Холодная красота «живого» камня.
Во владениях хозяйки Медной горы «деревья стоят высоченные, только не такие, как в наших лесах, а каменные. Которые мраморные, которые из змеевика-камня… Ну, всякие… Только живые, с сучьями, с листочками. От ветру-то покачиваются и голк дают, как галечками кто подбрасывает. Понизу трава, тоже каменная. Лазоревая, красная… разная… Солнышка не видно, а светло, как перед закатом. Промеж деревьев-то змейки золотенькие трепыхаются, как пляшут. От них и свет идет».
Бажов П. П. «Хозяйка медной горы»
Сказка – ложь, да в ней намек! Малахитовые и нефритовые пластины действительно позванивают. А твердый, непрозрачный камень при правильной шлифовке начинает испускать свет. И создать каменный цветок, который будет «трепыхаться от ветра», — под силу современным мастерам. Богатые господа в часы минувшие часто действовали по шаблону: шкатулки, посуда, вазы, чаши – вот стандартные заказы того времени. Только очень талантливому мастеру могла прийти в голову идея — передать в камне красоту живого цветка.
Данила из знаменитого уральского сказа пытается сделать свою работу по образцу дурман-цветка. Для мастеров дело чести выточить цветок «как живой» — с листиками, прожилками, хрупкими тычинками. Из камня вырезают цветки любой формы: розы, пионы, ландыши, сирень, лилии, шиповник и даже ветки цветущей яблони или вишни! Разве повернется язык назвать такие цветы «искусственными»? Да и выражение «холодная красота» – не просто образ. Натуральные камни действительно прохладные на ощупь – особенно горный хрусталь.
Один из преданных ценителей русских самоцветов знаменитый Карл Фаберже, создавая цикл работ «Одинокие цветки в вазе», поместил «цветы» в прозрачную вазу с «водой», а «воду» сделал из горного хрусталя. В современных цветочных композициях бутоны и лепестки из аквамарина, халцедона, аметиста. Листья – из нефрита, малахита, авантюрина. Из коричневатого нефрита удаются правдоподобные гибкие стебли, из непрозрачного оникса – замечательные вазы. Но каменный букет не обязательно помещают в вазу, нередко композиция крепится на подставку из малахита или змеевика.
Каменные цветы выглядят живыми, хрупкими – и не может быть иначе: в них живет душа Мастера. Грубые, неотесанные камни после шлифовки становятся гладкими и сияющими, а «холодные» каменные цветы – наполняются теплым мерцанием, ведь их согревает любовь к творчеству – самая тонкая и неуловимая энергия созидания.