Танкеевский могильник

В.ф. генинг, а.х. халиков. «ранние болгары на волге (больше-тарханский могильник)» :: глава ii. памятники viii—ix вв. на средней волге :: 3. танкеевский могильник

Примечания

. ОАК за 1904 г. СПб., 1907, стр. 135—136.

. N. Fettich. Die Metallkunts der Landnehmenden Ungarn. АН, XXI. Budapest, 1937, табл. XVIII; А.П. Смирнов. Волжские булгары. Тр. ГИМ, вып. XIX. М., 1951, стр. 30; С.А. Плетнева. Печенеги, торки и половцы в южно-русских степях. МИА, № 62, 1958, стр. 156—157.

. ОАК за 1904 г. СПб., 1907, стр. 133—136.

. В.Ф. Генинг. Мыдлань-Шай — удмуртский могильник VIII—IX вв ВАУ, вып. 3. Свердловск, 1962.

. Там же, стр. 68—82.

. Там же, стр. 64—65.

. Там же, стр. 54—56.

. Там же, стр. 41—52.

. Дирхем по определению С.А. Яниной чеканен от имени Ахмеда ибн-Исмаила (907—914 гг.). Это самая поздняя монета на могильнике.

. С.А. Плетнева. Указ. соч., стр. 153—159.

. В.С. Стоколос. Курган на озере Синеглазово. Археология и этнография Башкирии, т. I. Уфа, 1962, стр. 163—168.

. А.П. Ковалевский. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. Харьков, 1956, стр. 128.

. По определению С.А. Яниной.

. По определению С.А. Яниной это подражание саманидскому дирхему времени Исмаила ибн-Ахмеда (892—902 гг.).

. В могильниках Мыдлань-Шай на Чепце и Агач-калинский в Дагестане подобные серьги найдены в комплексах не позднее VIII в. (см. В.Ф. Генинг. Указ. соч., стр. К.Ф. Смирнов. Агач-калинский могильник — памятник хазарской культуры Дагестана. КСИИМК, вып. XXXVIII, 1951, стр. 117).

. В.Ф. Генинг. Указ. соч., стр. 41—42.

. В Мыдлань-Шае близкий тип перстня найден в погребении 74, датированном монетой не позднее середины VIII в. (см. В.Ф. Генинг. Указ. соч., стр. 42, табл. II, 1, 2).

. В.Ф. Генинг. Археологические памятники Удмуртии. Ижевск. 1958, стр. 97.

. Н.Я. Мерперт. О генезисе салтовской культуры, КСИИМК, вып. XXXVI, 1951, стр. 24—25.

. С.А. Плетнева. Указ. соч., стр. 153 и сл.

. К.Ф. Смирнов. Указ. соч., стр. 113—119.

. Дагестанский музей, № 525.

. К.Ф. Смирнов. Археологические исследования в Дагестане в 1948—1950 годах. КСИИМК, вып. XLV, 1952, рис. 39—28; Дагестанский музей, № 143.

. М.И. Артамонов. История хазар. Л., 1962, стр. 312.

. А.Я. Гаркави. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1871, стр. 263.

. М.И. Артамонов. Указ. соч., стр. 235.

. А.П. Ковалевский. Указ. соч., стр. 138.

. С.А. Плетнева. Керамика Саркела — Белой Вежи. МИА, № 75, 1959, стр. 214.

. Там же.

. В.А. Кузнецов Указ. соч., стр. 19.

. Там же, стр. 22.

. Там же, стр. 83—84.

. М.Г. Воробьева. Керамика Хорезма античного периода. Тр. ХАЭЭ, т. IV. М., 1959, стр. 69.

. Н.Н. Вактурская. Классификация средневековой керамики Хорезма (IX—XVII вв.). Тр. ХАЭЭ, т. IV. М., 1959, стр. 302.

. М.Г. Воробьева. Указ. соч., стр. 129—130.

. Там же, стр. 131.

. Е.Е. Неразик. Керамика Хорезма афригидского периода. Тр. ХАЭЭ, т. IV. М., 1959, стр. 240.

. А.А. Марущенко. Хосров-Кала. ТИИАЭ АН Туркменской ССР, т. II. Ашхабад, 1956, стр. 137—139.

. А.Н. Бернштам. Историко-археологические очерки центрального Тянь-Шаня и Памиро-Алая. МИА, № 26, 1952, стр. 242—243.

. П.П. Иванов. Крюковско-Кужновский могильник. Моршанск, 1952, табл. XXXVII, 5.

. В.Ф. Генинг. Археологические памятники Удмуртии, табл. XII, 2.

. С.А. Плетнева. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях, стр. 156.

. Авторы по вопросу об интерпретации данного памятника не пришли к единому взгляду. По мнению В.Ф. Генинга, различия между больше-тарханским и танкеевским вещевыми комплексами объясняются прежде всего явлениями хронологического порядка. Первый из них более ранний. Танкеевский могильник принадлежал племенам, пришедшим на Волгу в составе болгарской орды, может быть группой барсилов, отчего и прослеживаются некоторые сходства с Агач-калинским могильником. Различные группы болгар были весьма неоднородны (см. главу III, разделы 2 и 3), поэтому не следует ожидать и полностью идентичных памятников.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

В.Ф. Генинг, А.Х. Халиков

Ранние болгары на Волге
(Больше-Тарханский могильник).

// М.: 1964. 202 с. + таблицы.

. — 201

Введение   

В X в. на берегах Волги и Камы складывается одно из раних государственных объединений Восточной Европы — Волжская Болгария, оказавшая огромное влияние на развитие народов Поволжья и Прикамья, особенно тюркоязычных народов — казанских татар, чуваш, мишарей и башкир.

Решающую роль в формировании этого государства сыграли болгарские племена, появившиеся в Волго-Камье в конце I в. н.э.  Однако вплоть до последних лет приход на Среднюю Волгу болгарских племён, ранее сосредоточенных в Приазовье, устанавливался лишь в ретроспективном плане. Прямых иных, письменных или археологических, подтверждающих о продвижение, не было, поэтому многие проблемы, связанные с ранней историей болгарских племён на Волге, оставались спорными или вообще не поднимались в литературе.

В 1950 г. был обнаружен Больше-Тарханский, а в 1952 г. Кайбельский могильники, впервые давшие археологические материалы времени появления болгар на Волге. В 1957 и 1960 гг. производились широкие раскопки Больше-Тарханского могильника, а в 1961 г. начаты раскопки близкого по времени Танкеевского могильника, что позволило поставить на широкую фактическую основу изучение проблемы появления и формирования болгарских и других тюркоязычных народов в Поволжье.

Настоящая публикация посвящена результатам исследования Больше-Тарханского могильника. Авторы сочли необходимым наиболее полное издание материалов этого памятника соответствующей научной систематизацией и интерпретацией их, а также с привлечением данных и по другим, известным и частично изученным памятникам Среднего Поволжья, связанным, по нашему мнению, с проблемой истории древних болгар.

Естественно, при рассмотрении всех этих вопросов авторы не могли обойти темы, затрагивающие общую историю болгарских племён Восточной Европы, а также моменты, характери-

(3/4)

зующие отношения пришлых болгарских и местных племён на Средней Волге.

Глава III написана В.Ф. Генингом, главы II и IV — А.Х. Халиковым; остальные разделы — совместно этими авторами. К публикации приложена статья с описанием и анализом антропологического материала, подготовленная М.С. Акимовой.

Авторы считают своим долгом поблагодарить всех товарищей, принявших участие в раскопках Больше-Тарханского могильника и в подготовке к печати его материалов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: