ИОАННИКИЙ (ЕФИМЕНКО)
Схиархим. Иоанникий (Ефименко) |
Иоанникий (Ефименко) , б. схиархимандрит В миру Ефименко Иван Данилович.
Был пострижен в монашество с наречением имени Иоанн.
В конце 1970-х-начале 1980-х по благословению старца Серафима из Троице-Сергиевой лавры прибыл в Никольский храм деревни Чихачёво Верхнеландеховского района Ивановской области на служение. С тех пор служил там настоятелем.
Был возведён в сан игумена, затем — архимандрита, а потом был пострижен в великую схиму с наречением имени Иоанникий.
При нем был возведен большой новый храм, корпуса для паломников и трудников, образовался скит, не получивший, однако, официального статуса монастырской обители.
В 2014 году руководитель Информационного отдела Кинешемской епархии, благочинный Родниковского округа протоиерей Андрей Ефанов сообщал:«Вокруг этого священника организовалась община его духовных чад, также к нему приезжают его почитатели. К сожалению, вокруг этого священника сложилась нездоровая атмосфера, связанная с ажиотажем вокруг якобы «прозорливого старца»… Епископ Кинешемский и Палехский Иларион не благословляет паломничества в Чихачёво» .
Осенью 2021 года в прокуратуру был направлен депутатский запрос о проверке деятельности Свято-Никольской обители в селе Чихачево. В запросе указывалось, что
«паломникам ограничивают свободу передвижения, заставляют выполнять тяжелую работу, продавать квартиры, прихожане не могут покинуть обитель, их запугивают. Родственники сотен людей в отчаянии, они не могут забрать своих родных домой, боятся обращаться в правоохранительные органы»
.
Сектовед Александр Дворкин подтвердил, что община в Чихачево имеет все признаки секты:
«Известно, что это секта, сформировавшаяся вокруг псевдостарца… Основная предпосылка – это некое такое существующее старцепоклонничество среди народа. Объявляют разного рода псевдостарцев чудотворцами – и к ним автобусы возят, разного рода экскурсии организуются от паломнических фирм… С ним устраивают аудиенции, он пугает людей, что у них какие-то неизлечимые болезни, которые только он может вымолить… Разумеется, проводит сеансы экзорцизма. Потом звонят пострадавшие – что пожилая мама, скажем, поехала с экскурсией, он ее напугал, тут же постриг в монахини и оставил у себя… Все у него там работают на огородах, спят в дикой антисанитарии, вповалку на картонках, на полу в храме… При этом храм запущенный, неухоженный, неремонтированный, — и все те громадные деньги, которые проходят, идут «мимо». И, опять же, очевидцы говорят, что там на периметре очень такие уютненькие коттеджи построены для самого Иоанникия и его ближайшего окружения… Естественно, он проповедует отказ от лекарств, от ИНН, с отчиткой и всем прочим – весь «джентльменский набор» в наличии»
.
В октябре 2021 года схиархимандрит Иоанникий был освобожден от должности настоятеля прихода с. Чихачево и запрещен в священнослужении вплоть до рассмотрения его дела в епархиальном суде в связи с выявленными многочисленными пастырскими и каноническими нарушениями в обустройстве приходской жизни, нарушениями норм Устава Русской Православной Церкви, а также священнической присяги .
В январе 2021 года церковный суд признал его виновным в нарушении священнической присяги, монашеских обетов, ряда Апостольских правил и правил Вселенских Соборов. В августе того же года патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил решение церковного суда об извержении священнослужителя из сана.
«О ситуации в Чихачёво» // Сайт Кинешемской епархии, 27 августа 2014 —
«Депутат просит проверить, не является ли Свято-Никольская обитель в Ивановской области сектой» // Благовест-Инфо, 09.10.2020 —
«Община Иоанникия под Иваново имеет все признаки секты – Дворкин» // Благовест-Инфо, 14.10.2020 —
«О ситуации на Никольском приходе села Чихачёво» // Сайт Кинешемской епархии, 23 октября 2021 —
«Идите в церковь, пока есть куда идти»
Все беды настигнут человечество потому, что все меньше люди стремятся жить согласно Божьих заповедей. Все страшные события станут наказанием именно за такое отступничество от веры, за безумие, которое происходит в последнее время. Вера православная пострадает от извращения, и это будет последней каплей, началом конца.
Произойдут по-настоящему страшные события, на людей сойдут недуги, многие уйдут в мир иной, отмечал старец Иоанникий. Дойдет до масштабной войны — той самой, о которой предупреждали святые.
Происходить все это будет до тех пор, пока люди не признают свои ошибки и не возвратятся снова к вере. Однако многих храмов к тому времени уже не будет. Поэтому «ходите в церковь, пока она есть, и живите по вере и по совести своей», призывает отец Иоанникий.
Комментарии
Обстановка в зоне СВО
Начальник пресс-центра группировки «Запад» Сергей Зыбинский заявил об ударе из РСЗО по сосредоточению ВСУ на Купянском направлении.
«Нанесён удар реактивной системой залпового огня «Торнадо-С» по району сосредоточения подразделений 41-й отдельной механизированной бригады в районе населённого пункта Благодатное. Потери противника от удара составили до взвода живой силы и четыре автомобиля», — сообщил Зыбинский.
Наряду с этим в полосе обороны 1-й танковой армии артиллерия группировки «Запад» огнём из танков Т-72, Т-80 и противотанковых ракетных комплексов поразила подразделения 32-й отдельной механизированной бригады в районах н. п. Кузёмовка и Стельмаховка.
Кроме того, экипажи ударных вертолётов Ка-50 и Ми-35 нанесли девять авиационных ударов по скоплениям живой силы и огневых средств 14-й отдельной механизированной бригады и подразделений территориальной обороны ВСУ.
В ходе контрбатарейной борьбы артиллерия уничтожила два пункта боепитания противника в районах н. п. Ивановка и Кисловка.
Также по теме
«Все попытки контрнаступления остановлены»: Путин заявил об активизации боевых действий на Запорожском направлении
Украинские войска существенно активизировали боевые действия в последние дни, сообщил Владимир Путин. По его словам, накануне…
Начальник пресс-центра группировки «Восток» Олег Чехов заявил, что передовые подразделения при поддержке артиллерии отразили несколько атак противника в направлении Урожайного. Как отметил Чехов, противник понёс значительные потери и отступил.
Наряду с этим артиллерия группировки уничтожила скопление украинских военных в районе Углесборочной. Кроме того, ликвидирована разведгруппа северо-западнее Шевченко.
Как рассказал Чехов, в районе Старомайорского противник пытался накопить силы для наступления, однако российские военные помешали реализации этого плана.
«В ходе воздушной разведки вскрыты и ударными БПЛА уничтожены боевые машины пехоты иностранного производства, МТЛБ и живая сила националистов», — уточнил начальник пресс-центра группировки.
Вертолёты армейской авиации тем временем уничтожили танки и БМП, а также поразили районы скопления военных ВСУ в Урожайном.
Помимо прочего, ещё несколько атак ВСУ отражено на Запорожском направлении в районе Работино.
«Уничтожены танки, БМП, боевые бронированные машины и пехота противника. Пресечена попытка боевиков подвезти резервы в район Приютного. Прибывшая живая сила уничтожена», — сказал Чехов.
В ходе контрбатарейной борьбы уничтожена реактивная система залпового огня украинских военных в Малой Токмачке. Кроме того, поражены пункт временной дислокации боевиков в районе Вольного Поля и опорный пункт в Луговском.
Бомбардировочная авиация поразила пункты временной дислокации боевиков в Новоданиловке, Орехове, Малой Токмачке, Комсомольском. Кроме того, штурмовой авиацией поражены места скопления живой силы ВСУ в районах Пятихатки, Жеребянки, Новоданиловки и Приютном.
«…вселенная имеет идею и смысл»
Дмитрий Писаренко, «АиФ»: Отец Геннадий, «православный учёный» — разве такое может быть? Разве наука и религия не противоречат друг другу?
Геннадий Заридзе: Никакого противоречия нет. Во все времена (включая и настоящее) многие учёные были и остаются людьми религиозными. Наука и религия — просто разные методы познания окружающего мира. Наука постигает законы мироздания. Религия исследует те же процессы, но с другой стороны. Они могут соприкасаться, пересекаться, но не противоборствовать. Более того — наука может быть одним из средств познания Бога и его творения — окружающего мира.
— Вот как раз про творение. Наука утверждает, что Вселенная возникла в результате Большого взрыва.
— Полностью согласен! Вопрос в том, отчего он возник. Что взорвалось согласно теории? Пустота! Из пустоты возникли материальные частицы, потом они сложились в более сложные структуры, а те — в звёзды и планеты. Всё правильно, но как пустота может взорваться?
Вопрос-ответ
Могла ли жизнь быть занесена на Землю метеоритом? Очевидно, что Вселенная должна иметь идею своего возникновения и смысл существования. И они были даны Богом.
Я в юности занимался астрофизикой. Когда смотришь в звёздную бездну, поневоле задумываешься: для чего всё это? А следом: зачем я вообще живу? Жизнь человека быстротечна, и за повседневной суетой и беготнёй мы забываем фундаментальный смысл каждого дня, который нам дан. А ведь если каждый из нас начнёт понимать, зачем он живёт, ему сразу станет видно всё то зло, которое творилось на Земле с момента, когда человек отпал от Бога.
— И то зло, которое творится сейчас?
— Конечно. Зло постоянно стучится в сердце каждого из нас. Но за любую мерзость придётся отвечать. Это тоже закон мироздания.
А зло пытается взять реванш. Современная геополитика базируется на тех же принципах, что сто и тысячи лет назад. Люди, которые когда-то потеряли связь с Богом и оказались во власти тёмных сил, думали лишь о том, как причинить боль другому, заставить его страдать, поработить и подчинить. Они развязывали войны, изобретали новые виды оружия, чтобы было проще и эффективнее убивать. Апофеозом этой идеи стал фашизм.
Статья по теме
Ось зла. Кто вместе с нацистской Германией напал на СССР? И хотя после окончания Второй мировой прошло семь десятилетий, фашизм никуда не делся. Он затаился, но его сатанинская идеология по-прежнему лежит в основе геополитики. Что мы и увидели на примере Украины, Сирии.
Мы стоим на пороге серьёзного преобразования мира, которое пытаются осуществить силы зла. Они стремятся уничтожить христианскую цивилизацию навсегда, чтобы люди просто перестали думать о Боге и развитии собственной души. Почему Россия для них главный враг, почему её ненавидят? Потому что русские говорят о духовных принципах. О том, что надо быть добрым и бороться со злом.
Что значит прозорливый
Господь заботится о каждом из своих детей. Но услышать Его слова могут только люди, достигшие больших успехов в духовном развитии. В земной жизни они достигли единения с Господом, который даровал им часть своей благодати. Эта божественная искра позволяет старцам найти нужные слова для каждого посетителя, нуждающегося в благословении или совете.
Прозорливость – способность видения будущих событий, присущая христианским подвижникам
Мудрость христианских старцев основывается не только на божественной благодати, но и на богатом духовном опыте. Святые праведники предупреждали обратившихся к ним людей об опасностях греховных мыслей и неправедного образа жизни. Их слова укрепляли веру человека и указывали возможный путь к спасению.
Происхождение слова
Впервые слово «прозорливость» упоминается в источниках XI-XII вв. Его первоосновой является глагол «зъръти», означающий видеть. При помощи приставки «про» было образовано слово «прозъръти» — «предвидеть». Его формой стало существительное «прозоръ» — «прозорливость».
Значение понятия
В толковых словарях даются следующие объяснения понятия «прозорливый человек»:
- умеющий предвидеть, проницательный (С. И . Ожегов);
- умеющий предугадывать (Д. Н. Ушаков);
- догадливый, проницательный, зоркий (Н. А. Абрамов).
Христианская традиция утверждает, что прозорливость — дар Господа избранным угодникам, проявившим смирение и усердие на пути единения с Ним. Всевидящий Создатель делится со святыми старцами знаниями, чтобы направить людей по пути спасения
Упоминание в Библии
В Священном Писании слово «прозорливец» употребляется в отношении пророков. В Ветхом Завете Господь передавал свою волю через Авраама, Исаака и Иакова (Израиля). Чистое сердце и душа, открытая для Бога, позволяла им слышать Божий Голос, и озвучивать Волю Его народу.
Дар прозорливости в христианстве называется пророческим даром
В Евангелии раскрываются чёткие качества прозорливых людей и критерии истинного божественного откровения. В 1 Послании Коринфянам апостол Павел говорит, что слова прозорливых людей должны дарить утешение и покой нуждающимся людям.
Важно! Они направляют христиан на путь Христовых заповедей. Истинный пророк — смиренный слуга Господа, стремящийся к единению с Ним
Следование его словам — единственный путь к Спасению.
В послании Римлянам Павел отмечал, что пророк должен провозглашать людям божественное откровение, не утаивая Слов Господа, так как они призваны укрепить Веру и Дух. Святой апостол также отмечал, что прозорливому человеку не требуется впадать в состояние транса, чтобы транслировать Его откровение. Христианские старцы находятся в здравом рассудке, давая советы и отвечая на вопросы посетителей.
Сочинения
Автор и исполнитель большого количества духовных кантов под гитару, выпущенных в музыкальных и книжных вариантах под творческим псевдонимом Странник. Духовные канты о. Геннадия — о трудном пути человека к покаянию, о заблудшем и пробуждающемся к познанию Бога сердце, о земных и небесных странствиях души, о великой любви Бога к людям. На гитаре играет как самоучка со студенческих лет.
О том, когда и как он начал писать свои песни, о. Геннадий рассказывал:
«…Когда ещё учился в университете тогда я, подогреваемый юношеским энтузиазмом, пришёл в городской клуб туристов и потребовал маршрутную книжку. Опытные туристы посоветовали мне прежде куда-нибудь сходить для тренировки. И с группой спелеологов я поехал в Абхазию, в горы. Там научился спускаться по верёвкам в пещеры, прошли мы несколько пещер. Спелеологи на категорию сдавали, а я просто вместе с ними везде ходил — мне было интересно. И в одной из пещер я застрял — верёвка попала в щель. Пещера эта имела вид огромной колбы глубиной 32 метра и называлась «Кабаний провал». Верёвка застряла в тот момент, когда я спускался через узкую горловину, – и вот завис в воздухе
«В таком состоянии хорошо переосмысливается жизнь. Тогда я и написал первую песню. Помню только начальные её строчки: «Это вовсе не дождь, это бьётся в пещере вода, по провалам сочится, в скале вырезая узор, лишь страховка и Бог могут знать, оборвутся когда и верёвка, и жизнь — и с пещерой начавшийся спор». Потом были и другие песни — менее пессимистические, я их практически не помню, они все утрачены. Но писать я продолжал и после того, как побывал при смерти
«Когда в 1988 году меня рукоположили, я поехал к схиархимандриту Серафиму:
«— Батюшка, благословите, — я перестану писать песни. Кому это нужно? Всё-таки я в священном сане — и буду на гитаре бренчать…
«Он помолчал, помолился и говорит:
«— Нет, пиши.
«Я заспорил было:
«— Батюшка, зачем «пиши»-то?
«— Нет, пиши — и всё.
«Странно это мне было. Не хотелось писать, я и не писал ничего лет десять — с 1988 года. Ну, а где-то году в 1999-м ко мне привели одного человека, который во мне, скажем так, что-то всколыхнул. Был он неоязычник, и на «Радио-101» в прямом эфире хулил Христа. Ну, меня это очень, конечно, разозлило, я расстроился и написал по этому поводу песню. После чего они начали писаться
«Я снова и снова задавал себе вопрос — надо ли писать? Переспрашивал у одной старицы:
«— Может, всё-таки не стоит писать?
«— Нет, надо, – получил ответ.
«— Благословите…
«Недавно ещё раз переспросил у одного схимника и снова услышал:
— Надо
» .
Пророчества старца, которые уже начали сбываться
Прославился старец Иоанникий из деревни Чихачево еще одной особенностью — даром предсказывания. О его пророчествах мир узнал в 2009 году, когда священнослужитель «пообещал» миру некоторые необратимые перемены, которые всколыхнут целые народы и всю Землю.
Как-то старец Иоанникий отметил, что Рождество 2021 года будет последним мирным Рождеством, после которого начнутся ярые гонения на православную церковь. Закроют множество храмов, а некоторые из них наполнят иноверцы, говорил батюшка. Из-за этого мощь многих стран пошатнется. Одна Россия останется непоколебимой и поистине православной.
К тому же, мир погрузится в природные катаклизмы, в том числе смерчи, землетрясения, ураганы, потопы, пожары, сильный град, извержения вулканов. Катастрофы произойдут там, где их никогда не ждали, да такой силы, что люди содрогнутся.
Предсказания старца о природных бедах уже начали сбываться. Несколько лето подряд планета переживает серьезные катаклизмы, и ученые предупреждают, что совсем скоро человечество достигнет точки невозврата.
Подбор синонимов
Иногда речевые единицы встречаются в тексте по несколько раз. Таким образом текст кажется перегруженным, воспринимать его крайне сложно. Чтобы немного его разбавить, рекомендуется воспользоваться синонимом. «Прозорливость» обладает несколькими словами со схожим словарным значением. Вот некоторые варианты.
Дальновидность. Дальновидность помогла мне избежать ошибок.
Догадливость. Благодаря природной догадливости этот мужчина никогда не окажется без куска хлеба.
Проницательность. Благодаря проницательности моей мамы я не оказался в плохой компании.
Сообразительность. Иногда сообразительность ценится больше ума.
Теперь понятно, что значит существительное «прозорливость». Это способность предвидеть будущее. Ударение в слове должно падать на гласную «и». По необходимости можно пользоваться синонимами.
Источник
Элистинцы из Новоивановки
- 24.10.2009 21:36
Элиста сравнительно молодой город. Из почти 150-летней истории две трети приходится на бурный XX век.
Появившись как тихий, затерянный в бескрайней степи хуторок, в начале прошлого века она быстро становится центром политических потрясений в Калмыцкой степи. Эти перемены коснулись не только общественной жизни, но и названия самого города.
С выходом Указа Николая I «О заселении дорог на калмыцких землях…» сюда потянулись вереницы государственных крестьян из южных губерний и Украины, обживая отведенные земли, в том числе балку, где подолгу жили калмыки, давшие ей имя Элсн газр.
В 1862 — 64 гг. здесь появилось небольшое поселение из десятка дворов. Первые переселенцы называли свой хутор Новоивановкой. Регистрируя его, губернские власти посчитали разумным сохранить название, данное местным населением. Хутор Элиста официально значится в документах и на картах с 1865 года.
Рост демократических настроений и национального самосознания народов после первой русской революции требовал нового подхода к развитию территорий приданию им большой культурной автономии. В 1911 году царское правительство намеревалось создать из Калмыцкой степи Павловский уезд (в честь императора Павла) с центром в Элисте, переименовав ее в Павловск. Этим замыслам не суждено было осуществиться из-за последовавших одна за другой революций.
В смутные послеоктябрьские времена переселенческие села переселенческие села Элистинской волости и примкнувшего к ним Манычского улуса вышли из состава Калмыцкой степи, образовав в августе 1918 года собственный уезд в составе Астраханской губернии (по существующим тогда положениям центр уезда автоматически получал статус города). Сепаратизм уезда продолжался 1,5 года. Признание этого выхода неминуемо привело бы к сужению территории Калмыкии в границах современных Черноземельского и Юстинского районов.
В 1925 году умер один из советских руководителей — Председатель ЦИКа СССР Нариман Керболай Наджаф оглы Нариманов. Власти Калмобласти, выражая «пожелание» местного населения, предложили переименовать Элисту в город Нариманград.
Но московские начальники, как в свое время и астраханские, оказались прозорливее властей области, оставив все как есть.
Жаркое, немилосердно палящее солнце, суховеи, песчаные бури разочаровали многих из тех, кто так радовался становлению в 30-е годы белокаменного «степного миража». Отсутствие воды и дорог, значительная удаленность от крупных городов затрудняли строительство. И тогда руководство Калмыцкой АССР обратилось с просьбой к правительству страны перенести столицу республики в поселок Трусово, расположенный на правом берегу Волги, с числом жителей 30 тысяч человек. Но и здесь получило отказ.
В скорбном для калмыков 44-м, с упразднением автономии, Элиста была переименована в город Степной — он стал центром Троицкого района Астраханской области, а в 1953 году был передан Ставропольскому краю. Долгие тринадцать лет по остовам разрушенного фашистами города гулял «ветер, ветер степной», «да степной бурьян». Лишь с возвращением Калмыкии статуса республики возвратилось и название. Учебником грядущего является минувшее. Будут ли новые попытки изменить имя нашего города, покажет время. Но одно бесспорно — все возвращается на круги своя.
Статьи и литература
Дар Елегечева
Известный на Тамбовщине писатель Иван Захарович Елегечев в апреле 2009 года подарил библиотеке свои книги. Книга «В русском лесу» (Тамбов, 2008) имеет подзаголовочное название — «Приснопамятный рассказ о России» и включает три части: первая рассказывает о драматической истории приобского континента и называется «Байга», вторая вместила 17 рассказов и озаглавлена «Краткие жанры», третья — проспекты ненаписанных книг.
Елегечев И. В русском лесу. Приснопамятный рассказ о России. — Тамбов: ОАО «Тамбовполиграфиздат», 2008. — С. 97.
В трагедии «Бью челом» (Тамбов, 2006) четыре из пяти произведений стихотворные. Это «Сиблаг», «Прозорливец», «Штрафбат», «Бью челом„ и пьеса “На дне» по следам трагических событий на атомной подлодке «Курск». Во вступительной статье Ю.Э.Михеева, доктора филологических наук, профессора, говорится, что книга И.З. Елегечева автобиографична. «Автор в книге, как правило, очевидец описываемых событий, наблюдает со стороны, создаёт нужный ракурс его восприятия», — пишет Михеев. Хронология создания книги — 1952–2002 годы, место написания — Томск и Тамбов. Иван Захарович пытается спасти Гиперборею «…Междуречье — от Тюмени до Томска … край кедровых угодий: и белка и соболь…» и прославить Тамбовию «прекрасную… словом безыскусным…». Автор показывает человека, его роль в той или иной исторической ситуации. В «Портрете Антонова» он не приемлет несправедливости, ханжества, лицемерия — «Я неизвестный тайный прозорливец, сам по себе живу…». Издание осуществлено за счёт средств автора тиражом 30 экземпляров.
Роман-трагедия «Голгофа» (Тамбов, 2008) — «глубинное и объёмное» исследование. Реалистическое сочетается с фантастическим, историческое с вымышленным. Стержневое событие романа — крестьянская война под руководством Александра Антонова. Первая часть романа «Оккупация» вышла в свет в 1991 году. Вторая книга включает три части: «Белый дом», «Карантин„, “Аз есмь». Книга издана тиражом 500 экземпляров областным управлением по взаимодействию со средствами массовой информации и распределена среди библиотек региона.
В трилогии «Что есть истина» (Тамбов, 2008) с наибольшей полнотой раскрывается образ Г.Р. Державина, созданный И.З. Елегечевым. В вышедшем ранее романе «Губернатор» (Воронеж, 1987) были сокращены несколько глав, а изданная в 2003 году на средства автора книга имела маленький тираж — 50 экземпляров. Данное издание увидело свет благодаря финансированию управлению культуры и архивного дела области.
Также были подарены два экземпляра книги «Сказанья полуночной стороны» (Тамбов, 2007), рассказывающей о любимой Гиперборее — Сибири и её обитателе Хане Ладенготе.
Несмотря на то, что некоторые книги находятся в фонде библиотеки, мы благодарны уважаемому Ивану Захаровичу за дар, предоставленный ТОГУК «ТОУНБ».
Л.Н. Патрина
Всего комментариев: 0
Вы можете оставить свой комментарий:
Что такое прозорливость
Явлению прозорливости уделяется пристальное внимание и в христианской догматике, и в научном познании
В религии
Христианское понимание прозорливости основывается на обретении пожизненной Божественной благодати через духовный опыт и праведную жизнь. Старцы, посвятившие всю свою жизнь служению Господу, получают возможность видеть мысли, чувства и поступки людей. Постоянно пребывая в своих угодниках Бог даёт им возможность вести к спасению большие массы народа.
Прозорливость — дар, отражающий высшую степень единения человека с Богом
Святые провидцы часто тяготятся своим даром. Им видны все самые тёмные уголки души посетителя, даже те, о которых не догадывается пришедший за помощью человек. Созерцание человеческой греховности приносит страдания носителям божественного дара, стремящихся к свету Царства Небесного.
Одним из видов духовной прозорливости является дар рассуждения. Он присущ людям, долгое время ведущим аскетический образ жизни. На основе духовного опыта старцы-аскеты способны определить источник духовного или физического явления, с которым столкнулся посетитель.
Своеобразной формой прозорливости является интеллектуальное духовное видение, основанное на опытном познании учения отцов Церкви. Человек, долгое время изучавший труды святых богословов, способен передавать свой опыт познания нуждающимся людям. Он направляет их по тому пути, который прошёл самостоятельно.
В психологии
В психологической практике выделяется два явления близких по характеру прозорливости.
Серендипность — инстинктивная прозорливость, заключающаяся в случайном открытии какого-либо явления или предмета в процессе поиска чего-либо другого. Термин ввёл в научный оборот в середине XVIII столетия писатель Хорас Уолпол, прочитав старинную венецианскую сказку о трёх братьях-принцах из Серендипа. Серендипность — способность делать глубокие выводы из случайных наблюдений
Её действие происходило в далекой восточной стране, у правителя которой было три сына. Они изучили все известные науки, но не могли использовать их в жизни. Тогда отец отправил их искать по миру множество несуществующих вещей. В ходе этих поисков братья сделали множество других интересных открытий, опираясь при этом на рассуждения, логику и проницательность
Серендипность заключается в умении не только видеть новое событие или явление, но и понимать его значение.
Инсайт — термин, обозначающий особое психологическое состояние человека, при котором он находит неожиданное решение важной проблемы. Особо ярко оно проявляется в критических ситуациях, когда человек испытывает сильное эмоциональное напряжение
Дословно это слово переводится с английского языка как «прямое знание». Другим его значением может быть » озарение, прозрение«. Человек в состоянии инсайта видит картину окружающей действительности в целом, находя решение проблемы на основе имеющегося опыта.
Психологи объясняют феномен «христианской прозорливости» с точки зрения проявления инсайта в сочетании с серендипностью.
Вы здесь
- Главная
- Авторы «Омилии»
- Андрей Нестеров
- Прозорливец
Прозорливец
(Из цикла «У церковной ограды»)
Завелся в епархии прозорливец. Настоятель одного из приходских храмов. И прорицает, и исцеляет…
— Благословите, владыко.
— Бог благословит. Что нового, отец Виталий? — с улыбкой спросил архиерей.
— А вот, смотрите, — отец Виталий, секретарь епархии, положил на стол две ламинированные иконы.
— Благословение храма… — начал читать владыка. — Опять Анатолий?
— Да, ваше высокопреосвященство.
— Ну, что он чудит? Это что? Богородица? Взгляни на лик — ужас!
На принесенных иконах, если их так можно было назвать, было нечто несуразное… Какая-то страшная женщина на черном фоне, со злобным взглядом…
— И он это благословляет раздавать?
— Благословляет.
— Сходить к нему в храм что ли? А то совсем «зачудотворялся». Так, ни при мне, ни при тебе…
Архиерей взял мобильник:
— Алло, отец Афанасий? Бог благословит. Ты далеко? Зайди-ка ко мне.
Высокий, худощавый иеродиакон Афанасий, обладающий шикарным басом, был келейником и ближайшим помощником митрополита. И разумеется, любимым диаконом всех прихожан кафедрального собора. Ему владыка и поручил ответственное задание: неофициальный визит к «чудоттворцу» .
— Ты, это… не в рясе. В мирском иди. Сашку с Мишкой, иподиаконов, с собою возьми. Расскажешь потом, что он там «чудотворит».
В воскресный день, после отслуженной в соборе Литургии, отец Афанасий с двумя архиерейскими иподиаконами направился в храм к «чудотворцу и прозорливцу», «старцу Анатолию». «Старец» был не так уж и стар — 40 лет от роду…
Отец Анатолий был занят приемом посетителей, которых сегодня был полон храм. В момент наставления и поучения одной из своих почитательниц-прихожанок, заметил входящих в храм отца Афанасия и Михаила с Александром. И взыграло в нем бурное желание: сразить вошедших прозорливостью.
— О!Пришли… Вот, ты, — отец Анатолий обратился к иеродиакону Афанасию, — обкурился, обкололся, да еще и, небось, поллитра хлопнул… Шатаешься по притонам… позорище! Еще вон и пацанов в дружки себе взял. Чему ж ты их учишь? Пить-гулять? Наркоту добывать?
Почитательницы отца Анатолия замерли в ожидании. Вот сейчас их любимый «старец» обратит, у всех на глазах, случайно зашедшего «наркомана» к покаянию.
— И что? — продолжал отец Анатолий. — Грехи замаливать пришел? Да ты хоть креститься-то умеешь? Ты вообще знаешь, что такое Литургия? Про Причасти-то и не слышал, наверное, никогда?
— Да сегодня вот, причащался, -тихо ответил отец Афанасий.
— Как? Где?
— В соборе.
— В каком?
— В кафедральном, с владыкой служил.
Отец Анатолий начал потихоньку терять самообладание. Заметно бледнея, спросил:
— Как с владыкой? Что ты врешь?
— Да, с владыкой, — сказал Александр.
— А… а… а… ты кто?
— Иеродиакон Афанасий.
— А… ы… о… э-э-э… — других слов отец Анатолий не в состоянии был выговорить.
На приеме у архиерея, на следующий день, отец Анатолий готов был провалиться под землю от стыда… «Чудотворения» закончились. И «прозорливость» тоже.