География
Село Шурала муниципального образования «Невьянский городской округ» находится к северу от Екатеринбурга, к югу от Нижнего Тагила и в 5 километрах к юго-западу от районного центра города Невьянска. Ближайшие населённые пункты: Цементный, Вересковый, Забельный, Невьянск, Шурала. К востоку от села пролегают железнодорожная магистраль регионального значения Екатеринбург — Нижний Тагил и автодорога регионального значения Серовский тракт.
Ближайший остановочный пункт – 419 км Свердловской железной дороги. Старое название – Златница.
Через село протекает река Шуралка, берущая начало на склоне Уральских гор и впадающая в Невьянский пруд. В черте села на ней расположен Шуралинский пруд. К северу от него начинается болото. В 10 километрах от Шуралы расположено знаменитое своими археологическими находками (в том числе Шигирским идолом — древнейшей деревянной скульптурой) Шигирское озеро. В черте села располагаются коллективные сады 5, 14, 15 и Дружба.
- Часовой пояс
Шурала, как и вся Свердловская область, находится в часовой зоне МСК+2 (екатеринбургское время). Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +5:00. |
Слайд 9Места в Шурале и в окрестностях золотоносные. Поговаривают, что дома села
стоят на золоте и некоторые жители в былые времена находили в огородах и погребах самородки. Благодаря золоту в давние времена Шурала слыло богатым селом, старожилы говорят, что раньше его даже называли за это Златницей. Вот что написал об этих местах Д.Н. Мамин-Сибиряк в очерке «Самоцветы»:«О несметных богатствах Урала писано и переписано в достаточной степени, так что уральские сокровища сделались своего рода банальным выражением; но Урал не на всём протяжении богат в одинаковой степени, и есть уголки, которые даже среди несметных уральских богатств выделяются, как исключительно одарённые всеми благами. Именно по такой площади мы и ехали сейчас и чем ближе подвигались к Невьянску, тем оживлённее делалась развёртывавшаяся панорама. Прямо по сторонам дороги почти непрерывно тянулись золотые промыслы и мелькали живописные кучки старателей, золотопромывательные машины, глубокие выработки, желтевшие отвалы промытых песков и вообще полная картина местности, охваченной золотою лихорадкой. Особенно выделились Рудянка и Шуралинский завод — в последнем даже спущен пруд, чтобы выработать золото на его дне. Невьянск является центром этой лихорадки».
озеро Ивановское
Внешний вид
У разных народов свое представление о Шурале. Но в общих чертах он выглядит следующим образом: это антропоморфное существо, издалека напоминающее человека. У него вытянутые руки, достигающие колен. Он имеет острые и длинные когти, царапающие землю во время ходьбы.
В одних преданиях у божества 5 пальцев, в других — только 3. Сами пальцы твердые, как свинец, очень сильные, с морщинистой кожей и кривыми когтями.
Мужские особи, как правило, имеют густую пушистую шерсть. Но на ладонях она отсутствует. Женские особи часто описываются без шерсти, с длинными отвисшими грудями. Чтобы они не мешали во время ходьбы или бега, существа закидывают их за спину.
В одних источниках, лесной дух предстает низким, его рост меньше человеческого, а в других, наоборот, он гораздо выше. Но в обоих вариантах он сутулый, с маленькой головой и большими глазами, с козлиной бородкой. Уши очень длинные. Посреди лба растет прямой либо закрученный рог небольших или средних размеров.
В подмышках у Шурале есть отверстие, через которое видны внутренние органы: лесной житель никогда не поднимает руки вверх, чтобы туда не попала ветка.
Кто такой шурале
Образ лешего характеризуют по-разному. В одних историях — он добрый защитник природы, а в других — жестокий убийца лесных туристов.
Существуют легенды, что шурале озлобился после того, как был обижен людьми. У него отобрали дом и заставили прислуживать лесникам. По поверьям известно, что лесников дух леса защекотал до смерти. С того времени данное событие стали описывать в сказках и рассказах об этой сущности.
Люди со временем пытались задобрить лесного духа дарами:
- сладостями;
- мелкой скотиной;
- инвентарем для леса.
Одно время он не принимал дары, но со временем стал их забирать. Люди даже построили ему дом, вместо того, что лесники когда-то поломали. Но его отношение к человеческому роду не изменилось. И даже сегодня татары стараются не ходить в лес поодиночке, а также продолжают носить духу дары, надеясь на прощение.
Мифология
Мифический лесной житель согласно представлениям башкир, татар, казахов, понимает человеческую речь и при встрече не прочь пообщаться.
В народных сказаниях он выступает в качестве антагониста крестьянам, охотникам, лесорубам. Чинит им козни, но из-за собственной глупости сам часто попадает в ловушки. В славянской мифологии этому образу отчасти соответствуют дух-хозяин лесов Леший, а также божество рода Щур, или Чур, Шурик.
Хотя Шурале считаются лесными духами-покровителями, все же это живые существа из крови и плоти. Они, как и люди, создают семьи, ухаживают за потомством. Живут в пещерах или землянках, присыпанных ветвями, лапками, мхом. В жаркие летние дни стараются не покидать убежищ. В лесу их якобы можно встретить в сырую погоду весной и осенью, чаще всего в период равноденствия.
Шурале —популярный сказочный персонаж. Его памятники, скульптуры, резные композиции можно встретить в различных уголках Татарстана и Башкирии. Статуэтки, магнитики, открытки с изображением божества пользуются большим спросом у туристов и местных жителей.
Страшные трагедии на фоне неудавшегося переименования
После 1941 года «шайтанские» топонимы в Свердловской области не переименовывали. По крайней мере «Вечерние ведомости» никаких упоминаний об этом не нашли. А вот в постсоветское время вопрос об этом поднялся – в посёлке Нейво-Шайтанский, что под Алапаевском.
Посёлок этот был основан в 1730 году в месте впадения в реку Нейва небольшой речки Сусанка. Были среди его жителей ряд известных личностей – здесь родился историк Сибири Пётр Словцов, работал мастер Пётр Трофимов, изготовивший резной иконостас для Исаакиевского собора в Петербурге, а заводской мастер Игнатий Сафонов изобрёл первую на Урале водяную турбину.
Сафонов работал как раз на Нейво-Шайтанском заводе, пущенном в 1825 году и давшем название посёлку. До этого на его территории работали Верхне-Сусанский и Нижне-Сусанский железоделательные заводы, а населённый пункт именовался Сусанским заводом. Однако в 1828 году Сусанские заводы были закрыты, и заводской посёлок с тех пор называли только Нейво-Шайтанским.
В Нейво-Шайтанском с 1754 года действовал православный храм Петра и Павла. И именно его настоятель, иерей Олег Ступичкин поднял в середине 2000-х вопрос о переименовании посёлка с «бесовским» названием.
Храм Петра и Павла в Нейво-Шайтанском, в котором был зверски убит иерей Олег Ступичкин. Фото: Evgeniy Smirnov, Wikimedia Commons
Сам Ступичкин был родом не из Нейво-Шайтанского. Он родился в городе Усолье Пермского края и с двух лет жил в Оренбурге. В начале 2000-х Ступичкин служил в церкви Казанской иконы Божией Матери в Соль-Илецке. А оказался в посёлке с «бесовским» названием под Алапаевском после видения с Николаем II Романовым и благословения… схиигумена Сергия (в миру – также Николая Романова). Да, известный ныне опальный священник, отбывающий срок по целому ряду статей УК РФ, поучаствовал в этом, как оказалось, роковом переезде. После которого жизнь иерея Олега Ступичкина оборвалась в результате страшного убийства – так же, как когда-то на Среднем Урале в результате страшного убийства оборвалась жизнь Николая II.
Вот что писала автор сайта «Стихи.ру» Виктория Чемоданова в далёком 2008 году, когда схиигумена Сергия ещё мало кто знал:
Новый настоятель храма Петра и Павла выдвинул инициативу переименования посёлка.
Но при жизни Ступичкин нового названия посёлка так и не увидел: поздним вечером 6 января 2007 года его убили после проведённой службы прямо в храме Петра и Павла. Убили жестоким образом – забили металлической трубой и попытались сжечь, устроив пожар в храме. Убийцами оказались 33-летний Роман Сухачев и 32-летний Сергей Давлятчин. Они были наркоманами и пошли на преступелние, надеясь похитить и продать церковные иконы. Вскоре они оба были задержаны, а спустя четыре месяца, в мае 2007 года Свердловский областной суд приговорил их к длительным срокам лишения свободы – каждый получил более 20 лет колонии строгого режима.
Иерей Олег (Ступичкин) и его похороны. Фото: «Благовест»
Однако к тому времени идею о переименовании посёлка не оставили. Между убийством священника в Рождественскую ночь и приговором успели провести публичные слушания по вопросу переименования. В качестве названия было предложено Сусанский или Сусанка – как посёлок назывался в первые свои годы.
Продвигать идею о переименовании продолжил глава посёлка, Александр Кузнецов. Но его жизнь оборвалась в результате несчастного случая в том же 2007 году.
Эта смерть произошла через день после того как Кузнецов дал интервью алапаевскому телевидению. Запись этого интервью осталась в интернете. Он закончил его словами:
Александр Кузнецов во время своего последнего интервью. Через день он погибнет при странных обстоятельствах. Скриншот записи программы «Алапаевской телевизионной компании»
Однако посёлок по-прежнему называется Нейво-Шайтанский – после двух трагедий инициативы по переименованию посёлка с «бесовским» названием затихли. Может, оно и к лучшему?
definition — ШУРАЛА
of Wikipedia
Advertizing ▼
Wikipedia
Шурала
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: ,
Шурала́ — село в Невьянском городском округе Свердловской области.
Дата официального основания — 1716 год. В настоящий момент население села составляет около 1200 человек. Есть школа c 9 классами, коррекционная школа-интернат, сельский совет, почта.
В селе есть храм Александра Невского, построенный в 1916 году. Официально храм не закрывался, но с 1934 года службы не велись из-за отсутствия священника. С 1991 года храм снова стал действующим.
Через село протекает река Шуралка, берущая начало на склоне Уральских гор и впадающая в Невьянский пруд. В 10 км от Шуралы расположено знаменитое своими археологическими находками (в том числе Шигирским идолом — древнейшей деревянной скульптурой) Шигирское озеро.
Сообщение с городами
Село связано:
Автобусным сообщением: — Невьянск (5 км), Кировград (6 км);
Железнодорожным сообщением — Нижний Тагил (50 км), Екатеринбург (86 км).
В двух километрах находится одноимённая железнодорожная станция.
Версии происхождения названия
Существует три версии происхождения этого названия:
- Первая (официальная) — слово „Шурала“ происходит от тюркского „шурале“ — лесной черт, по-русски — леший.
- Вторая (официальная) — когда в эти края приехал Никита Демидов, то на реке он встретил местного жителя-старика. На вопрос Демидова — «Откуда река-то течёт?» — старик ответил, шепелявя — «Ш Урала»[источник не указан 416 дней].
- Третья (неофициальная) — слово „Шурала“ означает „стоящая на золоте“. Документально версия ничем не подкреплена, но имеет право на существование, так как в районе Шуралы ведется активная добыча драгоценных металлов[источник не указан 416 дней].
Знаменитые уроженцы
В Шурале родился Герой Советского Союза, вице-адмирал, заместитель командующего Северным Флотом Александр Иванович Петелин (1913—1987).
Город бесов, область шайтанов?
К Екатеринбургу с лёгкой руки телепропагандиста Владимира Соловьёва приклеилось прозвище «Города бесов» – в городских магазинах уже даже можно встретить мерч с этим словосочетанием.
Но то лишь прозвище. При этом в Свердловской области есть масса вполне официальных названий с корнем «шайтан», что в переводе с арабского и тюркских языков означает примерно то же самое – «злой дух». В исламском богословии Шайтан отождествляется с Дьяволом, Сатаной, Иблисом.
Если посмотреть на карту, то названия с корнем «шайтан» распространены, в основном, на Урале и в Западной Сибири. Ещё Шайтан – это караимская фамилия, и, скорее всего, поэтому одно село (а также река) с названием Шайтанка есть на Украине, но это единичные случаи.
Даже по меркам Урала и Западной Сибири, где распространены названия с корнем «шайтан», Свердловская область – безусловный чемпион по числу «шайтанских» топонимов.
Сейчас в Свердловской области, согласно данным на Википедии, имеются:
• 13 рек с названием Шайтанка;• река Большая Шайтанка;• река Малая Шайтанка;• река Шайтан;• 4 озера с названием Шайтанское;• 3 болота с названием Шайтанское;• Шайтанское водохранилище;• Верхне-Шайтанское водохранилище;• Нижне-Шайтанское водохранилище;• посёлок Шайтанка (в Новолялинском городском округе);• деревня Шайтанка (в Тавдинском городском округе);• остановочный железнодорожный пункт Шайтанка (в селе Николо-Павловское);• посёлок Нейво-Шайтанский под Алапаевском;• скалы Шайтан на берегу реки Реж;• Шайтан-Камень – скала на берегу Чусовой.
Итого как минимум 32 «шайтанских» топонима. И это при том, что частичная «дешайтанизация» уже проходила в нашем регионе в советское время. Ряд населённых пунктов, имевших в своём названии корень «шайтан», был переименован. Среди них:
• город Первоуральск (до 1920 года назывался Васильевско-Шайтанский завод);• село Чусовое (до 1941 называлось Шайтанка, до 1920-х – Шайтанский завод);• село Октябрьское (до 1941 года называлось Шайтанское);• посёлок Висим (до 1933 года назывался Висимо-Шайтанский завод).
В XVIII–XIX веках на Среднем Урале был целый Шайтанский посессионный горный округ. «Шайтанские» названия тесно связаны с династией Демидовых – так, Васильевско-Шайтанский завод получил своё название в честь сына Никиты Никитича Демидова – Василия. Висимо-Шайтанский завод был так назван Акинфием Демидовым, поскольку заводская плотина была построена им на одной из многочисленных уральских речек Шайтанок – в месте, где также сливаются реки Висим и Межевая Утка.
Внешний вид духа леса
Создание описывается как существо низкого роста, с горбатой спиной и длинными пальцами на руках. Также он имеет бороду и один рог посередине лба, но короче, чем у единорога. На теле у него шерсть или небольшая щетина темного цвета. Он всегда передвигается с небольшой сумкой, в которой находятся неизвестные вещи.
Шурале в сказках выглядит устрашающе, потому что он представляет в них негативного героя. А в мифологии эта сущность описывается, как старик с горбатой спиной, кожей желтоватого цвета и длинными когтями.
На иллюстрациях к сказкам его рисуют в образе обычного старика со страшной гримасой. Потому что печатать лесного духа таким, какой он есть означало бы повысить интерес к такой загадочной сущности.
Версии происхождения названия
Существует три версии происхождения этого названия:
- Первая (официальная) — слово „Шурала“ происходит от тюркского „шурале“ — лесной черт, по-русски — леший.
- Вторая (официальная) — когда в эти края приехал Никита Демидов, то на реке он встретил местного жителя-старика. На вопрос Демидова — «Откуда река-то течёт?» — старик ответил, шепелявя — «Ш Урала»[источник не указан 416 дней].
- Третья (неофициальная) — слово „Шурала“ означает „стоящая на золоте“. Документально версия ничем не подкреплена, но имеет право на существование, так как в районе Шуралы ведется активная добыча драгоценных металлов[источник не указан 416 дней].
Золото Шуралы
Как уже упоминалось выше, Шурала и окрестности очень богаты золотом. Драгоценный металл добывают с XIX века по наши дни. В былые времена за счет этого село было весьма богатым (его даже называли Златницей), не то что сейчас.
Заглянем в книгу В.И. Немировича-Данченко «Кама и Урал» (посещал Урал в 1875 году):
А вот что писал об этих местах Д.Н. Мамин-Сибиряк в очерке «Самоцветы»:
Ходят легенды, что сельчане находили золото прямо в огородах и погребах. Фольклорные экспедиции, работавшие в том числе в Шурале, собрали немало интересного. Приведем лишь несколько рассказов старожил из книги «Предания и легенды Урала» (Свердловск, Сред.-Ур.кн.изд-во, 1991):
И сейчас в окрестностях села можно увидеть озерки на месте бывших мест добычи золота, а кое-где и действующие золотопромывальные машины.
Слайд 8Уже в наше время в Шурале родился и вырос Александр Иванович
Петелин (1913-1987) — Герой Советского Союза, вице-адмирал, командующий флотилией атомных подводных лодок. В Шурале он закончил в школу, после чего переехал на учебу в Кыштым, затем в Ленинград, где и получил специальность подводника. Самая яркая страница в биографии Петелина — покорение Северного полюса на… подлодке. В 1962 году выискивавший себе врагов Советский Союз изучал возможность нанесения ракетного удара по Америке с крайнего севера. В итоге в том году Петелин дважды выдвигался в этот район, а 17 июля 1962 года подлодка удачно всплыла недалеко от Северного полюса…За это он получил свое геройское звание, а одна из улиц села позже была названа в его честь.
Понять[править]
Невьянск | |
Невьянская наклонная башня | |
Полезная информация | |
Население | 23 200 чел. |
Телефонный код | +7 34356 |
Часовой пояс |
UTC+5:00 |
Культурное наследие | |
Невья́нск (в прошлом посёлок Невьянский завод) стоит на реке Нейва на дороге из Екатеринбурга в Нижний Тагил. Город расположен на равнине, о близости Уральских гор в нём напоминают лишь маячащие на горизонте холмы — массив Весёлых гор к западу от Тагильского тракта.
Запасы железной руды в бассейне Нейвы известны с середины XVII века. Уже тогда на Урале появляются первые кустарные заводы, однако серьёзное производство развернулось лишь в 1699 году, когда Пётр I издал указ о строительстве в будущем Невьянске казённого железоделательного производства. В 1701 году завод заработал и почти сразу, в 1702 году, был передан в частные руки — тульскому оружейнику Никите Демидову. В последующие 30 лет заводы росли в этой местности как грибы, а Демидовы сделали Урал своей вотчиной, наладив взаимовыгодные отношения с государством. Уральским промышленникам позволялось многое — укрывать беглых крестьян, давать религиозную свободу старообрядцам, жестоко обращаться с рабочими и даже чеканить фальшивую монету: всё это в обмен на лояльность царю и эффективное производство, а частные заводы работали в ту пору не в пример лучше казённых. К XIX веку «дикий капитализм» постепенно вошёл в цивилизованное русло, и наследие прогрессивных Демидовых, промышленников и меценатов, вы увидите в Нижнем Тагиле, куда к концу XVIII века переместился центр демидовской «вотчины». Невьянск же — памятник эпохе становления уральской промышленности, и достопримечательность тут всего одна, но какая! Огромная и очень красивая башня, построенная как знак могущества Демидовых в ту пору, когда все каменные постройки на Урале (да и за Уралом) можно было по пальцам пересчитать. Кроме того, Невьянск — центр уральского старообрядчества с собственной школой иконописи и парой интересных храмов в окрестностях.
Демидовы покинули Невьянск в 1769 году, продав завод Савве Яковлеву. Какое-то время всё шло по-старому, металл тёк рекой, однако к середине XIX века запасы руды истощились, окрестные леса вырубили, и производство пошло на спад. Домны окончательно погасили незадолго до революции. К тому моменту завод полностью превратился в механический и начал собирать изделия из металла. В советское время тут в основном делали снаряды, позднее завод пробовал выпускать мирную продукцию, но влачит сейчас жалкое существование, что нетрудно заметить по обилию руин на его территории.
Сам Невьянск распрощался со столичной ролью ещё с уходом Демидовых и с тех пор не представляет из себя ничего особенного. В городе немало исторической, но совершенно неухоженной застройки, и не будь здесь Демидовской башни, он вряд ли бы выделялся на фоне Режа, Кушвы и десятка других старых уральских «моногородов», интересных своей фактурой, а не отдельными памятниками. К тому всё и шло: стоявшая на закрытой заводской территории башня была бы разрушена, не вступись за неё краеведы. Туристический потенциал башни удалось реализовать только в 2000-е, когда её отреставрировали и открыли для посещения, а сам Невьянск стали раскручивать как центр уральского туризма. Сейчас он является для Екатеринбурга чем-то вроде Сергиева Посада для Москвы — городом, куда удобно съездить на один день, и где вокруг одной-единственной достопримечательности стали расти сувенирные лавки, гончарные промыслы и прочие атрибуты массового туризма. Туризм город облагородил: подлатали дороги, сделали тротуары, хотя воссоздание исторической среды благополучно остановилось в паре сотен метров от башни — той территории, где бывают туристы. Обшарпанные, разваливающиеся дома и кое-как восстановленные храмы город совершенно не красят. Если вы приехали сюда без машины, ограничьтесь осмотром главной достопримечательности, да отправляйтесь дальше в Тагил, который гораздо живее и, если так можно сказать, насыщеннее. С машиной стоит уделить время : раздольная местность вокруг Невьянска очень красива, а наследие старообрядцев представляет самостоятельный интерес.
Как добраться[править]
Удобнее всего заехать в Невьянск по дороге из Екатеринбурга в Нижний Тагил, или просто съездить на день из Екатеринбурга.
На поездеправить
Из Екатеринбурга каждые 1-2 ч электрички направлением на Нижний Тагил. Ехать до Невьянска электричкой целых 2 ч, удобнее воспользоваться курсирующими 4 раза в день экспрессами («Ласточка»), которые достигают города за 1 ч 15 мин. В сторону Тагила варианты те же: электричка идёт час, экспресс — полчаса. Ещё в Невьянске останавливаются немногочисленные дальние поезда, в том числе ежедневный поезд на север в сторону Серова и Приобья.
На автобусеправить
Автобусы от в среднем каждый час, в пути 1.5 ч. Часть этих автобусов прямые, остальные — проходящие на Нижний Тагил, однако имейте в виду, что подавляющее большинство тагильских автобусов в Невьянск не заезжает, так что садиться в первый попавшийся не следует. Из Невьянска в Тагил автобусы ходят с интервалом 1-2 ч, в пути час.
Маршрутка в Верх-Нейвинский (№ 109) ходит каждые полчаса, маршрутка в Кировград (№ 122) — каждые 1-1.5 ч. Всё остальное — ближний и малоинтересный пригород. На дороге в Реж нет общественного транспорта.
На автомобилеправить
Невьянск стоит на трассе Р352 в 92 км от Екатеринбурга и 54 км от Нижнего Тагила. Это необычная, идущая сквозь леса и прорезающая скалы четырёхполосная дорога. Самый красивый её участок находится как раз перед Невьянском (со стороны Екатеринбурга).
В восточном направлении местная дорога на Реж (80 км).
Православный храм
Храм Александра Невского
До 1846 года жители села входили в состав Невьянского прихода, а с 1846 года, благодаря владельцу завода Алексею Ивановичу Яковлеву, был заложен деревянный Александро-Невский храм, а 15 июня 1847 года храм был освящён в честь благоверного великого князя Александра Невского.
В селе Шурала в настоящий момент находится каменный однопрестольный действующий православный храм Александра Невского, который был заложен в 1906 году на средства заводовладельцев Стенбок-Фермор, а построен и освящён в 1916 году. В состав прихода, кроме села входили деревни: Федьковка — в 5 верстах, Дедюхинская — в 3 верстах, Столбяная — в 10 верстах, Копотиная и Листвяная — в 8 верстах и Нейво-Рудянский завод — в 10 верстах.
Официально храм не закрывался, но с 1934 года службы не велись из-за отсутствия священника. Единственного священника отца Михаила Хлопотова расстреляли в 1937 году. В советское время в здании храма был зерновой склад, а затем музей.
С 1991 года храм снова стал действующим. В 2011 году в храме была помещена икона с частицей мощей Александра Невского, прибывшая из Александро-Невской лавры. Храм является главной достопримечательностью села и просматривается с большого расстояния, его колокольня хорошо видна и с проходящих неподалёку поездов, в том числе и с железнодорожной станции в расположенном в 2 километрах посёлке Шурала.
Внутреннее оформление дома кузнеца Кириллова.
При входе в дом можно увидеть старую русскую печь, периметр которой отделан цветной лепкой. Потолки и проемы окон выполнены в старорусском стиле в виде деревянного барельефа.
Старая мебель, пожелтевшие фотографии семьи Кирилловых — все имеет свой неповторимый орнамент и служит декором внутреннего убранства дома. Все внутренние двери тоже сделаны руками кузнеца-самоучки. В доме царит непередаваемая атмосфера.
Жаль, но не все рукотворные элементы фасада сохранились до наших дней. Некоторые фигурки разрушены снегом и дождем. Потускнела краска на деревянной отделке дома. Вдове Лидии Харитоновне ввиду своего преклонного возраста не под силу поддерживать свой сказочный терем в первозданном виде, поэтому местные жители, а также приезжие любители творчества Кириллова принимают активное участие в реставрации дома по мере необходимости.
К сожалению, самого Сергея Ивановича Кириллова уже нет с нами. Все соседи и люди, знакомые с ним при жизни, отзываются о нем исключительно хорошо, говорят как о невероятно добром и отзывчивом человеке с чистой душой. Собственно, глядя на его творение, на этот чудесный дом, невозможно вообразить другое. Его внутренняя доброта вырвалась наружу путем созидания. Необычный дом кузнеца Кириллова в Свердловской области навсегда останется напоминанием людям о том, что если человек по-настоящему захочет чего-то, он всегда найдет способ добиться цели.
Дом кузнеца Кириллова-самобытное архитектурное сооружение, расположенное в деревне Кунара Свердловской области и представляющее собой яркий образец наивного искусства. Здание было построено между 1954 г. и 1967 г. кузнецом Сергеем Ивановичем Кирилловым для проживания его семьи. Отталкиваясь от прототипа избы-терема, Кириллов создал чрезвычайно декоративный дом, украшенный пестрыми орнаментами, сказочной символикой, образами советской пропаганды и детского искусства.
(Всего 18 фото)
Спонсор поста:
Куда поехать жить? : Чтобы минимизировать получение негативного опыта, обратитесь в агентства, которые занимаются трудоустройством за границей или знакомым, которые уже имеют подобный опыт.
1. Знаменитый дом кузнеца Сергея Ивановича Кириллова, который находится в деревне Кунара Свердловской области, поражает своей красотой, приковывая взгляды туристов.
2. Дом, напоминающий сказочный терем, был построен в середине XX века — работа началась в 1954-м и закончилась в 1967 году.
3. Сергею Кириллову дом достался от деда. Здание было в плохом состоянии и требовало ремонта.
4. С тех пор кузнец Кириллов не прекращал работать над домом и украшать его.
6. Строение украшают фигурки детей, всадников птиц, ракеты, символика СССР, богатыри, различные фразы и множество других декоративных элементов.
9. Надписи на доме гласят: «Летите голуби, летите. Для вас нигде преграды нет»; «Пусть всегда будет солнце. Пусть всегда будет небо»; «Пусть всегда будет мама, пусть всегда будет мир». Цифры под коньком свидетельствуют о дате начала работ – 1954 год. А выше пояснение, что работа начата в 1954 году, а закончена – в 1967 году – в канун 50-летия революции. Все украшения сделаны из дерева и металла.
10. Как такое можно сделать своими руками – диву даёшься. И, что удивительно, на асфальте перед домом чётко видны следы торможения автомобилей. Все оказывающиеся здесь впервые автомобилисты непременно притормаживают, любуются домом редкой красоты, фотографируют на память.
13. После смерти Кириллова дом стал постепенно ветшать. Одну из фигурок на крыше (пионерку) вовсе сломало и сбросило на землю сильным ветром.
Слайд 6С Шуралой связана судьба одного из экспонатов ныне знаменитого музея-заповедника деревянного
зодчества в Нижней Синячихе. Речь идет о Спасской часовне. В начале 1970-х годов она была обнаружена архитектурной экспедицией в уже заброшенном тогда поселке Юрты, когда-то стоявшем на древней Бабиновской дороге. Часовня стояла полуразрушенной. Чтобы спасти уникальное строение, его разобрали и перевезли в село Шурала. Здесь часовенку собрали и отреставрировали. В Шурале часовня простояла до перестройки. Неиспользуемое по назначению деревянное строение к тому времени снова стало ветшать и по инициативе Свердловского краеведческого музея часовню перевезли в Свердловск. Лишь в 2001 году Спасскую часовню по просьбе Ивана Даниловича Самойлова передали Нижне-Синячихинскому музею, где ее можно увидеть в наши дни.