Географическое положение
Посёлок Билимбай муниципального образования «городского округа Первоуральск» Свердловской области расположен на правом берегу реки Чусовая в устье реки Билимбаевка, на западном склоне Уральского хребта, находится в 60 километрах к северо-западу от Екатеринбурга, в 9 километрах (по автотрассе в 12 километрах) к северо-западу от районного центра города Первоуральска . В черте посёлка река Билимбаевка образует Билимбаевский пруд. Река Билимбаевка, в старину называвшаяся Телембаихой или Теленбайкой, разделяет селение на две части. С южной стороны селение окружено рекой Чусовой, с восточной и западной — хвойным лесом, а с северной стороны — Билимбаевским прудом, длина коего верст 5, а ширина, местами, более версты. Климатические условия местности, вследствие резких переходов от тепла к холоду и вследствие частых туманов, бывающих в конце лета, нельзя признать благоприятными для здоровья жителей. Почва в западной части глинистая и местами болотистая, а в восточной — каменистая.
Мраморный чирок
На первый взгляд может показаться, что мраморный чирок практически ничем не отличается от множества других диких водоплавающих. Что касается его оперения, то оно неприметное и не отличается яркими красками. Даже самцы и самки не отличаются между собой относительно своего окраса. Чирок имеет буро-серый окрас с белыми вкраплениями. Максимальный вес взрослой птицы достигает 600 граммов .
Где же можно встретить этих уток? Россия, Азия, Испания, Индия – основные места обитания этого вида дикой утки. Эту птицу можно часто встретить на дереве, в отличие от большинства других водоплавающих. Мраморный чирок также отличается своими глубокими нырками под воду. Зимой птицы не улетают в теплые края, а предпочитают оставаться на водоемах, которые не замерзают.
История
Николай Александрович родился 19 октября 1847 года (крещён 23 октября 1847 года), место рождения: Добрянский завод, в семье вольно-отпущенного приказчика Александра Ивановича Тунева и Анны Павловны Туневой. Учился в Императорском Московском техническом училище (ИМТУ) в 1871-1879 годах, где был удостоен звания «инженер-технолог». Учился вместе с братьями Михаилом Александровичем, который закончил ИМТУ в 1868 году как «учёный мастер» и был определён заведующим кричным и пудлингово-сварочным производством на Очёрский завод графини Строгановой, и Павлом Александровичем, который учился ИМТУ в 1868—1871 годах и был удостоен звания «механик-строитель». Николай Александрович после учёбы был отправлен на Билимбаевский завод графини Строгановой, где затем стал управляющим завода.
8 ноября 1892 года Николай Александрович женился на Глафире Михайловне Береновой (1870—?), которая организовала первый любительский театр в посёлке Билимбай на 150 мест в трёхэтажном заводском здании. Сама играла на сцене и привлекала к участию в самодеятельности других.
В 1899 году Дмитрий Иванович Менделеев называл «просвещеннейшим, вдумчивым, и опытным» управляющего Билимбаевским округом Николая Александровича. В 1905 году Николай Александрович вышел на пенсию, покинув пост управляющего завода. В октябре 1919 года его ещё посещал основатель губернского архива (ГАСО) Н.Г. Стрижев с целью собрания информации об истории посёлка Билимбай. В 1925 году Николай Александрович скончался и был похоронен на старом билимбаевском кладбище.
Полёты БИ с взлётом при помощи ЖРД[ | ]
Дата | Машина | Лётчик | Тяга, кгс | Время полёта с ЖРД, с | Высота, м | Скорость, км/ч | Скороподъёмность, м/с | Примечание |
15.05.1942 | БИ-1 | Бахчиванджи | 600 | 66 | 840 | 400 | 23 | |
10.01.1943 | БИ-2 | Бахчиванджи | 800 | 63 | 1100 | 400 | — | |
12.01.1943 | БИ-2 | Груздев | 1100 | 58 | 2190 | 675 | — | |
11.03.1943 | БИ-3 | Бахчиванджи | 1100 | 80 | 4000 | 600 | 82 | |
14.03.1943 | БИ-3 | Бахчиванджи | 1100 | 84 | 3000 | ~650 | — | |
21.03.1943 | БИ-3 | Бахчиванджи | 1100 | 30 | 3000 | 550 | 160 | |
27.03.1943 | БИ-3 | Бахчиванджи | 1100 | 89 | 2000 | >800 | — | Авария. Самолёт потерян. Лётчик-испытатель Григорий Яковлевич Бахчиванджи погиб. |
24.01.1945 | БИ-7 | Кудрин | 1100 | 72,3 | 1250 | 587 | 87 | |
09.03.1945 | БИ-7 | Байкалов | 1100 | 73 | 3500 | 550 | — |
Эпоха Строгановых
В Настольной дорожной книге для русских людей «Полное географическое описание нашего Отечества» издания 1914 года сказано, что к числу крупных хозяйств, ведущих лесное дело рационально, можно отнести Билимбаевское лесное хозяйство графа С.А. Строганова. Правильное ведение лесного хозяйства началось здесь с 1840-х годов.
По мнению современных авторов, приведенных на сайте pervouralsk.ru, «День 2 апреля 1841 года, когда С.В. Строгановой было подписано распоряжение об учреждении лесного отделения в своем имении, с полным правом может считаться датой, с которой в нашей стране началось «правильное лесное хозяйство».
Билимбаевская дача получала высокую оценку Дмитрия Ивановича Менделеева, посетившего Билимбай в июле 1899 года.
«…Чуть не на каждом шагу видишь леса холеные и чистые, чередовые вырубки, дороги по ним, канавы, просеки на версты, порядок, точно в иное не русское царство попал». Годы спустя великий ученый напишет: «Вера в будущее России, всегда жившая во мне, прибыла и окрепла от близкого знакомства с Уралом…».
На фоне тотального уничтожения лесов вокруг металлургических заводов, подобная характеристика великим ученым деятельности хозяев предприятия, производящего чугун, заслуживает особого внимания. Тем более что Дмитрий Иванович совершал инспекционную поездку по заданию Правительства Николая Второго.
Положение с лесами на Урале волновало не только ученых и государственных мужей, но и представителей культуры. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк писал: «… Лесной вопрос для Урала является в настоящую минуту самым больным местом: леса везде истреблены самым хищническим образом, а между тем запрос на них, с развитием горнозаводского дела и промышленности, все возрастает…».
Огневщики Строгановых
Почти повсеместно, кроме непосредственной деятельности человека, к сокращению лесных угодий приводили лесные пожары. Борьба с ними отнимала немалые
людские ресурсы. На некоторых заводах были вынуждены приостанавливать производство и отправлять рабочих на тушение огня. Хозяева несли большие убытки.
В вопросе организации противопожарной охраны и экстренного тушения, возникающих в лесу очагов пожара, так же отличалось Билимбаевское правление. Постоянно охраной лесов от пожаров занималась лесная стража в составе 18 человек. Весной, с половины апреля и на весь май нанималась дополнительная стража числом 44 человека. Местные жители называли их «огневщиками».
«В огневщики набирали мужчин из местных жителей: нестарых, знающих местность и имеющих хороших лошадей. Лесничий формировал из этих людей специальные команды и закреплял за лесным участком. Завидев малейший дым в своем районе, несколько стражников сразу ехали на подозрительное место. Если оказывалось, что для тушения пожара требуется дополнительная помощь, то посредством охотничьего рога вызывалась помощь. В случае особо крупного пожара в ближайшее село или в завод посылался верховой стражник. Организованная таким образом охрана обходилась заводоуправлению в 500 рублей, а пользы приносила на десятки тысяч.
Методы пожарной безопасности с каждым годом совершенствовались. С появлением в заводе телефонной связи четыре основные пожарные вышки посредством телефонной линии были соединены с заводоуправлением. Изобретение Эдисона позволяло локализовать пожар в самом его начале. Кроме четырех основных вышек имелось еще восемь дополнительных для наблюдения за местами, которые были скрыты от наблюдателей горами. На каждой вышке дежурили конные караульщики-огневщики с лопатами, топорами, парусиновыми ведрами и мешками для воды».
В августе 1895 года Билимбаевскую лесную дачу осмотрел министр земледелия и государственных имуществ А.С. Ермолов. Он поразился качеству ведения работ по защите и воспроизводству лесов. Министр не просто осмотрел дачу, но и пожелал приобрести 10 пудов семян лиственницы. Существует мнение, что именно с подачи министра Ермолова, лесоустройством в имении Строгановых заинтересовался Дмитрий Иванович Менделеев.
Топонимика
Межевую Утку еще называют Нижняя Утка (разговорное, среди местных жителей). Название реки произошло от слов «межа» и «утя». Первое из них является старым синонимом слова «граница» — в прошлом эта река была границей между владениями Строгановых и Демидовых, вечных соперников в освоении Урала более 300-х лет назад. Хотя у Строгановых были и владения за этой межой — завод в Билимбае, например. Малые города: Билимбай — интерактивная карта достопримечательностей
Билимбай: история, достопримечательности, как добраться
Второе слово — «утя» — мансийское. В переводе на русский оно означает «вода». Межевая Утка — не единственная река на Урале с названием, где есть слово «Утка». Только в реку Чусовую впадают еще две Утки: на 328 километре от её устья по левому берегу — в черте п. Староуткинск и на 379 километре по левому берегу — в черте с. Слобода.
Род чернеть: характеристика видов
У уток рода чернеть коренастое строение, крупная голова, широкий клюв. Выделяются белой полосой, проходящей по боковой стороне крыльев. Орнитологи выделяют 5 разновидностей чернети:
- полярная утка;
- хохлатая;
- красноголовая;
- белоглазая;
- утка Бэра
Красноголовая чернеть распространена на обширных территориях. Встречается она в Европе, Алжире, в Башкорстане, на берегах Байкала, Ангары, Енисея. Самцы достигают веса около 1200 г, масса самок чуть меньше. В брачный период селезень приобретает оригинальный облик – ярко-рыжая голова выигрышно контрастирует с перламутрово-серым оперением спинки. Неприметное оперение самки, выдержанное в буро-сероватых тонах, позволяет ей укрываться от хищников.
Белоглазые утки встречаются у берегов Австралии, на острове Ява. Белесая радужная оболочка самцов определила название вида. Для них характерно красивое оперение в шоколадно-бурых тонах с переливами, узкий, короткий клюв.
Внимание! Повстречать белоглазого нырка на водной глади – настоящая удача для любого охотника, мясо этой небольшой птицы считается самым вкусным среди нырков. Редкой разновидностью являются утки Бэра, обитающие в Японии, Корее, в бассейне реки Уссури, в Забайкалье
Предпочитают селиться в местностях, заросших тростником. Привлекательный вид уток Бэра обусловлен красивым оперением – голова черная с изумрудным отливом, бурые крылья с широкой белой каймой
Редкой разновидностью являются утки Бэра, обитающие в Японии, Корее, в бассейне реки Уссури, в Забайкалье. Предпочитают селиться в местностях, заросших тростником. Привлекательный вид уток Бэра обусловлен красивым оперением – голова черная с изумрудным отливом, бурые крылья с широкой белой каймой.
Обширная популяция нырковых уток представлена яркими, необычными, интересными водоплавающими, вносящими красоту в природу планеты.
Особенности различных видов
Утки нырки, относящиеся к трибе Netta, отличаются средними размерами, приземистой конституцией. По современной классификации, предложенной российскими орнитологами, к ним относят 3 вида:
- красноглазые;
- красноносые;
- пампасные.
Красноносая Красноносые утки представлены достаточно крупными особями, их вес достигает 1, 6 кг. У селезней эффектный окрас перьев: с бежевым фоном спинки контрастирует оранжевая головка, черная грудка, алый клюв. Голову украшает распушенный плюмаж. Ареал обитания красноносых уток — Португалия, Испания, средиземноморское побережье, на территории России встречаются в зоне Поволжья. Они хорошо летают, способны к длительному нахождению в воздухе. Большую часть времени проводят на берегу, плохо ныряют, предпочитают собирать пищу с поверхности водной глади, часто переворачиваются головой вниз, поднимая над озером перепончатые лапы и хвост.
Красноглазых нырков называют также южными, что отражает ареал их распространения – районы Центральной Африки, страны Латинской Америки. Для этих птиц характерен маленький вес, собираются небольшими стаями. У самцов уток превалирует яркий перьевой окрас: грудка в фиолетовых тонах, головка черная, спинка бежево-коричневого оттенка. Радужная оболочка насыщенно алого цвета, что определило видовое название.
Одним из красивых видов диких уток являются пампасный нырок, обитающие в Латинской Америке, у берегов Аргентины. Они предпочитают слабосоленую воду морских лагун, озер, проливов. Пампасные утки, по описанию орнитологов, выделяются красочным оперением. Серые крылья окаймлены белым, на фоне черной грудки и головы выделяется белый клюв с красным основанием и черным кончиком. В рационе у них преобладает растительная пища – водоросли, тростниковые побеги, различные семена.
Внешние признаки полярной утки
Утка Гага
Полярные утки имеют плотное тело, короткую шею и круглую голову. Клюв птицы короткий и высокий.
Эту утку легко узнать по красивому и яркому оперению. Причем самки и самцы имеют разный окрас, у самца он более разнообразен. Оперение самок бывает летним и зимним. Цветовую гамму составляют бурый, серый и шоколадный цветы, во время гнездования перья становятся темнее.
В летний период, когда птица высиживает птенцов, цвет перьев на голове становится темно-коричневым, на груди преобладает сочетание серого и бурого, на брюхе перья становятся белыми. Крылья бурые, с каймой из светлых перьев.
Разнообразие цветов утки Гага
К зимнему периоду окрас головы у птицы меняется на белый с редкими темными пятнами. В остальном расцветка остается той же, только становится намного светлее, чем летом. Крылья приобретают красно-коричневый окрас.
Селезень весной и летом имеет темно-коричневый окрас шеи и груди, в верхней части тела сочетаются темно-бурые и рыжие перья, а на боках и брюхе преобладает белый и серый окрас. Цвет клюва тоже меняется в зависимости от времени года, если по весне он имеет перевязи розоватого цвета, то в сентябре полностью чернеет.
В осенний период цвет оперения самца меняется, на голове и шее перья белые, причем с боков головы располагаются пятна шоколадного цвета. Такой же цвет имеет и грудь птицы.
История создания перехватчика БИ-1
В конце 1930-х, начале 1940-х г., в Советском Союзе, авиационная отрасль переживала небывалый взлет — в строй один за другим вступали новейшие скоростные истребители, такие как Як-1 и МиГ-3. Однако, хотя предел развития поршневых машин был ещё не пройден, мысль конструкторов была устремлена далеко вперед. К весне 1940 года уже были успешно закончены испытания серийного истребителя И-153 с прямоточным воздушно-реактивным двигателем и опытного ракетоплана РП-318-1 с жидкостным ракетным двигателем.
Все шло к закономерному финалу — созданию боевого реактивного (ракетного) самолета. Так как малый вес и большая тяга реактивного двигателя обеспечивали не только максимальную горизонтальную скорость полёта в районе 800-850 км/ч, но и высокую скороподъёмность – почти в 10 раз превышающую скороподъёмность лучших истребителей с поршневыми двигателями, по типу, перспективный самолет мог быть только истребителем-перехватчиком. В немалой степени сказывался и главный недостаток реактивного двигателя — малое время полета. Для перехватчика, этот недостаток был не критичен.
Хотя интерес к принципиально новому самолету проявили все ведущие авиаконструкторы СССР, в числе первых оказалось экспериментальное конструкторское бюро Виктора Фёдоровича Болховитинова, созданное при заводе 293 по инициативе Военно-Воздушной Академии имени Н. Е. Жуковского, и занимающееся проектированием летательных аппаратов принципиально новых типов.
Как только были сформулированы все условия будущего ракетоплана, два конструктора этого КБ, аэродинамик А. Я. Березняк и двигателист А. М. Исаев, в инициативном порядке начали работы над проектом истребителя-перехватчика с двигателем конструкции Леонида Степановича Душкина, возглавлявшего «группу ЖРД» в НИИ-3, более известном под названием Ракетный Научно-Исследовательский Институт (РНИИ). Самый последний и самый простой из их проектов получил одобрение у главного конструктора и был включён в план работ, но на правах факультативного, в апреле 1941 года. Бригада получила отдельное помещение, а сам проект получил официальное название «БИ» – по первым буквам фамилий конструкторов Березняка и Исаева.
Общая схема реактивного истребителя БИ-1
Описание
Деревянный одноэтажный дом имеет компактный объём и прямоугольную конфигурацию плана. Бревенчатый деревянный сруб сложен «в лапу» и поставлен на каменный фундамент (кирпичный). Композиция главного фасада (западного) имеет трёхчастную схему членения. Боковые части конструктивно выявлены выпусками бревен, положение которых соответствует поперечно несущим стенам сруба, трактованным как лопатки. Северным фасадом дом обращён на улицу Бахчиванджи. Со стороны этого фасада сейчас располагается вход, представляющий собой пристрой с крыльцом из восьми ступеней.
Окна декорированы наличниками с пропильной резьбой. Крыша, часть восточного фасада, декоративные элементы верхней части дома были утрачены вследствие пожара.
В интерьерах сохранились исторические лепные тяги, двери с филёнками, печи с изразцами.
Экспериментальный истребитель «БИ-2»
Экспериментальный истребитель «БИ-2»
Второй полет опытного самолета «БИ» состоялся 10 января 1943 года. За короткий срок на нем были выполнены четыре полета: три летчиком Бахчиванджи и один (12 января) летчиком-испытателем Константином Груздевым. В этих полетах были зафиксированы наивысшие летные показатели самолета «БИ»: максимальная скорость до 675 км/ч (расчетная — 1020 км/ч на высоте 10 километров), вертикальная скороподъемность — 82 м/с, высота полета — 4000 метров, время полета — 6 минут 22 секунды, продолжительность работы двигателя — 84 секунды. В полете Груздева при выпуске шасси перед посадкой оторвалась одна лыжа, но он благополучно посадил самолет.
В воспоминаниях Палло имеется колоритное высказывание Груздева после полета на «БИ»: «И быстро, и страшно, и очень позади. Как черт на метле».
Полет на «БИ» был действительно очень труден в моральном смысле. Сесть на нем можно было только после выработки горючего, неприятно было соседство с азотной кислотой под большим давлением, иногда прорывавшейся наружу через стыки проводки, а то и через стенки трубок и баков. Эти повреждения приходилось все время устранять, что сильно задерживало полеты, продолжавшиеся всю зиму 1942/43 годов.
Шестой и седьмой полеты выполнялись Бахчиванджи на «БИ-3». Задание летчику на седьмой полет, состоявшийся 27 марта 1943 года, предусматривало доведение скорости горизонтального полета самолета до 750–800 км/ч по прибору на высоте 2 километров. По наблюдениям с земли, седьмой полет, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя самолет, находившийся в горизонтальном полете, опустил нос, вошел в пикирование и под углом около 50° ударился о землю. Летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи погиб. В 1973 году, через 30 лет после гибели, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Комиссия, расследовавшая обстоятельства катастрофы, в то время не смогла установить подлинные причины перехода в пикирование самолета «БИ». Но в своем заключении она отмечала, что еще не изучены явления, происходящие при скоростях полета порядка 800-1000 км/ч. По мнению комиссии, на этих скоростях могли появиться новые факторы, воздействующие на управляемость и устойчивость, которые расходились с принятыми в то время представлениями, а следовательно, остались неучтенными.
В 1943 году в эксплуатацию была пущена аэродинамическая труба больших скоростей Т-106 ЦАГИ. В ней сразу же начали проводить широкие исследования моделей самолетов и их элементов при больших дозвуковых скоростях. Была испытана и модель самолета «БИ» для выявления причин катастрофы. По результатам испытаний стало ясно, что «БИ» разбился из-за особенностей обтекания прямого крыла и оперения на околозвуковых скоростях и возникающего при этом явления затягивания самолета в пикирование, преодолеть которое летчик не мог.
После гибели Бахчиванджи недостроенные 40 самолетов «БИ-ВС» были демонтированы, но работы по этой теме продолжались еще некоторое время. С целью изучения возможности увеличения продолжительности полета ракетного истребителя-перехватчика типа «БИ», составлявшего всего 2 минуты, в 1943–1944 годах рассматривалась модификация этого самолета с прямоточными воздушно-реактивными двигателями на концах крыла. На шестом экземпляре «БИ-б» установили такие двигатели. Самолет испытали в натурной аэродинамической трубе ЦАГИ Т-101 весной 1944-го, но дальше этих экспериментов дело не пошло.
Конструкция перехватчика БИ-1
Реактивный перехватчик БИ-1 представлял собой одноместный свободнонесущий низкоплан с фюзеляжем типа полумонокок, в основном деревянной конструкции. Трапециевидное неразъёмное крыло самолёта БИ имело конструкции кессонного типа. Кессон состоял из десяти отдельных лонжеронов, склеенных между собой через накладки, идущие по всему размаху крыла – по верхнему и нижнему теоретическому контуру.
Для уменьшения посадочной скорости на задней кромке крыла на участке между бортом фюзеляжа и небольшим элероном, длиной равным примерно трети крыла, устанавливались посадочные щитки Шренка с углом отклонения до 50 градусов. Элероны, рули и закрылки имели металлический каркас, обитый полотном.
Хвостовое оперение самолёта – обычного типа, но с тремя особенностями: между килем, стабилизатором и фюзеляжем установлены расчалки, на концах стабилизатора имеются круглые вертикальные шайбы, а также установлен подфюзеляжный киль-плавник, в который убиралась хвостовая опора шасси самолёта.
Кабина лётчика имела защиту, состоящую из передней бронеплиты, бронеспинки толщиной 5,5 мм и бронестекла. Перед кабиной лётчика в верхней части фюзеляжа на деревянном лафете под съёмной (на замках) крышке устанавливались две пушки ШВАК калибра 20 мм с боезапасом по 45 снарядов. Внутри нижней передней части фюзеляжа располагались два воздушных и два керосиновых баллона. За кабиной пилота размещались баллоны с азотной кислотой и воздухом.
Жидкостный реактивный двигатель ЖРДД-1-А-1100 установлен в хвостовой части фюзеляжа, в качестве топлива использовался – тракторный керосин, а в качестве окислителя применялась концентрированная 96-98%-ая азотная кислота, которые подавались в двигатель под давлением воздуха из бортовых баллонов (на 1 кг керосина приходилось 4,2 кг окислителя). Двигатель расходовал до 6 кг керосина и кислоты в секунду при максимальной тяге. Общий запас топлива на борту самолёта, равный 705 кг, обеспечивал работу двигателя в течение почти 4 минут (на максимальной тяге).
Инфраструктура
В посёлке Билимбае работают клуб (дом культуры), библиотека, опорный пункт полиции, пожарная часть, а также отделения почты и «Сбербанка».
В посёлке 3 образовательных учреждения: школа № 22 (директор — Мусина Вера Павловна), школа-детский сад № 31 (директор — Куличикова С. В.), детский сад № 75 (заведующая — Гурьева Г. В.).
Медицинскую помощь жителям посёлка оказывают работники Билимбаевской больницы № 8 (главный врач — Елохина Т. В., зав. поликлиникой — Елохин В. Н.), лекарственным обеспечением занимается аптека № 72 (заведующая — Конюхова Л. А.). При больнице работает служба скорой помощи. Также в посёлке функционирует ветучасток под руководством Лаврентьева Н. А..
Внешний вид, особенности питания
Отличительный признак нырковых уток – крупная голова, посаженная на короткую, слегка утолщенную, шею. Все виды некрупные, приземистые, по земле передвигаются с трудом, что обусловлено короткими ногами. Утка нырок отлично плавает, ныряет на глубину до 60 см, оставаясь без воздуха несколько минут. Взлетает после предварительного разбега, полет по прямой линии длится недолго.
Видовая принадлежность определяет красочное оперение уток, разнообразные фото отражают красоту дивных птиц. Яркий наряд украшает, как правило, селезней. Самки довольствуются более скромным «одеянием». Выделяют следующие разновидности уток нырок:
- чернети;
- гоголи;
- помпасные утки;
- мраморные чирки;
- нырки;
- розовоголовые утки.
Виды Нырковые утки моногамны, но брачный союз длится недолго. После откладывания яиц селезни покидают самку. Гнезда утки формируют на кочках, в дуплах поваленных стволов, в тростниковых зарослях. Самка откладывает яйца светло зеленоватого оттенка, в количестве до 10 штук. Из-за скученного гнездования кладки зачастую перемешиваются.
Рацион у диких уток достаточно разнообразен: питаются они мелкими рачками, рыбой, моллюсками, водорослями. Пищу они добывают, ныряя на значительную глубину, что определило название рода.