Ермак и покорение сибири

«ермак» за 10 лет до ермака

Презентация 7 класса на тему: «ЕРМАК ТИМОФЕЕВИЧ Выполнил: ученик 7 класса Горшков Даниил.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1

ЕРМАК ТИМОФЕЕВИЧ Выполнил: ученик 7 класса Горшков Даниил.

2

Ерма́к Тимофе́евич- казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства. Дата рождения между 1532 и 1542 годами. Дата смерти г.

3

Происхождение Ермака в точности не известно. Большинство исследователей считают его донским или волжским казаком, а согласно уральскому фольклору он был переселенцем из Центральной России.

4

Существует несколько легенд происхождения имени Ермака. Первая говорит о том, что при рождении его назвали Василием, а Ермак – это его прозвище, которое появилось в ту пору, когда он был кашеваром в казацком отряде. «Ермак» образовано от названия котла для приготовления пищи. Вторая утверждает, что при рождении получил он имя Ермолай, и от него пошло прозвище – Ермак.

5

Историками зафиксированы такие имена Ермака: Ермолай, Ермак, Василий, Герман, Гермоген, Ермил, Тимофей, Еропка, Ермилка, Ерошка и Еремей. Фамилия Ермака не установлена.

6

Его величали либо Ермаком Тимофеевым, либо Ермолаем Тимофеевичем Токмаком. Токмачить означало- бить, колотить, толкать.

7

Ермак был роста сред — него, широк в плечах, сложения крепкого, волосы имел чёрные, кудреватые, бороду чёрную, глаза весьма быстрые, лицо широкое и пригожее, нос с горбинкой; хорошо сносил стужу и жар, голод и жажду, бессонные ночи, тяжёлую ра- боту.

9

Отважный и разумный, он сражался под Москвой с сибирским царевичем Девлет – Гиреем, участвовал в Ливонской войне, командовал казачьей сотней во время сражения с литовцами за Смоленск.

10

Ермак Тимофеевич был не только отважным воином, но и весьма хитрым человеком. Так, однажды он приказал нарядить в воинские одежды соломенные чучела, чем и обвел вокруг пальца своего врага – отряд крымских татар.

11

Благодаря таланту организатора, своей справедливости и смелости стал атаманом.

12

Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных казацких шаек, которые разбойничали на Волге и граблили не только русских купцов и персидских послов, но и царские суда.

13

Во время своих нашествий атаман разорял купеческие усадьбы и царские барки, но никогда не трогал бедных рабочих и простых крестьян.

14

В 1579 году, спасаясь от московских воевод, дружина казаков (больше 500 человек), под начальством Ермака Тимофеевича и других атаманов направилась по реке Чусовой к купцам Строгановым.

15

У Строгановых казаки жили два года и помогали им защищать их городки от грабли- тульских нападений со стороны сибирского хана Кучума. К началу 1580 года Строгановы пригласили Ермака на службу. Тогда ему было 50 лет.

16

Ермак возглавил дружину и в 1581 году отправился в Сибирь на реки Тур, Тобол, Иртыш во владения сибирского хана Кучума. Как человек большого военного опыта, Ермак разгромил сопротивлявшихся татарских князьков, грабя ценности и сжигая жилища.

17

Кучум направил против Ермака войско, которым командовал его племянник царевич Маметкул. В трехдневном сражении войско Кучума было разбито, столица ханства Кашлык захвачена.

18

Ермак отправил посла к Ивану Грозному с известием о покорении новой страны. Царь Иван Грозный объявил казакам прощение и милость, а завоевателю Сибири Ермаку жаловал титул «Князь Сибирский», две брони, серебряный кубок и шубу с царского плеча.

19

В ночь на 6 августа 1585, Кучум неожиданно напал на небольшой отряд Ермака, расположившийся на берегу реки Вагай. Казачий отряд был уничтожен. Раненый Ермак попытался переплыть реку, но тяжелая кольчуга дар царя Ивана Грозного потянула его ко дну. Спустя много лет после его гибели была найдена кольчуга, в которой Ермак утонул (хранится в Оружейной палате в Москве).

20

Остатки дружины Ермака, под командой Матвея Мещеряка, покинули Сибирь. Только через два года новые русские отряды явились в Сибирь продолжать дело Ермака.

21

Легенды о Ермаке отражены в живописи, архитектуре, скульптуре, художественной литературе. Именем Ермака названы города и сёла, улицы и площади, реки и пристани, пароходы и ледоколы. Легенды о Ермаке отражены в живописи, архитектуре, скульптуре, художественной литературе.

Победа над Сибирским ханством

Направляясь вглубь чужой страны по течению реки Туры, Ермак Тимофеевич отбивался от разрозненных диких племён, чьи луки и лёгкая кавалерия не могли противостоять пушкам и пищалям, совершал множественные грабежи и разбои, уничтожая стоянки до тла, в отместку за множественные татарские набеги.

Ход боевых действий по датам:

  1. 9 мая: Битва в устьях Туры. Бой продолжительностью в несколько дней нанёс серьёзный урон силам Ермака, но казаки отбились от группы 6 татарских стягов. Большинство трофеев битвы были неподъёмны для малых сил Ермака, поэтому их пришлось закопать
  2. 7-21 июля: активные боевые действия, разгром нескольких тысяч конных воинов Маметкула.
  3. Июль-август 1582 года: После разгрома мурзы Епанчи, экспедиции открылся путь к Чинги-туре (ныне Тюмень), который разграблен 1 августа, и другим богатым поселениям татарских князьков.
  4. 14 августа: битва у Карачин-городка, взятие улуса мурзы Карачи и богатой добычи. Западнее — захват городка мурзы Атика.
  5. 4 октября: Бой на Чувашском мысу. 15 тысяч солдат Кучума (в основном наёмные остяки и вогулы и ополчение) были побеждены отрядом Ермака: дезорганизованные наёмники разбежались, а местные отказались поддерживать хана. Кучум отступает в Ишимскую степь.
  6. 26 октября: Падение Кашлыка и Сибирского ханства. В ближайшее время, остяки, ханты, татары и другие народы пришли с дарами для Ермака: пушниной и рыбой. Им была обещана защита, они были отпущены с честью. Теперь они признаются подданными русского царя, все местные жители облагаются ясаком — ежегодной податью.
  7. Декабрь: один из казацких отрядов расстрелян из засады бандой Маметкула на Абалацком озере.
  8. Февраль 1583: битва на реке Вагае, пленение Маметкулы.

Не имевшие подкрепления, но опытные и закалённые в боях казаки свергли хана Кучума, ликвидировали Сибирское ханство, подчинили земли Московскому Престолу.

Ермак Тимофеевич

Точная фамилия этого человека не установлена, вполне вероятно, что ее и вовсе не было – Ермак был незнатного рода. Родился Ермак Тимофеевич в 1532 году, в те времена для именования простого человека часто использовалось отчество или прозвище. Точное происхождение Ермака не выяснено, но есть предположение, что он был беглым крестьянином, выделявшийся огромной физической силой. Сначала Ермак был чуром у волжских казаков – разнорабочим и оруженосцем.

В бою умный и смелый молодец быстро добыл себе вооружение, участвовал в битвах, благодаря силе и организаторским способностям через несколько лет стал атаманом. В 1581году командовал флотилией казаков с Волги, есть предположения, что воевал под Псковом и Новгородом. Его по праву считают родоначальником первой морской пехоты, которая тогда называлась «струговой ратью». Имеются и другие исторические версии о происхождении Ермака, но эта – самая популярная среди историков.

Некоторые придерживаются мнения, что Ермак был знатного рода тюркских кровей, но в этой версии много противоречивых моментов. Ясно одно – Ермак Тимофеевич был популярен в воинской среде до самой смерти, ведь должность атамана была выборочной. Сегодня Ермак – исторический герой России, главная заслуга которого – присоединение к русскому государству сибирских земель.

Карта похода Ермака

Статьи и книги о Ермаке

Соловьёв С. М.. История России с древнейших времён. Т. 6. Глава 7 – «Строгановы и Ермак»

Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. 21 – Ермак Тимофеевич

Кузнецов Е. В. Начальная пиитика о Ермаке. Тобольские губернские ведомости,  1890

Кузнецов Е. В. Библиография Ермака: Опыт указания малоизвестных сочинений на русском и частью на иностранных языках о покорителе Сибири. Тобольск, 1891

Кузнецов Е. В. Об очерке А. В. Оксёнова «Ермак в былинах русского народа». Тобольские губернские ведомости, 1892

Кузнецов Е. В. К сведениям о знамёнах Ермака. Тобольские губернские ведомости, 1892

Оксенов А. В. Ермак в былинах русского народа. Исторический вестник, 1892

Статья «Ермак» в Энциклопедическом словаре Брокгауз-Ефрон (Автор – Н. Павлов-Сильванский)

Атаман Ермак Тимофеевич покоритель Сибирского царства. М., 1905

Фиалков Д. Н. О месте гибели и захоронения Ермака. Новосибирск, 1965

Сутормин А. Г. Ермак Тимофеевич (Аленин Василий Тимофеевич). Иркутск, 1981

Дергачёва-Скоп Е. Краткие повести о походе Ермака в Сибирь – Сибирь в прошлом, настоящем и будущем. Вып. III. Новосибирск, 1981

Колесников А. Д. Ермак. Омск, 1983

Скрынников Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск, 1986

Бузукашвили М. И. Ермак. М., 1989

Копылов Д. И. Ермак. Иркутск, 1989

Софронов В. Ю. Поход Ермака и борьба за ханский престол в Сибири. Тюмень, 1993

Козлова Н. К. О «чуди», татарах, Ермаке и сибирских курганах. Омск, 1995

Солодкин Я. Г. К изучению летописных источников о сибирской экспедиции Ермака. Тюмень, 1996

Крекнина Л. И. Тема Ермака в творчестве П. П. Ершова. Тюмень, 1997

Катаргина М. Н. Сюжет о гибели Ермака: летописные материалы. Тюмень, 1997

Софронова М. Н. О мнимом и реальном в портретах сибирского атамана Ермака. Тюмень, 1998

Шкерин В. А. Сылвенский поход Ермака: ошибка или поиск пути в Сибирь? Екатеринбург, 1999

Солодкин Я. Г. К спорам о происхождении Ермака. Екатеринбург, 1999

Солодкин Я. Г. Был ли двойник у Ермака Тимофеевича? Югра, 2002

Закшаускене Е. Знак с кольчуги Ермака. М., 2002

Катанов Н. Ф. Предание тобольских татар о Кучуме и Ермаке – Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. Екатеринбург, 2004

Панишев Е. А. Гибель Ермака в татарских и русских легендах. Тобольск, 2003

Скрынников Р. Г. Ермак. М., 2008

Авторское право на данную статью «Ермак» принадлежит владельцу сайта «Русская историческая библиотека». Её электронное и бумажное копирование без согласия правообладателя запрещено!

Взятие Ермаком города Сибири

Большое скопище неприятелей, укрепившихся под Чувашевым, заставило Ермака призадуматься. Собрался казачий круг для решения: идти ли вперед или воротиться. Некоторые советовали отступить. Но более мужественные напоминали Ермаку Тимофеевичу данный перед походом обет стоять скорее пасть до единого человека, чем со срамом бежать назад. Уже наступала глубокая осень (1582), скоро реки должны были покрыться льдом, и обратное плавание делалось крайне опасным. 23 октября поутру казаки Ермака вышли из городка. При кликах: «Господи, помози рабам своим!» они ударили на засеку, и начался упорный бой.

Покорение Сибири Ермаком. Картина В. Сурикова, 1895. Фрагмент

Неприятели встретили нападающих тучей стрел и многих переранили. Несмотря на отчаянные приступы, отряд Ермака не мог одолеть укрепления и начал изнемогать. Татары, считая себя уже победителями, сами в трех местах разломали засеку и сделали вылазку. Но тут в отчаянной рукопашной татары были побеждены и бросились назад; русские ворвались в засеку. Остяцкие князьки первые покинули поле боя и с своими толпами ушли домой. Раненый Магметкул спасся в лодке. Кучум наблюдал за битвой с вершины горы и приказывал мусульманским муллам читать молитвы. Увидев бегство всего войска, он и сам поспешил в свою столицу Сибирь; но не остался в ней, ибо уже некому было оборонять ее; а бежал на юг в Ишимские степи. Узнав о бегстве Кучума, 26 октября 1582 года Ермак с казаками вошел в пустой город Сибирь; здесь они нашли ценную добычу, много золота, серебра, и особенно мехов. Спустя несколько дней жители начали возвращаться: первым пришел остяцкий князек со своими людьми и принес Ермаку Тимофеевичу и его дружине дары и съестные припасы; затем мало-помалу возвращались и татары.

Покорение Сибири Ермаком. Картина В. Сурикова, 1895

Итак, после неимоверных трудов отряд Ермака Тимофеевича водрузил русские знамена в столице Сибирского царства. Хотя огнестрельное оружие давало ему сильное преимущество, однако нельзя забывать, что на стороне врагов было огромное численное превосходство: по словам летописей, Ермак имел против себя в 20 и даже в 30 раз больше неприятелей. Только необычайная крепость духа и тела помогли казакам одолеть столько врагов. Дальние походы по незнакомым рекам показывают, до какой степени казаки Ермака Тимофеевича были закалены в лишениях, привычны к борьбе с северной природой.

Казаки Ермака в Москве у Ивана Грозного

Меж тем, пользуясь, что в Пермском краю после ухода ватаги Ермака оставалось мало ратных людей, какой-то пелымский (вогульский) князь пришел с толпами остяков, вогулов и вотяков, доходил до Чердыни, главного города этого края, потом обратился на Камское Усолье, Канкор, Кергедан и Чусовские городки, выжигая окрестные села и забирая в плен крестьян. Без Ермака Строгановы едва отстояли от неприятелей свои городки. Чердынский воевода Василий Пелепелицын, может быть, недовольный привилегиями Строгановых и их неподсудностью себе, в донесении царю Ивану Васильевичу свалил вину опустошения Пермского края на Строгановых: они-де без царского указа призвали в свои остроги воровских казаков Ермака Тимофеевича и других атаманов, на вогуличей и Кучума посылали и их задрали. Когда же пришел пелымский князь, государевым городам своими ратными людьми не помогли; а Ермак, вместо того, чтобы оборонять Пермскую землю, пошел воевать на восток. Строгановым отправлена была из Москвы немилостивая царская грамота, помеченная 16 ноября 1582 года. Повелевалось Строгановым впредь казаков у себя не держать, а волжских атаманов, Ермака Тимофеевича с товарищами, прислать в Пермь (т. е. Чердынь) и Камское Усолье, где они должны стоять не вместе, а разделясь; у себя же позволялось оставить не более ста человек. Если же этого не будет в точности исполнено и опять над пермскими местами учинится какая беда от вогулов и сибирского салтана, то на Строгановых будет наложена «большая опала». В Москве, очевидно, не знали ничего о сибирском походе и требовали присылки в Чердынь Ермака с казаками, которые уже располагались на берегах Иртыша. Строгановы были «в великой печали». Они понадеялись на данное им прежде разрешение заводить городки за Каменным Поясом и воевать сибирского салтана, а потому и отпустили туда казаков, не сносясь ни с Москвой, ни с пермским воеводой. Но вскоре подоспела весть от Ермака с товарищами об их необыкновенной удаче. С нею Строгановы лично поспешили в Москву. А потом прибыло туда и казацкое посольство во главе с атаманом Кольцо (когда-то осужденным на смерть за разбои). Разумеется, об опалах не могло быть более и речи. Государь принял атамана и казаков ласково, наградил деньгами и сукнами и опять отпустил в Сибирь. Говорят, что Ермаку Тимофеевичу он послал шубу со своего плеча, серебряный кубок и два панциря. На подкрепление им он потом отправил князя Семена Волховского и Ивана Глухова с несколькими сотнями ратных людей. Пленный царевич Магметкул, привезённый в Москву, был пожалован вотчинами и занял место между служилыми татарскими князьями. Строгановы получили новые торговые льготы и еще два земельных пожалования, Большую и Малую Соль.

Ермак и Золотая баба

Немало преданий в народе ходит о древнем идоле народов Урала и Западной Сибири — Золотой бабе, полностью вылитой из драгоценного металла. Участвовали в ее поисках и люди атамана Ермака.

Писатель и публицист Николай Непомнящий в книге «100 великих тайн Востока» (2008 г.) рассказывает, что казаки впервые услышали о языческом идоле от некоего перебежчика-чуваша. Этот человек поведал, что остяки (устаревшее название народа ханты) молятся некой Золотой бабе.

Ермак и его соратники везде искали статую богини, но ни в одном из взятых городков, ни на одном из языческих капищ они, по мнению Н. Непомнящего, не нашли древнего идола, надежно скрытого местными жителями.

Но кто знает, может, Золотая баба до сих пор и не обнаружена учеными, потому что пылится среди прочего добра, зарытого Ермаком в одном из его кладов.

« Первые впечатления: как встретились чукчи и русские

Гибель Ермака

Доселе удача сопровождала почти все предприятия Ермака Тимофеевича. Но счастье, наконец, стало изменять

Продолжительная удача ослабляет постоянную предосторожность и порождает беспечность, причину бедственных неожиданностей

Один из местных князьков-данников, карача, т. е. бывший ханский советник, задумал измену и прислал к Ермаку послов с просьбой оборонить его от ногаев. Послы присягнули, что не мыслят никакого зла против русских. Атаманы поверили их клятве. Иван Кольцо и с ним сорок казаков отправились в городок карачи, были ласково приняты, и потом вероломно все умерщвлены. Для отмщения за них Ермак послал отряд с атаманом Яковом Михайловым; но и этот отряд был истреблен. После того окрестные инородцы склонились на увещания карачи и подняли восстание против русских. С большой толпой карача осадил самый город Сибирь. Весьма возможно, что он находился в тайных сношениях с Кучумом. Дружина Ермака, ослабленная потерями, принуждена была выдерживать осаду. Последняя затянулась, и русские уже испытывали сильный недостаток в съестных припасах: карача надеялся выморить их голодом.

Но отчаяние придает решимости. В одну июньскую ночь казаки разделились на две части: одна осталась с Ермаком в городе, а другая с атаманом Матвеем Мещеряком незаметно вышла в поле и прокралась к стану карачи, стоявшему за несколько верст от города отдельно от прочих татарских. Много неприятелей было избито, сам карача едва спасся бегством. На рассвете, когда в главном стане осаждавших узнали о вылазке казаков Ермака, толпы неприятелей поспешили на помощь караче и окружили малочисленную дружину казаков. Но Ермак огородился карачинским обозом и встретил врагов ружейным огнем. Дикари не выдержали и рассеялись. Город освободился от осады, окрестные племена снова признали себя нашими данниками. После того Ермак предпринял удачный поход вверх по Иртышу, может быть, для поиска за Кучумом. Но неутомимый Кучум был неуловим в своих Ишимских степях и строил новые козни.

Покорение Сибири Ермаком. Картина В. Сурикова, 1895. Фрагмент

Едва Ермак Тимофеевич воротился в город Сибирь, как пришло известие, будто караван бухарских купцов шел в город с товарами, но где-то остановился, ибо Кучум не дает ему дороги! Возобновление торговли со средней Азией было весьма желанно для казаков Ермака, которые на собранные с инородцев меха могли бы выменивать шерстяные и шелковые ткани, ковры, оружие, пряности. Ермак в первых числах августа 1585 года лично с небольшим отрядом поплыл навстречу купцам вверх по Иртышу. Казацкие струги достигли устья Вагая, однако, никого не встретив, поплыли назад. В один темный, бурный вечер Ермак пристал к берегу и тут нашел свою погибель. Подробности ее полулегендарны, но не лишены некоторого правдоподобия.

Казаки Ермака пристали к острову на Иртыше, а потому, считая себя в безопасности, погрузились в сон, не поставив стражи. Между тем Кучум был рядом. (Весть о небывалом бухарском караване едва ли не была пущена им, чтобы заманить Ермака в засаду.) Его лазутчики донесли хану о ночлеге казаков. У Кучума был один татарин, осужденный на смерть. Хан послал его искать конского броду на остров, обещая помилование в случае удачи. Татарин перебрел реку и воротился с вестью о полной беспечности людей Ермака. Кучум сначала не поверил и велел принести доказательство. Татарин отправился в другой раз и принес три казацких пищали и три лядунки с порохом. Тогда Кучум послал на остров толпу татар. При шуме дождя и вое ветра татары прокрались к стану и принялись избивать сонных казаков. Проснувшийся Ермак бросился в реку к стругу, но попал в глубокое место; имея на себе железную броню, он не смог выплыть и утонул. При сем внезапном нападении весь казацкий отряд был истреблен вместе с своим вождем. Так погиб этот русский Кортес и Писарро, храбрый, «велеумный» атаман Ермак Тимофеевич, как его называют сибирские летописи, из разбойников превратившийся в героя, которого слава никогда не изгладится из народной памяти.

Два важных обстоятельства помогли русской дружине Ермака при завоевании Сибирского ханства: с одной стороны, огнестрельное оружие и военная закалка; с другой – внутреннее состояние самого ханства, ослабленного междоусобиями и недовольством местных язычников против насильно вводимого Кучумом мусульманства. Сибирские шаманы с их идолами неохотно уступали место магометанским муллам. Но третья важная причина успеха – личность самого Ермака Тимофеевича, его неодолимое мужество, знание военного дела и железная сила характера. О последней ясно свидетельствует дисциплина, которую Ермак сумел водворить в своей дружине казаков, с их буйными нравами.

Удалой атаман

В конце XVI-XVII веках происходила активная экспансия русских за Урал, в результате которой многократно возросла территория, подвластная царскому правительству. Самый первый организованный военный поход на Сибирское ханство, начавшийся 1 сентября 1581 года, возглавил казачий атаман Ермак Тимофеевич.

Кандидат исторических наук Николай Копылов в своей книге «Полководцы Ивана Грозного и Смутного времени» (2014 г.) отмечал, что происхождение «покорителя Сибири» осталось загадкой для специалистов. Судя по одним источникам, Ермак был казаком донским, по другим – уральским. Доподлинно известно только то, что этот человек отличился в ходе Ливонской войны, в которой принимал участие в качестве атамана.

Затем с западных границ Руси вольные люди подались на Волгу, где промышляли разбоем: грабили и своих купцов, и иноземных. Некоторые историки утверждают, что Ермак и подчиненные ему люди были вынуждены уйти на Урал, поскольку царь Иван Грозный распорядился навести порядок на Волге и призвать казаков-разбойников к ответу.

В 1577 году (1579 году – по другим данным) богатейший купеческий дом Строгановых нанял ватагу с удалым атаманом во главе для противостояния войску правителя Сибирского ханства Кучума. Русские торговцы, сколотивший состояние на соляном промысле, стремились захватить месторождения и природные ресурсы, которыми была богата земля, расположенная к востоку от их уральских владений.

После серии сражений опытные казаки сумели одолеть армию хана Кучума, заняв 26 октября 1582 года столицу возглавляемого им государства – город Искер. Здесь Ермак, по преданию, нашел и присвоил много золота и другого добра, принадлежавшего элите Сибирского ханства. А в 1583 году предприимчивый атаман умножил свою добычу, обложив данью местных князьков.

Ко двору Ивана Грозного была направлена делегация с сообщением об одержанной победе и частью добытых казаками сокровищ. Довольный царь простил Ермаку и его соратникам былые прегрешения и даже подарил атаману две дорогие кольчуги, которые тот потом носил с гордостью.

Правда, согласно народным сказаниям, именно тяжелые военные доспехи, пожалованные Иваном Грозным, стали причиной гибели героя, случившейся 6 августа 1585 года. Тогда во время ночёвки Ермака и его относительно небольшого отряда в устье реки Вагай, враги напали на них и многих перебили. Сам «покоритель Сибири» предположительно утонул, пытаясь добраться вплавь до стоявшего у берега судна. Атамана утянула на дно массивная кольчуга.

Поиски могилы Ермака

Но и после смерти атаман заставил спорить историков. До сих пор не найдено место его погребения. По татаро-монгольским сказаниям тело русского героя было выловлено через несколько дней после сражения татарским рыбаком. И месяц спустя похоронено рядом с деревней Баишево. Но истинность этой легенды не доказана. Даже экспедиции, предпринятые Петром Первым, не принесли результата. В этом виноваты местные жители, которые не хотели общаться с посланцами царя, а то и направлявшие их по ложному следу. Одна из последних попыток нахождения могилы Ермака в 2015 году закончилась из-за нехватки денег на оборудование.

Илья Колесников

Происхождение и имя

Точное происхождение Ермака неизвестно. Существует версия, что он был донским казаком, а также – что он родился в Сибири, на берегах реки Чусовой – отсюда и прекрасное знание здешних мест.

Фамилии у Ермака не было, неизвестно точно даже его подлинное имя. Соратники называли его либо Ермаком Тимофеевичем, либо Ермолаем Тимофеевичем. Ермак – это скорее имя, нежели чем прозвище, так как прозвище у предводителя казаков было Токмак. Это известно из достоверных источников – прозвание атамана упоминается в одном из документов Посольского приказа. Прозвище «Токмак» происходило от просторечного «токмачить» — «бить, калечить» и свидетельствовало о весьма крутом нраве, а также о силе его носителя.

Само имя Ермак могло иметь прототипом несколько имен из святцев. Начнем с того, что существовало имя Ерм или Ерма – так звали одного из семидесяти апостолов Христа – то есть, имя было древним, и родившегося в этот день младенца вполне могли так назвать. Как известно, в просторечии часто видоизменяли имена на более удобные для русского языка. К примеру, непривычное для славянина римское имя Флор трансформировалось на Руси в более комфортное для произнесения Фрол. Вполне возможно, что так произошло и с именем Ерм или Ерма – буква «к», добавленная в конце, сделала его более удобным.

Среди вероятных прототипов имени Ермак исследователи называют также «Ермолай» и «Еремей», имеющие схожие с ним корни. Менее распространенный вариант – имя Герман. Существует и версия, что данное имя произошло не от имени святого, а от прозвища. Например, «ирмаком» называли жернов для ручных мельниц, похожим словом именовали и котел для приготовления пищи. Некоторые полагают, что настоящее имя предводителя казаков – Василий Тимофеевич Аленин, в таком случае Ермак и Токмак – это именно прозвища.

Последняя версия об имени и происхождении легендарной личности изложена в Есиповской летописи, написанной в 1636 году и повествующей о Ермаке и его походе. В данном источнике заявляется, что предки атамана были родом из Суздаля. Отец, Тимофей Аленин, «от скудости хлебной» решил перебраться на реку Чусовую к Строгановым, где и родилось у него три сына – Таврило, Фрол и Василий. Василий, с ранней молодости отличавшийся недюжинной силой, сколотил себе дружину, с которой занялся разбойничеством.

Имеет право на существование и версия о тюркском происхождении имени – известно, что у татар и башкир имя «Ермак» до сих пор в ходу. У казахов же оно звучит несколько иначе: «Ермек». Именно в связи с именем появилось предположение о тюркском происхождении самого Ермака. Возможно, он был местным жителем – ногайцем или сибирским татарином. Любопытно, что один из самых известных портретов атамана изображает его с явными восточными чертами. Хотя, надо признать, что все портреты героя были созданы много позже его гибели, прижизненных изображений не сохранилось.

Был ли Ермак мусульманином?

Как ни странно, но в последнее время данный вопрос поднимается все чаще и чаще. В «Истории Сибирской» С.У. Ремезова имеются сведения о том, что атаману казаков бек Елычай хотел отдать в жены свою дочь, что он был захоронен именно по мусульманскому обряду, а по пятерым убитым из его ватаги казакам местное население (ногайцы) даже плакали. Но здесь стоит учитывать несколько моментов – во-первых, хорошее отношение местного населения к казакам может свидетельствовать об их достойном поведении на завоеванных территориях.

Сохранившаяся о воинах Ермака добрая память говорит о том, что бойцы дружины не позволяли себе жестокости по отношению именно к местному населению (разумеется, не к врагам, воевавшим против них с оружием в руках). Во-вторых, «История Сибирская» писалась на основании легенд, ходивших в среде сибирских татар и иных местных жителей. Поэтому там не стоит искать исторической достоверности. Но, несомненно, появление такого рода рассказов и легенд свидетельствует о том, что Ермак со своей дружиной смог запомниться мирному населению не как жестокий завоеватель, а как благородный воин и герой.

Посольство в Москву

В конце 1582 года, Ермак Тимофеевич отправляет к Ивану Грозному посольство, а во главе которого стоит его соратник Иван Кольцо. Целью было известить правителя о новых землях и попросить помощи в поддержание порядка, подкреплений против непокорных и диких племён.

Царь радушно встретил делегацию и щедро одарил. Среди всех подарков выделяется кольчуга мастерской работы, пожалованная Ермаку — жесть царского благословения и признания заслуг покорителя.

10 мая 1583 года, Иван 4 Грозный, отправляет князя Семёна Болоховского с отрядом из 5 сотен стрельцов и приказывает роду Строгановых выделить ещё 40 своих солдат из числа добровольцев, на землях которых остановился зимовать князь. По их прибытию в стан Ермака, было обнаружено, что провизии не хватает.

Память

Памятники Ермаку Тимофеевичу установлены во многих городах России – в Новочеркасске, Иркутске, Тобольске, Новосибирске, Томске, Сургуте и др. О нем написано множество книг – как художественных, так и научно-биографических. В 1996 году был снят масштабный художественный фильм «Ермак», а в 2019 году состоялась премьера одноименной оперы.

Ермак на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде Великом

Именем Ермака был назван первый в мире линейный ледокол. А в начале ХХ века по образцу швейных машинок «Зингер» стали выпускать машинке «Ермак».

Швейная машинка «Ермак»

Стоит отметить, что донские казаки особо ценят предполагаемое происхождение Ермака из их среды. В Новочеркасске стоит один из самых масштабных памятников атаману, а в 1918 году выпускались даже особые «донские деньги», где на сторублевке был профиль легендарного воина.

Официальное признание подвига Ермака началось вскоре после окончательного завоевания Сибири. В 1636 году был установлен обычай поминать атамана и его дружину на церковных службах, всерьез рассматривалась идея о его канонизации. В советской историографии предводитель казаков также представал героем. С наступлением перестройки и после развала СССР началась иная тенденция – правда, не в русской историографии, а в ряде трудов историков из бывших советских республик – представлять Ермака как насильственного и жестокого покорителя Сибири, не считавшегося ни с чем и бывшего весьма «мутной и темной» личностью.

Какова же историческая правда? Думается, она, как всегда, где-то посередине. Невозможно умалить смелость и отвагу Ермака, который с небольшой дружиной сумел завоевать огромное царство. Сделать это было бы попросту невозможно без определенной степени поддержки местного населения. Все же ермакова дружина в первую очередь воевала с Кучумом, который также являлся поработителем местных народов (может быть, даже более жестоким). Разумеется, в Сибирском походе были допущены перегибы со стороны казаков. Но в целом образ Ермака это не запятнало – даже в памяти народов Севера он остался в большей степени положительным, нежели чем отрицательным героем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: