Примечания
. ОАК за 1904 г. СПб., 1907, стр. 135—136.
. N. Fettich. Die Metallkunts der Landnehmenden Ungarn. АН, XXI. Budapest, 1937, табл. XVIII; А.П. Смирнов. Волжские булгары. Тр. ГИМ, вып. XIX. М., 1951, стр. 30; С.А. Плетнева. Печенеги, торки и половцы в южно-русских степях. МИА, № 62, 1958, стр. 156—157.
. ОАК за 1904 г. СПб., 1907, стр. 133—136.
. В.Ф. Генинг. Мыдлань-Шай — удмуртский могильник VIII—IX вв ВАУ, вып. 3. Свердловск, 1962.
. Там же, стр. 68—82.
. Там же, стр. 64—65.
. Там же, стр. 54—56.
. Там же, стр. 41—52.
. Дирхем по определению С.А. Яниной чеканен от имени Ахмеда ибн-Исмаила (907—914 гг.). Это самая поздняя монета на могильнике.
. С.А. Плетнева. Указ. соч., стр. 153—159.
. В.С. Стоколос. Курган на озере Синеглазово. Археология и этнография Башкирии, т. I. Уфа, 1962, стр. 163—168.
. А.П. Ковалевский. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. Харьков, 1956, стр. 128.
. По определению С.А. Яниной.
. По определению С.А. Яниной это подражание саманидскому дирхему времени Исмаила ибн-Ахмеда (892—902 гг.).
. В могильниках Мыдлань-Шай на Чепце и Агач-калинский в Дагестане подобные серьги найдены в комплексах не позднее VIII в. (см. В.Ф. Генинг. Указ. соч., стр. К.Ф. Смирнов. Агач-калинский могильник — памятник хазарской культуры Дагестана. КСИИМК, вып. XXXVIII, 1951, стр. 117).
. В.Ф. Генинг. Указ. соч., стр. 41—42.
. В Мыдлань-Шае близкий тип перстня найден в погребении 74, датированном монетой не позднее середины VIII в. (см. В.Ф. Генинг. Указ. соч., стр. 42, табл. II, 1, 2).
. В.Ф. Генинг. Археологические памятники Удмуртии. Ижевск. 1958, стр. 97.
. Н.Я. Мерперт. О генезисе салтовской культуры, КСИИМК, вып. XXXVI, 1951, стр. 24—25.
. С.А. Плетнева. Указ. соч., стр. 153 и сл.
. К.Ф. Смирнов. Указ. соч., стр. 113—119.
. Дагестанский музей, № 525.
. К.Ф. Смирнов. Археологические исследования в Дагестане в 1948—1950 годах. КСИИМК, вып. XLV, 1952, рис. 39—28; Дагестанский музей, № 143.
. М.И. Артамонов. История хазар. Л., 1962, стр. 312.
. А.Я. Гаркави. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1871, стр. 263.
. М.И. Артамонов. Указ. соч., стр. 235.
. А.П. Ковалевский. Указ. соч., стр. 138.
. С.А. Плетнева. Керамика Саркела — Белой Вежи. МИА, № 75, 1959, стр. 214.
. Там же.
. В.А. Кузнецов Указ. соч., стр. 19.
. Там же, стр. 22.
. Там же, стр. 83—84.
. М.Г. Воробьева. Керамика Хорезма античного периода. Тр. ХАЭЭ, т. IV. М., 1959, стр. 69.
. Н.Н. Вактурская. Классификация средневековой керамики Хорезма (IX—XVII вв.). Тр. ХАЭЭ, т. IV. М., 1959, стр. 302.
. М.Г. Воробьева. Указ. соч., стр. 129—130.
. Там же, стр. 131.
. Е.Е. Неразик. Керамика Хорезма афригидского периода. Тр. ХАЭЭ, т. IV. М., 1959, стр. 240.
. А.А. Марущенко. Хосров-Кала. ТИИАЭ АН Туркменской ССР, т. II. Ашхабад, 1956, стр. 137—139.
. А.Н. Бернштам. Историко-археологические очерки центрального Тянь-Шаня и Памиро-Алая. МИА, № 26, 1952, стр. 242—243.
. П.П. Иванов. Крюковско-Кужновский могильник. Моршанск, 1952, табл. XXXVII, 5.
. В.Ф. Генинг. Археологические памятники Удмуртии, табл. XII, 2.
. С.А. Плетнева. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях, стр. 156.
. Авторы по вопросу об интерпретации данного памятника не пришли к единому взгляду. По мнению В.Ф. Генинга, различия между больше-тарханским и танкеевским вещевыми комплексами объясняются прежде всего явлениями хронологического порядка. Первый из них более ранний. Танкеевский могильник принадлежал племенам, пришедшим на Волгу в составе болгарской орды, может быть группой барсилов, отчего и прослеживаются некоторые сходства с Агач-калинским могильником. Различные группы болгар были весьма неоднородны (см. главу III, разделы 2 и 3), поэтому не следует ожидать и полностью идентичных памятников.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
В.Ф. Генинг, А.Х. Халиков
Ранние болгары на Волге
(Больше-Тарханский могильник).
// М.: 1964. 202 с. + таблицы.
. — 201
Введение
В X в. на берегах Волги и Камы складывается одно из раних государственных объединений Восточной Европы — Волжская Болгария, оказавшая огромное влияние на развитие народов Поволжья и Прикамья, особенно тюркоязычных народов — казанских татар, чуваш, мишарей и башкир.
Решающую роль в формировании этого государства сыграли болгарские племена, появившиеся в Волго-Камье в конце I в. н.э. Однако вплоть до последних лет приход на Среднюю Волгу болгарских племён, ранее сосредоточенных в Приазовье, устанавливался лишь в ретроспективном плане. Прямых иных, письменных или археологических, подтверждающих о продвижение, не было, поэтому многие проблемы, связанные с ранней историей болгарских племён на Волге, оставались спорными или вообще не поднимались в литературе.
В 1950 г. был обнаружен Больше-Тарханский, а в 1952 г. Кайбельский могильники, впервые давшие археологические материалы времени появления болгар на Волге. В 1957 и 1960 гг. производились широкие раскопки Больше-Тарханского могильника, а в 1961 г. начаты раскопки близкого по времени Танкеевского могильника, что позволило поставить на широкую фактическую основу изучение проблемы появления и формирования болгарских и других тюркоязычных народов в Поволжье.
Настоящая публикация посвящена результатам исследования Больше-Тарханского могильника. Авторы сочли необходимым наиболее полное издание материалов этого памятника соответствующей научной систематизацией и интерпретацией их, а также с привлечением данных и по другим, известным и частично изученным памятникам Среднего Поволжья, связанным, по нашему мнению, с проблемой истории древних болгар.
Естественно, при рассмотрении всех этих вопросов авторы не могли обойти темы, затрагивающие общую историю болгарских племён Восточной Европы, а также моменты, характери-
(3/4)
зующие отношения пришлых болгарских и местных племён на Средней Волге.
Глава III написана В.Ф. Генингом, главы II и IV — А.Х. Халиковым; остальные разделы — совместно этими авторами. К публикации приложена статья с описанием и анализом антропологического материала, подготовленная М.С. Акимовой.
Авторы считают своим долгом поблагодарить всех товарищей, принявших участие в раскопках Больше-Тарханского могильника и в подготовке к печати его материалов.