«роль краеведческих экскурсий в изучении родного края.»

Обзорная экскурсия в школьном историко-краеведческом музее. конспект «экскурсия в историко-художественный музей цель экскурсии в краеведческий музей

Быль или небыль

Как такую большую яму могли выкопать люди, особенно вручную, – не укладывается в голове. Спуститься в яму по пологому склону не составило труда. На дне обнаружили углубление и свежую землю – похоже, кто-то пытался откопать артефакты…   

Некоторые геологи считают, что это воронкообразное углубление может быть карстовым провалом. А ещё говорят, что в 90-х годах в этих местах бурили водяные скважины – хотели делать водовод на Краснокамск – и обнаружили на глубине около 150 м огромное подземное озеро…

У меня двоякие чувства. С одной стороны, я не верю ни во что сверхъестественное и мифы, но такое красивое и сильное предание захватывает. И почему-то дрон не хотел слушаться – то и дело над ямой терялась связь. Почему вокруг самой ямы не растут деревья, а только трава? Молодой лес как бы обнимает яму, но не поглощает её. И ещё почему-то в яме не скапливается вода…

Анастасия Новикова

Чудь в кино

Современные кинематографисты тоже внесли свой вклад в сохранение поверий о чуди белоглазой. В прошлом году на экраны вышел сериал «Территория», продюсером которого выступил наш земляк Антон Щукин. По его словам, «это чудской фолк-хоррор, основой для которого послужила коми-пермяцкая демонология». Коми-Пермяцкие сказания и легенды, отшельники в землянках, колдуны, шаманы, икотка, дремучие леса, легенды, загадки… В общем, всё, как вы любите, поклонники ужастиков.

Gazeta.ru пишет о сериале, что «Территория» вообще очень много ссылается на легенды о чудском народе и даже почти дословно цитирует одну из них – о чудской девке. Финал шоу и вовсе, оказывается, напрямую связан с чудью.

«Про чудь в сериале мифология показана верно, то, что они ушли под землю, были великими кудесниками и прочее. Но вот этимология самого слова до сих пор непонятна. И многие народы считают, что чудь – их предки. На территории округа много чудских городищ и могильников, все они относятся примерно к IV–VIII векам», – сообщил Василий Гагарин.

   Кадр из сериала «Территория» (2020 г., реж. Игорь Твердохлебов). Чудь здесь представлена как духи природы

Кто такая чудь?

Из того, что удалось найти в интернете, становится понятно, что есть два народа чудь: реально жившая на севере России народность чудь и чудь белоглазая – мифический и волшебный народ, который, по преданиям, ушёл под землю вместе со своими сокровищами. Со временем легенды и быль перемешивались, и красивая история о чудном народе передавалась не только из поколения в поколение, но и из одной территории нашей огромной страны в другую. Похожие сказания о чуди можно встретить и в сибирском фольклоре, и в ненецком, и в коми-пермяцком, и в прикамском, и в алтайском.

«Вот как несколько лет назад рассказывал эту же легенду старожил Верхнего Уймона Лука Осипатрович Огнёв: «Давным-давно не росла в Уймоне белая берёза. И поняли люди, что надо им будет идти к Белому царю. Не захотели люди ему подчиняться за то, что он преследовал праведников. Выкопали они большие-пребольшие ямы, поставили в ямы столбы, на столбы крышу, навалили на крышу камней и земли, а потом притащили в яму весь свой скарб, загнали туда же скотину, привели все свои семьи и подрубили столбы». (Из книги «Рерих и Алтай»)

Легенда была такой сильной, что до сих пор старожилы многих регионов России верят в историю чуди, могут показать их погребальные ямы и строго-настрого запрещают ребятишкам ходить до неё, тем более залезать туда и копать. Почему же детей стращали ямой? Возможно, потому что в православных деревнях считали, если найти какие-то предметы (говорили «поганые») языческой чуди и принести домой, то они принесут несчастье. Издревле народы иной веры считали враждебными, непонятными, колдунами. Отсюда же появились злые духи, обитающие в тёмных местах, заброшенных домах, лесах, воде. Но вот коми-пермяки, как говорят историки, считают чудь своими предками. И передают из поколения в поколение миф про гордый маленький народ, который ради своей самобытности, веры и памяти предков ушёл в подземелье, когда на их землю пришли захватчики. Некоторые вспоминают, как коми-пермяцкие бабушки ходили на чудские могильники и совершали обряды почитания предков «важжез».

                     Чудская яма с высоты птичьего полёта. Фото Арсения Новикова

Сива стекольное

МЫ — УЧАСТНИКИ II фестиваля стекла «Сива стёкольное» (проводился при финансовой поддержке Министерства культуры Пермского края, ГКБУК «Пермский дом народного творчества» в рамках краевого проекта «59 фестивалей 59 региона»).

1 июля музейный десант в составе Клуб Творческая мастерская и Молодёжный Театр «Лира» г.Верещагино показали свое мастерство на данном мероприятии

— артисты выступили со спектаклем «Синий платочек» на творческой площадке «Один день с театром»

— мастера участвовали в арт-базаре со своими рукотворными шедеврами

Тёплый душевный приём организовали сивинцы, очень приятно было поучаствовать в столь масштабном фестивале, спасибо за приглашение. 

Ход урока

Здравствуйте
ребята!

Сегодня
на уроке мы поговорим о музеях. Кто может
сказать что такое музей? (ответы
обучающихся).

Сегодня
я предлагаю вам совершить путешествие
по некоторым знаменитым музеям нашей
страны.

Давайте
сперва заглянем немного в историю.

В
музее много старинных вещей, хранятся
вещи из разных стран, они рассказывают
о жизни в прошлом. Отправиться в
увлекательное путешествие может тот
человек, который понимает безмолвный
язык вещей. Само слово «музей» уходит
своими корнями в культуру Древней
Греции. Выражение MUSEION на русский язык
буквально переводится как храм муз.

Однако
музей греков был отличным от нашего
понимания этого выражения. В античности
это заведение рассматривалось как место
познания окружающего мира, всевозможных
раздумий. Наиболее известным считался
музей в Александрии, созданный Птолемеем
Сотером в 280 году до н.э. Здесь находилась
самая крупная библиотека древности,
которой пользовались многие ученые
того времени. В те же времена существовали
прототипы современных музеев, т.е.
собрания определенных предметов.
Именитые аристократы, собирающие в
своих домах дорогие предметы искусства,
ювелирные работы мастеров, стремились
выделиться. Так владельцы красивых
вещей отделяли себя от низших варваров.
Музей был одним из способов самовыражения.

Какие бывают музеи? Как вы думаете, что
бы ответили сами музеи на вопрос: «Что
может храниться в ваших стенах?»

Варианты
ответов. Одежда, домашняя утварь, машины,
музыкальные инструменты, останки древних
животных и растений, технические
изобретения, картины, произведения
искусства и т.д.

На
сегодняшний день принято выделять
следующие типы музеев:

художественные,

исторические,

естественнонаучные,

технические,

литературные,

мемориальные,

краеведческие.

Музейные
экспонаты – это не просто предметы, а
предметы, дошедшие до нас из другого
времени.

Музейным
экспонатом или музейной ценностью может
стать: любой предмет из окружающего
мира, если он помогает представить
время, в которое создан и «жил», уникальное
создание природы, предмет, хранящий
память о выдающемся человеке или событии,
прекрасное творение рук человеческих
(техническое сооружение, картина,
скульптура, парк).

Коллекция
музейных экспонатов может рассказать
нам больше, чем одна вещь о своем времени,
владельцах.

В
музее есть подлинные экспонаты и копии
экспонатов.

Подлинник
– это вещь, свидетельство эпохи.

Копия
во всем похожа на подлинник. Копия
необходима музею, если подлинник нельзя
держать на свету, на открытом воздухе,
если она заменяет утраченную часть
ветхого подлинника. Поэтому в музеях
рядом с экспонатом указано, подлинная
ли она. Но даже самая точная копия не
может заменить подлинную вещь.

И
сегодня я хочу пригласить вас в музей.
И даже не в один, а сразу в несколько.

Яма прячется в лесу

Путь к чудской яме непростой: через поля, лесочки и заброшенные деревни ведёт ухабистая дорога. Туда на легковушке не доехать. Да и не просто эту яму найти. Она находится на вершине большого холма, где ещё лет 20 назад было чистое поле, а сейчас молодой густой лес. Благо мои проводники хорошо знают эти места. Краевед из Кукет Фаина Ильинична Жданова давно занимается исследованием этих мест, водила школьников до ямы в походы, а Владимир Азанов вырос в деревне Кунгур, откуда до ямы напрямик всего полтора километра. Он хорошо помнит, как старожилы запрещали детям приближаться к яме. Когда впервые решился в неё спуститься, было жутко, коленки тряслись…

Мне казалось, что мы едем по каким-то глухим лесам, а мои провожатые помнят названия каждого поля и рощи (да, раньше каждое место около деревни – возвышенность, лог, поле, рощи, рёлки – имело своё, народное имя). Мы уже на территории Очёрского района, но местные всегда считали яму своей, ведь к нам она ближе.

Хоть чудская яма и достопримечательность, никаких указателей и табличек возле неё нет. Мы оставили машину на лесной дороге и пошли сквозь деревья. Метров десять, и вот она самая яма. Трудно на глаз определить точные её размеры, но, по некоторым сведениям, они примерно такие: глубина около пяти метров, длина – 15, ширина – 20. По склонам ямы – густой бурьян, в углу растут ель и берёзы.

Говорили, что чуди ходили по воду на Малую Россоху через Голубёвскую рёлку в деревню Сосновка. Старожилы утверждали, что там, где они ходили с водой, посевы лучше, в лесу – грибов больше.

Учащиеся Кукетской школы в походе на чудскую яму и в деревню Кунгур. Начало 2000-х. На снимке видно, что 20 лет назад яма была почти в чистом поле. Сейчас же под своё крыло её спрятал густой лес.  Фото из архива Ф.И. Ждановой

Магия куклы

С 20 июня по 14 июля в Верещагинском музейно-культурном центре пройдет выставка мастера – кукольника Маргариты Аркадьевны Пинаевой! Вашему вниманию будут представлены текстильные куклы, традиционная кукла скрутка, куклы из капрона. Все куклы созданы своими руками!

Маргарита Аркадьевна занимается созданием прекрасных кукол с 2010 года. А начинала с газетоплетения и вышивки лентами. Замечательная участница краевых и окружных выставок. Активный мастер на всех фестивалях! Добродушная, энергичная, найдет подход к любому человеку – объяснит и покажет, как можно создать уникальную куклу! Настоящий мастер своего дела! Приходите на выставку и прикоснитесь к прекрасному!

История детского сада д. Тюриково

Детский сад в д.Кукеты образовался в пятидесятые годы 20 века.

Находился он в деревне Стрижи (здание детского сада сохранилось до сих пор, сейчас оно используется дачниками). Его посещали дети из деревнь Стрижи, Тюриково, Чащино, Завернихи – т.е. всего Ждановского отделения колхоза «Путь Ильича», а затем совхоза «Верещагинский».

В детский сад ходили дети с 2 месяцев и до школы. Работал детский сад круглосуточно. Приводили детей в понедельник и забирали по домам в субботу вечером, чтоб сходить в баню, постирать на детей. Заведующей детским садом долгие годы была Коновалова Валентина Степановна.

В 1976 году детский сад переехал в новое здание в д.Тюриково. Построили его в тихом уголке, за березовой рощей. Там он и находится и по сей день. С 1989 года детский сад перешел на 12 — ти часовой режим работы. Учредителем его был совхоз «Стрижевский». В уборочную, посевную компании работники детского сада после смены своей основной работы шли на ток, помогать рабочим совхоза.

Бородульская начальная школа впервые открыла свои двери 1 сентября 1957 года (до этого школа находилась в д.Свищи, что в 3 км от д. Бородули (первое упоминание о школе — 1937 год). Здание школы было перевезено в д. Бородули и используется в настоящее время как жилой дом (деревянное двухэтажное здание на пересечении ул. Мира и ул. Абатурова)

За годы существования школа несколько раз меняла своё месторасположение. В здание, где школа расположена сегодня, она переехала с ул. Тетеновых, 10 в 2002 году.

С 2002 года на основании Постановления администрации Верещагинского муниципального района МБОУ «Бородульская НОШДС» создано путем реорганизации в форме присоединения к нему: МОУ «Тюриковская Начальная Школа — Детский Сад» (правопреемник Чащинской начальной школы (примерная дата открытия 1923 год как «Изба – читальня», где также обучали чтению и письму всех от мала до велика).

В феврале 2012 года на школе установлена мемориальная доска в честь Абатурова Сергея Анатольевича, погибшего в Афганистане.

Бородульский детский сад

Первый детский сад был открыт в д. Свищах. Был организован присмотр за детьми. Кормили скудно, игрушек и посуды было мало.

В д. Бородули детский сад открыли в конце 40-х начале 50-х годов 20 века. Было три группы: круглосуточная, дневная, ясельная. Первое здание не сохранилось.

В здании современного садика раньше была контора. На чердаке до сих пор можно найти архивные документы.

В 1997 году к зданию был сделан пристрой, в котором размещалась Бородульская начальная школа (до 2002 года).

Навстречу юбилею

Мы открываем цикл публикаций, посвященных празднованию Дня города, В фондах музея хранятся вырезки статей из газет прошлых лет, уникальные исторические фото, которыми мы с вами поделимся в нашей рубрике «Навстречу юбилею».

Сегодня познакомим вас со статьей Елены Федоровны Красносельских, опубликованной в газете «Заря коммунизма».Чем она интересна? А тем, что описывает первый «День города» в истории Верещагино, состоявшийся 29 июня 1987 года. Почетными гостями праздника были дочь и внучка Юлия Викентьевича Рудого, которых встречали «хлебом-солью» у городского парка. «День города» получился очень ярким и душевным, в статье подробно описано всё, что было предложено горожанам в этот праздничный день. 

Эти руки не для скуки!

Чуть более двух недель остается до закрытия выставки уникальных текстильных кукол мастерицы нашего округа Пинаевой Маргариты Аркадьевны. Выставка пользуется большой популярностью у наших гостей, у каждой куклы можно стоять часами, разглядывая ее мимику, характер — всё продумано до малейшей детали.

Более десяти лет Маргарита Аркадьевна оживляет материалы, превращая в произведение искусства ткань и нитки. С каждым персонажем мастер совершенствует технику, и в планах освоение новой — изготовление «чердачной» куклы. На вопрос, сколько времени у нее уходит на создание куклы, мастерица смеясь отвечает: «Если не вставать, то дня 3-4».

Неожиданно, но любимый персонаж у Маргариты Аркадьевны — Баба Яга Приглашаем вас окунуться в мир сказки и волшебств

По улицам родного города

Командная игра-квест » По улицам родного города». 24 июня, в 12:00 мы даем старт самым эрудированным и быстрым командам

Нашему любимому городу 125-лет. За эти годы он повзрослел, возмужал, но ни капельки не состарился, зато в нем появились различные памятники, исторические места и легенды. Именно по таким, хорошо и не очень известным, местам будет проходить маршрут игры. Каждая команда получит памятку участника квеста, где подробно будут описаны правила игры, карту города и буклет с заданиями.

Правила участия: Заявки на участие в игре принимаются до 18:00 23 июня. Состав команды от 2 до 4-х человек, 12+. Наличие у команды мобильного устройства с камерой для селфи. Сбор команд в 12:00 у здания музея! Первые три команды, набравшие максимальное количество баллов раньше всех, получат призы, остальные — поощрительные сувениры.

История школы в д. Кукеты (с 2020 г. – МБОУ «ВОК» СП Кукетская школа)

Первые здания школ не сохранились. Они размещались:

— в д. Ведерники – дом Героя Советского Союза И.П. Кадочникова

— в д. Кукеты – дом Ефима Чупина

Обе школы были открыты в начале XX века, примерно в 1905-1906 гг.

Кукетская семилетняя школа введена в 1930 году. Во время ремонта в 1935 году здание пострадало от пожара. Вновь было восстановлено в 1936 году. Во время войны в школе жили дети из Ленинграда. Вновь школа начала работать 1 сентября 1949 года и функционировала до 1961 года.

При школе был интернат, в котором проживали дети из деревень Кунгур, Соболята, Ключи.

После закрытия Кукетской семилетней школы (1961 год) в этом здании проживали дети коррекционной школы, а обучались в прежнем здании школы.

Новое здание Кукетской неполной средней школы введено в 1988 году. В 1994 году по просьбе населения школа стала средней.

Первый выпуск в Кукетской неполной средней школе был в 1989 году.

Нина Владимировна Кадочникова работает с основания школы и до сих пор в должности руководителя. Вернулись в коллектив первые учителя Квитчик Елена Сергеевна и Горбань Наталья Глебовна

Краеведческая экскурсия

Краеведческая экскурсия — коллективное посещение чем‑либо достопримечательных объектов (местность, предприятия, памятники культуры, музеи и т. д.).

Краеведческие экскурсии бывают исторические, природоведческие и производственные. Цель исторической

экскурсии — сбор сведений по истории своего края, города, данных о развитии экономики и культуры, о местах боевой и трудовой славы, о замечательных людях.

Во время природоведческой

экскурсии школьники могут глубже познакомиться с природными условиями и ресурсами родного края, постановкой охраны природы, выявить под руководством педагога неучтенные достопримечательности местной природы, изучить характерные урочища (балки, овраги, речные долины, водораздельные равнины и т. п.), выяснить степень возможного участия в охране природы и правильном использовании природных ресурсов. Природоведческая экскурсия воспитывает культуру поведения в природе, эстетические чувства, пробуждает и укрепляет чувство прекрасного. При этом краеведы на опыте убеждаются, что природа прекрасна не только первозданная, но и преобразованная трудом людей.

Производственные

экскурсии знакомят краеведов с природными и социально-экономическими условиями сельскохозяйственного и промышленного производства, с вопросами их технологии, способами организации и планирования, с перспективой развития хозяйства в районе, городе, с развитием данной отрасли в масштабе области и страны в целом.

Экскурсии всегда предшествует большая предварительная работа. В географическом или краеведческом кружке выбирается совместно с руководителем объект экскурсии, тема, составляется план её проведения. Руководитель в специальной беседе сообщает, что предполагается наблюдать, каков маршрут экскурсии, что надо с собой взять. Если экскурсия поисково-исследовательская, то участники её должны ознакомиться с соответствующей научно-популярной литературой, с материалами географического кабинета и, особенно, краеведческого музея по теме экскурсии. Затем план экскурсии с указанием заданий для каждого звена вывешивается в классе или географическом кабинете (конкретным планам изучения местности посвящены специальные статьи энциклопедии).

После экскурсии подводят итоги: составляются письменные групповые или индивидуальные отчеты, собранный материал оформляется в виде альбомов, рисунков и схем, а также гербариев, коллекций. Затем передают все это в географический кабинет или краеведческий музей.

Интересен опыт прошлого. Чтобы привлечь юношей и девушек к изучению истории, воспитать их в духе дружбы, патриотизма и интернационализма, в 1973 г. была организована постоянно действующая Всесоюзная туристская экспедиция «Моя Родина — СССР». Для участников этой экспедиции издавались карты-схемы с описанием историко-революционных объектов.

Краеведческие экскурсии расширяют кругозор и пополняют знания. Они связывают изучение основ наук в школе с жизнью, с обществом. Совместная работа во время экскурсии помогает развитию чувства товарищества и взаимопомощи, приучает работать в коллективе. Эта форма внешкольной работы вносит существенный вклад в решение задачи по комплексному подходу к воспитанию молодежи, к обеспечению единства идейного, нравственного и трудового воспитания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: