Поход в золотую долину

Отчет о походе по саянским рекам жомболок-урик в августе 2020 года

3. Варианты подъезда и отъезда

Выбор маршрута: реки Жомболок и Урик, подъезд автомашиной практически к воде. Условия — пятёрка, автономность и хорошая рыбалка.

Билеты на поезд Москва – Улан-Уде купили за 40 дней. Стоимость плацкарта от Екатеринбурга до Слюдянки 5500р. В дороге 2,5 суток. Из Слюдянки микроавтобус до пос Орлик, в 20 час перегрузились на Урал и в 22 часа были на Жомболоке у п 42. Выехали от пос Шарза и через пос Орлик в верховья р Урик, 200м до воды.

Отъезд от дороги, где река Белая вплотную подходит к горе. В посёлке Инга, что в 5 километрах выше по дороге, грузовой транспорт не везёт: то сломан, то водителя нет, и другие причины. Каждый день в 7.00 идёт автобус до города Черемхово. В дороге 3 часа. Водитель нас не взял, вёз местных. Уехали с московской группой, на машинах, заказанных в Иркутске москвичами.

На вокзале в Иркутске заказали маршрутное такси и уехали в пос. Листвянка на берегу Байкала. На этой же машине уехали до вокзала г. Иркутска из пос. Листвянка.

Из Екатеринбурга ехали на заказанной «Газели».

Предисловие.

Спустя пару недель после довольно успешной унокаски, состоявшейся 8-9 мая 2011 года, мою дурную голову посетила идея «покатать вату» по южной части Северного Урала.

Не просто «покатать вату» на восточной стороне Уральского хребта, а перебраться в Пермский край и «покатать вату» вдоль р. Вишера, левого притока р. Кама и завершить катание в Соликамске.

Идея личинка маршрута начала вызревать после посещения Мемориального музея истории политических репрессий «Пермь-36», где мой глаз заприметил pure concentration различных ИТЛ ГУЛАГа.

Копипаста с Педивикии:

23 июля 1918 года Петроградский комитет РКП(б), приняв решение о красном терроре, постановил в частности взятие заложников и «устройство трудовых (концентрационных) лагерей».

15 апреля 1919 года был опубликован декрет ВЦИКа «О лагерях принудительных работ», предполагавший создание минимум одного лагеря на 300 человек при каждом губернском городе. К концу 1919 года был уже 21 лагерь.

К концу 1921 года в РСФСР было уже 122 лагеря. При этом в 117 лагерях НКВД находилось 60 457 заключенных, в лагерях ВЧК более 25 000 — итого около 100 000.

Осенью 1923 года было уже 315 лагерей, из которых самый известный — созданный в том году СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения) — послужил основой возникшей впоследствии системы трудовых лагерей ГУЛАГа.

Сам маршрут должен был состоять из двух логических частей:
1) Североуральск — плато Кваркуш;
2) плато Кваркуш — долина р. Вишера — Красновишерск — Соликамск.

Часть первая — собственно основная горная часть с внушающими «страх & трепет» суровыми пейзажами.

Часть вторая — своего рода экскурс в прошлое.
Точнее, в те места, с которых начала свое распространение система лагерей ГУЛАГа. А она начала расти именно с Вишералага.
В нынешнем городе Красновишерске с 1926 г., находилось 4-е отделение Соловецкого лагеря особого назначения, а с 1929 г. — самостоятельное управление Вишерских лагерей.
Остальные лагерные управления (Колыма, Восточная Сибирь, Заполярье) появились уже позже, с 1931 года (http://www.memo.ru/history/nkvd/gulag/).

Компания набралась хорошая, годная:
— Александр «Астроном» (завхоз, начпрод);
— Михаил «Миша77» (механик+фотограф);
— Марина «Умка» (фотограф + помогала везде понемногу).
Расчетный вес провианта: 500 грамм сухого корма на человека в день.
Автономка на 5 суток (г. Североуральск — плато Кваркуш — пос. Вая).
Расчетный/фактический вес общественного снаряжения не более 11 кг.
Вечером пятницы 10 июня успешно погрузились в поезд.
Ни одна собака не пришла провожать нас в последний путь.
(я записал имена в маленькую чорную книжечку)
В поезде как обычно, «пиво-колбаса-доширак».
Самое отвратительное, в нашем плацкартном отсеке оказалось глухое окно. Без форточки.
Удушье. Асфиксия. Кислородное голодание мозга.
В соседних отсеках ехала группа из клуба «Уральские тропы».
Покорять гору Кумба, тренировка перед июльским восхождением на гору Манарага.
Женщин в группе было к моему удивлению, почти половина группы.
Сурове!
Вот она, гора Кумба (921 м):
С точки съемки до вершины 6 км по прямой.

День шестой. Четверг, 16 июня 2011. Возвращение к цивилизации Баяновка — Покровск-Уральский — Североуральск. Чемодан — вокзал — ИзраильЕкатеринбург © Километраж? Наверное, 20 км. В принципе, уже пофиг на него.

Прощай, Баяновка!

Учреждение «потеряло» своего клиента.

Не забывай!
Гори всё оно синим пламенем в геенне огненной.

Монумент «самому человечному человеку», с пришествием которого завертелась-закрутилась «вся эта карусель».

По улице Ленина, севернее р. Сарайная нашли коммунистическую столовую. Велосипеды поставили в гардероб.

В коммунистической столовой в подвальном этаже размещены труъ коммунистические туалеты.
Наркоман!
Веди себя культурно, уважай труд уборщиц и сантехников!

Коммунистический интерьер коммунистической столовой от коммунистических дизайнеров. На заднем плане трибуна/президиум.
Такое ощущение, что я совершил экскурсию на 30 лет назад.

Еда — коммунистическая. Персонал тоже коммунистического вида. Кассовый аппарат и цены тоже коммунистические.
Я взял суп-рассольник, гречку, шницель, 2 хлеба, чай, пирог. Итоговый чек 64 рубля. Наелся.
На форуме «Общение Автоклуба» есть тема про коммунистические столовые в Екатеринбурге.
Вид из окна коммунистической столовой на Денежкин Камень.

На первом этаже коммунистической столовой расположен магазин полуфабрикатов и выпечки. Ассортимент обширен. Цены фантастически низкие. Выпечка нереально вкусная. Рекомендую занести этот «food-point» в мемориз навигатора.
Пообедав, лениво покатили к Петропавловскому собору, основанному/построенному в 1759 году.

Копипаста:
Построенный в 1759/1760 году как заводская церковь, это самый старый и самый красивый храм Северного Урала. Ярчайший представитель «уральского барокко», собор был построен почти одновременно с заводом, пережил завод, простоял как сельская церковь до советского времени, пережил советское время и был восстановлен.
Нам разрешили совершить восхождение на колокольню.

Вид на Денежкин Камень

Панорама западной и северо-западной части города Североуральска и его окрестностей. Видна Кумба, за которой тянется цепь хребтов ГУХа.

Купола

Вид на север в сторону пос. Черемухово и Калья, видны шахты и отвалы рудника «Красная Шапочка»

Вид на юго-запад, массив Конжаковский камень

Местный попрошайка.
Забивает самокрутку.
Отдал ему едва початую пачку сигарет Chesterfield и +50 руб.

Еще по 50 руб оставили в храме в ящике для пожертвований «на ремонт второго этажа» в качестве вознаграждающей платы за экскурсию на колокольню.
Дальше двинули на обводной канал р. Колонга, мыть велосипеды. Помыв велосипеды, я и Астроном стали поднимать настроение, съезжая на велах со всего разгона по стенкам канала в воду. Открыли купальный сезон.

Снова покатушка по центру, посещение магазинов, закупка «пиво-колбаса-доширак».
На вокзал прибыли за час до отправления поезда, приступили к разбору и упаковке велосипедов.

Вагон, слава РПЦ РЖД, оказался с открывающимися окнами и системой кондиционирования.
Я уж было приготовился медленно «погибать в газенвагене».

Всё, едем домой.
«Переподключение» локомотива на ст. Бокситы.
Общий велокилометраж около 240 км по GPS.
Трек в одну сторону: Североуральск — р. Жигалан
Длина: 82,9 км.
Высота min: 229 м., max: 758 м.
Набор высот: 1 454 м., сброс: 1 296 м.
Велопоход превратился в матрасный ватокатский ПВД.
До свидания, Северный Урал, мы еще вернемся!

Программа похода по дням

День 1. Переезд в Лужбу, переход к приюту Высокогорный.

Встреча в Новокузнецке в 5 утра. Доезжаем на электричке до станции Лужба с пересадкой в Междуреченске. Переправляемся на лодке через реку Томь. Дальше загружаемся в кузов «Урала», который довезет нас  до приюта Снежный Барс. Здесь мы найдем тропу и пойдём по ней среди тайги. Вскоре мы спустимся к Куприяновской поляне. Рядом с этим местом протекает Малый Казыр – очень живописная река. Вдоль неё мы и будем идти дальше. Остановимся на ночлег рядом с приютом Высокогорный.

Пройденный путь – 15 км

День 2. Подъём на перевал Караташ (1702 м)

После завтрака мы продолжим свой путь вдоль реки Малый Казыр, которая отличается быстрым течением. В её русле много крупных и мелких беспорядочно расположенных выступающих из воды и подводных камней, которые формируют мелководные шиверы. В некоторых местах кажется, что русло заполняет белая клокочущая пена. Становится понятным, почему шорцы назвали эту реку Казыр, что в переводе с с тюркского языка означает «бешеный».

Вскоре мы дойдем до места, где ручей Рамазин пресекается с рекой Малый Казыр. Рядом стоит приют Мазаевский стан. Здесь мы обедаем и любуемся панорамой окружающих вершин.  Дальше по плавной тропе мы выйдем на перевал Караташ. На перевале мы установим наш лагерь. Отсюда виден пик Гайдара, сама Золотая Долина и озеро Хунухузух.

Пройденный путь – 15 км

День 3. Переход в Золотую долину

Утром мы продолжим свой путь по перевалу, любуясь окружающими панорамами. На пути нам встретится необычный тоннель, промытый ручьём в снежнике. Вскоре мы дойдем до перевала НГПИ (1710м). Отсюда начинаем спуск к озеру Харлыгколь. Нам придется идти по очень крутому хребту, по каменной россыпи из огромных камней, а также по снегу. Здесь на небольшой высоте лежат настоящие ледники. Из них вытекает вода в чистейшие озера.  Перед нами появляется Золотая долина с множеством озер и водопадов. А облака стоят низко, прямо над озерами. Вокруг красивые поля из цветов. Вечером мы дойдём до одного из самых красивых мест в Золотой Долине – озера Круглого, где и поставим наш лагерь в кедровом лесу.

Пройденный путь – 11 км, максимальная высота — 1710 м

День 4. Переход к озеру Харатас

 Сегодня у нас легкий день. Мы будем исследовать Золотую долину, а затем перейдем к озеру Харатас. По пути мы посмотрим на водопад Каскадный и другие водопады Золотой Долины.

Пройденный путь – 6 км

День 5.  Восхождение на вершину горы Верхний Зуб (2178 м)

Рано утром мы начнем подъем без рюкзаков на самую высокую вершину Кемеровской области – гору Верхний Зуб. Мы выйдем на тропу, идущую с перевала Козьи ворота. Набирая высоту, мы будем преодолевать каменные осыпи, кедровый стланик и снежники.  Повсюду будут встречаться висячие озера и стремительные ручьи, обрывающиеся вниз шумными водопадами. С вершины горы открывается живописная панорама долины реки Туралыг.

Пройденный путь – 14 км (без рюкзаков), максимальная высота — 2178 м

День 6. Восхождение на вершину горы Старая Крепость (2219 м)

Сегодня мы совершим радиальный выход на высшую точку Кузнецкого Алатау – на гору Старая Крепость (2219 м). Подъем вверх несложный и вскоре мы увидим грандиозную панораму Золотой Долины. Наверху огромное плато.  В цирке Старой крепости под вершиной находится красивейшее озеро Инь-Ян, которое мы также посетим.

Пройденный путь – 16 км (без рюкзаков), максимальная высота — 2219 м

День 7. Переход к подножью перевала Караташ, подъём на перевал Караташ

Сегодня у нас план выйти из Золотой долины. Сначала вернемся к озеру Круглое, пройдем вдоль него, а затем — по тайге вдоль ручья. Вскоре мы выйдем к следующему на нашем пути живописному озеру Хунул-Хузук. Затем мы поднимемся на Караташский перевал и поставим здесь лагерь. Подъём на Караташский перевал со стороны Золотой долины технически несложный.

Пройденный путь – 8 км

День 8. Переход на Куприяновскую поляну

Сегодня у нас путь только вниз, и мы пройдём длинный путь до Куприяновской поляны по уже знакомому нам пути.

Пройденный путь – 15 км

День 9. Переход к приюту Снежный Барс

 В первой половине дня мы неспешно дойдем до начала хребта Тигер-Тыш. Здесь, недалеко, находится приют Снежный Барс, где мы станем лагерем.

День 10. Переход к железнодорожной станции Лужба

Сегодня наш поход в Золотую долину заканчивается. Мы спускаемся вниз, переправляемся на лодке через реку Томь и уезжаем на электричке в Новокузнецк.

Карта маршрута

Цели моего путешествия и интересные места на Аю-Даге.

Почитав отзывы других туристов, я составил для себя список мест, которые были для меня интересными и которые я планировал посетить:

1) самая высокая точка Аю-Дага – я думал, что с неё откроется панорамная картина на море, но я ошибался и об этом ниже расскажу подробнее;

2) самая южная точка Аю-Дага – мыс Монастырский – в ясную погоду с него видно даже мыс Меганом;

3) энергетическая поляна – Ай-Констант – говорят, что это место подпитывает людей космической энергией;

4) спуститься к дикому пляжу и искупаться в кристально чистых водах Черного моря, забегая вперёд, скажу, что искупаться в море на диком пляже Аю-Дага мне так и не удалось. Но ничего в следующий раз обязательно удастся. )))

Ещё пару слов о медведь-горе: я много раз видел Аю-Даг издалека и мне всегда казалось, что это небольшой туристический объект, который можно обойти вдоль и поперёк за один день. Особенно прочно эта мысль засела в моей голове в тот момент, когда я смотрел на медведь-гору с беседки ветров.

Но я очень сильно ошибался в своих суждениях и во время похода я понял, что восхождение на вершину медведь-горы не такое уж и легкое занятие, как может показаться на первый взгляд.

Я совершил два однодневных похода по Аю-Дагу: один самостоятельный “разведывательный” из села Лавровое, с покорением  наивысшей точки горы и с экстремальным спуском. А второй спокойный прогулочный, из Партенита, с семьёй на мыс Монастырский, с посещением энергетической поляны Ай-Констант и романтическими посиделками возле моря. Ниже я эти два похода подробно и опишу.

День третий. Понедельник, 13 июня 2011 г. База «Звезда» — р. Жигалан — база «Звезда». Выпилено 60 км.

От базы до обелиска «Европа — Азия» долетели за час.
Сбросили 290м высоты.

Вдоль дороги — бурные и полноводные водоотводные канавы с холодной прозрачной снего-дождевой водой.
Доставай кружку да пей. Как на Алтае.
В сторону Кваркуша нас обогнало всего одно авто. Mitsubishi L200. Со стороны Кваркуша в Сторону Североуральска проехал последний корован с номерами 59 региона.
После пересечения границы пермского края, рельеф выровнялся, стал менее пересеченным в плане наборов/сбросов высот.

Вид на южную оконечность ГУХа, гора Казанский Камень (1034м)

На горизонте хребет Кваркуш. В правой части нижнего снимка высшая точка хребта, гора Вогульский камень (1066м).
Снега навалило ололо…

На поляну прибыли в 15:50. Перекус. Организация велозахоронения.

Пошли в пешерадиалку, смотреть Жигаланские водопады.
Дорога на север. Типа тупичок, упирающийся в р. Улс. Мост размыт бурной р. Жигалан.

15-метровый водопадик.

Обратно выдвинулись около 19-00.
30 км до базы. Расчетное время прибытия на базу: 23-00.
Каменистая горная дорога от подножия хр. Кваркуш к р. Улс. К покр.=1,8. Протяженность не менее 4км.

На среднем плане мост через р. Улс. На заднем плане южная часть ГУХа.

Южная часть ГУХ (слева направо): высоты 1040, 988, 1034 (Казанский Камень). Вид с запада, из Пермского края.

Вид с востока, из Свердловской области.Время 23-00. Температура воздуха +2’С. Лютый ветер. Под моим дождевиком появились признаки образования инея. Одежда отсыревшая. Обувь мокрая и холодная с момента выхода с базы. Стоять без движения некомфортно — быстро теряешь тепло.

Дорога к базе с перевала через Сосьвинский хребет (760).
Протяженность 1 км. Сброс высот до 650м. Время 23:10.
Ручьи, текущие по дороге, собрались замерзнуть. «Даун-спуск» мне понравился.

На базе по предложению работников базы перебрались из маленького домика в большой дом, где поужинали.
Из клиентов кроме нас, на базе никого не было.
Затем я и тов. Астроном начали общаться за жизнь с работниками базы. На столе появилась очень хорошая годная бруснично-клюквенная настойка и шашлык.
Выпили литр на четверых.
На 2-м этаже дома расположена гостевая спальня для больших тусовок.
2 ряда кроватей по 5 в каждом.
Свежее постельное белье+полотенце.
Из окна виды на ГУХ.
Отопление 2-о этажа: печное+газовое водяное.
Отбой: то ли 03-30, то ли 04-00.
Темноты не было. Белые северные ночи.

День четвертый. Вторник, 14 июня 2011 г. База «Звезда» — пер. Еловая Грива — Баяновка. Выпилено хз сколько километров (впрочем, уже неважно).

Чем дальше на восток, тем теплее.

Прощальный взгляд на ГУХ.

Едем дальше. Погода понемногу улучшается, со сбросами высот становится теплее.

На восточной стороне хребта Еловая Грива окончательно потеплело. Вид на гору Кумба с запада. Снова приятный протяженный спуск.

У реки Оленья устраиваем горячий перекус. Чай на костре, хлеб, сырокопченая колбаса, шоколад.
Спешить совсем некуда. Обсуждаем дальнейшие варианты катачки.

Едем в направлении Баяновки.
Снова встретились с позитивными чуваками на УАЗике, с которыми встречались в первый день. Общение, перекур, разговоры за житие. Сфотографировались с рогом сохатого (фото у Марины и Миши77).
Гора Кумба, вид с юго-востока. В южных и юго-восточных окрестностях Кумбы несколько свежих противопожарных просек, а старые просеки — со свежими следами тяжелой техники. Замечен вагончик лесорубов.

Торопиться совсем некуда, катаем вату.
На ночлег нашли хорошее годное место в паре километров от Баяновки, на правом берегу ручья Золотушка. Стало совсем тепло и хорошо. Костёр, вкусный ужин, безлимитный чай.

Краткое описание медведь-горы.

Медведь гора, как и Ласточкино гнездо и Золотые ворота, является визитной карточкой Крыма, одной из самых узнаваемых достопримечательностей полуострова. И каждый уважающий себя турист хотя бы раз, но обязан побывать в этом замечательном месте.

Медведь-гора получила такое название, потому что своими очертаниями напоминает медведя, который пьёт воду, опустив свою могучую голову в морскую пучину слегка приподняв свой мохнатый зад. А лес, растущий на горе, напоминает шерсть.

“Шерсть медведя” включает в себя 577 видов растений. В большей степени это лиственные деревья и кустарники, в основном дуб, ясень, шиповник, но встречаются и хвойные растения. 44 вида растений — занесены в Красную Книгу. Есть даже фисташковая роща, правда я её так и не нашёл, а возможно просто не узнал.

Есть у медведь-горы и другое название – Аю-Даг, что в переводе с крымско-татарского языка и означает медведь – аю, и гора – даг.

Медведь-гора – это не состоявшийся вулкан. Представляете, около 140 миллионов лет назад в этом месте из недр земли на волю пыталась прорваться магма. И “надула” вот такой холмик высотой 577 метров над уровнем моря, который и стал визиткой Крыма.

Медведь-гора также имеет очень интересный состав минералов. Я не запомнил название этих редких и ценных горных пород, так как не являюсь специалистом в этой области, да и вряд ли смог бы отличить эти породы друг от друга. Но некоторые породы имеют действительно высокую ценность, поэтому, на память о походе, я привёз красивый камушек с Аю-Дага

Правда понятия не имею как он называется, но это не так важно, главное, что он с медведь-горы! )))

Что ещё интересного я узнал о медведь-горе? Это то, что она, в большей степени, состоит из габбро-диабаза. Эта порода имеет серо-зелёный оттенок, и после обработки приобретает благородный вид. Поэтому именно эту породу использовали при отделке первых московских станций метро. Трибуны на Красной площади также состоят из габбро-диабаза.

На этом энциклопедические изучения горы я закончил, и начал изучать туристические тропы и интересные места на Аю-Даге, чтоб составить свой маршрут путешествия.

День второй Воскресенье, 12 июня 2011 г. р. Лямпа — хр. Еловая Грива — хр. Сосьвинский — р. Бол. Сосьва. Выпилено 23 км (да-да-да, всего двадцать три километра).

околомогильныхСм. также: Категория: Праздники 12 июня
Россия, День России
Бразилия, День влюблённых.
Парагвай, День мира.
Филиппины, День независимости.
Финляндия, День Хельсинки.
Украина, День работника фондового рынка.
Религиозные: Иудаизм, КАфрХа Пост-Исповедь в иудаизме.
А нам всё равно.
А нам всё равно.
Пускай зайсаны косят трын-траву…
Ю. Никулин, Песня про зайцев.

Хребет Еловая грива преодолели на свежих силах.
Протяженность подъема 5 км, набор высот 305 м. Дорога конкретно каменистая горная.
Навстречу ехали редкие корованы. Некоторые авто — на буксире. Одна авто — чинилась на краю дороги (че-то с задней подвеской).
Снег продолжал валить.
WTF?!
Короткое и малоснежное уральское лето
Во всей красе!

На перевале через хр. Еловая грива (705 м) температура по-прежнему держалась чуть выше нуля, а вот ветер стал злее и холоднее. Впереди — сброс высот 239 м, спуск к р. Сурья.
Туристический «даун-хилл». Да, на этом спуске я радовался как даун, пускал слюни. Брызги из-под колес, куски снега и грязи. Уворачивание от веток деревьев. Визг и вой тормозов. Диоптрийные очки на были сняты и убраны. Толку от них в тот момент никакого не было — обзор моментально ухудшается налипающим мокрым снегом.
И вот она, родимая р. Сурья на высоте 466 м над уровнем моря. Спасибо за пополнение моего запаса питьевой воды!

Дальше — больше.
9-километровый тягун, подъем на хребет Сосьвинский.
Набор высот 294 м.
Дорога каменистая горная.
Из остатков корованов, бегло возвращающиеся в цивилизацию, приоткрывались окна и тянулись руки с фотоаппаратами — запечатлеть четверых «безумных» велосипедиздов, зло пыхтящих на подъеме.
Я промок.
Астроном наверное, тоже промок.
Марина и Миша — наверное, да. А может и нет.
Экипированы получше меня.
С матом-перематом, шутками и прибаутками, поднялись на Сосьвинский хребет.
Панорамные виды?
Забудьте!
Ничего не видел, кроме дороги, леса, снега.

В конце концов, на нашем пути на высоте 760м встретился вот такой «фаллический звиздатый символ»

База «Звезда».
Расположена на высоте 650м, в километре от дороги.
Работает круглогодично.
Принимаю решение переждать непогоду.
Спускаемся к базе. Ну и спуск! Ручьи по дороге. Куски снега и грязи, вой тормозов.
Приехали.

На заднем плане базы — ГУХ (Главный Уральский Хребет), конкретнее, высоты 1189,7 и 1204,5 (Сосьвинский камень). Далее в сторону Денежкиного Камня череда вершин высотой 1166, 1153, 1338 и т. п.

Греемся и сушимся у камина в столовой.

Ближе к вечеру в столовую завалились квадроциклисты. Поговорили с ними, получили информацию о дорогах в районе хр. Кваркуш.
— А снега там — ВО! (жест по пояс).
— …!?!?!
— Мы на хребет ехали-ехали, так и не доехали!
— о_О !?
— Дорогу не нашли! Квадры переворачивает!
— !? о_О
— Смотри GPS!
В самый разгар вечера в столовую стекся на ужин весь народ с базы. Точнее, гости базы.
Средний возраст 30-35.
Пара молодых и не очень матерей с грудными детьми. Несколько школоло. Несколько дошкололо. Туча больших сумок с провиантом из Ашан-Сити, Гринвич, METRO.
«Фкуснажрать и фкуснапить»
:food:
Гляжу на большие тяжелые ашаносумки, прикидываю в уме, на сколько дней автономки/количество человеков хватит еды.
Спать нам отвели в этом домике.

Электричество на всей базе — от генератора. Включается вечером.
Тарифы?
500рублей с человека в сутки. Баня включена в стоимость. Постельное белье включено в цену (относится к 2 этажу над столовой и другому гостевому корпусу, к нашему домику не относится).
Баня с тремя отделениями, всё по правилам.
Глубокий ручей (точнее, исток р. Бол. Сосьва) между нашим домиком и баней.
Отмечены случаи захода медведей на территорию базы.
Температура воздуха стабильно держалась на +2…+3’С.
Снег то шел, то исчезал.
Вот, чья-то палатка умерла от снега.
Freetime.

Наша палатка вполне могла бы умереть от снега.
Получилась бы братская могила.
Отдельный дождевой/костровой тент 3х4м вес 1100г оказался нелишним.
«Фсем теплой и безопасной ночевки!» Пуз_на_колёсиках
P.S.: Забыл добавить, что в этот день мы были в движении всего 4 часа. Со стоянки снялись в 11, на базу приехали в начале третьего часа. Отсюда и такой дневной километраж.

2. График движения

Даты Дни пути Участки маршрута Км. Способы передвижения
06- 09.08.20г.   Н-Тагил — г. Слюдянка   поезд
09.08.20г.   До р. Жом-Болок   авто
10.08.20г. 1 Стапель — ниже пор. Катапульта 8 сплав
11.08.20г. 2 М.н. — пос Шарза, антистапель, переезд в верховья р. Урик, стапель 10 сплав, авто
12.08.20г 3 М.н.-20км ниже 20 сплав
13.08.20г 4 М.н. — 200м до «Пирамиды», занос рюкзаков за каньон 6+3 сплав, пешком
14.08.20г 5 М.н. — пешком к катам, прохождение Хара-Жалгинского ущелья 3+3 пешком, сплав
15.08.20г 6 М.н. — за Амбартагольский каскад 25 сплав.
16.08.20г 7 М.н. — до водопад Урика 25 сплав
17.08.20г 8 М.н. — до базы Соболь 26 сплав
18.08.20г 9 днёвка    
19.08.20г 10 М.н. — 47 км ниже 47 сплав
20.08.20г 11 М.н — 43км ниже 43 сплав
21.08.20г 12 М.н. — р. Белая, антистапель 15 сплав
22.08.20г   М.н. — г. Иркутск — пос. Листвянка   авто
23-25.08.20г   Пос. Листвянка пешие прогулки    
25-28.08.20г   Пос. Листвянка — Иркутск — Н-Тагил   авто, поезд

6. Итоги, выводы и рекомендации

В целом, маршрут достаточно сложен и интересен как в спортивном, так и в эстетическом плане. Был пройден нашей группой по запланированному графику без всяких эксцессов и происшествий. Для хорошо подготовленной и организованной группы вполне хватит 12-ти дней.

Маршрут очень удобен, относительно многих других саянских речек, в плане подъезда и выезда (в обоих случаях – автомобиль). Заброска через Анатолия Урбаева, три отрезка маршрута без вопросов, цены устраивают. Выброску лучше заказывать самим заранее, на местных нет никакой надежды, можно зависнуть дня на 3.

Самые основные препятствия рек сконцентрированы на отдельных участках; Жомболок — это локальные пороги с высокими сливами «Бильярд», «Катапульта», «Недотрога». Это интересные препятствия 5кс. Прошли за 1,5 дня и уехали из п. Шарза на Урик: «Хара-Жалгинский» каньон, ущелье «Амбартагольские щёки» — это основные препятствия реки 5кс. В меньшей степени на «Диком Урике» и в «Чёртовом ущелье».

«Хара-Жалгинский» каньон в малую и даже среднюю представляет собой ряд сложных препятствий в совокупности с рядом негабаритов и непроходов.

«Философский камень» не является водопадам, это тройной прижим и большой камень поперек. При оверкиле камень способствует торможению судна от уезда в следующие пороги. Пороги корявые, приходится буквально выцарапывать препятствия для прохождения.

«Амбартагольские щеки» — мощное, сложное и опасное препятствие (о чём свидетельствует ряд наскальных табличек по берегам). В малую воду, вероятно, сложность этого участка несколько уменьшается. Хорошая тропа для обноса вещей и возможность просмотра практически всего участка по левому берегу несколько облегчает его прохождение.

Все остальные препятствия реки можно смело отнести к категории «хорошей четвёрки», где для опытной группы всё должно идтись с наплыва. Мы прошли каскад на груженых катах, по воде чуть ниже средней. Проблем не было, экономия одного дня. Разведка и страховка по ЛБ, наиболее трудоёмка в ступени №3, ступень №4 с ПБ.

В ремнаборе группы должно быть достаточно клея и материала для вероятного ремонта судов, после прохождения верховьев реки и иметь в связи с этим хотя бы 1 день в запасе.

Рекомендуем также запастись дополнительным днём для частичной проводки судов на 13-ти километровом участке «Верхнего Урика» в низкую воду.

«Хара-Жалгинский» каньон возможно проходить сразу, начав не позже 12 час. Спрятать рюкзаки, на прохождение уйдёт 4-5 час. Затем вернуться и унести рюкзаки на базу за каньон. По воде средней и ниже, при спортивной команде умеющей и желающей ходить быстро.

Нужны накомарники, мошка грызёт.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: