Другие занятия
Кроме этого, славянские племена активно занимались бортничеством – древнейшим видом пчеловодства. Добывали мёд из дупла дерева, где обитали пчёлы.
Восточные славяне также занимались охотой. Охотились в основном на животных с ценным мехом – на белок, соболя, лису, куницу, горностая.
Племена, которые жили на берегах рек, занимались рыболовством.
Из славянских ремёсел хорошо были развиты гончарное дело, кузнечное и др. Та часть города, которую заселяли ремесленники, называлась посадом. Районы, в которых жили люди, занимающиеся одним и тем же делом – слободами.
Ещё один из видов деятельности славян – торговля. Крупные восточнославянские города всегда строились на торговых путях. Одним из важнейших международных путей, пролегавших через их территорию – путь «из варяг в греки». Экспортировали анты мёд, воск, мех, выделенные шкуры животных, серебряные и янтарные изделия, ткани и пр. Импортировали металлы, краски, оружие.
Занятия восточных славян
- Земледелие
- Скотоводство
- Рыболовство
- Охота (особенно ценилась добыча пушного зверя — белки, куницы, соболя)
- Бортничество (сбор мёда диких пчёл)
- Ремёсла ( добыча и обработка железа, кузнечное, ткацкое, гончарное ремесло, ювелирное — создание украшений из драгоценных металлов, ткацкое ремесло, выделка шкур, работа по камню и дереву и др.)
- Животноводство (славяне преимущественно разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. Как рабочий скот в южных районах использовались волы, а в лесистой северной полосе — лошади)
- Торговля ( в основном- в виде натурального обмена. Основными предметами экспорта были меха, мёд, воск, зерновые, покупали у иноземных купцов ткани, ювелирные изделия, вино, пряности. Купцов, занимающихся торговлей с другими странами, называли гостями).
Торговые пути славян:
- Из варяг в греки: Балтийское море — оз. Ладожское — оз. Ильмень — р. Ловать — волоком до Днепра — Черное море
- Восточный путь: Днепр – Чёрное море – Дон- Волга
— вверх по течению – Волжская Булгария
-вниз по течению — Каспий – страны Востока
Прибалтийский : Волга
— верхнее течение – Западная Двина-Прибалтика
-нижнее течение – воронежские леса – Киев – страны Западной Европы
Земледелие
Главным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены зёрна злаков (пшеница, рожь, просо, ячмень) и огородных культур (репа, свекла, капуста, редька, морковь, чеснок и др.). В те времена человек отождествлял жизнь с хлебом и пашней, отсюда и произошло название зерновых культур «жито», которое сохранилось до сегодняшнего времени. О земледельческих традициях в данном регионе говорит заимствование славянами римской хлебной нормы квадрантала ($26,26$ л), который назывался на Руси четвериком и просуществовал в нашей системе мер и весов до $1924$ г.
Главные системы земледелия восточных славян тесным образом связаны с природно-климатическими условиями. На севере, в регионе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), преобладала система земледелия, называвшаяся подсечно-огневой. Её принцип заключается в следующем: на $1$-ый год подрубали деревья. На $2$ год высохшие деревья сжигали и сеяли зерно, используя золу в качестве удобрения. В течении двух-трёх лет участок выделял высочайший для того времени урожай, со временем территория истощалась и возникала необходимость перехода на свежий участок. Главными орудиями труда служили мотыга, топор, соха, бороне-суковатка и заступ, которыми взрыхляли землю. Собирали урожай при помощи серпов, молотили цепами. При помощи каменных зернотерок и ручных жерновов размалывали зерно.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Рисунок 1.
В южных районах основной системой земледелия был перелог. Там плодородных территорий было достаточно и участки земли засевали в течении $2-3$ и более лет. С истощением земли переходили (перекладывались ) на свежие участки. В качестве ключевых орудий труда тут приняли на вооружение соху, деревянный плуг со стальным лемехом, рало, т.е. орудия, которые были приспособлены для горизонтальной вспашки.
При помощи тягловой силы орудиями плужного вида проводилась обработка земли, возделывался широкий круг зерновых культур: рожь, пшеница, волокнистые и зернобобовые культуры. Подсека и перелог, которые продолжали играть еще большую роль, особенно в северных районах, начинают постепенно вытесняться двух- и трехпольной системой с паровым клином. Применялись пахотные орудия со стальными рабочими долями – соха (на севере), рало (в южных областях). Распространение пашенного земледелия на территории всего расселения славян означало большой прогресс в сравнении с подсечной системой, которая существовала ранее.
Это интересно: Ход Северной войны — от нарвской конфузии к ништадтскому триумфу
Верования восточных славян
Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог огня; Велес — покровитель скотоводства; Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл — бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии устойчивого славянского межплеменного единства.
Язычество (от церковно-славянского «языцы» — народы, иноземцы) — вера во множество богов.
Славянское язычество – система верований, основанная на базовых религиозных верованиях (магия, тотемизм, фетишизм, анимизм), мифологии.
Тотемизм | – вера в общего предка, которым могло выступать как животное, так и растение. |
Магия | – вера в силу обрядов. Существовала особая группа волхвов или кудесников, считало, что они обладали магическими способностями, могли проводить обряды. |
Фетишизм | – вера в магическую силу предметов, поклонение им. |
Анимизм | – вера в духов, существование души не только в живых объектах. |
Шаманизм | – вера в наличие сверхъестественных сил у конкретного лица (шамана), который в своих обрядах обращается к силам природы. |
Волхвы — служители языческого религиозного культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей.
Особенности славянского язычества:
- Поскольку богов было много, каждая община могла поклоняться тому, кого избрала по определенным причинам.
- Храмов и культовых сооружений в славян не было, для проведения культов использовали капища – место, где устанавливали идола (скульптурное изображение божества).
- Касты жрецов не было. Процесс формирования жречества остановило введение монотеистической (единобожие) христианской религии.
- Объектом особого поклонения была природа и природные явления.
- Славянское язычество знало жертвоприношения.
- Волхвов не возвышали, не почитали, как во многих культурах, к ним обращались по необходимости. В основном, по бытовым причинам – так называемая «бытовая магия» касалась личных отношений.
- Особое значение имел культ предков, отраженный в погребальном обряде древних славян-язычников. После смерти совершалась тризна (поминки), после чего покойного сжигали.
Культ предков: почитание чуров, щуров, пращуров, домовых, поклонение различным духам.
Поклонение явлениям природы (вера в русалок, водяных, леших, полевиков и др.) и богам.
Славянский пантеон*
Божество |
Чему покровительствовал? |
Роль в пантеоне |
Перун — бог грома, молний, войны |
Гром, молния, покровитель князя, воинов |
Верховный бог |
Хорс или Хорос |
Воплощал собой Солнце |
Одно из основных божеств пантеона |
Дажьбог (Ярило, Хорос) — бог Солнца |
Покровительствовал Солнцу, смене сезонов |
Входил в пантеон князя Владимира Великого |
Мокошь — богиня плодородия и покровительница рода |
Ткачество |
Единственное женское божество в пантеоне Владимира Великого |
Стрибог — бог ветра |
Ветер |
Связан с атмосферными явлениями |
Велес — покровитель скотоводства |
Скот |
Считался также покровителем поэзии, сказаний – есть споры, относительно его роли в пантеоне |
Сварог — бог неба |
Кузнечное дело |
Не был включен в пантеон Владимира |
Симаргл — бог подземного мира |
*перечислены только основные боги, но пантеон включал еще ритуально-календарных покровителей, региональных божеств, мог включать персонажей, известных из литературных источников.
Пантеон в таком виде оформился после реформы Владмимира Святого в 980 году.
Общественный строй восточных славян
Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община — мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).
Родовая община – совокупность людей, которые состояли в родстве и вместе вели хозяйство. Возглавлял общину родовой глава (владыка).Территориальная (соседская) община – совокупность людей, которых объединяет место проживания, а не родственные связи. Община характеризуется автономностью, определенным набором занятий, наличием административного центра, определенной иерархии. Главой общины выступал старейшина. Главу избирали на общественном собрании – вече.
Общинников объединяло теперь, прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности — личная и общественная. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.
Возглавляли общины вожди, которые по своему положению стояли выше племенных князей.
Кроме того, важнейшими элементами политической организации славянских племён были совет старейшин и вече (народное собрание) — общее собрание свободного мужского населения. На собраниях решались вопросы: решение споров за земельные наделы, проблемы порядка использования участков, определялись размеры повинностей, выбор старейшин.
Общины объединялись в племена, племена — в союзы племен — княжества под руководством князя. Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка — «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях — вечевых сходах.
Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении многих и многих столетий. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. (Феод — наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал — владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.) Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников.
Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.
Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.
В случае военной опасности сражалось все мужское население — народное ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские.
Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI—VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались полюдьем. Сбор дани обычно проходил в ноябре—апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).
Как жили восточные славяне
Основная масса славян жила в поселках (городищах). Они всегда были расположены вблизи от воды, на берегу реки или озера. Река была не только дорогой к соседям, она еще и кормила обитателей городищ.
Жилище славян представляло собой полуземлянку, площадью 10 — 20 м . Пол в таком жилище был на 1 — 1,5 м ниже уровня земли, стены были деревянными, крыша обмазана глиной.
Внутри дома находилась глинобитная или каменная печь, которая топилась по-черному.
В быту главным условием для древних славян всегда была чистота. У славян были бани. Они устраивали специальные банные дни. Возможно, поэтому среди славянского населения никогда не было крупных вспышек инфекционных заболеваний, как, например, чума в Европе.
Одежда древних славян
Праздники древних славян
Праздники были связаны с верованиями — язычеством. Славяне-земледельцы полностью зависели от природы.
Вот некоторые из праздников:
Ивана-Купалы ‒24 кресеня (июня), отмечаемый и по сей день;
-
Расположение белого и серого вещества в среднем мозге кратко
-
Другое искусство в ссср 1970 е начало 1980 х гг кратко
-
Главные экономические районы испании кратко
-
Богоматерь это бог или человек объясните кратко
- Общие представления о методологии науки кратко
Другие занятия восточных славян
С земледелием было тесно связано скотоводческое занятие. Славяне разводили мелкий рогатый скот и свиней. В качестве рабочего скота в лесной полосе использовали лошадей, на юге — волов. Помимо этого славяне занимались рыболовством, охотой, бортничеством (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных ареалах. Выращивались также технические культуры (конопля, лен).
Рисунок 2.
Рыболовство и охота были повсеместно распространены. Другим весомым показателем подъема производительных сил у восточных славян было становление ремесла. В некоторых славянских поселениях обнаружены $10$-ки домниц, где выплавлялось железо . Раскопки демонстрируют, что в славянских жилищах изготавливали посуду, промышляли прядением, выделывали кожи и меха. Бесспорно, часть сделанного продукта шла на обмен.
Бортничество
Бортевое пчеловодство, или бортничество, — самая древняя форма пчеловодства, которая существовала задолго до распространения пасечного пчеловодства на Руси. Мёд добывался из деревьев, в дуплах которых обитали пчёлы. При этом само дупло («борть») могло образоваться в дупле как естественным путём, так и искусственным, то есть с помощью человека.