Стоянки
Стоянок (в «природном» смысле) на реке хватает. Однако вся средняя часть маршрута проходит по территории воинской части и останавливаться (и тем более разбивать лагерь) без острой необходимости КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ.
Зачалиться (подождать, подклеиться) можно почти после каждой шиверки. Во избежание недоразумений уточню — МОЖНО не значит ЛЕГКО. Уловов действительно мало (по большой воде их почти нет) и приходится работать.
Другое дело (по большой воде) — плывущие вещи, перевернутые суда, весла, люди на спасжилетах. Всё вышеназванное, если его активно не ловить, может плыть очень долго и далеко с самыми печальными последствиями.
Течение
В верховье протекает по Валдайской возвышенности, в среднем и нижнем течении — по Приильменской низменности. В Тверской области протекает по территории Андреапольского района; в Новгородской — по Демянскому, Старорусскому и Парфинскому районам.
Исток Полы находится на северо-западных склонах Валдайской возвышенности, в Андреапольском районе Тверской области. Первые километры Пола представляет собой неширокий ручей, петляющий среди холмистой местности. Скорость течения высокая, в русле имеются перекаты и пороги.
Примерно через сорок километров после истока река расширяется и образует долину с крутыми берегами, высотой 30 — 50 метров. Скорость течения, однако, не уменьшается, а порожистые участки следуют один за другим. Всего на Поле насчитывается 30 порогов и 18 перекатов, расположенных на протяжении первых 150 километров реки.
В верхнем течении, до впадения Шеберехи ширина реки около 30 метров, глубина до 1,2 метра. Скорость течения — 0,4 м/с.
За устьем Поломети река слегка успокаивается, расширяется до 50 — 60 метров и замедляет скорость течения. В нижнем течении, ниже посёлка Пола, стоящего на железной дороге Бологое — Псков, Пола ещё расширяется, в русле исчезают камни и перекаты и появляются песчаные мели. Ширина реки здесь доходит до 140 метров, глубина до 3,5 метров.
Незадолго до устья Пола соединяется протокой (как бы «касается») с Ловатью, однако впадает в Ильмень самостоятельно, восточнее Ловати. Участок Полы ниже соединительной протоки с Ловатью также называют Верготью.
Высота устья — 18,1 м над уровнем моря.
Название
Название озера стало апеллятивом (именем нарицательным), которым обозначают небольшие зарастающие тростником и камышом озёра, как правило, образовавшиеся из разливов рек или их давних русел, низменные места, залитые водой.
Позднее летописное «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» связывает название озера с именем их сестры Илмеры.
Из научных этимологий названия Ильменя наиболее распространено объяснение происхождения др.-рус. Ильмень, Илмерь от фин. Ilma-järvi — «озеро (не)погоды» либо «небесное (верхнее) озеро».
И. И. Муллонен выводит название озера из широко распространённой в регионе прибалтийско-финской основы *ylä- «верхний (по отношению к Волхову)». Формы Илмерь и Ильмень могут отражать сосуществовавшие в древности варианты типа Ylä/järvi, Ylämä/järvi «Верхнее озеро» и Ylimäine, Ylimmäinen «Верхнее».
Ю. В. Откупщиков ставит под сомнение прибалтийско-финскую версию. Он отмечает, что -järvi в русскоязычной среде всегда переводится полукалькой как -озеро (ср.: Ковдозеро, Водлозеро и др.). Поэтому такое развитие -järvi, как в случае с названием Илмерь, не поддерживается другими примерами (Селигер, по его мнению, — особый случай). Отдельного объяснения требует и название ильмень, применяемое для небольших озёр и встречающееся практически по всей Русской равнине. Ю. В. Откупщиков замечает, что объяснить такое широкое распространение термина ильмень только лишь новгородской колонизацией невозможно, тем более, что она шла преимущественно на север и восток, а слово ильмень распространено в основном на юге, далее сменяясь термином лиман греческого происхождения. Ю. В. Откупщиков предлагает свою, славянскую этимологию — от слова ил при помощи суффикса -мень (по аналогии с сухмень, раменье и т. д.), получая, таким образом, значение «илистое, заиленное (озеро)», что хорошо подходит и к южнорус. ильмень «небольшое озеро».
На границе Карелии и Ленинградской области есть река Ильменйоки. Похожий гидроним известен и на севере Германии: Ильменау (нем. Ilmenau), корень которого, как полагают, восходит к слову ильм («вяз»).
Физико-географическая характеристика
Площадь озера, в зависимости от уровня воды, меняется от 733 до 2090 км² (при среднем уровне 982 км²); длина около 45 км, ширина до 35 км; глубина до 10 м. Берега преимущественно низменные, заболоченные, местами — дельтовые, с множеством плоских пойменных островов и проток; вдоль северо-западного берега вытянуты гряды, чередующиеся с впадинами; на юго-востоке и востоке болотисты. Водосборная площадь — 67 200 км². Высота над уровнем моря — 18,1 м.
В озеро Ильмень впадает около 50 рек. Наиболее крупные из них: Мста, Пола, Ловать с Полистью, Шелонь с Мшагой, Веронда, Веряжа и др. Из озера Ильмень вытекает единственная река Волхов, впадающая в Ладожское озеро. Основное питание озера осуществляется за счёт притока рек с весенним половодьем и зимней меженью. Колебания уровня до 7,4 м (минимальный — в марте, максимальный — в мае). Ледостав с ноября по апрель.
Озеро богато рыбой (лещ, снеток, налим, щука). До постройки Волховской ГЭС водился сиг. В озёрной воде содержится много органических веществ, поэтому вода имеет желтоватую окраску. Ильмень входит в Вышневолоцкую водную систему.
Предисловие и краткое описание реки
Я прошёл весеннюю Полометь за четыре года в общей сложности 7 раз (последние два — на «Щуке»), без оверкилей и поломок. Лоция как-бы «усредняет» все эти прохождения, и уже не относится ни к одному конкретному году…
За это время многое изменилось и продолжает меняться, поэтому я не буду приводить точных данных по стоимости заброски, расписаниям поездов и т.п.
Полометь представляет спортивный интерес лишь на участке от Дворца до Яжелбиц. Выше — озера и завалы. Ниже — разлив в лес, болото и пр… Совсем ниже (от Лычково) — спокойная единичка с парой мааленьких перекатиков.
На спортивном участке река течет в глубоком живописном овраге. Основные препятствия — каменистые шиверы(средняя вода) или мощные валы(высокая вода), идущие друг за другом практически без перерывов. Это очень сильно отличает ее от других паводковых рек Валдая, где основными препятствиями являются деревья, расчески, завалы, прижимы и прочие подобные гадости.
На реке нет НИ ОДНОГО обноса и при наличии достаточного опыта она проходится за два/три часа(большая/средняя вода) и быстрее. Однако при его отсутствии поход может затянуться надолго — мы видели достаточно групп, растерявших друг друга, ищущих по берегам весла, пластиковые каяки, полузахлебнувшихся матросов и пр.
На реке есть одно потенциально очень опасное место — «тросы».
Это — два стальных троса с остатками железок, натянутые над рекой перед мостом в воинской части. В 2000 году они опустились до уровня воды (один полоскался, другой — полметра выше) и силами нашей группы (Л.Орлов, А.Тутубалин, В.Белов и М.Афанасенков) были подняты и кое-как закреплены.
С тех пор пока держатся, но при сильном паводке любая мощная коряга способна «сдёрнуть» их назад. Крайне рекомендуется сделать следущее:
- попытаться выяснить ДО ОТЪЕЗДА состояние тросов в текущем году — в конференциях типа каяк.ру, весло.ру и т.п. — возможно кто-то уже сходил туда раньше вас на неделю…
- если не получилось — попытаться выяснить НА МЕСТЕ у соседних групп — возможно они уже не по первому разу проходят реку…
- если и это не получилось — обязательно зачалиться возле белых каменных строений на ПБ (см. лоцию) и выяснить самому. Прохождение опущенных тросов с наплыва ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ (они за поворотом на достаточно бурном участке, заранее не видно).
Очень удобно стоять базовым лагерем в Варницах (конец спортивного участка, чуть не доходя до Яжелбиц) и проходить маршрут по два-три раза в день на пустых судах. Как это сделать описано в разделе «заброска».
Притоки
Бассейн Волхова и озера Ильмень
Пола имеет густую сеть притоков. Большая часть бассейна расположена справа, поскольку слева от Полы параллельно протекает Ловать.
Крупнейшие притоки Полы — Полометь (длина 150 км), Явонь (длина 87 км), Щебереха (длина 56 км), Марёвка (длина 43 км).
(км от устья)
- 48 км: река Ларинка (Колба)
- 69 км: река Ларинка
- 83 км: руч. Вязовка
- 89 км: река Корповка
- 111 км: река Полометь
- 118 км: река Явонь
- 122 км: река Ладомирка
- 159 км: река Щебереха (Щебериха)
- 170 км: река Каменка
- 172 км: река Белка
- 193 км: река Марёвка
- 206 км: река Ждыня (Жиденя)
- 217 км: река Руна
- 225 км: река Олешня
- 239 км: река Городенка
Лоция
Все времена — нарастающим итогом от моста возле ЖД (при ж/д — заброске). При приезде из Варниц завозят на НИЖНИЙ по течению мост (т.е на отметку примерно 0-10)
0-00 — начало, автомост (по нему пришли).
С моста, гдядя вверх по течению, можно оценить уровень воды. Река приходит из-за поворота.
- Если на выпуклом берегу воды нет, только мокрый лужок и кусты — это наш майский уровень 1999 (-1.5м от пика, «средняя вода»).
- Если по лугу течет второе русло, отделенное от главного островком с деревьями — это «большая вода»(например 15.04.00) (-0.5м от пика).
- Если и островок залит и все деревья и кусты в воде — это «очень большая вода» (мы это видели 16.04.2000). Подумайте, надёжна ли ваша страховка с воды…
В большую воду камней уже нет, река для некоторых судов становится даже проще, но ДЛЯ ВСЕХ ОНА СТАНОВИТСЯ СУЩЕСТВЕННО ОПАСНЕЕ.
Очень мощная струя, ледяные стенки и отбойники от берегов, полное отсутствие уловов делает самосплав на спасжилете ОПАСНЫМ ДЛЯ ЖИЗНИ. Цена каждой ошибки становится очень высокой.
Время (средняя вода) | Время (большая вода) | Объект |
0-25 | 0-20 | Над рекой натянут трос(провод?). Высоко (просто ориентир, не препятствие). До него препятствий нет. Далее уклон плавно возрастает, течение ускоряется, появляются простые перекаты/шиверки/валы и песчаные обрывы. |
1-10 | 1-00 | После небольшого прижима к крутому левому берегу на правом повороте сразу виден следующий высокий обрыв ЛЕВОГО берега и довольно крутой поворот НАПРАВО (см. стопкадр). За поворотом на ПБ — каменистая отмель (в любую воду). Советую зачалиться на мели, отлиться и морально подготовиться. Буквально за одним-двумя поворотами начнется самая сложная цепочка препятствий. Раньше на этом месте, под левым берегом, были остатки завала, но паводки разметали его. Я понимаю что таких берегов и отмелей на реке может быть много, так что лучше всего ориентироваться примерно по времени… Ничего лучше предложить не могу — чётких ориентиров нет. |
1-15 | 1-05 | «Порог-горка» — вода скатывается с каменной гряды высотой до полуметра. Ближе к правому берегу гряда выше, но и воды побольше — мы там не раз успешно проходили. А вот левее кое-кто и посидел в среднюю воду…До него и сразу после — самые мощные шиверы подряд. |
1-30 | 1-15 | Светлое кирпичное строение в кустах на правом берегу (при ближайшем рассмотрении — за колючей проволокой). Сразу за ним в улове — чалка при необходимости просмотра «тросов» (см. предисловие). Это — последний улов и через два поворота(левый и правый) — мост. Перед мостом — «тросы». Сразу из-под тросов нужно уходить правее — в центральный пролет моста, т.к. левый — завален. Далее, за мостом, сравнительно спокойный участок, на котором встретится еще один мост и короткая бурная шиверка в сужении с характерной ржавой цистерной на левом берегу. |
1-50 | 1-30 | Серебристая труба через реку. Прямо под ней начинается финальная (почти до самых Варниц) цепочка шивер. Они чуть слабее чем вокруг «порога-горки», но тоже достаточно мощные, а в среднюю воду ещё и более каменистые (в некоторых местах необходим точный слалом). В большую воду никакого слалома нет, только отплеввывайся от валов и уходи от островов. Но чалка заметно труднее чем при средней воде — струя мощная и петляет от берега к берегу почти без уловов… |
2-45 | 2-00 | Бетонный мост от Варниц. Сразу за ним, за первым поворотом — чалка на ПРАВЫЙ берег к песчаному спуску (броду) к воде. Там опушка и лесная дорога в деревню Варницы. Обычно стоит лагерь водников. Конец маршрута. |
Рекомендации
Поскольку в большую и среднюю воду мы имеем фактически две разные речки, я разделю рекомендации на две части.
- Речка не для чайников, во всяком случае не для чайников на Тайменях.
- Лучшие суда для сплава — «Щука», «Егерь»/»Скаут», полиэтиленовый каяк и в какой-то степени «Ласточка». На катамаране уже скучновато, а на каркасных байдарках, и особенно на Таймень-Салютах — слишком стремно. Есть несколько классических «антитайменных» шивер (выражение М.Мошкова), где вероятность намотаться ОЧЕНЬ велика.
- В КАЖДОМ судне должен быть СВОЙ ремнабор и запасное весло — велика вероятность растеряться вдоль речки. Немедленная чалка невозможна, а берега труднопроходимы. По этой же причине вперед нужно пускать слабейших, а замыкать сильнейшими.
- Желательно иметь минимальный автономный комплект (кан, спички, палатка, спальник) на КАЖДОМ судне.
Примечание: все иллюстрации — кадры оцифрованного видео, в том числе две (с видами обрывов) сняты с головы (камера на каске) — см. раздел ВИДЕО В ПОХОДЕ. Плата оцифровки — miroDC30.
Утверждено двукратное повышение акциза на импортные сигареты dutyfree-sigarets.com. |
Права на все материалы сайта afanas.ru принадлежат Афанасенкову М.А. Перед копированием любых материалов ознакомьтесь с политикой сайта по этим вопросам! |
Хит-парад читателей сайта: Разумно о фото
|
Заброска и выброска
Заброска ж/д
До станции Дворец можно доехать поездом Бологое-Дно, отправление из Бологое около 6 утра, прибытие во Дворец около 8 утра. Возможна давка при посадке и теснота в сидячем вагоне (на майские едут стоя) — билетов вдвое больше чем мест. До Бологое можно добраться любым ночным поездом.
От станции Дворец — перпендикулярно полотну, не переходя его (т.е. налево по ходу поезда), по автодороге через деревню до моста. Там куча мест для сборки лодок. Идти от станции метров 100-300 в зависимости от выбранного берега.
Разумеется два последних способа легко комбинировать (приезд из Валдая, выезд из Дворца и наоборот).