Село Хохловка
Стоит немного рассказать и о самом селе, на окраине которого возник музей. Село возникло на берегу реки Хохловка, впадающей здесь в Каму. После постройки Камского водохранилища возник Хохловский залив.
В 1754 году здесь был основан Хохловский медеплавильный завод, пущенный в действие в 1756 году. Основателями и первыми владельцами завода были Мария Артемьевна Строганова, А.А. Голицина (Строганова) и В.А. Шаховская (Строганова). С 1757 года завод принадлежал М.А. Строгановой, с 1784 – И.Л. Лазареву, с 1801 – Е.А. Лазареву, с 1871 – Е.Х. Абамелек-Лазареву.
В сентябре 1770 года Хохловский завод посетил Н.П. Рычков, который подметил убыточность медеплавильного производства. По данным Тимура Харитонова, в последующем, как и многие строгановские заводы (в частности, Чермозский и Пожевской), завод перешел на передельное производство. Чугун на выделку железа доставлялся с Кизеловского завода. После покупки Хохловского завода И.Л. Лазаревым, его управляющий Ипанов осенью 1784 года закрыл медеплавильное производство и приступил к перестройке на железоделательное. 1 января 1785 года завод был пущен на выковку железа при шести кричных горнах. Однако в 1866 году завод прекратил свою работу, а в 1890 году был разрушен до основания.
В 1856 году на средства заводчика Лазарева была построена Иоанно-Предтеченская каменная церковь. В июле 1940 года церковь закрыли и отдали под клуб. Да наших дней здание не сохранилось. В 1930 году в селе возник колхоз «3-й Интернационал», который в 1959 году влился в укрупненную сельхозартель «Дружба».
После постройки в середине XX века Камской ГЭС и создания обширного Камского водохранилища территория бывшего завода ушла под воду.
В прошлом Хохловка являлась центром Хохловской волости Оханского уезда и Хохловского сельского совета. В 1973 году его перевели в Скобелевку.
Согласно данным переписи 2010 года, здесь постоянно проживает лишь 12 человек. Известно, что в 1926 году численность населения достигала 233 человек. Летом село оживает благодаря многочисленным дачникам.
С Хохловкой связана жизнь Якова (Иакова) Васильевича Шестакова (псевдоним Яков Камасинский; 1858-1918) – краеведа, писателя, священника. Некоторое время он служил священником в местной церкви. Шестаков примечателен тем, что многое сделал для просвещения коми-пермяков, увлекался археологией, был членом Пермской ученой архивной комиссии и Пермской комиссии УОЛЕ, много путешествовал, писал статьи, рассказы, очерки. В 1905 году его этнографические очерки вошли в книгу «Около Камы». В начале 1900-х годов создал собственное издательство «Кама». Жизнь Шестакова оборвалась трагически как раз около Хохловки. В 1918 году его зарубили красноармейцы во время «красного террора». Похоронен на кладбище в Хохловке.
Священник Яков Шестаков (справа)
Чем интересна Хохловка для туриста?
Любая экскурсия в Хохловку — это кладезь эмоций и познания исторических фактов для любого обывателя или опытного туриста. В этом уникальном месте собрано более 200 видов памятников деревянного зодчества, которые сохранились и помнят XVII — ХХ века.
Привезены в это место они были из разных уголков Прикамья, сегодня эта территория известна нам как Пермский край, при этом туристу в этих местах, помимо самобытности и дикой красоты строений, открывается еще и внутренний устрой и быт, которые царили в те времена.
В несколько из этих зданий разрешен вход туристам, благодаря чему появляется еще дополнительная возможность рассмотреть и изучить особенности интерьера того времени и экспозиции, которые отражают течение повседневной жизни того периода. Смею вас здесь заверить, что любого из туристов восхитят и покорят красоты природы и духовная сила, некая теплота и спокойствие, исходящие от этого места.
Всю площадь, которую занимает музей, можно условно разделить на сектора. Всего их три: Коми-Пермяцкий округ, Южное, Северное Прикамье. Деление это отражает разнообразие архитектурных особенностей этих районов, а также показывает и раскрывает множественные их отличия.
Экскурсия в Хохловку придется по душе тем туристам, которые помимо природы и экскурсий, любят нестандартные развлечения и «особенные» места.
В Хохловке очень популярны достопримечательности, которые связаны с солевой промышленностью этих мест, что будет интересным зрелищем даже для искушенного путешественника.
Также к ценным экспонатам, достойным внимания можно отнести:
— Богородицкую церковь. Она признана здесь одной из старейших деревянных построек, ее основание произошло еще в 1694 году;
Богородицкая церковь, с. Хохловка Пермский край
— Многочисленные традиционные строения и усадьбы, которые демонстрируют нам былые времена и устои;
— Комплекс «Охотничье становье». Благодаря ему, у вас будет возможность неким образом переместиться в далёкое прошлое, когда добыча соли была жизненно необходима, а сама соль высоко ценилась и почиталась.
Именно в этом селе проходят ежегодно самые разные этнические, рок, фольклорные фестивали, а также праздники, гуляния (Яблочный спас, Масленица, Троица), а также известный музыкальный фестиваль «КАМВА», на который съезжаются люди со всех уголков Земли.
Рок-фестиваль в с. Хохловка Пермский край
Как добраться до Хохловки?
Основные GPS-координаты этой местности, использовав которые, можно на машине легко добраться по навигатору:
58°15′42”N, 56°15′3”E
58.261619, 56/250706
В Хохловку также ездит автобус, согласно расписанию, 4 раза в день и отъезжает он от центрального автовокзала г. Пермь.
Время работы музея: с 10-00 до 18-00 ч. без выходных, кроме последнего дня месяца (санитарный день).
Стоимость входа: 150 рублей. Пенсионеры, студенты — 90 руб, бесплатно — детям до 18 лет.
Итак, чем интересна Хохловка оказалась для меня?
Прежде всего могу с уверенностью сказать, что побывать в Хохловке стоит каждому, кому небезразлична история родного края и ее становление. К тому же, такое занимательное путешествие может стать отличным маршрутом выходного дня для всей семьи.
Приехав сюда, я не только насладилась красотами села Хохловка, её чистым воздухом, интересными и дивными постройками, различными фигурами из дерева, но и ознакомилась с особенностями быта народа, которые жили в древней Руси на земле пермской.
Выберите время, чтобы обязательно посетить в один из летних деньков, когда это место наиболее чудесно, музей Хохловка — дивную достопримечательность Пермского края.
Кстати, не менее интересными, я думаю, для вас окажутся такие достопримечательности Урала, как, например, музей реки Чусовая, Белогорский монастырь, Кунгурская пещера в г. Кунгур. Обязательно посетите и их.
Поделиться с друзьями:
Также по этой теме:
Достопримечательности Чердыни
Мистические места в Турции и их описание
Что посмотреть за три дня в Санкт-Петербурге
Магазин купцов Елисеевых
Музей реки Чусовая
Эрмитаж
Аттракционы «Сочи Парк» для детей и взрослых
История Белогорского монастыря
Как добраться до Хохловки?
Архитектурно-этнографический музей расположен на окраине села Хохловка Пермского района Пермского края.
Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00. Последний понедельник месяца — санитарный день.
Проще всего сюда добраться на личном автотранспорте. В Перми нужно переехать по мосту через Каму, затем ехать в северном направлении, проехать через микрорайон Гайва и выехать на Ильинское шоссе
Далее важно не проскочить указатель на Хохловку (нужно будет свернуть с трассы направо). Расстояние от центра Перми до музея – 45 километров. Сориентироваться поможет расположенная ниже карта
Вход в музей «Хохловка»
Можно доехать и на общественном транспорте. Есть два варианта, как добраться из Перми.
1. Рейсовый автобус №487 (Верхние Муллы — Хохловка). В Перми едет по шоссе Космонавтов через Центральный рынок, можно сесть на остановках общественного транспорта.
2. С автовокзала Перми до Хохловки можно доехать на автобусах № 340 (едет до Хохловки), № 702 (Ильинский), № 773 (Чермоз). Расписание и стоимость билетов уточняйте в справочной автовокзала по тел. (342) 236-43-00, 236-44-34, 299-71-82. Автобусная остановка расположена как раз около входа в музей.
Хохловка заслуживает поездки и для тех, кто живет за пределами Пермского края. Заодно можно посетить достопримечательности в окрестностях: город Пермь, поселок Ильинский, город Чёрмоз, Чусовскую Стрелку.
Павел Распопов
- Нижняя Синячиха и музей-заповедник деревянного зодчества
- Добрянка – столица доброты
- Ильинское и ильинцы на старых фотографиях
Интерьеры и экспозиции
Большинство построек открыты для осмотра изнутри (иногда могут закрываться на реставрацию).
Внутри размещены стилизованные интерьеры прошедшей эпохи.
Можно увидеть, как жили прикамцы в прошлом и позапрошлом столетии, как они вели хозяйство и быт, где молились, где работали. Множество предметов быта наглядно показывает уровень развития технологий в те времена.
Не смотря на достаточно простые технологии, используемые в те времена при строительстве деревянных домов, они выглядят вполне уютно.
Вниманию посетителей представлена хозяйственная утварь, посуда, мебель и одежда. В этом уникальном музее разрешено не только смотреть на экспонаты, но и изучить их в действии.
На территории музея регулярно проходят различные праздничные мероприятия, например:
- в период новогодних и рождественских каникул — Новогодние забавы
- в феврале или марте — Проводы Масленицы
- летом — Троица и Яблочный спас
- фестиваль хоров «Певчевское поле Прикамья»
- музыкальный фестиваль «Движение»
- этнофутуристический фестиваль «Камва»
История музея «Хохловка»
Место размещения архитектурно-этнографического музея выбрали не сразу. Решали между Чердынью, Соликамском и окрестностями Перми. В результате выбрали мыс на Камском водохранилище около села Хохловка (кстати, ударение в названии ставится на первом слоге). С трех сторон мыс омывается водой.
Решение о создании музея было принято Пермским облисполкомом еще в апреле 1969 года. Инициатором выступил пермский архитектор Александр Терехин. В марте 1971 года Министерство культуры РСФСР утвердило эскизный проект его генерального плана (авторы Г.Л. Кацко, Г.Д. Канторович и А.С. Терехин).
Научно-реставрационным производственным управлением из различных точек Прикамья в Хохловку были перевезены и отреставрированы памятники деревянной архитектуры конца XVII – начала ХХ веков. Это позволило сохранить ветхие, приходившие в негодность старинные постройки.
В марте 1980 года в журнале «Вокруг света» вышла статья о готовящемся к открытию музее. Журналист Лидия Чешкова приводила слова одного из создателей музея:
Открытие музея состоялось 17 сентября 1980 года. Он стал филиалом Пермского краеведческого музея. Некоторые источники называют «Хохловку» первым музеем деревянного зодчества на Урале. Однако Нижнесинячихинский музей-заповедник был открыт И.Д. Самойловым раньше – в 1978 году.
В 1995 году «Хохловка» была объявлена музейным комплексом федерального значения. 15 февраля 2017 года музей передан из собственности Российской Федерации в собственность Пермского края.
Площадь музейного комплекса составляет 35,2 га (по другим данным 42 га). В наши дни на территории музея-заповедника размещено 23 памятника деревянного зодчества. В некоторых зданиях представлены соответствующие по тематике интерьеры и экспонаты.
Жить, не тужить
Стоит хоть раз побывать в Хохловке, и ты пропал. Прощай город, хочу жить в частном доме. Да непременно в деревянном. Чтобы и с мастерскими, где, как пермяк Баталов, красить односельчанам одежду в синильной мастерской, и чтобы без единого гвоздя собранный, как дом крестьянина Кудымова, который даже крышу без гвоздей сложил.
А после яркой свадебной росписи потолка в одной из усадеб Хохловки, так и хочется отодрать дома натяжные потолки и взять в руки кисточку и краски. А потом купить лачугу в заброшенной деревне, чтоб обязательно деревянную. И повесить на дом табличку: «малая Хохловка». С чего-то же надо начинать свою историю.
Сельскохозяйственный комплекс
В «Хохловке» представлен и сельскохозяйственный комплекс, который включает в себя три объекта.
Ветряная мельница
Построена в середине XIX века в деревне Шихири Очёрского района Пермского края. Эта мельница принадлежала зажиточному крестьянину Кузьме Рахманову, а затем и его потомкам. В 1937 году мельницу национализировали. Мельница работала до 1966 года в колхозе «Красный боец». Относится к типу шатровых мельниц с неподвижным срубом основания и подвижной крышей, которая двигалась с помощью специального рычага. Так мельницу подстраивали под направление ветра, чтобы лопасти всегда находились в движении. До революции лопасти обтягивали рогожей, а затем установили фанеру. За свою работу мельники брали плату – десятину (т.е. 10% от полученной муки).
Рядом, на земле, лежит мельничный жернов, второй – внутри мельницы. Там же можно увидеть конструкции для засыпки зерна и получения готовой муки.
Стоит заметить, что на Урале ветряные мельницы не были широко распространены. Преобладали водяные мельницы. Но некоторые из немногочисленных ветряных мельниц удалось сохранить в музеях.
Зерновой амбар
Общественный зерновой амбар построен в 1906 году в селе Хохловка. Представляет собой прямоугольный сруб с четырехскатной крышей. Восемь сусеков амбара могли вместить до 125 тонн зерна. В нижних венцах постройки можно заметить отверстия для вентиляции – продухи.
Гумно с овином
Построено в 1920 году в селе Ошиб Кудымкарского района Коми-Пермяцкого округа.
Гумно представляло собой совмещенные под двускатной стропильной крышей хозяйственные постройки для сушки снопов и обмолота зерна.
Деревянная постройка в дальней части гумна – это овин. В нем сушили снопы перед тем, как начать молотить. Овин состоит из двух частей – подземной и надземной. В подземной части стояла печь-каменка. На жердях над печью раскладывались снопы.
После просушки снопы граблями доставали из овина и относили на соломорезку. Затем колосья раскладывали на глинобитном полу и с помощью цепов мололи. После обмолота зерно веяли – лопатами подбрасывали вверх. Так избавлялись от посторонних примесей. Открытые ворота и щели в стенах давали возможность веять зерно при разных направлениях ветра. Затем зерно собирали лопатой и пропускали через специальное сито. Ломаное зерно относили на мельницу, а цельное хранили в амбаре.
Внутри гумна восстановлен интерьер с крестьянскими орудиями для сушки, ручной молотьбы и веяния зерна, а также машины, появившиеся в 1880-х годах. На Урале питались в основном ржаным хлебом. В сложных климатических условиях Урала рожь была менее прихотлива, чем пшеница.
Рядом с гумном расположен загон, где живут два северных оленя.
Хохловка
24 Октябрь 2013
admin
Село Хохловка находится недалеко от Перми, в 45 километрах. Здесь в очень живописном месте около Камского водохранилища находится уникальный уголок старины — Пермский архитектурно-этнографический музей-заповедник. Это один из первых на Урале музеев деревянного зодчества под открытым небом.
Комплекс был основан в 1969 году, для посетителей открылся в 1980 году после кропотливой работы архитекторов и историков. Причудливый деревянный городок под открытым небом на высоком мысу на полуострове Варнач занимает 42 гектара. Более 20 деревянных шедевров конца 17 — начала 20 веков. Во многих из этих домов размещены интерьеры той эпохи. Все экспонаты свозились из разных уголков Пермского края.
Сегодня Хохловка объединяет 23 памятника деревянного зодчества с конца 17-го до второй половины 20-го веков. Здесь представлены лучшие образцы традиционной и культовой архитектуры народов Прикамья.
Сюда неизменно приезжает много туристов. Деревянные церкви в лучших традициях деревянного зодчества, ветряная мельница, сторожевая башня. Дома на севере Пермского края строились с высокими потолками, печь топили по черному, и высокие своды уберегали обитателей от удушья. А дверные проемы сооружали наоборот низкими, чтобы сохранить тепло.
Лавки как правило врубались в стены в процессе строительства. Лавка, которая шла от порога к красному углу, была мужская, а которая от кухни к красному углу — женская. Здесь представлены и русские и коми-пермяцкие избы, которые мало чем отличаются. Все предметы в Хохловке подлинные, их собирали в этнографических экспедициях.
Интересны объекты связанные с солевой промышленностью, процветавшей всегда в крае. Это самый большой комплекс — производственная площадка солевого завода. Экспонаты были привезены из Усть-Боровского солеваренного завоза из Соликамска. Это 12-метровая рассолоподъемная башня, варница, соляной ларь весом в 100 тонн, соляной амбар и др. Первые солеварни появились в Пермском крае еще в 15 веке.
Рассол доставали из скважин глубиной 160-200 метров. Кстати пробивать скважину при существовавших тогда технологиях могли и по 2 года. А подавали рассол от одной площадки к другой исключительно с помощью деревянных труб, железо солёная жидкость съедала мгновенно. Производимая соль пользовалась огромной популярностью. Соль была тогда своеобразной валютой и приносила огромные богатства. Строгановы были хозяевами Пермской земли, олигархами и монополистами, говоря современным языком. Они были богаче даже царя. Ходила даже поговорка «Богаче Строгановых не станешь».
Внутри церкви.
Уникальный экспонат Хохловки Богородицкая церковь на верхнем фото привезена из села Тахтарево. Построена в 1694 году. Церковь принадлежит к древнейшим клетским храмам (один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями). Главы церкви покрыты деревянной черепицей. Богородицкая церковь двухэтажная. Наверху служили литургии, внизу находился т.н. подклет — хранилище для общины на случай пожара в селе.
Несмотря на то, что возраст всех объектов весьма почтенный, дома, колокольня, сторожевая башня и др. выглядят как новенькие. Все дело , как говорят специалисты, в особой системе заготовки леса. Выбирали лесину, подрубали ее на корню и несколько лет это дерево сохло стоя. Потом зимой валили и вывозили. Дерево было звонкое и не гнило и стояло не один век. Такая вот была мудрость уральская у наших предков.
Каждая деталь быта наполнена смыслом. Например охотничье становище. Здесь основательная избушка, навес, способный защитить очаг от ливня. Здесь особая система хранения охотничьих трофеев — лабаз для хранения пушнины.
Разумеется это место является отличными декорациями для проведения фольклорных фестивалей, праздников, исторических и арт-фестивалей, народных гуляний таких как Яблочный Спас, Троица, Масленица и т.д.
Музей разделен на несколько секторов: Северо-западное Прикамье, Южное Прикамье, Охотничье становье и др.
Здесь охватывает удивительное ощущение гармонии природы и архитектуры. Люди, вырвавшись из городской суеты, могут отдохнуть и насладиться прекрасными пейзажами.
Вот даже и свадебные процессии сюда приезжают на фотосессию.
В Хохловке с 2008 года в начале августа проводится международный фестиваль исторической реконструкции, под названием «Большие маневры на Хохловских холмах».
Звучат боевые залпы, скрежет оружия, запах пороха. Тема битвы каждый раз обозначается разная, так в 2017 году реконструировалась некая битва августа 1943 года. Участвуют военно-исторические клубы из разных городов Екб, Перми, Самары и др. Ранее это были Первая мировая, Гражданская и др.
Солепромышленный комплекс
Этот комплекс представляет особенный интерес. Ансамбль промышленных сооружений состоит из четырех объектов. Еще более полные представления о соляной промышленности Прикамья можно получить в Музее истории соли на территории бывшего Усть-Боровского солеваренного завода в Соликамске.
Рассолоподъемная башня
Перевезена с Усть-Боровского солеваренного завода (город Соликамск). Построена в 1880-е годы. Она защищала технику, качавшую соляной рассол, от тяжелых погодных условий. Здесь можно заметить деревянную трубу, по которой перемещался рассол.
Соляной ларь
Построен в 1880-е годы на Усть-Боровском сользаводе (г. Соликамск).
Соляной рассол подавался в соляной ларь. Здесь рассол накапливался до нужного объема и отстаивался, чтобы осели посторонние примеси. Ларь буквально пропитался солью. Если присмотреться, то хорошо видны белые соляные разводы.
Интересно, что ларь транспортировался без разбора сооружения на бревна. Этот процесс описывала журналистка Лидия Чешкова:
Варница
Построена в 1880-е годы в Усть-Боровском солеваренном заводе (город Соликамск). Перевезена в «Хохловку» в 1974 году.
Отстоявшийся соляной раствор поступал в варницу. Она представляет собой квадратный сруб, перекрытый четырехскатный крышей с деревянной вытяжной трубой. Внутри была печь, над которой подвешивалась огромная металлическая сковорода (чрен или цирен) площадью более 100 кв.м. На нее наливали соляной рассол. Для сушки вываренной соли над циреном устроены деревянные полати.
Внутри можно увидеть устройство варницы, понять процесс выварки соли, увидеть старые фотографии.
Соляной амбар
Построен в 1880-е годы, перевезен с Усть-Боровского солеваренного завода (город Соликамск).
Готовую соль из варницы соленосы относили в мешках в соляной амбар. Соленосами работали не только мужчины, но и женщины. Мешки таскали за спиной. Соль разъедала кожу на ушах и затылке. Так и появилось прозвище «пермяк – соленые уши».
Амбар стоит на берегу реки. Отличается большими размерами: длина амбара достигает 28 метров, высота 16 метров. Внутри находилось три отделения. Соль загружали сверху – с помоста на крыше. Раньше амбары оборудовали эстакадами, с которых соль грузили на баржи. Бревенчатые клети, на которых стоит амбар, защищали соль от намокания.
Соляной комплекс в Усть-Боровой работал до 1 января 1972 года.
В 1979 году журналисту Лидии Чешковой представилась следующая картина:
Село Хохловка
Стоит немного рассказать и о самом селе, на окраине которого возник музей. Село возникло на берегу реки Хохловка, впадающей здесь в Каму. После постройки Камского водохранилища возник Хохловский залив.
В 1754 году здесь был основан Хохловский медеплавильный завод, пущенный в действие в 1756 году. Основателями и первыми владельцами завода были Мария Артемьевна Строганова, А.А. Голицина (Строганова) и В.А. Шаховская (Строганова). С 1757 года завод принадлежал М.А. Строгановой, с 1784 – И.Л. Лазареву, с 1801 – Е.А. Лазареву, с 1871 – Е.Х. Абамелек-Лазареву.
В сентябре 1770 года Хохловский завод посетил Н.П. Рычков, который подметил убыточность медеплавильного производства. По данным Тимура Харитонова, в последующем, как и многие строгановские заводы (в частности, Чермозский и Пожевской), завод перешел на передельное производство. Чугун на выделку железа доставлялся с Кизеловского завода. После покупки Хохловского завода И.Л. Лазаревым, его управляющий Ипанов осенью 1784 года закрыл медеплавильное производство и приступил к перестройке на железоделательное. 1 января 1785 года завод был пущен на выковку железа при шести кричных горнах. Однако в 1866 году завод прекратил свою работу, а в 1890 году был разрушен до основания.
В 1856 году на средства заводчика Лазарева была построена Иоанно-Предтеченская каменная церковь. В июле 1940 года церковь закрыли и отдали под клуб. Да наших дней здание не сохранилось. В 1930 году в селе возник колхоз «3-й Интернационал», который в 1959 году влился в укрупненную сельхозартель «Дружба».
После постройки в середине XX века Камской ГЭС и создания обширного Камского водохранилища территория бывшего завода ушла под воду.
В прошлом Хохловка являлась центром Хохловской волости Оханского уезда и Хохловского сельского совета. В 1973 году его перевели в Скобелевку.
Согласно данным переписи 2010 года, здесь постоянно проживает лишь 12 человек. Известно, что в 1926 году численность населения достигала 233 человек. Летом село оживает благодаря многочисленным дачникам.
С Хохловкой связана жизнь Якова (Иакова) Васильевича Шестакова (псевдоним Яков Камасинский; 1858-1918) – краеведа, писателя, священника. Некоторое время он служил священником в местной церкви. Шестаков примечателен тем, что многое сделал для просвещения коми-пермяков, увлекался археологией, был членом Пермской ученой архивной комиссии и Пермской комиссии УОЛЕ, много путешествовал, писал статьи, рассказы, очерки. В 1905 году его этнографические очерки вошли в книгу «Около Камы». В начале 1900-х годов создал собственное издательство «Кама». Жизнь Шестакова оборвалась трагически как раз около Хохловки. В 1918 году его зарубили красноармейцы во время «красного террора». Похоронен на кладбище в Хохловке.
Священник Яков Шестаков (справа)
Сельскохозяйственный комплекс
В «Хохловке» представлен и сельскохозяйственный комплекс, который включает в себя три объекта.
Ветряная мельница
Построена в середине XIX века в деревне Шихири Очёрского района Пермского края. Эта мельница принадлежала зажиточному крестьянину Кузьме Рахманову, а затем и его потомкам. В 1937 году мельницу национализировали. Мельница работала до 1966 года в колхозе «Красный боец». Относится к типу шатровых мельниц с неподвижным срубом основания и подвижной крышей, которая двигалась с помощью специального рычага. Так мельницу подстраивали под направление ветра, чтобы лопасти всегда находились в движении. До революции лопасти обтягивали рогожей, а затем установили фанеру. За свою работу мельники брали плату – десятину (т.е. 10% от полученной муки).
Рядом, на земле, лежит мельничный жернов, второй – внутри мельницы. Там же можно увидеть конструкции для засыпки зерна и получения готовой муки.
Стоит заметить, что на Урале ветряные мельницы не были широко распространены. Преобладали водяные мельницы. Но некоторые из немногочисленных ветряных мельниц удалось сохранить в музеях.
Зерновой амбар
Общественный зерновой амбар построен в 1906 году в селе Хохловка. Представляет собой прямоугольный сруб с четырехскатной крышей. Восемь сусеков амбара могли вместить до 125 тонн зерна. В нижних венцах постройки можно заметить отверстия для вентиляции – продухи.
Гумно с овином
Построено в 1920 году в селе Ошиб Кудымкарского района Коми-Пермяцкого округа.
Гумно представляло собой совмещенные под двускатной стропильной крышей хозяйственные постройки для сушки снопов и обмолота зерна.
Деревянная постройка в дальней части гумна – это овин. В нем сушили снопы перед тем, как начать молотить. Овин состоит из двух частей – подземной и надземной. В подземной части стояла печь-каменка. На жердях над печью раскладывались снопы.
После просушки снопы граблями доставали из овина и относили на соломорезку. Затем колосья раскладывали на глинобитном полу и с помощью цепов мололи. После обмолота зерно веяли – лопатами подбрасывали вверх. Так избавлялись от посторонних примесей. Открытые ворота и щели в стенах давали возможность веять зерно при разных направлениях ветра. Затем зерно собирали лопатой и пропускали через специальное сито. Ломаное зерно относили на мельницу, а цельное хранили в амбаре.
Внутри гумна восстановлен интерьер с крестьянскими орудиями для сушки, ручной молотьбы и веяния зерна, а также машины, появившиеся в 1880-х годах. На Урале питались в основном ржаным хлебом. В сложных климатических условиях Урала рожь была менее прихотлива, чем пшеница.
Рядом с гумном расположен загон, где живут два северных оленя.
История
Идея собрать старинные деревянные постройки, уникальные для Пермского края, в одном месте появилась еще в 1969 году у местного архитектора Александра Терехина. Тогда-то и был основан филиал Пермского краеведческого музея в Хохловке. Во время многочисленных этнографических выездов по всему краю были собраны данные о ценных постройках, многие из которых уже находились в плачевном состоянии. Однако выкупить, разобрать, перевезти и вновь собрать некоторые из них удалось лишь к 1980 году, тогда-то музей и был открыт для посетителей.Место на берегу Камы было выбрано не случайно. Близость от Перми (20 км) делает музей легко доступным для всех желающих, а природа полуострова выгодно подчеркивает аутентичность экспонатов.
Сектор «Северное Прикамье»
Состоит из двух объектов: усадьбы и церкви, привезенных из Чердынского района Пермского края.
Изба усадьбы Васильевых
Построена в 1880-е годы. Перевезена из деревни Большая Гадья Чердынского района.
Показывает, какой была усадьба русского крестьянина Северного Прикамья. Представляет собой трехкамерное жилище: изба-сени-изба. Обе половины избы были жилыми, с одинаковой планировкой. В каждой располагалась русская печь. В доме жило большое семейство.
В правой избе сохранилась домовая роспись, характерная для Северного Прикамья. Домовая роспись получила распространение во второй половине XIX века. Она была по карману лишь состоятельным хозяевам, которые украшали росписью самые видные места интерьера. Самым распространенным мотивом была композиция цветущего дерева – дерева жизни – с сидящими на нем птицами. Это был своего рода оберег.
К избе примыкает крытый хозяйственный двор. Во дворе располагались хлев для домашнего скота и сеновал. Для удобства с улицы на сеновал вел тележный въезд.
В доме действует выставка «Крестьянская домовая роспись», где представлены образцы домовой росписи (в том числе на прялках, коромыслах и посуде) как из северных, так и из южных уездов Пермской губернии.
Спасо-Преображенская церковь
Деревянная Преображенская церковь построена в 1702 году в селе Янидор Чердынского района Пермского края. С 1939 года не действовала, была закрыта 28 января 1940 года. В здании размещалось зернохранилище, позже церковь была перевезена в «Хохловку».
По своему типу церковь принадлежит к клетским храмам. В основе конструкции лежит клеть – простой четырехугольный сруб, подобный тем, что использовались при строительстве изб. Все три части церкви – трапезная, храмовая и алтарная – размещаются на одной оси. Постройки такого типа называли «кораблем». Вся постройка поднята на высокий подклет.
Над алтарем возвышаются главки луковичной формы с волнообразной черепицей из осины.
Внутри пусто. Сохранились лишь пристенные скамьи с резьбой. Интерьер церкви не восстановили, поскольку не сохранилось никаких документов о том, каким он был.
Солепромышленный комплекс
Этот комплекс представляет особенный интерес. Ансамбль промышленных сооружений состоит из четырех объектов. Еще более полные представления о соляной промышленности Прикамья можно получить в Музее истории соли на территории бывшего Усть-Боровского солеваренного завода в Соликамске.
Рассолоподъемная башня
Перевезена с Усть-Боровского солеваренного завода (город Соликамск). Построена в 1880-е годы. Она защищала технику, качавшую соляной рассол, от тяжелых погодных условий. Здесь можно заметить деревянную трубу, по которой перемещался рассол.
Соляной ларь
Построен в 1880-е годы на Усть-Боровском сользаводе (г. Соликамск).
Соляной рассол подавался в соляной ларь. Здесь рассол накапливался до нужного объема и отстаивался, чтобы осели посторонние примеси. Ларь буквально пропитался солью. Если присмотреться, то хорошо видны белые соляные разводы.
Интересно, что ларь транспортировался без разбора сооружения на бревна. Этот процесс описывала журналистка Лидия Чешкова:
Варница
Построена в 1880-е годы в Усть-Боровском солеваренном заводе (город Соликамск). Перевезена в «Хохловку» в 1974 году.
Отстоявшийся соляной раствор поступал в варницу. Она представляет собой квадратный сруб, перекрытый четырехскатный крышей с деревянной вытяжной трубой. Внутри была печь, над которой подвешивалась огромная металлическая сковорода (чрен или цирен) площадью более 100 кв.м. На нее наливали соляной рассол. Для сушки вываренной соли над циреном устроены деревянные полати.
Внутри можно увидеть устройство варницы, понять процесс выварки соли, увидеть старые фотографии.
Соляной амбар
Построен в 1880-е годы, перевезен с Усть-Боровского солеваренного завода (город Соликамск).
Готовую соль из варницы соленосы относили в мешках в соляной амбар. Соленосами работали не только мужчины, но и женщины. Мешки таскали за спиной. Соль разъедала кожу на ушах и затылке. Так и появилось прозвище «пермяк – соленые уши».
Амбар стоит на берегу реки. Отличается большими размерами: длина амбара достигает 28 метров, высота 16 метров. Внутри находилось три отделения. Соль загружали сверху – с помоста на крыше. Раньше амбары оборудовали эстакадами, с которых соль грузили на баржи. Бревенчатые клети, на которых стоит амбар, защищали соль от намокания.
Соляной комплекс в Усть-Боровой работал до 1 января 1972 года.
В 1979 году журналисту Лидии Чешковой представилась следующая картина:
«Пермяк — солены уши»
Особого внимания заслуживает солепромышленный комплекс, привезенный в музей Хохловка из Соликамска.
Вплоть до XVII века в России соль стоила дорого, так как из-за нехватки разведанных месторождений ее приходилось закупать за границей. А в Прикамье грунтовой воды, насыщенные солью, выходили прямо на поверхность. Выварка соли стала ведущим производством Пермского края. Но условия труда на таком производстве были очень тяжелыми. Соль была везде, стояла в воздухе. Нередко у рабочих даже разъедало уши. Так и появилась поговорка. В окрестностях Соликамска и Усолья и сегодня можно встретить родники, берега которых покрыты кристалликами соли.
Спускаясь к солепромышленному комплексу нельзя не остановиться у экспозиции «Охотничье становье», представляющей промысел североприкамских охотников. Тишина и лесной полумрак создают удивительное впечатление, словно находишься в глухой тайге. Небольшой домик был пристанищем для уставших охотников, в полушалаше можно было развести костер и укрыться от ветра, а в подвесном лабазе спрятать от животных припасы.