Зауральская генеалогия

Азбука традиций: народная культура зауралья. буква «д» – двоедане

«Присоединение Западной Сибири к Монгольской империи длилось на протяжении порядка 20 лет»

— В итоге на эту территорию пришли монголы. Каким был этнический состав до их прихода и после?

— До конца XII века основными группами населения, которые были именно автохтонными, были либо остатки мадьяр (венгров), либо это были представители манси (которые сейчас живут в ХМАО), либо по Иртышу это были отдельные группы самодийского населения. Все эти группы в той или иной степени находились под влиянием соседних кочевников. И, скорее всего, можно говорить, что в летний период те же группы кипчаков в XII веке однозначно подкочевывали на юг Западной Сибири и использовали лесостепь Западной Сибири для летних кочевий.

В XIII веке состав населения изменился довольно сильно. Эта смена была неоднократной, постепенной. Когда мы говорим о том, как Западная Сибирь входила в состав Монгольской империи, как правило, мы используем в нашей аргументации только один источник – «Сокровенное сказание». В нем рассказывается о походе Джучи 1206 года на лесные народы. Среди этих народов упоминается «сибир». Востоковеды считают, что этот народ жил в районе впадения Тобола в Иртыш. И именно эта территория в узком смысле называлась Сибирью. Проблема заключается в том, что в последние 25 лет этот поход на лесные народы в разных исторических школах, например, в Улан-Удэ, Новосибирске используется как обоснование присоединения к Монгольской империи абсолютно разных территорий. В этом списке мы видим и племена, жившие на Алтае, и племена, жившие на Иртыше, и даже на Байкале. Разброс был колоссально велик. Либо поход Джучи охватил огромные территории, либо мы не совсем понимаем направление этого похода. 

Мы, как правило, понимаем, что в конце 1200-х годов, скорее всего, под влиянием деятельности старшего сына Чингисхана Джучи начинается постепенное присоединение Западной Сибири к Монгольской империи. Это присоединение длилось на протяжении порядка 20 лет.

Русские остроги в Сибири

Закрепиться на недружественной сибирской земле можно было только с помощью планомерного продвижения и строительства форпостов. Одни лишь походы, даже победоносные — это ещё не освоение земель. Требовалось создавать поселения, привлекать туда всё новых служилых и «охочих» людей, заселять их. В 1586 г. В. Сукин и И. Мясной основали Тюмень, а годом позже Даниил Чулков заложил возле разрушенного татарского Кашлыка Тобольск — административный, военный и хозяйственный центр в Сибири на протяжении всего периода её завоевания, «столица» края до 1764 г.

Поселенцы шли через Поморье, Пермский край и Поволжье. Уже при Борисе Годунове сибирским чиновникам вменялось в обязанность «пашенных и посадских людей призывать». Жители Поморья, Пермской земли и Поволжья, ярославцы, галичане и костромичи ехали «на льготу охочих людей». В периоды войн и Смуты в Сибирь начали отправлять ссыльных и военнопленных. Так постепенно формировалась социальная база освоения региона.

Ехали поселенцы из европейской части России в так называемые остроги, деревянные крепости с башнями, сложенные, как правило, из набитых землёй срубов и обнесённые частоколом из заострённых брёвен (отсюда и название — от слова «строгать»). А внутри — избы служилых людей, церковь, арсенал, склады. Так выглядели практически все новые русские поселения в Сибири в 16−18 вв. Со временем некоторые из них расширялись и превращались в города.

Шаг за шагом, острог за острогом, колонизаторы покоряли всё новые земли: приходили, строили «острожек», защищали его, налаживали транспортное сообщение с другими населёнными пунктами и собирали ясак. Вслед за Тюменью и Тобольском на карте появились Нарым (1596), Сургут и Тара (1594), Томск (1604), Енисейск (1618), Красноярск (1628), Якутск и Жиганское (1632), Верхоянское (1638), Охотский острог (1646), Иркутск (1652), Нерчинский острог (1654) и другие.

Якутский острог, фото начала 20-го в. (ru.wikipedia.org)

Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович присоединили большую часть Сибири

Ингальская долина

Музей старообрядчества входит в проект «Ингальская долина». На границе четырех районов юга области – Исетского, Ялуторовского, Заводоуковского и Упоровского, находится крупнейший по площади комплекс археологических памятников «Ингальская Долина», который рассказывает о жизни полукочевых саргатских племен, населяющих эту территорию с V века до н.э. до V века н.э..

Первые артефакты в Упоровском районе были найдены в 1981 году при раскопках под руководством тюменского археолога Александра Матвеева. В 1995 году Указом Президента РФ Бориса Ельцина более 200 археологических памятников Ингальской долины были отнесены к числу объектов культурного наследия федерального значения.

Почти 100 памятников этого археологического комплекса расположены на территории Упоровского района. Кстати, одна из постоянных выставочных экспозиций в упоровском краеведческом отделе как раз рассказывает о саргатской цивилизации, представители которой проживали на нашей земле около 2000 лет тому назад.

Декабристы аграрии

Несмотря на свое дворянское происхождение, многие из ссыльных увлеклись сельским хозяйством. Путешественник и потомок шведских дворян Торсон, отбывавший ссылку в Бурятии, занимался обучением местных жителей грамоте и построил передовую по тем временам машину для молотьбы зерна.

Декабрист Завалишин обучал сибиряков культуре земледелия и как удобрять почву. Дворянин с нуля развил большое хозяйство, в котором было 10 коров и 40 лошадей.

Декабрист Андреев в Олекме построил мукомольную мельницу, а Бечасный под Иркутском – маслобойку, которая делала масло из конопляных семян.

Муравьёв-Апостол в Вилюйске начал высаживать картошку, Шаховской занимался опытами по акклиматизации в сложных сибирских условиях овощных культур. Особенно ссыльных поразило, что возле домов местных жителей не растут цветы и сады. Декабристы Муравьёв-Апостол, Лунин, братья Муравьёвы, Трубецкой и другие высаживали различные деревья, а сад Раевского сохранился и сегодня.

« Тайные ходы Ростовского кремля: чем русская твердыня удивила исследователей

Мерило достатка

Примерно 120 лет назад почти многие деревни на юге региона были заселены старообрядцами. Отсюда родом и известные отшельники Лыковы, случайно обнаруженные геологами 40 лет назад в Красноярской тайге. Профессор Ишимского института Шадурский как-то побывал в гостях у Карпа Осиповича Лыкова на заимке.

При знакомстве на вопрос Лыкова, откуда же Шадурский – гость ответил, что из бывшей Тобольской губернии. «А далеко ли оттуда Ялуторовский уезд? Это родина моя…» – добавил Карп. Оказалось, что переселенцы-братья Иван и Абрам Лыковы основали деревню в Упоровском районе Тюменской области. Подтверждают это архивные документы.

В ревизской сказке 1782 года числится, что деревня Лыкова – «вновь заведённая после ревизии 1762 года». Истории семьи отшельников Лыковых посвящена отдельная экспозиция. В музее бережно хранят ее личные вещи. Их Агафья передала в дар землякам. О жизни и культуре двоедан рассказывает дом-музей, посвященный старообрядчеству в Упоровском районе.

Братья Муравьевы

Оказавшись в ссылке, братья Никита и Александр Муравьевы наладили деловые контакты с иркутским банкиром Медведниковым, и основным добытчиком золота Кузнецовым. Декабристы занимались кредитованием промышленников, торговлей продуктами местных промыслов, пчеловодством и огородничеством, которое особенно любили. С наступлением летних месяцев Никита и Александр все время проводили на очищенных своими руками полях, где занимались выращиванием овощей.

Переехав ближе к Иркутску, который в те времена был главным центром торговли между Россией и Китаем, Муравьевы стали под 8% годовых кредитовать иркутских дельцов и на полученные дивиденды развивать собственное дело. Коммерческий успех имела мельница Муравьевых, которая в отличие от сибирских, которые не работали зимой, функционировала в круглый год.

Еще одним делом Никиты и Александра стала ловля и обработка рыбы омуль, основного продукта питания местного населения. Доходность омуля составляла 35% годовых, до 40% прибыли давала торговля зерном.

Чтобы жениху не отказали

Быт и обстановку в избе старообрядцев воссоздали в музее. Самое главное место – красный угол, божница, здесь стояли старинные иконы. Красный угол двоедане не украшали, а прикрывали занавеской. Под ним здесь же лежали старые книги, лестовки. Каждый, кто входил в избу, сначала трижды крестился и низко кланялся образам и только потом здоровался с хозяевами

Любое важное дело в семье начиналось с молений, как и каждый день

В жизни переселенцев было много обрядов, которые сохранили свои традиции еще с XVIII века. Например, при проведении свадебного обряда у упоровских двоедан принято было жениху при входе в дом к невесте обязательно дотрагиваться рукой до печи. Считалось, что тогда и отказа не будет, и семью в будущем ждет благополучие.

Участниками этого обряда и могут стать гости. Жениха встречают подруги невесты, он должен пройти испытания и вручить подарки, невесте расплетали косу – это было символическое прощание с незамужней жизнью, все действие сопровождалось грустными, жалобными песнопениями.

Культура старообрядцев требует бережного сохранения

Наталья Николаевна хранительницей упоровской старины стала сравнительно недавно, всего два года назад. Это было удивительное время создания в районе нового «Дома-музея старообрядчества».

Она считает, что трудолюбие, настойчивость в достижении своих целей, вера в свои силы и стремление сохранить свои традиции – это, то, что досталось в наследство сегодняшним жителям района от тех, кто основал на упоровской земле первые слободы и деревни более 200 лет назад.

Туристы могут прикоснуться к традицонному быту двоедан: изготовить подкову на счастье, сплести старинную куклу оберег, посмотреть, как плетут ивовые корзин, берестяные лукошки и многое другое.

Два города на Западную Сибирь

— Какие города появились после монгольского завоевания?

— Археологические слои XIII – начала XIV веков связаны уже не с Монгольской империей, а именно с Золотой Ордой. Имеются у нас только два центра – Искер (будущая столица Сибирского ханства) и Чинги-Тура (будущая столица Тюменского ханства). С моей точки зрения, с конца XIII века можно говорить только о двух центрах как местах, где формируется городская культура, где появляются администраторы, которые управляют большими территориями (как золотоордынские судьи в Чинги-туре), где появляется соответствующая прослойка ремесленников и купцов, которые обеспечивают функционирование этих городов. И до конца XIII и даже XIV века говорить о других городах пока нельзя.

— Есть ли какие-то сведения о булгарах Сибири? Были ли они как-либо обозначены в этом регионе?

— О булгарских переселениях и булгарском населении однозначно говорить нельзя. Мы можем говорить о том, что поскольку Западная Сибирь с ее пушниной, с ее пушными путями была вписана в торговые маршруты эпохи средневековья (один из этих маршрутов шел через Волжскую Булгарию), то мы на территории Западной Сибири в памятниках XI-XII веков однозначно видим булгарские вещи. Приходили ли эти булгарские вещи в Западную Сибирь вместе с булгарскими купцами или эти вещи приобретали купцы Западной Сибири и привозили их домой, пять же археология таких данных не дает. В основном эти вещи связаны с достаточно дорогими предметами (ювелирные изделия). Говорить о торговле мы можем, а о каких-то переселениях, по всей видимости, нет.

Двойное подчинение Сибири – золотоордынской администрации и Батуидам

— Какие существовали здесь юрты во время Монгольской империи и какие государства образовались после распада Золотой Орды?

— Простой ответ сложился в историографии в течение последних 30 лет, и он говорит о том, что территория Западной Сибири была дана во владение одному из младших братьев Бату Шибану и затем превратилась в Улус Шибанидов, который функционировал с начала Монгольской империи, с 1240 года, вплоть до заката Золотой Орды. Затем на базе владений Шибанидов сформировались будущее шибанидское государство XV века.

Если давать сложный ответ, то надо понимать, что ситуация в Западной Сибири была непростая. Да, на Южной Урале (Челябинская область) мы видим именно владения Шибана и его потомков. Но письменные источники XIII-XIV веков позволяют нам говорить о том, что в разное время на территории Западной Сибири были и владения потомков Орду-Ичена (старшего из братьев, был старше Бату), и потомков Тука-Тимура (самого младшего из братьев). И мы видим, что в период хана Узбека та же Чинги-Тура вообще находилась под прямым управлением золотоордынских судей (официальных администраторов), а не потомков Джучи. Тем самым мы должны понимать, что, по всей видимости, ситуация в Западной Сибири была более сложная: на юге были владения потомков Шибана, Орду-Ичена и Тукай-Тимура. На севере, в Чинги-Туре, где был принципиальный контроль над пушниной, управляли золотоордынские администраторы, которых ставили золотоордынские ханы.

Епископ из Пешнёво

В 2014 году вышла в свет брошюра «Храмы Казанского района», изданная на основе архивных документов из фондов Казанского районного краеведческого музея, воспоминаний старожилов и данных, собранных краеведами.

В ее заключительной главке «Интересные факты» меня зацепило упоминаниеличностисвященника – точнее, одна определенная фраза о нем. В рассказе о бывшем священнослужителе Пешнёвской староверческой часовни было указано, что во время Западно-Сибирского крестьянского восстания в 1921 году он участия в расправе не принимал, но (цитирую) «приговор к расстрелу благословлял». Ого, это ж надо, какой «политический» батюшка, и перед глазами тут же возник воображаемый кадр из фильма о становлении советской власти: мракобес-церковник, тыча крестом и скрипя зубами, отправляет на смерть доблестных коммунаров.

В первом ряду в центре епископ Минусинский и Урянхайский Арсений, окормлявший когда-то пешнёвских староверов

Я не смогла оставить без внимания этого возмутившего меня поначалу персонажа и начала разыскивать какие-нибудь подробности, проливающиесвет на дела давно минувших дней. Как оказалось, бывший священник общины некогда почти сплошь двоеданского села Пешнёво (старообрядцыназывались двоеданами, потому что Пётр I повелел переписать «всех раскольников мужского и женского пола, где бы они ни проживали, и обложить их двойной податью» – данью) впоследствии стал видным иерархом старообрядческой церкви и был расстрелян в 1937 году.

Данные о нем есть в базе многих интернет-источников современной русской православной староверческой церкви, он попал даже в Википедию. Вот вкратце то, что я нашла об этом батюшке в сети.

Епископ Арсений(вмиру Антоний Романович Давыдов) родился в 1873 году в с. ГагарьевскомИшимского уезда Тобольской губернии. С 1901 по 1906 год служил рядовым в царской армии. Получил чин ефрейтора. С 1906 года в Шамарском Вознесенском  монастыре был его игуменом. В конце 1914 года призван в действующую армию (что интересно, он, служитель церкви, подавал прошение об освобождении от воинской службы, но оно не было удовлетворено). После Октябрьской революции, когда Шамарский монастырь был ликвидирован, инок Арсений служил в деревне ПешнёвоИшимского уезда (до 1923 года). В 1923 году отец Арсений (Давыдов) был хиротонисан во епископа Минусинского и Урянхайского.

В 1933-м был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации оперсектором ОГПУ Минусинска и сослан в Нарым на пять лет. Обвинялся в активном участии в Ишимском восстании 1920–1921 годов. В бумагах следственного дела было написано, что «…сам участия в расстрелах не принимал, а приговоренных к расстрелу перед расстрелом благословлял».

Вот оно, как было дело! Оказывается, священнослужитель вовсе не благословлял убийц на кровавое дело, а благословлял перед смертью их жертв, давая им последнее напутствие (возможно, даже с риском для собственной жизни, учитывая переменчивость настроений загнанных в угол и озлобленных крестьян-повстанцев). Так что в вину священнику поставили только то, что он исполнял свои прямые пастырские обязанности.

Как бы то ни было, нашему бывшему земляку зачли нахождение на охваченной восстанием территории (отягощающим обстоятельством был его священный сан) и осудили спустя 10 лет после этого. Есть свидетельства о том, что, когда он шел по этапу, у него изо рта шла кровь от изнеможения, а ведь прежде это был весьма сильный человек: по воспоминаниям односельчан, он копну сена поднимал зараз.

В 1937 году он был арестован во второй раз. При обыске у него изъяли кадило, дарохранительницу и крест. В числе немногих личных вещей у епископа Арсения отобрали две фотографии. Возможно, одна из них – та самая, которую вы видите на этой странице, пастырь запечатлен на ней с сельскими прихожанами – не пешнёвцы ли это?Расстрелян был их бывший священник3 октября 1937 года на 64-м году жизни. В старообрядческой церкви ныне он поминается как священномученик.

Хроника присоединения Сибири

Даты События Результат
1581−1585 Поход Ермака. Захват части Западной Сибири, начало колонизации Сибири.
1586−1587 Основание Тюмени и Тобольска. Начало строительства в Сибири укреплённых русских поселений.
1580−1590-е Походы и экспедиции русских воевод на земли близ рек Обь, Томь, Кеть, Таз. Утверждение русской власти в Западной Сибири.
1598 Битва в верховьях р. Обь и разгром войска хана Кучума воеводой А. Воейковым. Уничтожение Сибирского ханства.
1600−1620-е Походы на Енисей, Нижнюю Тунгуску, к р. Пясине, Лене, Ангаре, основание Красноярска (1628). Утверждение русской власти в Центральной Сибири.
1630−1700-е Походы в земли енисейских киргизов и бурятов, оборона Ачинска и других острогов от их набегов. Утверждение русской власти на юге Центральной Сибири.
1628−1640-е Походы на земли бассейна реки Лена, реки Яны, Колымы, экспедиция Семёна Дежнёва к Тихому океану. Присоединение Восточной Сибири.
1625−1660-е Походы к Байкалу и Забайкалью, столкновения с бурятами и тунгусами. Буряты, якуты и тунгусы стали русскими подданными.
1639−1640 Томские казаки под началом Ивана Москвитина вышли к Охотскому морю.
1649−1653 Амурские экспедиции Ерофея Павловича Хабарова. Присоединение Приамурья к России, основание Хабаровска.
1680−1720 Начало заселения юга Западной Сибири, борьба с ойратами. Юг Западной Сибири вошёл в состав России.
1689 Нерчинский договор с Китаем. Установление примерных границ и дипломатических отношений с Китаем.
1697−1699 Экспедиция Владимира Васильевича Атласова. Присоединение к России Камчатки.

Другие проекты декабристов

Тобольский дворянин Гавриил Батеньков еще до ссылки считал Сибирь заповедной землей, развитию которой мешает взяточничество и произвол местных властей. В ссылке он занимался проектированием и возведением жилых и производственных зданий. Ему удалось получить землю, на которой Батеньков построил для себя дом по передовой технологии (деревянный каркас с соломенными матами между ними).

Владимира Раевского выслали в иркутское село Олонках, где дворянин быстро женился на местной крестьянке-бурятке Евдокии. Он научил жену писать и читать, а она родила ему 8 детей. Старший сын Раевского в будущем стал полковником казачьих войск. Первым предприятием ссыльного декабриста стала перевозка вина от винокуренного завода до места его хранения и сбыта. На вырученные средства Раевский купил мельницу, дом в Иркутске, а на участке в селе Олонках выращивал нетипичные для Сибири дыни, арбузы, помидоры. Помимо этого он сеял хлеб, продавал и обрабатывал зерно, а также нанимал людей для работы на приисках.

Декабрист Якубович кредитовал иркутских промышленников, а позже занял пост главного винокура на местной Александровской фабрике.

«Среди серьезных историков эту версию Гумилева уже никто не обсуждает»

— То есть не было протогосударств или племен со своими зачатками государственности?

— Проблема заключается в том, что львиная доля источников, которая у нас имеется до начала XIII века, в больше степени археологические. То есть это раскопанные городища, небольшой процент раскопанных погребальных памятников. И на данных археологии делать далеко идущие выводы даже о протогосударственных структурах ни в коем случае нельзя. А письменных источников о Западной Сибири до начала XIII века у нас почти нет. Да, мы понимаем, что явно были какие-то политические структуры, потому что археологи фиксируют, как правило, наличие хорошо укрепленного городища, вокруг которого фиксируются 3-7 поселений в радиусе 20 км. Тем самым мы видим своеобразное гнездо политической власти. В этом городище сидел представитель местной социальной элиты, а в каком статусе он был, мы не понимаем. Иногда в центре городищ были дома, более крупные чем в селищах, что говорит о том, что на уровне жилой архитектуры элита явно отличалась от иных слоев.

Мы лишь можем констатировать: да, было нечто вроде вождеств (племенных структур), но выходили ли они на уровень протогосударственных, я сомневаюсь.

— Я так понимаю, какие-то города все равно существовали?

— Что такое города? Если мы городами считаем центры политической и административной власти, ремесла, торговли и военного дела, то в этом смысле городов в Западной Сибири не было, кроме как на Ишиме и Иртыше, где существовали города, связанные с Кимакским каганатом. Те же самые городища – просто укрепленные центры, где львиная доля населения продолжала заниматься скотоводством. Это население мало отличалось от населения, которое жило в неукрепленных поселках. Назвать их городами в полном смысле этого слова нельзя ни в коем случае. Это укрепленные центры, к которым археологи используют понятие «городище».

Здесь любители Льва Гумилева могут вспомнить, что Лев Николаевич еще для конца раннего железного века выделял некое великое северное государство, которое якобы контактировало с хуннами, с Китаем. Эта версия Льва Николаевича, которую он популяризировал в своих книгах, оказала довольно большие влияние на некоторых исследователей 1990-х годов. Но в последние 20 лет все осознали, что реально доказать, что это государство, упомянутое в китайских источниках, находилось в Западной Сибири, мы не можем. И среди серьезных историков эту версию Гумилева уже никто не обсуждает. Она имеет косвенную привязку к Западной Сибири и еще более косвенную привязку к т.н. саргатской культуре раннего железного века.

Данные археологии позволяют говорить о культурных, экономических, политических связях, о некоем уровне социальной стратификации. Но они никогда не позволят нам реконструировать именно политические государственные структуры. Археологические данные нам этого сделать не дают. А надежды, что мы найдем какие-то письменные источники о Западной Сибири XI-XII века сейчас уже нет.

Сибирь – новая Америка

Сибирь стала для ссыльных новым полем деятельности с огромным количеством возможностей и перспектив. В совместной переписке они часто сравнивали эту территорию с Североамериканским континентом и считали, что при грамотном управлении она может повторить судьбу США.

Так декабрист Иван Пущин писал директору лицея Царского села Энгельгарду: «Сибирь, могла бы отделиться от метрополии (России) и ни в чем не нуждаться – богата дарами царства природы». Один из идеологов восстания Никита Муравьев считал, что Сибирь должна быть устроена по примеру Американских штатов, каждый из которых имеет определенную независимость.

Единственной закрытой для декабристов сферой деловой деятельности оказалась добыча золота. Правительство не выдавало ссыльным свидетельства и не разрешало удаляться от места ссылки даже на несколько километров. Если бы ссыльные дворяне, имевшие при себе большие суммы денег, получили разрешение на участие в золотодобыче, дававшей огромную прибыль, то судьба Сибири могла бы сложиться по-иному.

В своих записках Николая Басаргин отметил: «Чем дальше мы подвигались в Сибири, тем более она выигрывала в глазах моих. Простой народ казался мне гораздо свободнее, смышлёнее, даже и образованнее наших русских крестьян, и в особенности помещичьих. Он более понимал достоинство человека, более дорожил правами своими. Впоследствии мне не раз случалось слышать от тех, которые посещали Соединенные Штаты и жили там, что сибиряки имеют много сходства с американцами в своих нравах, привычках и даже образе жизни».

Акценты для читателя

Старообря́дчество, или староверие – совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 17 веке патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем церковную реформу. Богослужебная реформа вызвала раскол в русской церкви. Людей, выступивших против реформы, стали называть «раскольниками» и жестоко преследовать. Поэтому староверы селились в глухих и окраинных местах страны, к которым когда-то относилась Тобольская губерния. Впрочем, и сами они ни государство, ни официальную церковь особо не жаловали. Никон за свои деяния получил у них прозвище «антихрист». Тех, кто отступил от дедовских традиций, стали звать «мирскими». В XX веке позиция Московской патриархии (РПЦ) по старообрядческому вопросу значительно смягчилась.

Золотая медаль Брюссельской выставки

«В поте лица добывай хлеб свой», гласит библейская заповедь, ей старообрядцы следовали неукоснительно. Необжитые земли, на которые селились трудолюбивые переселенцы, спустя некоторые время превращались в образцовые населенные пункты.

Трудолюбие обеспечивало и достаток, поэтому помимо подсобного хозяйства двоедане занимались ремеслом. Среди них были хорошие гончары, бондари, сапожники, пимокаты. А самотканые половики и ковры из крашеной шерсти с яркими цветами на черном фоне, до сих пор можно встретить не только в музее, но и в некоторых домах Упоровского района.

А началось все с того, что молоко ингалинское в начале XVIII века на Брюссельской выставке завоевало золотую медаль. А еще переселенцы были хорошими земледельцами, выращивали коноплю, лен, овес, гречиху, пшеницу. Мололи зерно на водяных и ветряных мельницах, таких в каждом поселении было несколько.

Итоги и последствия присоединения Сибири

В результате подвига русских первопроходцев и картографов, военных и дипломатических усилий, движения промышленных людей и крестьян Московское царство узнало, присоединило и начало освоение колоссальных пространств за Уралом — более 13 млн кв. км (сегодня это — около 77% территории страны). Сибирь и Дальний Восток стали неотъемлемой частью России и неиссякаемым источником её богатства: пушнина, соль, медь, селитра, золото и серебро, драгоценные камни, древесина, уголь, нефть, газ, уран, редкие металлы — никель, платина, свинец, кобальт… Михаил Ломоносов, который говорил, что «российское могущество прирастать будет Сибирью», был на сто процентов прав. Российская империя и Советский Союз черпали из Сибири ресурсы, которые позволяли компенсировать несовершенство политической системы государства и качество его экономики. Достаточно вспомнить недавнее прошлое. Сибирские запасы металлов, угля, нефти и газа, востребованные заграничными покупателями, спасли от краха плановую экономику СССР в 1970-е годы; они и теперь обеспечивают Россию энергией и промышленным сырьём, а в течение трёх постсоветских десятилетий обеспечивали её экономику доходами, позволявшими насыщать рынок импортными товарами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: