Как выбрать байдарку

🏊лучшие байдарки для туризма и рыбалки на 2023 год

Несколько слов об экипировке

Конечно, это дело вкуса, но несколько рекомендаций не помешают.

  • Каска обязательна для рек третьей и выше категорий, — бережёного бог бережёт.
  • Спасжилет – для любой категории. Они (спасжилеты) бывают надувные и с пенопластом. У каждого свои преимущества, но надувной занимает в рюкзаке меньше места и на ночёвках прекрасно используется как подушка.
  • Следующий важный элемент экипировки – гидрокостюм, «сухой» или «мокрый».Воспользуйтесь советом более опытного товарища, но всегда соблюдайте главное: нижнюю часть тела, особенно ноги, надо держать по возможности сухими и в тепле.

Потому под гидрокостюм желательно надеть ещё и шерстяные носки.

Обувь, скорее всего – полукеды или кроссовки. Главное, чтобы прочно держались на ноге и не скользили на мокрых камнях.

И, пожалуй, последнее: на своё весло прикрепите кусок прочного пенопласта – это поможет выдержать принцип 2.

Отчаливание от берега

Перед тем, как забрать «пассажиров», байдарка обязательно стоит так, чтобы нос находился против течения. Проще всего выполнить дугообразный гребок, и тем самым повернуть плавсредство на 180 градусов. Он начинается от кормы или носа, не принципиально. Главное, подальше отодвигать от судна лопасть для более эффективного гребка. Такой способ подходит, когда скорость байдарки по сравнению со скоростью воды невелика. В противном случае придется прилагать больше усилий.

При гребле вперед нужно уделить внимание положению тела. Корпус остается прямым, колени упираются в фальшборта

Какие виды плавательных средств используются для водного туризма

Водный туризм не мыслим без сопровождающих плавательных средств.

Плот

Самым распространенным, простым и знакомым является управляемый и безопасный плот. Своеобразное туристическое плоское судно бывает древесным или оборудовано металлическим каркасом.

Катамаран

Следующим образцом выступает катамаран. Запаренные в единое целое надувные баллоны, прочно вмонтированы в металлическую раму – то, что представляет собою данное плав средство. Оно предназначено для передвижения по водным просторам. Состоящий из двух баллонов катамаран, не имеющий емкости, в которой могла бы скапливаться вода, практически непотопляем. Конструкция плав средства проста в эксплуатации. Для управления катамараном нужна специальная подготовка, связанная с особым расположением ног во время движения, приводящим к сильной нагрузке на них и затеканию.

Рафт

Плавательное средство рафт ранее считалось сугубо спасательным плавающим устройством. Сегодня он приспособлен для путешествий по водным гладям разных регионов, но с уклоном спортивности. Внешний вид представляет собой достаточных размеров резиновую лодку. Особенностью является высокопрочный материал, применяемый при его изготовлении. Поэтому рафт обладает такими характеристиками, как надежностью и неуязвимостью. Габариты служат надежной гарантией при прохождении сложнейших водных путей. Возможна дополнительная установка мотора, позволяющая быстрее пересекать однообразные участки водного маршрута. Рафт – отличное средство для активных, но не ставящих перед собой цель достичь высоких спортивных результатов, туристов.

Байдарка

Предпочтение опытные путешественники отдают байдарками. Их отличие высокая маневренность при довольно низкой осадке, что дает сплоченному коллективу преодолевать множественные водные преграды удивительно легко.

Надувная лодка

Лучшим средством для любителя спокойного времяпровождения на воде является надувная лодка. Среди достоинств данного плавучего средства очевидны легкость конструкции, достаточная устойчивость на воде, экономичность, если лодка с мотором. Путешественников привлекает ее портативность, неглубокая осадка, бесшумность в эксплуатации в том случае, если мотор на ней отсутствует, а продвигаются с помощью весел. Существуют и некоторые недостатки: как и все резиновые изделия, для нее опасны любые коло– режущие предметы. Неприятностью могут стать порывы ветра, способные повлиять на скорость и направление лодки.

Каяк

Аналогом для путешественника является одноместная закрытая гребная лодка – каяк. Моделей такого плав средства очень много. Можно выбрать по своим пристрастиям – будь это фристайл, гребной слалом или же сплав. Принцип устройства для всех видов одинаков, различия имеют в формах, длине и объему, а также по материалам изготовления изделий.

Парусник

Парусники всегда были и есть излюбленными плавучими средствами для влюбленных пар. Что может быть романтичнее и удивительнее путешествия под парусами? Навряд ли этому виду водного туризма найдется аналог.

Практически во всех регионах, где имеются водные массивы, существует водный туризм. С каждым годом его рост популярности возрастает. Туристические агентства предоставляют сегодня великолепную программу и незабываемые водные маршруты на любой вкус, предпочтения и возможности.

Везде свои правила

В водном походе необходимо соблюдать правила водного туризма, которые направлены преимущественно на безопасность туристов. Вода ошибок не прощает, поэтому исключительно важными становятся технические тактические вопросы сплава.

Каждый экипаж должен быть сработанным и технически подготовленным к прохождению различных препятствий. Это достигается тренировками и разборами схем прохождения порогов, прижимов, шивер и других препятствий, отработкой приемов страховки и оказания помощи на воде.

Важную роль играет тактика прохождения препятствий. Простые проходятся сходу, сложные предварительно просматриваются. Выставляется страховка, фотографы и экипажи поочередно преодолевают препятствие. Особо сложные и непроходимые препятствия, например, водопады обходятся по берегу. От правильности принятого решения часто зависит безопасность людей.

Подбор снаряжения

Снаряжение для водного похода подбирается по следующим принципам:

  1. Опыт, цели, желания и стремления;
  2. Техническая и общая сложность маршрута;
  3. Команда, плавсредство, техника безопасности;

Важно! Не рекомендуется экономить на составе снаряжения для максимизации удовольствия и итогов похода. Перед путешествием необходимо запастись гермоупаковкой (для защиты вещей от воды), компрессионными мешками (уменьшится объем мягких вещей), взять туристический рюкзак, палатку и аптечку, запас еды, спички, посуду, нож, средства гигиены

Перед путешествием необходимо запастись гермоупаковкой (для защиты вещей от воды), компрессионными мешками (уменьшится объем мягких вещей), взять туристический рюкзак, палатку и аптечку, запас еды, спички, посуду, нож, средства гигиены.

Одежда для похода

Для водных маршрутов предлагается брать два комплекта одежды: мокрый и сухой. Мокрый комплект одевается на время водной части путешествия и снимается после разбивки лагеря. Сухая одежда хранится в гермоупаковке.

Примерный состав мокрого комплекта:

  1. Ноги — сплавные тапочки + простые кеды
  2. Корпус — гидрокостюм (3 мм толщиной), тельняшка/свитер, куртка;
  3. Руки — перчатки (от мозолей и для поддержания тепла);
  4. Обязательно — спасательный жилет, каска.

Примерный состав сухого комплекта:

  1. Спальный мешок;
  2. Обувь — 1 пара (жесткий материал), шерстяные носки;
  3. Верхняя одежда (теплый свитер/куртка);
  4. Шерстяная шапка.

Палатка должна быть двухслойной, состав аптечки классический на группу, плюс одна индивидуально.

История водного туризма в России

В послевоенные годы отрасль начала активно развиваться, причём как плановая, так и самодеятельная. Водный туризм – это исключительно советский феномен.

Период «оттепели»

В 60-е годы, период так называемой «оттепели», поездки «за туманом и за запахом тайги» стали особенно популярными. В то время появилось много талантливых бардов, чьи песни до сих пор звучат у костра. Ну и легендарная каркасная байдарка «Таймень», которая долго оставалась королевой туризма. С ее помощью советские водники принялись активно осваивать реки, которых в Союзе было предостаточно: от простых лесных речушек, характерных для равнинной части страны, до грозных ревущих потоков, прорезающих извилистый путь в горных отрогах.

Эпоха катамаранов

Сложные маршруты представляли немалый интерес, но для байдарок всё же были непроходимы, и в 70-е годы появился первый спортивный катамаран. Его создатель – москвич Сергей Папуш. Судно прошло испытания сложнейшими реками Советского Союза и показало себя только с лучшей стороны. Первоначальная конструкция с тех пор претерпела множество изменений и сейчас катамаран является, пожалуй, самым любимым средством для сплавов в нашей стране. Идея Папуша получила развитие во всех направлениях.

Зарубежные аналоги наших байдарок и катамаранов – каяк и рафт. Каяки у нас появились немного позже рафтов. Суда постепенно начали осваиваться, правда, с различным успехом. Дело в том, что ниша маломерной спортивной лодки до появления каяка не была занята: пластиковая одноместная лодка, в отличие от каркасной байдарки, позволяет опытному спортсмену проходить даже довольно трудные пороги.

С рафтом ситуация оказалась немного сложнее – ниша тоннажного многоместного плавсредства оказалась занята катамараном. Разборное судно отлично подходило для транспортировки и хорошо вело себя на любой воде, к тому же многие научились шить их самостоятельно. Коммерческих у нас поначалу попросту не было, и рафты появлялись лишь на соревнованиях.

Современный водный туризм

После распада СССР для отрасли настал переломный момент. Он лишился финансирования со стороны государства, многие кружки и секции закрылись, а их участникам пришлось на время отложить регулярные походы и бороться с трудностями 90-х.

Однако, у медали была и обратная сторона: самые изобретательные научились самостоятельно шить катамараны и байдарки из подручных средств, даже из тентов грузовиков, изменяя и совершенствуя существующие конструкции.

Стал доступен опыт зарубежных коллег, появилось новое снаряжение и материалы, поэтому, как только кризисный период миновал, водный туризм в России начал быстро развиваться. Появилось новое поколение водников, выросшее на традициях старой школы с её походами и спортивностью, но вносящее в них современные мотивы, такие как соревнования, использование нового снаряжения и судов.

Снаряжение и экипировка

В зависимости от плавстредства, снаряжение и экипировка туриста-водника имеет свои особенности. Есть несколько особенно важных деталей личного снаряжения, необходимых во время пребывания на воде, о которых стоит упомянуть в рамках общих правил:

  • Спасательный жилет. Даже если вы мастер спорта по плаванию, речным водоворотам нет до этого дела. Если непредвиденная ситуация на белой воде привет к потере сознания — спасет только жилет.
  • Защита головы обязательна во время коммерческих туристических сплавов. Не стоит пренебрегать ею и в «диких» походах. Особенно актуальны легкие и прочные шлемы при прохождении бурных порожистых рек на рафтах и катамаранах. 
  • Гидрокостюм и штормовой непромокаемый костюм незаменимы в длительных путешествиях. До того, как гидрокостюмы стали общедоступны, были популярны плотные полиэстеровые треники, так как вода с них стекает мгновенно, они быстро сохнут. В общем, тоже вариант, но правильный гидрокостюм — лучше.
  • Закрытая легкая обувь, специальные водные тапочки. Босиком категорически запрещено находиться на судне, спрыгивать с него. Не очевидно, но на роль обуви для водного похода подходят разношенные кеды с дырочками-вентиляцией. Главное, чтобы в ней не стояла вода и ступня была закрыта. 
  • Свитер и носки из натуральной шерсти. На воде бывает очень холодно, а ночи у воды — отдельная тема. Не пренебрегайте теплой одеждой.
  • Перчатки для гребли. Защита от кровавых мозолей, особенно во влажной среде.
  • Герметичные пакеты зип-лок, в которых отдельно упакованы смены белья, документы, спички, фонарик, репеллент, полотенца.
  • Аптечка: антибиотик на случай «расстройств», парацетамол, перевязочные и кровоостанавливающие средства, антисептик, средство от ожегов.
  • Водонепроницаемый рюкзак и спальник.

Более подробно рекомендую почитать Список снаряжения туриста-водника Валентина Евстафьева. Написано в стиле путевых заметок — остроумно и полезно.

Надежность и ремонтопригодность

У современных байдарок и каяков с надежностью и ремонтопригодностью все относительно нормально. Если же вы решили приобрести судно с историей, то наличие резиновых внутренних баллонов и внешней шкуры из ПВХ, приведет к необходимости возить лишний тюбик клея, т.к. не все универсальные клеи хорошо держатся в походных условиях и на резине и и на ПВХ.

При наличии шкуры из хорошей лодочной газодержащей ткани и аналогичных заплаток, латать монобаллон не сложнее ремонта шкуры каркасной байдарки. А зачастую даже легче, т.к. ничего не нужно разбирать, и ни куда подлезать.

Полиэтиленовые суда наиболее устойчивы к пробоинам и потертостям, а надувнушки не сильно уступают им в этом.

Препятствия на маршрутах средней сложности

  • ход против течения. Если скорость течения маленькая, удастся двигаться на веслах. На каменистых перекатах применяется проводка вброд. Необходимо обязательно обуться. Если быстроводные участки продолжительные, проводка выполняется бечевой. Десятиметровая веревка прикрепляется к носу. Один гребец ведет байдарку, а второй корректирует направление. Другой способ — две бечевки такой же длины прикрепляют к носу и корме, байдарку ведут оба участника экипажа. Сложность заключается в выборе длины веревки и расстояния между туристами, чтобы судно двигалось параллельно берегу. Такие методы осуществимы при возможности свободно пройти вдоль берега.
  • каменистые перекаты. Скорость прохождения небольшая. Курс надо держать на наибольшую глубину. Она определяется по сходящимся в один поток струям.
  • пороги. Так называют участки реки с наибольшим падением и скоростью воды. Порог впереди вычисляется по замедлению течения и увеличению шума воды.

Сложные участки не просматриваются с воды или не выглядят безопасными, поэтому их нужно разведывать с берега. Менее трудные пороги преодолевают по основной струе.

Придется научиться маневрировать между камнями. На некоторых порогах их довольно много.

Продолжительные пороги — свыше одного километра — проходятся отрезками. Каждый из них длиной 200-300 метров. Места остановок необходимо предварительно разведать.

На стоячие валы туристы идут под прямым углом или близко к тому. Если вал крутой, его проскакивают на большой скорости, а на пологий медленно взбираются.

Ссылки и литература

  • «Водный туризм» Е.Ромашков, Р.Пятышев, В.Филатов, А.Дубровский 1968 г.
  • «Спутник туриста» Лев Трипольский 1959 г. Путеводители «33 маршрута».
  • «Водные спортивные походы: как управлять уровнем их опасности» Веткин В.А. 2014 г.
  • «100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке» Воронов Ю.Б.
  • «На байдарці — за снагою» Аронов Г., Гольдштейн М. 1980 г.
  • «Водные маршруты СССР. Азиатская часть» Григорьев В.Н., Митрофанов В.В. 1976 г.
  • «Спортивные походы на плотах» Калихман А.Д., Колчевников М.Ю. 1985 г.
  • Электронная библиотека по водному туризму (около 20 публикаций).
  • «Снаряжение туриста-водника» В.Григорьев 1986 г.

Особенности водного туризма

В отличие от других видов туризма, водники начинают маршрут с намного большими по весу рюкзаками: ведь им приходится нести с собой свои суда. Это заставляет экономить каждый грамм веса: используются облегченные палатки, стальные котелки заменяются алюминиевыми, в рационе питания используются сублимированные продукты.

Еще одно принципиальное отличие водного туризма – невозможность изменения маршрута. С реки никуда не уйти, и даже аварийный выход с маршрута при потере судна производится по берегу реки. С другой стороны, это облегчает поиск туристов, если они своевременно не вернулись с маршрута.

При водном туризме основные нагрузки приходятся не на ноги, а на руки. Это тоже желательно учитывать при формировании группы.

Что надо учитывать при планировании дороги

К разработке или выбору маршрута нужно подходить с наибольшей ответственностью.

Предлагается либо изучить готовые варианты, используя доступные источники, либо составить путь самостоятельно, внимательно ознакомившись с картой местности и водоёма.

При разработке маршрута учитывают:

  1. Цель путешествия.
  2. Протяженность.
  3. Численность группы.
  4. Начальную точку и точку отправления.
  5. Продолжительность.
  6. Наличие на пути всех имеющихся препятствий, таких как мосты, лесосплавы, пороги, плотины.

Препятствием при водном спуске или сплаве по реке могут являться пороги, перекаты, различные мосты, плотины, дамбы. Порогом считается определенная дистанция реки с резким изменением угла и скорости течения. Перекат — это надводная преграда, такие как отмели на берегах, завалы и мосты и т.д.

Фото 2. Пример маршрута на 72 км для сплава по реке Дон. Точка отправления — станица Казанская.

Главной целью водного туризма можно считать прохождение определенного маршрута с определенными препятствиями. Сложность препятствий изменяется пропорционально полученному опыту. Чем больше опыта имеет человек, тем теснее водный туризм граничит со спортивным.

Внимание! В данной категории туризма регистрация своего маршрута является обязательной с целью безопасности и отчетности (к примеру, в специализированных органах туризма)

Категории сложности: как выбрать наиболее пригодную?

Водные маршруты на международном уровне и в России подразделяют на 6 категорий сложности. Обозначают категории римскими и арабскими цифрами соответственно.

Международная классификация приведена в таблице.

Категория сложности Характеристика препятствий
I (лёгкий) Быстрое течение с небольшими преградами. Количество препятствий минимально.
II (начинающий) Широкое русло с прямыми порогами, камнями и валами. Прохождение преград простое, не требующее предварительной разведки.
III (средний) Умеренный уровень сложности, встречаются большие валы, бочки, воронки.
IV (сложный) Мощное течение, высокое количество порогов. Необходима предварительная разведка. Требует точного маневрирования.
V (очень сложный) Протяженный и наполненный преградами участок реки. Встречаются большие сливы, воронки. Требуется специальное снаряжение и большой опыт, также наличие страховки.
VI (экстремально сложный) Непроходимые или пройденные всего несколько раз препятствия. Высокий риск (смертельный) при прохождении, требуется достаточный уровень воды, обязательная страховка и доскональное изучение маршрута.

Российская классификация схожа с международной и представляет характеристику российских рек, шестая категория сложности в России может быть представлена дополнительным пунктом для сверхтрудных преград.

Правила безопасности

  1. Члены экипажа должны уметь плавать;
  2. У каждого участника маршрута должна быть каска, спец. обувь и спасательный жилет;
  3. На замыкающем судне находится аптечка и ремонтные инструменты;
  4. Во время движения соблюдается дистанция между экипажами, внимательно воспринимаются указания первого судна;
  5. Об опасности сигнал подается криком или веслом;
  6. При перевороте необходимо плыть перпендикулярно течению к ближайшему берегу;
  7. В случае попаданияв водоворот следует нырнуть на глубину, чтобы оказаться под водяным вихрем, уплыть подальше от водоворота и затем вынырнуть и двигаться к берегу.

При прохождении водного маршрута запрещается:

  1. Сплавляться ночью, в шторм;
  2. Плыть спиной вперёд;
  3. Отклоняться от движения группы без указания первого экипажа;
  4. Вставать в полный рост, перемещаться с места на место.

Советы профессионалов

Путешествие по воде, о котором долго мечтали, может быть испорчено из-за неверно выбранной лодки. Купить хорошую байдарку – не проблема. Есть множество магазинов и сайтов, предлагающих услуги по продаже снаряжения для водного туризма. Здесь же можно найти описание товара, изучить характеристики, полюбоваться фотоизображением и выбрать цвет, поскольку обычно предлагается несколько вариантов. Однако простой саму покупку не назвать, даже если функционал интернет-сайта позволяет оформить заявку в один клик.

По мнению опытных сплавщиков, «та самая» байдарка должна обладать конкретными достоинствами

На что обратить внимание в первую очередь?

Выбирая лодку мечты, важно оценить следующие моменты

Оболочка, которой обтягивают каркас

Материал предпочтительнее прочный, к примеру, тент или кордура. Неплохо справляется с воздействием влаги нейлон и поливинилхлорид. Желательно, чтобы днище покрывал материал PVC viniplan, так срок эксплуатации увеличится.

Какую тяжесть выдержит

Собираясь взять с собой большое количество вещей, следует остановить выбор на судне, без труда выдерживающем до 300 килограммов.

Планируется только сплав или пешеводное путешествие

Поскольку байдарка весит прилично, а туристу необходимо прихватить и рюкзак с провизией, а не только снаряжение, то следует заранее вычислить: сколько километров придется прошагать, да еще и с приличным багажом.

Сложность сборки

Если покупатель не собирается заказать байдарку онлайн, то желательно прямо в магазине уточнить у продавца, как собирать байдарку. На сайте, прежде чем оформить заказ, следует поискать и посмотреть видеоролик, показывающий премудрости сборки. Надувные модели проще, чем каркасные. Здесь понадобиться хороший насос, однако репетиция перед путешествием необходима, чтобы появилась мышечная память.

Комплектация

В критерии выбора входит и этот фактор. Комплектующие понадобятся, но не всегда байдарка продается с ними. К примеру, одни «надувнушки» поступают в продажу с насосом, а другие – нет. Также нужно посмотреть, прилагается ли руль и парус, продается с веслами или придется приобретать их отдельно. Также опытные сплавщики обязательно берут с собой набор «санитара». Стоит захватить ремонтный материал на случай, если лодку придется подлатать в дороге, мало ли, к примеру, напорется на острый камень.

Цена

На рынке есть модели недорогие и очень дорогие. Последний вариант представлен в фирменных магазинах производителей

Важно понять, насколько часто будет использоваться плавательное средство и с какой целью оно приобретается. Для водного спорта или развлекательной прогулки? Любителю профессиональная модель ни к чему

Перед большим путешествием нужно немного потренироваться, поскольку даже самая спокойная байдарка не терпит неопытных гребцов.

Если все эти аспекты соблюдены, то сплав непременно станет удачным и принесет немало приятных впечатлений.

Водный туризм в последние годы активно развивается, поэтому в путешествие по рекам и озерам отправляется все больше спортсменов-любителей. Главное, купить хорошую ходкую и прочную лодку, чтобы насладиться походом в полной мере.

Если у Вас есть опыт в использовании байдарки, оставьте комментарий. Ваши рекомендации будут полезны другим гостям сайта.

Рыболовные экстрим-туры

Несмотря на то что рыбалка всегда считалась довольно безопасным занятием, многие ее виды, например в труднодоступных или сложных местах, а также лов крупной или хищной морской рыбы являются довольно экстремальным занятием.

Современная рыбалка позволяет современному мужчине чувствовать себя и охотником, и героем, и даже где-то кормильцем. В последние годы среди серьезных рыбаков (например, на соревнованиях) все чаще встречаются и представительницы слабого пола.

В России водоемов (морей, озер, рек), где любители рыбной ловли могут испытать свою подготовку (в том числе и физическую), навыки и умения, — огромное количество. Одним из рыбацких вариантов рая является дельта Волги. На Ахтубе — могучей реке находятся многочисленные пороги, заливные озера — ильмени, представляющие собой настоящие водные джунгли. Здесь водится свыше 200 видов рыб, населяющих бассейн Нижней Волги.

В настоящее время по всей России открываются многочисленные Дома рыбаков.

Каким бывает водный туризм

Основные виды водного туризма – плановый и самодеятельный. Плановые походы организуют на турбазах. Сюда съезжаются любители активного отдыха, несколько дней живут, проходя простейшую программу подготовки: учатся ставить палатки и разжигать костры, готовить еду и управлять средствами сплава. Туристы распределяются по экипажам и совместно тренируются, чтобы грести уверенно и слаженно.

Затем они грузят все свое походное снаряжение в лодки и отправляются в поход, любуясь красотой окружающей природы. Группа путешествует автономно, под руководством инструктора, по намеченному графику. В конце пути туристов встречает транспорт, забирающий средства сплава и людей и возвращающий все это на турбазу. Это прекрасный отдых на природе, гребля больших усилий не требует, люди возвращаются отдохнувшими, окрепшими и довольными.

Совсем другое дело – самодеятельный или спортивный водный туризм. В этом случае группа сама собирается, готовит снаряжение и отправляется к месту начала сплава, неся с собой разобранные байдарки или другие средства сплава, палатки и запас продуктов на все время путешествия. На маршруте группа абсолютно автономна, тем более, что часто такой сплав проходит в ненаселенных местах. Организация водного туризма, движение группы по определенному графику, тактика преодоления препятствий, организация страховки – все это возлагается на руководителя группы и на самих туристов.

Какие бывают байдарки

Современные маломерные запалубленные судна, так популярные среди любителей активного отдыха, различают по виду и типу конструкции.

Виды байдарок

Разборная

Плавсредство, собираемое из металлических деталей и «шкуры» – специальной ткани, натягиваемой на каркас. В комплект могут входить надувные баллоны, дающие лодке большую непотопляемость. Все детали хранятся в рюкзаке, что позволяет путешествовать и в пешем порядке, не только по воде.

Неразборная

Как правило, изготовлена из пластика или полиэтилена, с цельным корпусом, дающим преимущество в скорости передвижения по воде. Рассчитана на одного гребца. Разработаны, прежде всего, для спорта, а уже потом для отдыха на воде.

Типы

Каркасная

Судно с жестким каркасом, определившим его название, из дерева или металла. Оболочка делается из ПВХ или другого водонепроницаемого материала. Длинные модели более быстроходны. Преимущества каркасников заключаются в большой грузоподъемности и низкой осадке, однако такая модель громоздкая, при транспортировке доставит немало хлопот, да и на правильную сборку придется потратить много времени.

Надувная

В продаже представлены двухслойные и однослойные. Оснащены надувными баллонами, шкура – из ПВХ, «скелета» нет. Они весят гораздо меньше каркасных, просто собираются (главное, не забыть насос) и отлично ведут себя на воде, не боясь порогов, но сильных волн не любят, поэтому могут опрокинуться.

Каркасно-надувная

Универсальное изобретение с каркасом и надувными баллонами. Самый оптимальный вариант для туризма. Собираясь в сплав всей семьей, стоит подумать о покупке этой модели: остойчивость, непотопляемость, хорошая проходимость по мелководью – вот отличительные особенности такой лодки. Однако за счет баллонов страдает вместительность, да и тяжеловата. К недостаткам следует отнести длительное время, уходящее на сборку.

Пластиковая

С литым корпусом, прочная. О протечках можно не беспокоиться. Рассчитана на одного гребца. Скоростная, удобная, с большим сроком службы, но есть 2 минуса: неразборная – проблематично везти к месту сплава и хранить, а также внушительный вес. Но если большое путешествие не планируется, то одноместный каяк – это то, что нужно для приключения с водными препятствиями.

Сравнительная таблица:

Тип Каркасные Каркасно-надувные Надувные Цельнолитые
Средний вес, кг 30 27 20 35
Остойчивость Средняя Хорошая Хорошая Слабая
Грузоподъемность, кг до 550 до 500 до 300 до 600
Ходкость Хорошая Хорошая Средняя Высокая
Внутренний объем Большой Средний Малый Очень малый
Непотопляемость Слабая Хорошая Отличная Слабая
Цена за новую лодку, рублей От 15000 От 25000 От 30000 От 20000

Категории сложности рек и маршруты

Существует три международных классификации сложности рек: International Scale of River Difficulty (American Whitewater), версия International Canoe Federation и Deutscher Kanu-Verband. В России разработана своя классификация. Ознакомиться с таблицей оценки трудности водных препятствий можно в Нормативном акте по спортивно-оздоровительному туризму стр. 102.

Выбор водоема для водного похода может закончиться настоящим исследованием тематической литературы и документации. К счастью, энтузиасты уже собрали несколько подобных архивов, один из которых опубликован в веб-журнале «Водный туризм Украины». В архиве собрана литература о маршрутах от Алтая до Якутии. Ранее мы рассказывали о лучших реках для сплава в России.

Лучше всего искать интересные маршруты в старых советских книгах, которые в изобилии оцифрованы и доступны в электронном виде. Чем хороши советские книги по спортивному туризму: в них масса лайфхаков и хорошо рецензированных сведений по теме. Несколько таких изданий приведены в последнем разделе.

Туры на подводных лодках

Новым видом туристических развлечений, связанных с экстримом, являются туры на подводных лодках .

Если раньше погружения в батискафах и субмаринах были доступны лишь ученым и военным и проводились исключительно с целью исследований или совершенствования техники, то в последнее время как за рубежом, так и в России все большее развитие получают подводные туристические экскурсии.

Подводные плавательные средства во многих странах, в том числе и в нашей, пока сравнительно немногочисленны и производятся промышленностью только на заказ.

Совсем недавно в Голландии построена подводная лодка, специально предназначенная для туристических погружений в тропических морях. Она может опускаться на глубину до 300 м и оставаться под водой почти две недели. Скорость ее движения — до 28 км в час.

Далеко не каждый рискнет спуститься га глубину с аквалангом, да и не всем это позволит здоровье, а вот прокатиться на подводной лодке, как знаменитые герои Жюля Верна, познакомиться с живой природой морей и океанов в естественной среде, осмотреть обломки затонувших кораблей и затопленные части древних городов смогут многие.

Кроме подводных лодок, для знакомства с подводным миром сейчас во многих туристических центрах используются суда с прозрачным дном.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: