Описание:
Очередная наша поездка состоялась в небольшой городок Сысерть, расположенный в 40 километрах южнее Екатеринбурга. Это старинный, типичный уральский город. Известность ему принесло то, что здесь родился уральский писатель Павел Петрович Бажов, автор известной книги сказов «Малахитовая шкатулка».
Дом-музей П.П. Бажова — это усадьба его родителей, отца Петра Васильевича Бажова и матери Августы Степановны. Здесь в Сысерти 15 января 1879 года родился Павел Петрович. До году жил он в Сысерти, потом до пяти лет — в Северском заводе. С 6 до 11 — опять в Сысерти, потом в Полевском заводе — с 11 до 14, а с 14 до 17 — в Вершинке (Верх-Сысертский завод). Все эти места были заводами владельца Турчанинова (тем, кто читал бажовские сказы, знакома эта фамилия)
Семья часто переезжала из-за непростого характера отца, умевшего высмеять и раскритиковать начальство. Отец работал мастером на сварке, за свой острый язык получил прозвище «сверло». За «бунты» его переводили с завода на завод — «проветривали».
Усадьба принадлежала отцу, Петру Васильевичу, он купил дом для своей семьи. Здесь будущий писатель провел детские годы, здесь же живут герои автобиографической повести «Зеленая кобылка» — Петьша, Кольша и Егорша.
Жили Бажовы в достатке. В усадьбу по ул. Шиповка (сейчас ул. Володарского) входили большой дом на 6 окон вдоль улицы, надворные постройки: баня, конюшня, амбары, завозня, флигель. В этом флигеле и находится сейчас музей.
В 1897 году большой дом сгорел — Бажовы тогда «проветривались» в Полевском, а Павел учился в духовном училище в Екатеринбурге. Родители вернулись из Полевского уже к пожарищу, но восстанавливать большой дом не стали, а поселились во флигеле — малухе, как говорят на Урале. После смерти отца там жила одна мать до 1906 года — тогда П.П. Бажов забрал ее к себе в Екатеринбург, а усадьбу продали.
До 1979 года усадьба находилась в частном владении, но сохранились все надворные постройки. Было решено отреставрировать флигель и открыть музей П.П. Бажова.
Все постройки усадьбы соединены непрерывной крышей с трех сторон, а с четвертой надворье закрывает забор с воротами: большими для лошадей и малыми для людей.
Крыши покрыты железом, выделанным на Сысертских заводах, а сверху покрашены краской, приготовленной на основе малахитовой пудры.
Очень интересно, как мостили двор — огромными каменными плитами. Величина плит свидетельствовала о достатке хозяина. Плиты делали в карьере в три сезона: откалывали глыбы в карьере, обрабатывали и зимой везли по снегу.
Надворные постройки мы посмотрим позже, а сейчас идем в дом.
В сенях — коромысла. Коромысло — деревянная дуга с зарубками или крючками на концах для переноски ведер. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом. Ношение воды на коромысле — целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло — в правой.
Прихожая, а вот на вешалке — не сразу не угадаешь, что это. Это деревянный портфель, с которым Паша Бажов ходил в цифирную школу. Цифирная школа – школа с математическим уклоном.
Общий вид кухни, или как её называли, «куть» — кутный угол — место стряпухи у печи. Обстановка самая простая: лавка, узкий стол, в котором хранили посуду, залавок с домотканой скатертью, крынки, повседневный самовар, полка для посуды, печь. Теперь детали. Сечка – металлическое орудие с деревянной ручкой для рубки овощей, грибов, мяса в корыте. Сито – частое решето, в которое сеют, протирают. Лукошки или плетуха – небольшая ручная корзина из лубка или прутьев для ягод, грибов. Большие — родителей, маленькие — Паши Бажова. На полке посуда медная, берестяная, глиняная — работы сысертских мастеров.