Арская дорога (путь)
Арская дорога (тат. Арча юлы), как транспортно-географический объект, является одним из участков Большого Сибирского тракта, несколько веков соединявшего Европу и Азию, — самого протяжённого в мире культурного ландшафта, отражающего полутысячелетнюю историю Российского государства.
Первоначальное значение Сибирского тракта было связано с присоединением Перми Великой (1472) и Вятки (1489) к Московскому государству и дальнейшей русской колонизацией Сибири. Его использование усиливалось по мере продвижения Русского государства на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток.
В XVI веке через каждые 20 верст на таких дорогах стали появляться землянки-«ямы». Здесь хранили запасы корма для лошадей, провизию для путников, жили ямщики, которым вменялось в обязанность везти чиновников по подорожным и от «ямы» до «ямы» перевозить грузы. Торговый путь принимал обозы с китайским чаем, сибирскими мехами и ивановским ситцем, шли грузы с уральских и тульских заводов — от рынков Китая и сибирских ярмарок до торжков и ярмарок Средней России. Шли и ехали по бесконечной дороге странники и путешественники: здесь когда-то проезжали Н.М. Пржевальский, П.П. Семенов-Тянь-Шаньский, И.И. Лепихин, брели монахи и искатели веры или свободы от людей и нужды…
В межевой части писцовой книги 1622-1624 г.г. Арская дорога упоминается не иначе, как местный ориентир для привязки, как транспортная коммуникация. При этом такое название применено не к основной дороге Казань-Арск-Малмыж, а к одной из ветвей большака, ведущего от Арска в сторону Мензелинска. Эта ветвь Арской дороги на одном участке пролегала через территорию нынешнего Вятскополянского района. На карте 1779 года, приведённой выше, дорога проходит через деревню Матвеево, дальше на переправу у деревни Нижние Шуни.
Обустройство Большого Сибирского тракта началось в 1730 году после установления политических и торговых отношений между Россией и Китаем, и закончено оно было только в середине XIX века.
Сибирский тракт шёл из Москвы через Муром, Арзамас, Козьмодемьянск, Казань, Арск, Малмыж (Гоньба), Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем).
По территории Малмыжского уезда пролегали три больших грунтовых тракта — из Малмыжа в Елабугу, из Арска в Мамадыш и из Казани в Мамадыш. Самой оживлённой была дорога из Арска в Мамадыш, которая была транзитным участком Большого Сибирского тракта. Протяжённость этого участка по территории Малмыжского уезда составляла 340 вёрст.
В 18 веке часть этой ветви, и северная часть старинной Алатской дороги вошли в Вятско-Уфимский тракт (часть этого торгового и почтового пути, пролегавшая по территории Вятской губернии, называлась Казанским трактом). В селе Вятские Поляны этот тракт со стороны села Усад проходил по основной «дольной» Большой улице (совр. ул. Ленина), и выходил в южном направлении по Большому переулку (совр. ул. Советская). Дальше большак пролегал до деревни Нижние Шуни, возле острова Балякина был перевоз через Вятку, а с левого берега тракт уходил через деревню Высокая Гора в южном направлении на деревню Лубяна (совр. п. Лубяны Республики Татарстан) и далее в сторону Елабуги и Уфы.
-
- См. также: Почтовые тракты в Малмыжском уезде
После пуска железной дороги из центра России на восток значение этого пути заметно ослабло.