Свято-троицкая сергиева лавра ставропигиальные монастыри русской православной церкви

Новейшая летопись Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря

13 августа 1991 года — первое посещение обители в составе: о. игумен Сергий, о. иеромонах Роман, о. иеродиакон Иона, рабы Божии Алексий, Павел и Владимир.

22 октября 1991 года — Второе посещение обители. Молебен прп. Мартирию в нижней церкви у его гробницы, обретение мощей митрополита Корнилия.

Январь 1992 года — Передача часовни в честь Божией Матери «Всех скорбящих Радость» под подворье монастыря.

Февраль — май 1992 года — Еженедельные молебны в часовне,   первые восстановительные работы.

25 апреля 1992 года — Великая Суббота. Обретение во время литургии в храме 12-ти апостолов Иоанновского женского монастыря старинного писаного образа прп. Мартирия Зеленецкого.

14 июня 1992 года — День Святой Троицы. Престольный праздник в обители. Первое богослужение. 5 августа 1992 года — Престольный праздник в часовне. Первое богослужение.

28 мая 1992 года — Приезд первых постоянных насельников в обитель.

5 августа 1992 года — Престольный праздник в часовне. Первое богослужение.

28 августа 1992 года — Успение Пресвятой Богородицы. Первый иноческий постриг в обители у раки прп. Мартирия.

Август 1992 года — Обретение мощей прп. Мартирия в нижней Иоанно-Богословской церкви.

2 июля 1994 года — Неделя Всех русских святых. Приезд в обитель на один день монаха Николая (81 год). Отец Николай был знаком с последним настоятелем обители архимандритом Иосифом (1965). С его слов стало известно, что обитель закрыли в 1937 году.

24 ноября 1998 года — Перенесение мощей прп. Мартирия и свт. Корнилия.

В связи с многолетним запустением монастыря, нижний храм собора, в котором почивали святые мощи, стал разрушаться.

Настоятель монастыря, игумен Пахомий, получив благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в день памяти преподобного Мартирия, отслужив молебен, под пение величания преподобному, с двумя иеромонахами переложили святые мощи в специально изготовленные ковчеги. Под пение тропарей и звон колоколов ковчеги с мощами святого преподобного Мартирия и угодника Божия преосвященного Корнилия перенесли в Благовещенскую церковь, где они с тех пор и находятся.

24 ноября 2001 года — Празднование преподобному Мартирию Зеленецкому. Торжественное открытие дороги в монастырь.

14 марта 2003 года — Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь отметил 400-летие со дня преставления своего основателя — святого преподобного Мартирия Зеленецкого, чудотворца.

В конце XVII века неизвестный монастырский летописец так завершал описание истории Зеленецкого монастыря:

Сейчас, по милости Божий и молитвами преподобного отца нашего Мартирия, трудами братии, настоятеля монастыря архимандрита Пахомия и благодетелей, великая православная святыня возрождается из небытия и запустения.

Волонтерам и трудникам

Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.

Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.

Требования к волонтерам:
– православное вероисповедание;
– трудолюбие и доброжелательность;
– возраст от 23 до 45 лет;
– готовность работать на открытом воздухе.
При себе иметь:
– паспорт;
– предметы личной гигиены;
– вещи на холодную и дождливую погоду;
– сестрам – белый платок и длинную юбку.
Набор волонтеров осуществляется по предварительной регистрации в группе в «ВКонтакте» – https://vk.com/lavra_group и по телефону.Тел.: +7 (915) 111-03-70 – Зверева Ольга, координатор группы “Лавра”.

1764 г.

По указу императрицы Екатерины II от 20 февраля 1764 г. архиерейские дома, монастыри и церкви лишались владения крестьянами и земельными угодьями. Все монастыри были распределены на три класса. Взамен конфискованных земель особая государственная комиссия назначала денежное жалование, соответствовавшее определенному классу. Зеленецкий монастырь был оставлен «за штатом на собственном содержании», жалование ему не назначалось, а «на  пропитание» за ним закреплялись небольшие участки пашни и покосов вблизи монастырских стен. Принадлежавшие обители рыбные ловли и пустоши вскоре отошли к разным владельцам.

1815–1834 гг.

Это период обновления архитектурного облика монастыря: постепенно проводился ремонт обветшавших зданий и работы по благоустройству территории.

Во многих местах обвалившаяся монастырская стена была исправлена. В 1815 г. соорудили контрфорсы — подпорки для поддержки зданий. В Благовещенской церкви установили новый иконостас. В Троицком соборе растесали окна, на паперти и под ризницей сделали своды.

По-видимому, в 20–30-х гг. XIX в. Троицкий собор был расписан «клеевыми красками» (точнее время появления живописи на стенах древнего собора определить пока не удается, но по документам известно, что 1856 г. она уже существовала). Отстроили флигели для штатных служителей, а пустовавший каменный флигель переделали в гостиницу для паломников. За 8500 рублей был приобретен колокол в 294 пуда и еще несколько колоколов «зазвонных».

Неусыпные труды и попечения о вверенной ему обители архимандрита Кирилла были отмечены правящим архиереем.

Настоятели

  • Тихон (1736 — 1738) иером.
  • Иерофей (Филимонов) (?) иером.

    Илия (Сизых) (1750-е) в/у, иером.

  • Антоний (? — 12 августа 1764) архим.
  • Иннокентий (? — 1817) иером.
  • Нафанаил (? — 1829) иером.
  • Гавриил (1835 — 1836) иером.
  • Афанасий (1837 — 1840) игум.
  • Амвросий (1840-е) архим.
  • Иларий (? — 1846) архим.
  • Даниил (Сивиллов) (1846 — 1863) архим.
  • Доримедонт (10 января — 10 мая 1863) архим.
  • Анастасий (21 декабря 1864 — ок 1867) игум.

    Никанор (28 августа 1867 — ?)

  • Сергий (Мармариссов) (5 февраля 1868 — 1877) архим.
  • Михаил (?) архим.
  • Иринарх (26 апреля 1884 — 2 мая 1905) архим.
  • Исаакий (10 мая 1906 — ?) игум.
  • Рафаил (1910-е) иером.
  • Павел (? — июль 1914)
  • Дорофей (июль 1914 — ?)
  • Иннокентий (ноябрь 1916 — ?)
    1920/21 — 2006 — закрытие

Алексий (Ермолаев) (июль 2006 — 25 декабря 2009 (9 января 2010)) и/о наместника

Улан-Удэнский владыка (упом. 27 декабря 2011)

Алексий (Ермолаев) (с 25 декабря 2009 (9 января 2010) — упом. 2013)

История Троице-Сергиевой лавры

Сергий Радонежский со своим старшим братом Стефаном, в то время являвшимся иноком Покровского Хотькова монастыря (в этой обители родители братьев приняли постриг), в 1337 г. начали обустраиваться на холме Маковец. В истории монастыря эту дату начали считать годом основания.

Первое сооружение, построенное братьями на юго-западе холма – деревянная церковь, освященная в 1340 г. во имя Святой Троицы. Позднее вокруг нее появились немногочисленные кельи. Спустя некоторое время Стефан покинул брата и ушел в Богоявленский монастырь. Сергий Радонежский пробыл в одиночестве недолго, пустые кельи скоро заняли странствующие монахи. Пустынь стала именоваться особножительным монастырем, а через несколько десятков лет в нем появился общежительный устав.

Территория обители условно разделялась на 3 части: оборонительную, общественную и жилую. В центре возвышалась церковь Святой Троицы, кельи, окружающие трапезную, а на заднем дворе были хозпостройки и разбиты огороды. Территорию оградили деревянным частоколом, над воротами появилась еще она церковь, освященная в честь Дмитирия Солунского. Первые несколько лет игуменом обители был Митрофан, который и провел постриг Варфоломея и нарек Сергием.

Сергий Радонежский стал игуменом монастыря после смерти Митрофана. С этого времени Троицкий монастырь превратился в центр духовной жизни русских земель. За благословением к Сергию перед сражением с Мамаем приезжал сам князь Дмитрий Иванович. Иноки принимали участие в Куликовской битве, хотя это и было нарушением устава, монахи получили благословения преподобного Сергия.

За годы правления Сергий сделал много для монастыря, но здоровье начало подводить преподобного. За 6 месяцев до кончины он передал управление обителью своему верному ученику Никону Радонежскому. Умер Сергий в 1380 г.

Троицкий монастырь практически полностью был уничтожен во время набега войск хана Едигея (1408). Вскоре самые неприятные события остались в прошлом и начался расцвет обители. На протяжении нескольких веков монастырь считался центром культурного и религиозного развития Российского государства.

С 1540 по 1550 гг. вокруг территории обители шло строительство белокаменной стены, протяжность которой составила 1500 м. В оврагах на северной, восточной и западной сторонах были устроены запруды, а с южной – перед стеной выкопан огромный пруд.

В середине XVI ст. Троицкий монастырь получил статус архимандрии, а к концу века превратился в самую крупную обитель на территории России.

Смутные времена для монастыря наступили в 1608 г. Обитель 16 месяцев находилась в осаде, устроенной польско-литовскими войсками. Несмотря на все тяжести монастырь выстоял, превратившись в один из оплотов Минина и Пожарского.

Последний враг появился у монастырских стен в 1618 г., был это польский королевич Владислав. После начался период расцвета.

За монастырскими стенами укрывались в смутные времена царевна Софья Алексеевна, царевичи Иван и Петр, а в 1689 г. Петр I бежал сюда из Москвы. Во времена его правления на территории монастыря построена Трапезная церковь.

В 1699 г. на средства, пожертвованные Строгановыми, возвели надвратную церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Во времена правления преемников Петра Великого особого внимания монастырю не оказывалось, и лишь после того, как на престол взошла Елизавета начался новый период расцвета: открылась духовная семинария, а в 1744 г. Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус лавры, а его главой стал Митрополит Московский.

В 1745 г. начались масштабные работы по реконструкции лавры. Все здания выкрасили в яркие тона, которые больше подчеркивали белизну декора в виде лепнины. Внешний и внутренний облик монастырских построек ничуть не уступал в роскоши царским дворцам.

Во второй половине XIX ст. лавра владела огромными земельными угодьями, вела торговлю солью, предметами быта, деланными в местных мастерских, и зерном. В начале XX в. на территории обители заработали типография, торговые лавки, открылись новые мастерские и гостиница для паломников.

С приходом советской власти жизнь в монастыре закончилась: монахов выгнали, а храмы и соборы закрыли. В некоторых постройках разместились клубы, зернохранилища и конюшни.

Возобновились службы в Успенском соборе только в 1946 г.

Масштабные восстановительные работы и реконструкция на территории Троице-Сергиевой лавры началась в начале 90-х гг. прошлого века. После окончания у главных ворот торжественно открыли памятник Сергию Радонежскому.

24 августа 1772 года

Зеленецкий монастырь подвергся нападению шайки разбойников. Во время литургии в церковь ворвались десять человек, не сняв шапок, с дубьем, ружьями, вилами и ножами. Некоторые из них кинулись прямо в царские врата, другие принялись избивать стоявших в храме монахов. Связанных иноков заперли на кухне, а служившего иеромонаха Никифора вывели из царских врат, сорвали с него священную ризу, а затем повели в настоятельские кельи и под пыткой отняли у него 450 рублей казенных и собственных денег. Потом отправились в поварню, где принялись пытать других монахов, отняв у них таким образом еще 40 рублей. Наконец, забрали из келий и кладовых одежду, посуду, продуктовые запасы. Злой участи избег лишь казначей, которому удалось укрыться за очагом, где он все это время непрестанно молился преподобному Мартирию. Когда грабители ушли из монастыря, монашествующие собрались в храме и дослужили литургию с того места, на котором она была прервана. После этого казначей немедля отправился в Петербург с донесением. Вскоре на поиски злодеев была послана команда из 25 человек. В том же году все десять разбойников были пойманы.

Святыни и реликвии монастыря

Главные святыня – чудотворные образы Божьей Матери «Утоли мои печали», «Скоропослушница», «Всецарица». С образом «Утоли мои печали» связана память об избавлении окрестностей города Каширы от поветрия холеры летом 1871 года. «Всецарица» помогает избавляться от раковых заболеваний.

Святыня монастыря – источник Сергия Радонежского. Древняя легенда гласит: однажды преподобный Сергий, странствуя вдоль белых песков по левому берегу Оки, восхитился красотами места.

Он ударил посохом о землю, и тотчас в этом месте пробился святой источник с чистейшей водой, где устроили колодец. Недалеко – купель, вода в которой не замерзает даже зимой.

Свято-Троицкая Белопесоцкая обитель – действующий монастырь, в храмах которого каждый день свершаются богослужения.

Использованные материалы

  РГАДА, ф. 199, Портфели Г. Ф. Миллера, оп. 2, № 481, ч. 1, л. 121, цит. по Жалсараев А. Д., «ДАУРСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ,» Православная энциклопедия, т. 14, 217-219,

  В отчёте от того года. См.

  См. Путешествие на Восток (Государя императора Николая II), Спб., 1897.

  Страница официального сайта Селенгинского Троицкого монастыря,

  Страница официального сайта Селенгинского Троицкого монастыря,

  См. Токмаков И. Ф., Ист.-стат. и археол. описание Свято-Троицкого Селенгинского муж. мон-ря Забайкальской обл., М., 1895, 13-15.

  Фадеева Антонина, «О несметных богатствах Свято-Троицкого Селенгинского монастыря,» федеральный информационный портал SakhaNews, 14 мая 2012,

Особенности архитектуры и интерьера Троице-Сергиевой лавры

В течение более шести веков формировался комплекс, являющийся духовным центром России. Большинство сооружений, относящихся к архитектурному ансамблю Свято-Троицкой Сергиевой лавры, выполнено в стиле барокко. Всего на территории монастыря около полусотни сооружений, наиболее старое из которых, — Троицкий собор, ставший первой каменной постройкой монастыря. Его возвели над местом, где был погребён Сергий Радонежский.

Зодчие придали сооружению черты, свойственные архитектуре ранней Москвы. Собор выполнен в виде небольшого крестово-купольного храма в 30 метров высотой из белого камня с резным оформлением. Внутри собор украшен росписью, выполненной Андреем Рублёвым, Даниилом Чёрным и другими иконописцами. На месте оригинальной «Троицы» размещена ее точная копия. Рядом с иконостасом располагается рака с мощами Сергия Радонежского.

Интерьер сооружений также несхож: зодчие не воспроизвели цилиндрическую форму столпов, которую спроектировал для Московского Кремля итальянец Аристотель Фиораванти, а вернулись к исконно русской прямоугольной форме. Спустя век после воздвижения сооружения его внутренние стены были расписаны живописцами из Ярославля, а резной иконостас в пять ярусов был заполнен 76 иконами. Работа мастеров сохранилась до наших дней.

XVII век стал очень плодотворным для зодчества: после возведения крепостных стен из камня, которые протянулись более чем на километр, на территории лавры появились лечебница, дворец царя, церкви преподобных Зосимы и Савватия, святого Иоанна Предтечи и храм Сергия Радонежского. Последний выполнял роль трапезной, где проводились праздничные обеды и приёмы знатных особ. Богато убранные фасады храма наделены чертами так называемого московского барокко.

Огромная территория с более чем десятью храмами, разными служебными помещениями, музеями, площадями и образовательными учреждениями была внесена в 1993 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и представляет собой архитектурный ансамбль, создаваемый на протяжении нескольких веков. В связи с этим лавра привлекает к себе интерес не только как духовный центр страны, но и как уникальный архитектурный памятник.

Интересные факты

  • 7 июня (н.ст.) 1827 года неподалеку от приписного к Лавре Спасо-Вифанского монастыря сгорела кузница. По докладу Вифанского казначея, «пожар открылся поутру в 3-м часу; сперва изнутри дым валил, потом вспыхнула задняя стена, и вся кузня обнялась пламенем».  В огне погибло все оборудование: инструменты «рассыпались в песок», или были безнадежно испорчены. Ущерб от пожара составил 124 руб. Кузнец уверял, что пьян не был, кузница же могла загореться из-за деревянного основания горна, под которое мог неприметно добраться огонь.
  • 6 декабря 1594 года Борис Годунов передал в Троицкую обитель «колокол большой благовестник, весу в нем 625 пудов (или 10,2 тонны)». Годуновский колокол, названный «Лебедь», сохранился до настоящего времени. Его не тронули страшной зимой 1929-30 г.г., когда уничтожали колокола.
  • 1 (14) февраля 1750 г. в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру был привезен отлитый в 1748 г. царь-колокол. При перевозке колокола весом более четырех тысяч пудов было задействовано три тысячи человек.
  • Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом. В день она проходила всего 2-3 версты, после чего отправлялась в карете во дворец. Назавтра карета привозила её к тому месту, откуда и забрала, и Елизавета шла дальше ещё пару вёрст. Таким образом, путь растягивался на месяцы, но зато был не очень утомительным. Стоит отметить, что статус и наименование лавры крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России получил указом Елизаветы Петровны 8 июля 1742 года.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

1695 г.

3 марта 1695 г. преосвященный Корнилий оставил управление Новгородской митрополией и удалился на покой в Зеленецкую пустынь. Здесь он скончался 26 февраля 1698 г. и был похоронен в Троицком соборе подле гробницы преподобного Мартирия.

Более двухсот лет в Зеленецком монастыре бережно хранились личные вещи митрополита Корнилия: посох, мантия, клобук, четки, складень. Сохранилось и духовное завещание, где преосвященный, обращаясь к своим преемникам на Новгородской кафедре, молитвенно просит беречь Зеленецкий монастырь — обитель его «обещания и трудов». Но завещание великого старца не было исполнено. Вскоре после погребения преосвященного Корнилия и посещения монастыря Новгородским архиепископом Феодосием из монастыря были вывезены 350 икон с венцами и окладами, серебряные позолоченные сосуды, водосвятная чаша, несколько Библий и 30 самых ценных книг, три лучших колокола. Один из которых весил 200 пудов. У монастыря была отобрана большая часть земельных владений, а вскоре обитель приписали к Новгородскому архиерейскому дому, обязав платить оброк. С этого времени монастырь уже не являлся полноправным собственником. Ему разрешено было держать только 10 работников. Хозяйство приходило в упадок, страдало оно и от частых пожаров, которые опустошали обитель в 1710, 1715, 1727 и 1730 гг.

1765 г.

Летом 1765 г. в Зеленецком монастыре произошло несчастное событие, нанесшее значительный урон монастырскому имуществу. В июньский день, когда братия работала на полях, игумен ловил рыбу на Ладожском озере, а оставшиеся иноки были заняты на скотном дворе за стенами обители, в монастырь  ворвались 23 раскольника, вооруженных топорами, ножами и вилами. (Раскольниками называли в то время людей, которые не приняли реформ патриарха Никона. Крайней формой протеста было самосожжение). Ворвавшись в обитель, раскольники выгнали из нее всех, кого там нашли, заперли ворота и завалили вход бревнами. Разместившись в трехэтажном корпусе, они наносили туда соломы, дров и всякого горючего материала, посыпали все порохом и объявили, что никому не сдадутся живыми. Извещенный о случившемся игумен заявил о захвате монастыря властям. Вскоре в Зеленец прибыла рота солдат. Две недели они простояли около монастырских стен, а в это время предпринималось все возможное для того, чтобы отвратить запершихся в монастыре людей от пагубного намерения. Но все было безуспешно. Наконец, по оплошности одного раскольника, который забыл запереть ворота, солдатам удалось проникнуть в монастырь. Тогда раскольники заперлись в трехэтажном корпусе. Перед окнами этого корпуса им зачитали привезенный из Петербурга указ, в котором власти обещали всем полное прощение, уговаривали выйти из монастыря и вернуться домой. Но все увещевания были напрасны. 4 июля в 8 часов раскольники запалили огонь.

Целый месяц Зеленецкий монастырь находился в руках раскольников, которые повредили святые иконы, соскоблив с них изображение трехперстия, изломали драгоценные кресты со святыми мощами, осквернили гробницы преподобного Мартирия и преосвященного Корнилия, разгромили ризницу, разорвали книги, вырезав листы из переплетов. В огне погибло множество икон, рукописных и печатных книг. Монастырь лишился своих хлебных запасов. Раскольничий погром привел обитель в такое бедственное состояние, что по ходатайству Новгородского митрополита Дмитрия Зеленецкому монастырю была оказана помощь в 2000 рублей.

Увидев высокое пламя, сбежался народ. Более пятисот крестьян со всей округи тушили пожар, при этом из окрестных колодцев и рвов была досуха вычерпана вода. Одному солдату удалось, подставив лестницу к зданию с северной стороны. Вырвать решетку окна и выхватить из пламени двух женщин. Остальные 20 человек погибли в огне.

Святыни

В храмах и монастырях лавры хранятся ларцы с мощами более 15 святых, а также множество старинных икон.

  • В Троицкой соборе собрано несколько икон (Божией Матери «Черниговская-Гефсиманская» и «Тихвинская», копия «Живоначальной Троицы), а также мощи прп. Сергия Радонежского.
  • В Духовской церкви хранятся мощи прп. Максима Грека и Антония Радонежского.
  • В Никоновской церкви – Аналой с частью камня от Гроба Господня.
  • В Михеевской церкви находятся мощи прп. Михея Радонежского.
  • Самое большое количество святынь собрано в Серапионовой палате. В их числе частица мощей вмч. Феодора Стратилата, Иакова Персианина, свщмч. Зиновия, наперсный крест-мощевик прп. Сергия, десница Вифлеемского Младенца.
  • В храме преподобного Сергия Радонежского хранится чтимая икона св. Николая.

Другие святыни:

  • Мощи прп. Никона Радонежского (в Троицком соборе).
  • Мощи прп. Михея Радонежского (в Михеевской церкви).
  • Мощи свт. Исаи Ростовского (глава) (в Серапионовой палате).
  • Мощи Иоасафа митрополита Московского (в Серапионовой палате).
  • Мощи Серапиона, архиепископа Новгородского (в Серапионовой палате).
  • Мощи первомуч. Стефана, архидиакона (десница) (в Серапионовой палате).
  • Частица мощей вмч. Меркурия (в Серапионовой палате).
  • Частица мощей вмч. Феодора Тирона (в Серапионовой палате).
  • Часть ризы Богородицы (в Серапионовой палате).
  • Икона вмч. Димитрия Солунского (в домовой церкви Патриарших покоев).
  • Могила последнего духовника Лавры схиархимандрита Захарии.

Тут же огромная коллекция артефактов, среди которых древние иконы, уникальные изделия из драгоценных металлов, экземпляры орнаментального и лицевого шитья, древнейшие рукописи и старопечатные книги в единичном экземпляре.

В лавре на протяжении многих лет хоронили представителей русской знати, патриархов, деятелей культуры.

Бесчинства 1789–1798 гг.

В 1789 году иеромонах Сергий, приказав снести некоторые каменные строения в обители, распорядился устроить конюшни в самом монастыре, под кельями. А в Зеленецкой обители всегда помнили и хранили заветы преподобного Мартирия. По преданию, в монастыре на глазах Преподобного лошадью задавило инока. Старец долго скорбел и плакал, потом запретил въезжать на лошадях в стены обители. Повеление это столетиями неукоснительно соблюдалось. Даже Самодержица Всероссийская, императрица Елизавета Петровна, изволила войти в монастырские ворота пешком. Все митрополиты, архиепископы, архимандриты, игумены, генералы, князья, высокородные и благородные чины, приезжая в монастырь к преподобному, всегда шли пешком по монастырю на поклонение.

Как говорит летописец:

Летом 1798 года в Зеленецкий монастырь прибыл казначей иеромонах Амфилохий, который усмотрев бесчинство и самовольство, строго запретил на лошадях по монастырю и «учинил в обители великое благолепие».

Был выстроен новый настоятельский корпус над бывшими Святыми воротами, на колокольне первоначальный шатер с главкой заменили куполом со шпилем. В ограде соорудили угловые башни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: