Писатели-иностранцы в Сергиевом Посаде
Знали ли вы, что в 1858 году Сергиев Посад посетил Александр Дюма? Да-да, тот самый, автор «Трех мушкетеров» и «Королевы Марго». Писатель давно уже хотел приехать в Россию, но в царствование Николая I это было невозможно по политическим соображениям: Дюма написал роман «Записки учителя фехтования», в основе которого лежала история одного из декабристов, и сей факт крайне возмутил императора. Но как только Николай I отошел в мир иной, Дюма тут же собрался в дорогу. Троице-Сергиев монастырь числился у него в списке мест, обязательных к посещению. Также писатель побывал в пригородном Вифанском монастыре, зашел в музей митрополита Платона (Левшина), где его поразила скромность обстановки (из роскошных вещей были только занавески, вышитые самой Екатериной II). Сейчас Вифанский монастырь переживает не лучшие времена, мало что сохранилось от былого великолепия, но идут восстановительные работы.
Александр Дюма
Герои «крамольного» романа Дюма декабрист Иван Анненков и последовавшая за ним в Сибирь возлюбленная Полина Гебль. Они венчались уже на рудниках…
В покоях митрополита Платона (Левшина) находился музей, который посетил французский писатель.Интерьер собора, каким его увидел ДюмаИнтерьер собора, каким его увидел ДюмаСовременный интерьерСовременный вид монастыря
Продолжая тему писателей, сообщаем вам, что в Посаде бывал и другой известный французский литератор – Теофиль Готье! Кстати, в том же году, что и его соотечественник и коллега по цеху. Как и Дюма, Теофиль оставил подробное описание своей поездки – путевые заметки «Путешествие в Россию». Готье провел в городе несколько дней, ночуя в монастырской гостинице. Он заметил интересную деталь: по вечерам паломники и паломницы из разных номеров назначали друг другу любовные свидания… Писатель даже предположил, что именно стремление найти свою вторую половину двигало молодыми людьми, отправившимися в путешествие по святым местам. Кто знает…
Экскурсоводом Готье по монастырю была молодая монахиня, прислуживавшая местному владыке-игумену. Она провела иностранного гостя по всем музейным помещениям, а также по различным мастерским. Строки из дневников писателя передают истинное восхищение ею: «Она, забыв предписания монастырской жизни, слегка приветствовала меня, как это сделала бы королева со ступеней своего трона, и в ее слабой, томной, чарующей улыбке блеснули белой молнией ее сияющие зубы, которые можно было бы предпочесть всем жемчугам монастыря».
Теофиль ГотьеСамая старая фотография Лавры, 1860-1862 год.Гостиница, в которой останавливался ГотьеСовременный вид гостиницыСовременный вид гостиницы со стороны Белого прудаКонец XIX в. Предметы ризницы Троице-Сергиевой Лавры.
Монастырь во время монголо-татарского ига
Время, когда жил преподобный Сергий Радонежский (1314–1392 годы), было очень тяжелым для Руси: постоянные набеги монголо-татар заставляли людей думать лишь о том, как выжить.
Преподобный Сергий считал своим долгом позаботиться об их духовном воспитании. Накануне Куликовской битвы он благословил Дмитрия Донского на бой с полчищем Мамая. Воодушевленные наставлениями игумена воины Дмитрия Донского разбили войско Мамая.
Также Троицкий игумен старался примерить враждовавших между собой князей.
Обитель стала настоящим центром культуры и просвещения.
Вместе с тем, в то время монастырь не был хорошо укреплен, для его защиты была только деревянная ограда. Поэтому во время нападения на Русские земли хана Токтамыша иноки вынуждены были укрыться в безопасном месте – на территории Тверского княжества. На этот раз монастырь уцелел, но в 1408 году во время выступления хана Едигея он был разрушен. Благодаря стараниям Игумена Никона, преемника Сергия Радонежского, монастырь был отстроен заново.
Основные храмы Троице-Сергиевой Лавры
Вы войдете в Лавру через Святые ворота. Сразу за ней над следующей аркой вы увидите церковь Рождества Иоанна Предтечи – надвратный храм 1693-1699 годов. В те времена это были основные ворота монастыря, но десятилетия спустя обитель обнесли высокими стенами и построили новые ворота.
Миновав арку, вы увидите большой одноглавый Духовский храм. За ним находится Троицкий собор – старейший храм обители, построенный в 1422-1423 годах вместо деревянной церкви, которую, по преданию, построил сам преподобный Сергий. В этом соборе в серебряной раке находятся мощи святого.
Троицкий собор (слева) в Троице-Сергиевой Лавре
Большая церковь с раскрашенными разными цветами стенами слева от вас – Трапезный храм (более правильное название – храм преподобного Сергия с Трапезной), построенный в 1686-1692 годах в стиле нарышкинского барокко – «праздничного» яркого и необычного стиля.
Посмотрите чуть правее: огромный храм – это Успенский собор, самый большой в монастыре. Он был возведен в 1559-1585 годах, и в его оформлении принимали участие самые знаменитые живописцы: Симон Ушаков расписывал иконостас, Дмитрий Григорьев – стены. Первоначально деревянная рака с мощами Преподобного Сергия Радонежского находилась в Успенском храме.
Успенский собор и надкладезная часовня в Троице-Сергиевой Лавре
За Троицким собором находится небольшая площадь. Дойдя до нее вы увидите колокольню – самую высокую в России и барочную надкладезную часовню XVII века, а в центре – под сенью чашу с крестом, где, как и в часовне, можно набрать воду.
Дальше, за колокольней высится церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) – красивое здание в стиле барокко. Правее за оградой, куда доступ простым паломникам закрыт – бывший путевой дворец царя Алексея Михайловича. Правитель частенько бывал в Лавре, поэтому и повелел обустроить себе резиденцию. Сейчас в Царских чертогах находится Московская духовная академия.
Точное время богослужений в разных храмах Троице-Сергиевой Лавры вы узнаете на официальном сайте монастыря.
Как добраться до Сергиева Посада из Москвы
Примерно полтора часа нужно, чтобы доехать из Москвы до Сергиева Посада на электричке. Поезда идут раз в полчаса с Ярославского вокзала (ищите в расписании электрички, следующие в Сергиев Посад, Александров или Балакирево).
Другой вариант – доехать до Сергиева Посада из Москвы на автобусе №338. Рейсы отправляются от станции метро «ВДНХ» каждые 20 минут. Время в пути – всего час, однако велика вероятность попасть в пробку.
На собственном автомобиле до Лавры из Москвы нужно ехать по Ярославскому шоссе (трасса М8), и примерно через полсотни километров вы увидите указатель на Сергиев Посад. Свернув по нему, следуйте по этой дороге – она приведет вас к монастырю.
Как добраться
Адрес: Россия, Московская область, Сергиев Посад, Красногорская площадь
Свято-Троицкая Сергиева лавраМонастырь в Сергиевом Посаде
Справочные телефоны по общим вопросам:
- Монастырская проходная: +7 496 540 53 34 (круглосуточно)
- Канцелярия Лавры: +7 496 540 59 42 (8:00-17:00 по московскому времени)
Телефоны Духовной академии и семинарии:
- Канцелярия: +7 496 540 53 45
- Приемная ректора: +7 496 540 53 46
- По вопросам частного характера: answer@lavra.ru
- Для официальной переписки: office@lavra.ru
Доехать из Москвы до Свято-Троицкой Сергиевой лавры не составит труда и не займет большое количество времени. Добраться можно на общественном транспорте:
- Электричке. Они отходят с Ярославского вокзала. Ехать необходимо прямиком до Сергиева Посада. Разница в расписании общественного транспорта – всего 30 мин. Подойдет и электричка – Москва-Александров 1. Время в пути 60-90 мин;
- Автобусе №388, отходящем от метро «ВДНХ» с интервалом 25-35 мин.
Дорога на автомобиле проходит по Ярославскому шоссе. Поворот на Сергиев Посад (46 км). Далее следует двигаться по ул. Центральной, следом – по пр. Красной Армии, который приведет к Лавре. В непосредственной близости от Лавры несколько круглосуточных парковок.
Информация для паломников и туристов
Как добраться
Заповедник является центральной точкой Сергиева Посада. Доехать до него можно на электричке – от Ярославского вокзала. На рейсовом автобусе – от Щелковского автовокзала. Время пути до обители от авто- и железнодорожного вокзала не превышает 15 минут.
Где остановиться
Паломникам предлагается отдых в гостиницах на территории Лавры (мужчины могут разместиться бесплатно в странноприимном доме), остальным посетителям предлагаются гостевые дома и гостиницы в непосредственной близости от святых мест – от 5 до 15 минут пешей ходьбы.
План-схема лавры, которую легко найти и скачать в интернете, покажет паломникам расположение гостевых домиков и музеев, подскажет, где можно перекусить и отдохнуть.
Правила поведения на территории Лавры
Вход на территорию бесплатный. Небольшие пожертвования при входе приветствуются.
Входя на территорию Лавры, необходимо соблюдать простые правила, общие для всех православных. Женщинам рекомендовано приходить в скромной закрытой одежде, закрывающей тело, с покрытой головой. Необходимо отказаться от брюк, шортов, коротких юбок, яркого макияжа. Мужчины при входе в обитель снимают головные уборы.
На территории работают трапезные и монастырские лавки с постной кухней и выпечкой.
Всем посетителям рекомендуется следовать общему порядку, заведенному на территории, не употреблять спиртного, не курить, с уважением относиться к сотрудникам, монахам и обучающимся.
Не рекомендуется использование мобильных телефонов, палок для селфи, вспышек фотокамер. Запрещена съемка молебнов и литургий.
Правильное название «Троице-Сергиева лавра» или «Свято-Троицкая Сергиева лавра» — названия «Троицко-Сергиева», или «Сергиевская», «Посадская» — неточны. Если трудно запомнить — бывает всякое, что ж поделать — уточнить название поможет Википедия.
Святыни
В храмах и монастырях лавры хранятся ларцы с мощами более 15 святых, а также множество старинных икон.
- В Троицкой соборе собрано несколько икон (Божией Матери «Черниговская-Гефсиманская» и «Тихвинская», копия «Живоначальной Троицы), а также мощи прп. Сергия Радонежского.
- В Духовской церкви хранятся мощи прп. Максима Грека и Антония Радонежского.
- В Никоновской церкви – Аналой с частью камня от Гроба Господня.
- В Михеевской церкви находятся мощи прп. Михея Радонежского.
- Самое большое количество святынь собрано в Серапионовой палате. В их числе частица мощей вмч. Феодора Стратилата, Иакова Персианина, свщмч. Зиновия, наперсный крест-мощевик прп. Сергия, десница Вифлеемского Младенца.
- В храме преподобного Сергия Радонежского хранится чтимая икона св. Николая.
Другие святыни:
- Мощи прп. Никона Радонежского (в Троицком соборе).
- Мощи прп. Михея Радонежского (в Михеевской церкви).
- Мощи свт. Исаи Ростовского (глава) (в Серапионовой палате).
- Мощи Иоасафа митрополита Московского (в Серапионовой палате).
- Мощи Серапиона, архиепископа Новгородского (в Серапионовой палате).
- Мощи первомуч. Стефана, архидиакона (десница) (в Серапионовой палате).
- Частица мощей вмч. Меркурия (в Серапионовой палате).
- Частица мощей вмч. Феодора Тирона (в Серапионовой палате).
- Часть ризы Богородицы (в Серапионовой палате).
- Икона вмч. Димитрия Солунского (в домовой церкви Патриарших покоев).
- Могила последнего духовника Лавры схиархимандрита Захарии.
Тут же огромная коллекция артефактов, среди которых древние иконы, уникальные изделия из драгоценных металлов, экземпляры орнаментального и лицевого шитья, древнейшие рукописи и старопечатные книги в единичном экземпляре.
В лавре на протяжении многих лет хоронили представителей русской знати, патриархов, деятелей культуры.
Храмы и другие строения, коими богата Троице Сергиева Лавра
До сих пор отмеченный мельком, самый большой храм, вокруг которого кажется построенной вся Троице Сергиевская Лавра, на самом деле не старейший. Но заказ самим Иваном Грозным, о чем упоминалось, и дата завершения – 1585 год говорят сами за себя. Отмечалось явное сходство с московским аналогом, но многие находят общие черты с новгородским Софийским собором. Здесь символика расцветки куполов трактуется следующим образом: золотой главный посвящен Спасителю, голубые с золотыми звездами – Богородице, это традиционно.
При этом сходство с новгородской Софией исчерпывается арочными стенами и пятиглавием, нарушается громоздким входным крыльцом и мало выступающими апсидами. Живописно смотрятся расписные арки над апсидой, фон картин с небесами перекликается с расцветкой куполов. Поскольку нынешнее посещение не предполагает осмотра интерьеров, скажем только о главной реликвии собора. Он хранит деревянный гроб, в котором находились мощи Сергия Радонежского со дня упокоения до 1585 года.
Храм в честь Сошествия Святого Духа на апостолов
Названный храм на всего на полвека моложе самого старого из всех, что имеет Троице Сергиева Лавра. Все прочие ему в возрасте уступают, хотя выглядит ветеран вовсе не по-стариковски. Колокольня, совмещенная со световым барабаном единственного купола – довольно редкое планировочное решение в православии. Подобные звонницы в старину именовали всполошными, колокол там звонил в случае угрожающей опасности. Свою роль он успешно выполнял в период Смутного времени, при польско-литовской блокаде.
Духова церковь хранила мощи религиозного публициста Максима Грека и наместника Антония, которым Троице Сергиевская Лавра управлялась 46 лет. Сейчас останки перенесены в церковь Сергия Радонежского, здесь осталось надгробие московского митрополита Платона (Левшина), о котором вскоре вспомним. Запоминаются архитектурные особенности храма, в частности, высокие апсиды, почти достигающие верха закомар. Колокольные проемы оформлены кокошниками, звук усиливался, направляясь в купол-резонатор.
Наконец, древнейший храм – Троицкий собор
Троицкий собор построен в 1423 году, зодчим был ученик преподобного Сергия, монах Никон Радонежский. Именно он наследовал игуменство монастыря, активно занимаясь параллельно строительной деятельностью. Собор выстроили в рекордный годовой срок, конструктивно он достаточно прост. Стены имеют по три разделительных лопатки с килевидными закомарами, в центре четверика основание и цилиндрический световой барабан с куполом. Здесь Троице Сергиева Лавра сохраняет главную реликвию – мощи основателя в серебряной раке.
Останки Сергия Радонежского и обретены были в процессе строительства, они открылись лично Никону. У собора постоянно много людей, желающие прикоснуться к реликвии. Южнее апсид собора видна еще одна, не сразу понятная. Только присмотревшись, отсюда можно определить, что рядом – еще одна церковь. Ее можно принять за южный придел Троицкого собора, первоначально так и задумывалось. Никоновская церковь построена в 1548 году над могилой архитектора собора, оба храма одноглавые, с позолоченными кровлями и куполами.
История Троице-Сергиевой лавры
Сергий Радонежский со своим старшим братом Стефаном, в то время являвшимся иноком Покровского Хотькова монастыря (в этой обители родители братьев приняли постриг), в 1337 г. начали обустраиваться на холме Маковец. В истории монастыря эту дату начали считать годом основания.
Первое сооружение, построенное братьями на юго-западе холма – деревянная церковь, освященная в 1340 г. во имя Святой Троицы. Позднее вокруг нее появились немногочисленные кельи. Спустя некоторое время Стефан покинул брата и ушел в Богоявленский монастырь. Сергий Радонежский пробыл в одиночестве недолго, пустые кельи скоро заняли странствующие монахи. Пустынь стала именоваться особножительным монастырем, а через несколько десятков лет в нем появился общежительный устав.
Территория обители условно разделялась на 3 части: оборонительную, общественную и жилую. В центре возвышалась церковь Святой Троицы, кельи, окружающие трапезную, а на заднем дворе были хозпостройки и разбиты огороды. Территорию оградили деревянным частоколом, над воротами появилась еще она церковь, освященная в честь Дмитирия Солунского. Первые несколько лет игуменом обители был Митрофан, который и провел постриг Варфоломея и нарек Сергием.
Сергий Радонежский стал игуменом монастыря после смерти Митрофана. С этого времени Троицкий монастырь превратился в центр духовной жизни русских земель. За благословением к Сергию перед сражением с Мамаем приезжал сам князь Дмитрий Иванович. Иноки принимали участие в Куликовской битве, хотя это и было нарушением устава, монахи получили благословения преподобного Сергия.
За годы правления Сергий сделал много для монастыря, но здоровье начало подводить преподобного. За 6 месяцев до кончины он передал управление обителью своему верному ученику Никону Радонежскому. Умер Сергий в 1380 г.
Троицкий монастырь практически полностью был уничтожен во время набега войск хана Едигея (1408). Вскоре самые неприятные события остались в прошлом и начался расцвет обители. На протяжении нескольких веков монастырь считался центром культурного и религиозного развития Российского государства.
С 1540 по 1550 гг. вокруг территории обители шло строительство белокаменной стены, протяжность которой составила 1500 м. В оврагах на северной, восточной и западной сторонах были устроены запруды, а с южной – перед стеной выкопан огромный пруд.
В середине XVI ст. Троицкий монастырь получил статус архимандрии, а к концу века превратился в самую крупную обитель на территории России.
Смутные времена для монастыря наступили в 1608 г. Обитель 16 месяцев находилась в осаде, устроенной польско-литовскими войсками. Несмотря на все тяжести монастырь выстоял, превратившись в один из оплотов Минина и Пожарского.
Последний враг появился у монастырских стен в 1618 г., был это польский королевич Владислав. После начался период расцвета.
За монастырскими стенами укрывались в смутные времена царевна Софья Алексеевна, царевичи Иван и Петр, а в 1689 г. Петр I бежал сюда из Москвы. Во времена его правления на территории монастыря построена Трапезная церковь.
В 1699 г. на средства, пожертвованные Строгановыми, возвели надвратную церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Во времена правления преемников Петра Великого особого внимания монастырю не оказывалось, и лишь после того, как на престол взошла Елизавета начался новый период расцвета: открылась духовная семинария, а в 1744 г. Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус лавры, а его главой стал Митрополит Московский.
В 1745 г. начались масштабные работы по реконструкции лавры. Все здания выкрасили в яркие тона, которые больше подчеркивали белизну декора в виде лепнины. Внешний и внутренний облик монастырских построек ничуть не уступал в роскоши царским дворцам.
Во второй половине XIX ст. лавра владела огромными земельными угодьями, вела торговлю солью, предметами быта, деланными в местных мастерских, и зерном. В начале XX в. на территории обители заработали типография, торговые лавки, открылись новые мастерские и гостиница для паломников.
С приходом советской власти жизнь в монастыре закончилась: монахов выгнали, а храмы и соборы закрыли. В некоторых постройках разместились клубы, зернохранилища и конюшни.
Возобновились службы в Успенском соборе только в 1946 г.
Масштабные восстановительные работы и реконструкция на территории Троице-Сергиевой лавры началась в начале 90-х гг. прошлого века. После окончания у главных ворот торжественно открыли памятник Сергию Радонежскому.
Павел Флоренский
Мы упомянули о священнике Павле Флоренском… Пожалуй, об этом человеке стоит рассказать подробнее. Он жил в Сергиевом Посаде, преподавал в Московской Духовной Академии. Прославился своими философскими сочинениями и научными открытиями. Его называли русский Леонардо да Винчи… Мало кто знает, что способ производства субстанции агар-агар, извлекаемой из морских водорослей и применяемой при изготовлении различных десертов, например, зефира или мармелада, был разработан именно Флоренским. Еще один не всем известный факт – отец Павел в годы советской власти спас Троице-Сергиеву лавру от разграбления, доказав ее историческую ценность. Именно благодаря его заступничеству монастырь превратили в музей, и все здания, ценности дошли до наших дней. Сейчас в доме Флоренского находится музей, а неподалеку живут его потомки. Павел Флоренский писал, что здесь, в Сергиевом Посаде, «ощутительнее, чем где-либо бьется пульс русской истории».
Павел ФлоренскийС женой, уроженкой Сергиева Посада.Памятник пострадавшим от репрессий недалеко от музея Флоренского.Дом Флоренского
Престольные праздники
Ежегодно в праздник обретения мощей преподобного Сергия Радонежского в обители проводится благотворительный обед для гостей Лавры. Трапеза начинается после последней утренней службы в 11.00 ч. и продолжается до 17.00 ч. Обед проводится за длинными столами под открытым небом. Готовка угощений — также на улице, всегда трудятся около 4 полевых кухонь.
Такую традицию зародил в монастыре его основатель Сергий Радонежский, он прославлял совместную трапезу монахов и гостей Молитвенных домов, как единение с Богом. Вот уже 7 столетий его традиция бережно передается от поколения к поколению.
Сердце Лавры
Для бывшего Загорска Лавра – это градообразующее предприятие. Сам монастырь вырос вокруг Троицкого собора. Центр притяжения собора – преподобный Сергий, игумен Радонежский. Смысл жизни великого святого – Сам Бог.
Путешествие в Лавру – как бы движение сквозь видимое к невидимому. Как археологи слой за слоем изучают земляные пласты в поисках артефактов, истоков истории, так и паломник за красивой архитектурой начинает видеть великий дух монаха-отшельника Сергия, ставшего игуменом всей Русской земли.
Наш проводник на этой неизвестной планете по имени «Лавра» – монах Парфений. Еще до начала журналистского «исследования» монастыря он предлагает нам хоть немного постоять в Троицком соборе, помолиться, испросить благословения хозяина обители – преподобного Сергия – на предстоящие труды. Что мы послушно и выполняем. Люди в очереди к мощам необыкновенно бдительны: завидев человека с профессиональной камерой, выбирающего место для съемки, тут же бросаются к нам с требованием «прекратить все это». Мне показалось, что даже увещевания отца Парфения и наши объяснения не убедили «несогласных» вполне. Что ж, православный люд на страже своих святынь.
1337 год – время основания небольшой деревянной церкви Пресвятой Троицы самим преподобным Сергием – считается датой возникновения обители. Весь последующий ансамбль, на данный момент включающий в себя более 50 зданий, строился вокруг Троицкого храма. В 1422-1423 г.г. на месте деревянного возвели белокаменный собор – редкий пример дошедшего до нашего времени московского белокаменного зодчества (еще один из аналогичных случаев – Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря). Фасад скромно украшен только тремя лентами «плетеного» орнамента. Троицкая церковь архитектурно неканонична: между организацией экстерьера и интерьера существует несоответствие, которое при желании легко обнаружить. В частности, барабан смещен в сторону алтаря. Как и вышеупомянутый Рождественский собор, Троицкий отличается парадоксальными свойствами: он и в целом устремлен вверх и при этом прочно «стоит на земле»; он «излучает» каменную надежность, фундаментальность, но и одновременно пластичен, «воздушен»…
Монах Парфений шепотом рассказывает про знаменитый иконостас:
– Он создан великими мастерами Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Рублевский шедевр «Святая Троица» писался специально для этого иконостаса. Из тех икон, что мы здесь видим, 34 сохранились со времен сооружения храма. К сожалению, в росписи интерьера храма такой сохранностью творений Андрея Рублева и его учеников похвастать нельзя – есть только совсем крохотный оригинальный фрагмент… Однако схема расположения сюжетов осталась прежней. Кроме того, сами сюжеты достаточно редкие: например, эпизод проклятия Христом бесплодной смоковницы.
Как бы напротив раки с мощами преподобного расположена древняя икона святителя Николая Чудотворца – она занимает это место с XIV столетия. Во время польско-литовской осады обители в 1608-1610 г.г. один из разрывных снарядов, пролетев сквозь окно, попал прямо в эту икону. Однако Божией милостью снаряд не разорвался, и никто из людей не пострадал. На самом же образе святителя Николая «на память» об этом ранении осталась квадратная заплатка на месте отверстия. Другой вражий снаряд угодил в железные врата рядом с ракой – пробоина хорошо заметна до сих пор. Кстати, слева от раки находится не всеми замечаемый застекленный отсек – в нем личные вещи преподобного Сергия: схима, посох, деревянные богослужебные сосуды… К ним тоже прикладываются благочестивые христиане.
Благословенное материнство
Что видела Богородица перед зачатием, известно всем. А что видела ее скромная тезка, мать Сергия Радонежского? Какой сон ей приснился, какой вестник постучался к ней в дом? Мы ничего не знаем о ней. А ведь она родила величайшего русского святого, создавшего, собравшего Русь, вдохнувшего в сердце князя Дмитрия веру в победу.
Преподобная Мария Радонежская
Мощи праведной Марии и ее мужа Кирилла скромно покоятся недалеко от мощей ее сына. Но к нему не зарастает народная тропа. А возле нее – малолюдно, даже в такой праздник. Недавно мы праздновали Благовещение. В Покровском монастыре, который хранит святые мощи родителей Сергия Радонежского, днем было пара десятков паломников. А ведь это и ее день, матери Святого Сергия. Ангел благословил Марию на рождение Бога. То есть благословил материнство. И в этот день стоит поклониться женщине, которая дала России мужа, вдохновившего ее на единение.
Святой Сергий просил, чтобы перед тем, как приехать к нему, посетили обитель, где покоятся его родители. Это рядом, в Хотьково, чуть не доезжая Посада. Там, слева от железнодорожных путей, сияет куполами древний Покровский женский монастырь.
Ему 811 лет. Первое упоминание о нем датируется 308 годом. До революции там подвизалось около трехсот насельниц. Потом была разруха и поругание. Старожилы местных деревень могут рассказать, как гнали монахинь, как они прятались от Советов, принимая форму артелей и тихо доживали свои дни в молитвах и труде. Или гибли в лагерях.
Восстановили обитель совсем недавно, в 1992-ом. Даже игуменья еще та же, которая начинала восстановление. Теперь он скромен, невелик. Дорога сначала приводит паломника к Никольскому Храму, который возведен в византийском стиле сравнительно недавно, в 1904 году, а потом к Покровскому, который начали возводить накануне войны двенадцатого года и достроили после победы н над французами. Французы, по летописи, были здесь.
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Еще два Храма – надвратные – во имя Иоанна Предтечи – тот, через который входит путник в монастырь, если он приехал по железной дороге, и во имя Митрофана Воронежского, одного из любимейших русских святых. Надвратный Храм Иоанна Предтечи – древнейший в обители, построен в 1891 году. Он старше Пушкина.
Когда идешь от Никольского Храма к Покровскому, видишь келейный корпус для сестер и…детскую площадку. Сестры понимают, что паломники приедут с детьми. И открыли площадку, построенному для девочек, которых воспитывают при обители, для всех. Милый, чистый, прекрасный штрих, свидетельство любви и заботы о ближнем. Все воспитанницы обители получают полное среднее образование.
Благовещение – день благословения материнства. Благословенны матери русских святых. Посетите эту обитель, поклонитесь мощам праведной Марии и мужа ее Кирилла, родителей Святого Сергия Радонежского.
Успенский собор
Один из выразительнейших сооружений Лавры – Успенский собор – возведен по указу Иоанна IV в 1559-1585 гг. Пятиглавый, лаконичный и одновременно нарядный облик собора увенчан лазоревыми и золотым куполами луковичной формы со звездами.
Выполненный по канонам владимиро-суздальского зодчества, храм демонстрирует белокаменный аркатурно-колончатый пояс. Обустройство Успенского храма было проведено при царе Федоре Иоанновиче, в работе над фресками и иконостасом работали выдающиеся иконописцы XVII века – Симон Ушаков, Дмитрий Григорьев и представители их иконописной школы.
Интересный факт: лазоревые со звездами купола Успенского собора указывают на связь с Богородицей и Рождеством Христа, рождение которого ознаменовала Вифлеемская звезда.
С западной стороны, на паперти собора захоронены Борис Годунов со своей семьей. После разрушения паперти, над захоронением установлена белокаменная палатка-усыпальница.
Где поесть
Трапезная для паломников при Троице-Сергиевой Лавре (фото с сайта монастыря)
Поесть в Сергиевом посаде можно в трапезных на территории самой Лавры. Рядом с входом есть кафе с выпечкой и напитками. Если хотите подкрепиться более основательно, то через подземный переход от Лавры находится трапезная «Вознесенская», в которой можно полноценно и недорого пообедать. Она открыта каждый день с 8:00 до 19:00 часов.
Ниже еще несколько популярных мест. Подобрали те, которые близко расположены к Лавре.
Вареничная № 9
Удобное расположение — между Лаврой и платной стоянкой. В меню всевозможные виды вареников и пельменей с разными начинками. Первые блюда тоже есть. Цены — умеренные, обслуживание быстрое.
Адрес: ул. Карла Маркса, 7.
Красные Палаты
Ресторан и кофейня по соседству с Лаврой. В ресторане на 2 этаже есть недорогие комплексные обеды (с 13:00 до 15:00) и постные блюда. Цены средние. Вид из окна на Лавру.
Адрес: пр-т Красной армии, 131.
Русский Дворик
Находится недалеко от Лавры. Выглядит довольно помпезно. Отзывы по этому месту неоднозначные — кто-то хвалит меню, качество блюд, красивый интерьер в русском стиле, радушных официанток в кокошниках, кто-то ругает за негостеприимство, дорогие цены и показушный стиль.
Адрес: пр. Красной Армии, 134/2.
Гостевая изба
Еще одно заведение в русском стиле. Находится рядом с одной из угловых башен Лавры. Цены здесь не самые дешевые, в меню блюда русской кухни, обслуживание среднее. Если нужен русский колорит, то стоит сюда зайти. Для тех, кто постится, есть неплохое постное меню. Недалеко «Конный Двор».
Адрес: пер. Аптекарский, 1.
Кафе «Ландау»
Находится рядом с «Вареничной № 9». Интересное тематическое меню (физика с математикой — кафе названо в честь физика Ландау), оригинальная подача блюд и забавный интерьер. Вполне можно там пообедать с ребенком.
Адрес: Ул. Карла Маркса, 7.