Достопримечательности
Несмотря на малый размер Кудымкар имеет большое количество исторических памятников разных эпох. Путешественники приезжают сюда ради самобытности, аутентичности, но на самом деле на территории города присутствуют следы разных веков.
Драматический театр
Ул. Гагарина, 6
Драматический театр им. М. Горького появился в 1931 году. Большая часть постановок связаны с местной историей и культурой. Театр ставит перед собой цель сохранить и показать значимость родного языка, истории, традиций.
Краеведческий музей им. Пермяка-Субботина
Ул. 8 марта, 27
В 1921 году благодаря инициативе художника-авангардиста Петра Ивановича Пермяка-Субботина появился музей. Сейчас в музее более 80 тысяч экспонатов, среди которых есть уникальные: роспись пермского звериного стиля, сасанидское серебро, работы местных деятелей культуры и др.
Городище
Городской округ Кудымкарский, квартал Набережный
Это один из самых старых археологических памятников на территории Пермского края. Он датируется IX-XV веками. Именно здесь началась история Кудымкара.
Археологи неоднократно проводили раскопки и обнаружили остатки деревянных жилищ, очагов частокола. Кроме того, до сих пор находят предметы быта, украшения, орудия и др.
Мемориал Победы
Ул. Гагарина
Рядом с городским парком находится Мемориал Победы – памятник воинам, погибшим за годы Великой Отечественной войны. В него включено несколько более маленьких памятников, тоже посвящённым победе. В народе этот комплекс получил название «Звёздочка».
Памятник Кудым-Ошу
Ул. Лихачёва
Кудым-Ош – легендарный богатырь, который заложил Кудымкар. Он является национальным героем, и многие их сказания связаны с его именем. Он был невероятно силён и смел, мог вылечить от любого ранения, прикоснувшись к земле, ездил верхом на лосе, и ни одно оружие не могло ему ранить.
В центре города установлен памятник в честь Кудым-Оша. Со страниц бронзовой книги его могучая фигура как бы «сходит». На плече у богатыря сидит сова – символ мудрости, а рядом стоит медведь – олицетворение силы.
Памятник П. И. Пермяку-Субботину
Ул. 8 марта, 27
В честь деяний художника местные жители воздвигли ему памятник. За годы жизни он не только создал краеведческий музей, но и открыл мастерские, школы и драматический театр. Пермяк-Субботин родился и вырос в Кудымкаре, и для истории города это одна из самых значимых фигур.
Парк им. И. Я. Кривощёкова
Ул. Советская, 33
Для жителей города Городской парк – важное место. Оно известно не только красотой, но большой историко-культурной ценностью
Парк является одновременно и памятником природы, и памятником градостроительства, и доказательством высокого уровня развития ботанической культуры края.
Столь важное место было названия в честь Ивана Яковлевича Кривощёкова – деятеля XIX века, который заложил парк. Он засадил его образцами растений, ухаживал за ними и наблюдал, и на основе полученных данных написан целую работу
Парк был облагорожен в 2007 году. В нём установили скамейки, поставили беседки. В 2021 году парк был выложен плиткой, появились детская площадка, а также арт-объекты.
Плотниковский могильник
Кудымкарский р-н, левый берег р. Иньвы
Рядом с деревней Плотниково можно найти Плотниковский могильник – археологический памятник XII-XV веков. За всё время было обнаружено около 140 могил.
Большая часть из них были разграблены. Однако могильник был и остаётся одним из самых известных археологических объектов края, который ярко иллюстрирует, как жили древние коми-пермяки.
Свято-Никольский кафедральный собор
Ул. Советская, 33
Первоначально это была деревянная церковь, заложенная во имя святого Николая-чудотворца. Однако местный епископ писал Строгановым об её обветшалое состояние, и в 1796 году началось строительство каменного собора.
В 1930 году по приказу советской власти он был закрыт, и внутри расположился клуб, затем краеведческий музей. И только в 1990 году собор вернул своё значение.
Внутри храма находится святыня – древний образ Святителя Николая Чудотворца. Рядом находится живописный сквер, в котором можно отдохнуть на скамейке или погулять между деревьями.
Скульптуры
По всему городу можно найти множество интересных памятников:
- Камень в виде медведя в жертвенной позе.
- Пера-богатырь вместе с медвежонком и рысью.
- Мансийская княжна Костэ – невеста Кудым-Оша.
- Кудым-Ош и шаманка Чикыш.
Памятники связаны с местными легендами и рассказывают о приключениях легендарного богатыря-основателя.
Кипит, шипит и пузырится
Фото: Из личного архива/ Иван Ширяев Главное богатство Коми-Пермяцкого автономного округа — это вода. Река Кама с притоками и озёра. В особенности Стариковское и Адово, куда с удовольствием приезжают любители рыбалки.
Самое большое внимание привлекает, конечно, Адово озеро, расположенное в Гайнском районе. Одно название чего стоит! Дорога пролегает через разрушенные мосты и болота
Сюда можно добраться на «Урале» или КамАЗе. Зимой к берегу можно проехать на снегоходах. Здешняя вода полна загадок. Каждую весну она начинает бурлить и пузыриться. Учёные полагают, что это связано с геологическими процессами. Местные жители пугают, что на середину озера заплывать ни в коем случае нельзя — утянет на дно. И рассказывают историю про аквалангистов, которые чудом остались живы, выбравшись из воронки, напоминающей водоворот.
Множество легенд сложено про такое вот беспокойное поведение озера. Говорят, что герой коми-пермяцкого эпоса богатырь Пера победил водяного Вакуля и бросил его в озеро. Вакуль затаил зло и иногда напоминает о себе. Рассказывают, что когда в небе над озером летел бог с мешком, в который он собрал разную нечисть, мешок порвался, и в озеро высыпались черти. Другие истории повествуют о разбойниках, прятавших там бочки с награбленным золотом и даже о радиоактивных отходах. Но самая невероятная – про чудовище, обитающее на дне. Местные жители даже иногда его подкармливают. Чтобы на людей не бросалось.
Кудымкар
Год основания: | 1579 |
Население: | 31 тыс чел |
Жители: | кудымкарцы |
Часовой пояс: | UTC+5 |
Телефонный код: | +7 34260 |
Почтовый индекс: | 619000 |
Ударение только на «Ы»!
Столица бывшего Коми-Пермяцкого округа (местные называют эту местность Парма) является одним из самых приятных и живописных мест России. Очень тихие, зеленые улицы-бульвары с деревянными, выкрашенными в различные цвета домами прошлых веков высотой не более двух этажей удивительно гармонируют с пяти- и четырехэтажными «новостройками» — но это не стандартные облезлые «хрущевки», а новенькие здания из силикатного кирпича, расположенные на немного холмистой местности и идеально вписывающиеся в прямоугольную планировку города. Прибавьте к этому находящийся на западной окраине Кувинский пруд, окруженный холмами, с которых открывается великолепный вид на Кудымкар и окрестности с извилистыми дорогами — а не посетить это место отдыха горожан, значит не побывать в столице Пармы — и вы вряд ли забудете сей городок! Немного он похож и на вологодские Кириллов с Белозерском, немного и на Плёс Ивановской области.
Центр будущего города начиная с VII века занимало Кудымкарское городище («Красная горка»). В письменных источниках Кудымкар впервые упомянут в 1579 году. В 1472 году Кудымкар вместе с Пермью Великой вошёл в состав Московского княжества. В XVII веке Кудымкар превращается в центр края.
В названии кар коми «город», Кудым предположительно личное имя (в округе нередка фамилия Кудымов), возможно, имеющее тюркское происхождение.
В 1908 году в Кудымкаре проживало 1192 жителя, он являлся резиденцией начальника 3-го стана Соликамского уезда Пермской губернии, в который входила территория современного Кудымкарского района и прилегающие части Юсьвинского и Карагайского районов. Здесь имелось 4-классное городское училище, земская женская школа, библиотека-читальня, больница, почта и ветеринарный пункт; мельница с плотиной на Куве, лесничество, общество потребителей, детский приют, богадельня; проводились 3 годовые ярмарки, еженедельные торжки. В 1909 году открыто почтово-телеграфное отделение.
Имеются архитектурные памятники — здание бывшей строгановской конторы и Никольский собор (XVIII век).
До 1 декабря 2005 года Кудымкар являлся административным центром субъекта РФ Коми-Пермяцкого автономного округа. В Кудымкаре в 1930-34 гг. жил Герой Советского Союза разведчик Н. И. Кузнецов.
Населен Кудымкар и остальная Парма, в основном, коми-пермяками. Употребляемый язык у них — русский, но распространен и коми-пермяцкий (не коми!). Он активно изучается в школах, распространяется в литературе и на официальных вывесках.
О традициях
– Первый раз я в ваших местах. Посетил сегодня музей, и сразу бросилось в глаза, что здесь довольно большой интерес к языческим традициям. В Кочёвском районе при поддержке властей возрождается совсем уж странный обряд Быкобой – когда приносится в жертву бычок и люди омываются кровью. Неужто язычество неискоренимо, батюшка?
– Думаю, оно всё равно будет сохраняться в том или ином виде. Если святителям Стефану Пермскому, Ионе, Герасиму и Питириму не удалось искоренить, то куда уж нам-то, грешным? Но мы стараемся
Сейчас, с образованием Кудымкарской епархии, владыка Никон очень обращает на это внимание, и мы, священство, делаем всё возможное, чтобы христианские ценности были впереди языческих
Но есть такая сторона: у нас в Коми округе нет крупного производства, только пилят и вывозят лес. Учреждениям культуры нужно искать какую-то дополнительную жилу дохода. Поэтому, думаю, обращение к языческим традициям всего лишь один из способов разнообразить культурную жизнь округа, привлечь в неё людей с мыслью: «У нас есть то, чего нет у других».
Церковь не вправе запрещать это, но свой голос мы возвышаем. Объясняем, что под культурной личиной могут вернуться дикие языческие явления.
– Есть ли опасность, что через такие вещи некоторые люди уйдут в язычество?
– Убеждёнными язычниками они не станут, но это может помешать им стать христианами. Крестившись, многие продолжают соблюдать народные и советские традиции. Например, я на каждом отпевании объясняю, чтобы не поминали усопшего водкой и вином. Рассказываю, что наш русский святой Иоанн Кроншадтский, всеми любимый батюшка, говорил: «Кто усопшего водкой и вином поминает, великие муки тому готовит». Но нет, выходят близкие усопшего за церковную ограду и пьют на поминках. Двоеверие в деревнях наших очень сильно. Человек послушает священника, а сделает всё равно так, как скажут местные бабки. Не преломить сознание людей. Многие воспринимают крещение как оберег, не более: дальше можно ничего не делать, Бог меня должен оберегать. Не ходят в храм, не причащаются, не исповедаются. Придёт человек на службу один раз, второй. А на третий раз начнёт искать причины, чтобы не пойти. Времени не хватает, заболел, ладан не переношу, не могу стоять – причины найдутся. Пытаемся напомнить о себе чем только можно. Пасхальные концерты делаем, приглашаем любимые в народе коллективы. Экскурсии проводим, поднимаем людей на колокольню нашего собора. Весь спектр миссионерской деятельности. Но молодёжь вообще не идёт: их же друзья высмеют, что вы! Общественное мнение очень действует на людей.
– Для жителей маленького села бабушки – свои люди, а священник, как правило, приезжий, чужой. Может, поэтому и доверяют бабкиным сказаниям, а не слову батюшки?
– Возможно, так оно и есть, но что мы можем поделать? В нашем Свято-Стефановском церковном округе, это как раз территория бывшего Коми-Пермяцкого АО, всего двенадцать священников. Из местных в священники мало кто идёт, таких у нас единицы, поэтому большинство приезжие. Наездами по графику каждый из них окормляет три-четыре села или посёлка. Конечно же, за непродолжительный визит своим не станешь, но физически больше никак нельзя.
Сам я с Украины приехал, из Закарпатья, село Крайниково. Там у нас по-другому: храм и священник есть в каждом селе. В больших сёлах, с населением четыре тысячи и больше, – два больших храма. И это не говоря о городах. На большой город, такой как 30-тысячный Кудымкар, по тамошним меркам храмов восемь должно быть. А здесь – единственный храм на весь город. К сожалению, в Коми округе, да и много где в России, утратились семейные православные традиции, о которых я знаю не понаслышке. Каждое воскресенье мы всей семьёй шли в храм, надевали лучшую одежду. Всю службу знали наизусть, потому что поёт не только хор – все поют. После службы прихожане идут друг к другу в гости или же просто стоят и общаются возле храма. Никто не работает: воскресенье – день праздничный. Что касается подготовки к причастию, там, наоборот, попроще будет. Не требуется читать каноны и акафисты: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и «Верую». В нашей крайниковской церкви было очень мало литературы, приобретали только свечи, а за книгами и иконками надо было ехать в район. Литературы практически никакой, но молитвы знают все – передаётся от родителей к детям. Так что здесь свои традиции, там – свои.
ФАКТЫ
Немного фактов о туре
Парк деревянных скульптур
Парк деревянных скульптур Егора Утробина — удивительное сказочное и мистическое место. На достаточно большой территории в селе пармайлово располагается сам дом мастера и десятка четыре деревянных фигур. У каждой фигуры есть значение и даже имя. Здесь можно увидеть лесную нечисть, лешего, чертей, Кощея Бессмертного, крокодила с длинным языком, богатырей и т. д. Вдохновением для создания «Лесных духов» стали коми-пермяцкие народные сказки и легенды.
Коми-пермяцкий краеведческий музей им. П.И. Субботина — Пермяка
В фондах музея хранятся предметы пермского звериного стиля («чучкие чачки»), клады,родовые знаки (тамги), уникальные предметы быта, опубликованные источники с преданиями, описанием обрядов, коми-пермяцкими названиями рек, населенных пунктов, изобразительные источники с видами чудских городищ, жителей округа, эпических и мифологических героев, обрядов и праздников народа. Все эти предметы дают возможность посетителю прикоснуться к истокам культуры коми-пермяков, других финно-угорских народов, уходящих своими корнями вглубь веков.
Аллея Кудым-Оша
Согласно легендам, Кудым-Ош был сыном вождя рода иньвенских коми-пермяков, который одновременно был жрецом-памом (паном). После того как отец Кудым-Оша погиб в одном из военных походов, он был избран новым главой рода и получил соответствующие знаки отличия: жезл и четырехугольное изображение медведя, которое он постоянно носил на груди. Среди родов древних коми-пермяков род Кудым-Оша был сильнейшим, а среди вождей никто не мог сравниться с ним по силе. Кудым-Ош обладал колдовскими способностями. Он был неуязвим для топора. Смертельно раненный стрелой, до трех раз мог оживать, прижимаясь полученной раной к земле, был способен вызвать на реке бурю, чтобы отогнать нападавших врагов.
Ресторан «Национальнöй»
В ресторане «Национальнöй» нас ждет обед из блюд коми- пермяцкой кухни. Первое, что бросается в глаза, когда подходишь к ресторану – обилие деревянных скульптур при входе в ресторан. Медведь с рыбой, кошки, всадник верхом на лосе, сказочные существа… Здесь есть, что посмотреть и чему удивиться. В меню ресторана большое количество традиционных блюд. Кормят и супом-капучино из белых грибов, и белыми грибами, запеченными в сливках, и пирожками с пистиками, и пельменями из шпинатного теста со щукой. А также есть возможность продегустировать национальный пенный напиток «Сур».
Этно-парк «Заветный клад»
«Заветный клад» – это название книгиВ.В. Климова, настоящего классика коми-пермяцкой литературы, фольклориста, который живет в селе Пешнигорт Кудымкарского района.По легенде, именно здесь зародилось село Пешнигорт, на поляне, где когда-то находилась землянка первых жителей – двух братьев Лешь и Ена, именно там, в излучине реки Иньва, спрятан «Заветный клад» — золотая лодка Зарниа пыж, вместе с которой ушли под воду несметные богатства и золото чудского племени, некогда обитавшего на горе Чэлпан-Яг. Вход в парк — через ворота, оформленные с элементами пермского звериного стиля. Проходя через них, надо загадать свое самое заветное желание.У вас будет возможность прикоснуться к древней истории коми-пермяцкого народа, почувствовать силу духа предков
Центр обрядовой культуры
Село Большая Коча имеет полное право называться центром обрядовой культуры коми–пермяцкого народа. Вы посетите избу-музей, услышите аутентичные песни фольклорного ансамбля «Мича асыв», поучаствуете в магическом шаманском обряде и мастер-классе по коми-пермяцкому плясу «Туп и тап». Далее всех ждет экскурсия по селу с посещением священного ключа и живописного берега реки, где проводится ежегодный мистический обряд «Быкобой»
Экскурсия «Традиции пермской кухни» с дегустацией коми-пермяцких блюд
Во время дегустации Вы познакомитесь с необычными блюдами коми-пермяцкой кухни, узнаете историю и ее особенности, попробуете популярные пермские настойки.
Экскурсовод расскажет о традициях коми-пермяков, элементах одежды, познакомит с необычным танцем и старинными музыкальными инструментами.
Пермская художественная галерея «Пермские боги»
Пермская деревянная скульптура — один из брэндов Пермского края, синтез язычества и христианской культуры. В начале XVIII века Русская православная церковь запретила объёмные изображения святых. Но искоренить идею создавать «богов» из дерева не удалось. Используя старые традиции сакральной пластики, уходящей в глубину веков, пермские мастера придали ей новое духовное содержание
Источник
Город Кудымкар (Пермский край)
Кудымкар, здание Свято-Николаевского кафедрального собора
Город Кудымкар в Пермском крае, в Предуралье, на реке Иньва (правом притоке Камы). Расположен при впадении реки Кувы в Иньву преимущественно на левом высоком берегу этих рек, занимая круто спускающийся к Иньве южный склон ее долины, на севере – приподнятое плато, а также правый берег Иньвы и Кувы. В переводе с коми-пермяцкого языка название означает «городище Кудыма». До 1 декабря 2005 года Кудымкар являлся административным центром субъекта РФ Коми-Пермяцкого автономного округа.
Первоначально поселение возникло на высоком 40-метровом берегу пруда при слиянии рек Кува и Иньва, на месте, называемом Красная горка. Расположенное здесь Кудымкарское городище датируемое VII-XV вв. В культурном слое (до 1,5 м) найдены остатки бревенчатых жилищ, очагов, керамика, наконечники стрел, ножи, пряслица и иные предметы, относящиеся к концу Ломоватовской – Родановской культур. В северной части городища находится кладбище крещеных коми-пермяков, относящееся к XV — XVII вв.
На берегу реки Иньва
Поселение упоминается в письменных источниках (писцовых книгах И. И. Яхонтова) с 1579 г. Тогда в Кудымкаре было всего 7 дворов и проживало 11 взрослых мужчин. В 1609 году Кудымкар стал центром деревенской округи из четырех деревень. В 1623 году Кудымкар по писцовым книгам М. Кайсарова значится уже погост, к которому относилось 11 деревень и 13 починов.
В 1700 г. земли по Обве, Иньве и Косьве присоединяются к Строгановской вотчине. Жители коми-пермяцких селений, включая Кудымкар, становятся крепостными Строгановых. В 1715 г. в Кудымкаре находились церковь во имя Николая Чудотворца, земская изба, двор для приезда начальственных людей, мельница и 50 дворов, в которых проживало 474 человека. В 1749 году по второму разделу между братьями Строгановыми Кудымкар с окрестными деревнями перешел во владение барона С. Г. Строганова. Его сын Александр Сергеевич владел Кудымкаром с 1756 по 1811 г., при нем было построено одно из первых каменных зданий села – храм Николая Чудотворца.
В 1817 году владелицей имения стала графиня С. В. Строганова, разделившая его в 1833 г. на пять округов. В особый округ выделена Иньвенская лесная дача с центром в селе Кудымкар. В 1834-1835 гг. через р. Иньву на средства С. В. Строгановой построен мост «на быке с двумя проходами», названный в честь нее Софийским. В 1833 году состоялось открытие в Кудымкаре Строгановского вотчинного окружного правления Иньвенской дачи, а в 1837 году – квартиры станового пристава.
В 1827-1842 гг. в селе строятся деревянный дом управляющего округом (1832), питейный дом (1835), здание Строгановского правления (1836), Софие-Иньвенская больница с садом (1836) и аптека при ней (1842), два дома для членов правления (1834, 1843), дом для станового пристава (1834), приходское училище и при нем два флигеля для смотрителя, столовый дом (1840), общественная баня (1843), каменная кузница и слесарная с кладовой (1843). Эти здания образовали улицы и кварталы, которые сохранились до настоящего времени. Церковь оказалась в центре большой площади, напротив поднялась двухэтажная каменная контора Строгановского правления. Эти два каменных здания положили основание центральной части села — центра вотчинного правления Иньвенского округа.
Удачной охоты и рыбалки
В водоёмах Коми-Пермяцкого округа водятся щука, окунь, лещь, язь, густера, налим, жерех, плотва, достаточны запасы уклеи, подуста, голавля, судака, ельца. Охотники приезжают, чтобы подстрелить медведя, кабана, лося, барсука, зайца. Также популярна охота на утку, тетерева, глухаря.
В местных лесах много грибов и ягод. Недаром в с. Верх-Юсьва Кудымкарского района каждый год проходит единственный в России народный фестиваль, посвящённый грибам «Ай да рыжик!». Умения и навыки по сбору грибного урожая и его заготовке всегда ценились в этом регионе. В рационе коми-пермяков грибы — аналог мяса.
Целебная вода, волшебные камни
Жители Коми округа верят, что «вежа ва» (с коми-перм. — святая вода. — Авт.) излечивает от болезней. Поэтому они часто приезжают на святые источники, которых здесь немало. Пожалуй, самый известный находится в районе Кудымкарского пруда. Родник оформлен в соответствии с древними языческими верованиями коренных жителей и напоминает медвежью голову. Это не мешает православным священникам время от времени освящать воду в источнике.
Лечит на севере края не только вода, но и камни. Самый загадочный из них находится в 4 км от старинного с. Ошиб, в местечке Галялог (Каменный лог). Старожилы говорят, что Ен из (с коми-перм. — божественный камень. — Авт.) много веков назад упал с неба. Территория вокруг него действительно испещрена воронками. Они забиты листвой, но внутри ничего не растёт. В старину люди верили в его целительную силу. К камню приходили больные в надежде выздороветь. Сейчас он привлекает краеведов, туристов и просто любопытных. Тайна его до сих пор не разгадана. Подобный камень есть и в с. Архангельском Юсьвинского района. Он лежит в ограде церкви и по форме напоминает седло. Многие местные жители и сейчас верят в силу камня и почитают его. А гости села, сидя на нём, загадывают желания.
https://youtube.com/watch?v=lwCajuDr00Q