Пещера Майская
Пещера Майская
находится рядом с Колокольной. В пещеру ведут два входа, расположенные друг от друга в 15 м. и соединяющиеся в один коридор через 6 м. Основной вход в пещеру имеет неправильную форму и размеры 5 X 1,2 м. и расположен на высоте 18 м. над уровнем реки. Вход ориентирован на северо-запад. Угол падения пластов 20o, а азимут простирания 120o.
От входа на северо-запад ведет широкий, но низкий, 100 метровый коридор высотой 1 — 1,5 м., пол которого покрыт небольшими плитами и камнями. В 15 м. от входа небольшой гротик с размерами 6 X 5 X 1,5 м. В 55 м. от входа коридор немного сужается, а направо начинается низкий и узкий 60 м. лаз. Пройдя 25 м. по этому ходу, можно попасть в очень красивый «молочный зал». Стены и потолок этого зала покрыты монмильхом, в некоторых местах очень свежим. На полу щебень. Вправо идет ход в основной коридор, а влево этот лаз продолжается и соединяется с основным коридором в 95 м. от входа. В 70 м. от входа есть гротик с размерами 10 X 6 X 2 м. В конце этого гротика имеются сталактиты, сталагмиты и сталагнаты.
В 100 м. от входа в коридор сужается и поварачивает на север и выводит в большой круглый зал, диаметром 22 м. и высотой до 8 м., украшенный сталактитами и сталагмитами. Многие из них, к сожалению, сломаны. При входе в этот зал небольшие гуры, заполненные водой. В конце зала большая глыбовая осыпь. Угол ее наклона около 30o. Имеются натеки, сталагмиты. Пещера заканчивается тупиком, направленным из зала на северо-запад, с размерами 12 X 4 X 1 м. Вправо, в конце тупика, идет непроходимая щель. На полу камни, встречаются натеки. Пещера в основном горизонтальна по всей длине.
- Общая глубина пещеры — 7,4 м.
- Средняя ширина ходов — 3,5 м.
- Общая длина ходов — 378 м.
История открытия и исследования
Когда в Испании в пещере Альтамира археолог-любитель Марселино де Саутуола обнаружил наскальные рисунки эпохи палеолита, его обвинили в фальсификации. Ученые не могли поверить, что человек каменного века так талантливо рисовал, ведь до этого считали – искусство зародилось только в Древнем Египте. И вдруг неожиданная находка Марселино, которая доказывает, что на земле за много лет до появления пирамид уже были талантливые художники. Однако скептикам пришлось взять свои слова обратно. В разных уголках земного шара обнаружили другие пещеры с похожей наскальной живописью. В России таких мест всего три. Два в Челябинской области – Игнатьевская и Колокольная пещеры рядом с деревней Серпиевка. Третье в Башкирии – Капова пещера.
Удивительно, что открыл ее вовсе не археолог, а зоолог. Дело было в далеком 1959 году. Александр Рюмин спустился под землю для изучения летучих мышей. Изумлению исследователя не было предела, когда на стенах пещеры он увидел впечатляющие работы неизвестных художников древности. Тут были и лошади, и носороги, и даже мамонты. Как потом удалось выяснить, возраст этих изображений – более 14 тысяч лет.
Открытие зоолога стало громким событием в научном мире. До этого момента ученые полагали, что наскальные рисунки каменного века есть только в Западной Европе.
Пещера Колокольная
26 Октябрь 2012
admin
С конца 18 века особым укладом живут в старообрядческой деревне Серпиевке потомки первых поселенцев. Это на Южном Урале, в Катав-Ивановском районе.
Местные жители по привычке настороженно встречают чужаков и хранят воспоминания о тех временах, когда службы проводили вдали от любопытных глаз в одной из многочисленных здесь пещер — Колокольной. Вход в пещеру и правда похож на колокол. Подземные службы проходили вплоть до 30-х годов 20 века. Естественное укрытие помогало местным жителям сохранять тайну чтобы избежать репрессий которых во все времена против старообрядцев было много. Местные жители изобрели целую систему условных сигналов. На входе в пещеру был замаскирован специальный шнур.
Он соединялся с колоколом в одном из дальних залов. Посвящены в эту тайну были только староверы. Входя в пещеру, они звонили в колокол. Если же раздавались шаги, но колокол при этом молчал, значит пришел чужой и надо срочно прятаться.
Длина пещеры Колокольная 190 метров. Помимо основного хода здесь есть несколько ответвлений и потайные, скрытые от случайных людей лазы. Специально экспериментов никто не проводил, но старожилы утверждают, что человек пятьдесят вполне могли попрятаться по закоулочкам и остаться здесь незамеченными. Один из небольших залов пещеры называют кельей. Вымытые в скальной породе водой, а затем обработанные руками человека стоят здесь скамья и диванчик. В этой комнате жили, скрываясь от царских властей. Однако, староверы были далеко не первыми людьми, оценившими простор Колокольной пещеры. Смывая копоть и сажу, оставленные факелами, ученые обнаружили на камнях рисунки, выполненные красной охрой. Радиоуглеродным способом определили, что возраст этих рисунков 14,5 тысяч лет. Здесь шла подготовка к обряду инициации. Мальчики должны были пройти испытания на смелость и мужество и доказать, что достойны носить звание мужчины. Это было важным этапом в жизни каждого представителя племени.
При этом входя в пещеру, мальчики не могли пользоваться факелом или лучиной, а оставаться в полной темноте. Они передвигались, находя на ощупь видимо какие-то знаки, поставленные для них. Каждый мальчик должен был вынести какой-то камень со знаком, как доказательство своего мужества и показать вождю.
Обнаружены в Колокольной древние руны.
Пещера Колокольная считается одной из самых красивых на Южном Урале. Сквозь толщу земли сюда проникает вода, обогащенная минералами, струится по стенам и образует удивительные по красоте рисунки, причудливые линии, изящные изгибы. Это природное явление специалисты называют кальцитовыми реками. Люди с богатым воображением смогут увидеть в пещере пантеру. Она словно замерла, прислушиваясь к происходящему. А зайдешь с другой стороны и пантера превратится в кобру. Есть еще носорог и стражники и голова быка. Это все кальцитовый образования.
Ну, разумеется должна быть и легенда. Если вы приходите сюда и у вас есть какое-то заветное желание, то нужно проползти под быком метров 8 наверное и это желание сбудется! Местные говорят, что много людей приезжают сюда повторно со следующим желанием. По предположению в древности пещера использовалась для проведения оздоровительных обрядов. Здесь и сейчас очень хорошая энергетика. За этот уют и мягкость Колокольную часто называют женской пещерой. Сюда еще приезжают бездетные семьи, получают видимо заряд энергии и обзаводятся ребенком. Таких семей уже несколько. Может и правда дело в намоленной энергетике?
Особенности
Игнатьевская пещера достаточно удобна для посещений туристами. Этому способствует доступное месторасположение и благоприятный микроклимат внутри нее – небольшая влажность, постоянная температура на уровне +5°С, слегка ощутимые потоки свежего воздуха. В больших количествах здесь присутствуют сталактиты, сталагмиты, кальцитовые образования, даже пещерный жемчуг. Общая протяженность всех пещерных ходов – 545 м. Они поделены на 4 участка: Входной грот, длинный Основной коридор и два зала – Большой и Дальний.
Вход в пещеру расположен на 10 м. выше уровня реки и представляет собой большую арку 12-метровой высоты и ширины, к которой ведет лестница. Самый роскошный – Большой зал, потолки в нем достигают высоты 8 м. Но, чтобы добраться к нему, придется идти по Основному коридору, пригнувшись, а иногда даже и на корточках. Дальний зал находится на «втором этаже» – на высоте 4,5 м над полом пещеры, в него можно попасть, преодолев узкий лаз. Здесь находится так называемая келья Игнатия и почитаемый образ Божьей матери. Из кельи есть еще один выход – в виде округлого отверстия в стене на уровне 2,5 м. надо полом.
Наскальные рисунки расположены в Большом и Дальнем залах – на стенах, сводах, в глубоких нишах подземной полости. Видны они не очень хорошо, только в Дальнем гроте защитная кальцитовая пленка помогла сохранить яркие краски изображений. Есть мнение, что рисунки в Большом зале отображают магию охоты, а в Дальнем – магию плодородия. Вероятно, это связано с обрядами, проводимыми в пещере.
Магия наскальных рисунков
В исследованиях пещерной живописи возраст рисунков вызывает некоторые трудности. Ветхость изображений усложняет процесс раскрытия всех тайн наскального искусства. К сожалению, никто не может достоверно сказать, для чего первобытный человек создавал изображения в пещерах.
Существует множество теорий об истинном значении древней живописи, однако однозначных суждений все еще нет. Наука не может дать ответ на вопрос “Что означают эти рисунки?”. Поэтому археологи и исследователи истории находятся в постоянном поиске истинного смысла первобытного искусства.
Создание рисунков первобытными людьми
Исследователь из Африки Джеймс Дэвид Льюис-Уильямс проанализировал жизнь племен охотников и собирателей нашего времени и составил свое мнение на счет искусства первобытных людей. Он считает, что пещерная живопись является звеном в цепочке ритуалов, которые относились к определенному верованию.
Шаманы рисовали эпизоды из жизни сородичей и, возможно, пытались таким образом связаться с некими высшими силами. На таких обрядах строилась вера первобытных людей в собственное благополучие и безопасность каждого члена родовой общины.
Наскальная живопись
Антрополог из Канады Женевьева фон Петцингер выдвинул предположение, что наскальные рисунки отражают некую систему хранения информации, которую использовал род Homo Sapiens.
Возможно, так первобытные люди хотели запечатлеть главные знания о мире для будущих поколений. Обряды племени, правила ведения охоты, обращения с орудиями — все это древние люди хотели сохранить на века.
{"questions":,"explanations":,"answer":}}}]}
Есть еще одно интересное предположение о наскальной живописи эпохи палеолита. Ученые из Британии считают, что реалистичные картины могли представлять собой особые карты расположения звезд на ночном небе. Таким образом, очевидные на первый взгляд сцены охоты являются схемой созвездий.
Рисунки и созвездия
{"questions":}}}]}
Как добраться?
От Уфы выезжаем на Челябинскую трассу, мимо города Сим, до развилки на Кропачева. Сворачиваем направо по указателю Серпиевка и едем до деревни. Проезжаем ее, и прямо за «древними» развалинами фермы, которые веселые туристы окрестили местным «Стоунхенджем», будет съезд с дороги к сосновому бору. Оставляем машины и углубляемся в лес. Через 200–300 метров будет скальный обрыв и несколько оборудованных беседок и кострищ. Вы на месте.
Сразу после Малого Серпиевского грота начинается пещера Колокольная. Их входы разделяет небольшая стенка, возможно они когда-нибудь соединятся или, наоборот, были когда-то соединены.
Вход в Колокольную высокий, да и потом идет высокий коридор. Можно пройти практически всю пещеру ни разу не наклонившись. Друзья пошли по основной галерее, а мы с сыном пошли по узкому округлому лазу, почти все время надо было ползти. В итоге мы с ними встретились в большом зале.
В этом зале много небольших сталактитов и сталагмитов, видимо, большие уже обломали, да и следы видны. Из этого зала есть пара узких лазов, заканчивающиеся тупиками.
Колокольная пещера, так же как и Майская, имеет один основной коридор, заблудиться в ней просто нереально. Так же, как и , в этой пещере почти все стены коридоров и лазов гладкие, как будто отшлифованы постоянными посетителями.
Ещё в ней есть наскальные рисунки, которые мы, к сожалению, не нашли. Видимо, из-за того, что почти все в ней закопченное от факелов. Зато много современных надписей, начиная от 50-х годов прошлого века, заканчивая этим годом. И так по всему Серпиевскому пещерному граду, а не только в Колокольной.
Возможно, будет полезно почитать:
- Церковь троицы живоначальной в никитниках ;
- Израиль начал строить «умную стену» на границе с Палестиной Стена на границе израиля и палестины ;
- Почему летом дорожают жд билеты ;
- Географическое положение, границы сахалинской области ;
- Скандал в Париже: грабители напали на главу делегации Рособоронэкспорта Нападение на сотрудника рособоронэкспорта в париже ;
- Фашистская хорватия и геноцид сербов в годы второй мировой войны Когда образовалась сербия ;
- Где находится Арктика, Антарктика и Антарктида: основные отличия и интересные факты Антарктида кому принадлежит территория ;
- История мостов всех времен Каком году был построен первый мост ;
Ссылки [ править ]
- ^ «Болгарское наскальное искусство: наскальные рисунки Магура» . Интернет-бюллетень по наскальному искусству TRACCE . 19 ноября 2014 . Проверено 21 ноя 2014 .
- ^ «Пещера Магура с рисунками из бронзового века» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 16 мая 2013 года .
- ^ Kassabova, Kapka (2008). Болгария . Новая Голландия. п. 115. ISBN 978-1-84537-564-5.
- ^ Магура . UnicArt Болгария. 2014. с. 1.
- ^ Stoev, Алексей; Маглова, Пенка (2014), «Астрономия в болгарском неолите», в Ruggles, Clive LN (ed.), The Handbook of Archaeoastronomy and Ethnoastronomy , New York: Springer, pp. 1377–1384, ISBN 978-1-4614-6140-1
- ^ Bahn, Пол Г. (1998). Кембриджская иллюстрированная история доисторического искусства (1-е изд.). Кембридж: Cambridge Univ. Нажмите. С. 108–109 . ISBN 0521454735.
- ^ Arca, Андреа (19 ноября 2014). «Болгарское наскальное искусство: наскальные рисунки Магура» . Интернет-бюллетень по наскальному искусству TRACCE . Проверено 21 ноя 2014 .
- ^ «Отрывок из моего исследования наскальных рисунков Магура — Происхождение силы» . kikowsky_eng. 1 ноября 2011 . Проверено 16 сентября 2016 года .
- ^ «Впервые выставлены наскальные рисунки Болгарии Магура» . Novinite.com . 18 марта 2009 . Проверено 17 мая 2013 года .
И напоследок
Есть в подземном путешествии своя прелесть. Вы получаете удовольствие от приключения в кромешной темноте, (неяркий свет фонарей не в счет), от необычного места и атмосферы и выходите на поверхность осознав себя покорителем подземелий, потому что здесь все НАСТОЯЩЕЕ. Здесь нет, как в растиражированных туристических пещерах (Кунгурская, например) ни пижонской бетонированной тропы, ни электричества, гаснущего сразу за спинами экскурсантов, ни раздражающих криков организованных групп, доставляемых Икарусами каждые 15 минут — только подлиные пещеры, какими они были сотни тысяч лет назад и ВЫ.
Кстати, недалеко от этих двух пещер, расположена очень известная Игнатьевская пещера
. В ней была найдена целая картинная галерея эпохи палеолита — подобных пещер с таким количеством древних росписей в мире еще только две — одна находится в Испании, другая во Франции. И, кроме того, здесь находится величайшее сокровище Игнатьевской пещеры — нерукотворная Игнатьевская Богоматерь, созданная самой природой. Но эта история для следующей статьи.
Пещера Колокольная
Пещера Колокольная
находится в Катав-Ивановском районе Челябинской области близ села Серпиевка (в 1,5 км к юго-востоку от села) в 300 метрах ниже по течению реки Сим (на правом берегу) от моста на шоссе Катав-Ивановск — село Серпиевка и в 50 метрах от пещеры Майская.
Пещера заложена в плотных светло-серых известняках девонского возраста. Вход в пещеру ориентирован на Юго-Восток, имеет форму арки высотой 3 м. и шириной 4 м. Расположен на высоте 11 м. над уровнем реки. Через 5,5 м. после входа свод пещеры понижается.
Пещера коридорно-гротового типа, развивающаяся по направлению Северо-Запад, представляет собой галерею шириной от 2 до 5 м. и высотой от 1 до 6-8 м. (в гротах). На расстоянии 30 м. от входа и далее до 70 м. параллельно основному коридору идет ход — «Метро», соединенный с основным проходами. Ход «Метро» довольно узкий — шириной 1,2 м. и высотой 1 м. и имеет очень гладкие стены и полукруглый потолок. Пол хода глиняный и сухой. Из «Метро», длина которого около 40 м., влево — в основной коридор отходят три хода, которые расположены друг от друга на расстоянии 2 м., 13 м., 10м. В пещере несколько явно выраженных гротов с высотой сводов 6 — 8 м. и шириной от 5 до 10 м. Все они образовались в местах пересечения трещин с основной галереей.
Всего в пещере выделяется четыре зала:
- 1-ый от входа — «Узкий» — 4,5 X 10 м. и высотой до 6 м.
- 2-ой от входа — «Круглый»
- 3-ий от входа — «Сталактитовый» — 20 X 8 X 4 м.
- 4-ый от входа — «Дальний» — 9 X 8 X 5 м.
Соединяясь с основным ход «Метро» образует «Сталактитовый» зал, который соединен с «Дальним» 20-ти метровой галереей. При входе в «Дальний» есть органная труба высотой до 10 м. Справа, в стороне зала есть небольшие гуры, пещерный жемчуг, мелкая галька. Влево из зала ведут два узких ходка шириной до 0,8 м. Перед ходками активные гуры. Оба ходка соединяются через 15 м. в один коридор шириной 5 м., длиной 10 м. и высотой 1,2 м. В левом ходке есть три озерца. На стенах натечные образования из которых многие отбиты. В этом же ходу в 7 м. от зала вверх идет органная труба высотой 2,5 м, в которой также много сколов. Коридор повышается на 30o и заканчивается двумя тупиками двумя тупиками, которые образуют округлый грот. Один из тупиков направлен на запад, а другой — на восток. В западном тупике, размеры которого — 3 X 1,2 X 1,4 м., стены и потолок покрыты мондмильхом (лунное молоко). Слева сталагмит — на стенах надписи. В восточном тупике, размеры которого 5 X 2 X 1,3 м., имеются натечные образования, много сколов. Справа сталагнат.
Во всей пещере пол выполнен глиной, щебнем, обломками коренных пород. В «Дальнем» гроте пол покрыт натечной кальцитовой корой. Стены пещеры гладкие, местами корродированы некогда существовавшими здесь потоками воды. В гротах «Сталактитовом» и «Дальнем» летом отмечается капеж, на полу лужи. Зимой ледяные натечные образования.
Некогда пещера имела кальцитовые украшения — натечные коры, сталактиты, сталагмиты. В настоящее время они сохранились в гроте «Сталактитовом», но значительно закопчены факелами и обколоты.
По рассказам местных жителей в этой пещере совершались религиозные обряды, поэтому ее и назвали «Колокольная».
Пещера в основном горизонтальна по всей длине. В 1982-1984 годах пещеру Колокольную, наряду с другими карстовыми полостями этого района, исследовала экспедиция археологов Новосибирского института истории, философии и филологии СО АН СССР под руководством кандидата исторических наук В. Т. Петрина. В ней так же, как и в Игнатьевской пещере, они обнаружили несколько групп рисунков древних людей эпохи палеолита. Один из рисунков представляет собой изображение гарпуна, другие же требуют дальнейшей расчистки и расшифровки. Летом 1984 года обнаружено еще два новых изображения, выполненные охрой на стенах гротов Круглого и Дальнего. Таким образом, пещера Колокольная стала третьей пещерой Советского Союза (после Каповой и Игнатьевской), имеющей палеолитические рисунки первобытных людей. Поэтому она представляет исключительную ценность для науки и общества как комплексный памятник истории, культуры и природы, не открывший еще до конца всех своих тайн и загадок.
- Общая длина ходов — 268 м.
- Общая глубина пещеры — 7 м.
- Средняя ширина ходов — 3,2 м.
Исследования пещеры и её наскальные рисунки
Первое описание Каповой пещеры сделано в 1760 году известным исследователем Южного Урала П.И. Рычковым. Интересно, что в своем труде Рычков упомянул, что нашел в пещере «сухую человеческую голову». На нашем сайте вы можете почитать данную статью Рычкова «Описание пещеры, находящейся в Оренбургской губернии при реке Белой».
В 1954 году пещеру изучал зоолог А.В. Рюмин. Именно он наткнулся на древние наскальные рисунки. Рисунки нанесены в четырех залах: Купольном, Знаков, Хаоса и Рисунков. Ученые датируют их эпохой палеолита. Возраст рисунков очень значителен – 14-14,5 тысяч лет. Всего 195 изображений, но относительно хорошо сохранилось лишь около трех десятков. Размер рисунков на редкость велик – от 44 до 112 сантиметров. Почти все рисунки выполнены красной охрой, но есть несколько выполненных углем. Наши далекие предки изобразили в пещерных гротах мамонтов, лошадей, носорога, бизона и других животных. Есть здесь и антропоморфные фигуры, а также более сложные для интерпретации знаки.
Открытие Рюмина стало настоящей сенсацией в научном мире! До этого считалось, что рисунки вымерших животных эпохи палеолита встречаются только во Франции и Испании. Однако оказалось, что на Урале в то время жили не менее развитые люди, чем в Европе. Это заставило пересмотреть научные представления. Позже были найдены рисунки и в нескольких других пещерах Южного Урала, в том числе в Игнатьевской.
Рисунки в Каповой пещере — единственная в России и Восточной Европе пещерная живопись времен палеолита. А по количеству рисунков пещера опережает аналогичные в Западной Европе. Это археологический памятник мирового значения.
Однако слава губительно сказалась на пещере. Недобросовестные туристы местами исписали стены пещеры, обломали прекрасные натечные образования — сталактиты, сталагмиты, растащили пещерный жемчуг и другие кальцитовые образования. Пострадали и рисунки. В итоге для спасения уникального памятника в 1971 году вход в пещеру закрыли металлической решеткой. Однако и эти ограничения не помогают в полной мере. Из-за изменения микроклимата пещеры рисунки все больше тускнеют и вскоре могут быть утрачены.
Интересно, что на потолке пещеры в гроте с рисунками не было никакой копоти от факелов. Но чтобы нанести рисунки нужен был какой-то свет. Ученые предположили, что древние люди использовали что-то похожее на керосиновую лампу, используя в качестве горючего жир.
В одном из гротов с наскальными рисунками в ходе археологических раскопок были обнаружены черепа людей, причем скелетов тел здесь не было. Поскольку Капова пещера была святилищем, есть предположение, что здесь хоронили головы особо почитаемых соплеменников – вождей и шаманов. А может быть это были жертвоприношения. Здесь проводились важные для людей того времени ритуалы.
Помимо черепов, в пещере нашли каменные орудия труда, охру, угли, золу. Этим находкам 15-17 тысяч лет.
Как «научная афера» оказалась великим открытием
Пещера находится на территории, которая раньше принадлежала графу Марселино Санc де Саутуола. Именно он считается человеком, обнаружившим на сводах пещеры удивительные рисунки. Хотя, на самом деле, это открытие принадлежит его дочери Марии, которой на тот момент было 9 лет, – именно она, попав в пещеру, посмотрела наверх и указала отцу на разноцветные изображения животных.
Но ученые-современники лишь обвинили графа в огласке недостоверной информации и в фальсификации рисунков. Они долго опровергали теорию о том, что пещерные изображения принадлежат к каменному веку. Деятели науки не могли поверить в то, что древние люди были настолько развиты, что могли создавать подобные шедевры в условиях полной темноты внутри пещеры.
Лишь после смерти Марселино его открытие признали великим. Подобные наскальные росписи были обнаружены в разных уголках Европы и Азии. Самые известные места с древними рисунками: пещера Ласко во Франции (1940), Капова пещера на Урале (1959), грот Дель Ромито в Италии (1961), пещера Руффиньяк во Франции (1956), пещера Хоит-Цэнкер Агуй в западной Монголии (1972), и др.
Стиль художников эпохи Палеолита
Самое любопытное место в пещере – потолок одного из ее пространств, площадью в 100 кв. м. Весь он покрыт изображениями более 20 животных: быков, оленей, лошадей, бизонов… Роспись дополняют фрагменты на стенах.
В рисунках видна твердая рука художника, который наносил очертания животных едиными линиями, без поправок. Мастер использовал естественные краски: уголь, охра, гематит, и др. Но из такого небольшого выбора цветов получились удивительно многообразные оттенки. Кстати, в пещере была найдена раковина, которая, судя по всему, использовалась древними художниками в качестве палитры.
Рисунки расположены на рельефной поверхности так, что кажутся объемными. А при свете костра, с бегающими по стенам и потолку тенями, и вовсе такое ощущение, что животные двигаются!
Описание пещеры
Капова пещера (Шульган-Таш) находится на территории Бурзянского района республики Башкортостан, в заповеднике «Шульган-Таш». Вход в пещеру открывается в известняковых скалах на южном склоне горы Сарыкускан на правом берегу реки Белой (Агидель).
Пещера имеет огромный, впечатляющий входной грот. Вход в пещеру – это огромная арка размером 48х18 метров.
Слева от входа – Голубое озеро, из которого вытекает подземная речка Шульган, впадающая в реку Белую. Сначала эта река течет по поверхности, пропадая в поноре в 2,5 километрах к северу от входа в пещеру. Эту реку можно встретить и внутри пещеры. Голубое озеро невелико по размерам – около 3 метров в диаметре, однако, чтобы выйти из него, река Шульган поднимается с глубины 80 метров. Средний расход воды источника 50 л/с.
Длина Каповой пещеры 3 328 метров (из них 728 метров под водой). Пещера состоит из коридоров, галерей, огромных залов.
Имеет три этажа. В некоторых источниках её называют крупнейшей многоэтажной пещерой Урала. Самым древним считается средний этаж пещеры, на этом уровне находится современный вход в неё. Он начал формироваться около 3 млн лет назад, а примерно 900 тысяч лет назад был «омоложен» рекой Шульган. Верхний этаж существует примерно 1,5 млн лет, а нижний, самый молодой, — всего 15 тысяч лет.
Длина первого этажа пещеры всего лишь около 300 метров. Подняться на второй этаж можно через вертикальный колодец. А на нижнем этаже течет река Шульган, продолжающая образовывать новые карстовые полости.
Самые значительные залы (Хаоса, Рисунков, Бриллиантовый, Хрустальный) расположены на среднем и верхнем ярусах.
Стоит добавить, что 14 июля 1964 года при изучении Каповой пещеры трагически погиб молодой спелеолог Валерий Нассонов. Он проныривал затопленный водой ход на задержке дыхания, зацепился под водой за камень и утонул. Теперь это место называют «Галереей Нассонова», а также в его честь назван уфимский спелеоклуб. В пещере установлен памятник в честь этого человека.