Настоятели
Первым известным настоятелем монастыря был игумен Сергий, который, как считается, был назначен на это место еще князем Андреем Боголюбским. Среди других известных настоятелей нужно отметить Аркадия (Федорова), который руководил обителью с 1818-го по 1823 год. Он занял этот пост в весьма молодом возрасте, когда ему было всего 34 года. Затем Федорова перевели в Могилевскую духовную семинарию, где он стал ректором. Был епископом Уфимским и Оренбургским, архиепископом Пермским и Верхотурским, Олонецким и Петрозаводским.
С 1997-го по 2010 год монастырь возглавлял архимандрит Петр (Кучер). Он прославился в первую очередь как сторонник праворадикальных взглядов, выступавший как борец с паспортами нового образца, ИНН, которые, по его мнению, содержали антихристианскую, сатанинскую символику.
При этом он активно призывал к возвращению монархии в России, считал императора Николая II царем-искупителем и при этом умудрялся оставаться ярым почитателем Иосифа Сталина.
Отношение к нему было различным. Сторонники называли его старцем, который борется за истинную веру и благочестие, а все негативные отзывы — лишь клевета. Критики находили в его проповедях еретические заявления и даже называли сторонников сектантами.
В 2003 году его сторонники написали заявления, в которых официально отказались от любой помощи со стороны государства, которое называли «сатанинским». В частности, они не захотели получать пособия и пенсии. Многие паломники и прихожане последовали их примеру.
В 2003 году руководство Русской православной церкви освободило архимандрита от должности руководителя мужской части монастыря, а всю братию перевели в Константино-Еленинский приход. На сам монастырь после этого была наложена епитимья, было запрещено служить литургии в период Успенского поста.
Дворец и палаты князя Андрея Боголюбского
Палаты великого владимирского князя являют собой уникальный памятник архитектуры 12-го столетия.
К сожалению, дворец не сохранился, за исключением лишь части построек. Комплекс был возведен почти одновременно с храмом Рождества Богородицы. Это первые строения, которые появились на берегу реки Нерль.
Дворец князя Боголюбского – единственное гражданское строение домонгольской Руси, дошедшее до наших дней и сохранившееся хотя бы частично.
Единственные фрагменты замка, которые сохранились до сегодняшнего дня, — это галерея и лестничная башня, ставшая местом гибели Андрея Боголюбского.
В своей загородной резиденции князь провел 17 лет. Здесь же летом 1174 года был убит своими политическими противниками, боярами Кучковичами. Заговорщики незаметно пробрались в спальню к князю, и начали избивать его, пока тот спал. Предатель-слуга заранее выкрал меч, лежавший под подушкой хозяина, из-за чего Андрей Боголюбский не мог отбиваться от противников. Решив, что с жертвой покончено, заговорщики покинули место преступления. Князь остался жив, но в тот момент, когда спускался по лестнице, он был замечен слугой и сброшен в бурьян.
Дворец и палаты князя Андрея Боголюбского
Замок долгое время считался утраченным. О том, что здесь располагались княжеские палаты, стало известно случайно. В 1954 году археолог Н.Н. Воронин обнаружил винтовую лестницу, которая вела в башню, а также полуразрушенный переход в церковь Рождества Богородицы. Храм составлял единый комплекс с замком, но сейчас от него осталась лишь цокольная часть.
О величественной красоте княжеских палат можно судить только по древним чертежам и записям. Благодаря многолетнему труду Н. Воронина облик княжеского замка перестал быть тайной. Согласно исследованиям, княжеский дворец был двухэтажным величественным зданием из белого камня, украшенного декоративной резьбой.
Дворец располагался на берегу реки Клязьмы, в южной части города. С этого места открывался чудесный вид на устье реки Нерли, что впадала в Клязьму, близлежащие леса и красоту бескрайних полей.
Помимо дворца и храма архитектурный ансамбль включал каменный киворий и оборонительные стены. Дворцовые постройки тянулись небольшими группами вокруг площади. Княжеские палаты соединялись с храмом арочными переходами с башнями. Внутри последних находились винтовые лестницы, по которым князь вместе со своими приближенными мог переходить прямо на церковные хоры.
Собор, также возведенный из белого камня, украшали резные рельефы, медная плитка, украшенная позолотой, оконные витражи. На храмовой площади располагался «святой шатер» с ликами Богородицы, под которым стояла чаша, предназначенная для освящения воды в память о явлении князю образа Богоматери. Дворцовый ансамбль окружали высокие (до 6 метров) земляные валы, на которых возвышались белокаменные стены и сторожевые башни.
Сейчас место гибели Андрея Боголюбского украшают картины, запечатлевшие это ужасное событие. После смерти князя дворец был разграблен, а в начале 13-го века здесь обосновался мужской монастырь. Когда, по указанию настоятеля, начались работы по расширению окон храма, монастырские своды не выдержали и обрушились. Спустя время на этом месте был заложен новый храм, а двухъярусная башня с галереей с тех пор являются частью Боголюбовского монастыря. На данный момент здесь установлена ниша в честь князя Андрея Боголюбского, который в 18-ом веке был причислен к лику святых. В нише стоит каменный стул, на котором всегда лежат свежие цветы.
Место убиения Андрея Боголюбского
Адрес: ул. Ленина, д. 51, территория Боголюбского женского монастыря.
Подробную информацию об этом месте можно узнать на сайте Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Особо нарядным был Рождественский собор, в нем находилось много золотой и серебряной утвари. Пол, покрытый медной плиткой, блестел, как золото, а хоры устилала майолика (керамическая плитка), расписанная узорами и цветами, а также изображающая зверей-чудищ. Двери храма были окованы золотом, а стены и свод покрыты фресками. Необычны для того времени были и колонны, круглые по форме, сверху украшенные большими «коронами» с лиственным орнаментом (капителями), что говорит о причастности к строительству итальянских зодчих.
Перед собором находился киворий (навес, поддерживаемый восемью колоннами). В центре его располагалась белокаменная чаша для освящения воды. Купол кивория блестел от позолоты.
Еще в конце XVII века собор был в неплохом состоянии, однако, в 1722 году игумен Ипполит решил увеличить ширину окон, чтобы в храме стало светлее, в результате строение рухнуло. Удалось сохранить лишь Лестничную башню и переход к ней, это было самое почитаемое место — здесь погиб князь Андрей. Сейчас, можно заметить, что на исторической Лестничной башне сооружен шатер Колокольни более позднего периода — XVIII века.
Новая Рождественская церковь построена в 1751 году, в ее основании сохранились стены и столбы древнего собора XII века.
History[edit]
It was built between 1158 and 1165 by the order of Andrey Bogolyubsky at the mouth of the Nerl River (where it flows into the Klyazma River).[citation needed
]Russian Orthodox Christians believe that Bogolyubovo was founded on the spot where Bogolyubsky saw a miraculous vision of theTheotokos , who commanded him to build a church and a monastery on this spot. Consequently, the Church of the Intercession on the Nerl was built here. The church has been on UNESCO World Heritage List since 1992. The Church of the Intercession on the Nerl in Bogolyubovo Bogolyubsky also commissioned the icon of the apparition of the Theotokos. This icon has been known as the Bogolubskaya Icon of the Theotokos.
After Bogolyubsky’s death, Bogolyubovo was ravaged and ransacked by Gleb of Ryazan in 1177. In the 1230s, the Mongols destroyed its fortifications.
In 1960–2006, Bogolyubovo had urban-type settlement status.[citation needed
Достопримечательности Боголюбово на карте
Боголюбово — небольшой поселок (население ~4000 человек) всего в 2 км от Владимира. Это единственный населенный пункт, включенный в перечень Большого Золотого кольца России и не имеющий действующий статус «город». Несмотря на это он ежегодно привлекает тысячи не только внутренних туристов, но и иностранных путешественников, стремящихся окунуться в атмосферу тихого отдыха на природе и познакомится с настоящими сокровищами русской архитектуры XII века.
История Боголюбово берет свое начало в 1158 годупревратился фактически в новую столицу Северо-Восточной Руси
О размере Боголюбово красноречиво горит масштаб укреплений, которые состояли из двух контуров обороны. Внутренний контур представлял собой белокаменные стены периметром около 1,5 км. Внешний периметром 2,9 км — деревоземляной вал. Для сравнения укрепления Киева в тот период составляли 3,5 км по периметру, Переславль-Залесского и Владимира – 2,5 км, Суздаля – 1,4 км.
Но развитие города также стремительно сменилось на длительный упадок сразу после смерти Андрея Боголюбского. В 1177 году Боголюбово было разграблено рязанским князем Глебом Ростиславичем, а после окончательно разрушено монгольскими войсками хана Батыя. После чего на этой территории проживали только монахи, которые старались поддерживать архитектурный ансамбль древнего города. Но их усилий было недостаточно, и уже к XVIII веку из-за ветхости разрушился собор Рождества Богородицы – центральный храм Боголюбово, построенный еще при Андрее Боголюбском.
Масштабные реставрационные работы и новое строительство началось только в XIX веке. Над воссозданием некогда величественного города Древней Руси трудился даже известный архитектор Константин Тон (автор Храма Христа Спасителя в Москве) – по его проектам был возведен новый Собор Боголюбской иконы Богоматери (1866 год). В годы советской власти все религиозные объекты были закрыты, что не могло положительно сказаться на сохранности древних храмов и монастырей. Тем не менее, до нас дошли уникальные архитектурные сооружения, видевшие еще князя-основателя, и уникальные природные ландшафты, которые по достоинству оценили наши предки, закладывая резиденцию Андрея Боголюбского в этом живописном крае на месте слияния рек. Сейчас Боголюбово включен в перечень исторических городов России и активно развивает свое главное преимущество – туристическую привлекательность.
История монастыря
На тот момент, по общероссийской переписи населения 1897 года, из 605 жителей посёлка православных было 101. Чтобы просвещать христианством местных жителей, сюда пригласили очень харизматичного и яркого миссионера из Ярославской епархии архимандрита Зосиму (Рашкина), в миру Дмитрия. Старец родился в 1840 году в Черниговской губернии. В своей автобиографии он намекал на то, что был незаконно рождён от цесаревича Александра Николаевича Романова, будущего императора Александра II, и еврейской девушки, с которой царь познакомился в Чернигове. После обучения в военном училище и недолгой службы в армии он принял решение уйти в монастырь, и в 1870 году его постригли в монахи.
До Октябрьской революции женский монастырь располагался на этой горе. Сейчас здесь находятся уличный алтарь и часовня на месте бывшего Боголюбского храма, а справа под горой – святой источник, который бьёт раз в год 1 июля, в праздник Боголюбской иконы Богоматери. Фото: Павел Ворожцов
– На уральскую землю архимандрит Зосима прибыл осенью 1895 года, – рассказывает экскурсовод паломнического отдела Екатеринбургской епархии Наталья Ванькова. – И уже через девять месяцев он основал Боголюбский женский монастырь на горе рядом с селом Сарсы-Вторые. Здесь под горой стоял храм в честь Бориса и Глеба, вокруг этой церкви старец начинает обустраивать монастырь и строит Боголюбский храм. Каждую неделю к нему приходило до 600 человек. В 1900 году в обители было 90 насельниц, а 16 лет спустя уже 210 — 38 монахинь и 172 послушницы. Они жили в огромном сестринском корпусе, выращивали пшеницу и держали скотный двор. При обители работала школа, где грамоте и русскому языку обучалось более двухсот детей-иноверцев из окрестных деревень. Ещё было два приюта для девочек и мальчиков.
Возрождение монастыря
– В 2002 году дети из Свято-Троицкого храма Красноуфимска, будучи здесь летом в православном лагере, расчистили источник, и 1 июля он снова забил, – отметила насельница Боголюбской обители монахиня Магдалина. – А шесть лет спустя на этом месте стали проходить богослужения в престольный праздник монастыря. В 2015 году был построен храм в честь Иверской иконы Божией Матери, пока единственный действующий в монастыре. В том же году Священный синод постановил возродить Боголюбский женский монастырь, хотя первые три монахини из Среднеуральского женского монастыря стали жить здесь ещё пять лет назад.
Первым окунулся в обустроенную купель при монастыре владыка Кирилл. Всего же в проруби искупались несколько сотен верующих. Фото: Павел Ворожцов
Строителям здесь предстоит воссоздать разрушенные храмы и сестринский корпус. Активное участие в возрождении обители принимает красноуфимский художник Александр Куклин — он трудится уже девятый год. Всё началось с ландшафтных работ по источнику и купели. И как-то незаметно для себя художник втянулся в возрождение монастыря: при помощи своего знакомого архитектора он возвёл Иверский храм, а нынче пристроил к нему исповедальню и церковную лавку.
Митрополит Кирилл благословил красноуфимского художника Александра Куклина на дальнейшие работы по возрождению Боголюбского монастыря. Фото: Павел Ворожцов
– Недавно из Москвы приезжал сюда благочинный всех православных монастырей Русской церкви архиепископ Феогност, – рассказал Куклин. – Он указал место для строительства Боголюбской церкви там, где она стояла до разрушения. Планируем сделать каменную лестницу на гору, кирпичную стену, гостевой дом и звонницу.
Сарсинский Боголюбский женский монастырь
Сарсинский монастырь в начале XX века (низинная часть)
Краткая история Сарсинского монастыря
В 1896 году на высокой горе возле языческого селения Сарсы Вторые архимандрит Зосима (Рашин) основал женскую православную общину, главой задачей которой стала миссионерская деятельность среди местного нехристианского населения.
Вход через ворота на монастырский угор
Лестница на монастырский угор
Под горой для мирян еще в 1895 году была поставлена Борисо-Глебская церковь, пустовавшая до основания обители. На гору вела широкая лестница, украшенная клумбами с цветами. В расщелине горы бил святой источник. На вершине уже к началу 1897 года из дерева были сооружены жилые и хозяйственные постройки.
Открытый алтарь на месте старого монастырского храма на угоре
Основные средства для жизни сестры получали от ремесел. Насельницы работали в столярной мастерской, шили, вышивали. При обители действовала библиотека, школа-приют для девочек мариек.
Архимандрит Зосима (Рашин)
За большие успехи в нелегкой миссионерской деятельности в марте 1902 года община была преобразована в Боголюбский миссионерский женский монастырь. В 1909 году епископ Пермский и Соликамский Палладий на вершине Монастырской горы совершил закладку Боголюбской церкви. В 1913 году храм был освящен. Всего к 1917 году в обители проживали 38 монахинь и 172 послушницы.
Звонница на монастырской горе
В начале 1920-х годов Сарсинский Боголюбский женский монастырь был закрыт. На его месте образована сельскохозяйственная коммуна. Боголюбскую церковь закрыли, а Борисо-Глебская под горой продолжала действовать до 1937 года. В 1940-е годы были разрушены все монастырские постройки, а в 1970-е годы бульдозером засыпан святой источник на горе: говорят, прежде источник просыпался лишь раз в год, накануне праздника Боголюбской иконы Божией Матери.
Сарсинский Боголюбский женский монастырь в наши дни. Святыни обители
Сарсинский Боголюбский женский монастырь: у входа в обитель К началу XXI века от старых строений Сарсинского монастыря сохранились лишь остатки лестницы на Монастырскую гору, часть фундаментов. В 2002 году был расчищен, а затем освящен старинный источник.
Сарсинский Боголюбский женский монастырь: у святого источника
В Красноуфимске в Иннокентиевской церкви, которая в XX веке не закрывалась, сохранилась Боголюбская икона Божией Матери, самая чтимая икона Боголюбской обители. Говорят, одна из монахинь вынесла икону из разоренного монастыря под полами одеяний. Спасенная святыня позже нашла приют в красноуфимской церкви.
Открытая купель у святого монастырского источника
В последние годы началось возрождение обители. Несмотря на недоустроенность, уже сейчас монастырский комплекс радует глаз, являя собой нечто уникальное на Среднем Урале. Благодаря угору, весь комплекс находится на трех уровнях. Внизу — настоящий оазис вокруг деревянных строений, мосточков, плетеных оград и небольшого пруда у святого источника.
Храм Иверской иконы Божией Матери Сарсинского монастыря
Чуть выше — храм Иверской иконы Божией Матери, грот, звонница и святые ворота на лестницу, что ведет на монастырский угор. На угоре, где исторически размещалась обитель: звонница, открытый алтарь на месте старинного монастырского храма.
Храм, звонница и грот в Сарсинском монастыре
Монастырский грот
С угора открывается очень красивый вид на нижние строения монастыря, на село и окрестности.
Вид с монастырского угора на низинную часть Сарсинского монастыря и село
В 2021 году Сарсинской Боголюбской обители была возвращена главная святыня — Боголюбская икона Божией Матери, пребывавшая здесь до революции. В храме Иверской иконы Божией Матери ныне пребывают мощи святого Зосимы, основателя Сарсинского монастыря.
В храме Иверской иконы Божией Матери
Иконостас храма Иверской иконы Божией Матери
Среди других святынь — частицы мощей новомученников красноуфимских, убитых в 1918 году протоиерея Алексия (Будрина) и иереев Льва (Ершова) и Александра (Малиновского). В 2013 году митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом обители была подарена старинная Боголюбская икона Божией Матери ХVIII века. Еще одна монастырская святыня — Иверская икона Божией Матери начала XX века, написанная на Афоне.
Боголюбская икона Божией Матери — главная святыня Сарсинского монастыря
Все монастыри Среднего Урала до революции
Все современные монастыри Екатеринбургской митрополии
Церковь Покрова
Храм Покрова на Нерли был возведен в честь победы над булгарами князем Андреем Боголюбским в 1165 году. В настоящее время церковь относится к числу самых красивых строений и памятников архитектуры в стране. Существует и другая легенда возведения сего здания. Есть источники, которые утверждают, что храм был воздвигнут в память о погибшем сыне князя, и датой ее постройки называют 1158 год. Но в одном историки сходятся — сам Андрей Боголюбский выбирал место для ее возведения на заливном лугу близ реки Нерль.
Широкой дороги к храму нет. В нее можно прийти только пешком. Однако весной река выходит из берегов и полностью заливает луг. По этой причине большая часть экскурсий проходит летом и осенью. Месторасположение церкви имеет свои особенности. Археологи обнаружили, что холм, на котором она стоит, — дело рук человека. Его специально насыпали, чтобы к стенам здания не подходила вода.
С архитектурной точки зрения храм не является уникальным. Это стандартная крестово-купольная постройка. Но уникальность ее заключается в том, что строителям удалось добиться легкости и невесомости конструкций благодаря секретным приемам. Визуально полоток церкви смотрится очень высоким. Этого удалось добиться за счет легкого наклона стен немного внутрь, стрельчатых окон и вытянутых куполов. Наружная часть храма отделана белым камнем, который, по легендам, был вывезен из Булгарии. Стены украшены резьбой, сюжет которой показывает картину — царь Давид с грифонами и львами.
Молитвословия
Тропарь, глас 1
Боголюби́вая Царице,/ Неискусному́жная Де́во, Богоро́дице Мари́е!/ Моли́ за ны́ Тебе́ Возлюби́вшаго/ и ро́ждшагося от Тебе́ Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,/ пода́ти на́м оставле́ние прегреше́ний,/ ми́рови ми́р, земли́ плодо́в изоби́лие,/ па́стырем святы́ню/ и всему́ челове́чу ро́ду спасе́ние./ Гра́ды наш’а и страны́ Росси́йския от нахожде́ния иноплеме́нных заступи́/ и от междоусо́бныя бра́ни сохрани́./ О Ма́ти Боголюби́вая Де́во!/ О Цари́це Всепе́тая!/ Ри́зою Свое́ю покры́й на́с от вся́каго зла,/ от ви́димых и неви́димых вра́г защити́// и спаси́ ду́ши на́ша.
Ин тропарь, глас тот же:
Всепе́тая и Всесла́вная Цари́це Богоро́дице,/ Ма́ти всея́ тва́ри Соде́теля,/ христиа́нская наде́ждо и Засту́пнице,/ печа́льных утеше́ние,/ ненаде́ющихся и отча́явшихся ско́рое наде́яние,/ мо́лим Тя́: ми́лостива бу́ди на́м, гре́шным,/ и не оста́ви ра́б Свои́х,/ и не отри́ни моле́ния ве́рных,/ в ско́рбех и беда́х пред честны́м о́бразом Твои́м избавле́ния тре́бующих./ О Влады́чице, Блага́я Помо́щнице!/ Ри́зою Твое́ю честно́ю на́с защити́/ и от все́х зо́л изба́ви,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бога на́шего,// да спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.
Кондак, глас 3. Творение Патриарха Сергия (подобен; Дева днесь:)
Де́ва дне́сь предстои́т Сы́ну,/ ру́це Свои́ к Нему́ простира́ющи,/ святы́й кня́зь Андре́й ра́дуется,/ и с ни́м Росси́йская страна́ торжеству́ет,/ на́с бо ра́ди мо́лит Богоро́дица// Преве́чнаго Бо́га.
Величание
Велича́ем Тя́,/ Пресвята́я Де́во,/ и чти́м о́браз Тво́й святы́й,/ его́же благове́рный кня́зь Андре́й даде́ на́м на враги́ в побе́ду// и все́м ве́рным во спасе́ние.
Молитва
О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.