Места, где, предположительно, спрятаны крупные клады

Как найти клад в майнкрафт - nezlop.ru

Охота за сокровищами — русский народный промысел

Вместе с кладами появились и кладоискатели. Кто же откажется от несметных богатств, зарытых прямо под ногами? Сильнее всего кладомания охватила крестьян, живших впроголодь под тяжестью государственных и господских поборов. Подневольное положение, длившееся веками, воспитало в них веру в невозможность обогащения честным трудом: «от трудов праведных не наживешь палат каменных».

Известно, что клады на Руси делали с раннего Средневековья. Об этом говорят как письменные источники, так и реальные находки археологов. С кладоискательством всё сложнее — от XI–XV веков у нас остались разве что летописи и жития святых. Упоминания о кладоискателях в них отрывочны.

В 1626 году в Путивле крестьянин Роман Гаврилов нашел в древнем кургане «золота два прута, да 26 плащей (пластин), да 9 перстней золотых, и пуговицы, и иные мелкие статьи золотые и серебряные» — вероятнее всего, клад или захоронение какого-то древнерусского князя. Спустя три года в Можайске казачий сын Пахомка Коверзин отрыл в земле у горы кувшин денег.

В 1638 году в Курске бобыльский сын Михейка с нищим Акимкой и его пасынком Артюшкой близ горы нашли горшочек с восемью золотниками татарских денег и пятью лубочками волоченого серебра весом в 28 золотников. Спустя 30 лет близ Воронежа казак откопал «под дубом котел небольшой пивной денег, да на тех деньгах лежат три или четыре бруска литых, неведомо какие, накрыт тот котел сковородою железною».

Золотые кольца из кладов XII–XIII веков. Источник

В 1673 году в Старой Рязани несколько крестьян отыскали погреб с литым серебром, золотыми плитами и прутьями, цепями и богатыми ювелирными украшениями — видимо, один из княжеских или боярских кладов, зарытых в 1237-м при взятии Рязани Батыем. В 1702 году можайскому воеводе донесли на людей, отрывших пару сотен «старинных денег и денежек». Некоторые становились кладоискателями поневоле, обнаружив сокровища случайно: в 1623 году в Черни к воеводе явились дети боярские и признались, что случайно нашли рядом с Головкиным лесом кувшин денег.

В XVIII–XIX веках эпидемия кладоискательства ничуть не спала. После отмены крепостного права в 1861 году многие крестьяне получили неудобья — непаханые земли, часто места древних городищ и могильников.

Исключения случались редко: в 1828 году три рязанца откопали крупный клад из серебряных новгородских гривен XIII века, но скрыть находку не смогли и передали ее в Эрмитаж.

Бармы (нашейное украшение) из клада XII–XIII веков, случайно найденного крестьянами в Старой Рязани в 1822 году. Обнаружив сокровище, они передали его властям, а в благодарность получили от императора 10 000 рублей. Источник

Новости о найденных кладах вдохновляли людей на поиски. Иногда «кладовая лихорадка» охватывала села и города. В селе Залесье на Херсонщине десятки крестьян клюнули на легенду о запорожском кладе, состоящем из 12 бочонков с золотом, и три года безуспешно искали его в степи. Около 1890 года крестьяне села Ильинского Макарьевского уезда всю весну бродили по лесу в поисках таинственного разбойничьего клада, но тоже ничего не нашли. В это же время золотая лихорадка охватила толпу костромских крестьян во главе с местным священником. Полиции пришлось разгонять их силой.

Историки недолюбливали кладоискателей  находки, способные дополнить картину прошлого, миновали ученых и бесследно исчезали. В 1859 году появилась Археологическая комиссия, которая выплачивала вознаграждения за сдачу кладов. Идея сработала лишь отчасти: в основном в комиссию присылали монетные клады.

Сокровища Стеньки Разина

Часто зарывать в землю награбленные сокровища были вынуждены разбойники, ведь они находились в постоянном движении, не желая попасться властям или многочисленным недругам. Таскать с собой сундуки с золотом, серебром и драгоценными камнями довольно проблематично. А самым известным разбойником за всю историю России был Стенька Разин, которого народная молва считала не просто лихим атаманом, но и искусным чародеем.

Много историй о кладах Стеньки Разина ходит в народе. Почти каждый приметный утёс или бугор, расположенный на волжском берегу, где орудовала шайка известного разбойника, считают тем самым местом, где атаман зарыл свои несметные богатства. Но самый большой клад, по преданию, закопан в землю донским казаком в районе села Шатрашаны Ульяновской области.

Рассказывали, что сам призрак Стеньки Разина, желая упокоения, открыл место клада какому-то бурлаку и даже дал ему бумагу, в которой было написано, как добыть сокровища. Но бурлак не умел читать, поэтому он показал ту грамоту другому человеку, а этого было делать нельзя. Заговоренный клад тотчас же ушел под землю.

Также говорят, что еще одним местом, где спрятано награбленное Стенькой Разиным добро, является гора Дурман, расположенная у села Даниловка Саратовской области. Якобы местные крестьяне нашли письмо одного из соратников лихого атамана, в котором было указано, где искать клад. Но люди, попытавшиеся выкопать сокровища, испугались привидевшихся им призраков и сбежали.

Можно ли декодировать легенды о кладах?

Сказки не возникают из пустоты, они всегда носят отпечатки мыслей, чувств и действий сказителей. Легенды о кладах не исключение: в них прослеживаются переживания крестьян и нищих. Не зря клады открываются только им — мифические рассказы о сокровищах принадлежат к народным утопическим легендам и выражают мечты масс о денежном благополучии, времени, когда всего будет в достатке. Надеяться на обогащение честным трудом не приходилось, поэтому народ ждал помощи из недр земли.

Может быть интересно

Нечистая сила, охраняющая клад, рождена неприглядной реальностью, в которой подавляющее число находок не представляло никакой ценности. Под стать церкви неудачливые кладоискатели сочиняли небылицы про бесовскую стражу и дьявольские ловушки. Того же происхождения легенды о драгоценностях, рассыпающихся в труху и черепки: в очередной раз найдя осколки посуды и позеленевшие от времени копейки, давно вышедшие из оборота, кладоискатели предпочитали обвинить во всем проклятье. Не до конца ясно, исполнялись ли на самом деле ритуалы и обряды, описанные в легендах. Это возможно, если допустить, что многие крестьяне были религиозны и искренне верили в нечистую силу.

Источник

Появление в легендах о сокровищах замков тоже неслучайно. С древнейших времен на Руси их использовали в обрядовой практике. В Юрьев день крестьяне перед выпасом обходили скот с замком или клали замок у входа в хлев, чтобы уберечь животных от болезней и нападения хищников. На свадьбе замок запирали и клали под порог сразу же после прихода в дом жениха, чтобы укрепить брак.

Из этого «обрядового семейства» и запирание сокровищ. Замки обнаружены во множестве кладов XI–XIII веков. В 1885 году в Киеве археологи нашли клад домонгольской эпохи, в котором среди серебряных слитков, золотых подвесок, браслетов и тридцати золотых сережек лежали два самых обычных железных замка. Видимо, владелец драгоценностей решил перестраховаться и поставил на клад двойную магическую защиту.

Больше о кладах и кладоискателях:

1. А. Г. Векслер, А. С. Мельникова. «Московские клады»

В совместной монографии ученый-археолог Александр Векслер и нумизмат Алла Мельникова подробно описали монетные клады, найденные в Москве и области к концу XX века. Параллельно авторы попытались объяснить, с чем связано нахождение в них тех или иных монет и как события внутренней и внешней политики России влияли на динамику появления кладов в столице.

2. Г. Ф. Корзухина. «Русские клады IX–XIII веков»

Название книги говорит само за себя — в монографии советского археолога Галины Корзухиной рассказывается о кладах домонгольского периода. Автор делает упор на материальную сторону вопроса: детально описывает содержание известных к середине XX века кладов (работа издана в 1954 году), анализирует внешний вид найденных украшений и рассуждает о русском художественном ремесле исследуемой эпохи.

3. Е. В. Кузнецов-Тобольский. «Кладоискание и предания о кладах в Западной Сибири»; В. Д. Цыбин. «Заговоренные клады и кладоискатели. Предания старины и новины заговоренные»; Е. В. Яровой. «По следам древних кладов»

Хотите больше легенд и преданий о кладах? Тогда эти книги то, что вам нужно. В статье разобраны лишь общие черты, присущие большинству небылиц о сокровищах. Самих их огромное множество: предания о кладах превращались в целые сказки, а поклажи и их хозяева становились героями фольклора наряду с богатырями и домовыми.

Что такое клад?

В приключенческих фильмах клад — это сундук с золотом, бриллиантами и украшениями. В реальной жизни находят чаще всего мелкие почерневшие монеты, пуговицы, посуду и другие предметы прошедших эпох. Чтобы стать настоящим кладоискателем, необходимо разбираться в находках и знать, что имеет ценность, а что нет. Ведь горсть почерневших монет или невзрачная статуэтка вполне могут стоить дороже, чем золотой слиток.

Жизнь Самуэля Беллами, хотя и короткая, была чрезвычайно насыщенной. Он тоже женится, очень молод, и у него есть сын. Хотя он пообещал жене вернуться, она больше никогда его не увидит! Самуэль во время своего пребывания в Королевском флоте стал хорошим матросом, и он, несомненно, слышал о кораблекрушениях, особенно испанских галеонов. Поскольку у него есть твердое намерение стать охотником за сокровищами и восстановить состояние, охваченное Флоридой, Соединенные Штаты!

Он приземлился в Кап-Код, штат Массачусетс, который станет его родным портом. Он встречает молодую Марию, которой всего 15 лет, и влюбляется. На Кейп-Код он пересек дорогу двух мужчин, которые предложили ему отправиться с ними как пират! Новое расширение позволяет нам открыть совершенно новый континент — Сломанные острова. Этот новый игровой опыт позволяет вам обнаружить на изгибе каждой зоны много разбросанных сокровищ и часто хорошо скрывается предупреждающим глазом игрока.

«Горсть почерневших монет или невзрачная статуэтка вполне могут стоить дороже, чем золотой слиток». Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко

Опасность находки

Взять клад очень непросто. По поверьям, при этом случались разные страсти: человек может обмереть, едва прикоснувшись к заговоренному кладу или не застрянет в вырытой яме или подвале. Для того, чтобы это не случилось, полагалось, прежде всего, сказать трижды: «Чур! Чур! Свято место, чур, Божье да мое» или «Мой клад, с Богом напополам».

Ритуал предусматривал также необходимость снять с головы шапку и накрыть ею добычу. Символический смысл этого действа заключался в том, что, принимая клад, счастливец оставляет в залог собственную голову и ни за что никогда и ни кому не поведает тайны приобретения. Верхний слой полагалось ссыпать — на тот случай, если клад запечатан каким-то заклятьем.

Существовали строгие запреты на определенные действия при взятии сокровища. Нельзя было:

 — ругаться, даже мысленно; — разговаривать; — оглядываться назад; — спать вблизи.

По болгарским поверьям, нельзя приходить без пепла: посыпав им место находки, уйти, а через сутки вернуться и по следам на пепле определить, какая жертва запрашивается за клад: если животных или птиц, нужно заколоть ягненка, барана или петуха, если человека, то требуется совершить убийство.

Где стоит осуществлять поиск

Деревня c высоты птичьего полёта

Коль уж пошла речь о систематизации накопленных знаний, то, естественно, существуют места наиболее вероятного залегания кладов и других находок. Итак, основные места, где наиболее вероятны клады – это:

  1. В деревне. Чем старше населенный пункт, чем богаче его история, тем больше вероятность интересной находки. Вообще наши русские села и деревушки весьма благодатная почва для поиска скрытых сокровищ. Клады прятались в подвалах домов, в фундаментах, в стенах, под каким-нибудь примечательным камнем или деревом, на огороде. Следовательно, все эти места заслуживают вашего безусловного внимания. Неплохо, а даже лучше всего, пообщаться с местными жителями, если населенный пункт еще жилой или с жителями соседних деревушек. Аборигенам всегда есть, что рассказать – местные легенды и предания, знание окрестностей и особенностей ландшафта, знания окружающей жизни – все это отличная информация, способная дать какую-то конкретную зацепку.
  2. Колодцы и источники. С древних времен люди не только прятали в них клады, но поклонялись им, считали целебными, совершали рядом с ними различные обряды. В конце концов, любой источник – это довольно посещаемое место, так что без находок не останетесь точно. С другой стороны, обследование колодцев на предмет поиска клада – занятие крайне опасное для жизни. Поэтому стоит сто раз подумать, прежде чем начинать исследовать колодец изнутри.
  3. Обочины и окрестности старых дорог. Особенно, лесных. Чем оживленнее была некогда дорога, тем больше вероятности, что на ее обочине можно найти клад. По дорогам в старину люди не только путешествовали. Кое-кто и промышлял разбоем. В частности, клад мог зарыть купец при нападении на его обоз; могли зарыть и сами разбойники; путники просто могли потерять кошелек во время отдыха на поляне и т.д.
  4. Броды, мосты и переправы. Опять же, все эти топографические объекты – весьма посещаемые людьми места. Ситуаций, когда и при каких обстоятельств, здесь мог быть зарыт клад, множество. Следовательно, искать надо и здесь. В частности, мосты – это вообще сакральные объекты у многих народов. В былинах и сказках восточных славян фигурирует Калинов мост через реку Смородину, который, по одному из толкований, соединяет мир живых с миром мёртвых. Такие легендарные места, я считаю, заслуживают особого внимания.
  5. Перекрестки. И снова причина выделения в особый подвид мест, где можно найти клад, кроется в практическом и сакральном назначении. Перекресток – это самая оживленная часть дороги, следовательно, человеческий и событийный трафик соответствующие. «Перекрестки чтутся роковыми и нечистыми; тут совершаются чары, заговоры, хоронят самоубийц или найденные трупы, и ставят кресты, часовенки, для охраны. На перекрестке черти яйца катают, в свайку играют. На перекрестке нечистый волен в душе человека.»
  6. Культовые места: церкви, часовни, священные рощи, святые источники. Кому как не Богу лучше всего доверять охрану клада? А поскольку люди и по сей день являются очень суеверными (не нам, кладоискателям это обсуждать, с нашими-то обрядами угощения Земляного Деда), то подобные места считались очень надежными и верными.

Дополнять этот список можно до бесконечности. Повторюсь еще раз, искать клад стоит там, где были люди. Это утверждение верно для любой области и региона.

3Сокровища острова Кокос

Еще одно известное пиратское место — принадлежащий Коста-Рике остров Кокос в Тихом океане, к северу от Галапагосских островов. Первый клад спрятал здесь знаменитый пират Генри Морган во второй половине XVII века. В 1668 году он захватил панамскую гавань Портобело, где скапливалось всё золото перед отправкой в Испанию. В течение следующих трёх лет его военной добычей стали города Маракайбо и Панама. Разграбив эти города, он обрёл славу легендарного пирата. В отличие от многих других, Морган скрупулёзно отчислял положенную часть добычи английскому королю Карлу II и за это на закате своей пиратской карьеры был возведён в рыцари и назначен вице-губернатором Ямайки. Легенда гласит, что спустя некоторое время Карлу II донесли, будто бы Морган утаивал бо́льшую часть награбленного золота и зарыл его на острове Кокос. Король Англии «вызвал» короля пиратов в Лондон, где хотел узнать тайну клада. Но Морган якобы сумел предоставить королю исчерпывающие доказательства ложности возведённых на него обвинений. В 1688 году король пиратов и «государственный деятель» умер. Тайна его клада на острове Кокос до сих пор остаётся неразгаданной.Остров Кокос, расположенный на 5°33′ с. ш. и 87°2′ з. д., уже давно известен под названиями «остров сокровищ», «пиратский сейф» и «Мекка кладоискателей»

Вот уже полтора века этот крошечный, покрытый непроходимыми джунглями клочок суши (длиной 6,5 км, шириной 3,2 км) привлекает к себе внимание многочисленных кладоискателей. Считается, что остров хранит в своих недрах богатства трех знаменитых пиратов: Вильяма Дампира, Александра Грэхема и Скота Томпсона

Интересна история клада, который связывают с именами двух последних пиратов.Осенью 1820 года войска освободителя Аргентины, Чили и Перу — генерала Хосе Сан-Мартина — наступали на испанских колонизаторов с юга. Столица Перу была отрезана с севера от испанских владений войсками Симона Боливара. Вице-король Перу Хоакин Песуэла решил переправить государственные богатства в Панаму. Сокровища, награбленные испанцами за годы владычества, были тайком доставлены в порт Кальяо. Современная оценка перуанской казны колеблется в следующих пределах: 10 миллионов песо по версии испанцев, 30 миллионов фунтов стерлингов по английской и 30 миллионов долларов по американской версии. В Кальяо стояло пять кораблей. В трюм одного из галеонов — «Релампага» — скрытно погрузили ценности.У входа в Панамский залив «золотой» эскадре преградил дорогу бриг пирата Грэхема, по кличке Бенито Бонито. Грэхем служил в королевском флоте. Будучи командиром брига «Девоншир», он отличился в Трафальгарском сражении. Со смертью Нельсона слава героев Трафальгара стала угасать, и Грэхем оставил службу и пошел по разбойничему пути.Корсары Бенито Бонито в абордажной схватке овладели галеоном «Релампага». Пираты повели судно к острову Кокос. Там, на берегу бухты Уэйфер, в подземной пещере, Бенито Бонито спрятал бочки и сундук с драгоценностями. Вскоре два английских брига настигли пиратское судно у берегов Коста-Рики. Александр Грэхем был повешен на рее и унес с собой тайну клада.Вторая легенда о лимском сокровище утверждает, что оно было отправлено из Кальяо на пиратском судне Скота Томпсона «Мери Диир». Испанцы обещали корсару большое вознаграждение, погрузили в трюм его брига «важные государственные документы» и поставили свою охрану. Но провести Томпсона было трудно. Пираты перебили испанскую охрану и заглянули в трюм… Обрубив якорный канат, бриг ринулся в открытый океан. Но за ним устремился военный корабль. Он догнал судно Томпсона, правда, лишь в бухте Уэйфер острова Кокос. Поскольку сокровищ в трюме уже не оказалось, испанцы повесили всех, кроме Томпсона и его старшего штурмана. Их привезли в панамскую тюрьму, надеясь добиться признания. Но по дороге штурман умер, а капитан хранил тайну клада, понимая, что лишь так может спасти жизнь.В 1821 году Скот Томпсон был выпущен из тюрьмы. Он перебрался в Канаду, долгие годы жил на Ньюфаундленде, собирая деньги для экспедиции на остров Кокос. Томпсон заключил соглашение с капитаном Киттингом, но перед самым плаванием тяжело заболел и, умирая, отдал Киттингу карту острова со схемой клада. Экспедиция Киттинга достигла острова. Капитан и его новый компаньон Боуг пытались скрыть от команды цель посещения Кокоса, но им это не удалось. Киттинг и Боуг ночью покинули судно и спрятались в пещере. Морякам не удалось отыскать их на острове, и они ушли без капитана. Через некоторое время случайный китобоец подобрал на берегу острова измученного человека. Это был капитан Киттинг. С китобоями он вернулся в Ньюфаундленд. Перед смертью он передал карту Томпсона какому-то приятелю, и тогда она стала всеобщим достоянием.

Где искать

За всю историю Москвы официально было зафиксировано 100 кладов, найденных в исторических пределах города. Ещё около 200 находок было сделано в Подмосковье. По мнению исследователей, общее количество найденных артефактов, о которых государству ничего не известно, исчисляется тысячами. Городские клады чаще всего «богаче», чем Подмосковные, но находят их всё реже: копать в центре столицы запрещено, а старых зданий осталось мало. В Подмосковье шансов что-то найти значительно больше, и именно там чаще всего сосредоточены поиски кладоискателей.

Старые московские дома

хранят множество тайн. За наличниками дверей, под подоконниками и полами можно обнаружить тайники, закатившиеся монеты и другие мелкие предметы. На чердаках чаще всего прятали то, что было опасно хранить в квартире: оружие, краденые вещи и другое незаконно нажитое имущество.

В идущих под снос советских пятиэтажках

также можно найти много интересного. Советские монеты, открытки, значки и прочие предметы, которые забыли или оставили, посчитав ненужными, зачастую приносят кладоискателям неплохой доход.

Клад из 140 золотых русских и иностранных монет 1917 года, найденный в Москве в Тихвинском переулке в 1990 году. Выставка кладов России в Государственном историческом музее в Москве. Фото: РИА Новости / Игорь Михалев

Места древних захоронений

вызывают у кладоискателей живой интерес. Правда, российским искателям повезло меньше европейских: у славян было принято класть в могилу не украшения, а предметы повседневного обихода.

На местах сражений

в земле лежит множество артефактов. Предметы амуниции, ордена, медали, оружие — всё это имеет большую историческую ценность.

Заброшенные деревни

тоже богаты на находки. За наличниками дверей, под полом и на чердаках, в земле вокруг домов и на улицах можно найти старые монеты и другие предметы старины.

Многое можно найти на бывших ярмарках, рынках и других местах скопления людей

. Земля здесь изобилует предметами повседневного обихода прошлых времён, монетами, а если повезёт, можно найти даже схрон денег и других ценностей. Помимо этого, искать можно на бывших переправах, по которым часто ездили телеги, у родников и колодцев, в оврагах и руслах высохших ручьёв.

Где спрятаны сокровища Кудеяра?

Рассказы о разбойнике Кудеяре были широко распространены в легендах всех южных и центральных губерниях России – от Смоленской до Саратовской. 

Кудеяр (от тюрк. перс. Xud;y;r «возлюбленный Богом») легендарный разбойник, персонаж русского фольклора. Он сколотил ватагу, с которой грабил богатые обозы. С его именем связано название множества мелких географических пунктов на Руси (Кудеярова крепость, гора, лес, село Кудеяровка).

Таких Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, в Южной России около сотни. 

«А то ещё был Кудеяр – этот где-где не разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани приходил, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску – везде побывал, везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки, озера, так, какого ручья, раскинет полушубок или свиту и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит: нет ли погони где; правый глаз заснул – левый сторожит, а там – левый спит, правый сторожит – так вперемену; а как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку — поминай как звали…Так и издох своей смертью — никак изловить его не могли, как там ни старались».

Легенды утверждают: помогала Кудеяру нечистая сила – «изгробная кукла», которую ему подарила одна колдунья. С этой древней куклой Кудеяр должен был каждый раз делиться частью награбленного. Но однажды разбойник перестал выполнять наказ и забыл про неё. Тут же удача отвернулась от него.

Кудеяр ужаснулся сделанному, горько раскаялся и отправился в один из монастырей замаливать грехи. В нём разбойник решил открыть тайну своих кладов. Попросил перо и бумагу и начал записывать места (воровские городки), где он некогда схоронил награбленное. Долго он писал. А когда закончил, отдал записи монахам. Но только подивились те: никаких записей на бумаге не было. Вместо них было изображение древнего идола «изгробной куклы»…

Места орловских легенд о Кудеяре находятся, в основном, на территории национального парка «Орловское полесье». Там даже есть маршрут, который называется «Тропами Кудеяра». По легенде, в районе деревне Радовище находилось убежище Кудеяра.

По легенде здесь Кудеяр жил, пировал, хранил награбленные сокровища и даже хоронил своих возлюбленных. 

Оплошности искателей

Считалось, что иногда человек упускает клад, на который ему указывают неведомые «дарители», потому что неправильно себя ведет. Одна быличка рассказывает, как мужик шел по дороге, и его нагнала катящаяся с грохотом бочка, а кто-то невидимый сбоку закричал: «Перекрести дорогу!», но тот испугался и отскочил, а самодвижущаяся тара пронеслась мимо, удивив незадачливого прохожего звоном монет.

Другая история сообщает, как некоему пензенскому жителю ежедневно в полдень являлся всклокоченный мужик в изорванной одежде, пробегал в сарай, останавливался на одном и том же месте и исчезал. Хозяин сарая, не будь дураком, сообразил, что это «наводка», взял лопату, копнул и отрыл котелок с деньгами.

Только взял, а сзади голос: «Что ты тут, мил человек, делаешь»? Новоявленный богач, разозлившись, что кто-то может позариться на его находку, грубо ответил: «А тебе какого черта надо?», и тут же посудина с сокровищем выскользнула из рук и скрылась в земле. А надо было, по поверью, попросить помощи у вопрошавшего.

А еще клады пропадали, когда несколько человек сговаривались поделить добычу поровну, а потом кто-то задумывал присвоить себе все или большую часть, или перед поиском был дан какой-то зарок, но не исполнен, а также не совершено необходимое пожертвование со вновь приобретенного богатства.

Реальность и мистика

Помещики, купцы, бандиты всех мастей, иностранные подданные и прочие люди вынуждены были доверять земле свои богатства, порой весьма значительные, поскольку другого способа сохранить их не было. Так поступали перед вынужденным отъездом (например, в ссылку) или чтобы скрыть нажитое добро от любителей поживиться за чужой счет, или в лихие и предвоенные годы.

Клад прятали в потайных местах, которые можно было легко отыскать по приметам на местности: отдельно растущим деревьям, бросающимся в глаза камням и холмам.

Чтобы защитить клад от желающих присвоить себе чужое, люди часто прибегали к различным мистическим техникам: читали заговоры, совершали жертвоприношения и исполняли магические ритуалы.

В народе считалось, что заговоренные клады охраняют бесы, способные запутать кого угодно. Иногда нечистая сила могла настолько повлиять на сознание человека, что вместо золотых монет он забирал с собой глиняные черепки, камни и грязь, принимая их за сокровища. Такой бесовской обман обычно открывался наутро.

Кладоискательство всегда было опасным делом. Сокровища часто зарывали в землю на какое-то количество голов. Так, если хозяин богатства прочитал заговор, заложив свое имущество «на 40 голов», то неминуемая и быстрая смерть поджидала 40 человек, попытавшихся этот клад вырыть из земли. А вот 41-й искатель сокровищ мог их спокойно забрать.

4Клад Сигизмунда III

Особо богатым на захоронение кладов в России является Смутное время, что и логично. В результате большая часть найденных сокровищ датируется именно XVI—XVII вв.еками. Но вот история самого главного клада тех времен далеко не завершена. Начинается она со слов «Я направил из Москвы 923 поводы разного добра в Калужские ворота на Можайск». Предание гласит, что оригинал этой записи был сделан на «медной доске» на латинском и польском языках и хранится в Варшаве. Поляки с согласия боярской Думы вступили в Москву, а вся Можайская дорога от Москвы до Смоленска контролировалась польскими гарнизонами. Короткий период согласия оккупантов с боярской верхушкой закончился Московским восстанием в марте 1611 года, которое было жестоко подавлено поляками, а сама Москва сожжена и разграблена. Поляки, по свидетельству Карамзина, «грабили казну царскую, взяли всю утварь наших древних венценосцев, их короны, жезлы, сосуды, одежды богатые, чтобы послать к Сигизмунду… сдирали с икон оклады, делили золото, серебро, жемчуг, камни и ткани драгоценные». Вот эти-то «трофеи» и составили 923 подводы с добром, которые были зарыты на каком-то Никольском погосте.Клад Сигизмунда спрятан в небольшом подземелье, которое должно было предотвратить повреждение сокровищ, увезенных из Москвы. Приметы закопанного клада довольно четкие. Сокровища спрятаны в 650 метрах от погоста Николая Чудотворца Лапотного, который стоит на реке Хворостянка. В окрестностях погоста есть насыпной зал, суходольный луг, «колодезь» с родником и камни-валуны. Неподалеку от погоста располагается пустошь с речкой Маршевкой, через которую проходила большая проезжая дорога.Исследователи прошлого столетия, анализируя тексты «кладовой записи», отмечали, что в старое время Смоленская дорога шла южнее Бородина через села Преснецово и Царево-Займище. Где-то здесь, на стыке Гжатского, Можайского и Медынского уездов, и находился погост Николы Лапотного. Таким местом мог являться погост Александра Свирского близ Можайска или безымянный погост на самой границе Можайского уезда. Сожженный в Смутное время, этот погост, находящийся у слияния двух речек, носил, по преданию, имя Николы Лапотного.Правда, по мнению некоторых исследователей, клад Сигизмунда может быть расположен и ближе к Москве. В районе современной Апрелевки, в верховьях реки Пахры. В XVI — начале XVII веков здесь располагался «монастырь — особняк Николы Чудотворца», а в четырех верстах от него — погост Святого Георгия Великомученика, также упомянутого в «кладовой записи».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: