Черемошники

Черемошники

Промышленные и транспортные предприятия в истории территории

Действующие

  • ж.д. станция «Томск—Товарная»
  • Мясокомбинат САГ (ул. Нижне-Луговая, 16)
  • «Томский химфармзавод», пр. Ленина, 211 (он же «ул. Профсоюзная, 31» и «ул. Р. Люксембург, 89»)
  • ликёро-водочный завод АО «Сибирь», пр-во водки «Деревенская»; адрес: ул. Профсоюзная, 2/12 (территория бывшего комбината ЛПК, главный проезд от ул. Профсоюзной/Блок-Пост в 450 метров в северную сторону)

… (список не полный)

Исторические

  • Томская карандашная фабрика (ликвидирована с января 2020 года, адрес был «ул. Войкова, 75»)
  • Томский завод резиновой обуви (ликвидирован с начала 2010-х гг., угол пр. Ленина и ул. Бердской: ул. Бердская, 16 или ранее адрес был пр. Ленина, 217)
  • Томскмясо («Томский мясокомбинат»), ныне поглощено компанией «САГ», основной адрес был «посёлок Мясокомбинат, дом 87» или, более известный, «ул. Нижне-Луговая, 16»
  • Производственное объединение «ТомскМясоАгроПром» (ликвидировано с 1994 года, адрес был «ул. Нижне-Луговая, 4»)
  • предприятие заготовки и первичной переработки «ТомскЦветМет» (ликвидировано в 2000-х гг., адрес был «ул. Мостовая, 32»)
  • Завод ЖБИ-1 в составе объединения «СоюзТомскМелиорация» (завод ликвидирован в 1990-х, снесён в состояние пустыря в 2000-х гг., адрес был «ул. Мостовая, 34»)
  • предприятие «СоюзМелиоСтройТранс» в составе объединения «СоюзТомскМелиорация» (ликвидировано в 1990-х гг., адрес был «ул. Мостовая, 7»)
  • предприятие ПМК-14 объединения «СоюзТомскМелиорация» (ликвидировано в 1990-х гг., адрес был «ул. Мостовая, 27»)
  • УПТК СТМ — Управление производственно-технической комплектации объединения «СоюзТомскМелиорация»: первая площадка (ликвидировано в 1990-х гг., адрес был «ул. Мостовая, 7»)
  • УПТК ПГО «ТомскНефтеГазГеология» — Управление производственно-технического обеспечения и комплектации (ликвидировано в 1990-х гг., адрес был «ул. Причальная, 8»)
  • складское предприятие «Торгово-закупочная база УРС ТомскЛесУРС» (ликвидировано в 1990-х гг., адрес был «ул. Нижне-Луговая, 89-А»)
  • Хлебобулочный комбинат
  • Томский шпалопропиточный завод (ликвидирован с 2013, ныне застроен микрорайоном «Радонежский»; исторический адрес: «ул. Трудовая, 20»)
  • На Черемошниках в структуре ж.д. станции «Томск—Товарная» существовала лесопристань на Томи, до неё доходила ветка железной дороги, которая в 1930-е — 1950-е гг. зимой по льду реки соединялась сезонным рельсовым путём в Нижним Складом и началом сети тимирязевских узкоколейных леспромхозовских железных дорог (лагерные лесоповальные пункты Сиблага в сторону 86-го квартала)

… (список не полный)

География

Черемошники расположены в низменности между реками Томь и Малая Киргизка и Каштачной горой. Однозначно можно определить лишь западную границу района, коей является река Томь, в отношении же остального протяжения границы Черемошников по-прежнему актуальной является выдержка из одного из спорных дел Томской городской думы, датированного 1909 годом:

В контексте вышесказанного, Черемошники на юге территориально «конфликтуют» с историческими районами Томска: Заозерье и Пески, на востоке — с Каштаком и Радужным, на северо-востоке — с посёлками: Северо-Каштачный, Усть-Киргизка и Свечной, а на севере — с промышленной зоной в районе улиц Мостовой и Причальной.

Наименование

Первоначально (до начала XX века) пространство к западу от обрыва Каштачной горы до уходящей в северную пригородную гужевую дорогу в сторону Петропавловской волости улицы Миллионной (ныне это северная треть проспекта Ленина) в северном же створе улицы Большой Подгорной, являлось заболоченной территорией, основательно заросшей ягодными кустами , по разговорно-сибирски называемом — черёмушником или черемо́шником. Оба слова отличались ударением при их произношении, но в томском быту второй вариант постепенно стал основным и единственным. Заболоченность являлась следствием того, что эта низина сформировалась как поймы реки Томи и при весенних разливах она часто затапливалась. Только в конце XX века системами противопаводковых дамб на правом (восточном) берегу Томи и поднятием грунта вдоль ручьёв и речушек здесь удалось остановить ежегодные паводки. Тем не менее сочащиеся из Каштачной горы родники подпитывают болото (один из источников воды для Зыряновского озера) у перекрёстка улицы Б.Подгорной и Парабельского переулка.

Появляющиеся здесь со второй половины XIX века небольшие бедняцкие посёлки для стали называть черемо́шенскими и при индустриализации в городе с 1930-х годов всё пространство от Каштака до Томи стали именовать Черемо́шниками.

В самом начале XX века на правом берегу Томи была построена ж.д. станция «Томскъ-Черѣмошники» в месте, ныне определяемом как граница между современными промтерриторией «ЛПК» и промтерриторией «Речной порт»: на 89 км «Томской ж.д. ветви» после станции «городЪ ТомскЪ». Вокзал и сама станция ныне не сохранились, ж.д. ветви к Речпорту в конце XX и начале XXI вв. многократно подвергались перестройкам.

Северо-западное пространство города осталось с наименованием «Черемо́шники». Так в Томске сосуществуют и Черемошники, и Черёмушки.

Это обстоятельство часто весьма забавляет и удивляет гостей из столицы, привыкших к своей унификации понятий. Но теперь данное обстоятельство стало особенностью именно Томска.

Перспективы развития

В перспективном генеральном плане Томска развитию Черемошников придаётся большое значение, здесь на месте сносимых комбинатов и производственных комплексов должны появиться высотные жилые микрорайоны и торгово-развлекательные центры.

23 мая 2023 года и.о. мэра города Томска Михаил Ратнер заявил о начале реализации программы комплексного развития территорий (КРТ) с реновацией (см. ) зданий советского массового жилстроя постройки 1930-х…1950-х гг. Для этого предполагается создать особые экономические условия для инвесторов, что «зайдут» на площадки КТР. М. Ратнер заявил: «… готовы предоставить под КРТ несколько участков на Черемошниках, — это Урожайный, Целинный, Первомайская. Думаю, программа станет настоящим прорывом, и мы, наконец, начнем избавляться от двухэтажных деревянных и шлакоблочных бараков, построенных в 1950-е — 1960-е годы ».

Реки, озёра, пруды, другие природные водные объекты

  • река Томь — западная граница Черемошников
  • речка Малая Киргизка (северо-восточная и, частично, северная граница Черемошников)
  • озеро Анжетан (между улицами Нижне-Луговой, Трудовой и пер. Тупиковым)
  • озеро Ереневское (между улиц Пролетарской и Большой Подгорной)
  • озеро Зыряновское (между улиц Бердской и Большой Подгорной)
  • озеро Керепеть-Восточное (между улиц Строевой и 5-й Армии, с юга от «Парка Геннадия Ворошилова»)
  • озеро Керепеть, основное (между пр. Ленина и Трудовой)
  • озеро Усть-Керепеть, Керепеть-Западное (в пространстве между двумя ветвями улицы Усть-Керепеть, пр. Ленина в востока и рекой Томью с запада)
  • озеро Цымлянское (у стыка улиц Пролетарской и Героев-Чубаровцев)

Примечание: Подкаштачное болото и все вышеуказанные озёра составляли ранее единый комплекс, водную систему в форме речки с застойным течением, уходящей в реку Томь. Более чем вероятно, что окло 6—10 веков назад эти озёра и озеро Сухое составляли русло реки Томи, затем стали её .

  • около 55 крупных, средних и малых (лужеподобных) ныне безымянных озёр на северной части Черемошников, на территории до поймы речки Малой Киргизки, которые оказались на закрытой с 1930-х годов промтерритории Томского леспромышленного комбината, Томского речпорта, малых вспомогательных промпредприятий.
  • Подкаштачное болото — сильно заболоченная, но не озёрная территория восточнее перекрёстка улицы Большой Подгорной и переулка Парабельского: разлив ручейков и родников из косогора Каштачной горы, ранее протекавших в сторону озера Зыряновского.


Вид на переулок Зырянский и окрестности с Каштачной горы. Фото: Павел Андрющенко

Современность и перспективы

в 2000-х—2010-х годах в трёх бывших корпусах завода резиновой обуви открылся крупный торгово-развлекательный комплекс «Мегаполис», в состав которого входит многозальный кинотеатр «Кинополис».

В 2010-х годах закрыт шпалопропиточный завод. В 2015 году его территория выкуплена «Томской домостроительной компанией», которая после сноса заводских строений и рекультивации территории начала здесь возведение микрорайона, который, по планам застройщика, будет состоять из жилых домов высотой в 17 и 25 этажей на 5 тысяч квартир и ~8,5 тысяч жителей и объектов соцкультбыта. Микрорайон получил название «Радонежский», по расположенному рядом храму Сергия Радонежского.

Существует проект развития Черемошников, предусматривающий снос старых деревянных домов и замены их новостройками, который постепенно воплощается в жизнь, однако затрудняется сложностью процедуры расселения жильцов сносимых домов и необходимостью прокладки коммуникаций к возводимым объектам.

История

Конец XIX — начало XX века

В момент появления первых построек, на рубеже XIX—XX веков, здесь были заросли черёмухи, одним словом — черемошники, отсюда и название местности.

Первые пароходы на Томи доходили устья Ушайки только весной. В остальное время пассажиров высаживали «у Черемошинской пристани» (в районе нынешнего причала «Томлесдрева»). Именно здесь первоначально заканчивалась Томская железнодорожная ветвь. Для вывоза продукции, а также для перевалки грузов с железной дороги на реку здесь была обустроена железнодорожная станция, рядом с которой вырос небольшой посёлок, который так и называли — «Станция Черемошники».

В начале XX века в южной части района возникло несколько промышленных предприятий в числе которых: мельницы Фуксмана и Кухтерина, фабрика по производству карандашной дощечки и городская скотобойня.

Советский период

В советское время здесь начали возводить Лесоперевалочный комбинат — ЛПК. К 1950-м годам его строители образовали шесть жилых посёлков, называемых: «1-й посёлок ЛПК», «2-й посёлок ЛПК» и т. д. Вскоре в их названиях, вместо аббревиатуры «ЛПК», стали использовать слово «Черемошники», что было параллельным названием посёлков.

Район оставался традиционно промышленным. Здесь заработали заводы: химикофармацевтический, дрожжевой, шпалопропиточный, измерительной аппаратуры, хладокомбинат, мебельно-швейная фабрика и другие предприятия. В 1970-е годы сюда перенесён Томский завод резиновой обуви.

Рядом с заводами, здесь, в 30-х — 50-х годах XX века, массово возводятся так называемые «нахаловки» — жилые территории самовольной постройки. Большая Подгорная и прилегающие к ней улицы застраивались упорядоченно, силами участков ЛПК, из своего материала, поэтому большая часть домов здесь из дерева, с минимальным благоустройством, даже в 4—8-квартирных двухэтажных бараках.

В 1974—1980 годах построен и введён в строй завод ДСП (сейчас — общество с ограниченной ответственностью «Томлесдрев») во 2-м посёлке ЛПК — единственном из посёлков ЛПК сохранившим к тому времени своё первоначальное адресное название, так как решением томского горисполкома от 7 декабря 1954 года в Третьем и Шестом посёлках ЛПК, соединившихся за счёт плановых и неплановых построек, выделены улицы, а 5-й посёлок ЛПК, расположенный на берегах водоёма Керепеть — старицы Томи, официально преобразован в улицу Усть-Керепеть, хотя по сути остался посёлком. Этим же решением горисполкома 4-й посёлок ЛПК влит в состав Второго. 1-й посёлок ЛПК был снесён при строительстве нового грузового речпорта в 1965—1974 годах.

Транспортно-уличная сеть

Главные транспортные магистрали — проспект Ленина, ул. Большая Подгорная, ул. Дальне-Ключевская и ул. Профсоюзная.

Площади:

  • Парк имени Героя Советского Союза Г.Н. Ворошилова — сквер по ул. 5-й Армии у футбольного стадиона «Восход» и школы № 27.
  • (неофициальн., фактическая) Дальне-Ключевская (Дальне-Ключевской бульвар, западная оконечность улицы Дальне-Ключевской, примыкающая к пр. Ленина)
  • (неофициальн., фактическая) Мясокомбинат (западная оконечность улицы Нижне-Луговой, примыкающая ныне к офису и предприятию САГ)
  • (неофициальн., фактическая) Мегаполис — пространство среди торговых комплексов ТЦ «Мегаполис» у пр. Ленина, 217.
  • (неофициальн., фактическая) ЛПК — транспортное (троллейбусное) кольцо, к которому примыкают пр. Ленина, ул. 5-й Армии и ул. Профсоюзная.

Проспекты:

проспект Ленина на пространстве от домов №№ 166 и 193 до конца (дома №№ 262 (264?) и 287).

Тракты: нет

Улицы: (в алфавитном порядке)

1-я Мостовая, 5-й Армии, Ангарская, Балагурная, Баргузинская, Батистовая, Бердская, Береговая, Блок-Пост, Большая Каштачная, Большая Подгорная (северная часть), Водяная (северная часть), Войкова (северная часть), Героев-Чубаровцев, Грибоедова, Емельяна Пугачёва, Жигулёвская, Игарская, Ижевская, Катунская, Каховская, Кедровая, Кемеровская, Краснодонская, Крепёжная, Крымская, Кубанская, Ленская, Набережная Озера (северная часть), Мостовая, Невская, Нижне-Луговая, Новороссийская, Обская, Омская, Оренбургская, Первомайская, Польская, Правобережная, Причальная, Пролетарская, Пропиточная, Профсоюзная, Раздольная, Розы Люксембург (северная часть), Севастопольская, Северо-Каштачная, Строевая, Сухумская, Трудовая, Урицкого, Усть-Керепеть, 1-я Усть-Киргизка, 2-я Усть-Киргизка, 3-я Усть-Киргизка, 4-я Усть-Киргизка, 5-я Усть-Киргизка, 6-я Усть-Киргизка, Учительская, Ферганская, Чапаева, Чепалова, Шпальная, Ялтинская

Переулки: пер. 1-й Водяной, пер. 2-й Водяной, пер. 1-й Мостовой, пер. 1-й Северо-Каштачный, пер. 2-й Северо-Каштачный, пер. Анжерский, пер. Барабинский, пер. Баранчуковский, пер. Березовский, пер. Брусничный, пер. Дербышевский, пер. Днепровский, пер. Добролюбова, пер. Донской, пер. Заварзинский, пер. Зелёный, пер. Зырянский, пер. Керепетский, пер. Китайский, пер. Корейский, пер. Кузнецкий, пер. Мельничный, пер. Механический, пер. Мостовой, пер. Моховой, пер. Некрасова, пер. Ново-Станционный, пер. Омский, пер. Парабельский, пер. Первомайский, пер. Перевалочный, пер. Пойменный, пер. Просторный, пер. Радищева, пер. Речной, пер. Ростовский, пер. Румынский, пер. Рылеева, пер. Светлый (западная часть), пер. Складской, пер. Строительный, пер. Тихий, пер. Тупиковый, пер. Туристский, пер. Чаинский, пер. Черемошенский, пер. Чернышевского, пер. Чехова, пер. Урожайный, пер. Успенского, пер. Флотский, пер. Шегарский, пер. Целинный, пер. Ярский

Посёлки внутригородские, наименования:

  • посёлок ЛПК 1-й
  • посёлок ЛПК 2-й
  • Мясокомбинат

Проезды: (не по-факту, а по наименованию: часто в Томске они давно уже проездами не являются)

Жигулёвский проезд

Тупики:
(не по-факту, а по наименованию)

  • Тихий тупик
  • Усть-Киргизский тупик 1-й
  • Усть-Киргизский тупик 2-й

Жилмассивы:

  • мкр «На Войкова» (по ул. Войкова и ул. Пролетарской)
  • мкр «Радужный» (по восточной части пер. Урожайного)
  • мкр «Радонежский» (по ул. Береговой)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: