Контрагент ооо «хлеб да соль»

Магазины «хлебсоль» в ангарске

«Божий дар»

Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» — судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб — это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.

В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.

В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.

История традиции «хлеб-соль»

Еще до принятия Русью христианства хлеб у наших предков считался даром бога Неба и богини Земли. Первый, Сварог, научил людей возделывать землю и сажать злаковые культуры. Вторая же, Сыра Земля, как любящая мать, рождала плоды. Именно поэтому бережное и уважительное отношение к любой еде передавалось из поколения в поколение.

С приходом христианства почитание хлеба не только не пропало, но и усилилось. Все Писание, начиная от Ветхого Завета, пронизано символизмом. Там упоминается слово «лемех», которое означало как собственно выпечку, так и всю пищу. Изгоняя Адама и Еву из Рая, Бог говорил им: «…в поте лица твоего будешь есть хлеб». Это, конечно, не значило, что у людей на Земле не будет хотя бы пресной лепешки, а означало то, что жизнь их теперь будет связана с трудностями, ибо чтобы добыть себе пищу, надо будет приложить немало усилий.

Еще до рождения Спасителя было установлено особое почтение к простой еде: Авраама Мелхиседек благословлял хлебом и вином, ежегодно евреи праздновали Пасху и пекли пресные лепешки, позже уже сам Иисус заповедал свои ученикам вкушать хлеб и пить вино в знак соединения с ним телом и кровью.

Христианство, сменив язычество, лишь усилило уважение людей к хлебу. Садясь за стол, хозяин всегда переламывал каравай, разрезал его на кусочки, которые потом разбирали остальные. С уважением относились даже к крошкам, так как считали, что вместе с ними человек получает Божий дар. Хлеб был оберегом — традиция встречать гостей караваем имела значение не только отдавать пришедшему лучшее, но и была проверкой его добрых намерений. Если гость отказывался, то его подозревали в дурных помыслах и не пускали на порог.

Традиция встречать хлебом именно с солью еще более символична, хотя и имеет под собой некий практический смысл. Соль была первой специей, которая появилась на Руси. Для простых людей она была редкостью, так как стоила много денег. Ее ставили на стол, но больше не в качестве еды, а как оберег. Соль из-за ее непривычного вкуса использовали для отпугивания злых сил. В словарях символов это слово определяют как жизнь, бессмертие, нетленность, постоянство, верность, дружбу, мудрость и знание.

Как проходят обычаи?

При подъезде молодожёнов к домам женихов, родители последних выходят навстречу. Как правило, матери женихов держат в руках рушники, на которых размещены караваи, а отцы держат иконы (можно и наоборот).

Родители благословляют новобрачных иконами и принимают в своих домах с хлебом и солью, предлагая откусить от караваев по кусочку хлеба и обмакнуть их в соли. Считается, что хозяином в доме станет тот, кто откусит кусок большего размера. Руками при откусывании пользоваться нельзя!

Иногда главы семей выявляются и по-другому. Берут 2 тарелки, кладут их на землю и накрывают покрывалами. Далее женихи и невесты бьют ногами каждый по тарелкам. Чья тарелка разобьётся на большее число осколков, тот и будет главенствовать.

Одна примета гласит, что матери женихов не должны никому давать прикасаться к караваям, после того, как новобрачные от них откусили по кусочку. Остатки пирогов следует завернуть и упрятать, а после праздника снести в церковь и оставить на столах для пожертвований. Если всё сделать правильно, то в новых семьях будет лад.

Чем ещё можно развлечься перед банкетом?

Если Вы не суеверны, то, с помощью караваев, можно провести занимательное испытания. К примеру, женихи и невесты разламывают караваи напополам и бегут со своими половинками угощать гостей. Кто раздаст свою часть быстрее — тот и будет кормильцем семьи.

После этого родители женихов приглашают новобрачных и гостей в дома. При этом женихи часто заносят невест в дома на руках. Это делается от сглаза. При этом, зачастую, проводятся повторные обсыпания молодожёнов зерном на счастье.

В домах родителей женихов, обычно, проводятся небольшие фуршеты, которые можно считать генеральными репетициями перед свадебными банкетами. При этом гости, в очередной раз, поздравляют новобрачных и произносят напутственные слова.

Разумеется, фуршеты, как и на выкупах, должны быть небольшими. Вряд ли куму-то в этот момент захочется салатов, поэтому бутербродов будет вполне достаточно.

После фуршетов можно немного отдохнуть и отправиться на вечерний банкет!

Сохраняется до сих пор и присутствует практически на всех свадьбах. Что в ней особенного? Какие нюансы нужно знать, организуя каравайный обряд?

По старинному обычаю встречать молодоженов должны родители жениха

. Угощая хлебом-солью, они благословляют новую семью и принимают невестку в свой дом.

К сожалению, бывают ситуации, когда родители жениха по каким-либо причинам не могут присутствовать на свадьбе. Что делать в этом случае?

Преподнести каравай могут другие близкие родственники, которые принимали участие в воспитании жениха. Это могут сделать, например, его бабушка и дедушка. Если же со стороны новоиспеченного супруга не найдется подходящих кандидатур, то можно попросить поучаствовать родителей невесты.

Традиции «хлеб-соль» на праздники

Сегодня до сих пор сохраняется традиция подавать каравай с солью при встрече дорогих гостей или на свадьбе. Иногда этот обряд проводят и при заселении в новое жилище, но тогда хлебец с солонкой посередине ставят в красный угол, как оберег.

Что касается встречи молодоженов, то в наши дни традиция утратила свой первоначальный смысл. Раньше, когда после свадьбы невеста переходила жить в дом к жениху, молодых встречала с караваем в руках именно мать новоиспеченного мужа

Так оказывали внимание и уважение новому члену семьи. Сегодня же это обычный обряд на свадьбе, который проводят перед встречей гостей из ЗАГСа

На свадебном хлебе посередине всегда стоит небольшая солонка. Помня о том, что макать туда кусочки нельзя, она выполняет больше роль оберега молодой семьи, но часто на свадьбах жених с невестой именно солят свои ломтики, надеясь, что это будут самые неприятные моменты в жизни. И это не единственная свадебная традиция. Раньше, чтобы заключить сделку и дать согласие на брак, родители молодоженов переламывали круглый хлебец и вместе съедали его. Это считалось негласным подписанием договора, который уже нельзя было разорвать.

По традиции, хлеб-соль на свадьбе подают на белом рушнике. В этом кроется особый смысл — ранее, когда хлеб пекли сами, буханки никогда не клали на голый стол. К выпечке относились как к святыне, поэтому подстилали под нее белые скатерти. На Руси в этом переплелись христианские и языческие верования — ткань под хлеб всегда вышивали специальными знаками-оберегами и верили, что если каравай положить просто на стол, то семье сулит голод.

Именно поэтому и сохраняется традиция подавать хлеб-соль на свадьбе на рушнике, который как бы выстилает собой дорогу к сытной жизни молодоженов.

Сохранение традиций: как проходит обряд

Современная молодежь старается как можно быстрее отделиться от своих родителей и жить самостоятельно. Поэтому встречают молодоженов родители с обеих сторон уже непосредственно перед началом свадебного застолья в ресторане. Потерялся и обычай выпекания каравая матерью невесты. Намного проще заказать специальный хлеб у кондитера или пекаря за день до предстоящего торжества.

Для встречи молодых с хлебом — солью необходимо приготовить рушник. Раньше невеста сама должна была расшить специальным орнаментом рушник. Сейчас склоняются к покупке кухонного полотенца с вышивкой, на которое кладется каравай. Для соли нужно приготовить открытую солонку, наполнить ее и поместить в специальное углубление на вершине каравая.

Встречая молодоженов, мать жениха должна держать на рушнике каравай с солью, а отец — икону, благословляя, таким образом, детей на счастливую семейную жизнь.

В нашей жизни не так много масштабных и публичных событий, а таких, как свадьба — вообще ограниченное количество. И вполне резонно хотеть, чтобы это мероприятие и все его фазы прошли на высшем уровне. Свадьба — отдельный шаг, отдельные эмоции, отдельные обязательства. Сегодня все меньше и меньше пар хотят пожениться традиционно, все обряды отходят в прошлое, на их смену приходят свадьбы иного толка. Можно пожениться под водой и в воздухе, на черных байках или салатовых запорожцах с цыганами на крыше. Главное — идея. Если молодая пара не захочет делать экстецентричную шоу-свадьбу, то здесь остается один вариант — обратиться к традициям.

Сегодня мы поговорим об одной важной и достаточно традиционной процедуре, которая именуется как «встреча молодых хлебом-солью». Вне зависимости от того, какой формат свадьбы выбрали молодожены, родителей и близких родственников всегда приглашают на торжество

И именно родители встречают пару у дома с караваем. Все чаще и чаще крыльцо родной обители с удовольствием заменяют яркие своды различных кафе и ресторанов. Но одно остается неизменным- хлеб и соль молодым подают их родители.

Хлеб: советы и приметы


Картинка взята с сайта YouTube Самые распространенные суеверия, связанные с выпечкой:

  • Нельзя начинать новую буханку после заката солнца. Считалось, что это приведет к нужде.
  • Чтобы не спугнуть удачу, запрещено оставлять нож, воткнутый в выпечку.
  • Бытует мнение, что белый хлеб предпочитают ранимые и тонкие личности. А вот черный выбирают сильные духом и волевые натуры.
  • Нельзя оставлять за столом недоеденный кусок. Тот, кто его съест, украдет ваше счастье и удачу.
  • Если кушать выпечку за спиной человека, можно забрать его силу.
  • Упавший на пол кусок буханки – к приходу гостей.
  • Запрещено выбрасывать черствый и плесневелый хлеб. Таким поступком вы прогоняете из дома мир, здоровье и деньги.
Также считается, что не стоит резать буханку на весу, иначе столкнетесь с финансовыми проблемами. Любители горбушек и корок, согласно поверью, удачливые и счастливые люди. Если во время еды каждый член семьи будет разрезать хлеб разными ножами, это приведет к раздору.

А вот еще несколько интересных примет:

  • Берете новый ломоть, когда недоели прошлый? Кто-то из близких голодает.
  • В процессе выпечки хлеба нельзя подметать пол, иначе пригоните удачу.
  • Буханка, перевернутая вверх дном, привлечет болезни и беды.
  • Те, кто передает буханку через порог, всегда будут жить в нужде.
  • Оставить испеченный хлеб в печи – к потере имущества.

В древние времена женщин с критическими днями не допускали к приготовлению выпечки. Считалось, что хлеб, созданный их руками, быстро покроется плесенью. Наши предки верили, что оставлять печь пустой дурная примета. После приготовления буханки в нее клали полено, чтобы обитатели дома не знали нужды и голода.

Члену семьи, собирающемуся в путь, всегда давали с собой кусочек выпечки в качестве оберега. Считалось, что домашний хлеб хранит тепло и энергетику семьи, может защитить от разных неприятностей, с которыми сталкиваются путешественники. Если кто-то просит буханку, обязательно нужно дать. Даже если в доме остался последний кусок, не жадничайте. Это привлечет счастье и достаток.

Как встречать молодых хлебом-солью?

Для всей процедуры понадобится:

  • Один каравай, который сегодня самостоятельно можно и не готовить. Можно заказать такой свадебный кулич в любой булочной или кафе.
  • Солонка с солью
  • Расшитый рушник, на котором и будет поднесен хлеб молодым. Такие рушники можно без труда найти в отделе «Все для свадьбы».
  • Бокалы или рюмки (в зависимости от того, что будет выпито) и алкоголь.

Манипуляции родителей, жениха и невесты во время встречи хлебом-солью:

  1. Молодые обязаны поклониться родителям и выслушать все, что для них приготовили
  2. От родителей потребуется приветственно-напутственная речь. Это должна быть красивая смесь поздравлений и напутствий в семейную жизнь. Как правило, все приготовления остаются на родителях, в том числе и приветствие. И вот здесь лучше невесте и жениху немного проконтролировать креатив родителей. Во-первых, не должно быть слишком затяжных и слишком волнительных речей, икон и заламывания рук. Приветствие детей в качестве семьи, конечно, действие волнительное, но излишний драматизм только помешает. Если родители разволнуются и не сразу смогут найтись, лучше иметь в кармане заготовки. Подобные «родительские обращения» в прозе и стихах можно найти в интернете и различных поздравительных брошюрах, которые продаются в любом газетном киоске.
  3. Далее молодожены должны отломать часть хлеба, посолить его и накормить друг друга. Здесь еще можно добавить и кормление друг друга медом — так иногда делают, мед здесь символизирует сладкую и приятную супружескую жизнь.
  4. После «еды» молодежь и старшее поколение выпивают по бокалу шампанского. Можно и не допивать, а вылить через плечо — тоже традиция.
  5. Некоторые бьют бокалы на счастье, но это не обязательно.
  6. После всего жених вносит невесту на руках в дом (ресторан).

«Без хлеба – смерть, без соли — смех»

Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, — обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.

Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.

Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», — самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.

Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой.

Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.

Примерный сценарий встречи

  1. Организовать яркую встречу молодых помогут и все гости, которые обычно встают в две шеренги , пропуская жениха и невесту к родителям, держащим каравай и икону.
  2. Приветственные слова и поздравления матери жениха .
  3. Угощение караваем .
  4. Благословение иконой.
  5. Ответные слова молодых .
  6. Поздравления и аплодисменты гостей , осыпание лепестками цветов, рисом, монетками.
  7. Приглашение всех на празднование в зал ресторана.

Совет!

Часто бывает, что от волнения родители теряются, забывают слова и не знают, как себя вести, поэтому будет лучше поручить руководство всем действом ведущему. Он подскажет очередность выступления каждого из участников и сгладит непредвиденные неприятные ситуации.

Как подавать свадебный каравай?

Главная роль в потчевании молодых караваем отводится свекрови. Именно она должна держать свадебный хлеб, произносить напутственные слова и пожелания.

Преподнести угощение нужно торжественно и, в то же время, душевно, поэтому матери жениха лучше заранее подготовить небольшую трогательную речь-поздравление. Отец жениха держит икону и затем благословляет ей новобрачных на счастливую жизнь.

Что говорить? Слова родителей

Ниже мы подобрали несколько текстов, которые вы можете использовать, приветствуя и благословляя новоиспчённых мужа и жену.

Совет!

Самым оптимальным вариантом будет подготовить 3-4 предложения, составленных своими словами. В них вы можете включить самые искренние пожелания своим детям. Не забудьте записать их на листок бумаги, так как день будет волнительным не только для молодоженов.

Что должны сделать молодые?

Допустимы два варианта

  1. Молодые отламывают по небольшому кусочку, обмакивают их в соль и угощают друг друга. Это означает заботу супругов в семейной жизни.
  2. Жених и невеста по очереди откусывают от хлеба, определяя хозяина в доме. Откусивший больший кусок считается главой семьи.

🏬 Адреса и часы работы магазинов [24]

Адрес Время работы ️ Телефон

10 мкр., 61

08:00 — 22:00 ежедневно +7 (3952) 280-650 Добавить отзыв

12 мкр., дом 20

08:00 — 22:00 ежедневно +7 (3952) 280-650 Добавить отзыв

12А мкр. , 13

08:00-22:00 ежедневно +7 (3952) 280-650 Добавить отзыв

13 мкр, д.26

с 8:00 — 22:00 ежедневно +7 (3952) 280-650 Добавить отзыв

15 мкр. дом 21

08:00 — 22:00 ежедневно +7 (3952) 280-650 Добавить отзыв

179 квартал, д. 5А

08:00 — 22:00 ежедневно +7 (3952) 280-650 Добавить отзыв

182 квартал, д.12

08:00 — 22:00 ежедневно +7 (3952) 280-650 Добавить отзыв

189 квартал, д. 15

08:00 — 22:00 ежедневно +7 (3952) 280-650 Добавить отзыв

20 квартал, д.1

08:00 — 22:00 ежедневно +7 (3952) 280-650 Добавить отзыв

207 квартал, д. 4

08:00 — 22:00 ежедневно +7 (3952) 280-650 Добавить отзыв

22 мкр., д. 42

08:00 — 22:00 ежедневно +7 (3952) 280-650 Добавить отзыв

254 мкр, дом 3

08:00 — 22:00 ежедневно +7 (3952) 280-650 Добавить отзыв

29 мкр., д. 19, пом. 221

08:00 — 22:00 ежедневно +7 (3952) 280-650 Добавить отзыв

30 кв-л, д.3

08:00-22:00 ежедневно +7 (3952) 280-650 Добавить отзыв

33 мкр., 11В

08:00 — 22:00 ежедневно +7 (3952) 280-650 Добавить отзыв

6а мкр., д. 6

08:00 — 22:00 ежедневно +7 (3952) 280-650 Добавить отзыв

71квл-л

с 08:00 до 20:00 ежедневно +7 (3952) 280-650 Добавить отзыв

79 кв-л, 1

с 8:00 — 22:00 ежедневно +7 (3952) 280-650 Добавить отзыв

93 кв-л, 38

с 8:00 — 22:00 ежедневно +7 (3952) 280-650 Добавить отзыв

94 квартал, д. 11

08:00 — 22:00 ежедневно +7 (3952) 280-650 Добавить отзыв

94 квартал, д. 8

08:00 — 22:00 ежедневно +7 (3952) 280-650 Добавить отзыв

кв-л 10, д. 47

08:00 — 22:00 ежедневно +7 (3952) 280-650 Добавить отзыв

п. Мегет, 1 квартал, д. 23А/1

08:00 — 22:00 ежедневно +7 (3952) 280-650 Добавить отзыв

ул. Советская, 2

с 8:00 — 22:00 ежедневно +7 (3952) 280-650 Добавить отзыв

Также компания «ХлебСоль» имеет представительства в следующих населенных пунктах Российской Федерации:
Байкальск, Березовский, Братск, Вихоревка, Железногорск-Илимский, Зима, Иркутск, Кемерово, Саянск, Слюдянка, Топки, Тулун, Усолье-Сибирское, Черемхово, Чита, Шелехов, Юрга .

08.01.2023 04:43 Татьяну написал о филиале на

Хлеб соль 79 квартал уже месяца два три твориться невообразимое грязь в зале работает грузчик…

30.11.2021 05:10 Елена написал о филиале на

Такого безобразия я не видела ни в одном магазине, текучка персонала со страшной силой сейчас…

Другие сетевые магазины

Также в городе
Ангарск есть такие сетевые магазины: «Фэмили», «Апельсин», «Абсолют Cash&Carry», «Янта».

Все компании в г.АнгарскДругие сетевые магазиныВсе магазины «ХлебСоль»

О традиции встречать молодоженов хлебом-солью

В настоящее время жизнь сильно изменилась, но традиция осталась. Только в немного видоизмененном варианте. Зачастую родители жениха встречают молодых с караваем не в своем доме, а у дверей ресторана, в котором планируется празднование свадьбы. Связано это и с тем, что не всегда удобно заезжать в дом родителей мужа, и с тем, что молодые семьи в основном живут самостоятельно, без родителей.

Во время церемонии откусывания хлеба гости обсыпают молодых конфетами, монетками и лепестками цветов. Что символизирует пожелания молодой семьи сладкой счастливой жизни, финансового благополучия, любви и нежности.

После того, как молодожены откусили по кусочку каравая, часто его разламывают пополам и отдают жениху и невесте. Они одновременно начинают кормить гостей, кто быстрее справился с заданием — тот кормилец в доме.

О традиции хлебом-солью

Хлебом с солью встречают родители новоиспеченного мужа свою молодую невестку. Дело в том, что раньше женщина, выходившая замуж, принималась в семью мужа и жила вместе с ним в большом доме его родителей. Сразу после обряда бракосочетания молодые супруги ехали к мужу, где невеста должна была отведать хлеб-соль. Это символизировало, что свекры приняли ее в свой дом, свою семью, свои сердца.

Прежде чем отведать кусочек каравая, родители благословляли детей иконой. Затем муж и жена по очереди откусывали по кусочку хлеба, макали в соль и кормили друг дружку. Чей кусок оказывался больше, тот и считался в хозяином в молодой семье. После этого жених подхватывал новобрачную на руки и заносил в дом. Недоеденный каравай заворачивали в салфетку и относили в церковь. Считалась, что это принесет мир и любовь в семью детей.

Славянские традиции

В. А. Бер . Хлеб да соль. 1874.

Файл:Лелюшенко Д. Д. встречают хлебом и солью в родной гвардейской армии. Эберсвальде 1984..jpg Встреча «хлебом-солью» дважды Героя Советского Союза генерала армии Лелюшенко Д.Д. в 4-й танковой армии ГСВГ, 1984 год.

Сочетание хлеба и соли у многих народов играло роль ёмкого символа: хлеб олицетворяет богатство и благополучие, а соль защищает от враждебных сил и чар. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином дружеские доверительные отношения; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест. В Новгородской губернии в случае, если пришедший в избу отказывался от угощения, ему с обидой говорили: «Как же ты так из пустой избы пойдёшь!» В «Домострое» рекомендовалось напоить недруга и накормить его хлебом да солью, чтобы была «вместо вражды дружба». «Хлебосольными» и сегодня называют радушных гостеприимных хозяев.

Фразе «хлеб да соль» приписывалось в прошлом магическое значение. Как писал Я. Рейтенфельс, если русские «кого застанут за едою, то они кричат ему священные слова: „хлеб да соль“, каковым благочестивым изречением отгоняются, по их убеждению, злые духи». По сообщению А. Поссевино, слова «хлеб да соль» произносят в конце трапезы в знак её окончания: «Московиты также считают, что этими словами отвращается всякое зло».

При поселении в новый дом прежде всего в красном углу размещали икону, хлеб-соль или квашню с тестом.

Чтобы задобрить рассерженного домового, русские селяне клали краюшку хлеба вместе с солью в чистую белую тряпку, во дворе становились на колени и оставляли узелок около ворот со словами: «Хазиин батюшка частнай дамавой, хазяюшка дамавая, матушка частная, вот я вам хлеб-соль принёс!». Угощение домовому оставляют на столбе, на котором держатся ворота.

В Курской губернии, приведя в дом только что купленную корову, хозяйка давала ей с заслонки хлеб-соль и приговаривала: «Как заслонка от печи не отходит, так и ты не отходи от двора». На Ярославщине встречали новокупленное животное обычно в воротах или же давали ему хлеб-соль из открытого окна дома.

В местечке Костюковичи (Климовичский уезд Могилевской губернии) «выгоняя в первый раз скот в поле, накроют стол скатертью, положат хлеб с солью, зажгут святые свечи, помолятся богу; потом отрежут окрай хлеба, посыплют солью, завернут в тряпку и выдут на двор к собранному скоту». Пригнав животных к кустам, хозяин клал под куст на вербную ветку хлеб и, отвесив тридцать земных поклонов, произносил: «Хозяин, на тебе хлеб и соль! Паси мой скот, штоб ня было ни якай шкоды!». Сходными приёмами старались умилостивить природных духов — лешего, водяного, полевика, подкустовника, межевика и т. п.

Крестьяне Смоленской губернии при пропаже скотины делали «относ русалкам»: собирали в узел лапти, онучи, хлеб-соль и относили в лес, оставляя узел на дереве с приговором: «Прошу вас, русалки, мой дар примите, а скотинку возвратите!».

Во время засухи на Житомирщине шли к старому колодцу: впереди три вдовы: одна несла икону, другая хлеб-соль, третья их сопровождала. Все брались за руки, молились, просили послать дождь и трижды обходили колодец.

На Украине в XIX в. сохранялся обычай ритуального кормления Параскевы Пятницы: накануне дня св. Параскевы и в ночь на Страстную пятницу хозяйки застилали стол и ставили на него разведенный мёд (сыть, канун

), а в остальное время на ночь с четверга на пятницу оставляли на столе хлеб-соль, кашу и ложку для Пятницы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: