Обрядовый фольклор марийцев
Данный культурный элемент занимает в устном народном творчестве марийского народа важную роль. Связан он, прежде всего, с торжественными событиями: свадьбами, похоронами, поминальными обрядами, проводами рекрутов на воинскую службу. Все они сопровождались специально приуроченными песнями, плясками, музыкой и заклинаниями.
Марийские музыкальные инструменты играли большую роль в народной обрядности и культуре. Каждой песне, исполняемой на обряде соответствовала определенная обрядной культурой мелодия.
Муро, мыры – марийские песни
Данный вид народного творчества является наиболее распространенным и самобытным среди прочих. Песней восхваляют природу и дух родной земли, доносят до слушателя чувства радости, надежды и горя. Праздники, труд, всевозможные игры и сугубо семейные ритуалы проходили под аккомпанемент древних марийских напевов. Песни можно классифицировать следующим образом:
- трудовые;
- бытовые;
- гостевые;
- свадебные;
- сиротские;
- рекрутские;
- поминальные;
- песни-раздумья и пр.
Важная особенность песен состоит в двухчастном построении образных выражений, строящихся, в своей основе, на противопоставлении или сопоставлении. К примеру, человеческое чувство сопоставляется элементу или состоянию природы.
Свадебные песни марийцев богаты своим репертуаром и мелодикой. Тоже касается и свадебного фольклора в целом.
Песни повествовали о достоинствах родной земли и округи. Славили жениха, его родню и служили пожеланиями счастья, обилия хозяйства, крепкого здоровья и многочисленных отпрысков для молодоженов.
Марийские народные музыкальные инструменты, виды
Помимо песенной культуры, как уже было упомянуто, у марийцев существовали и свои музыкальные инструменты. Наиболее известные сегодня:
- Духовые. Свирель (шиялтыш), волынки с пузырем (шyвыр);
- Струнные – щипковые. кyсле, карш, ковыж;
- Тyмыр из вида ударных
В 19 веке в марийский края пришла гармонь. Большие связи объединяют семейную и культовую обрядность марийцев с традициями инструментальной музыки. Например, под мелодии волынки, сопровождаемой ударами барабана, проходили свадебные церемонии и праздники. Те же инструменты служили в качестве сопровождения ритуальным и поминальным церемониям. Смотры посевов не обходились без их участия.
Шшyвыро – марийские волынщики
Фигура волынщика неизменно присутствовала на всех праздниках и обрядах. Они выполняли общественный долг и всегда считались почетными гостями. Наградой за их труд служили вышитые рубашки и полотенца. Большим почетом пользовались волынщики в роли свадебного чина. Талантливые волынщики за свою жизнь отыгрывали на десятках свадеб.
Охотникам, пастухам и лесничим служили трубы. Характер ритуального действа мелодия труб обретала во время праздников Сyрем и Угинде. Девушки луговых мари, спешащие выйти замуж, играли на специальных девичьих трубах. Оригинальное исполнение песенных мелодий девушками также производилось губами при помощи древесного листа или тончайшей бересты.
Местные и их верования
Марийцы-селяне старшего и среднего поколений действительно во многом остались многобожниками, но на деле все осложняется христианизацией, которая идет здесь уже четыреста лет. Формально все или почти все являются христианами, и вопрос об обратном даже не обсуждается.
К примеру, мой дед часто упоминает о том, что они — христиане, причем самые настоящие христиане, более настоящих во всем мире нет. Что не мешает ему после службы в церкви пойти молиться в священную рощу Кӱсото и даже приносить там жертвы в виде птицы и баранов. То есть мы имеем дело с типичным двоеверием: христианство сверху и лютое почитание старых богов внутри.
Как видно, противоречие жесткое и даже шизофреничное, но за столетия его удалось преодолеть. Молясь верховному божеству, которое носит имя Ош Кугу Поро Юмо (Белый Великий Добрый Юмо), или просто Юмо, марийцы верят, что это — тот же христианский Бог, просто у них он немножечко свой. А упоминания жертвоприношений в самой Библии довольно мощно укрепляет их в вере, что Господь очень любит баранье мясо и блины. В этом смысле местные двоеверцы похожи на кастанедовских индейцев яки, которые поклонялись Деве Марии, Иисусу и поедали священный галлюциногенный пейот, искренне считая, что ничего более христианского в мире просто не существует.
Священная роща, как правило, выглядит как небольшой лес, оставленный прямо посреди урожайного поля.
При этом существует и немногочисленная группа так называемых «чимари», то есть абсолютных и непререкаемых язычников, которые отвергают любую связь с христианством, принципиально не крестятся и негативно относятся ко всему, что навязано русскими иноверцами. Они стараются сохранить обряды и религию, которую называют «Марий йӱла», и в целом очень скрытны. Таких я встречал довольно редко, они есть и среди моих родственников, но по причине того, что я не владею марийским, их отношение ко мне, мягко говоря, специфическое.
В целом, марийцы не такие уж ксенофобы, они скорее мизантропичные космополиты и в равной степени не любят всех подряд вне зависимости от расы, веры и так далее. Разумеется, кроме жителей соседних деревень — тех они не любят гораздо сильнее. Но что касается религии, все довольно жестко и безальтернативно: не будучи чистокровным марийцем, попасть в священную рощу, например, почти невозможно.
Марийцы
Я живу в неприметном национальном регионе, который носит довольно нелепое для русского уха название Марий Эл и является родиной маленькой, но очень своеобразной нации марийцев. Чтобы не ходить вокруг да около скажу, что, во-первых, в сельской глуши до сих пор проживают люди, поклоняющиеся дохристианским богам, а, во-вторых, к ним относятся мои родственники по отцовской линии. В-третьих, надо отметить, что «сельской глушью» здесь можно назвать практически всю местность за пределами городов.
Чтобы понять местные обычаи и верования, нужно иметь примерное представление о том, кто такие марийцы, и каковы они. Народность относится к волжской ветви финно-угров, что делает их дальними родственниками финнов, эстонцев и венгров и более близкими — мордвы и коми. Как нация они сложились в неприветливой болотистой местности, окруженные татарами, русскими и чувашами, то есть не особо культурно близкими и доброжелательными соседями.
Типичный марийский мужик смотрит на тебя как на рушла
Как говорил Монтескье, география и среда определяет характер народа. И вот вам самый показательный факт, который может здорово обрисовать его: жители соседних регионов, как я узнал совсем недавно, называют местных простым и емким словом «кереметь», чаще всего даже не зная, что оно означает. А означает оно у самих марийцев одновременно дьявола и болотный дух, вредный, хитрый и злопамятный. «Не ходи по болоту, Кереметь за ногу утащит», — говорила мне бабуля.
В целом, все не так плохо и не такой уж кереметь, но характер у местных и вправду тяжеловатый. Вспомните все негативные стереотипы о русских: неприветливые, мрачные, сильно пьющие и слегка одичалые. Все это — стереотипы уже самих русских о марийцах, хотя лично мне они больше напоминают своеобразных хоббитов, просто не в лучшие годы и не в лучшем настроении.
Видео: Марийская музыка и частушки
https://youtube.com/watch?v=f3ruscp_69Q
Похожие новости.
Концертный альбом от AC/DC
Впервые за долгие двадцать лет музыканты из культовой группы AC/DC решили выпустить альбом с записью концерта. Называться пластинка будет «AC/DC Live At River Plate». Её запись проходила во время масштабного
Музыкальные инструменты Латвии: кокле
Музыкальные инструменты Латвии включают в себя множество инструментов, но основным из них является кокле. Более того, он является самым старинным музыкальным инструментом Прибалтики. А кроме того, это национальный музыкальный символ
Шотландский музыкальный инструмент волынка
Музыкальный инструмент волынка дает каждому человеку возможность представить живописные картины людей в шотландских килтах, танцующих на удивительных горах и равнинах. Этот инструмент также называется Великая горная волынка.
Волынка, Википедия дает определение
Новый клип Тимофеева
На прошлых выходных был снят клип на новую песню Николая Тимофеева «С Новым годом!», которая стала дебютной работой в сольной карьере Тимофеева, после того, как распался коллектив группы «Дискотека Авария».
У народов, которые относятся к Волго-Камскому этнографическому региону многие выражения материальной и духовной культуры обладают генетической общностью. Это вызвано тем, что историческое формирование в древности и средневековье проходило в практически