Литература[править | править код]
- Пушкин А. С. История Пугачева
- Шишков В. Я. Емельян Пугачев (роман)
- Машковцев В. Золотой цветок — одолень (исторический роман). — Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, , 412 с. Тираж: 30000 экз. ISBN 5-7688-0257-6. — Веб-ссылка
- Железнов И. И. УРАЛЬЦЫ (Очерки быта уральских казаков) Репринтное издание. 2006 г. Издательство ТОО Оптима, Уральск
- Савичев Н. Ф. Уральская старина. Рассказы из виденного и слышанного (Избранные произведения). 2006 г. Издательство ТОО Оптима, Уральск
- Масянов Л. Л. Гибель Уральского казачьего войска. Нью-Йорк, 1963.
- Бородин Н. А. Уральские казаки и их рыболовства. СПб., 1901
Спорт и физическая культура
Первые состязания в Верхнеуральском уезде — конные — устраивались среди казаков ещё в середине XIX века. В 1864 году в станице Варшавской были устроены конные скачки, в которых участвовали казаки пяти полков. В ноябре 1920 года в рамках празднования годовщины Октябрьской революции впервые были проведены соревнования по лёгкой атлетике. К 1927 году в районе действовали 8 спорткружков, в которых занимались 734 человека. В Верхнеуральске богатые спортивные традиции: футбол и шахматы, стрелковые виды спорта, лёгкая атлетика, лыжи и коньки, волейбол, городошный спорт, силовое многоборье, пауэрлифтинг.
Для развития спорта в районе сделали много учителя физической культуры и тренеры-общественники, поэтому спортсмены-верхнеуральцы не раз участвовали и побеждали в районных, областных, российских и международных соревнованиях. Славные спортивные традиции у клуба «Гармония». Команда клуба неоднократно была призёром на областной летней сельской олимпиаде «Золотой колос». Больших успехов добились верхнеуральские спортсмены в силовом многоборье, завоевав чемпионские титулы на областных и всероссийских турнирах. В 1989—2002 годах подготовлено 11 кандидатов в мастера спорта и 19 спортсменов 1-го разряда.
В 2004 году верхнеуральцам было доверено проведение финальных стартов XXVII областной летней сельской олимпиады «Золотой колос». На реконструированном стадионе имени братьев Кашириных соревновались сильнейшие сельские спортсмены из 21 района области. Успешно выступили верхнеуральские спортсмены, ставшие победителями в конном спорте и призёрами в лёгкой атлетике и гиревом спорте.
Взаимоотношения старообрядцев с официальной церковью ( 1851 — 1917гг.)
Взаимоотношения старообрядчества с официальной церковью всегда были сложными. Первыми кто дал оценку расколу это представители господствующей религии, которые всегда считали староверие нежелательной альтернативой православию. Православные священники не делали разграничений между старообрядцами по сословному признаку, и применяемые ими меры для борьбы с расколом в казачьих войсках были аналогичны общим противораскольничьим мероприятиям, возможно, это и была основная ошибка, так как в некоторой степени религиозная позиция казаков была отлична от убеждений старообрядцев других сословий
И со стороны гражданских властей неоднократно слышались рекомендации миссионерам о том, чтобы к вопросу раскола в Уральском и Оренбургском казачьих войсках священнослужители подходили с большей осторожностью, так как казаки очень рьяно отстаивали свои религиозные воззрения, и любые ограничения в области религии рассматривали как покушения на их свободу. Отмечалось что «..
преследование … Уральских раскольников, по особенностям местных условий края, было бы бесполезно и даже вредно: ввиду сплошного раскольнического населения обьганое преследование раскола было бы лишь бесплодной репрессией, свидетельствующее об отсутствии просвещённой терпимости»1. А в некоторых случаях представители гражданских властей просто ограничивали деятельность епархиальных священников. В этом вопросе отношение правительства к уральским казакам во многом схоже с позицией по отношению к казакам-раскольникам, водворившимся на Кавказской линии. Проживающие там казаки-староверы всегда пользовались особым снис хождением к их религиозным заблуждениям из-за уважения к «славным боевым заслугам»5.
Употребляя оскорбительное для староверов название «раскольники» священнослужители официальной церкви объявляли их «носителями фанатичного упрямства и гордыни, диких суеверий и религиозного невежества»2. Веками навязываемые официальной церковью стереотипы прочно засели и в умах простых верующих. Если же и вспоминали о старообрядчестве, то этот интерес «истекал скорее из государственных и политических соображений, чем из побуждений общечеловеческих и, определяя старообрядчество, как особого рода «касту», невольно носил характер чисто этнографического свойства.. .»3.
Частым доводом в защиту официального православия, священники выдвигали тот факт, что современное им старообрядчество «не есть старая вера», она была создана уже после 1666 г., и два основных направления в старообрядчестве — поповщина и беспоповщина, в корне отличаются друг от друга4.
Миссионеры, не мудрствуя лукаво, высказывали убеждение, «что стоит лишь всех старообрядцев запрятать на три-четыре года в церковно-приходские школы, обучить приёмам чистописания, четырём действиям арифметики, начальным правилам грамматики и сокращённому катехизису митрополита Филарета, — всему старообрядчеству наступит конец»5. При чём обвинителям старообрядчества было достаточно единичного факта, чтобы потом ошибочное мнение распространить на всё староверие: «Услышали они, то, что в какой-нибудь глуши старообрядец не ест картофеля и сейчас поднимают вопль обо всём старообрядчестве, что оно до того невежественно, что даже картофель отрицает.
Тайные монастыри
Про отдалённую окраину, окружённую воинственными улусами калмыков и башкир, миссионеры никонианской церкви на время позабыли. Число яицких казаков-старообрядцев на Урале не только сохранялось неизменным, но постоянно росло за счет беглых, искавших и находивших убежище в казачьих станицах. Значительный приток произошел после разгрома Керженских скитов в Нижегородской губернии, старообрядцы из тех мест селились в особой старообрядческой слободе казачьего войска — Шацком монастыре, где молились яицкие казаки.
Тайные старообрядческие монастыри в Уральской области были известны издавна, и против них не раз предпринимались репрессивные меры. Так, в 1741 г., в ходе преследований старообрядцев, скрывавшихся на Яике и в Иргизских монастырях, был уничтожен Шацкий монастырь. Гонения и пытки не ослабили веру, и во второй половине XVIII в. возникают знаменитые Иргизские монастыри, оставившие огромный след в истории всего старообрядчества. С момента возникновения обителей установились активные контакты между ними и старообрядческими центрами Уральского региона.
В 1756 г. по ходатайству Оренбургского губернатора И. И. Неплюева, Военная коллегия приказала «всякие розыски и преследования раскольников на Яике прекратить». Пограничное состояние Уральского войска продлилось до середины XIX в., то есть до тех пор, пока Россия не покорила среднеазиатские ханства. В войске был образован Сергиевский скит, ставший основоположником других скитов по реке Урал. Сергиевский скит мог «своей доходностью перещеголять любой из древнейших православных монастырей в России» и был «главным рассадником уральской беглопоповщины», он также неоднократно подвергался разорениям. В 1830 г., вместе с женским Гниловским скитом, он был разрушен, часть иноков и настоятель заточены в монастырь господствующей церкви.
Однако восстановление обителей произошло достаточно быстро, по архивным данным, в 1848 г. в Гниловском скиту уже имелось 16 келий, а в Сергиевском — 11. Это объясняется ещё и тем, что старообрядцами были не только простые казаки, но и уральская аристократия, бороться с которой было не всегда удобно.
В 1848 г. на территории Уральского войска было 7 скитов. Они располагались в непосредственной близости от казачьих поселений, при них имелись 6 молитвенных домов, а также деревянные избы-кельи. Самый большой Садовский женский скит состоял из 40 изб и 2 молитвенных домов, Кизлярский — из 20 жилых построек, в остальных было от 10 до 15 келий. Общая численность насельников составляла 151 человек, из них 118 женщин и 33 мужчины, были послушники и послушницы.
Уральские казаки. Художник Николай Самокиш
Между скитами на территории Уральского казачьего войска была тесная связь. Материалы допросов верующих, схваченных властями по дороге на богомолье, позволяют проследить направление их передвижений, а также примерный путь от начального до конечного пункта. География получается обширной. Духовным центром для казаков-беглопопоповцев был Иргиз, от него тянулись связующие нити к скитам расположенным в Уральской области, на западе Уфимской губернии, и далее в Исетский край.
Образование
Герб (1782)Герб (1839)Проект герба Верхнеуральска середины 19 в.Обелиск «Европа-Азия»
Первая школа открылась в Верхнеуральске в 1797 году, в ней обучалось около сотни ребят из солдатских и казачьих семей. Школьная программа была ориентирована не столько на образование, сколько на подготовку к военной службе. К 1838 году в уезде работало уже 30 школ. В 1902 году начальные школы были почти во всех станицах. При мечетях велось обучение детей мусульман. В 1906 году открылась женская прогимназия, в 1911 году — реальное училище. В 1919 году после установления советской власти действовало 75 школ, из которых 65 были начальными с двухгодичной программой обучения. Активно прошла кампания по ликвидации безграмотности (18 пунктов ликбеза в 1927 году) под лозунгом «Просвещение в массы трудящихся».
В настоящее время в Верхнеуральске две общеобразовательные школы:
- средняя общеобразовательная школа № 1,
- средняя общеобразовательная школа № 2.
Также в Верхнеуральске находится старейший в Челябинской области агротехнический лицей № 133, которому в 2019 году исполнилось 85 лет. В 2011 году он был реорганизован в Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус.
Особенности Российского законодательства по отношению к старообрядцам (на примере Уральского и Оренбургского казачьих войск)
На борьбу со старообрядцами был поставлен весь государственный аппарат, каждый из последующих российских правителей вносил свою лепту в создание законодательной базы в вопросах раскола.
Первый законодательный акт, как уже говорилось выше, был издан в годы правления Софьи. Но, по мнению В.О.Ключевского вину за усиление мер, направленных против старообрядцев нельзя полностью перекладывать на правительство царевны Софьи, «то было профессиональное занятие церковных властей, в котором государственному управлению приходилось служить лишь карательным орудием»1.
Базовая основа законодательства в отношении раскола была заложена в годы правления Петра I, последующие законы в основной своей массе, или отменяли петровские постановления, или являлись их дополнением. Пётр I (1689-1725) проводил мало разнящуюся политику по отношению к староверам от политики своих предшественников, за что его и Алексея Михайловича называли «рогами двурогого зверя», считая, что вся «гражданская жизнь извращена ложными, законопреступными указами Петра», именно он «заставляет всех людей принять печать антихриста — паспорт.. .»2.
Бесспорно, в годы правления Петра хоть и была провозглашена веротерпимость, но ею могли воспользоваться только католики, протестанты, мусульмане и иудеи. На старообрядцев же идея веротерпимости не распространялась. Но отличие его противораскольнической деятельности от предыдущих правителей, по мнению проф. П.В.Знаменского связано с тем, что Пётр I преследовал раскольников не за религиозные убеждения, а за противогосударственные действия. В глазах императора староверы являлись «противниками западной цивилизации, насильственно призванной на Русь и встряхнувшей все вековые устои русской жизни» . Данная точка зрения, оформившаяся на рубеже XVII-XVIII вв. будет определяющей в политике, направленной против старообрядцев, вплоть до начала XX века. Таким образом, прослеживается преемственность российских императоров в вопросах раскола. В этом отношении примечателен документ ГАОО, датирующийся 1884 г., который содержит в себе мнение Уральского Военного губернатора, и отражает как нельзя более точно отношение правительства к староверам. «Закон терпит религиозные исповедания только те, которые происхождением своим не нарушали его силы, и только потому, что согласоваться с господствующей церковью эти исповедания никогда не обязывались. Но раскол как нарушение закона об обязательном церковном единстве терпим быть не может; стремясь проявить свою деятельность, как нечто самостоятельное, имеющее свой якобы признанный институт, раскол становится в противоречие с законом, и потому естественно подвергает ея преследованию, и не может быть терпим, как особое исповедание, до тех пор пока, законы о православной церкви сохраняют свою силу»3. Логическое продолжение данной точки зрения можно проследить у В.Розанова, по мнению которого, дать равноправность староверам «одинаковую с католиками, протестантами, даже с муллами и ламами… — значит отсечь их окончательно от своего те ла…» .
Население
1856 | 1897 | 1913 | 1926 | 1931 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
3400 | 11 100 | 17 400 | 10 000 | 9900 | 11 200 | 11 700 | 10 534 | 10 530 | 10 893 |
1992 | 1996 | 1998 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2005 | 2006 | 2007 |
10 600 | 10 000 | 9900 | →9900 | 9800 | 10 054 | 10 100 | 10 200 | →10 200 | 10 300 |
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
→10 300 | 10 267 | 9457 | 9454 | 9398 | 9408 | 9342 | 9279 | 9321 | 9312 |
2018 | 2019 | 2020 | 2021 | ||||||
9340 | 9276 | 9282 | 8929 |
5000
10 000
15 000
20 000
1926
1979
2000
2006
2011
2016
2021
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, на 1 октября 2021 года по численности населения город находился на 949-м месте из 1119городов Российской Федерации.
Уральские казаки сохранили Древлеправославие
Исторически сложилось так, что во время никоновских реформ Уральское войско имело полную автономию, а также территориально было сильно удалено от Московского царства, вследствие чего нововведения патриарха Никона до берегов Урала так и не дошли, а сами казаки сохранили веру и обряды неизменными, такими, как они были в XIV—XV веках, во время появления первых казаков на берегах Яика. Твердость и упорство уральских бородачей-старообрядцев были наследственными чертами. Казаки оставались верны дониконовским обрядам православной церкви, а военный уклад жизни способствовал защите своих религиозных убеждений.
Гравюра А. Г. Ухтомского по рисунку Е. Корнеева. 1812 г.
Все попытки правительственных и церковных властей ввести нововведения Никона в практику богослужений окончились безрезультатно. В XVII и XVIII веках старообрядческие скиты на Иргизе и Яике оставались действующими, тогда как на Дону и Медведице монастыри уже были разгромлены. Существование старообрядческих скитов на Урале стало возможным благодаря тому, что их упорно отстаивали и защищали яицкие казаки. Это позволило дать приют староверам, бежавшим с Дона и Медведицы. Казаки ревностно относились к сохранению заведенных порядков, как на службе в войске, так и в соблюдении старообрядческих традиций.
Петер Симон Паллас — ученый-энциклопедист и путешественник, посетивший Яик в 1769 г., заметил, что «в церковь казаки ходят редко, потому что они старообрядцы, по большей части молятся дома». Старания правительства и господствующей церкви ввести новый обряд в уральских церквях казаки восприняли как покушение на их «казачью вольность», что вызвало среди них отказы от выполнения служебных обязанностей по выполнению государевой службы. Так, в 1769 г. несколько сот яицких казаков отказались нести службу в Кизляре, объясняя отказ «несовместимостью с постоянной дислокацией Яицкого войска».
В 1770 г. яицкие казаки не выполнили приказа властей силой возвратить калмыков на Северный Кавказ, откуда они самовольно перекочевали в Среднюю Азию, не выдержав непосильных налогов, взимаемых царскими чиновниками. Калмыков вернули с помощью армейских частей, а 2000яицких казаков за «ослушание» были подвергнуты телесным наказаниям и сосланы, 20 человек приговорены к каторге.
Казак Уральского Казачьего Войска. Фото А. И. Вершкова. 1891 г.
Здравоохранение
История Верхнеуральского здравоохранения ведёт свой отсчёт с 1850 года, когда была открыта первая амбулатория. Спустя восемь лет была построена первая больница на 30 коек. В начале XX века больницей заведовал доктор Н. А. Клячкин. В 1933 году Президиум ВЦИК присвоил ему звание «Герой труда» за восстановление больницы и помощь красным партизанам в период Гражданской войны. Почти четверть века главным врачом больницы был К. П. Нужнов, удостоенный в 1947 году звания «Заслуженный врач РСФСР». Благодаря его усилиям в Верхнеуральске на окраине города был построен медицинский городок.
В настоящее время в систему здравоохранения Верхнеуральской центральной районной больницу входят 7 больниц на 445 коек и 38 фельдшерско-акушерских пунктов, две амбулатории, где работают 46 врачей, 320 медсестёр. Трём медикам-верхнеуральцам присвоено звание «Заслуженный врач РСФСР». Санитарную службу в районе проводит филиал областного центра Госсанэпиднадзора, осуществляющий надзор над таким крупным объектом как Верхнеуральское водохранилище. Широко известен за пределами области пансионат с лечением «Карагайский бор», в котором отдыхающим оказываются разнообразные медицинские услуги.
Защитники Родины
Уральское казачье войско участвовало почти во всех войнах, которые вела Россия. В 1798 г. два полка были в Итальянском и Швейцарском походах А. В. Суворова. В Отечественную войну 1812 г. Уральские 3-й и 4-й казачьи полки — в составе Дунайской армии адмирала Чичагова, в зарубежных походах — в корпусах генералов Ф. К. Корфа и Д. С. Дохтурова. Казаки участвовали в русско-турецкой войне 1828—1829 гг. и подавлении Польского восстания 1830 г.. Во время Крымской войны из Уральского казачьего войска были откомандированы два полка.
Остатки Уральской сотни есаула В. Р. Серова. К 25-летию боя под Иканом 4—6 декабря 1864 г.
Уральские казаки регулировали кочевые перемещения через реку Урал и обратно, принимали на себя случавшиеся набеги кокандских, бухарских и хивинских отрядов, участвовали в подавлении периодически поднимавшихся восстаний. Во время среднеазиатских походов уральские казаки были главной кавалерийской силой, до сих пор сохранилось множество песен о взятии Ташкента и Коканда. Одним из самых известных эпизодов в период покорения Коканда является Иканское дело — трехдневное сражение сотни казаков под командованием есаула В. Р. Серова у кишлака Икан недалеко от города Туркестана. Отправленная на разведку уральская сотня встретилась с армией кокандского хана, направлявшегося для взятия Туркестана. Два дня уральцы держали круговую оборону, используя в качестве защиты тела убитых лошадей, а затем, не дождавшись подкрепления, выстроились в каре и пробивались через кокандскую армию, пока не соединились с направленным на выручку отрядом. В бою уральские казаки потеряли более половины людей убитыми, почти все оставшиеся в живых были тяжело ранены. Все они были награждены солдатскими Георгиями, а есаул В. Р. Серов — орденом Святого Георгия 4-го класса.
Земли Уральского казачьего войска. 1890 г.
Немало послужили уральские казаки престолу Российской Империи, поставляя сотни воинов для охраны границ и участия в военных походах. Особенной является роль казаков и в устройстве государства, в сохранении Отечества.
Если китайцы для защиты своих границ воздвигли Великую китайскую стену, уральский казачий народ создал живую Великую Казачью стену, и это один из подвигов уральских казаков в истории.
Ссыльные уральские казаки[править | править код]
Файл:Ural cossak wife.jpg Уральская казачка в праздничной одежде
Наиболее полно культура, обрядность и говор уральских казаков сохранились не на их исторической родине, а в Каракалпакии, куда они были частично высланы в XIX веке. Причина этого — изолированность от русского народа и строго соблюдаемая ссыльными старообрядческая традиция, не допускающая смешения с иноверцами.
Причинами высылки уральцев стали неповиновение новому «Положению о воинской службе, общественном и хозяйственном управлении Уральским казачьим войском» и мятеж в 1874 году уральских казаков-старообрядцев Уральского казачьего войска. Высылка проходила в два этапа. В 1875 году — переселение уральских казаков-старообрядцев, а в 1877 году — семей ссыльных уральцев.
Ныне уральцы-старообрядцы Каракалпакстана представляют отдельную этно-конфессиональную группу (субэтнос), которая обладает:
- Этническим самосознанием (считает себя отдельным народом);
- Самоназванием — уральские казаки или уральцы (данное самоназвание сохранилось, несмотря на указание в официальных документах и паспортах в графе национальность — русские);
- Определенной территорией расселения и компактностью;
- Конфессиональной особенностью — старообрядчество;
- Особенностью диалекта;
- Спецификой традиционной культуры (хозяйства, жилища, одежды, пищи, семейно-бытовой, календарной и религиозной обрядностью).
Схожая старообрядческая группа известна также в устье Сырдарьи (см. Казалинск).
История возникновения раскола в России и в казачьих войсках.
С середины XVII века начинается трагическая и сложная история такого «грозного и удивительного явления»1 в религиозной жизни общества, как старообрядчество, которое оказало влияние не только на развитие религиозной мысли, но и на культуру. Отличительной особенностью старообрядчества являлась консервативная направленность, которая способствовала сохранению различных достижений древнерусской культуры: духовная поэзия, архитектурные памятники, древнерусские иконы, рукописные и старопечатные книги и т.д.2 Традиции, проповедуемые староверами, и в современное время являются значительным компонентом русской религиозной культуры3. В связи с этим в дореволюционное время замечалось «… тяготение, так называемых «националистов» и славянофилов к этому своеобразному русскому религиозному движению»4. Хотя в современной литературе отвергается данное предположение. В частности, современный исследователь М.О. Шахов, анализируя работы видных деятелей славянофильства пришёл к выводу о том, что «… для них старообрядчество было прежде всего отступлением от православия и поэтому явлением отрицательным»5.
История старообрядчества вызывает различные оценки и эмоции, в нём видели и «причину бед, и панацею от них; единственного хранителя православия и силу, его разрушающую; спасителей национальных традиций культуры…»1. И если в дореволюционной и советской исторической литературе старообрядчество определялось как «невежественное явление, могущее иметь место только среди грубого, дикого и непросвещенного народа»2, то в современное время движение староверов представляется как «модернизационные процессы на периферии общества — «территориальной, вероисповедальной, социальной»3. Хотя необходимо отметить, что стереотипы, навязанные веками господствующей церкви в вопросах раскола, прочно засели в сознании «нестарообрядцев»4, что, несомненно, отрицательно сказывается на формировании отношения общества к староверию.
Староверы проводили конкретное претворение в жизнь нравственных норм Евангельского Благовестия, причём в «неблагоприятных, а порой и экстремальных исторических условиях, имеющих аналогию разве что в истории первоначального христианства»5. Старообрядчество — это явление, характеризующееся преобладанием психологических и идеологических начал в нём, и его широкая популярность объясняется близостью староверия к народным верованиям6.
События второй половины XVII века, способствовали разобщению единой до этого времени Православной Церкви, в результате чего и появилось старообрядчество. Для того чтобы выявить сущность этого движения необходимо проанализировать условия, при которых зародилось раскольническое направление, впоследствии ставшее одним из широкомасштабных религиозных движений в истории России, и, по мнению историков, ещё и «нежелательной альтернативой» официальному православию. Но бьшо бы неправильно говорить о староверии только как о религиозном явлении, оно также явилось выражением
социального протеста различных слоев общества, что сказалось на идеологии староверия и предопределило размежевание среди самих приверженцев старых обрядов. И как верно замечает В.О. Ключевский, что «дело было не в обряде, а в противлении церковной власти»1. И особенно ярко это проявилось в старове-рии казаков, для которых старые обряды являлись скорее элементом их некоторой независимости и самостоятельности от центра.
По данным исследователей старообрядческого движения, до революции, староверами в России себя считали до 2 млн. человек, общин было зарегистрировано — 1268, священников и наставников — 1196, старообрядческих храмов -630, молитвенных домов -3161, скитов и обителей — 73 .По некоторым источникам общее число последователей старообрядчества составляло 10% от всего населения страны. В настоящее время число людей, придерживающихся старой веры, равняется 1% .
Старообрядчество, возникшее в крестьянской среде и среди посадских людей, несомненно, носило идеологический отпечаток данной прослойки общества. Характеризуя активные формы протеста, большинство исследователей отводят ведущую роль в этом вопросе староверию в крестьянском варианте. Но необходимо отметить, что большой процент староверов присутствовал и в казачьей среде, хотя преобладающее большинство в казачьих войсках были, конечно же, православные — новообрядцы, и что самое главное Яицкое войско постоянно пополнялось беглыми крепостными крестьянами и посадскими людьми4, которые и распространяли раскольническое учение, тем самым, прививая часть своих религиозно-мировоззренческих взглядов казакам.
Ссылки[править | править код]
- Оригинальная теория происхождения уральских казаков
- История фамилий
- Крестьянская война 1773-75 гг.
- Манифест Екатерины II от 19 декабря 1774 г. (о преступлениях казака Пугачева)
- История яицких казаков. Валерий Поленов
- Статья о старообрядчестве в Уральском войске
- Поход на Аму-Дарью и в Текинский оазис уральских казаков в 1880—1881 годах. Сост. полк. А. Л. Гуляев. Уральск, тип. В. И. Жаворонкова, 1882
- Документы и литература по истории Хивинских походов России
- История Хивинских походов России с участием яицких (уральских) казаков
- Хорошхин М. П. Геройский подвиг уральцев. Дело под Иканом 4, 5 и 6 декабря 1864 года. Уральск, 1895
- Иканская сотня
- Иллюстрации к очерку Иканская сотня
- Краткое описание уральских казаков, сосланных в 1875-77 гг. в Каракалпакию
- 1-й Уральский казачий полк в Первой мировой войне
- Эпизоды Гражданской войны с участием уральских казаков
Казаки истово отстаивали свои обычаи
Правительство намеренно придавало вероисповедным делам политическое значение, рассматривая выступления староверов как «хулу против царя и Бога». Сенатор, князь М. Щербатов, инспектирующий Яицкое войско после подавления восстания Пугачева, в котором войско участвовало «почти в полном составе», писал о казаках-старообрядцах: «Везде, где они могут показать свою ненависть против государя и российской церкви, не упускают случая. Свидетельствуют сему бывшие бунты… восстание 1772 г. на Яике, которого града казаки, быв сей ересью заражены, не почли себе преступным делом против законных властей вооружиться».
Уральские казаки. Раскрашенная литография Гессе. 1800 г. Государственный Исторический музей, Москва
Истово отстаивая свои самобытные обычаи, казаки с презрением относились к боли, физическим страданиям и даже смерти. Казаков легче было уничтожить или переселить, как это не раз происходило в истории Яицкого войска, но перебороть силу старой веры, которой издревле были вооружены их предки, было невозможно.
В яицком войске староверы были решительно на своём месте и в своей среде: здесь не было преследований, свободно крестились двоеперстно, имели старопечатные книги и отправляли по ним службу. Старики-старообрядцы являлись той консервативной силой, которая препятствовала преобразованию хозяйственной и социальной жизни войска.
Фундаментом казачьего староверия были казаки-старики, офицеры и атаманы, урядники и особенно их жёны — главные хранительницы старообрядчества на реке Урал. Этому были свои причины: службу они не несли и из войска не выезжали, отлично владели церковнославянской грамотой, читали много святоотеческих книг, по ним же учили грамоте своих детей, проводили дни в труде и молитве, ожидая со службы своих мужей.
Островок религиозной свободы
Молодая замужняя уральская казачка в парадной одежде. XIX век
Староверие прочно сохранялось в войске благодаря общественному строю, стремившемуся «во что бы то ни стало поддержать прежнее устройство общины, прежние порядки и обычаи страны, прежний дух казачества».
Способствовали сохранению старообрядчества на Яике и некоторые меры со стороны царского правительства и самих самодержавцев. В 1709 г. после Полтавской битвы, где уральские казаки проявили свой героизм, особым указом Петра I им было предоставлено право ношения бороды и оставаться при своей вере. Царь Пётр I оставил всем яицким казакам «крест и бороду», оградив тем самым их от гонений за веру на целый век.
Казаки-разинцы сотники Самуйло Васильев, Исай Воронин и Логгин были военными руководителями знаменитого Соловецкого восстания и вместе с бывшим духовником царя Алексея Михайловича архимандритом Никонором стояли до конца, а после предательского взятия монастыря вместе приняли страшные муки. Русской Православной cтарообрядческой Церковью (РПcЦ) они причислены к лику святых.
Императрица Екатерина II, пережив Пугачёвщину, не преследовала за веру яицких (уральских) казаков даже после бунта 1773—1775 гг., а в 1795 г. официально узаконила право уральских казаков употреблять старопечатные книги и старые обряды. Однако издала указ о том, что в целях полного предания забвению Пугачёвского восстания, Яицкое войско переименовывается в Уральское казачье войско, а Яицкий городок — в Уральск, само же войско утрачивает былую автономию. Во главе уральского казачества были поставлены наказной атаман и войсковое управление.
Сын Екатерины II — Павел, став императором, создал из уральских казаков лейб-сотню, тем самым выказав им своё доверие и милость.
Казак лейб-гвардии Уральской казачьей сотни
На самом деле религиозная свобода уральских казаков стала следствием необходимости правительства иметь в их лице надёжную военную силу в районе северного Прикаспия. Первоначально причины появления раскола в войске были те же, что и в других местах России, но впоследствии местные условия придали им ещё и политический характер. Опасаясь, что истинная вера на Яике будет истреблена, а старый вечевой строй казачей общины уничтожен, казаки твердо и энергично отстаивали свои права и привилегии. Искавшие духовной свободы и убежища беглецы-староверы со всех регионов стремились на реку Урал.
В 1868 г. было введено новое «Временное положение», по которому Уральское казачье войско было подчинено наказному атаману вновь образованной Уральской области. Территория Уральского казачьего войска составляла 7,06 млн гаи делилась на 3 отдела (Уральский, Лбищенский и Гурьевский) с населением 290 тысяч человек, в том числе казачьего — 166,4 тысяч человек в 480 населённых пунктах, объединённых в 30 станиц.
В середине прошлого века поголовно все Уральские казаки были старообрядцами, и уральский губернатор А. Д. Столыпин, отец знаменитого П. А. Столыпина, отмечал единство и упорство в вере Уральских и Оренбургских казаков, сравнивая их за преданность старым русским идеалам с современными ему славянофилами, и даже предлагал митрополиту Антонию не проводить увещевание раскольников: «С казаками, Ваше преосвященство, надо быть очень осторожным: гнуть надо, но надо и парить, возбудить пугачевщину очень и очень легко!»
Казаки Лейб-Гвардии Уральского Казачьего эскадрона. Уральцы вооружены винтовкой Бердан-2 казачьего образца
Культура
В конце XIX века Верхнеуральск стал не только административным, но и культурным центром уезда. Для увеселения горожан служил дом офицерских семей и собраний.
В 1886 году открылась первая в Верхнеуральске типография. До 1917 г. в городе издавались газеты «Верхнеуральский вестник», «Верхнеуральский листок», «Телефон». В 2007 г. отметила своё 100-летие районная газета «Красный уралец», старейшее периодическое издание в Челябинской области.
В 1909 году пригласил первых зрителей электротеатр «Прогресс». Позднее появился кинотеатр «Люкс», в здании которого в 1937 году был открыт районный дом культуры. Здесь работали кружки художественной самодеятельности, в том числе театр рабочей молодёжи. В 1946 году был создан первый хоровой коллектив. С 1951 года ежегодно проводятся районные смотры художественной самодеятельности.
В настоящее время в число культурных учреждений Верхнеуральска входят библиотека, краеведческий музей с двумя отдельно стоящими залами, выставочный зал, кинотеатр «Юность», музыкальная школа и школа искусства. Одной из достопримечательностей Верхнеуральска является панорама битвы за гору Извоз, созданная жителями посёлка, в основном, на собственные средства.
В районе пользуются популярностью местные издания: «Наследие», «Красный уралец», «Народная газета», «По секрету всему свету» и др. Успешно работают районные радиовещание и телестудия. Издаются поэтические сборники местных авторов. Возрождён кинотеатр.
Отличие казаков от солдат регулярной армии
В отличие от солдата регулярной армии, уральский казак с самого рождения формировался в среде с высоким чувством воинской чести и традиции истовой службы, выделялся более сознательным отношением к военному делу. Уральцы совершенно не нуждались во внешней дисциплине, они были образцом исполнительности и неукоснительного выполнения воинского долга. Более сознательное отношение к службе помогало казаку стать превосходным одиночным бойцом — инициативным, сметливым, не теряющимся в самой сложной обстановке. Этому же способствовала и постоянная боевая практика, а также полная опасностей и тревог жизнь на границе с киргизской степью.
Битва Уральских казаков с киргизами, 1826 г. Уральские казаки участвовали во всех азиатских походах России
«У уральцев уникальный характер, центральным качеством которого являлось чувство независимости и гордости. Уральцы по уму — все министры, — отмечал познакомившийся с ними на русско-японской войне генерал К. Н. Хагондоков. — Отдавая приказ, нужно быть очень точным, ибо что-либо недоговоренное или ошибочное будет уральцами немедленно обнаружено».
Оренбургский генерал-губернатор В. А. Перовский, возглавлявший хивинскую экспедицию, в составе которой находились 2 полка уральских казаков, отмечал: «Вот уж чудо-казаки: стужа, бураны для них ничего, больных весьма мало, умерших… нет, пока шли вперед, какая бы ни была погода, распевали удалые песни… работают более, лучше и охотнее всех. Без них плохо было бы всему отряду!»