Фонтан в складчину
Фонтан в селе? А почему бы и нет! Этой идеей бигилинцы загорелись более года назад. А сегодня хрустальные струи воды весело переливаются на солнце.
Пробный запуск фонтана в Бигиле приурочили ко Дню села в конце августа. Радовались ребятишки, взрослые тоже не скрывали восторга. Жители Першино, Яковлево, деревни Дроновой и поселка Мичуринского, приехавшие на праздник, по-хорошему завидовали соседям:
– Ай да бигилинцы! Ай да молодцы!
Фотографии новой сельской достопримечательности тут же попали в интернет. «Рог изобилия» (а именно так называется фонтан) произвел впечатление на пользователей соцсетей.
Фонтан «Рог изобилия»
Как рассказала Надежда Панкова, глава сельской администрации, решение о том, что фонтану быть, бигилинцы приняли единогласно на заседании территориального общественного совета. Не смутил их и тот факт, что на мечту пришлось добавить из собственного кармана – жертвовал кто сколько мог. Затем были долгие поиски в интернете чаши фонтана и фирмы, которая бы взялась за его установку.
И вот летом в центре села закипела работа. Специалисты из Челябинска смонтировали «Рог изобилия» за неделю. Обустройство фонтана обошлось недешево, но на что ни пойдешь ради мечты…
– Зато мы единственные в городском округе среди сельских территорий, кто решил организовать зону отдыха именно с водным объектом, – отмечает председатель сельского ТОСа «Заря» Наталья Старикова. – Конечно, сейчас для фонтана не совсем подходящее время года, как говорится, «не фонтан», но уверена, что в следующем весенне-летнем сезоне он будет работать постоянно. Надеюсь, что односельчане будут относиться к декоративному сооружению бережно!
Съезжие праздники
Национальные костюмы коми были яркими. Рубахи из тонкой льняной ткани красиво расшиты, широкие юбки сарафанов завязывались на поясе или лямками через плечо. Сегодня старинные наряды мало сохранились, в быту их практически нет, как и являющихся неотъемлемой частью коми костюма фартуков и бабаюров – головных уборов, напоминающих по виду русские кокошники. В быту этих вещей практически не осталось. Увидеть часть из них можно в музее: женские домотканые юбки, рубахи, мужские штаны, детские платья рубашечного покроя. Многие из этих вещей были найдены хозяевами случайно. Например, хозяева убирали тряпки, которыми затыкали вентиляционное отверстие в подполе дома, а там оказывалось детское платьице или разбирали старую подушку и находили внутри мужские штаны (дöра гач).
Чтобы сохранить традиционную культуру, коми-зыряне на новом месте устраивали «съезжие праздники»
Жители деревень Ивановка, Малые и Большие Тихвин, Старой Александровки приезжали друг к другу в гости, чтобы вместе отметить важное событие. Например, на Рождество собирались в Ивановку, на Крещение – в Большой Тихвин
Это позволяло почувствовать себя единым народом, спеть песни и частушки на родном языке.
С ударением на первый слог
Сохранение культуры своего народа было важно, ведь обжившись на новом месте, коми начали терять свои традиции и обычаи. Их сохранением и воссозданием занялись в «Историко-краеведческом музее» Ивановской средней школы
Более тридцати лет назад учитель литературы, «Отличник народного просвещения» Ворсина Людмила Фёдоровна начала по крупицам собирать историю своего села. Помогал ей участник Великой Отечественной войны Попов Василий Ефимович.
Сегодня музей – это место притяжения туристов не только со всей области, но и из других регионов. Не раз здесь были гости из республики Коми. Помимо экспозиций, посвященных истории коми-зырян, в музее есть интерактивные занятия. Например, посетители могут сшить национальную куклу, сделать обереги и поиграть в старинную игру «Шег». На языке коми она звучит, как «шегьясьэм» и возникла от слова «ыж шег», что означает надкопытные суставы передних ног овец. Играют хорошо вычищенными высушенными косточками этих животных. Чаще всего «Шег» был любимым занятием мальчишек, но по праздникам поиграть в него любили и взрослые мужчины. А в Рождество начинался настоящий бум, кости кидали всю святочную неделю. Дело в том, что играть в другое время крестьяне боялись из-за суеверия, считалось, что в хозяйстве могут выродиться овцы.

Также туристы могут стать первоклассниками и сесть за парту для изучения языка коми. Чтобы не утратить его, в селе создали коми-разговорник. Говор зырянок отличается мелодичностью. По певучести разговора ивановцев узнают в любом селе района. Все слова у зырян имеют ударение на первый слог. И совсем нет предлогов, зато есть послелоги. И букв в алфавите не 33, а 35
Сохраняет традиции коми и фольклорная группа «Зыряночка», которая исполняет более 30 песен на коми языке, собирает обряды, игры коми и знакомит с ними гостей
Сегодня население коми в Тюменской области составляет около 800 человек, поэтому сохранение национальной культуры и традиций для них очень важно
Слайд 3Коми-зырянеКоми-зыряне — один из уральских народов, относящийся к финно-угорской языковой группе. Коренное
население республики Коми. Общую численность коми-зырян в России оценивают в 228 тысяч человек, из которых 202 тысячи живут на территории республики Коми. Они составляют 23,7% от населения республики.Коми-зыряне значительно обрусели. Родным язык коми назвали лишь 169 тысяч человек.Существует предположение, что название коми произошло от названия реки Камы. Также на древнем языке слово ком означало «мужчина» или «человек».Ученые относят появление предков коми-зырян и коми-пермяков ко II тысячелетию до нашей эры. Позже из района впадения в Волгу Оки и Камы они ушли на север – в Прикамье. На территорию современной республики Коми предки зырян попали в I тысячелетии до нашей эры.Культура коми богата фольклором, включающим мифы, сказки, легенды. Народ активно развивал творчество, что наглядно отражает прикладное искусство
Большое внимание уделялось обрядовой поэзии, центральной тематикой которой является семья. Часто люди посвящали песни трудовым будням, особенно подчеркивая непростую жизнь земледельца и человека, отдающего себя промыслу
Пословицы и поговорки посвящены нормам морали, в них четко прослеживаются нравоучения родителям и каждому гражданину. Во всем творчестве коми можно видеть интересную черту. Практически в каждом произведении, будь то музыкальное или литературное, проскальзывают позитивные ноты. Коми всегда верили в светлое будущее, напоминая потомкам о том, что нужно всегда трудиться, что бы ни происходило. Самым ценным в жизни каждого человека коми считают период молодости, которую они называют солнцеликой жизнью. Танцы у коми — отдельное искусство. Существуют танцы праздничные, танцы-гулянья и другие виды. Были популярны балы, которые сопровождались частушками, но самыми зрелищными стали хороводы. Они могли насчитывать сотни участников. Начинались из одного села и шли по всему району, постепенно увеличиваясь с каждым новым участникомРазвитие узорного вязания привело к созданию уникального орнамента, характерного только для коми. Народ сумел освоить создание меховой мозаики, резьбу по дереву и кости. Орнаменты можно видеть на предметах быта, одежде, оружии. Преимущественно орнамент имеет геометрические формы, иногда демонстрируются сюжеты, участниками которых являются животные и люди.Традиции коми коснулись многих жизненных аспектов. Несмотря на распространение христианства, до сих пор отмечаются старинные праздники. Например, праздник сбора урожая, проводы уходящего льда, начало охоты. Традиции народа были связаны с культами, почитающими огонь, лес, промысел. Неизменным почетом пользуется культ предков, оберегающих дом. Среди коми до сих пор можно встретить магов и шаманов, знающих заговоры и владеющих колдовством.С детства коми приучаются к труду. Богатый на ресурсы край позволял им заниматься различными ремеслами и строить надежные дома. Домики возводили из дерева. Деревянной была и посуда, причем коми использовали любую породу. Из поколения в поколение они передавали знания обработки древесины и улучшали навыки. Долгие годы развивалось ткачество, основой которого была браная техника. На станках делали полотенца, рубахи, скатерти. Каждую вещь украшали орнаментом и изысканной вышивкой. До сих пор народ соблюдает приверженность традициям в вязании. Коми используют узорное вязание с 5 спицами. У каждого района республики есть собственная разновидность и стиль. Некоторые работы выполняются в разных районах, что позволяет создавать уникальные композиции.
Коми прославились как мастера обработки кожи и меха. Они делают сложные в изготовлении сапоги, используя уникальные методики обработки кожи. Все эти ремесла до сих пор актуальны, а изготавливаемая продукция пользуется большим спросом за пределами республики.
Сельский «Петергоф»
Земляки местных творческих знаменитостей с удовольствием приходят на их концерты и спектакли. Как и в старые времена, в Доме культуры организовываются посиделки и вечера отдыха. Особенно шумно и весело здесь в дни праздничных мероприятий.
Дом культуры
Начиная с 26 ноября 2010 года в селе действует Иоанно-Златоустовский храм-часовня.
Бигилинский приход при церкви во имя Святителя Иоанна Златоуста был учрежден не позднее середины XIX века. В годы советской власти его ликвидировали, а деревянную церковь уничтожили. Вновь отстроенный храм находится в ведении Тобольской кафедры.
Иоанно-Златоустовский храм-часовня
Есть в селе и свои водные артерии: река Карпуниха и река Бегила. Название реки Бегила отличается от названия села только второй буквой.
Главным событием августа 2019 года стало открытие в Бигиле настоящего фонтана. После всего вышеперечисленного можно смело говорить о том, что в сибирской глубинке появился младший брат «Петергофа».
Что такое рог изобилия?
Интересный вариант ответа на вопрос, что значит символ «рог изобилия», дают современным людям легенды.
В Древней Греции считали, что этот атрибут богатства и плодородия создал бог Зевс.
Существовал миф, будто коза Амалфея, благодаря чьему молоку младенец по имени Зевс, оказавшись в пещере острова Крит, сумел выжить и превратиться в бога, потеряла один рог.
Имя козы в переводе означает «податель богатства». Зевс в благодарность, так гласит миф, и в память о своей кормилице сделал этот рог символом богатства.
Изобилие – нескончаемый поток блаженства, достатка.
Рог изобилия сулит получение не только материальных благ, но и духовных.
В античности существовали монеты, на которых изображался этот символ благополучия и процветание государства.
Таким образом была увековечена картина раздачи богатства Фортуной — так древнегреческий миф был положен в сюжет чеканки монет.
Многим известна также и картина, на которой Фортуна (Тиха), держа в руках рог изобилия, раздаёт людям божественные блага.
Миф появления этого символа на земле часто является сюжетом многих произведений искусства.
В наши дни рог изобилия используют не только в качестве персонального амулета, но и как амулет для всего дома.
В зависимости от того, какого рода «изобилия» жаждет обладатель амулета, его
наполняют определенными предметами.
Так, к примеру, если вы хотите, чтобы в доме всегда было тепло, сытно, уютно и красиво, рог следует наполнить плодами земли: овощами, фруктами и злаками.
Если вы жаждете богатства, насыпьте в рог монеты.
Цветы и колоски кладут в рог, чтобы обеспечить «богатство чувств».
Чтобы восстановить утраченное здоровье, рог наполняют ароматическими травами.
Рог объединяет женское и мужское начало, а также связанные с ними представления о продолжении рода и плодовитости.
Считается, что рог из бирюзы помогает открывать в себе новые грани.
Рог из граната наделяет умением радоваться жизни.
Миниатюрный рог из черного обсидиана помогает ощутить в себе небывалую силу.
А рог из розового кварца сделает свою обладательницу неотразимой.
Теория воздействия символа на человеческую судьбу гласит, что счастливым становится не только тот, кто получает в дар символ удачи и долголетия, но и тот, кто преподносит его любимому или родному человеку, делая это от всего сердца.
Наверное, вам интересно будет узнать, что талисман Рог изобилия — это распространенный геральдический элемент, олицетворяющий все блага Матери-земли.
На гербе Колумбии, в частности, изображен классический рог изобилия, наполненный обычными для этой страны цветами и экзотическими фруктами, и еще один, с золотыми монетами.
Золотой рог изобилия есть и на гербе Перу.
На гербе Венесуэлы изображены два перекрещенных рога изобилия, украшающие его верхнюю часть.
Этот же мотив повторяется на панамском гербе и на гербе провинции Мендоса в Аргентине.
Стадо для друзей
Ферму в деревне Шадриха Овсепян заполучил ещё в девяностые. Тогда здесь была полнейшая разруха и пять поросят. За 20 лет усердной работы и немалых вложений захудалое хозяйство превратилось в активно развивающуюся ферму. Основной профиль — молоко, стадо обитающих здесь бурёнок насчитывает около 400 голов и исправно поставляет продукт на молокозавод в Первоуральске. Овец хозяин решил завести ради эксперимента и для друзей.
— Если ко мне гости пришли, я же не могу быка зарезать, а барашка — запросто. Мы, кавказцы, люди гостеприимные. В лучшие времена овечье стадо доходило у меня до 300 голов. Но помещения не позволяют столько скотины держать, поэтому пришлось сократить стадо в два с половиной раза.
Этой зимой Нвер Овсепян проводит эксперимент — половину своих овечек он перевёл на так называемое холодное содержание. Первые уральские морозы животные пережили недурно, поэтому фермер надеется, что они выдержат и всю зиму. Тогда оставшиеся полстада можно будет тоже переселить на улицу, а в свободном помещении устроить «ясли» для телят (скоро должны отелиться ещё 150 коров, а девать молодняк уже некуда). Есть у содержания овец на свежем воздухе и другие плюсы: на снегу они портят меньше сена и не затаптывают его, а значит, можно экономить на корме. Небольшого стога хватает дней на 10–15. На ночь овечки уходят под крышу и получают десертную дозу сенажа. В специальное длинное корыто, расположенное вдоль стены загона, вечером подаётся тёплая вода — в целях всё той же экономии не больше, чем они могут выпить за ночь.
Толстошкурая скотина, надо сказать, чувствует себя на свежем воздухе неплохо и выглядит вполне довольной жизнью: жуют, вперились в объектив фотокамеры, как бараны на новые ворота, на холоде не дрожат. Вместе со взрослыми самками и двумя матёрыми баранами с кручёными рогами по снегу скачут и совсем маленькие ягнята.
— Породу точно не назову, но знаю, что её привезли из Кургана, они выносливые. Если держать года полтора-два, выходит около 70 кг мяса.
Как сделать рог изобилия своими руками
Символ удачи, амулет и подарок при желании можно сделать собственноручно.
Так как символ рог изобилия имеет значение атрибута, дающего нескончаемые дары, основным элементом его является наполнение рога.
Поэтому можно его использовать как «обёртку» для основного подарка: денег, золотых украшений, сладостей и других полезных и приятных даров.
Существует множество мастер-классов, объясняющих, как своими руками сделать рог изобилия.
Вязаный крючком атрибут прекрасно будет смотреться на стене в качестве украшения прихожей или спальни.
Сшитый из ткани и наполненный символическими божественными дарами атрибут, символизирующий достаток и счастье, украсит стены любого помещения.
Можно сделать рог изобилия из папье-маше, наклеивая кусочки газеты на вылепленный из пластилина шаблон, а затем раскрашенный акварелью или акриловыми красками.
Можно размочить в воде туалетную бумагу и вылепить из полученной кашицы атрибут – сделать это не составит особого труда людям, даже мало знакомым с процессом художественной лепки.
Можно сделать рог изобилия в виде барельефа своими руками, украсив стену комнаты.
Для этого мастеру потребуется сначала вылепить шаблон из пластилина, затем сделать форму для отливки из гипса.
А уж после этого непосредственно отливать изделие, которое клеем прикрепляется на стену.
Считается, что счастье и удачу приносит не только сам атрибут — рог изобилия – но и запечатлённый в рисунке миф.
Поэтому картина, изображающая бой Геракла с Ахелоем или кормящая своим молоком младенца коза также принесёт своим владельцам достаток и исполнение желаний.
Теория действия символа такова, что провидение способно выручить человека из любой беды.
Картину с сюжетом о роге изобилия можно также выполнить в виде барельефа – объёмного выступающего изображения на стене.
Это, конечно, доступно немногим, но если в человеке кроется талант скульптора, то такое искусство не только украсит помещение, но сделает владельца его богаче и успешнее.
Самый действенный амулет, конечно же, изготавливается из настоящего рога.
Он покрывается лаком, инкрустируется драгоценными каменьями, обрамляется в золото.
Но сделать такой талисман может лишь человек, являющийся в этом мастерстве настоящим профессионалом.
Овчинка выделки не стоит
Мясо барашков дороже, чем говядина — это можно заметить и по ценам на рынках. Сбыть его удаётся достаточно легко, а вот на шерсть спрос невелик. Фермер в этом сезоне даже крышу утеплил овечьей шерстью — так хоть труд не пропал.
Когда на ферме появился первый десяток овец, хозяин предлагал жителям Шадрихи стричь шерсть и забирать себе даром, чтобы не приходилось сжигать такое богатство. Один мужчина забрал шерсть, чтобы скатать валенки — сделал одни для дочки и три пары взрослых. И всё. Больше шерсть никому не нужна, да и объёмы с сокращением стада стали поменьше. Та же ситуация и со шкурами.
— Если где-то неподалёку люди заинтересуются шерстью и шкурами, я готов сам возить товар, при условии получения хоть какой-то выгоды, — говорит фермер. — Есть одна швейная фабрика, которой интересны шкурки, но находится она в Уфе. Но зачем за 600 километров везти такую мелочь? Овчинка выделки не стоит.

Нвер Овсепян санкциям только обрадовался — ждёт, что государство начнёт больше вкладываться в частные фермерские хозяйства и закупать продукцию большими объёмами. Фото: Алексей Кунилов.
На ферме у Овсепяна всего два барана, остальных кастрируют и отправляют на мясо. Каждый год приходится покупать нового самца. Регулярная смена производителя — это обязательное условие для разведения здоровой скотины. Эту проблему решило бы искусственное осеменение, но специалистов в этой области очень мало, да и денег на специальное оборудование нет. В 2014 году и так около миллиона рублей потратили на топливо, чтобы вспахать и засеять землю.
— За свое дело, я, как говорится, угорел. Пусть иногда тяжело приходится, но надо работать. Сейчас и власти стали помогать. Когда я только взялся за эту ферму, здесь была полная разруха, и бывшему городскому начальству было всё равно. Новое руководство, конечно, значительно больше помогает. Даже землю ещё выделить обещали, которой мне так не хватает.
Такое трудолюбие, увы, в деревне редкость. На ферме у Нвера работает до 30 человек в зависимости от сезона, из них только трое — русские. Звал к себе местных, но они усердием не блещут. А фермер продолжает тянуть на своих плечах хозяйство и строить планы, как его расширит. Сейчас он собирается подать документы на получение нового гранта, чтобы не дать жёстким финансовым рамкам скрутить себя в бараний рог.



























