Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Однажды, возвращаясь вечером с охоты, рассказчик попал под сильный ливень. Лошадь его вязла в грязи, и он вынужден был остановиться. На дороге увидел охотник человека. Это оказался лесник, который пригласил его переждать грозу в его избе.
Дверь избушки открыла девочка лет 12-ти. Лесник пошёл ставить лошадь и дрожки барина под навес. В избе его было очень бедно. Дочка лесника качала люльку с ребёнком.
Когда лесник зашёл в избу, охотник поблагодарил его и спросил, как его зовут. Тот ответил, что зовут его Фома, а прозвище у него Бирюк.
Лесник был высок, плечист, с суровым и мужественным лицом. Мужики его боялись, так как он был очень силён, ловок и не давал им утащить и вязанки хворосту.
Рассказчик спросил об его хозяйке, лесник ответил, что она сбежала с прохожим мещанином.
Бирюк сказал, что гроза проходит, и он может проводить барина из леса. Охотник встал. Бирюк взял с собой ружьё, и рассказчик спросил, зачем оно ему. Лесник ответил, что в лесу кто-то рубит дерево, и прибавил, что если повезёт барина, то прозевает нарушителя. Тогда охотник сказал, что пойдёт с ним. Бирюк уверил, что они быстро поймают вора, и потом он проводит охотника.
Когда лесник и охотник шли по лесу, раздался гул — это повалилось подрубленное дерево. Бирюк поймал вора и скрутил его руки кушаком. Это оказался мужик в лохмотьях, лошадёнка у него была никудышная. Охотник попросил Бирюка отпустить мужика и предложил заплатить за дерево. Лесник промолчал и повёл вора в свою избу.
Мужик стал просить лесника отпустить его и лошадь, сказал, что он разорён, дети голодают. Бирюк ответил, что он человек подневольный, с него взыщут за срубленное дерево. На уговоры он не поддавался. Тогда мужик с отчаяния начал его ругать, называя душегубцем и кровопийцей, говорил, что пусть лучше убьёт его, так как всё равно без лошади пропадёт и он, и жена, и дети.
Бирюк схватил мужика за плечо. Охотник кинулся на помощь мужику, но лесник сдёрнул с локтей мужика кушак, схватил его за ворот, вытолкнул из избы и крикнул, чтобы убирался со своей лошадью.
Охотник сказал Бирюку, что он удивил его. Лесник попросил барина никому не говорить, что он отпустил вора, и предложил проводить его, так как дождика, видно, ему не переждать. Через полчаса Бирюк простился с рассказчиком на опушке леса.
Краткое содержание для читательского дневника
Возвращаясь с охоты, рассказчик попал под ливень. В лесу он встретил лесника, которого народ прозвал Бирюком. Тот пригласил охотника к себе в дом переждать дождь.
Фома Кузьмич (Бирюк) был крепостным человеком, лесником, который должен охранять лес помещика. Жил он в лесной избушке с двумя детьми: дочкой лет 12-ти и совсем маленьким сыном. Жена лесника оставила их, сбежав с любовником.
Бирюк жил бедно. Чтобы дети не голодали, он держался за свою службу, рьяно охраняя лес. Крестьяне его не любили, так как он не давал им рубить там деревья.
Охотник увидел, как Бирюк поймал крестьянина, который рубил дерево. В душе лесника боролись долг и жалость к бедняку, который говорил, что решился рубить дерево из-за того, что его дети голодают, и просил отпустить его. Лесник отпустил мужика, хотя понимал, что его самого ждёт наказание за срубленное дерево. Затем Бирюк проводил охотника до опушки леса и простился с ним.
История о крепостном леснике
Сюжет рассказа
Жанр литературного произведения — рассказ, очерк. Сюжетная линия — случай, произошедший с охотником Петром Петровичем. История о Бирюке написана Иваном Сергеевичем в виде монолога. Краткое содержание литературной работы выглядит так. Барин во время охоты как-то заблудился в глухой лесной чаще; когда стало темнеть, пошёл сильный дождь. Ему встретился незнакомый лесник. Он любил одиночество и обычно был хмурым и угрюмым. Лесничий предлагает незнакомцу пойти к нему домой, чтобы переждать ненастную погоду. Ливень почти прошёл, смотритель леса уловил постукивание топора — это кто-то желал украсть древесину из господской чащи.
Действующие лица
В литературном произведении Иван Тургенев показывает образы крепостных крестьян, которые по-своему талантливы, красивы характером. Они ужасно бедны, простому народу не приходится заботиться о чём-либо, помимо пропитания, что заставляет идти на преступления — это основной конфликт рассказа о Бирюке.
Главные персонажи:
- Бирюк — лесничий, суровый и мужественный человек.
- Рассказчик — заядлый охотник Пётр Петрович, барин.
Бирюк — Фома Кузьмич, основной персонаж рассказа, крепостной крестьянин. Следит за лесом, живёт уединённо. Его недолюбливают из-за нелюдимости, в этой враждебности нет виноватых, она появилась по причине непонимания. Само слово бирюк имеет несколько значений:
- отшельник;
- якутская река;
- в сказках и преданиях волк.
Остальные персонажи:
- Деревенский мужик — нищий крепостной, который воровал лес и был арестован лесником.
- Улита — дочка Фомы, девочка двенадцати лет.
Бирюк был бедняком, его дом в беспорядке и запущенный. Где должна располагаться кровать, лежит куча тряпья, тусклое освещение в жилище, из еды имеется только хлеб. Хозяйка отсутствует, она оставила своего мужа, убежав с приезжим мужичком. У лесника на руках осталось двое детей: двенадцатилетния дочка и младенец в крошечной люльке.
Фома изображён автором, как истинный русский витязь, у него мощная мускулатура, густые кудри. Он совестлив и порядочен, верен своим принципам, ему нравится уединение. Он одинок не только в быту, но также в собственных взглядах. Бирюк живёт отдельно от других согласно должности смотрителя леса, также одинок между крестьян, когда они видятся. Надо отметить, он уважаем, ему сопереживают.
Вор в лесной чаще — мелкий глупый человек. Он вызывает лишь сочувствие, потому что оправдывает свои преступные действия желанием накормить своё семейство. Крестьянский мужик винит в собственной нищете и бедствии всех: барина, лесника и остальных. В порыве Бирюка называет зверем, душегубом, кидается на него. Надо отметить, оба эти крестьянина социально равны, оба живут в бедности, у них семья и ответственность за неё; но мужичок позволяет себе воровать, а Фома Кузьмич никогда не пойдет на подобное.
Конфликт
К удивлению охотника, Бирюк проявляет неожиданное милосердие и отпускает пойманного мужика вместе с лошадью. Должно быть, впечатление на него произвела глубина отчаяния нищего мужика, владельца жалкой клячи, который готов был умереть сейчас под ударами лесника, чем стать свидетелем голодной смерти своих детей. Фома уклоняется от похвалы барина, назвавшего его славным малым. Он недоволен собой, так как должен был всё же задержать вора, не отпускать его. Прощаясь с рассказчиком, герой просит никому не рассказывать о случившемся. Люди перестанут бояться его, узнав, что он способен пожалеть человека в несчастье.
Тургенев. Все произведения
- Андрей Колосов
- Ася
- Ася по главам
- Бежин луг
- Бирюк
- Бригадир
- Бурмистр
- В дороге
- Вешние воды
- Воробей
- Гамлет Щигровского уезда
- Два помещика
- Два приятеля
- Дворянское гнездо
- Дневник лишнего человека
- Дым
- Ермолай и мельничиха
- Живые мощи
- Завтрак у предводителя
- Записки охотника
- История лейтенанта Ергунова
- Касьян с Красивой мечи
- Клара Милич
- Конец Чертопханова
- Контора
- Лебедянь
- Лес и степь
- Льгов
- Малиновая вода
- Месяц в деревне
- Мой сосед Радилов
- Муму
- Накануне
- Нахлебник
- Нищий
- Новь
- Однодворец Овсянников
- Отцы и дети
- Певцы
- Первая любовь
- Первая любовь по главам
- Песнь торжествующей любви
- Пётр Петрович Каратаев
- Поездка в Полесье
- Провинциалка
- Пунин и Бабурин
- Рассказ отца Алексея
- Рудин
- Свидание
- Смерть
- Собака
- Сон
- Степной король Лир
- Странная история
- Стучит!
- Татьяна Борисовна и её племянник
- Три встречи
- Уездный лекарь
- Фауст
- Холостяк
- Хорь и Калиныч
- Часы
- Чертопханов и Недопюскин
Смысл рассказа Тургенева — Бирюк
Смысл названия Бирюк
Бирюком называли нелюдимого, хмурого человека, сторонящегося общества, жившего на отшибе, мрачного характером и вечно насупленного. Именно эту кличку дали герою рассказа, крестьянину-леснику, местные крестьяне. Рассказчик встречается с лесником Фомой Кузьмичом, случайно заплутав в лесу. Лесник, охраняющий барские угодья, приводит барина к себе в избу – ехать на ночь глядя не стоит. Именно здесь, в крестьянской избе начинает свои горькие размышления рассказчик.
Сюжет рассказа Бирюк
Далее охотник вникает и в прочие скорбные обстоятельства жизни Фомы-Бирюка… Жена сбежала из этой бедности с проезжим мещанином, бросив не только мужа, но и двоих малых детей – девочку лет 12-и и сына-младенца. Семья живет впроголодь, нет даже чая, чтобы барина угостить.
Что ж, разве плохо человеку блюсти закон? О том, каково это, рассказывает следующий эпизод. Натренированный слух Бирюка слышит дальний звук топора. Лесник мгновенно определяет, что где-то рубят дерево и немедленно туда отправляется – ловить браконьера. Охотник увязывается следом. Действительно, в чаще Бирюк повязывает деревенского мужичка, пришедшего в мрачную и ветреную ночь срубить дерево. Берет его вместе с лошадью и тащит к себе в избу, чтобы утром сдать куда следует – за нарушение законов и правил.
Смысл рассказа Бирюк
Охотник все это время просит лесника отпустить мужичка, обещая заплатить. Но принцип есть принцип, а закон для всех один. Лесник неумолим. Мужичок, понимая, сколь незавидна его участь, молит Бирюка о пощаде, жалуясь на тяжелую жизнь. И по жалкому виду крестьянина мы понимаем, что он не преувеличивает своих бедствий. Вот только лесник прощать его не намерен. И тогда несчастный мужичок, которому нечего терять, разражается проклятиями.
Он и смерти не боится – ведь теперь у него, браконьера, отнимут единственную лошадь, на которой он приехал в барский лес. А без лошади и без того нищему семейству – смерть. И баба, и детки – все по миру пойдут. Грозный Бирюк тоже понимает это. Нелегко ему приходится: врожденное чувство порядка вступает в жестокое противоречие с человечностью, которой полон этот суровый, неразговорчивый человек. Да и сам он, разве не так же нищ, как этот жалкий браконьер поневоле?
Смысл финала
Тут всякий – и рассказчик, и Бирюк, и браконьер, и читатель – понимает, что законы человеческие в этой ужасной, нищей и подневольной жизни вступают в противоречие с законами божескими, христианскими. Что как бы ни был виноват крестьянин, а другого выхода у него не было, кроме как украсть. Разве есть у него собственные лесные угодья или хоть копеечка денег, чтобы добыть дров семье? Ничего у него нет. И вот Бирюк так же мрачно, молча отпускает мужика вместе с его лошадью.
Вот о чем этот рассказ… Он о том, что истинное преступление – не воровство чужого леса, но сам порядок вещей, при котором люди обречены на столь жалкую судьбу, на нищету и голод. Главное преступление – это закон крепостного права, противный человеческой совести, уму и сердцу.
Главные герои
Барин (Рассказчик) – Именно от лица барина ведется повествование в рассказе. Им является не кто иной, как сам автор, описывая свои воспоминания о путешествиях. Очень добрый, вежливый и культурный человек. Он великодушен, может видеть людей совсем с другой стороны. Всегда готов помочь людям в беде и заступается за крестьянина. Имеет дворянское происхождение.
Бирюк (Фома Кузьмич) – Имеет сложный суровый характер, за которым скрывается добрый человек. Всегда серьезен и ходит угрюмым. Имеет хороший склад ума. Обладает богатырским здоровьем, отличными физическими навыками и крупным телосложение. Любит свою работу лесника и дорожит ей. Фома трудолюбив, не дает охотиться и рубить деревья в лесу, имеет прекрасный слух и способен услышать стук топора издалека. Крестьяне ненавидят его и прозвали Бирюком за то, что тот живет отшельником. Жена сбежала от него, и Фома считает ее умершей, воспитывает малыша в люльке и маленькую дочку. Несмотря на то, что говорят про него, лесник в душе простой человек, понимающий и честный, и именно эта честность не дает ему просто так давать рубить лес крестьянам.
Крестьянин-вор – Любитель выпить, имеет худощавое телосложение и нездоровый вид. Бедствующий крестьянин, доведенный до нищеты из-за неурожая и поборов. В селе, где жил мужик, бедствовали все и доведенные до крайности решили рубить лес, который охраняет Фома Кузьмич. Пытался украсть лошадь лесника. Обманывает, говорит, что ворует из-за голода, а через некоторое время начинает и угрожать и оскорблять Бирюка, давит на жалость. Автор на одном лишь персонаже показал всех крестьян доведенных до нищеты.
Александр Ефимович Теплоухов
Русский лесовод, археолог, краевед
21. 08. 1811 – 18. 04. 1885 гг.
Биографические сведения:
Родился в селе Карагай в семье строгановских крепостных. В 1824 г. окончил Ильинское двухклассное училище. Летом 1824 года был направлен в Петербург в строгановскую школу сельского хозяйства и горных наук (1830), по окончании служил в конторе Строгановых. С 1833 г. обучался в Тарандской лесной академии в Германии. По возвращении стал преподавать в школе земледелия и горнозаводских наук в Петербурге. В 1839 г. получил вольную.
В 1847 г. переехал в село Ильинское, где занял должность главного лесничего Пермского нераздельного имения Строгоновых. После выхода в 1975 г. на пенсию он жил в Ильинском и продолжал заниматься лесоводством и археологией.
Направления деятельности: Одним из первых в отечественной науке разработал классификацию лесов, создал первое руководство по лесоустройству, изучал водоохранную роль леса и взаимодействие леса и почвы. С 1864 г. собирал археологическую коллекцию, проводил раскопки, впервые выделил костища (костища в Прикамье) как особый тип жертвенных мест на Урале, дал первые описания древней керамики.
Основные работы:
Им было опубликовано более 50 работ по лесоводству и археологии Урала. В 1848 г. А. Е. Теплоухов написал главный свои труд – «Устройство лесов в помещичьих имениях. Руководство для управителей, лесничих и землемеров».
Основными методами создания лесных культур А. Е. Теплоухов считал посев леса и посадку дичков. Н. Н. Глушков приводит сведения о технологии посадки леса: «Посадки производились дичками, которые садились параллельно рядами на расстоянии друг от друга 4,3 и между деревцами в ряду – 0,7 м; или между рядами – 2,1 м, в ряду же деревья садились по три сажень (на 2,1 м) в шахматном порядке». В Очерском округе с 1858 по 1861 год в 30 заказных участках было закультивировано посадкой 62 и посевом 8 га. Посадки производились рядами с шириной междурядий 2,1 или 4,2 и шагом посадки от 0,7 до 2,1 м. Культуры Теплоуховых в Билимбаевской и Очерской лесных дачах до сих пор служат образцом лесокультурного искусства.
Библиография:
- Уральская историческая энциклопедия / гл. ред. В. В. Алексеев. – 2 изд., перераб. и доп. — Екатеринбург: Академкнига; УрО РАН, 2000. – С. 524.
- Чернов Н. Н. Творческое наследие уральских лесоводов XIX – начала XX вв. / Н. Н. Чернов. – Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. акад., 2001. – С. 89.
- Николаев С. Ф. Хранители леса. / С. Ф. Николаев. – Пермь, 1957. – 47 с.
- Пырсиков В. Европеец… из Ильинского // Звезда. –2001. – 27 сентября.
- Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. – М., 1978. – С. 177-179.
- http: // www. geo-vestnik.psu.ru
- Даминова Н. Главный лесовод Прикамья // Очерский край. – 1993. – 26 октября.
Рассказчик знакомится с Бирюком
Вечером рассказчик возвращался с охоты на дрожках — двухместном открытом экипаже, за которыми бежала усталая собака.
Рассказчик — охотник с собакой; имя его в рассказе не упоминается
В дороге его застала сильная гроза. Спрятавшись от дождя под густым кустом, он дожидался конца ненастья, когда при блеске молний увидел на дороге высокую фигуру.
Это оказался местный лесник. Он отвёз охотника в свой дом — небольшую избушку посреди обширного двора, обнесённого плетнём.
Продолжение после рекламы:
Краткое содержание Бирюк Тургенев:
Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. В дороге меня застала сильная гроза. Кое-как схоронился я под широким кустом и терпеливо ожидал конца ненастья. Вдруг при блеске молний я увидел на дороге высокую фигуру. Это оказался здешний лесник. Он отвёз меня в свой дом — небольшую избушку посреди обширного двора, обнесённого плетнём. Изба состояла из одной комнаты. На самой середине висела люлька с младенцем, которую качала босая девочка лет 12-ти. Я понял, что хозяйки в избе не было. Из всех углов смотрела нищета.
Наконец я смог рассмотреть лесника. Он был высокого роста, плечист и хорошо сложён, его суровое и мужественное лицо заросло бородой, из-под широких бровей смело смотрели небольшие карие глаза. Лесник представился Фомой, по прозвищу Бирюк. От Ермолая я часто слышал рассказы о Бирюке, которого боялись все окрестные мужики. Из его леса нельзя было вынести даже вязанки хвороста — был он силён и ловок, как бес. Подкупить его было невозможно, да и со свету сжить нелегко.
Я спросил, есть ли у него хозяйка. Бирюк с жестокой улыбкой ответил, что его жена бросила детей и сбежала с прохожим мещанином. Угостить он меня не мог: в доме не было ничего, кроме хлеба. Между тем гроза закончилась, и мы вышли на двор. Бирюк сказал, что слышит стук топора; я не слышал ничего. Лесник взял своё ружьё, и мы пошли к тому месту, где рубили лес. В конце пути Бирюк опередил меня. Я услышал звуки борьбы и жалобный крик. Я ускорил шаг и вскоре увидел срубленное дерево, возле которого лесник связывал руки вору — мокрому мужику в лохмотьях с длинной растрёпанной бородой. Я сказал, что заплачу за дерево и попросил отпустить несчастного. Бирюк промолчал.
Снова полил дождь. С трудом мы добрались до избы лесника. Я дал себе слово во что бы то ни стало освободить бедняка. При свете фонаря я смог разглядеть его испитое, морщинистое лицо и худое тело. Вскоре мужик стал просить Фому отпустить его, но лесник не соглашался. Вдруг мужик выпрямился, на его лице выступила краска, и он стал бранить Бирюка, называя его зверем.
Бирюк схватил мужика, одним движением освободил ему руки и велел убираться к чёрту. Я был удивлён и понял, что на самом деле Бирюк — славный малый. Через полчаса он простился со мной на опушке леса.
Сочинения
Тургенев — автор цикла Записки охотника, куда вошли рассказы, показывающие читателям несправедливость крепостничества. Одним из рассказов, что также входит в знаменитый цикл, является рассказ Бирюк, чье краткое содержание для читательского дневника представляем ниже.
Очень краткое содержание Бирюк
Рассказ Тургенева Бирюк переносит нас в один из вечеров, во время которого рассказчик возвращался домой. Все бы ничего, но внезапно меняется погода, начинается большой дождь. Чтобы хоть как-то спрятаться, охотник выбирает куст, чтобы переждать дождь. Пока он там сидел, появляется незнакомая огромная фигура. Как оказалось, это был местный лесник Фома. Все местные его прозвали Бирюком. Мужик пригласил охотника к себе в дом и они пошли вместе. Дойдя к хилой избе, их встречает двенадцатилетняя девочка. Дом оказался как изнутри, так и снаружи, бедным. Внутри ничего не было, лишь стол, изорванный тулуп на стене, а посредине комнаты люлька с младенцем. Сам лесник был широкоплеч, высок, бородат, кареглаз. Его все боялись, так как он исправно выполнял свой долг и охранял деревья в лесу. Был неподкупным верзилой, которого бросила жена, убежав с неким мещанином. На его руках, кроме его работы, оказались и дети.
Хоть и хотел угостить гостя бирюк, да нечем было. У них в избе имелся лишь кусок хлеба. И вот дождь перестал. Лесник предложил провести охотника, да когда вышли с дома, тот услышал стук топора. В рассказе Тургенева Бирюк главный герой побежал с охотником на звук. Приближаясь, тот приказал гостю оставаться на месте, сам же пошел вглубь, где и увидел преступника. Это был такой же бедняк, которого нищета заставила прийти в лес. Дерево было полностью срубленным. Увидев такую картину, Бирюк схватил мужика, связал его и потащил в избу. Вновь начался дождь.
Когда охотник увидел, как связывают нищего, хотел заплатить за дерево, но Фома и слушать не стал. Уже в доме, мужик стал просить, чтобы его отпустили, но главный герой был неумолим. И тут не выдержал нищий. Стал бранить Бирка, винить в бесчеловечности. Разгневанный Бирюк вскочил с места и направился к мужику. Да не избивать он пошел его, а развязал руки, да отпустил его. Это было неожиданно и тут рассказчик понимает, что на самом деле это добрый малый.
Спустя полчаса, герои попрощались.
Главные герои
Прочитав краткое содержание рассказа Бирюк, мы познакомились с его героями. Фома, он же бирюк, был лесником, задачей которого было беречь лес.
Кроме того, встречаем самого рассказчика, благодаря которому и становится известен случай из жизни крестьян. Также один из героев рассказа бедный крестьянин, нищета которого заставила идти на воровство.
Главная мысль
Раскрывая тему произведения, где автор изображает жизнь во времена крепостничества и отношения к людям в прошлых веках, автор показывает и главную мысль
Она заключается в желании показать, насколько важно относиться к людям с добром и пониманием, не оставляя их в беде. Как показывает рассказ, внешность бывает обманчивой и даже за грозной личиной может скрываться человечность
Главное, вовремя затронуть струны человеческой души, чтобы пробудить иногда спящую совесть.
Краткое содержание Бирюк, Тургенев
А какую оценку поставите вы?
Как и кем заселялись новые земли
Всего за 18 лет Строгановы добились большого успеха в освоении и заселении пустынных и малонаселенных земель. Согласно переписи населения в то время насчитывалось:
- 1623 год: 72 деревни и 60 починков, 1032 двора и 1485 человек мужского пола
- 1642 год: 163 деревни, 23 починка, 1264 двора и 4529 человек мужского пола
А также были основаны 3 городка (Орел и два Чусовских), 3 острожка, слобода Новое Усолье, Успенский монастырь, села Верхние Муллы и Камасино на Чусовой.
Так, прикамская земля с редкими пермяцкими оазисами стала превращаться в культурную страну, где кипела бойкая промышленная жизнь.
Людей привлекало льготное положение – освобождение от государственных налогов на 20 лет. Переселенцы должны были ставить городки, пахать землю и варить соль. Стоила соль в те времена дорого и была не только приправой, но и консервантом для сохранения продуктов. В XVIII веке до 3,5 млн. пудов соли добывали Строгановы из рассолов – соленых подземных источников и озер.
Разрешали Строгановы селиться и беглым людям боярского рода, хотя это и было запрещено царским указом. Также покупали рабочую силу в виде «тюремных сидельцев» и пленников.
Города и крепости строились по рекам Каме и Чусовой, в которых находились вооруженные гарнизоны, состоявшие из «пушкарей, пищальников и воротников» для «бережения от ногайской и других орд». Собственное вооружение и администрация практически создало свое «государство в государстве».
Вариант 2
Рассказ «Бирюк» входит в цикл рассказов «Записки охотника», с которым Тургенев вошел в литературу. Большая часть произведений представляет собой очерки, изображающие характеры крепостных крестьян, их образ жизни, отношение к помещикам. Тургенев открыл для русского читателя всё многообразие типов в народной среде, показал, как много среди крестьян незаурядных, талантливых людей.
Образ повествователя
Весь цикл рассказов объединяет образ повествователя. Можно сказать, что он близок самому Тургеневу. Это помещик, который охотится в Калужской, Орловской, Тульской губерниях, бывает в разных деревнях, иногда гостит у помещиков, а подчас останавливается и в крестьянских домах. Внимательный, доброжелательный к людям, он многое замечает, оценивает, смотрит на крестьян с сочувствием к их тяжелому труду и бесправному положению. Читатель не однажды почувствует иронию повествователя в изображении помещиков, легкую усмешку в отношении их ограниченности, жадности, чудачеств.
В рассказе «Бирюк» повествователь попадает под сильный дождь с грозой, входит неожиданным гостем в бедную избу лесника, от всего сердца сопереживает нарушителю и пытается спасти его от наказания. Перед нами простой в общении, добрый человек, который относится к людям с интересом, без сословных предрассудков, стремится понять их психологию, мотивы поступков. Он готов заплатить за незаконно срубленное дерево, просит Бирюка пощадить пойманного нарушителя.
Образ лесника Фомы (Бирюк)
Угрюмый, одинокий, не знающий жалости лесник Фома Кузьмич, прозванный в народе Бирюком – главный герой рассказа. Его бедное жилище стоит посреди леса, за сохранностью которого он и поставлен присматривать. Одним из средств создания его образа является описание интерьера избы. В ней не убрано, в обстановке чувствуется крайняя бедность. Хозяину даже нечем угостить внезапно попавшего в его дом барина: кроме хлеба и воды нет ничего.
Нелюдимый нрав Фомы Кузьмича, его озлобленность отчасти объясняется обстоятельствами его личной жизни: мы узнаем, что его жена сбежала от него с проезжим мещанином, оставив ему двоих детей – девочку Улиту и еще одного новорожденного ребенка.
Бирюка не любят и боятся крестьяне окрестных деревень за то, что он честно справляет свою должность: не дает рубить в барском лесу деревья, не позволяет вынести из леса даже вязанку хвороста. Ненависть народа доходит даже до замыслов расправиться с лесником, но и это никак не удается. Лесник превосходно знает лес, обладает чутким слухом, готов поймать нарушителя-порубщика даже в самую ненастную ночь. Сам живущий в нищете, он всё же не признает никаких оправданий воровству, не верит мольбам нарушителя, считает, что все окружающие его обманывают.
Бирюк не случайно встречается на пути повествователя во время сильной грозы, вырастая будто из-под земли: грозовые, тяжелые, конфликтные отношения внутри крестьянской среды показывает в рассказе Тургенев. Да и сам лесник носит внутри себя личную трагедию, грозу, которая гнетет его, заставляет страдать в одиночестве.
Образ мужика-порубщика
Образ мужика-порубщика, задержанного Бирюком, вызывает сочувствие не только повествователя, но и читателя: рваная одежда, плохая лошадь – всё это говорит о крайней нужде. Порубщик рассказывает, что задавлен поборами, установленными приказчиком, дом не топлен, дети голодны. Вначале он пытается просить Бирюка отпустить его, хочет вызвать в нем жалость. Но затем, видя, что лесник непреклонен, начинает угрожать, глумиться, обзывать Бирюка. Читатель понимает, что человек доведен до последней степени отчаяния. Лесник все же отпускает нарушителя, буквально выталкивает его из своей избы.
Так в рассказе «Бирюк» Тургенев изображает острое противостояние, конфликт между бедными крестьянами, каждый из которых по-своему вызывает понимание, сочувствие повествователя и читателя. Писатель заставляет нас задуматься над нравственными проблемами долга и совести, милосердия и прощения.