Историческая значимость
Церковь Покрова на Нерли. 1158 год
Ряд положений показывает исключительную значимость белого камня не только для древнерусской архитектуры, но и для истории Древней Руси.
Христианство пришло на Русь из Византии, но там церковное строительство велось из плинфы или в смешанной технике — «opus mixtum». Плинфяной либо смешанной была и строительная техника Киева, Новгорода, Пскова, Полоцка, Смоленска, Чернигова, Переяславля Южного, Владимира Волынского и всех остальных древнерусских земель, кроме Галицкой и Суздальской (в Галицком княжестве белокаменное строительство началось в 1110—1120-х годах, в Суздальском — в 1152 году). В домонгольское время 95 % зданий Владимиро-Суздальской земли и 100 % зданий Галицкого княжества были построены из белого камня. Наиболее известны такие «знаковые» белокаменные храмы, как Успенский собор во Владимире (1158—1160, перестроен в 1186—1189) и церковь Покрова на Нерли (1158 год).
Согласно расчетам, проведенным С. В. Заграевским, белокаменное строительство было примерно в десять раз дороже плинфяного (за счет несравненно более сложной добычи, транспортировки и обработки). Надежность зданий, построенных из белого камня, в российском климате была существенно ниже плинфяных.[источник не указан 320 дней] Часто воспеваемый в популярной литературе белый цвет камня тоже не был его преимуществом: плинфяные стены оштукатуривались и белились, а белокаменные здания уже через несколько лет после постройки становились грязно-серыми от дыма печей и частых пожаров, и практика их очистки появилась только в XIX веке. Таким образом, белый камень как строительный материал проигрывал плинфе (и тем более кирпичу) по всем показателям.
Но в XII веке, когда на Руси началось белокаменное строительство, Византия уже была ослаблена и не являла собой сколь-нибудь значимой силы на международной арене. В Западной Европе строительство из различных сортов камня во времена романики и готики выражало государственную мощь и имперскую идеологию, из кирпича там строились лишь второстепенные постройки гражданского характера и храмы в небогатых окраинных регионах. Западноевропейский пример и заставил галицких, а потом и суздальских князей перейти на белокаменную строительную технику — дорогую и ненадежную, но зато «имперскую».[источник не указан 320 дней]
Шпейерский собор, 1030—1061
Непосредственным предшественником белокаменных храмов Древней Руси был колоссальный романский собор в Шпейере — усыпальница императоров «Священной Римской империи». Весьма вероятно, что там же проходили «стажировку» первые древнерусские мастера «каменных дел». Белокаменное строительство стало одной из основных составляющих процесса вхождения Древней Руси в число ведущих европейских держав, — процесса, надолго прерванного лишь татаро-монгольским нашествием.
Характерно, что и в тяжелые времена монгольского ига древнерусские строители не перешли на дешевую и надежную плинфу, а продолжали строить исключительно «по-европейски» — в белом камне. И, по всей видимости, это стало одним из факторов, позволивших Владимиро-Суздальскому великому княжеству, оказавшемуся «улусом» Орды, не потерять свою духовную самостоятельность и возродиться уже под новым именем — Московской Руси.
В конце XV века, когда мастера западноевропейского Ренессанса полностью перешли на гораздо более надежное, дешевое и практичное кирпичное строительство, выражение государственной мощи и имперской идеологии в камне потеряло смысл. Тогда и на Руси произошел повсеместный переход на кирпич. Последним крупным древнерусским белокаменным храмом был Успенский собор в Москве (1475—1479 годы). В дальнейшем белокаменные храмы на Руси продолжали строиться, но лишь эпизодически и преимущественно вблизи каменоломен. Но широкое использование белого камня не прекратилось, так как из него повсеместно строили фундаменты, подклеты и вытесывали элементы архитектурного декора.
Регионы добычи
Наиболее вероятным регионом добычи белого камня в середине XII века являются выходящие к Москве-реке окрестности современных сел Верхнего и Нижнего Мячкова. В дальнейшем регионы добычи камня расширялись вместе с увеличением территории Владимиро-Суздальского великого княжества, в послемонгольское время — Тверского и Московского великих княжеств, а затем и централизованного Русского государства.
В домонгольское время на юго-западе Суздальской земли вероятно продвижение каменоломен от Мячкова в сторону современных Подольска и Домодедова. Регион Ковров — Мелехово — Судогда стал доступен для камнедобычи после присоединения к Владимиро-Суздальскому княжеству Нижнего Новгорода (начало XIII века). Возможно, нижегородские белокаменные храмы строились из ковровского камня, хотя более вероятно использование для этих нужд каменоломен в районе Касимова.
В послемонгольское время после присоединения в начале XIV века к Московскому княжеству Коломны, Серпухова и Можайска доступным для московских камнедобытчиков стал весь огромный регион, ограниченный Окой, Москвой-рекой и Нарой. С завоеванием во второй половине XIV века Боровска, Тулы, Тарусы и Калуги этот регион на юго-западе Московского великого княжества расширился от Нары до Угры.
Тверь во времена своей государственной самостоятельности (вторая половина XIII-конец XV века) располагала Старицкими каменоломнями. С начала XVI века в распоряжении древнерусских камнедобытчиков оказались и заокские территории.
Народные сказания об Алатырь-камне
Опираясь на старинную легенду, чужеземе-путешественник упоминал, что таинственный камень принесли на Русь в незапамятные времена странники с Белого моря. Латырь разбили на 9 частей и закопали вдоль границ Московии. Это должно было охранять государство от набегов лихих захватчиков и других бед.
В сборнике духовных стихов рубежа XV—XVI веков, известном как «Голубиная книга» или «Каменная книга», указывается, что бел-горюч камень — своеобразный алтарь в центре мира. Находится он — совсем как в известной сказке — в море-океане, на острове Буяне.
Неизвестный автор достаточно подробно описал и другие особенности этого предмета и места, в котором он расположен. По его словам, камень является огромным, из него произрастает мировое древо и текут целебные реки, распространяясь по всей земле. Алатырь-камень — это трон мирового господства, настоящий славянский «святой Грааль». Охраняют его змея мудрости Гарафена и волшебная птица со стальным клювом — Гагана.
Зафиксированные в Каменной книге сведения отражают сказания и мифы, распространенные у восточных славян. Наши далекие предки верили, что чудесный латырь — мать и отец всех камней на земле. Его обожествляли за расположение в «самом центре мироздания» и особые магические свойства. Славяне рассказывали, что Алатырь-камень заключает в себе всю мировую мудрость, в нем есть ответ на любой вопрос, каким бы сложным тот ни казался.
Но главной особенностью этой легендарной реликвии считалась ее способность исцелять и буквально дарить жизнь. Согласно самым древним языческим верованиям, латырь упал с небес. На камне самим богом Сварогом были начертаны законы праведной жизни и мирового порядка. Считалось, что молитва у Алатырь-камня имеет особую силу, буквально попадает Сварогу в уши, а потому непременно принесет избавление от бед и процветание.
Существует ли он на самом деле?
Несмотря на весь сказочный ореол, окружающий горюч-камень, исследователи древнерусской письменности и лингвисты утверждают, что он существовал — и существует до сих пор — на самом деле. Российский лингвист Роман Якобсон (1896—1982) писал, что название «Алатырь-камень» — всего лишь видоизмененное слово «латыгорь».
Последнее происходит от лексемы Latýgora, что переводится как «латвийский». Таким образом, чудесный Алатырь-камень, центр мира и хранилище его мудрости, — это просто латвийский камень, или янтарь. С Якобсоном был полностью согласен другой российский лингвист Олег Трубачев (1930—2002). Он писал, что слово «алатырь» — славянский вариант названия янтаря. Даже сохранились сведения, что Балтийское море в глубокой древности называлось Алатырским.
То, что янтарь считался у древних славян целебным, тоже вполне понятно. Этот камень, действительно, обладает массой полезных свойств. Он используется в косметологии для омоложения кожи, в медицине — для лечения головных и суставных болей, заболеваний щитовидной железы и пр. Да и появляется янтарь в «морских пучинах», совсем как мифический Алатырь-камень.
« Похороны «за компанию»: почему славянских вождей не хоронили в одиночестве
Задания 22 — 26: автор текста А.А. Генис
(1)— Я ненавижу настоящее, страшусь будущего и люблю прошлое, — говорил Оруэлл. (2) Когда я наконец пошел в школу, мне не рассказывали про Оруэлла, но я сходился с ним в неприязни к настоящему. (3) Прошлого у меня практически не было, а в будущее я, начитавшись все тех же Стругацких, стремился всеми фибрами малолетней души. (4) Теперь все поменялось. (5) Я не люблю своего прошлого и, когда никого нет рядом, тихонько вою, вспоминая нелепые глупости, которые сделал, сказал или написал. (6) Что касается будущего, то оно перестало меня волновать, и не только потому, что от него мало осталось. (7) Перемены, которых в школе я так ждал, теперь меня тревожат, грозя оставить не у дел. (8) Я знаю, что будет, понимаю, к чему идет, и меня не утешает даже перспектива жить вечно. (9)— Согласны ли вы на бессмертие, — спрашивал Гессе, — если его разделит с вами мерзавец-начальник и шумный сосед? (10) Разочаровавшись в прошлом и будущем, я живу наедине с настоящим, и самое трудное — его задержать. (11) Вместо светлого будущего меня слабо греет надежда на такое же, как сегодня. (12)— Не надо лучше, — бормочу я под нос, — пусть как сейчас, не надо лишнего, пусть будет, что есть. (13) Лучшие дни проходят так быстро, что я уподобляюсь нашим кошкам, не умеющим отличать вчера от завтра. (14) Может, это оно и есть? (15) И тогда не надо ловить момент, а выбрать любой, когда не страшно, и назначить его счастливым. (16) Например — этот. (17) Я сижу в любимом кресле, изрядно потрепанном когтями, возле елки, украшенной небьющимися — из-за тех же котов — игрушками. (18) За окном в раннем декабрьском закате светится выпавший ночью снег. (19) У локтя столетняя чашка английского фарфора с китайским чаем. (20) По радио еле слышный прохладный джаз. (21) Вечером будут гости, а потом — наполовину прочитанная книжка про Венецию. (22) Но пока я пишу, что хочу, о том, что люблю. (23) Пишу от руки, то вдоль, то поперек линованной страницы, не для себя, не для других, а потому, что никогда ни о чем другом не мечтал. (24) Остановись мгновение, я выхожу. (Александр Александрович Генис)
Задание 22 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Автор всегда ненавидел прошлое. 2) Автора тревожат перемены, он хочет, чтобы все оставалось, как сейчас. 3) Оруэлл страшился будущего, любил прошлое и ненавидел настоящее. 4) Автор любил творчество Стругацких, поэтому будущее его интересовало больше, чем прошлое. 5) Автор готов жить вечно, если рядом не будет шумного соседа. Задание 23 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 14-16 представлено рассуждение 2) Предложение 10 является ответом на вопрос, поставленный в предложении 9. 3) В предложениях 17-20 содержится рассуждение 4) Предложения 5-6 поясняют, раскрывают смысл предложения 4. 5) Предложения 4-8 содержат повествование.
Задание 24 Из предложений 1-6 выпишите фразеологизм.
Задание 25 Среди предложений 10-22 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи вводного слова и указательного местоимения. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий)
Задание 26 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21–24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите последовательность в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В предложенном для анализа тексте А. Генис показывает свое отношение к прошлому, настоящему и будущему в разные периоды жизни, поэтому ведущим лексическим средством являются А____ («вчера», «завтра» в предложении 13, «вдоль», «поперёк» в предложении 23, «ненавижу», «люблю» в предложении 1) Чтобы придать рассуждениям образности, автор прибегает к использованию тропа Б____: «нелепые глупости», «прохладный джаз». Также автор использует такие синтаксические средства, как В_____(в предложениях 15-16, 21-22) и Г______ в предложениях 1, 5, 8, чтобы выделить наиболее важные мысли и максимально точно их выразить.
Список терминов:
1) эпитет 2) ряды однородных членов 3) лексический повтор 4) антонимы 5) противопоставление 6) парцелляция 7) метафора синтаксический параллелизм 9) эпифора
Постоянная ссылка
Новые цвета «появляются» из черного и белого
Именно из черной палитры впоследствии выделились еще два цвета: зеленый и синий. Причем зеленый — цвет травы, листвы и сил природы как таковых — был осознан гораздо раньше, голубой же долгое время считался оттенком зеленого, а синий — тем же зеленым, но гораздо более темным и насыщенным, сливающимся с черным.
Вот как летопись 1073 года описывает радугу словами:
Иллюстрация с комбинацией цветов «червеный», «синий», «зеленый», «багряный».
В середине XVIII века российский посол в Англии Антиох Кантемир перевел на русский язык «спектр Ньютона» и вот, что у него получилось:
- фиалковый (вместо фиолетового)
- пурпуровый
- голубой (вместо синего!)
- зеленый
- желтый
- рудо-желтый (вместо оранжевого, кстати впоследствии оранжевый у нас так и назывался «рыжим» от слова «руда» — то есть воспринимался как оттенок красного)
- красный.
Как видите — ни в радуге 1073 года, ни в переводе XVIII века нет ни фиолетовых оттенков, ни оранжевых. Удивительно, но при этом в древней летописи есть целых два слова для «красного» — «червеный» и «багряный». Или это разные цвета?
Базовые цвета древнего мира: белый, черный, красный
Ученые считают, что в древности люди вовсе выделяли всего три основных цвета: белый, черный (+ серый как результат их смешения) и красный. Если мы обратимся к наскальным рисункам, росписях керамики, вышивкам, прялкам то действительно увидим, что всегда во всех видах прикладного искусства повсеместно используются именно эти три базовых цвета.
Иллюстрация на тему русской народной вышивки
Мезенская роспись
- В такой триаде «белый» — это как бы и не цвет вовсе, а его отсутствие, прозрачность, нулевая насыщенность. Это цвет олицетворяющий солнечный луч. Впрочем, иногда слово «белый» означает уже даже не цвет, а такие понятия как «чистота», «бессмертие» или нечто «сокрытое от глаз», а значит, «глубинное», «священное». Отсюда «бел-горюч камень» — «сакральный камень, который горит бесцветным пламенем».
- «Черный» соответственно отражает такие качества предметов как максимальная насыщенность, непрозрачность, темнота, тень, ночь, отсутствие яркости и блеска.
- Красный же противопоставляется черному — жизнь, энергия, солнце, кровь… Самый важный, яркий и «красивый» цвет. Назывался, он, впрочем, не «красным», а «червленым» («червонным») или «багряным». А вот само слово «красный» имело смысл «красивый», «прекрасный»: «красна девица», «красно солнышко», «Красная горка»… Считается, что значение собственно красного цвета слово «красный» на Руси приобретает лишь в начале XVI в.
Обзор
Независимо от своего природного или искусственного происхождения белые камни могут отличаться не только по чистоте цвета, но также и внешним видом и даже стоимостью. На цвет, являющийся одним из главных качеств минерала, влияет химический состав самого камня. Для оценивания уровня чистоты, как правило, используют белоснежный лист. Именно с помощью этого нехитрого приспособления можно намного лучше рассмотреть мельчайшие примеси и даже выяснить какого оттенка рассматриваемый минерал. Минерал более однородного цвета? Перед Вами качественный и, как следствие, дорогостоящий камень. Чем чище образец, тем выше его цена. Как правило, природные камни белого цвета не обладают белизной и представляют попросту прозрачные минералы.
К примеру психология синонимирует белый цвет с невинностью, лёгкостью, простотой и даже с рождением. Таким образом плагается, что они стабилизируют нервную систему, снимают напряжение и снижают депрессивное настроение.
С древнейших времен белые и бесцветные самородки использовали для магических обрядов, приписывая им невероятный уровень магических способностей. Влияние, оказываемое этими амулетами на энергетику их обладателя, помогает ему жить в гармонии с окружающей его природой.
Применение известняка в наше время
С середины прошлого века разработки природного камня в России стали проводиться взрывным способом. С одной стороны это значительно облегчило труд рабочих, с другой – резко сократило использование в строительстве и отделке известняка. Причиной тому была специфика месторождений белого камня, залегавшего слишком тонкими пластами, чередовавшимися с мергелями и глинами. Взрывной способ обрушивал вместе со слоями известняка и сопровождавшую их ненужную породу, перемешивая их и затрудняя добычу камня.
Кроме того, в стране стало активно развиваться железнодорожное сообщение, и отделочный камень стало дешевле и проще доставлять издалека. Наиболее распространенной в то время стала отделка из гранита, мрамора, габбро, добытых на Урале, Украине или на Кавказе.
Почти полностью прекратилась разработка известняка для облицовки в Мячковских карьерах: камень оттуда поставлялся довольно редко, для особых заказов.
В настоящее время разработка известняка стала активно возрождаться. Всё больше зданий стало обретать изящную белокаменную отделку, возвращая России забытый эпитет «белокаменная». Восстановлением облицовки памятников старины занимаются бригады квалифицированных специалистов и резчиков по камню. Их новые работы не уступают творениям древних мастеров, а благодаря использованию новых современных инструментов, художественная резьба стала более изящной, утонченной.
Вновь открытые по всей России каменоломни позволяют поставлять специалистам по обработке камня известняки различных видов и оттенков – от ослепительного белоснежного до благородного желтоватого. Но специалисты по камнеобработке не ограничиваются камнем только российских месторождений: известняк успешно поставляется и из зарубежных стран, в том числе и из Италии.
Драгоценные камни
Алмаз
Самый ценный минерал и при этом самый прочный и самый красивый. Уровень его максимальной прочности равен десяти баллам. Палитра цветов алмаза не ограничивается белым или прозрачным цветом. Встречаются совершенно бесцветные алмазы, желтые и даже коричневые. Камни идеального белого цвета используются при производстве ювелирных украшений. А алмазы, не отвечающие необходимым стандартам красоты, использует промышленность для своих целей.
Шпинель
Шпинель своим внешним видом очень напоминает алмаз, однако не настолько твердая по сравнению с ним. Обладает ярким стеклянным блеском, а лучшие экземпляры характеризует особая прозрачность. Камень с легкостью поддается обработке. Помимо природного происхождения можно встретить и искусственный камень белого цвета, который получают путем сплавления окислов. Полученный искусственным путем самоцвет применяют в керамической промышленности и при производстве огнестойкий покрасочных материалов.
Топаз
Белые топазы настоящие тяжеловесы. Если соотнести их размер и массу с другими самоцветами таких же параметров, то можно заметить, что топаз значительно выигрывает по весу. В ювелирных салонах всего мира можно встретить и топазы полученные искусственным путем. Но отличить их от природных достаточно просто – при трении о шерстяную ткань природный минерал будет электризоваться. Обыватель может с легкостью спутать искусно обработанный топаз и принять его за настоящий бриллиант – настолько они становятся похожи после обработки.
Жемчуг
Жемчуг – потрясающей красоты белый драгоценный камень. В магазинах очень часто можно встретить подделки, так как этот камень достаточно просто синтезировать. Настоящий жемчуг, не выращенный искусственным путем ценится достаточно дорого и на его цену влияет не только сам размер жемчужины, но и происхождение – дикие экземпляры крайне дороги.
Опал
Самоцвет молочно-белого цвета безумно красиво переливается при дневном свете. Встречаются опалы и других оттенков, прозрачные и не совсем. Обработка опала не вызывает каких-либо трудностей, благодаря чему камням с легкостью придается форма овала или круга.
Янтарь
Королевский, или мыльный, янтарь белого цвета достаточно редкая находка. На протяжении многих веков с его применением создавали украшения и поделки.
Белый цвет всегда считался эталоном чистоты, нового начала. Белый цвет всегда идеализировали. Даже сама природа подсказывает – сложение всех цветов радуги дает белый цвет и наоборот. Так и с белыми драгоценными камнями – они сочетают в себе не только изысканность и красоты прочих минералов других цветов, они возвышаются над ними, показывая свою статность и превосходство изысканностью своего благородного белого цвета. Камням всегда приписывали волшебные свойства. Считалось, что белые камни помогали людям общаться с магическими силами, успокаивали и проясняли мысли, защищали их обладателей от неприятностей и козней недругов.
Белые камни подходят людям, уверенным в своих силах и в делах, которые те совершают. Идеалист всегда выбирает лучшее, под стать своему образу жизни и, если вопрос встанет в выборе ювелирного украшения, он выберет именно белый камень, идеально сочетающийся с любым нарядом, и идеально подходящий на любой случай.
Белые камни скажут о Вашей открытости и честности, о Вашем желании начинать новые свершения. Они покажут Вашу готовность получать и давать окружающим новые впечатления и эмоции. Белый цвет заявит о Вас как о человеке с чистыми помыслами, о том, что Вы никогда не оставите другого человека, попавшего в беду и всегда окажете помощь, поддержку и заботу.
Перипетии синего: блестящий черный или… белый?
«Синий» — в отличие от голубого и зеленого — относился уже к гораздо более темным, насыщенным, непрозрачным цветам и уже даже скорее сливался с черным. Так например, на Руси мавры и люди негроидной расы именовались «синцами», и нередко в текстах XI–XII встречаются выражения вроде «сини яко сажа», подчеркивающие черноту какого-либо объекта.
С другой стороны, о седом человеке могли сказать «синеюща власы своими», или же «синей» называлась полная луна, либо молния, сверкнувшая между туч.
Как соотнести и понять какой разброс от черного до белого? Что же это, в конце концов, за «синий цвет»? Отгадку удалось найти в общении с жительницами северных селений, которые еще хранили понимание древних слов. Так, черные кирзовые сапоги были охарактеризованы ими как «черные», а вот лакированно-резиновые сапожки с отливом — как «синие». Оказывается, «синий» — это характеристика блеска! Это «черный с блеском» или шире — «некий яркий блик на черной поверхности».
Наконец-то становится понятным и все вышеперечисленное (яркий блик на голове седеющего брюнета, блеск молнии в черных тучах, луна на контрастном темном небе и проч.) и выражение «синее море» — которое в действительности бывает самых разных тонов от синего до черного, но почти всегда имеет характерные солнечные блики, рябь на своей поверхности.
Вероятно, целый ряд цветовых характеристик, таких как «си-ний», «си-вый» и «си-зый» восходят к слову «сиять», то есть излучать или отражать свет. Все эти объекты, уже НЕ черны, в них есть какой-то заметный блик или отлив.
Стихии и стороны света.
В летописном источнике 1230 года 4 цвета радуги (!) соотнесены с 4-мя разными стихиями:
- Зеленый — вода
- Синий — воздух
- Красный — огонь
- Черный/багряный — земля.
Интересно, что в славянских названиях городов и регионов можно проследить привязку цветов к сторонам света:
- Запад отождествлялся с «белым». Отсюда — Белая Русь.
- Север — с черным. Черная Русь, Чернигов (к северу от Киева);
- Юг — с красным. Червонная Русь к юго-западу от Киева.
Впрочем, это все лишь одна из теорий, с которой согласны далеко не все лингвисты. Так, есть мнение, что «Белая Русь» была первым и основным обозначением центра славянской державы и имела значение «святая», «вечная» (сравните выражения «на белой Руси», «по белому свету»). Кстати, на европейских картах, дополняющих воссозданные в XIV веке древние карты Птолемея (читать подробную статью про земли России на картах Птолемея) указано именно это название — «Russia Alba sive Moskovia». То есть «Белая Русь или Московия» — причем, территориально эта область смещена к востоку от территории современной Беларуси, то есть далеко ей не тождественна. К северу есть также какая-то иная «просто» «Московия», также на карте еще дважды встречаются названия Russia, но уже без «цветовых» привязок.
В продолжение этой теории, есть мнение, что Черной Русью могли — в качестве некого противопоставления Белой Руси — именоваться земли отчасти подвластные Великому княжеству Литовскому. Это территория северо-запада современной Беларуси и некоторых других еще более западных земель.
Еще одна версия — название «Черная Русь» закрепилось за каким-то (каким?) регионом благодаря христианским летописцам, которые с оттенком уничижительности именовали так те территории, которые дольше всего оставались языческими.
Многовариантность серого
Парадокс, но если для обозначения ярких цветов слов вроде бы не хватает, то для наименований серого их десятки. Причем каждое применимо строго в конкретном случае для описания какого-то особого объекта:
- Серо-голубые глаза — «зекрые»;
- Темно-серая с проседью лошадь — «сивая» (вспомним про «синий» и «сиять»);
- Темная с синим отливом птица или перо — «сизая»;
- Волчья шерсть — «дикая» (кстати, сравните шерсть волка с птичьим пером — волчья шерсть не имеет такого характерного отлива, не СИяет, именно поэтому она НЕ СИвая и НЕ СИзая. Выражение «дикий волк»/ «стая дикий волков», соответственно, означает просто указание на цвет — это «серый волк», а вовсе не говорит о какой-то особой дикости и кровожадности, как можно было бы подумать);
- Голубиное перо — «голубое»;
- Темно-голубые цветы — «модрые»;
- И только собственно зола — «серая».
Возможно, когда-то раньше одним из слов в этой длинной веренице серо-пепельно-бело-голубых оттенков было слово «бусый», применяемое также к волку — в частности в «Слове о полку Игореве». Лингвистами сломано немало копий на тему того каким же именно цветом является «бусый» — но теперь это вряд ли возможно будет установить. Смысл этого слова утрачен с годами, как и многих других цветовых обозначений прошлого. Но, очевидно, что за ним кроется какая-то особая характеристика, а волки бывают «дикими» и «бусыми» и это разные на вид волки.
Климат
В целом, климатические условия малокомфортные — короткое жаркое лето и продолжительная холодная зима. Климат характеризуется резкой континентальностью, которая усиливается в межгорной котловине, где минимальные температуры могут опускаться до -45°С, макс. подниматься до +32°С. Средняя температура наиболее холодного месяца —20°С. В июле средние температуры +14…+ 15°С, среднегодовая температура воздуха –4ºС.
В течение года выпадает 350 мм осадков, 3/4 их приходится на теплый период. Снежный покров устанавливается поздно, а иногда отсутствует полностью из-за местных ветров, в связи с чем наблюдается глубокое промерзание почвы (на 1, 5-2, 5 м). Мощность снежного покрова 10-15 см.