Марийская народная сказка «онар»

Легенды о сотворении Онаров

Родное дивное Заволжье,
Тайга аж до Уральских гор!
Увала Вятского отрожья,
Верстой немеряный простор.
 
Там в красоте лесной и силе,
Как древний старец, сед и бел,
В легендах, сказах, песнях, былях
Раскинул веси Марий Эл!
 
Одно старинное преданье
Хочу поведать вам, друзья:
Когда, с какого начинанья
Пошла марийская земля.
 
Леса и долы были юны,
Полны и птицы, и зверей.
Решил из глины Кугу Юмо
Слепить подобие людей.
 
Слепил, обжёг в огне вулканов,
Своё дыханье в них вложил.
И этих грозных истуканов
В земное царство поселил.

 
То были сущие титаны:
В подножье, как трава, леса,
А головою великаны
Пронзали высь и небеса!

 
Но через время впали в прелесть,
Гордясь величием своим.
Явили дерзость и неверность
Богам извечным и святым.
 
Исполнен праведного гнева,
Дух Кугу Юмо потемнел.
По кроне мирового древа
В юдоль земную полетел.
 
Схватил он молот громобойный
И истуканов сокрушил.
Обломки глины обожжённой
В курган у Волги положил.
 
Вот новый великан им создан — 
Простоволосым и босым.
Теперь уже поменьше ростом,
Но с сердцем добрым и живым.
 
Всего по грудь ему деревья,
Зверьё лесное, что клопы,
Как лебеду с её кореньям,
Из чащи вырывал дубы.
 
От бога лук и чудо-стрелы
Он получил с рожденья в дар.
Был великан охотник смелый,
И звался именем Онар.
 
Потоки быстрых рек таёжных
Он перешагивал легко.
Озёра в топях бездорожных,
Как лужи были для него.
 
Валун большой, многопудовый
Метал, как щепку, в высоту.
А шаг шагнёт ногой кондовой – 
Уходит сразу за версту.
 
Поднимет ввысь свою десницу – 
До радуги и облаков.
Спиной приляжет на землицу – 
Её продавит глубокО.
 
Наутро вровень с берегами
Провал заполнится водой.
И лишь ракиты рукавами
Озёрный стерегут покой.
 
Онар в своём просторном кудо
У самой Волги обитал.
Он бойко без дорог оттуда
Полдня до Вятки путь держал.
 
Потом охотился на Пижме,
У Немды дух переводил,
А возле устья речки Шижмы
Сидел и набирался сил.
 
Ослабив лычные оборы,
Песок отряхивал с лаптей.
От этого рождались горы
В равнинной стороне моей!
 
Их до сих пор марийцы кличут:
Онаров холм – Онар курык.
Меж Волгой и бурливой Виче
То подтвердит любой старик.
 
Остались на земле в ту пору
Лишь два онара:  сын и мать.
И сын Онар пошёл по бору
Лосей и вепрей пострелять.
 
Вдруг видит росчисть пред собою,
И пашня чёрная на ней,
Где пахарь с древовой сохою
Бредёт за лошадью своей.

 
«Что там ползёт как муравьина!» — 
Воскликнул громко великан.
И землепашца со скотиной
В глубокий положил карман.
 
Под вечер, возвернувшись в кудо,
Он матери своей сказал:
«Ты погляди, какое чудо
Я в дальней чаще отыскал!

То ли жучок, то ли букашка,
Но на онаров так похож!
И лапоточки, и рубашка,
За пояском булатный нож.
 
Похожи руки, ноги, чрево,
Бородки на лице клочок.
Он пашет землю, рубит древо,
Но только ростом с ноготок».
  
«О, эрге, сын мой неразумный!» — 
Сказала великану мать.
«Их тоже создал Кугу Юмо,
Не смей людей ты обижать!
 
Верни его скорей в то место,
Где человек без спроса взят,
С лошадкой и сохою вместе,
Покуда не погас закат!»
 
Онар, взяв пахаря и лошадь,
Ушёл в таёжный глуходрём.
К поляне, где илем заложен,
Где вспахан жирный чернозём.
 
Оставив лошадь и людину,
Он взялся пашню расширять:
Стал вековые лесовины
В таёжной чаще корчевать.
 
Он рвал охватистые сосны,
Как будто волокнистый лён.
Серебряные искры-звёзды
Пронзали тёмный небосклон.
 
И лишь забрезжило предзорье
На скате розовых небес,
Открылось долгое ополье,
На нём в снопах огромных лес.
 
Онар ушёл своей дорогой
В слепящих утренних лучах.
А люди восхвалили Бога
За помощь в праведных трудах!
 
За то, что великан всесильный
Народу не нанёс вреда,
А подарил земли обильно,
Чтоб хлеб растить, пасти стада.

 
Из племени того лесного
Произошёл народ мари.
В его легендах из былого
Герои есть, богатыри!
 
Но самый первый из героев,
Богов надмирных чудо-дар,
Был великан, охотник, воин
С коротким именем – Онар!
 
Шоруньжа, Сернур и Помары,
Оршанка, Куженер, Карай – 
С тех древних пор землёй Онара
Зовётся весь Марийский край!
      
**** ***** ** **** **** ***** **** ** *** **** **** ****** *** *** *** ****

Видения из рощи

Собственную версию «появления» великанов предложил марийский фольклорист В.А. Акцорин. Он тщательно собирал и анализировал марийские мифы и легенды, в том числе, сказание про Онара – марийского великана. Дело в том, что на территории обитания финно-угорских племен (север России) совсем недавно, по геологическим меркам, проходило несколько больших и малых оледенений. После ухода ледника образуются обширные пространства тундры и лесотундры, которые начинают зарастать лесом. Туда сразу устремляются племена охотников в поисках животных и дичи, и получается, что в условиях лесотундры человек ростом выше всех деревьев. А поскольку почва после ледника топкая и болотистая, то человек встанет на неё или ляжет – мох проваливается и появляется лунка с водой – почти озерцо. Акцорин утверждал, что предания о тундровых кочевьях вполне могли перерасти в Онаров, где человек выше любого дерева, а наступив ногой на землю, можно продавить её так, что получится озеро. В пользу этой версии указывают марийские мифы, где говорится о вечном дне в древности человечества – то есть остатки «воспоминаний» о полярном дне и незакатном солнце. Именно за полярный день человек может передвигаться по тундре на сотни и тысячи верст, и тут не надо быть Онаром, чтобы пройти огромное расстояние.
Ну, и напоследок, история из современной жизни. Мы уже рассказывали про марийские священные рощи – кюсото (юмото), после совершения молений их как бы «закрывают». Делает это карт (марийский жрец), обходя рощу по периметру и произнося определенные заклятия. Это делается, чтобы в рощу не зашли посторонние люди, и чтобы её не осквернили. Так вот, собрано несколько десятков реальных случаев, когда человек по незнанию (может быть, заблудился или просто гулял) заходил в такую рощу, и там встречал человека или людей огромного роста в национальной марийской одежде. Как правило, это видение просто отпугивает человека от рощи, не нанося ему вреда. Но такие истории также приводят к появлению легенд о великанах. 
   

Как звали великанов у марийцев, чувашей и удмуртов

Почти через двести лет после этого в Древнем Булгаре побывал арабский путешественник аль-Гарнати (1135-1136гг.). Он также оставил воспоминания о преданиях булгарского народа про великана и богатыря Алыпа. Якобы он в древности жил среди булгар, был невероятной силы, а рост имел более семи локтей (примерно три метра). Этот великан-богатырь происходил из племени адитов (упоминаются в Коране), и это племя было уничтожено Всевышним за отказ принять ислам. Скорее всего, это более поздняя интерпретация древних легенд, где указывалось, что племя великанов боги уничтожили за их невероятную гордыню.

По татарским легендам великаны населяли в древности землю, но их было довольно мало. Алып мог за день пройти огромное расстояние, он спокойно перешагивал реки, как ручьи, деревья ему были по колено (по пояс). Если он вытряхивал землю из лаптей – появлялись горы, если ложился спать: земля так проваливалась под ним, что появлялись озера. Великан был необычайно силен: он мог переносить с место на место огромные камни, мог вырывать деревья с корнями из земли. Но обычно в народных сказках великаны были достаточно простодушные, глупые и не очень злые.
Интересно, что «похожие» великаны были и у всех соседних народов Поволжья. Так, у народа мари был Онар, у удмуртов – Алангасар, у чувашей – Улып. При этом по описанию они были очень похожи на Алыпа, например, они могли за день пройти от Ветлуги до Вятки, а потом высыпать землю из лаптей, потом на этом месте появлялись горы Онара (Онар курык), холмы Алангасара (Алангасар гурезь), курганы Улыпа (Улӑп тӑпри). Случайны ли такие совпадения, обитали ли на нашей земле в стародавние времена люди такого невероятного размера, или все это только народное творчество. 

Онар

В давние-давние времена на той земле, где живёт теперь марийский народ, жил великан — онар. Был он великан из великанов: идёт, бывало, по лесу — столетние ели ему по колено; когда запрягал он свою лошадь в повозку, то дугой ему служила семицветная радуга.

А по соседству с онаром жили обычные люди, землю пахали, на зверя охотились, рыбу ловили.

Однажды мужик-крестьянин выкорчевал большой сосновый пень, да не успел его ни увезти, ни сжечь, как вдруг поднялась буря. Сильный ветер подхватил пень и понёс его по воздуху.

Попал пень онару в глаз. Он подумал, что соринка попала, и пошёл к матери.

Мать онара жила за тёмными лесами, за Каменными горами.

Сделал онар шаг — лес остался позади, сделал другой — горы перешагнул.

— Вынь у меня из глаза соринку, — просит онар мать.

Вынула мать у сына из глаза соринку и кинула прочь.

Перелетел пень через Каменные горы, перелетел через лес и упал как раз возле избы того мужика.

Обрадовался мужик — сколько дров с неба свалилось! — расколол пень и ползимы топил им печку.

Говорит мать онару:

— Это не соринка, а пень. Видать, где-то люди рубят лес и корчуют пни.

— Не видал я в своих лесах никаких людей, — ответил онар.

— Не видал, так увидишь, — говорит мать.

Вернулся онар в свои леса.

Однажды шёл он и вдруг видит: среди частого леса — поляна и земля на ней взрыта. Смотрит онар — кто-то ползает по этой поляне.

А это крестьянин пахал поле на своей лошадке.

Наклонился онар, поднял с земли пахаря вместе с лошадью и сохой, поставил на ладонь.

«Покажу-ка я, — подумал онар, — эту букашку матери, пусть она повеселится».

Пришёл онар к матери:

— Смотри, матушка, какую букашку я нашёл в лесу.

Мать посмотрела и сказала:

— Это, сынок, не букашка, а человек. Отнеси его туда, откуда принёс. Он трудился на поле, а человек жив своим трудом. Ты людей не трогай, не обижай.

Онар отнёс человека обратно на его поле.

С тех пор увидит онар поле — сторонкой обойдёт, чтобы не затоптать кого-нибудь ненароком.

Прошло время. И вот однажды оглянулся онар вокруг и видит: со всех сторон обступили его крестьянские поля. Не видать полей лишь среди того леса, за которым лежат Каменные горы.

Онар обул новые лапти и ушёл в Каменные горы.

На полдороге возле речки Уржумки он остановился отдохнуть, вытряс из лаптей песок, два больших холма насыпал. Эти холмы и теперь возвышаются среди леса.

А люди — землепашцы и охотники — заселили весь край, где прежде жил онар, живут и сейчас, а про того онара помнят, не забывают.

Пересказал Владимир Муравьёв

ЧАЧАВИЙ И ЭПАНАЙ.

Жил когда–то в деревне отчаянный парень по имени Эпанай. Не было во всей округе человека озорнее его. Покуда он тайком забирался в чужие огороды и погреба, мужики еще терпели. Но вот его уличили в краже лошади, это уже было настоящим преступлением.

Вора судили всем селом. Мужики, разъярившись, кричали:

— Побить его, на кол посадить, чтоб не повадно было красть!

Что и говорить, вина Эпаная велика: без лошади крестьянин что без рук: ни вспахать, ни посеять, даже дров из лесу не привезти. Нет лошади — бери суму и ступай по миру.

В ярости мужики насмерть забили бы конокрада, но, на его счастье, нашелся среди сельчан незлобивый старик Акрей, который пожалел парня за молодость. Хотя Эпанай и непутевый парень, но все же свой человек, деревенский, отец его всю жизнь честно трудился.

— Земляки! — поднял руку Акрей. — Не порочьте добрую славу деревни злым делом! Накажите его крепко, но не доводите себя до душегубства. Все–таки он вам сосед.

Мужики то ли действительно пожалели парня, то ли отнеслись с уважением к сединам Акрея, но только перестали бить парня.

Однако решили твердо:

— В деревне нашей ему не жить! Пусть убирается куда хочет.

Эпаная с позором изгнали из деревни, наказав, чтобы впредь он глаз не казал, иначе будет ему худо. Ни слова не сказал Эпанай, посмотрел, словно загнанный волк, повернулся спиной к односельчанам и зашагал прочь.

Вскоре народ узнал, что в лесах появилась разбойничья шайка, во главе которой стоял Эпанай. Грабил он всех прохожих, ни за что убивал людей. Не знал Эпанай жалости ни к старому, ни к малому. А разбогател он как! Ходил в зеленом шелковом кафтане, обшитом золотыми позументами, алые сафьяновые сапоги на его ногах сверкали серебряными узорами, подпоясывался атаман кушаком из парчи. Немало награбленного добра скопилось у него в лесных тайниках.

И вот задумал Эпанай бросить разбой, перевестись в купцы, а там — ищи его след! Золото и серебро все прикроют, из душегуба сделают человека именитого, почитаемого…

И быть бы Эпанаю купцом, да, на свою беду, он увидел как–то раз на базаре дочь Акрея — Чачавий. Полюбилась ему красавица Чачавий, и решил он увезти ее силком в свое лесное разбойничье логово.

Глубокой осенней ночью нагрянули лихие люди к старику Акрею. Не успел хозяин и глазом моргнуть, как его избу заполнила толпа разбойников. За поясом у каждого из незваных гостей — пистолеты и кистени.

Эпанай объявил старику, что он сегодня женится на его дочери. Перепуганную девушку отослали в амбар, чтобы она там принарядилась к свадьбе, хозяйке велели нести из погреба угощение, а сами разбойники достали с печи бочонок с медовщиной, выпили, загорланили песню:

Не свадьба пришла,
А само горе–беда,
Не торговцы мы,
А разбойники лесные, —
Поклонись, хозяин, атаману,
Угощай гостей лихих!..

Но Акрей ухитрился увести со двора тайком дочь и жену.

Когда Эпанай обнаружил, что хозяина нет в избе, сразу побежал в амбар, а там — пусто. Тут–то он смекнул, что провел его старик. В гневе взмахнул он саблей и закричал:

— Догнать! Зарубить их всех!

И в этот миг дрогнула изба, закачались стены, затрещал потолок. Провалился дом вниз, под землю, хлынули струи холодной воды. Разбойники, воя от ужаса, копошатся кучей, давят друг друга, но ни одному не удалось выбраться.

Прибежал народ со всей деревни к избе Акрея, а на том месте, где только что стояли изба с сенями, амбар и сарай, теперь виднелась большая яма, и в яме зловеще плескалась невесть откуда прибывающая вода.

Так на месте былой усадьбы Акрея появилось большое озеро.

Долго еще старики, пугая легковерных, говорили, что иногда осенними ночами со дна озера слышатся топот ног и заунывный вой, — это, дескать, пляшут и поют люди Эпаная, злые дела которых земля не стерпела и расступилась, чтобы покарать их за все содеянное…

ДА БУДЕТ С ВАМИ ПЭРКЕ!

Загадывая об урожае, марийцы говорят: «Хорошо бы и нынче быть нам с пэрке…

Когда сосед заходит к соседу и застает его за едой, то приветствует хозяина словами: «Да будет с вами пэрке!».

Народ издавна считает, что пэрке посещает только хлебосольного, трудолюбивого хозяина.

Рассказывают, что в старину в одной деревне жил богатый мариец по имени Саран. Был он очень жаден и скуп. Амбары и погреба у него ломились от припасов, на гумне стояли скирды немолоченного хлеба. Так долго стояли, что на них успевали вырасти березки.

Но никто не помнил, чтобы Саран когда–нибудь с кем–нибудь поделился хлебом. Бывало, Саран обедает, а в это время заходит к нему сосед. Услышит богач скрип ворот и всю еду скорее прятать: одно в печь, другое в угол, и через минуту на столе хоть шаром покати. Сосед в избу, а Саран говорит ему, вздыхая:

— Ох, не вовремя ты зашел, соседушка. Маленько опоздал, мы только что отобедали и котел вымыли… Уж прямо не знаю, чем бы тебя угостить…

Но соседу давно известна скупость Сарана, он только рукой махнет:

— Не беспокойся, дядя Саран, я сыт по горло, так плотно пообедал, что, пожалуй, неделю есть не захочу.

— Ну ладно, — говорит Саран, — а то я уж хотел было тебя угостить…

Уйдет сосед — Саран снова тащит на стол еду. Сам Саран в поле не работал. На него дни и ночи работали батраки… А кормил их Саран впроголодь: даст кусочек черствого хлеба и при этом еще оговорит:

— Дармоеды все, только объедают меня… Как бы хорошо было, если б никого не надо было кормить…

Прослышал про Сарана бог достатка Пэрке.

И вот однажды в жаркий летний день в избу к Сарану постучался старик нищий.

Саран в это время как раз обедал.

Нищий был стар, слаб. Жена Сарана пожалела его и, когда муж отвернулся, тайком подала ему корку хлеба.

Но Саран все–таки углядел, коршуном набросился на старика, вырвал у него из рук эту корку:

— Всем подавать — сами по миру пойдем! Чем бродяге, лучше своей свинье скормить!

Старик посмотрел на богача и спрашивает:

— Хочешь, я сделаю так, что никто никогда не будет у тебя просить хлеба?

Обрадовался Саран:

— Хочу! хочу! Небось свой–то хлеб всегда жалко давать людям.

— Возьми лук со стрелой, выйди во двор и пусти стрелу в сторону своего гумна, — говорит старик. — Если сделаешь так, то тебе никого никогда не придется больше угощать.

Саран схватил лук со стрелой и, даже забыв надеть шапочку, выскочил во двор.

Натянул тетиву и пустил стрелу в сторону гумна, где, словно избы, возвышались скирды необмолоченного хлеба.

Упала стрела посреди гумна, и в тот же миг крытое гумно и все скирды вспыхнули жарким пламенем.

А старик нищий говорит:

— Теперь исполнилось твое желание, жадная душа. Никто больше не придет к тебе просить хлеба. Это я, Пэрке, тебе говорю.

Так сказал старик и исчез, как будто сквозь землю провалился.

Понял тогда скупец Саран, что он обидел самого Парке, дающего людям достаток за труд и хлебосольство.

Дотла сгорели и гумно, и все скирды. Никто из односельчан не прибежал тушить пожар. Сгорел и дом Сарана, и двор.

Остался жадный Саран нищим, теперь он сам пошел по миру просить у людей хлеба.

Сейчас уже никто не верит в старика Пэрке; слово «пэрке» теперь обозначает просто «урожай, обилие».

Кто такие Онары

Образ Онара и его готовность служить народу, что является высшим идеалом в представлении марийцев, воспевался не раз в марийских легендах и преданиях, в частности, с именем Онара связаны легенды и предания о происхождении озер, оврагов и курганов на Марийской земле:

с. Кузнецово (Кузнецовская с/а, Горномарийский р-н) – там более 200 лет тому назад около села обвалился берег реки Сундырки, и были обнаружены огромные кости, останки великанов — онаров.

Починок Никольский (Коркатовская с/а, Моркинский р-н) – На поле у починка – курган Онара, который образовался на том месте, где Онар вытряхнул из своих лаптей набравшуюся туда землю.

с. Сердеж (Семисолинская с/а, Моркинский р-н) — Между селениями Сердеж и Лумари есть два кургана Онара, один из них называют горой старика Оная. Эти курганы также образовались там, где богатырь отряхнул свои ноги.

д. Абдаево (Коркатовская с/а, Моркинский р-н) — Недалеко от этой деревни Онар вытряхнул свои лапти и здесь образовались две горы – гора Карман и гора Малый Карман. А там, где Онар спал и оставил след от своей головы, образовалась яма – она наполнилась водой. Так появилось озеро Кугуер.

д. Шукшеир (Сернурский р-н) — Название в переводе с марийского языка означает «озеро реки Шук-ша». Рядом с деревней имеется священная роща — кусото. Часть жителей до сих пор придерживается языческой веры. В полукилометре к северо-востоку от деревни находится Шукшиерский курган — археологический памятник последней четверти II тысячелетия до нашей эры. Этот курган является свидетельством пребывания на Сернурской земле представителей Абашевской культуры. У местного населения он издавна известен под названием Онар чонта в честь мифического марийского богатыря Онара. По преданию, Онар, проходя через марийские земли стометровыми шагами, время от времени вытряхивал из лаптей землю, образуя курганы. Поблизости от кургана растет лес под названием Оно кожла. Местные знатоки говорили, что недалеко от кургана раньше были озера.

с. Шоруньжа ( Моркинский р-н) — В селе Шоруньжа Моркинского района несколько дней назад был заложен первый камень марийскому богатырю, персонажу национальных легенд и преданий – Онару. По легендам и преданиям именно в этом районе Онаром были образованы горы и курганы. Там, где он садился отдыхать, – земля прогибалась, следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы. Всю землю он обходил за день. Титан, созидатель земли марийской – именно так называют Онара. 8 национальных героев сегодня известны в республике. Но именно Онар до сих пор остается самым популярным, особенно среди детей. Как символ защиты и памяти в селе Шоруньжа Моркинского района и был возложен первый камень Онару. Камень для памятника привезли из соседней деревни Коркатово. Обработали, придали форму и сделали надписи. На все ушло меньше месяца. Восстановить внешность Онара сегодня уже точно невозможно.

Высокий рост – пожалуй, единственная черта его, дошедшая до нас из легенд и преданий. Потому в Шоруньже решили поставить камень – как символ могущества и силы, которой, по преданиям и обладал Онар. Кстати сам памятник – еще не завершен. Продолжить идею скульптура может каждый. Все, кто подходят к этой скульптурной композиции могут положить маленький камень – чтобы спустя годы образовалась, возможно, уже целая гора Онара. Место возложения камня было выбрано отнюдь не случайно. Именно через землю села Шоруньжа, по сказаниям, и проходил марийский герой. Сам же памятник находится недалеко и от той горы, которую по легенде образовал Онар.

Наверно, не случайно множество мест связано с Онаром именно на Моркинской земле!

ЛЕГЕНДА О ВОЗНИКНОВЕНИИ МАРИЙСКОГО НАРОДА.

У Юлы–бога была дочь, молодая и прекрасная, а женихов на небе не было. Там были одни только ангелы.

Юла–бог был работящий, а потому на небе работников не держал. Он делал все сам, а дочь свою посылал пасти скот.

На небе травы нет, а потому скоту надо было спускаться на землю. Бог и спускал его каждый день с неба, а вместе со скотиной спускал и свою дочь. Растворит небо, раскинет войлок, чтобы он доставал до самой земли, и спускает по нему дочь свою и стадо прямо на землю.

Однажды, будучи на земле, небесная девушка встретилась с мужчиной. Его звали Мари. Он жил на земле и никак не соглашался идти к Юле–богу. Девушка же не могла подняться на небо и осталась на земле. Она вышла за Мари замуж, и от них и появились люди. Это и был народ Мари Эл.

Как наказали великанов

Следует указать, что в Марий Эл, в Удмуртии и в Кировской области до нашего времени существуют холмы, которые названы в честь древних великанов. Например, холм Онара в Моркинском районе Марий Эл – около деревни Шоруньжа, холмы Онара также есть в Горномарийском (с. Кузнецово), Звениговском, Сернурском (д. Шукшиер) и Куженерском районах. 

Горы Алангасара (Алангасар гурезь) существуют в Алнашском районе Удмуртии (Верхний Утчан), также в Дебёсском районе – гора Байгурезь, в Кильмезском районе Кировской области (у д. Паска).
Но такие горы, сами по себе, не доказывают существование великанов. Хотя фольклор разных народов не создавался на пустом месте, и когда сознание человека встречается с чем-то необычным, то это надолго сохраняется в народной памяти в виде тех же сказок или легенд. Вполне вероятно, что в древности на территории Поволжья существовало племя необычайно высоких людей. Даже рост в 2-2,5 метра вполне мог показаться необычайно огромным для низкорослых людей древних веков. А если путешественники указывали 3 и более метра, то это вполне могли быть настоящие богатыри. 

Наиболее подробно о великанах рассказывается в марийских преданиях: Онары жили в этих краях очень давно, а потом по каким-то причинам ушли далеко на север. По одной версии – они спасались от ужасной жары и палящего солнца (якобы это была божественная кара за невероятную гордыню). По другой версии: они превратились в огромные камни и скалы, такая легенда есть у народа манси про каменные останцы Маньпупунёр в республике Коми.

Легенда о сотворении Онаров

Родное дивное Заволжье,
Тайга, аж до Уральских гор!
Увала Вятского отрожья,
Верстой немеряный простор.
 
Там в красоте лесной и силе,
Как древний старец, сед и бел,
В легендах, сказах, песнях, былях
Раскинул веси Марий Эл!
 
Одно старинное преданье
Хочу поведать вам, друзья:
Когда, с какого начинанья
Пошла марийская земля.
 
Леса и долы были юны,
Полны и птицы, и зверей.
Решил из глины Кугу Юмо
Слепить подобие людей.
 
Слепил, обжёг в огне вулканов,
Своё дыханье в них вложил.
И этих грозных истуканов
В земное царство поселил.
 
То были сущие титаны:
В подножье, как трава, леса,
А головою великаны
Пронзали высь и небеса!
 
Но через время впали в прелесть,
Гордясь величием своим.
Явили дерзость и неверность
Богам извечным и святым.
 
Исполнен праведного гнева,
Дух Кугу Юмо потемнел.
По кроне мирового древа
В юдоль земную полетел.
 
Схватил он молот громобойный
И истуканов сокрушил.
Обломки глины обожжённой
В курган у Волги положил.
 
Вот новый великан им создан — 
Простоволосым и босым.
Теперь уже поменьше ростом,
Но с сердцем добрым и живым.
 
Всего по грудь ему деревья,
Зверьё лесное, что клопы,
Как лебеду с её кореньем,
Из чащи вырывал дубы.
 
От бога лук и чудо-стрелы
Он получил с рожденья в дар.
Был великан охотник смелый,
И звался именем Онар.
 
Потоки быстрых рек таёжных
Он перешагивал легко.
Озёра в топях бездорожных,
Как лужи были для него.
 
Валун большой, многопудовый
Метал, как щепку, в высоту.
А шаг шагнёт ногой кондовой – 
Уходит сразу за версту.
 
Поднимет ввысь свою десницу – 
До радуги и облаков.
Спиной приляжет на землицу – 
Её продавит глубокО.
 
Наутро вровень с берегами
Провал заполнится водой.
И лишь ракиты рукавами
Озёрный стерегут покой.
 
Онар в своём просторном кудо
У самой Волги обитал.
Он бойко без дорог оттуда
Полдня до Вятки путь держал.
 
Потом охотился на Пижме,
У Немды дух переводил,
А возле устья речки Шижмы
Сидел и набирался сил.
 
Ослабив лычные оборы,
Песок отряхивал с лаптей.
От этого рождались горы
В равнинной стороне моей!
 
Их до сих пор марийцы кличут:
Онаров холм – Онар курык.
Меж Волгой и бурливой Виче
То подтвердит любой старик.
 
Остались на земле в ту пору
Лишь два онара:  сын и мать.
И сын Онар пошёл по бору
Лосей и вепрей пострелять.
 
Вдруг видит росчисть пред собою,
И пашня чёрная на ней,
Где пахарь с древовой сохою
Бредёт за лошадью своей.
 
«Что там ползёт как муравьина!» — 
Воскликнул громко великан.
И землепашца со скотиной
В глубокий положил карман.
 
Под вечер, возвернувшись в кудо,
Он матери своей сказал:
«Ты погляди, какое чудо
Я в дальней чаще отыскал!

То ли жучок, то ли букашка,
Но на онаров так похож!
И лапоточки, и рубашка,
За пояском булатный нож.
 
Похожи руки, ноги, чрево,
Бородки на лице клочок.
Он пашет землю, рубит древо,
Но только ростом с ноготок».
  
«О, эрге, сын мой неразумный!» — 
Сказала великану мать.
«Их тоже создал Кугу Юмо,
Не смей людей ты обижать!
 
Верни его скорей в то место,
Где человек без спроса взят,
С лошадкой и сохою вместе,
Покуда не погас закат!»
 
Онар, взяв пахаря и лошадь,
Ушёл в таёжный глуходрём.
К поляне, где илем заложен,
Где вспахан жирный чернозём.
 
Оставив лошадь и людину,
Он взялся пашню расширять:
Стал вековые лесовины
В таёжной чаще корчевать.
 
Он рвал охватистые сосны,
Как будто волокнистый лён.
Серебряные искры-звёзды
Пронзали тёмный небосклон.
 
И лишь забрезжило предзорье
На скате розовых небес,
Открылось долгое ополье,
На нём в снопах огромных лес.
 
Онар ушёл своей дорогой
В слепящих утренних лучах.
А люди восхвалили Бога
За помощь в праведных трудах!
 
За то, что великан всесильный
Народу не нанёс вреда,
А подарил земли обильно,
Чтоб хлеб растить, пасти стада.
 
Из племени того лесного
Произошёл народ мари.
В его легендах из былого
Герои есть, богатыри!
 
Но самый первый из героев,
Богов надмирных чудо-дар,
Был великан, охотник, воин
С коротким именем – Онар!
 
Шоруньжа, Сернур и Помары,
Оршанка, Куженер, Карай – 
С тех древних пор землёй Онара
Зовётся весь Марийский край!
     
**** ***** ** **** **** ***** **** ** *** **** **** ****** *** *** *** ****

Она́ры — в марийской мифологии богатыри, великаны, были первыми живыми разумными твореньями на земле до человека. В марийских легендах Онар предстает перед нами в сказаниях в двух ипостасях. Как титан – созидатель облика земли марийской и как богатырь, отец последующего поколения богатырей, защитник земли и народа. Онар-великан был юн, но так огромен, что головой едва не доставал до радуги небесной, которую иносказательно так и называют воротами Онара, самые высокие дубы были ему, как трава, по колено, самые обширные и глубокие топи – как лужицы.
Мировое древо – по-марийски: Ю-пу, или дерево богов, Легендарное дерево, которое соединяло небесный, земной и подземный миры.

Источник фото на анонсе: иллюстрация из книги Кима Васина

ОНАР–БОГАТЫРЬ.

Когда–то в далекие незапамятные времена возле Волги–реки жил могучий великан. Звали его Онар. Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе и только чуть–чуть не достает головой до поднявшейся над лесами цветка–радуги. Потому–то и называют марийцы радугу — Воротами Онара.

Сияет радуга всеми цветами, она так красива, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке — серебряные украшения.

У богатыря Онара и шаг был богатырский: раз шагнет — семь верст позади оставит. Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса — могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа–калужинка. Был Онар охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел. В поисках зверя и бортей, полных душистого меда, он уходил далеко от своего жилища–кудо, которое стояло на берегу Волги. В один день Онар успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Неидой, впадающих в светлую Виче, как по–марийски называется река Вятка.

Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся он, вытряхнул песок — с той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы.

Попалась Онару на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли в горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.

Про многие холмы и озера в Мари Эл народ говорит, что это следы древнего великана. И потому–то марийцы называют свой край землей богатыря Онара.

Волоты и кости динозавров

Неким доказательством существования в древности огромных людей являются ископаемые кости, которые иногда находили в долинах рек, когда полая вода подмывала берега. Один из таких случаев, когда при подмыве берегов нашли кости огромной величины, описан в книге Мельникова-Печерского «В лесах». 
Кости великанов нашли на Ветлуге, а жившие там в позапрошлом веке русские старообрядцы утверждали, что в древности в этих краях жили огромные люди, их древнеславянское название – Волот (Волоты) – то есть великаны. Кости огромной величины находили на берегах Вятки, около города Котельнич. В основном там выкапывали кости динозавров (парейазавров), но были кости, которые походили на человечьи, только больших размеров. Кстати, находки огромных костей ископаемых животных в прошлых веках укрепляли веру людей в древних драконов и чудовищ.

Онар нерген легенда

Шочмо сӧрал Заволжье,
Урал курыкыш шумеш шуйнышо тайга!
Виче аркан кумдыкшо
Висаш лийдымын шарла.
***
Тушто, мотор чодыра коклаште,
Кугезе коча гай чалемше,
Легендыште, мурышто да йомакыште,
Марий Эл верланен!
***
Ик акрет годсо преданий ден
Палдарынем тендам, йолташ-влак:
Кузе, кушто да кунам
Шочын Марий мланде.
***
Чодыра да корем лийын тушто,
Кайык да янлык ден тич.
Шонен пыштен тунам Кугу Юмо
Шун гыч айдемым ненчаш.
***
Ненчен, вулкан тулеш когартен,
Шке шӱлышыжым тудлан пуэн.
Да тиде тӱтан гай айдемым
Мланде ӱмбалне илаш коден.
***
Лийын айдеме чылт титан гай:
Чодыра – шудо гай тудлан,
А вуйжо тиде патырын
Шӱтен кертын кавам!
***
Но жап эртыме семын тиде айдеме,
Шке куатше ден кугешнен.
Курымаш Юмылан да шнуй-влаклан 
Шке сӱрзалыкшым ончыктен.
***
Тидлан шыдешкен Кугу Юмо,
Моткоч чот шӱлыкаҥын.
Курымаш пушеҥгын укш ден
Мланде ӱмбак волен.
***
Кучен кидеш кугу чӧгытым,
Таза айдемым сӱмырен.
Когартыме шун пудыргым
Юл воктене аркаш пыштен.
***
Тыге шочын у патыр —
Чарайолын да ӱпан.
Капше шукылан иземын,
Но пеш поро шӱм-чонан.
***
Оҥ шумеш гына тудлан пушеҥге,
Чодырасе янлык пуйто умдыла,
Пакчасе коншудым кӱрмӧ семын,
Чашкерыште тумым кукла.
***
Йоҥеж ден юзо пикшым
Шочмекше Юмо пӧлеклен.
Сонарзе тале лийын патыр,
Онар семын тудым лӱмден.
***
Писын йогышо тайга эҥерым
Куштылгын вончен.
Корныдымо куп лӱкым
Вӱд лакыла тошкен эртен.
***
Шуко пудан кугу валуным
Шанчаш гай кӱшкӧ кышкылтын.
Ик йол тошкалтыш тудын лийын
Шӱдӧ меҥгылан тораш.
***
Пурла кидшым кӱш нӧлталын,
Пылым кертын руалтен.
Изишлан канаш вочмекше,
Йымалныже мланде порволен.
***
Эр марте сер дене тӧрын,
Тиде лакыш вӱд йога.
Уа гына шке укшыж дене
Ер ласкалыкым арала.
***
Шке йонгыдо пӧртыштӧ Онар
Юл воктене илен.
Корныдымо вер ден чулымын,
Кечывал марте Вичыш миен.
***
Пижмыште сонарыш коштын,
Немда воктене шӱлалтен,
Шижма эҥер воктене 
Вий-куатым погалтен.
***
Йол кандырам луштарымеке,
Йыдал гыч ошмам почкалтен.
Тулеч вара чылт тӧр вереш
У курык кӱшкӧ нӧлталтеш.
***
Кызыт марте марий лӱмда:
Онар курык – Онар чоҥга.
Юл да шаула Виче коклаште
Кеч-могай коча пеҥгыдемда.
***
Тудо жапыште мландӱмбалне
Кок онар гына кодеш:
Эрге ден ава.
Кая Онар тунам пӱнчерыш
Ирсӧсна ден шордым лӱйкала.
***
Шем аҥан куклемым
Кенета ужеш Онар.
Тушто шогавуй дене куралше 
Имньыж почеш топтыртата.
***
«Кутко нушкеш мо тушто!» —
Онар чот кычкырал колта.
Тыге куралшым имне дене
Келге кӱсенышке пышта.
***
Кастене, мӧҥгышкӧ толмеке,
Тудо аважлан каласа:
«Ончал, могай уждымым
Умбал чашкерыште муынам!
***
Ала копшаҥге, ала шуршо,
Но чылт онар гае коеш!
Йыдалжат уло, тувыржо,
Пеленже кӱзым нумалеш.
***
Коеш мемнанла: кид, йол, мӱшкыр,
Чурийыште пондаш кушкеш.
Руа пушеҥгым, мландым куралеш,
Но капше кӱч гай вел улеш».
***
«О, эргым, ушдымо улат тый!» —
Каласыш Онарлан ава.
«Нунат, айдеме, Юмын улыт,
Ит тошт тый нуным эмгаташ!
***
Намиен кодо туш айдемым,
Кушеч йодде тый конденат,
Кече шичмеш шушаш улат тый,
Шогавуй ден имньыжымат!»
***
Налеш Онар куралшым, имньым,
Тайгасе сип чодыраш кая.
Илем воктенысе аланыш
Куралме мландышке мия.
***
Кода айдемым имньыж дене, 
А шкеже пашалан пижеш:
Курымаш кӱкшӧ пушеҥгым
Тайгасе чашкерыште куклаш.
***
Моткочак кӱжгӧ пӱнчым
Йытын ярым гай кӱреш.
Тыгодым ший сескем гай шӱдыр
Шем кавам леведеш.
***
Эр ӱжара кынелме годым,
Канде каван ал тӱрыштӧ,
Кумда пасу шинчалан койо
Да кугу чодыра кылташте.
***
Онар шке корныж дене кайыш
Ший гай кечыйол йымач.
Чын паша ден полшымыжлан 
Айдеме Юмым мокталта!
***
Кӱдыратле Онар,
Калыкым сусыртыде, тазам коден.
Мӧҥгешла, чодырам куклен,
Киндым кушташ тудлан мландым пӧлеклен.
***
Тиде чодыра тукым гыч
Марий калык лектын,
Кудын тошто легендыште
Лийын герой патыр!
***
Чыла герой кокла гыч икымше,
Чылт Юмын юзо пӧлек гай,
Кугу капан, сонарзе, сарзе,
Онар – лӱмжат лийын тыглай!
***
Шоруньжа, Шернур, Помар,
Оршанка, Куженер, Карай –
Акрет пагыт гыч пӱтынь Марий кундемым
«Онарын мландыже» лӱмденыт!

Рождение Улыпа (рисунок Александр Федоров)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: