История[]
Первый план первой линии Екатеринбургского Метро появился в начале 1960-ых годов. По проекту, первая линия должна была соединять Химмаш с Уралмаш, когда вторая — ВИЗ с Втузгородком.
Сооружение первой линии началось в 1980-ых годах, когда первый ковш грунта был вынут на строительстве станции «Уралмаш». Из-за неровного рельефа города, а также плотной застройки в центре города, потребовалось чередовать станциями глубокого и мелкого заложения. Изначально линии планировалось построить за ~7 лет и открыть в 1987-ом году. Потом срок был перенесен на 1989-ый год, но в связи с тем, что тогда объем работ был равен 65-70%, открытие перенесли на 1990-ый год, а потом на 1991-ый год.
26-го апреля 1991-го года произошел торжественный митинг в честь окончания строительства метрополитена и 27-го апреля 1991-го года началось регулярное пассажирское движение по первому участку «Проспект Космонавтов — Машиностроителей» в челночном режиме по двум путям, из-за отсутствия камер съезда или тупиков за станциями в южном направлении вплоть до открытия «Площади 1905-го года»
22-го Декабря линия продлили на 1 станцию на юг и на ~2.3 километра. Новая станция получила название «Уральская». Протяженность линии увеличилась до ~5 километров. Со станции «Уральская» появился выход на главный вокзал города. Из-за отсутствия камеры съезда за «Уральской», поезда продолжали работать в челночном режиме.
С 27-го апреля 1991-го года по 22-ое декабря 1994-го года метрополитен считался самым коротким. 22-го декабря 1994-го года линия была продлена на юг еще на две станции и 2.4 километра. Новыми станциями стали «Динамо» и «Площадь 1905-го года», линия пришла в центр города и увеличилась до 7.4 километров. Так как за станцией «Площадь 1905-го года» были сооружены оборотные тупики, с момента открытия этих двух станций поезда начали работать в обычном режиме.
Следующие 6 лет и 2 года нового тысячелетия метрополитен и вместе с линией не расширялись. 30-го декабря 2002-ом году линию продлили на ~1 километр и 1 станцию — «Геологическую». Новый перегон между «Геологической» и «Площадью 1905-го года» стал самым коротким, до этого это место занимал перегон «Уральская — Динамо» протяженностью ~1.1 Километр.
В последний раз линию продлили 28-го ноября 2011-го года, после чего линия достигла нынешней протяженности — ~12.7 километра. Новый участок, протяженностью ~4.2 километра был открыт с одной станцией — «Ботаническая», с наличием заделов под станции «Бажовская» и «Чкаловская».
Последняя станция, «Чкаловская», была открыта на действующем перегоне 28-го июля 2012-го года.