Марийцы приносили в жертвы коней и поклонялись богам в священных рощах
Религиозная практика марийцев уже не та, что была раньше (впрочем, где как). Многие люди уже не так черствы к братьям нашим меньшим.
Однако история помнит о том, какие ужасные обряды проводили люди древности. И это характерно для сознания древнего человека. Храм — довольно позднее место поклонения.
Прежде люди отлично понимали, что Бог находится везде, а природа — куда больше выступает в качестве Его храма, нежели стены какого-то здания.
Священные рощи нам более всего известны по античной традиции. В них проводили некоторые религиозные мистерии. Да и сегодня кто не слышал про Богемскую рощу? Традиция массового моления на природе осталась, хотя и трансформировалась.
Одна из священных рощ марийцев в республике Марий Эл
Среди древних иудеев тоже существовали такие рощи или, как минимум, священные деревья. Их связывают с культом богини Ашеры. Её символ — дерево. Здесь переплетаются вместе легенды о мировом Древе и Древе познания добра и зла, хотя реконструировать изначальный миф вряд ли возможно.
Во многих религиях, от Скандинавии до Индии был ритуал жертвы коня: животное привязывали под деревом на верную погибель. Именно этот обряд и проводили предки марийцев.
Впрочем, в жертву языческому богу приносили и других животных
Моления не исчерпывались одними жертвами. По сей день верующие марийцы обращаются к высшим силам в двух типах мест для поклонения:
Есть свои традиции для похорон, свадеб и других событий.
История и особенности
Марийская религия основывается на вере в силы природы, которую человек должен почитать и уважать. До начала распространения монотеистических учений марийцы почитали многих богов, известных под названием Юмо, признавая при этом главенство Большого Белого Бога (Ош Кугу-Юмо). В XIX веке языческие верования, под влиянием монотеистических воззрений их соседей, окончательно оформились и утвердился образ Единого Бога Тÿҥ Ош Поро Кугу Юмо (Единый Светлый Добрый Великий Бог).
Последователи Марийской традиционной религии осуществляют религиозные ритуалы, массовые моления, проводят благотворительные, культурно-просветительские мероприятия. Они обучают и воспитывают подрастающее поколение, издают и распространяют религиозную литературу.
С начала 2000-х годов произошло организационное оформление и регистрация в качестве нескольких местных и объединяющей их региональной централизованной религиозной организации Республики Марий Эл. Впервые было официально закреплено единое конфессиональное наименование марийская традиционная религия (мар. Марий Юмыйӱла). В настоящее время зарегистрированы четыре районные религиозные организации.
Молитвенные собрания и массовые моления проводятся в соответствии с традиционным календарём, при этом всегда учитывается положение Луны и Солнца. Общественные моления проходят, как правило, в священных рощах (кӱсото). Молением руководит онаеҥ (‘карт, карт кугыза).
Г. Яковлев пишет, что у луговых марийцев есть 140 богов, а у горных — около 70. Впрочем, часть этих богов, вероятно, возникла из-за неправильного перевода.
Главным богом является Кугу-Юмо — Великий Бог, обитающий на небе, возглавляет всех небесных и низших богов. По преданиям, ветер — его дыхание, радуга — лук. Также упоминается Кугурак — «старейшина» — иногда почитается также верховным богом:
Из других богов и духов у марийцев можно назвать:
- Пурышо — бог судьбы, заклинатель и создатель будущей судьбы всех людей;
- Азырен — (мар. «смерть») — по преданиям, являлся в виде сильного мужчины, подходившего к умирающему со словами: «Твоё время пришло!». Существует много легенд и сказаний, как люди пытались его обхитрить;
- Шудыр-Шамыч Юмо — бог звёзд;
- Туня Юмо — бог вселенной;
- Тул он Кугу Юмо — бог огня (возможно, просто атрибут Кугу-Юмо), также и Сурт Кугу Юмо — «бог» домашнего очага, Сакса Кугу Юмо — «бог» плодородия, Тутыра Кугу Юмо — «бог» тумана и другие — скорее всего, это просто атрибуты верховного бога;
- Тылмаче — докладчик и лакей божественной воли;
- Тылзе-Юмо — бог Луны;
- Ужара-Юмо — бог утренней зари.
В современное время моления производятся богам:
- Ош Поро Куго Юмо — (дословный перевод: Белый Добрый Старший Бог) верховный, самый главный бог;
- Шочынава — (дословный перевод: Мама, которая родила все сущее) богиня рождения;
- Тӱнямбал сергалыш.
Многие исследователи антиподом Куго-Юмо считают Кереметя. Следует отметить, что места для жертвоприношений у Куго-Юмо и Кереметя отдельные. Места поклонения божествам называются Юмо-ото («божий остров» или «божественная роща»):
- Мер-ото — общественное место поклонения, где молятся всей общиной. Мер (от рус. мир «сельское общество») — общность, состоящая из нескольких территориальных групп деревень (тиште);
- Тукым-ото — семейно-родовое место поклонения.
По характеру моления также различаются на:
- случайные моления (например, о ниспослании дождя);
- общинные — крупные праздники (Семык, Агавайрем, Сюрем и др.);
- частные (семейные) — свадьба, рождение детей, похороны и др.
Внешность
Антропология марийцев восходит к древнеуральской общности, которая сформировала отличительные черты внешности народов финно-угорской группы в результате смешения с европеоидами. Генетические исследования показывают наличие у марийцев генов гаплогрупп N, N2a, N3a1, которые есть также у вепсов, удмуртов, финнов, коми, чувашей и прибалтийцев. Аутосомные исследования показали родство с казанскими татарами.
Антропологический тип современных марийцев — субуральский. Уральская раса является промежуточной между монголоидной и европеоидной. У марийцев же наблюдается больше, по сравнению с традиционной формой, монголоидных признаков.Отличительными чертами внешности являются:
- средний рост;
- желтоватый или более темный, чем у европеоидов, цвет кожи;
- миндалевидные, чуть раскосые глаза с опущенными вниз внешними уголками;
- прямые, плотные волосы темного или русого оттенка;
- выступающие скулы.
Одежда
Мужские и женские традиционные костюмы были схожими по комплектации, однако женский украшался более ярко и богато. Так, повседневный наряд состоял из похожей на тунику рубахи, которая у женщин была длинной, а мужчин не доходила до колен. Под нее надевали просторные штаны, сверху кафтан.
Нательная одежда шилась из домотканой материи, которую производили из конопляных волокон или шерстяных нитей. Женский костюм дополнялся расшитым передником, орнаментами украшали рукава, манжеты и ворот рубахи. Традиционные узоры — кони, солярные знаки, растения и цветы, птицы, бараньи рога. В холодное время года поверх нее надевали сюртуки, тулупы и шубы из овечьей шкуры. Обязательный элемент костюма — пояс или поясная обмотка из полотняного куска материи. Женщины дополняли ее подвесками из монет, бисера, ракушек, цепочек. Обувь изготавливали из лыка или кожи, в болотистой местности ее снабжали специальными деревянными платформами. Мужчины носили высокие шляпы с узкими полями и накомарники, поскольку большую часть времени проводили вне дома: на поле, в лесу или на реке. Женские головные уборы славились большим разнообразием. От русских была заимствована сорока, популярностью пользовался шарпан, то есть повязанное вокруг головы полотенце, скрепленное очельем — узкой полоской ткани, расшитой традиционными орнаментами. Отличительный элемент свадебного костюма невесты — объемное нагрудное украшение из монет и металлических декоративных элементов. Оно считалось семейной реликвией и передавалось из поколения в поколение. Вес такого украшения мог доходить до 35 килограммов. В зависимости от места проживания, особенности костюмов, орнаментов и расцветок могли значительно различаться.
Культура
Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент — шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам.
Существовал и специальный танец-очищение от злых духов. В нем принимали участие тройки, состоящие из двух парней и девушки, иногда в гуляньях участвовали все жители поселения. Один из его характерных элементов — тывырдык, или дробушка: быстрое синхронное движение ногами на одном месте.
Многие марийцы сочетают свою веру с православием
Вера марийцев — явление необычное. Будучи религиозной традицией, она не видит для себя угрозы в чужих мировоззрениях. Более того, марийская религия никакие учения не считает чужими. Всё от Бога, как ни крути.
Это создаёт интересную ситуацию: около 67% жителей Марий Эл — номинально православные. Но многие из них — двоеверцы. Марийская религия не считает зазорным такое сочетание, так что человек с лёгким сердцем может выполнять ритуалы и той, и другой традиции.
Кугу Юмо — это христианский Бог в представлении марийцев. Иначе и быть не может. Если Бог творец Един, то ясно, что оба учения пересекаются в этой точки и указывают на самую могущественную духовную сущность.
Христианская ритуальная практика тесно сплетена с марийскими верованиями — вплоть до того, что Георгия Победоносца считают аналогом некого местного божества.
С православной точки зрения подобное слияние недопустимо, хотя определённый процент местных влияний всегда трансформировал христианское учение в разных регионах.
Возможно, марийская религия и выжила только благодаря христианству. Своих мифов там практически нет. В основном — заимствования скандинавских историй. Библейские рассказы и учения заполнили лакуны в марийском мировоззрении. Остался лишь пантеон.
Следующий
Эта религия является одной из коренных европейских религий непрерывного происхождения, которая пережила христианизацию, хотя она сосуществовала с Русское Православие для поколений. Многие марийцы сегодня крестятся как христиане, но они посещают традиционные молитвы, а не церковные службы. Социологический опрос, проведенный в 2004 году, показал, что около 15 процентов населения Марий Эл считают себя приверженцами коренной религии мари. Поскольку марийцы составляют всего 45 процентов от 700-тысячного населения республики, эта цифра означает, что, вероятно, более трети претендуют на то, чтобы следовать старой религии.
Процент язычников среди марийцев Башкортостана и восточной части Татарстана еще выше (до 69% среди женщин). Мари бежали сюда от насильственной христианизации в 17-19 веках.
Аналогичное количество заявили Виктор Шнирельманн, для которых от четверти до половины марийцев либо поклоняются языческим богам, либо являются приверженцами неоязычных групп. Марийские интеллектуалы утверждают, что марийских этнических верующих следует классифицировать по группам с разной степенью православного влияния, включая синкретических последователей, которые иногда могут даже ходить в церковь, последователей марийской коренной религии, которые крестились, и некрещеных марийцев.
Марийцы почитают единого Бога и ряд второстепенных божеств — сил природы
Но разве один только термин ответит нам на вопрос о том, какая религия у марийцев? Будь то буддизм или православие, разъяснений бы не понадобилось. Однако здесь речь о чём-то уникальном, не знакомом широкому читательскому кругу.
Марийская традиционная религия частично напоминает тенгризм. Это тоже почитание сил природы и преклонение перед ними
В этом чувствуется влияние Востока — причём дальнего. Подобный взгляд на наш мир характерен в большей степени для Китая, чем для России или, скажем, Индии.
Марийская религия знает много имён богов, но более других в ней всегда почитали верховного бога по имени Ош Кугу-Юмо — Большой Белый Бог. Таким образом, это не простой политеизм, а генотеизм (монолатрия) — форма, промежуточная между едино- и многобожием.
Если опираться на мнение профессора религоведения Андрея Борисовича Зубова, то всякая религия проходит путь от монотеизма к политеизму, а значит, вера марийского народа находится на первой ступени деградации религиозного сознания. Впрочем, такую точку зрения разделяют далеко не все исследователи.
Сам религиозный путь марийцев противоречит идее об изначальном единобожии. Этот народ в течение XIX века пришёл к представлению о Едином Божестве. Впрочем, всегда можно трактовать это как возвращение к изначальной вере, а не этап в эволюции религиозного сознания.
Семейный уклад
После свадьбы невеста уходила жить в дом мужа, поэтому семьи у мари были большими. Часто в них соседствовали семьи братьев, вместе проживали старшие и последующие поколения, число которых доходило до 3-4. Во главе хозяйства стояла старшая женщина, жена главы семьи. Она раздавала детям, внукам и невесткам поручения по хозяйству, следила за материальным благополучием. Дети в семье считались наивысшим счастьем, проявлением благословения Великого Бога, поэтому рожали много и часто. Воспитанием занимались матери и старшее поколение: детей не баловали и с детства приучали к труду, однако никогда не обижали. Развод считался позором, а разрешение на него надо было просить у главного служителя веры. Пары, которые изъявляли подобное желание, привязывали спинами друг к другу на главной деревенской площади, пока те ждали решения. Если развод происходил по просьбе женщины, ей срезали волосы, в знак того, что она больше не является замужней.
Численность
Оставшаяся часть марийцев населяет в основном регионы Поволжья и Урала, живет по всей Россией и за ее пределами. Значительная часть проживает в Челябинской и Томской областях, Ханты-Мансийском АО. Наиболее крупные диаспоры:
- Кировская область — 29,5 тыс. чел.
- Татарстан — 18,8 тыс. чел.
- Удмуртия — 8 тыс. чел.
- Свердловская область — 23,8 тыс. чел.
- Пермский край — 4,1 тыс. чел.
- Казахстан — 4 тыс. чел.
- Украина — 4 тыс. чел.
- Узбекистан — 3 тыс. чел.
Лугово-восточный марийский язык, являющийся, наряду с русским и горномарийским, государственным в Республике Марий Эл, входит в большую группу финно-угорских языков. А также наряду с удмуртским, коми, саамским, мордовским языками входит в малую финно-пермскую группу. Точных данных о происхождении языка нет. Считается, что он сформировался в Поволжье еще до X столетия на базе финно-угорских и тюркских диалектов. Значительные изменения он претерпел в период вхождения марийцев в состав Золотой Орды и Казанского каганата. Марийская письменность возникла достаточно поздно, лишь во второй половине XVIII века. Из-за этого нет никаких письменных свидетельств о быте, жизни и культуре марийцев на всем протяжении их становления и развития. Алфавит был создан на основе кириллического, а первый сохранившийся до наших дней текст на марийском относится к 1767 году. Его создали учившиеся в Казани горномарийцы, а посвящен он был приезду императрицы Екатерины Второй. Современный алфавит был создан в 1870 году. Сегодня на лугово-восточном марийском языке издается ряд национальных газет и журналов, его изучают в школах Башкирии и Марий Эл.
Традиции
Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.
Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:
Православные имеют подавляющий процент среди верующего населения
У православия сложились трудные отношения с марийцами. Попытки христианизировать эту область предпринимали ещё с первых лет после присоединения к Руси. Успеха они не имели.
С XVIII века марийцев начали христианизировать насильно. В итоге народ лишь утвердился в негативном отношении к христианству, а многие его представители охотно примкнули к восстанию Емельяна Пугачёва
Хотя и сегодня у православия не всё гладко в этих землях, количество верующих христиан (пусть даже номинально верующих) очень велико — преобладающий процент.
В 1993 году образована Йошкар-Олинская и Марийская епархия. Она включает 8 благочиний и имеет два монастыря. Идёт активное строительство и реставрация православных храмов.
Верующие с энтузиазмом занимаются просветительской деятельностью.
Главная проблема местного православия — конфликт с представителями традиционной марийской религии. Будущее сильно зависит от способности обеих сторон договориться.
Большую часть жизни я живу рядом с язычниками и, говоря нынешним языком, мне норм. Причем речь идет не о каких-то банальных неоязычниках или ньюэйджевых торчках-индуистах. И чтобы уточнить еще больше: я говорю не метафорически, и это не тот вид текста, в котором я иносказательно буду называть какую-то группу населения многобожниками и бичевать их пороки.
Речь идет о настоящих, олдскульных, натуральных язычниках — и их верования одновременно интереснее, банальнее и безумнее, чем вы могли себе представить. Попутно я буду приводить более-менее близкие культурные ассоциации, просто чтобы было удобнее и мне, и вам.
Жизнь
Основным занятием народа мари было земледелие пашенного типа. Полевые культуры — полба, овес, лен, конопля, гречиха, овес, ячмень, рожь, репа. В огородах сажали морковку, хмель, капусту, картофель, редьку, лук. Животноводство было меньше распространено, однако для личного пользования разводили птицу, лошадей, коров и овец. А вот козы и свиньи считались нечистыми животными. Среди мужских ремесел выделялась резьба по дереву и обработка серебра для изготовления ювелирных украшений. С древности занимались бортничеством, а позднее и пасечным пчеловодством. Мед использовали в кулинарии, делали из него хмельные напитки, а также активно экспортировали в соседние регионы. Пчеловодство распространено и сегодня, являясь хорошим источником дохода для деревенских жителей.
Марийское язычество под натиском Нью-Эйджа[1]
Марийское национальное язычество считается одной из наиболее традиционных языческих религий, верой, сохранившей систему языческих культов в наибольшей полноте местных традиций.
Однако в контексте процесса приращения мультрелигиозности, растворения многих локальных традиций и трансформации традиционных религиозных систем под воздействием идей Нью-Эйджа вопрос об аутентичности марийского язычества остается не только открытым, но и достаточно актуальным. Исследователи время от времени задумываются о том, насколько марийское язычество подверглось влиянию новых религиозных идей, а в России, вопрос о традиционности марийского язычества дополнительно поднимают представители РПЦ и православные религиоведы. Попробуем высказать свои предположения на основании форм бытования и тенденций в марийском язычестве, которые нам удалось проследить.
Боги
Некоторые боги и духи в марийском пантеоне:
- Кугу Джумо, главный бог, которого часто называют монистический божество. Также называемый Кугурак, «Старец». Он ассоциируется с уткой.
- Tul, бог огня, атрибут Кугу Дзюмо.
- Сурт, дух домашнего хозяйства, атрибут Кугу Дзюмо.
- Сакса, бог плодородия, атрибут Кугу Джумо.
- Küdryrchö Jumo, Бог грома.
- Тутыра, бог тумана, атрибут Кугу Джумо. И другие атрибуты божества.
- Пуришо, бог судьбы, заклинатель и создатель будущего всех людей.
- Азырен, бог смерти.
- Шудыр-Шамыч, бог звезд.
- Тыльмаче, работник божественной воли.
- Тылзе, бог Луны. Также известен как Тылзе.
- Ужара, бог рассвета.
- Mlande, бог земли.
- Шочин-Ава, богиня родов.
- Тунья, бог вселенной
- Керемет, злой дух
У многих из этих богов, особенно тех, которые контролируют природные явления, есть двойники женского пола, имя которых заканчивается на ава («мать»), как Тул-Ава, богиня огня, Мланде-Ава, богиня земли, Кудурчо-Ава, богиня грома и т. д.
Происхождение марийского народа
Древняя родина марийцев раскинулась вдоль берегов Волги, которая и разделила народ на две этногруппы с различающимися традициями, языком и костюмами – горных и луговых марийцев.
История марийских земель хранит много интересных строк: она переходила во владение Золотой Орды, а позже и Казанского ханства.
В это время новая власть не только ввела на их территории крепостное право, военную повинность и заоблачные налоги, но и насильно крестила марийцев-язычников. Целых 30 лет народ мари бунтовал и сопротивлялся.
Этот исторический период мы знаем под именем Черемисские войны. Многие марийцы покинули свою древнюю родину, отправившись в Татарстан, Пермский край и Башкортостан, и прослыли восточными марийцами.
Новая культура и православная вера со временем прижились среди марийцев и стали заменять им прежние верования. Некоторая часть населения, подобно татарам, приняла ислам.
Но ни одна из этих религий не смогла полностью заменить и вытеснить язычество. Культ духов, многочисленных божеств и одушевления природы продолжался.
Марийцы
Я живу в неприметном национальном регионе, который носит довольно нелепое для русского уха название Марий Эл и является родиной маленькой, но очень своеобразной нации марийцев. Чтобы не ходить вокруг да около скажу, что, во-первых, в сельской глуши до сих пор проживают люди, поклоняющиеся дохристианским богам, а, во-вторых, к ним относятся мои родственники по отцовской линии. В-третьих, надо отметить, что «сельской глушью» здесь можно назвать практически всю местность за пределами городов.
Чтобы понять местные обычаи и верования, нужно иметь примерное представление о том, кто такие марийцы, и каковы они. Народность относится к волжской ветви финно-угров, что делает их дальними родственниками финнов, эстонцев и венгров и более близкими — мордвы и коми. Как нация они сложились в неприветливой болотистой местности, окруженные татарами, русскими и чувашами, то есть не особо культурно близкими и доброжелательными соседями.
Типичный марийский мужик смотрит на тебя как на рушла
Как говорил Монтескье, география и среда определяет характер народа. И вот вам самый показательный факт, который может здорово обрисовать его: жители соседних регионов, как я узнал совсем недавно, называют местных простым и емким словом «кереметь», чаще всего даже не зная, что оно означает. А означает оно у самих марийцев одновременно дьявола и болотный дух, вредный, хитрый и злопамятный. «Не ходи по болоту, Кереметь за ногу утащит», — говорила мне бабуля.
В целом, все не так плохо и не такой уж кереметь, но характер у местных и вправду тяжеловатый. Вспомните все негативные стереотипы о русских: неприветливые, мрачные, сильно пьющие и слегка одичалые. Все это — стереотипы уже самих русских о марийцах, хотя лично мне они больше напоминают своеобразных хоббитов, просто не в лучшие годы и не в лучшем настроении.
Но стоит ли спешить с выводами?
Несомненно, сознание «Нью-Эйдж», характерная для глобализации унификация культов и смыслов воздействует и на марийскую веру. Переосмысливается мифологическая картина, которая дополняется теософскими и оккультными, порой, сциентистской трактовкой и геополитическими идеологемами. Происходящее можно охарактеризовать как своего рода интернационализацию марийского язычества, выход его в систему международных языческих связей. Однако вряд ли стоит на этом основании переоценивать подобные процессы и «хоронить» традиционное марийское язычество. Несмотря на все новации, марийское язычество, в отличие от современных городских языческих культов, не теряет свои базовые конститутивные черты.
Во-первых, оно продолжает оставаться «природной верой», «религией деревни», плохо адаптирующейся к городским условиям. Очевидно, что по-прежнему его основной функциональной средой остается сельская местность. Ведь до сих пор наиболее значимыми местами марийских молений остаются священные рощи, а возможность общения с «богами» и духами преимущественно связана с лесом, при том, что в сознании многих мари живо представление о «профильных» духах леса. «Силу нашей веры мы чувствуем здесь на лоне природы, рядом с нашими деревьями», — отмечает вышеупомянутый А.И. Таныгин. Показательно, что такое ответственное в иерархическом плане лицо как верховный карт, возглавляющий языческие общины в Марий Эл и в нескольких субъектах РФ, проживает не столице Республики, не в районном центре, а в удаленной от центра деревне (Б. Танаково, Новоторьяльского района Республики Марий Эл).
Во-вторых, марийское язычество сохраняет не публичный характер, что, отчасти, как раз сопряжено с «сельской сущностью» этой религии. По словам современного исследователя Александр Трифонова, «вы можете много раз приезжать в Марий Эл или в иные места компактного проживания марийцев, но вряд ли увидите хоть одну религиозную практику или обряд. Многое в марийской культуре, как и у других восточных финно-угорских народов, обращено вовнутрь человека. На религиозной жизни марийца словно висит табличка “private”. Исключение в этом смысле составляют лишь очень немногие».
В-третьих, показательно сознательное стремление религиозных и интеллектуальных лидеров марийской религии остановить процесс размывания традиционной веры и сохранить старые традиции. Заметим, что главная религиозно-общественная организация, координирующая языческие общины называется «Марийская традиционная религия» (самоназвание «чимарий») — такое название явно подчеркивает установку на традиционность местной веры.
В свете обозначенного сам факт интернациональных связей, многочисленных культурных контактов марийцев с мировым язычеством представляется не столько элементом их религиозной культуры, сколько проявлением защитной реакции «маленькой религии»– стремлением заручиться международной поддержкой в условиях существования среди православного и мусульманского населения, отсутствия государственной поддержки и политической непопулярности язычества в России. Заметим, что недавняя встреча с верховным картом подтвердила факт того, что внутренняя политика Марий Эл направлена не в пользу национального язычества. В частной беседе верховный карт посетовал на отсутствие поддержки марийской религии на республиканском уровне. Он рассказал, в частности, о том, что ему не удалось опубликовать подробный календарь преходящих местных марийских праздников, рассчитанный на 32 года, так как директор Марийского научно-исследовательского института в Йошкар-Оле Александр Казимов отказался выделить своего штатного сотрудника для составления научных комментариев к календарю, обозначив марийское язычество как «ненужную бесовщину».