Мастер, который приручил чертей
Природа сама подсказывала мастеру-самоучке сюжеты.
Вначале чудищ размещал в своей небольшой усадьбе, а после тесно им стало.
Рядом с домом местная администрация выделила гектар земли. И сейчас там целый музей под открытым небом.
На этой земле Егор возвёл в одиночку и на свои деньги трехэтажный сказочный терем, вокруг которого посадил деревья, населив лес языческими чудищами.
Рассказывает: в 90-е годы, когда без денег сидели, истуканы у него выходили все злые и страшные. «В колхозе работали с утра до вечера, а денег не давали. Потом лучше жить стало. Истуканы стали получаться добрее», – смеется он.
Впрочем, если вглядеться – вся нечисть у Егора Федоровича получается какая-то беззлобная и добродушная. Ее даже маленькие дети не пугаются.
Сегодня в чудном лесу живёт больше пятидесяти нечисти различной масти: здесь и черти, и лешие, и бабки-ежки.
Рядом гуляют «подвыпившие веселые пармайловские мужики, возвращающиеся домой с магазина».
Охраняют парк русские богатыри – Алеша Попович, Добрыня Никитич. Рядом – герои коми-пермяцкого эпоса – Кудым-Ош, Пера-богатырь. Многие экспонаты созданы по мотивам русских и коми-пермяцких народных сказок и легенд.
А самый заметный экспонат, охраняющий этот парк и этот сказочный лес, – огромная фигура в шесть метров высотой! То ли леший, то ли герой коми-пермяцкого эпоса – возвышался он над лесами, над деревней, над дорогой, и словно размахивал палкой (похожей на крест), кажется, что в лёгкой насмешке: как легко на этой земле уживается и православие и язычество, сплетаясь-переплетаясь так, что не понятно, где одно, а где другое.
Век дерева недолог, многие фигуры стали гнить.
Сейчас, конечно, различные пропитки продают для дерева, для того чтобы продлить его век. Но это – деньги.
Ведь прибыли от парка никакой, только расходы. За погляд Егор Федорович деньги не берет. В парк может зайти любой и посмотреть всю эту красоту бесплатно. Проезжают мимо машины – обычно всегда останавливаются, парк – по дороге, и его сразу видно.
Пенсия у хранителя парка, отработавшего всю жизнь трактористом в совхозе, небольшая. Старается, как может, содержит на нее свой парк.
Называет сумму – копейки.
Но мелькает и сожаление порой: кому все это оставлять?
Живут в музее под открытым небом у Егора все «язычники» дружно, всем хватает места на добродушной гостеприимной коми-пермяцкой земле.
Так и стоят они в парке, словно заигравшись в игру «Морская фигура». Днём («фигура замри!») – нечисть отдыхает, хитро заглядываясь на заезжих туристов и незаметно наблюдая за ними. Ночью («море волнуется – раз») «лес» оживает и живёт своей языческой жизнью, все тайны которого известны только его создателю – мастеру «деревянных дел» Егору Федоровичу Утробину, человеку, который приручил нечисть.
Тайны чудского леса
Шлют к чертям? Радуйтесь. Мы знаем, где они живут! И там очень красиво.
Это север Пермского края. Зима здесь наметает такие сугробы, что верхушек сосен не видно, а снег такой белизны, что брызжет синью. В крепкий морозец здесь ничего нет звонче музыки хрусталя – легкого скрипа миллионов снежинок под валенками. И нет большего счастья, чем спокойные тихие вечера в деревянной избе под томные напевы метели и уютный треск дров в печи.
В этих краях весной прямо под ногами путаются пистики (хвощ полевой), из которых варят сытную кашу и делают изумительно вкусные посикунчики (пирожки).
Летом – возвращаешься с «тихой охоты» из леса с полными корзинами. Здесь самые отборные белые грибы, отменные рыжики и маслята, лакомая черника, очень сладкая малина и вкусная морошка. Осень богата на бруснику и клюкву. Реки полны рыбы, леса – дичи. От столицы Прикамья – Перми – до Пармайлово чуть больше 300 километров.
Эта небольшая коми-пермяцкая деревенька стоит на старом сибирском тракте, бабиновской дороге, которая около 200 лет соединяла Европейскую Россию с Азией.
Местные жители – коми-пермяки – называют её по-своему – «Пармайыл», в переводе с коми-пермяцкого «вершина Пармы».
Здесь, на границах Пермского края, мало что изменилось. Время как будто остановилось взглянуть на таежные красоты и в задумчивости остановило свой бег.
Раньше в этих местах жила когда-то жила чудь. Рядышком, между Пармайлово и соседней деревушкой Митино расположен Митинский курганный некрополь.
Предметы так называемого пермского звериного стиля, найденные во время археологических раскопок на могильнике, можно и сейчас увидеть в Пермском краеведческом музее.
Из эпоса коми-пермяков:
По легендам, с приходом русских и повальной христианизацией не захотела чудь принять чужую веру и «ушла под землю»: вырыли они большую яму, зашли туда все – старики, женщины, мужчины, дети и срубили стойки, заживо себя похоронив.
Но даже после принятия христианства местный народ упорно продолжал поклоняться языческим богам.
Не смогли коми-пермяки, приняв православие, молиться плоским иконам, чему яркое подтверждение – один из главных символов Пермского края – пермские боги (пермская деревянная скульптура). Местные жители вырезали из дерева фигуры Иисуса и святых, по сути, продолжая традицию поклонения деревянным идолам.
Более того, коми-пермяки одевали и обували деревянных богов (меняя со временем одежду и обувь), приносили им угощения и дары, веря, что по ночам скульптуры оживают. И даже священники смотрели на эти чудачества бывших язычников, закрыв глаза, боясь, начавши террор против «пермских богов», потерять паству.
Продолжают и сейчас местные мастера-самоучки вырезать из дерева языческих беззлобных богов, хитрых леших, пакостливых кикимор, благодушных водяных, сварливых баба-ёжек (вы же знаете, что русская баба Яга имеет финно-угорские корни?) – в общем, всю нечисть, которая водится в коми-пермяцких лесах и мирно соседствует с местными жителями.
Здесь, на вершине Пармы, и водятся все эти сказочные существа – в этом месте они нашли свое пристанище.
Собственный свой бестиарий создал в деревне Пармайлово Коми-Пермяцкого округа Егор Федорович Утробин.