На Аксубаевской земле
Следует отметить, что Аксубаевский район не столь глубоко исследован археологами и историками, как скажем, территории вокруг Болгара или Казани. Главный научный сотрудник Института археологии Академии наук РТ Фаяз Хузин сообщил «Реальному времени», что в тех краях крупных городов того периода не найдено, были лишь обнаружены селища.
Фото Тимура Рахматуллина
Фаяз Хузин сообщил, что в тех краях крупных городов того периода не найдено, были лишь обнаружены селища.
Как писали в «Реальном времени» казанские историки Булат Хамидуллин и Лариса Айнутдинова, на аксубаевской земле выявлено более 200 археологических памятников. Они относятся к эпохе «бронзы», именьковской культуры, периоду Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Здесь найдено много курганов и даже курганных групп. Например, известны находки у поселков Аксубаево и Васильевка, у деревень Саргачево, Старое Узеево, Тахтала, Черемушка и др. Именьковские и булгарские поселения, селища и городища найдены у сел Иляшкино, Караса, Новое Аксубаево, Старое Мокшино.
Имеются надмогильные камни золотоордынского времени (в основном XIV века; например, четыре надгробия и один обломок на новодемкинском кладбище). Вокруг села Щербень (Шәрбән) выявлены археологические памятники: Щербенские городища I и II («Кызлар капкасы»), Щербенские селища I—IV, Щербенский могильник, относящиеся к так называемому «общебулгарскому периоду».
В свою очередь историк Джамиль Мухаметшин добавляет, что больше всего в Аксубаевском районе известно именно о золотоордынских поселениях, хотя были и домонгольские. Эта территория входила в состав Волжской Булгарии. С приходом Батыя (1236 год) и захватом Булгара эти земли впоследствии вошли в состав Золотой Орды.
vbolgar.ru
Джамиль Мухаметшин говорит, что больше всего в Аксубаевском районе известно именно о золотоордынских поселениях, хотя были и домонгольские.
При этом историку неизвестно о каких-либо важных событиях, происходивших в этом промежутке в период X—XIV веков на территории Аксубаевского района.
— Были разрушены такие столичные города, как Булгар и Биляр. Другие города и селения такому разрушению не подверглись. Они просто автоматически перешли в Булгарский улус Золотой Орды, — говорит Мухаметшин.
И первая ставка Бату находилась именно в Булгаре. В 1395 году после битвы на Кондурче Булгар был сожжен Тамерланом, а в 1431 году разрушен Федором Пестрым.
БУКВАЛЬНО НА ДНЯХ ТУРКИ ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ БИЛЯРОМ
— И последняя тема. Если кто-то в руководстве республики заинтересуется этим интервью, вас пригласят и спросят: «Что еще можно сделать для археологии Татарстана? Какие направления дальше надо развивать», — что вы ответите?
— Что касается домонгольского времени, то очень хотелось бы продолжить полномасштабное исследование Биляра. Это уникальный памятник, он очень плохо изучен. А нас может ждать много сенсационных открытий!
— То есть можно будет сказать новое слово в археологии Татарстана?
— Обязательно. Археология Биляра в самом начале изучения. И не только сам Биляр — в его окрестностях, в радиусе 10–15 километров, еще много памятников. Это говорит о том, что речь идет о крупнейшем центре урбанизации. В этом году у нас есть планы провести небольшие раскопки. Ради интереса. Раньше, в советские времена, мы копали четыре месяца подряд — с мая по сентябрь, вскрывали примерно 1000 квадратных метров площади. Сейчас мы копаем максимум две-три недели со студентами. Например, заложили небольшой раскоп на 300 квадратных метров, пятый год не можем его закончить. 300 квадратных метров за пять лет! Это просто обидно!
— Это с финансированием связано?
— Да. Студенты проходят практику, им дают 50 рублей в день. Как жить на эти деньги? Это же трудная физическая работа.
— Наверное, должна быть какая-то отдельная программа по Биляру?
— Это было бы идеально. Но мы продолжаем работу, не останавливаемся. Буквально на днях турки заинтересовались Биляром, предлагают провести совместную экспедицию, но надо подать заявку на грант. Турки со своей стороны, мы — со своей. Если найдем финансы, то экспедиция состоится. Хочется увидеть Биляр с его знаменитым «Святым ключом» еще одним крупным туристическим центром в республике.
История
По словам старожилов, село Кичкальня образовалось в начале 18 века. По рассказам, передаваемым из поколения в поколение, село основали три семьи из чувашского села Узеево (ныне Аксубаевский район ). Мулла Тохватулла был одним из первых основателей села. Согласно легенде, эти семьи покинули свои дома, скрываясь от принудительного крещения после завоевания Казанского ханства от Ивана Грозного . На самом деле переселение нескольких семей из села Узеево объясняется внутриобластным переселением, так как Иван Грозный умер еще в 1584 году.
В существующей историографической литературе приводятся противоречивые сведения о дате образования села — с середины 1650-х годов до 1710 года. Согласно легенде, некое название в 1911 году утверждало, что село «Мораса Башы» было основано 300 лет назад, то есть, в 1611 году, но это маловероятно. До 1920 года она входила в состав Старо-Almetevskaya вол в Чистополе уезду в Казани губернаторства .
В XVIII — первой половине XIX веков жители относились к разряду государственных крестьян, несли карательные обязанности. Они занимались земледелием, скотоводством, кирпичным, вязальным, бондарным, столярным и колесным промыслом.
С 1920 года она была частью Чистополе Кантон в татарском АССР . С 10.08.1930 в Билярском , с 10.02.1935 в Тельманском, с 16.07.1958 в Билярском, с 01.02.1963 в Октябрьском, с 10.12.1997 в Нурлатском районе .
Статус и границы сельского поселения установлены Законом Республики Татарстан от 31 января 2005 г. № 32-ЗРТ «Об установлении границ территорий и статуса муниципального образования« Нурлатский муниципальный район »и муниципальных образований в его пределах».
Автор книги: Ряшид Алюшев
Прочая научная литература
сообщить о нарушении
История образования села остается почти не исследованной. В легендах утверждается, что земля Али Алькаеву была подарена Петром I «За верную службу мне и России, за храбрость твою и татар землей в Диком поле жалую». Именно Али Алькаев якобы основал село, и по его имени образовалось название села. В документах XVIII в. село именуется как Старый Алей, есть д. Новый Алей. «Земля Али простиралась до оврага Такталей, потом здесь поселились другие люди. Конечно, если бы сохранилась царская грамота о дарении земли, мы точно бы знали, сколько земли получил Али Алькаев. Но, к сожалению, этот ценнейший исторический документ не дошёл до нас».
В документах 1857 г. указано, что некоторые жители поселились в Алеево из дд. Юнок и Пишля (ныне эти села расположены в Мордовии). В указанных деревнях в 1679-х гг. у них имелись земли. Среди них упоминается Алей, сын мурзы Салатанея Байкеева сына Вергасова. В 1681 г. земля от Алея была отписана «на Великого Государя».
(РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 2572)
В 1897 г. в д. Старое Алеево имелось 257 дворовых мест, мужчин проживало 857 чел., женщин – 761. В деревне располагались по-прежнему 3 мечети, 3 общественных хлебозапасных магазина, 2 училища, 3 ветряные мельницы, 1 кузница и 3 постоялых двора. В 1911 г. в Алеево насчитывалось 96 дворов, мечеть, при ней татарская школа. По данным же переписи 1897 г. в Саратовской губернии проживали 94 тысячи татар. А в самом Саратове в это время было только 1700 жителей.
В конце XIX в. большое распространение по сравнению с другими этническими группами у татарского населения получил дальний отход за пределами области – в Баку, Астраханскую, Нижегородскую, Симбирскую, Тамбовскую губернии и в Сибирь. Некоторые семьи из с. Алеево оставались в местах отходничества на постоянное жительство. А те татары, которые возвращались, привносили в свои деревни нововведения в сельское хозяйство, новые элементы быта, а также новое убранство жилья, изменения в одежде и даже в культуре и традициях. Поэтому в разных татарских селах и сегодня заметны значительные различия как языковые, так и культурно-духовные. Именно из среды отходников формировалась в дальнейшем прослойка татарского купечества. Следует добавить к сказанному, что по «Ведомости Казенной палаты о числе жителей в городах и уездах Саратовского наместничества за 1786 г.» в Кузнецке было купцов и мещан в количестве 2405 душ, а в Кузнецком уезде – 19 989 душ. В Алеево по переписи 1858–1859 гг. отхожим промыслом занимались 139 муж. и 109 жен., батрачили 59 муж., нанимались в пастухи 14 муж., извозом занимались 12 чел.
«ВОЛЖСКУЮ БУЛГАРИЮ ЗАБЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ, ДА И НЕВОЗМОЖНО ЗАБЫТЬ»
— Фаяз Шарипович, мы вас знаем как ведущего специалиста по археологии Волжской Булгарии и Казанского ханства. Именно вы сыграли главную роль в деле определения 1000-летнего возраста Казани. Дискуссии по этому вопросу не утихают до сих пор — в первую очередь по поводу чешской монеты, якобы подброшенной в раскоп, чтобы вы расставили все точки над i, но чуть позже. А сейчас хотелось бы услышать от вас — к кому вы себя относите — к булгаристам или татаристам? Например, в недавнем, вызвавшем большое количество откликов, интервью историк Рашид Кадыров относит вас к группе своих сторонников — булгаристов.
— Знаете, часто путают два понятия: «булгарист» и «булгаровед». Я — булгаровед. И, естественно, пишу в основном о булгарах, о булгарской истории. Булгаристы — это те люди, которые признают единственными предками современных татар исключительно волжских булгар, призывают переименовать Татарстан в Булгаристан или Булгарстан (правда, академик Мирфатых Закиев предлагает другое название республики — Кусанстан, и народа — кусяне). Я же, как ученый, как археолог, изучаю булгарскую историю в основном домонгольского периода.
Естественно, меня интересует также дальнейшая судьба булгар, а она, как известно, протекала уже в рамках Золотой Орды. В отличие от так называемых татаристов я признаю значительную роль булгар в этногенезе поволжско-приуральских татар. Кстати, теорию о булгарском происхождении татар «сочинили» (так выражается академик Рафаэль Хакимов, говоря о придуманной им «булгарской мифологии») не ученые, а сам народ: «Безнең болгар бабаларыбыз» («Наши булгарские предки»). Да, есть некоторые основания относить меня к числу булгаристов.
— Но в одной из своих книг вы пишете, что в последнее время наблюдаются перекосы в пользу золотоордынской версии происхождения татарского народа. Булгарское прошлое стали забывать…
— Да, сейчас действительно наметился крен в другую сторону — Золотой Орды, татар, пришедших в наши края с монголами. Волжскую Булгарию забывать нельзя, да и невозможно забыть. А по поводу того, что в последнее время постоянно говорят о Золотой Орде, так это понятно — раньше таких широких возможностей изучать историю и археологию этого средневекового государства не было. Хотя говорить о том, что существовал какой-то строгий запрет на изучение Золотой Орды, было бы не совсем правильным. Город Болгар, который начали систематически изучать с 1938 года, — это ведь, по сути, золотоордынский город. В домонгольский период он был очень маленьким — всего 9–12 гектаров. А в золотоордынское время город занимал площадь почти 400 гектаров. 95 процентов находок в Болгаре относится к золотоордынскому периоду.
Далее. Изучали Старый и Новый Сарай — столицы Золотой Орды (Селитренное, Царевское городища). И все это, замечу, в советское время, если уж мы говорим о запрете. Изучали эпиграфические памятники. Гарун Валеевич Юсупов еще в 1960 году опубликовал в Москве свою знаменитую книгу «Введение в булгаро-татарскую эпиграфику». Это же Золотая Орда! Известный ученый Азгар Гатауллович Мухаммадиев издал несколько книг по золотоордынской и казанско-ханской нумизматике. Миркасыйм Абдулахатович Усманов изучал ханские ярлыки…
Но сейчас действительно времена другие. Золотую Орду можно изучать с бóльшим охватом. Но, повторюсь, это не значит, что надо забывать Волжскую Булгарию. Надо изучать ее.
— Нельзя сказать, что Волжской Булгарией совсем не интересуются. Наоборот, появляются новые версии, трактовки…
— Каких только новых версий не появляется! Вот, например, появилась новая концепция об эпидемии чумы. Физическое уничтожение волжских булгар началось якобы в 1236 году, а во время чумы середины XIV века они полностью исчезли, вымерли.
— А с чем эта дата связана?
— Монголо-татарское нашествие. Во времена этого нашествия якобы погибла бо́льшая часть булгар, что, конечно, далеко от действительности. У меня вопрос по поводу чумы — если она выкосила булгар, то почему не вымерли наши соседи — марийцы, мордва, удмурты? Все они жили в тесном контакте, в одном и том же районе. Они остались, а булгары-мусульмане — народ, между прочим, чистоплотный — погибли. Почему мордва, которая находилась ближе к эпицентру чумы, выжила, а булгары исчезли? Здесь много вопросов. Не слишком ли мы преувеличиваем роль чумы в гибели целого народа?
— Соседи могли жить в лесу, не контактировать с булгарами. Так и сохранились.
— Хорошо, а мордва? Такие же природные условия — лесостепь. В первую очередь должна была погибнуть мордва, потом булгары, потом другие народы. Мировая история свидетельствует: не бывает таких войн или эпидемий, в результате которых этнос полностью исчезает в один миг.
Неожиданная находка
В среду появилась информация, что в Аксубаевском районе Татарстана нефтяники проводили земляные работы по прокладке нефтепровода и обнаружили древнее захоронение. Кладбище находится между поселками Кызыл Тау и Новые Киязлы.
Фотографии раскопок разлетелись по соцсетям. Могилы, расположенные неглубоко под землей, были разного размера. Среди останков были обнаружены кости детей и женщин. Тогда «копатели» предположили, что захоронение относится к XIII—XIV векам.
Пользователи, увидевшие фото, стали высказывать предположения, что найденные скелеты достигают роста 2,5—3 метров. Некоторые выдвинули версию, что могилы относительно свежие и относятся к первой половине XX века, а в них покоятся тела расстрелянных — либо жертвы Гражданской войны, либо «враги народа» 1930-х годов.
aksubayevo.ru
На место выехала группа археологов во главе с Константином Истоминым. Могильник оказался достаточно большим — 200 метров в ширину и 300 метров в длину. На сегодняшний день обнаружено около 150 скелетов. Их размеры оказались вполне нормальными: высота останков взрослых людей была не выше 170—180 см. Само захоронение могло быть произведено в период с X по XIV века. Причем каких-то вещей рядом с останками практически не было, за исключением гвоздя и керамического черепка.
К слову, в этом году в Болгаре исследователи сделали не менее сенсационную находку — ювелирную мастерскую по обработке янтаря XIII—XIV веков.
«БИЛЯР ВЫДЕЛЯЛСЯ СРЕДИ ДРУГИХ БУЛГАРСКИХ ГОРОДОВ СВОЕЙ МАСШТАБНОСТЬЮ»
— Вы много пишете про Биляр. Говорите, что этому городу уделяется незаслуженно мало внимания…
— Биляр выделялся среди других булгарских городов своей масштабностью. Вопрос о столице Волжской Булгарии был поставлен еще в 30-е годы XIX века. Об этом писал Василий Васильевич Григорьев — известный российский историк-востоковед и академик. Он считал, что Биляр был столицей государства. Другой ученый — Сергей Михайлович Шпилевский — в своем фундаментальном труде «Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии» отдал предпочтение Болгару. Мол, Болгар — столица, и с этого все пошло. Хотя скептиков было достаточно среди ученых. В советское время в основном булгарской тематикой занимался Алексей Петрович Смирнов, московский ученый. Он также копал только Болгар, и эта версия о столичности города окончательно за ним закрепилась. Альфред Хасанович Халиков, когда начал копать Биляр в 1967 году, сразу поставил вопрос: «Верна ли теория о первой столице?» Но дискуссия, развернувшаяся на страницах журнала «Советская археология», длилась недолго — каждый остался при своем мнении. До сих пор я, как продолжатель дела Халикова, интересуюсь этим вопросом.
— Может, было давление Москвы, существовали какие-то запреты? Вспомнить неудавшуюся историю с празднованием 800-летия Казани в 1977 году.
— Нет, ничего такого не было. С 800-летием было не так, как думают многие. Это не давление Москвы. В результате раскопок, а также изучения письменных источников Халиков пришел к выводу о домонгольском возрасте Казани. Этот вопрос обсуждался сначала у нас в Казани в ИЯЛИ имени Ибрагимова, в Казанском университете, а потом уже в Москве, в Институте истории АН СССР. В итоге там нашли недостаточными аргументы в пользу 800-летия Казани. В общем, у Халикова в распоряжении было недостаточно материала для доказательства 800-летия. Единственная дата — 1177 год — из «Казанской истории» (вторая половина XVI века), оказалась, как потом выяснилось, поздней вставкой редактора рукописи.
Может быть, действительно, Москва не совсем правомерно лишила нас этой даты. Хотя я сейчас думаю, что правильно сделала, иначе мы не копали бы и не доказали бы 1000-летний возраст. А когда начали работать, я сам чувствовал слабость позиции Халикова, она заключалась в недостатке археологических материалов: копать надо было больше, однако тогда возможности не было. Они копали в 1972–1973 годах, но все это не в Кремле, потом начали работать в Кремле, но это длилось недолго. Надо было проводить широкомасштабные археологические раскопки.
— Что мешало? Местные власти запрещали?
— Да, местные. Как же так, мол, это же Казанский кремль, а мы, археологи, портим вид «визитной карточки». Только спустя 20 лет, в июне 1994 года, Альфред Хасанович смог начать работы в Кремле. Но, к сожалению, успел поработать только месяц, скоропостижно скончался. Время было другое. Суверенитет, демократия. Кремль стал резиденцией президента Татарстана. Отсюда вывели войсковую часть, после них осталась разруха. Надо было приводить в порядок территорию, полуразрушенные здания надо было ремонтировать, вовсю работала строительная техника. Была опасность уничтожения культурного слоя. Тогда Альфред Хасанович буквально грудью встал на пути бульдозеров и экскаваторов и потребовал допустить археологов к раскопкам, как это положено по закону. В итоге мы смогли продолжить исследования.
Кстати, в состав экспедиции включили в качестве экспертов известных специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга. Мы работали вместе, поэтому сейчас спокойны за свои выводы. Я, как начальник экспедиции, активно занимался этим вопросом, все изучал досконально, выступал на международных конференциях. Заключение о 1000-летнем возрасте Казани — это результат коллективной, совместной работы.
Фаяз Хузин, справка
Фаяз Шарипович Хузин родился в 1951 году. Член-корреспондент АН РТ (2004), доктор исторических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РТ, лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники.
Окончил историко-филологический факультет Казанского государственного педагогического института по специальности «история» (1972), аспирантуру ИЯЛИ им. Ибрагимова КФАН СССР (1978).
Кандидатскую диссертацию на тему «Билярское городище: стратиграфия, хронология» защитил в 1987 году в Ленинградском отделении Института археологии АН СССР, докторскую диссертацию на тему «Булгарский город в Х – начале XIII века» – в 2002 году в Удмуртском государственном университете.
Основные направления научной деятельности – археология и история Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.
Многолетние раскопки Билярского городища, проведенные на высоком научно-методическом уровне совместно со своим учителем Альфредом Халиковым, открыли новый этап в изучении средневековых городов региона. В научных публикациях Хузина решены дискуссионные проблемы стратиграфии и хронологии памятника, прослежена динамика развития домонгольского города, аргументировано положение о столичности Биляра-Булгара с момента его основания.
В конце 1980–1990-х Хузин возглавлял экспедиции в Сувар, Джукетау и Чаллы, организовал раскопки Кирменского и Елабужского городищ. В трудах ученого разработаны методологические проблемы определения возраста средневековых городов на основе комплекса источников, в первую очередь археологических. Высокую оценку и признание среди отечественных и зарубежных специалистов получили его работы, посвященные археологическому обоснованию времени возникновения Казани. Под руководством Хузина изучены древнейшие укрепления Кремля, мавзолеи казанских ханов, руины мечети «Кул Шариф».
Является автором более 450 научных и научно-популярных работ, в том числе 19 книг и монографий, среди которых «Великий город на Черемшане» (1995), «Волжская Булгария в домонгольское время» (1997), «Булгарский город в X – начале XIII века» (2001), «Ранние булгары и Волжская Булгария. VIII – начало XIII века» (2006), учебники и пособия для студентов вузов, учащихся средних школ.
Под научной редакцией Хузина подготовлено и издано около 25 книг, в том числе фундаментальный труд «Волжская Булгария и Великая степь» – второй том семитомной «Истории татар», изданный в 2006 году.
Азат Ахунов. Фотографии business-gazeta.ru
«ЕСЛИ ПРЕДКИ ТАТАР ЖИЛИ ГДЕ-ТО РЯДОМ С МОНГОЛАМИ, ТО И МОНГОЛОИДНОСТЬ У НИХ ДОЛЖНА БЫТЬ ЯРКО ВЫРАЖЕНА»
— Как вы оцениваете тюрко-татарскую версию этногенеза нашего народа?
— Тюрко-татарскую версию, вернее, теорию этногенеза татар, я поддерживаю, ибо она оставляет место и волжским булгарам. Однако есть у нас ученые, считающие себя сторонниками данной теории, но исключающие из списка этнических компонентов татар одного из их ближайших предков — булгар. Мы средневековые татары, вошедшие в китайские летописи еще в VI веке, говорят они. Это время возникновения Тюркского каганата, татары действительно упоминаются как подданные тюрков. Очень часто говорят, что они, то есть татары, были народом продвинутым, цивилизованным, имели свои государства. Заметьте: не одно государство, а несколько! У меня, как у любого археолога, сразу возникает вопрос: где эти государства располагались, какие конкретно территории занимали? Какие ханы правили, их имена? Ответа нет.
Нам могут сказать — татары были кочевниками, границы постоянно менялись: сегодня они здесь, а завтра — там. Хорошо, но раз была государственность, значит, был народ. А народ все-таки оставляет археологические следы. Мы же знаем гуннскую археологическую культуру. Древнетюркскую знаем, монгольскую. Памятники кочевых торков (гузов) и кыпчаков изучаем. Где же татарская археологическая культура? Где следы древних татар? Это очень важный вопрос. А вопросов много. У нас есть семитомная «История татар». Первый том посвящен добулгарскому периоду — это первобытность, раннее Средневековье. Один из авторов тома — крупнейший российский историк, тюрколог Сергей Григорьевич Кляшторный, впервые, можно сказать, заговорил о татарских государствах (хотя и раньше о них писали). Но конкретно об этих государствах в этой книге мы ничего не находим. Даже названий этих шести татарских государств мы не знаем. Татария, Тартария, или как-то по-другому назывались они? Чем занималось население? С кем воевали, с кем дружили? Внутренняя, внешняя политика их правителей, социальный строй?.. Мы ничего не знаем обо всем этом.
— То есть там, в первом томе, вы не нашли ответов на свои вопросы?
— Нет, не нашел. Продолжу свою мысль. Возьмите Кимакский каганат. Пишут, что его чуть ли не татары создали. Почему тогда он называется «Кимакский», а не «Татарский»? Где татары? В этом вопросе надо быть очень и очень осторожным. Мы, кажется, слишком возвышаем Чингисхана. Начали поднимать вопрос о том, что ему надо поставить памятник. Ивана Грозного, Гитлера ругаем, Чингисхана хвалим. А сколько государств он разорил? Отнял государственность волжских булгар, стер с лица земли города, уничтожил население. А мы поднимаем его на высокий пьедестал. Надо знать меру. Конечно, и положительные стороны можем найти в деятельности Чингисхана: законы, внутренняя политика и все остальное. Он был хорошим организатором и военным деятелем, слов нет, но негативного в нем слишком много. Я так думаю.
— Войны — это нормальное явление для Средневековья
— Да, нормальное, если так можно выразиться. История Средневековья — это история войн.
— Вы сами как считаете — что было на самом деле? Татарской государственности не было совсем?
— Татары были, от этого никуда не деться. Потому что сведения о них зафиксированы в письменных источниках. Это всем известно. Монголы победили, включили их в состав своего войска и повели сюда. Но какое было количественное соотношение в армии Чингисхана или Батыя — монгол было больше или татар? Мы говорим, татары — это тюркоязычный народ, но, скорее всего, это было общее название для группы племен. В состав татар входили тюрки, монголы и многие другие этносы. Точного соотношения татар и монгол мы пока не знаем. Этот вопрос пока еще плохо изучен, мы в самом начале пути. Мы постоянно говорим: татары — тюрки, возможно, и Чингисхан — тюрк, но ведь маститые ученые раньше утверждали, что они, то есть татары — народ монголоязычный. Вопрос остается открытым.
— Сейчас популярны ДНК-исследования, они многое могут сказать, по черепу можно определить этническую принадлежность.
— Да, это нельзя не учитывать. Если предки татар жили где-то рядом с монголами, то и монголоидность у них должна быть ярко выражена. Но у современных татар монголоидности почти нет. Но, чтобы точно сказать, надо найти эти древние татарские погребения. Но их нет! Кроме того, мы не можем определить археологические признаки, ничего не знаем про погребальный обряд, материальную культуру.
«Болезни выглядят как колпачки над головой»
Для Зинаиды Ивановны все начиналось в 80-е года. Тогда бабушке пришлось пережить сердечный приступ.
– Бегала по больницам, но там не помогали. В огороде не могла работать, даже двух килограммов в руках удержать не могла. И в это же время к нам приехали трое братьев-целителей. Я пришла за помощью к ним, а они сказали: «Себя вылечишь и других лечить будешь», – рассказывала Зинаида Ивановна.
Фото: Сергей Грачев
Женщина ходила к братьям каждый день. Один учил ее магии, второй – биоэнергетике, третий – сенсорике. Про открывшийся дар целительницы тут же прознали в деревне, к Зинаиде Ивановне побежали со своими проблемами.
– Помню, прибегает соседка и кричит: «Тетя Зина! У нас гусята погибают! Сделайте что-нибудь». Решила попробовать. Достала книгу с заговорами, сделала, как написано. И они поправились, – говорит целительница. – Так и приходят, кто с артритом придет, кто со склерозом. Конечно, все болезни не вылечишь. Но стараюсь. Надо искать причину болячки. А она невидима. В душе. И выглядит как колпачок над головой. Его просто нужно убрать. Я даже не трогаю человека, просто подключаю его к своей энергии.
Слава о целительнице вышла далеко за пределы Зуевых Ключей и даже Удмуртии
Сегодня к Зинаиде Ивановне приезжают из столичных Москвы и Санкт-Петербурга, а также из других стран – Казахстана, Грузии, даже Америки!
Американцы в основном российского происхождения. А вот было дело, когда и чеченского духовного лидера лечила. Но нельзя рассказывать, кто приходил к тебе. Все-таки этика. Да и забываю.
Зинаида Белоусова, целительница
Всем помогает тетя Зина. За один сеанс целительница избавляет от алкоголизма, а в течение года может помочь избавиться от рака! Но был случай, когда она не успела спасти близкого человека.
– Смотрю я на свою подругу, что в Чистополе жила. Говорю ей, что с печенью не в порядке. А она отмахивается от меня, мол, работы у нее много, поэтому потом придет на сеанс. Так прошел год. И приводят ее ко мне с 4-й стадией цирроза печени. А я же не Бог, чтобы новый орган нарастить. Лечила ее 4 дня, но она уехала и через неделю умерла.
Фото: Сергей Грачев
Сегодня Зинаида Ивановна почти отошла от дел, занимается исключительно хозяйством, а окружающим помогает ее дочь. Чтобы пациенты могли долгое время находиться в Зуевых Ключах, около дома Зинаиды Ивановны даже построили большой гостевой дом. Там и живут те, кому нужна помощь. Они же (по мере сил) помогают ей с хозяйством.