Тирлян

Связь и телевидение[править]

На территории села установлены и работают вышки сотовых операторов GSM: Билайн, Мегафон, МТС. Общая антенна Мегафона и МТС установлена в северной части села в конце улицы Первомайской в районе старой больницы.

Введен в эксплуатацию передатчик цифрового эфирного телевещания: на частоте 514 МГц (ТВК 26 — ДМВ) идет трансляция пакета РТРС-1 («Первый канал», «Россия 1», «МАТЧ ТВ», «Россия К», «Россия 24», «НТВ», «Пятый канал», «Карусель», «ТВЦ», «ОТР»). Идёт монтаж оборудования для передачи на частоте 674 МГц (ТВК 46 — ДМВ) пакета РТРС-2 («Рен-ТВ», «СТС», «Домашний», «СПАС», «ТВ3», «Пятница», «Звезда», «Мир», «ТНТ», «Муз ТВ»). Передатчик установлен в восточной части села на горе около пожарной вышки.

Аналоговое телевизионное вещание ведётся с телевизионной вышки города Белорецка (30 км). В хорошую погоду телевышка видна в северной части горизонта между двух гор.

Имеется один банкомат Сбербанка РФ на углу улицы Первомайская и переулка Почтовый. В этом доме расположены Почта РФ и отделение Сбербанка РФ.

Поселок невезения, Тирлян — Александр Беленький. Необычные путешествия

Приютившийся в потрясающей красоты башкирских горах поселок Тирлян — место несчастливое. Несмотря на богатую историю, поселок почти вымер, а местные власти то и дело поднимают разговор о переносе селения куда-нибудь в другое место. Несчастья стали сыпаться на головы тирлянцев совсем недавно — 17 лет назад, когда здесь произошло страшное наводнение, при котором погибла или пострадала добрая треть поселения. Многие уехали, развалился старинный, чуть ли не «демидовский» завод…сейчас в поселке пусто даже в выходной день.Оставшиеся жители винят в своих несчастьях не только прорыв плотины и развал Союза, но еще и сверхсекретный объект, спрятанный в горе Ямантау.

1. Вот общий вид поселка Тирлянский. Красота да и только: водохранилище, горы. Но кто его знает, что там за горами? А я скажу, только совсем по секрету: там — овеянный тайнами и легендами правительственный город в горе Ямантау. Верить или нет, ваше дело, но именно из-за строительства некоего специального объекта полтора десятка лет назад была ликвидирована узкоколейная железная дорога Белорецк-Запрудовка. Она кормила несколько поселков, которые также были выселены. Сейчас вы не найдете на карте ни Запрудовки, ни самой горы Ямантау, хотя это известный географический объект. Закрытый город Межгорье (он же Белорецк-16, он же — Солнечный), обслуживающий бункер, на картах тоже не найти. А Ямантау в переводе с башкирского, кстати — «плохая гора».

2. А вот Тирлянский на карте есть, всего-то двадцать километров от Белорецка по пустынной, тупиковой дороге.

3. Серая погода только добавляет поселку трагичности, но на самом деле так и есть. Вот завод, который, кстати, построили еще в 1752 году. В тот же год, когда в Кронштадте был открыт знаменитый Петровский док — помните, я рассказывал о нем? Так вот, завод был основан братьями Твердышевыми и их компаньоном Мясниковым. После революции — сами знаете что было, но завод продолжал работу. А в 1994-м году его взяли и закрыли, вскоре после трагического наводнения.

4. Но я так и не могу понять, КАКИМ ОБРАЗОМ можно было раздраконить двухсотлетний завод всего за полтора десятка лет, практически до основания?

5. А чудом сохранившийся десятиметровый маховик прокатного цеха оказался в чистом поле. Видимо, его тоже пытались куда-то оттащить, да не смогли — тяжела ноша.

6. Заводоуправлению повезло больше. Хоть здание заброшено давно, все двери были закрыты, и внутри сохранились не только интерьеры, но и интересные вещи. Только несколько месяцев назад обрушилась часть пристройки. Через нее и подвал мы попали в здание.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13. Эта плотина была построена уже после злополучного тирлянского наводнения. Вообще-то, потопы случались здесь и раньше, в 1964-м году было сильное наводнение. Но повторившись через 30 лет, оно стало куда более трагичным.

14. Лето девяносто четвертого выдалось дождливым, и 7 августа давно не ремонтированную плотину Тирлянского водохранилища прорвало, и потоки воды устремились в поселок. Погибло 29 человек, было разрушено около 50 домов.

15. Как раз здесь стояла еще одна улица с домами, по обе стороны речки.

16.

17. Многие уехали из поселка: кому-то дали квартиры в Белорецке, некоторые просто не захотели оставаться в «проклятом» месте.

19. Сейчас центр поселка выглядит вот так. Уныло и пустынно.

20. Футбольно-хоккейная коробка давно заросла густой травой.

21. Дедушка Ленин давно не крашен, от постамента отваливается плитка…

22. Деревянный клуб, перестроенный из бывшей церкви, вот-вот да рассыпется.

23. А бравый металлург невольно стал братом Венеры Милосской.

Буквально пять лет назад сюда приезжала делегация из Швеции. Туристическая группа, состоящая из потомков мастеровых, работавших на тирлянском заводе век назад. Посмотрели на руины завода и ужаснулись: «Ну и что, что не работает? Это же памятник!»А двадцатикилометровая асфальтовая дорога до Белорецка была построена семь лет назад, к десятилетию трагедии.Вот такие дела.

Другие фоторепортажи о поселках, чем-то похожих на Тирлян:

Фотографии и текст данного материала принадлежат автору блога. Полное или частичное копирование, а также использование фото без письменного уведомления запрещены за исключением перепоста в другой блог с помощью кнопки «Скопировать к себе в блог».

Posted via LiveJournal app for iPad.

Что интересного на маршруте

Инзерские зубчатки по праву считаются самым красивым местом
на Южном Урале
. Горный хребет назван по реке Инзер и резко
выделяющимся скалистым вершинам («зубцам»), которые протянулись
на несколько километров.

Хребет растянулся субмеридионально с северо-востока на юго-запад
в междуречье Большого Инзера и Тирляна в Белорецком районе
Республики Башкортостан. Длина хребта — 10 км, ширина
около 3 км, абсолютная высота — 1161 м. Состоит и
трех частей с седловинами.  Они стоят между горами Ямантау и
Иремель и своей зубчатой стеной отгораживают добро от зла. В
северной части хребта расположен цирк (как говорят альпинисты)
или, вернее, замок. Его стенами являются высокие скалы
удивительной красоты. Ворота этого замка – небольшой курум
(каменная осыпь) – всегда открыты в направлении хорошей горы, а в
сторону плохой горы есть только маленькая калитка охраняемая
огромными башнями.

В
Тирляне можно осмотреть достопримечательности — Тирлянское
колесо, выемка в  скале для узкоколейной железной дороги,
подвесной мост, плотина, развалины металлургического завода.
Поселок с более чем 260-летней историей.

Кордон Миселя. Когда то здесь находился большой хутор в 2 десятка
домов. Велись лесозаготовки. На реке перед хутором видны остатки
земляного вала. Здесь стоял мост и, вероятно, плотина, служившая
для сплава леса по реке Миселя.

На протяжении маршрута можно увидеть лес  с лиственницами,
елями, пихтами, соснами, березами, осинами. Ягоды черника,
брусника, костяника, малина. Из зверей: медведи, кабаны, лоси,
рысь, волки, лисы, ежи, зайцы, ядовитые змеи, различные птицы.

Транспорт

В настоящее время в село из Белорецка можно добраться по автомобильной дороге несколькими способами:

  • на частном такси по наполняемости автомашины (4 человека) ежедневно с 8 до 18 часов от школы № 1 в Белорецке до автостанции Тирляна и обратно. Стоимость за место: 80 (ориентировочно) руб., на июль 2018 года;
  • на автобусах металлургического комбината. Время отправления с автовокзала Белорецка в 12:30 и 20:00 (заходит внутрь села, останавливается вдоль всей центральной улицы до автостанции). Обратное отправление в 05:30, 08:30, 16:30, 17:30, 21:30, следует до металлургического комбината с остановкой на ул. Ленина в Белорецке. Стоимость билета 96 руб., на ююль 2018 года;
  • Информация изменилась, не учитывать в поездке: на микроавтобусах Газель по расписанию с 06:50 до 19:15 от школы № 1 в Белорецке и с 07:00 до 19:00 от автостанции Тирляна до школы № 1 в Белорецке. Стоимость проезда 60 руб., на сентябрь 2016 года;
  • на официальных такси Белорецка. Стоимость за машину: 600 руб., на июль 2018 года.

История и достопримечательности Тирляна

На месте Тирлянского И.Б. Твердышевым и И.С. Мясниковым начиналось строительство железоделательного завода. Разрешение на строительство было выдано 12 декабря 1752 года. Однако река Тирлян оказалась маловодной, и строительство приостановили. А в 1762 году планировавшийся завод перенесли на реку Белую, где возник Белорецк.

Вновь оживленно на реке Тирлян стало в 1801 году, когда заводчица Дарья Пашкова (Мясникова) начала строительство вспомогательного Тирлянского молотового завода. Его пустили в 1804 году. Здесь производили железо из чугуна с Белорецкого завода.

В 1837 году Тирлянский завод стал одной из точек путешествия будущего императора Александра II, которого сопровождал В.А. Жуковский.

В 1870-е годы после покупки заводов торговым домом «Boray и К» проведена реконструкция, что привело к росту производства. Завод начал выпускать кровельное железо.

А в 1878 году на завод привезли шведов. По замыслу заводовладельцев, они должны были привить уральцам европейскую культуру производства. Большинство шведов в дальнейшем уехали обратно, но 5 шведов обзавелись семьями и так и остались в Тирляне. Их потомки живут в поселке и в наши дни. Над воротами одного из домов с тех времен сохранился рисунок шведского льва.

В начале XX века Тирлянский завод был переоборудован и электрофицирован, став, как пишет исследователь Д.В. Гаврилов, одним из самых крупных и наиболее хорошо технически оснащённых листопрокатных предприятий на Урале. Листопрокатные станы приводились в действие электромоторами мощностью в 950 и 500 л.с., которые питались от турбогенератора системы «Дженерал-электрик» мощностью 1700 кВт. В советское время Тирлянский завод продолжал работу.

В начале XX века через Тирлянский прошла узкоколейная железная дорога. Хотя еще в 1810 году здесь была запущена конно-колесная дорога между Белорецким и Тирлянским заводами. Узкоколейка строилась с 1909 и по 1912 год, соединила станцию Запрудовку, что близ Катав-Ивановского завода, и Белорецкий завод. Длина железной дороги составила 145 километров. Она дала выход к Транссибу. Строительство осложнялось сложным, горным рельефом.

В 1967 году из-за нерентабельности закрыли часть БУЖД от Верхнеаршинского до Верхнего Катава. Полностью узкоколейка прекратила свое существование в 2000-х годах.

Кстати, на этой узкоколейке, неподалеку от Тирлянского, снимался эпизод приключенческого фильма «Золотая речка».

Близ плотины на левом берегу пруда сохранилась выемка в скале, пробитая для узкоколейки. Сейчас ее приспособили под дорогу. При посещении Тирляна сюда стоит заглянуть.

Страшная трагедия случилась в Тирлянском 7 августа 1994 года. Из-за сильных ливней уровень воды в пруду поднялся настолько, что плотина не выдержала. На завод и жилые дома обрушился вал воды. Наводнение нанесло огромный ущерб, 29 человек лишились жизни. Некоторые гибли целыми семьями.

Один из свидетелей тех событий (Сергей Кни) снял все происходившее на видео. Перед вами ужасные кадры 1994 года…

Снесенный наводнением завод решили не восстанавливать. Руины старинного завода являются главной достопримечательностью Тирляна. Особенно впечатляюще выглядит огромное колесо – привод, вращавший прокатные станы. Его диаметр 12 метров, вес – коло 100 тонн. Здания цеха, в котором оно находилось, уже нет, а колесо осталось – как памятник заводу.

Поблизости сохранились руины старого кузнечного цеха конца XIX века характерной для того времени архитектуры. Рядом стоит здание заводоуправления. Долгое время оно стояло заброшенным, но во вполне нормальном состоянии. Недавно здание сгорело, потолки обвалились.

Многие годы оставался спущенным и пруд. Его восстановили лишь к 250-летнему юбилею Тирляна, построив новую плотину. Пруд с возвышающимися за ним горами является настоящим украшением поселка.

На плотине стоит памятник жертвам наводнения.

В центре поселка интересно деревянное здание клуба. Строительство здания началось накануне гражданской войны как церковь, а закончили строительство в 1920-е годы уже как клуб. Представляет собой образец деревянного конструктивизма. К сожалению, сейчас здание не действует и постепенно ветшает.

Также в Тирляне сохранились некоторые старинные дома.

В настоящее время население поселка 4,2 тысячи человек (для сравнения в советское время число жителей доходило до 14 тысяч человек). Тирлян превратился в дачный поселок. Также здесь постепенно развивается туризм.

Достопримечательности

Руины оставшиеся от Тирлянского завода, смытого наводнением в 1994 году.

В Тирлянском, несмотря на малые размеры поселка, довольно много достопримечательностей:

  • Главная из них — это развалины завода. Завод был закрыт после наводнения 1994 года.
  • Рядом с руинами завода стоит огромное железное колесо со спицами. Это один из двух приводов, вращающих прокатные станы.
  • Ещё есть выемка в скальных породах, проложенная под линию Белорецкой узкоколейной железной дороги (БУЖД), за которой открывается прекрасный вид на пруд.

Рядом с руинами завода стоит огромное железное колесо со спицами.

Выемка в скальных породах, проложенная под линию БУЖД.

Вид на Тирлянский пруд со стороны выемки.

Архивы

АрхивыВыберите месяц Июль 2023  (305) Июнь 2023  (326) Май 2023  (392) Апрель 2023  (396) Март 2023  (395) Февраль 2023  (320) Январь 2023  (325) Декабрь 2022  (358) Ноябрь 2022  (394) Октябрь 2022  (360) Сентябрь 2022  (323) Август 2022  (310) Июль 2022  (249) Июнь 2022  (262) Май 2022  (251) Апрель 2022  (310) Март 2022  (289) Февраль 2022  (258) Январь 2022  (239) Декабрь 2021  (267) Ноябрь 2021  (288) Октябрь 2021  (335) Сентябрь 2021  (249) Август 2021  (251) Июль 2021  (120) Июнь 2021  (213) Май 2021  (231) Апрель 2021  (240) Март 2021  (212) Февраль 2021  (189) Январь 2021  (183) Декабрь 2020  (245) Ноябрь 2020  (273) Октябрь 2020  (212) Сентябрь 2020  (168) Август 2020  (151) Июль 2020  (119) Июнь 2020  (211) Май 2020  (275) Апрель 2020  (179) Март 2020  (168) Февраль 2020  (171) Январь 2020  (195) Декабрь 2019  (197) Ноябрь 2019  (197) Октябрь 2019  (200) Сентябрь 2019  (164) Август 2019  (71) Июль 2019  (173) Июнь 2019  (144) Май 2019  (206) Апрель 2019  (222) Март 2019  (212) Февраль 2019  (186) Январь 2019  (208) Декабрь 2018  (206) Ноябрь 2018  (200) Октябрь 2018  (172) Сентябрь 2018  (114) Август 2018  (121) Июль 2018  (132) Июнь 2018  (157) Май 2018  (143) Апрель 2018  (159) Март 2018  (187) Февраль 2018  (133) Январь 2018  (135) Декабрь 2017  (155) Ноябрь 2017  (133) Октябрь 2017  (142) Сентябрь 2017  (133) Август 2017  (130) Июль 2017  (96) Июнь 2017  (134) Май 2017  (167) Апрель 2017  (166) Март 2017  (143) Февраль 2017  (130) Январь 2017  (102) Декабрь 2016  (126) Ноябрь 2016  (108) Октябрь 2016  (133) Сентябрь 2016  (89) Август 2016  (98) Июль 2016  (69) Июнь 2016  (65) Май 2016  (86) Апрель 2016  (87) Март 2016  (87) Февраль 2016  (75) Январь 2016  (62) Декабрь 2015  (97) Ноябрь 2015  (74) Октябрь 2015  (80) Сентябрь 2015  (90) Август 2015  (49) Июль 2015  (63) Июнь 2015  (93) Май 2015  (124) Апрель 2015  (107) Март 2015  (125) Февраль 2015  (129) Январь 2015  (109) Декабрь 2014  (103) Ноябрь 2014  (79) Октябрь 2014  (79) Сентябрь 2014  (92) Август 2014  (69) Июль 2014  (67) Июнь 2014  (69) Май 2014  (111) Апрель 2014  (92) Март 2014  (80) Февраль 2014  (89) Январь 2014  (71) Декабрь 2013  (101) Ноябрь 2013  (109) Октябрь 2013  (75) Сентябрь 2013  (70) Август 2013  (60) Июль 2013  (69) Июнь 2013  (73) Май 2013  (91) Апрель 2013  (94) Март 2013  (101) Февраль 2013  (107) Январь 2013  (67) Декабрь 2012  (89) Ноябрь 2012  (90) Октябрь 2012  (69) Сентябрь 2012  (73) Август 2012  (66) Июль 2012  (72) Июнь 2012  (83) Май 2012  (64) Апрель 2012  (20) Март 2012  (16) Февраль 2012  (11) Январь 2012  (9) Декабрь 2011  (11) Ноябрь 2011  (10) Октябрь 2011  (10) Сентябрь 2011  (8) Август 2011  (7) Июль 2011  (11) Июнь 2011  (9) Май 2011  (9) Апрель 2011  (7) Январь 2011  (1) Август 2010  (1) Май 2010  (1) Апрель 2010  (2) Июль 2009  (1) Май 2009  (1) Апрель 2009  (1) Март 2009  (1) Декабрь 2008  (1) Сентябрь 2008  (1) Август 2008  (1) Апрель 2008  (2) Ноябрь 2007  (1) Сентябрь 2007  (2) Июль 2007  (2) Июнь 2007  (2) Май 2007  (2) Апрель 2007  (5) Март 2007  (2) Февраль 2007  (1) Декабрь 2006  (1) Ноябрь 2006  (3) Октябрь 2006  (1) Сентябрь 2006  (1) Июль 2006  (1) Апрель 2006  (39) Март 2006  (1) Август 2005  (2) Июль 2005  (1) Май 2005  (1) Апрель 2005  (1) Октябрь 2004  (1) Июнь 2004  (2) Апрель 2004  (1) Март 2004  (1) Июль 2003  (1) Июнь 2003  (1) Май 2003  (1) Январь 2003  (1) Июль 2002  (1) Январь 2002  (7) Январь 2001  (5) Январь 2000  (1)

Достопримечательности Тирляна

Плотина

В центре Тирлянского находится огромный пруд, поддерживаемый плотиной. Плотина, что существует сейчас – заново построенная. По ее мосту можно перебраться на другой берег водохранилища. Пруд подпитывает река, куда сбегаются с гор мелкие ручьи.

Трагические события случилась в Тирляне в 1994 г. Накануне трагедии затяжные проливные дожди продолжались в течение нескольких дней. Река, несущая воду в водохранилище, обернулась мощным потоком. Уровень воды стал критическим. В результате плотина не выдержала. Исполинский вал обрушился на завод и жилые дома. После этих трагических дней, было решено не восстанавливать завод.

Заводские руины

Завод за долгие годы значительно разрушился. Остались руины прежнего кузнечного цеха. Стоящее по соседству здание заводоуправления в течение долгого времени также оставалось заброшенным. Несколько лет назад обрушилась его кровля. Но любителям заброшенных зданий здесь есть на что посмотреть.

Маховик прокатного стана

120-тонное уцелевшее маховое колесо – визитная карточка Тирляна. Диаметр огромного колеса составляет 12 метров. Оно было установлено возле пруда в 1915 г. Маховики требовались для вращения прокатных станов. Их подпитывала мощная для того времени электростанция. Маховик был доставлен по узкоколейке и собран уже на месте. Работы по его монтажу проводились вручную, использовались лишь тали и лебедки.

Выемка

На берегу пруда возле плотины сохранилось углубление в скале. Оно было пробито при постройке узкоколейки. Через Тирлян проходила железная дорога, соединявшая Белорецк с городом Катав-Ивановском. Но в начале нового века она прекратила свое существование. Осталась живописная скальная выемка возле пруда.

Памятник Мишке Афлетунову

Этот памятник – пример достопримечательности местного значения, о которой крайне сложно найти сведения в интернете. О происхождения памятника можно узнать, только отправившись в поселок Тирлянский в сопровождении экскурсовода.

Улицы Тирляна

Представьте, что вы неспешно прогуливаетесь по тихим улицам, разглядывая древние каменные строения, избы и купеческие лавки. Часть дореволюционных домов заводского начальства еще сохранилась. Над воротами одного из «шведских» домов можно увидеть рисунок льва. Часть зданий заброшена.

А если отправиться дальше, можно подняться на ближайшие горы, взглянуть с высоты на поселок, пруд, реки и горные хребты. Можно добраться до месторождения горного хрусталя и накопать там себе сувениров.

Известные уроженцы

  • Губин Евгений Иванович (25 февраля  — 5 марта ) — старший лётчик 218-го штурмового авиационного полка 299-й штурмовой авиационной дивизии 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, лейтенант. Участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза.
  • Оглоблин, Иван Васильевич (1 января 1921 года — 13 декабря 2011 года) — командир звена 25-го гвардейского авиационного полка ночных бомбардировщиков 2-й гвардейской авиационной дивизии ночных бомбардировщиков 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта, полковник, Герой Советского Союза.
  • Полуэктов Степан Михайлович (—) — советский военнослужащий. Участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (), старшина.
  • Пугаев, Степан Александрович (01.10.1910 — 28.12.1944) — Герой Советского Союза, командир отделения 42-го стрелкового полка 180-й стрелковой дивизии, 38-й армии Воронежского фронта, старший сержант.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: