто герой легенд, а реальная историческая личность середины 16 в. Акпарс – сотный князь горных марийцев, видный политик, военачальник и дипломат – самая яркая в пантеоне марийских национальных героев. Владения Акпарса, называемые «сотней», занимали значительную часть территории современного Горномарийского района. О нём писали, что жил Акпарс «возле речки Большая Юнга, в околотке Нуженал, в котором и доныне живут его потомки черемисы. Он был первым ходатаем, во всяком деле он выступал вперёд, был смелее и искуснее своих товарищей. И потому занял большое пространство земли от нижегородской границы по реке Суре и огромный лес по Суре и Ветлуге». На земле Акпарса в 1583 году был основан город Козмодемьянск, в связи с чем ясачные марийцы «отведены житьём за десять вёрст от города».
С именем Акпарса связаны поворотные моменты истории марийского народа. Во времена Золотой Орды и Ивана Грозного, горные марийцы, стремясь освободиться от власти Казани, послали своих наиболее уважаемых предводителей в Москву просить Ивана IV принять их под свою руку. Посланы были князья: Акпарс, Аказ, Ковяж, Яныга. Добровольное присоединение к Русскому государству Ивана Грозного горных марийцев связывают именно с именем князя Акпарса. Он пришел на помощь московскому царю и много сделал для утверждения его на Волге. По одному из преданий, Акпарс, играя на гуслях, измерил шагами расстояние рва, необходимое для подрыва крепостной стены. Иван Грозный ценил заслуги Акпарса. Известен случай, когда он три дня гостил в его родовом селении Нуженалы и охотился в местных дубравах. Сохранились легенды о том, что царь Иван IV «за счастливый исход войны…», предоставил горным марийцам ряд льгот и подарил Акпарсу серебряный ковшик с изображением царя Соломона. По некоторым данным ковшичек до сих пор хранится в Еласовской церкви.
Территория около памятника благоустроена, и сюда, уже по традиции съезжаются свадебные кортежи, чтобы почтить память предков и получить их благословение.
Команда Кочующие
Предисловие
Статью про этот интересный город хочется начать с рассказа нашего знакомого по Самиздату – Николая Чуксина. Его легкий слог, простота изложения понравились нам, да и, посетил Николай республику Марий Эл именно по нашему приглашению! Путь его лежал через Козьмодемьянск (Горномарийский р-н РМЭ) и Васильсурск в Юринский замок!
Далее статья Николая Чуксина:
Козьмодемьянск очень понравился моей жене: милый провинциальный город, живой, в отличие от умирающих Вязников и почти умершего Васильсурска. Нельзя сказать, что город процветает: здесь нет ни нефтедобычи, ни нефтепереработки, ни газа, ни золота, ни леса. Но город живет, может, жизнью, отличной от жизни в столицах, но энергетика этой жизни явно ощущается в его уголках.
музей Остапа Бендера
Есть в Козьмодемьянске и серьезные памятники. Прежде всего, это памятник национальному герою марийского народа князю горных марийцев Акпарсу, современнику Ивана Грозного.
Еще один памятник Акпарсу стоит у поворота на Васильсурск с основной магистрали Горно-Марийского района, идущей на Йошкар-Олу, Чебоксары, Казань и Москву. При нас велось завершение отделки этого памятника.
Памятника народному артисту СССР, композитору, бывшему разведчику, марийцу Андрею Яковлевичу Эшпаю пока нет (он родился в 1925 году). Но мемориальная доска на доме, в котором он родился, уже есть.
Есть в Козьмодемьянске и памятники Православной архитектуры. Вот белокаменная Троицкая церковь на Пугачевой горе, построенная в 1733 году:
Вот собор Смоленской Божьей Матери, заложенный жителями города в память чудесного спасения жизни царя-освободителя Александра Второго при покушении на него, исполненном студентом Каракозовым.
И все равно главное лицо города обращено к Волге, главная его достопримечательность — набережная и пристань, к которой часто швартуются настоящие белые волжские теплоходы.
Общая информация про Козьмодемьянск:
Козьмодемья́нск (горномар. Цикма, луговомар. Чыкма) — город (с 1781) в России, административный центр Горномарийского района Марий Эл.
Население 22,7 тыс. чел. (2010).
Город расположен на высоком правом берегу Волги (Чебоксарское водохранилище), в 104 км юго-западнее Йошкар-Олы. Паромная переправа соединяет город с левобережной частью республики. Является главным культурным центром горных марийцев.
Город основан в 1583 году. С 1708 года в составе Казанской губернии, с 1719 — в составе Свияжской провинции, с 1781 — уездный город Казанского наместничества. Со второй половины XIX века город являлся вторым по обороту в России центром лесоторговли (после Архангельска).
-
Доклад силуанова о бюджете на 2022 год
-
Видимое суточное движение звезд доклад
-
Туризм в индонезии доклад
-
Элементы биофизики при изучении теплоты и молекулярных явлений доклад
- Условные и безусловные рефлексы доклад
История Козьмодемьянска
Если верить легендам, город носит имя, которое было дано самим Иваном Грозным. Возвращаясь из похода, царю захотелось остановиться на одном из высоких речных берегов. Ему показалось, что участок достаточно выгодный, с точки зрения военной стратегии. В результате, он стал местом расположения крепости, заложенной перед днем святых, имена которых были – Косьма и Дамиан. Отсюда и пошло название города. Позднее на местности рядом с крепостью, которая защищала окрестности, поселись жители соседних губерний. Официальной датой, когда город был основан, является 1583 год. В период царствования Петра Первого из Козьмодемьянска везли древесину для изготовления судов. А уже в 19 столетии город имел статус второго по масштабу центра лесной торговли в стране (в то время, как первое занимал Архангельск).
Еще с 17 века Козьмодемьянск был участком транзита на Волге. Так, к началу 20 столетия здесь проживало множество богатых купцов, а сам город процветал, особенно, если сравнивать с ближайшими крупными населенными пунктами. Ситуация изменилась в революционные времена. Статус столицы в Марийской автономной области перешел к Царёвококшайску. Козьмодемьянску же досталась судьба обыкновенного районного центра.
Герб Козьмодемьянска (1781) 18 октября 1781 года именным указом императрицы Екатерины II по докладу Сената об утверждении гербов городам Казанского наместничества был утверждён первый герб города. Герб Козьмодемьянска имел традиционную форму городских гербов — боевой щит, так называемой французской формы, прямоугольный, с овально закруглёнными нижними углами и с остриём в середине нижней части. В верхней части герба — на белом поле — чёрный дракон с золотой короной и красными крыльями — символ Казанской губернии (см. Зилант) и свидетельство вхождения города Козьмодемьянска в её состав. В нижней части:
Герб Козьмодемьянска (1970) В 1970 году был утвержден новый герб города, автором которого стал В.А. Барышкин. Герб имел следующее описание:
Символика герба говорит, что промышленный город Козьмодемьянск располагается на территории Горномарийского района, славящегося своими лесами и богатыми сельскохозяйственными угодьями.
Крепости Казанского ханства
Со времен Казанского ханства на Волге действовала система укрепленных городищ, которая располагалась на самых высоких местах правого берега реки. Напомню, что в марийском языке Волга – это «Юл», то есть дорога или путь с татарского языка. Это был стратегический водный путь, связывавший огромные территории и несколько государств. Такая крепость стояла на горе Аламнер, что в переводе с марийского: Сторожевая гора, или городище на мысу. Аламнер расположен в 2 км. от деревни Кузнецово (или 18-19 км. от Козьмодемьянска). В настоящее время это памятник истории и археологии, около Аламнера проводят фестивали средневековой культуры и ролевые игра. Гора используется для парапланеристов и любителей горного бега. В этих краях прокатились две крестьянские войны – Степана Разина и Емельяна Пугачёва.
Чуть выше по течению Волги располагается ещё одна гора – Иоаннова (Иванова). С её вершины также открывается живописная панорама: напротив – стоит гора Аламнер, а вдали виднеется густой смешанный лес. По местным преданиям, через эту гору проходили войска Ивана Грозного в период Казанских войн. Историки считают, что в 1552 году тут в бою сошлись русские и казанские войска. Татарское войско расположилось на горе Аламнер (скорее всего, вместе с марийцами), а русское – напротив. С тех пор эту гору стали называть Иоаннова гора – в честь Ивана Грозного.
Вид на Волгу с горы Аламнер
Источник фото: komanda-k.ru
Абашевский курган
В районе много археологических памятников, например, Пепкинский курган (д. Пепкино), который в 1960 году стала исследовать экспедиция Казанского университета под руководством известного археолога профессора А.Х. Халикова. Пепкинский курган – это уникальнейший археологический памятник абашевской культурно-исторической общности (II тыс. до н.э). Племена абашевцев были древние скотоводы степной полосы, занимающие в эпоху бронзы обширные территории Подонья, Приуралья и Среднего Поволжья. В более позднее времена курган стал священным родовым местом у горных марийцев.
Хотя в настоящее время большинство горных мари исповедуют православие, однако на территории района сохранились священные рощи (кюсото) и сакральные места марийской языческой религии. Про несколько священных мест около Васильсурска мы уже написали в отдельной статье про град Василь в устье Суры. Одно из таких сакральных мест находится на указанном Пепкинском кургане.
До наших дней почитается священная Липа около деревни Сарапаево. Липа у мари считается «женским» деревом, поэтому тут обычно молятся девушки и женщины – для помощи в будущем браке или рождении ребенка. В древности священное место располагалось около села Сумки, сейчас деревьев в этой роще не осталось, но бьёт святой источник, куда за водой приезжают даже из соседних населенных пунктов.
Присоединение горных марийцев к Русскому государству
Вхождение марийцев в состав Русского государства было многоступенчатым процессом, и первыми были присоединены горные марийцы. Вместе с остальным населением Горной стороны они были заинтересованы в мирных отношениях с Русским государством, в то время как весной 1545 года началась серия крупных походов русских войск на Казань. В конце 1546 года горные люди (Тугай, Атачик) предприняли попытку установления военного союза с Россией и вместе с политическими эмигрантами из числа казанских феодалов добивались свержения хана Сафа-Гирея и возведения на престол московского вассала Шах-Али, чтобы тем самым предотвратить новые вторжения русских войск и покончить с деспотичной прокрымской внутренней политикой хана. Однако Москва в это время уже взяла курс на окончательное присоединение ханства – Иван IV венчался на царство (это свидетельствует о выдвижении русским государем своей претензии на казанский престол и другие резиденции золотоордынских царей). Тем не менее московскому правительству не удалось воспользоваться успешно начавшимся мятежом казанских феодалов во главе с князем Кадышем против Сафа-Гирея, а помощь, предложенная горными людьми, была отвергнута русскими воеводами. Горная сторона продолжала рассматриваться Москвой в качестве вражеской территории и после зимы 1546/47 года (походы на Казань зимой 1547/48 и зимой 1549/50 года).
К 1551 году в московских правительственных кругах созрел план присоединения Казанского ханства к России, предусматривавший отторжение Горной стороны с последующим превращением ее в опорную базу для захвата остальной части ханства. Летом 1551 года, когда был возведен мощный военный форпост в устье Свияги (крепость Свияжск), удалось осуществить присоединение Горной стороны к Русскому государству.
Причинами вхождения горных марийцев и остального населения Горной стороны в состав России, по всей видимости, явились:
1. ввод многочисленного контингента русских войск, возведение города-крепости Свияжска;
2. бегство в Казань местной антимосковской группы феодалов, которая могла бы организовать сопротивление;
3. усталость населения Горной стороны от опустошительных вторжений русских войск, его стремление установить мирные отношения путем восстановления московского протектората;
4. использование русской дипломатией антикрымских и промосковских настроений горных людей в целях непосредственного включения Горной стороны в состав России (на действия населения Горной стороны серьезно повлияло прибытие на Свиягу вместе с русскими воеводами бывшего казанского хана Шах-Али в сопровождении пятисот татарских феодалов, поступивших на русскую службу);
5. подкуп местной знати и рядовых воинов-ополченцев, освобождение горных людей от налогов на три года;
6. сравнительно тесные связи народов Горной стороны с Россией в предшествующие присоединению годы.
По поводу характера присоединения Горной стороны к Русскому государству среди историков не сложилось единого мнения. Одна часть ученых считает, что народы Горной стороны вошли в состав России добровольно, другие утверждают, что это был насильственный захват, третьи придерживаются версии о мирном, но вынужденном характере присоединени. Очевидно, в присоединении Горной стороны к Русскому государству свою роль сыграли как причины и обстоятельства военного, насильственного, так и мирного, ненасильственного характера. Эти факторы взаимно дополнили друг друга, придав вхождению горных марийцев и других народов Горной стороны в состав России исключительное своеобразие.
Паром
Дикий городской житель ни разу не переправлялся на пароме, и вот ему наконец-то представилась такая возможность. Он с интересом разглядывал это широкое плавсредство, представляя, как сейчас помчится на нем на всех парусах… А вокруг гладь реки Волги, которая разлилась на многие километры вокруг. Виды открываются действительно красивые.
Отсюда отплывает паром
Река Волга и очередь на паром
Стоимость переправы по состоянию на 2015 год – 300р с легкового автомобиля + 31р с человека. Плыть на другой берег около получаса, но они пролетают чрезвычайно быстро и незаметно. Мы отплыли от берега примерно в 17:30.
Паром причаливает к пристани
Во время поездки природа порадовала еще одним чудом. Отплывая от берегов Козьмодемьянска, Дикий городской житель заметил радугу. Странность была в том, что дождя не было. Радуга возникал просто так, в лучах заходящего солнца на фоне сизых облаков. А вокруг вились чайки, выпрашивая угощения. Наш герой, радуясь как ребенок, кидал им кусочки недоеденной булки, птицы ловили их на лету, одновременно дерясь между собой за драгоценные крошки.
Вид на Козьмодемьянск с парома
Вода, радуга, птицы и удивительное ощущение наполненности жизни!
И вот другой берег у деревни Коротни. Там было обнаружено еще одно табло с информацией, гласившее, что это место было заселено аж с 5 века до н.э., чему свидетельствуют археологические находки.
А далее – 130 км до Светлояра. И с уверенностью можно сказать, что путешествие удалось на славу!
Географическое расположение. Город расположен на высоком правом берегу Волги (Чебоксарское водохранилище), в 104 км юго-западнее Йошкар-Олы. Паромная переправа соединяет город с левобережной частью республики. Является главным культурным центром горных марийцев. Площадь населенного пункта составляет 13 квадратных километров.
История. Город основан в 1583 году. С 1708 года в составе Казанской губернии, с 1719 — в составе Свияжской провинции, с 1781 — уездный город Казанского наместничества. Со второй половины XIX века город являлся вторым по обороту в России центром лесоторговли (после Архангельска). По преданию, город основан первым русским царем Иваном Грозным, когда, одержав победу над Казанским ханством c помощью горномарийского героя Акпарса, он, возвращаясь в Москву по реке, увидел высокий холм и велел построить на нём поселение.
Геральдика. Положение о флаге города Козьмодемьянска утверждено Решением Козьмодемьянского городского Собрания от 25 мая 2005 года №49. Флаг повторяет по композиции утвержденный в тот же день герб города Козьмодемьянска.
Козьмодемьянск является старинным городом купцов, который находится на правом побережье реки Волги. Это административный центр в Горномарийском районе (Республика Марий Эл). Стоит отметить, что Козьмодемьянск, достопримечательности которого описаны в данной статье, это важный культурный центр региона. Обязательно съездите туда, чтобы посмотреть на купеческие дома с резными деревянными элементами, музеи и многое другое. Козьмодемьянск – город старый, провинциальный и неторопливый, но в этом и состоит его особая атмосфера.
Дорога с Казанью
Ещё в период Казанского ханства этот край был связан с Казанью большим трактом, который шел вдоль правого берега Волги. Дорога эта сохранилась и в более поздние времена, и потом получила название Большой Сибирский тракт. Эта дорога соединяла Москву, Владимир, Нижний Новгород и далее вела в Казань. Участок тракта проходил по территории нынешнего Горномарийского района и является памятником истории. На этой дороге побывали многие известные личности, так, в 1833 году по пути в Казань тут проезжал поэт А.С. Пушкин (останавливался на постоялом дворе в селе Виловатово, о чем говорит памятная доска).
Около деревни Актушево на Сибирском тракте до нашего времени сохранился межевой столб, который делил земли Казанской и Нижегородской губерний. Даже в Российской империи тут еще долгое время сохранялась память о пограничных землях Казанского ханства. Местные мари также эту дорогу называли «Кандальная», так как по ней гнали в Сибирь преступников, которые круглый год звенели кандалами. Что интересно, на выходе из Казани, около Варваринской церкви, кандалы с заключенных снимали, так как считалось, что после Казани начинаются немыслимая глушь — Урал и Сибирь, откуда уже никто не сбежит.
Межевой (пограничный) столб на границе бывших Нижегородской и Казанской губернии
Источник фото: komanda-k.ru
Ещё одно легендарное место на Сибирском тракте расположено возле деревни Пёртнуры, которое называется Золотая гора. Сохранилось предание, по которому в стародавние времена по тракту путешествовала сама императрица Екатерина Великая, а за её каретой везли обслугу и царскую казну с золотом. При подъеме в эту гору от большой тяжести поломалась конская упряжь, и кибитка с казной перевернулась. Из-за этого золотые монеты якобы рассыпались по всей горе. Царские слуги смогли собрать её большую часть, но из-за распутицы и грязи часть монет найти не удалось. Поэтому в окрестных деревнях рассказывают, что местные жители на склонах горы находили царские червонцы, причем даже в недавнее время.
Козьмодемьянск
Изучив памятник и все достопримечательности рядом, мы отправились дальше, в Козьмодемьянск. В сумме от НН до Козьмодемьянска примерно 260 км.
Было запланировано посещения этнографического музея под открытым небом (ул. Промышленная, д.2.), который представляет собой небольшую «деревеньку», где полностью воссоздана жизнь и быт горных марийцев. Музей расположен на 5 гектарах земли, в нем около 60 строений и более 7000 экспонатов. Однако время оказалось позднее, музей мы посетить не успели и сразу поспешили на паром.
Этнографический музей (фото из интернета)
Что еще можно посетить в Козьмодемьянске – это художественно-исторический музей имени Григорьева (ул. Лихачева 10), музей купеческого быта (ул. Советская, д. 58) и музей Остапа Бендера (ул. Советская 7).
Художественно-исторический музей имени Григорьева (фото из интернета)
Музей купеческого быта (фото из интернета)
Кроме того обратите внимание на Смоленский собор, который виден еще с дороги, что ведет к паромной переправе. Это самый красивый собор города
Он был построен в 1871 году в память о спасении императора Александра II при неудавшемся покушении на него студента Д.Каракозова.
Вид на Смоленский собор с дороги
Вот небольшая карта достопримечательностей города:
Достопримечательности Козьмодемьянска
Дуб Степана Разина и Акпарса
Около реки Юнга (село Запольные Пертнуры) находится самое большое дерево Марий Эл – это дуб Акпарса, второе название – дуб Степана Разина. Ученые установили, что его возраст более шести сотен лет (старше Дуба Пугачева), высота дерева 32 метра, а окружность составляет 7,5 метров. По местным преданиям еще сам Акпарс отдыхал под этим деревом и набирался сил перед своими походами. А позднее тут останавливался один из отрядов Степана Разина. Местные мари считают это дерево священным – онапу, и часто «заряжаются» от него природной энергией. Дуб является памятником природы.
Вековой дуб Степана Разина (дуб Акпарса)
Источник фото: komanda-k.ru
Горномарийский район – край ключей и родников, подсчитано, что только известных источников тут около 180 штук! Перечисление их названий заняло бы несколько страниц. Многие родники освящены по чину православной церкви, у некоторых – исполняются марийские языческие обряды. На некоторых источниках стоят и православный крест, и элементы языческого поклонения – разноцветные ленточки.
Известны родники: целебный Почаевский источник (село Сумки), удивительный Супротивный ключ (Васильсурск), Гремящий ключ с небольшим водопадом (у Козьмодемьянска), святой источник Казанской Божьей Матери (д. Усола), Красный ключ (Йошкар памаш), святой Казанский источник в Пайгусово, Миняшкинский целебный минеральный источник, источник Александра Невского (д. Коптяково) и другие родники.
Сурки-байбаки
В пределах района также есть памятники природы: это заказник Емешевский, сюда еще в конце прошлого века из Татарстана завезли 50 сурков-байбаков, которые прижились и расплодились в этих краях. Также ботаники отметили в заказнике наличие редких растений, насекомых и птиц.
Интересен еще один памятник природы – это «Марийское Присурье», который находится в пойме реки Сура. Тут холмы чередуются с глубокими оврагами и балками, открываются виды на долину реки и острова. Объекты охраны – Кедровая роща и Нагорная дубрава. Также в Присурье много лещины – лесного ореха, где кормятся птицы и грызуны.
На левом берегу Волги настоящий край озер, среди них самые чистые и прозрачные озера Марий Эл – это Нужъяр и Карасьяр. Со стороны кажется, что в озерную чашу залили родниковую воду – настолько она прозрачна! Эти озера окутаны легендами, считается, что раз в году из их глубин выходят настоящие русалки.
Также в районе есть ещё озера: Памьян-яр, Аксарт, Водопойные, Вышкарь-яр, Брюхан, Большое, Куян-яр, Ведёрное, Окунёво, Кого-яр, Абаж-яр, Арбуч, Шарское, Лисино и другие водоёмы. Они расположены в левобережье, между реками Ветлуга, Рутка и Арда. Также в этих местах много болот и ягодников, местные жители собирают тут клюкву, бруснику, чернику и голубику (ну, и, конечно, грибы). В лесах много боровой дичи и различных лесных зверей.
Мольбища
В день Преполовения (на 25 день после Пасхи) местные мари ходят в мольбище “Омыклиды”. Оно находится на берегу Волги (место: Вахня лидышты), на луговой. В настоящее время тут построена «часовня» из красного кирпича. Очень часто культовые места в Марий Эл несут элементы двоеверия (синкретизма): встречаются языческие и христианские символы, поэтому не стоит удивляться, например, иконе Николая Чудотворца в священной роще.
Мольбище “Омыклиды”. Источник фото: komanda-k.ru
Ещё одно мольбище “Кывагарем” находится у деревни Йактансола. Священная роща лежит в небольшой лощине, среди зарослей кустарников и деревьев, там стоит деревянный столбик с прикреплённой «часовенкой», изготовленной из металла. Около неё установлен стол для жертвоприношений. Мари приходят сюда обычно для лечения кожных заболеваний: фурункулов, нарывов, опухолей и порчи, при зубной боли.