Чайковский
Город энергетиков основан в 1955 году. За последующие полсотни лет его население разрослось до 84000 человек. Рождение населенного пункта связано с сооружением на реке Каме крупной Воткинской ГЭС. Кстати, на месте Чайковского находился Осинский Преображенский монастырь, основанный в начале XVII века, и деревня Сайгатка.
Август — самое время продолжить летние путешествия. Многие предпочли в этом году заменить дальние туры поездками по Пермскому краю. И это отличный выбор, в Прикамье есть на что посмотреть. Одно из путешествий вы можете совершить в Чердынь — самый древний город Прикамья.
Не удивляйтесь, если вам покажется, что вы попали на 150 лет назад: старые храмы, колокольные звоны, купеческие дома с засовами и ставнями, козы и коровы, беспечно пьющие из центрального фонтана. Рассказываем, что там посмотреть и куда сходить.
Иранское серебро и старинные монеты
Роскошные серебряные блюда и чеканные монеты Сасанидской Персии, Византии и Волжской Булгарии вы можете увидеть в краеведческом музее имени Пушкина. Древнее сасанидское серебро археологи нашли здесь еще в позапрошлом веке и увезли в Эрмитаж. Для местного музея сделали копии в технике гальванопластики.
Одно из иранских блюд: сцена охоты
Фото: Чердынский краеведческий музей
По предположению историков, серебро попало сюда в обмен на пушнину, которую продавали в Европе и на восток. Чердынь вела активную торговлю с волжскими булгарами, Ираном, Великим Новгородом и северной Югрой. Серебро, которое привозили сюда, отдавали новгородцам, а они оплачивали им часть дани Золотой Орде.
Тогда Чердынь была лакомым куском — она располагалась на перекрёстке водно-волоковых путей, через нее шел путь в Сибирь и к Ледовитому океану. Новгород и Москва боролись за экономическое господство над Пермским краем. Князья из этих городов добирались сюда по притокам Северной Двины, попадая с Вычегды волоком на Колву.
Попить родниковой воды из самовара
Летом 1999 года силами Бавлинского НГДУ источник был благоустроен, были установлены новые трубы и каптаж на выходе грунтовых вод. Через трубы вода вытекает в «импровизированный» самовар. Около источника сделан навес и скамейки для отдыха местных жителей. У родника был поставлен плакат с химической формулой воды. Дебет Серебряного родника около 3-4 литров в секунду, родник относится к восходящим типам источников, так как вода с силой выталкивается из-под земли. Родник Серебристая вода находится в деревне Удмуртские Ташлы, на правом берегу речки Ташлы – координаты: 54°17’59.4″N 53°08’27.3″E.
Автор фото: Ильдар Шайдуллин
Деревня Удмуртские Ташлы находится примерно на слиянии речек Ташлы и Сула – это притоки реки Ик (Камский водный бассейн), буквально рядом расположена граница Татарстана и Оренбургской области, можно считать, что тут самая юго-восточная часть нашей республики. Селение находится в 20 км. от районного центра – Бавлы – в юго-западном направлении.
В настоящее время в деревне проживает около трехсот жителей, в основном удмурты, при доме культуры действует фольклорный ансамбль «Мертчан» (с 1985 г., основатель – С.З.Смагулова). Селяне дружно отмечают удмуртские и общепринятые праздники.
******** ******* ******* ****** ********* ********** ******* ********* **********
Ракушки на Иоанно-Богословском монастыре
В прошлые века в Чердыни находилось настолько большое количество храмов, что со стороны казалось, что город состоит только из них. В годы советской власти многие из них уничтожили, снесли главы и расположили в них учреждения. Одна из сохранившихся церквей — храм Иоанна Богослова.
Иоанно-Богословский храм аскетичен
На его месте с 1462 года существовал деревянный Иоанно-Богословский мужской монастырь. В XVI веке царь Иоанн Грозный даровал обители грамоту на самостоятельное ведение хозяйственных и духовных дел. Существует даже легенда, что он сам посещал монастырь, но подтверждения этого факта в рукописях и географических названиях не сохранились.
Если обойдете церковь вокруг, то увидите старые могилы священников. На кованых памятниках — лики толстощеких херувимов, напоминающие лики ангелов из собрания Пермской деревянной скульптуры. Также от храма открывается еще круговая панорама на таежные просторы и Полюд.
Барочный иконостас в храме
В давние времена в Чердыни было два монастыря — мужской Иоанно-Богословский и девичий Успенский. Существует легенда, что между ними некогда был подземный ход, монахи и монахини ходили друг к другу в гости. Спустя месяцы после таких визитов из-за стен женского монастыря доносились детские крики — сказывались плоды гостеприимных визитов. Но это всего лишь легенда.
Гора Полюд или Полюдов камень
В 30 километрах от Чердыни находится еще одна крайне знаменитая достопримечательность Урала — гора Полюд и Полюдов камень. Гора имеет высоту 527 метров и буквально доминирует над всем окружающим рельефом — из Чердыни ее также прекрасно видно. Вершину ее венчает каменное навершие по форме напоминающее волну. Сравнивают ее часто и с основанием памятника Петру Первому в Санкт-Петербурге:
Полюд издалека
Считается, что на вершине Полюда в древности мог располагался сторожевой пост, а в случае наступления неприятелей по Вишере зажигался сигнальный огонь для предупреждения чердынцев.
Гора Полюд
Само название Полюд крайне любопытно, есть множество версий о его происхождении:
- Во-первых известно, что освоение региона велось именно новгородцами, они же составляли и значительную часть населения Чердыни. Имя Полюд было довольно распространенным в их среде и применительно к горе могло указывать на конкретного персонажа (например, известного воина сторожевой заставы);
- Во-вторых, имя Полюд близко к слову «полюдье» — то есть сбор дани. В таком контексте гора могла быть некой точкой сбора для окрестного населения, куда им полагалось свозить установленную дань. Полюд в таком контексте может обозначать и должность человека эту дань собирающего.
- В-третьих, в местных пермских легендах Полюд (и Перя) — имена самых прославленных богатырей Перми Великой. Они обладали невероятной силой и прославились тем, что бесстрашно защищали свой народ. Гора Полюд в таком контексте представляет собой окаменевшего/уснувшего богатыря Полюда, который в ней же укрыл несметные богатства и сокровища, о чем также существует множество легенд.
След великана
Интересно, что непосредственно на вершине горы есть и еще одно реальное указание на богатырскую тему: это гигантский след человеческой стопы, отпечатанный в камне, именуемый «след великана». Это четко очерченная стопа, с пальцами, превышающая стопу современного взрослого мужчины как минимум в 1,5 раза. Археологи выдвинули версию, что еще 40 тыс.лет назад кроманьонцы для каких-то религиозных целей намеренно придали естественному углублению вид такой стопы, расширив, углубив и обтесав его. Верить ли в камнетворчество кроманьонцев, игру природы или настоящих великанов — решать вам.
______________________________
Читайте о других городах на территории России (и шире — на территории расселения наших славянских и скифских предков) в рамках спецпроекта «Азбука легендарных городов». Порой исчезнувшие, порой переименованные, порой известные преимущественно по старым картам, но все — реальные и с совершенно захватывающей историей, уходящей вглубь иногда на сотни, а иногда и на тысячи (!) лет.
Цель проекта — показать что наше прошлое не ограничено Золотым Кольцом, Москвой, Киевом и Новгородом — все это великие города, но в то же время крупицы в той бесконечной массе сокровищ, которая лежит за пределами учебников истории.
А. Аркона: город храм на острове Буяне
Б. Белоозеро – город, где творилась история Руси
В. Пермь Великая: забытая история
Г. Грустина подземная – доисторический Томск.
Д. Дедославль: тульские древности.
Е. Ергимал и другие древние города Сибири.
Ё . Вышний Волочёк – ворота из Балтийского моря в Персию.
Ж. ВщиЖ – защита, искусство и просвещение.
З. Зартый – земля радимичей и северян.
И. Изборск – «железный град».
Й. БерестиЙ: земля дреговичей. Предшественник Бреста.
К. Кордно – столица вятичей.
Л. Старая Ладога – первая столица Древней Руси.
М. Мангазея златокипящая: первый русский город за Полярный кругом.
Н. Наян – место рождения легендарного пресвитера Иоанна на р.Лене.
О. Мегалиты СОлОвецких.
П. Заполярная Печора – город, которого нет.
Р. Ретра – «трехрогий Радегаст».
С. Серпонов – град лукоморский.
Т. Царственный Тартар – древняя столица.
У. Древний РУгодив – Нарва или Ивангород?
Ф. Форт звездный. Феномен звездных крепостей России.
Х. Ханбалык – столичный город Великого Хана.
Ц. Царица (Волгоград). Город неизвестной царицы.
Ч. Чердынь – город загадок, где время остановилось.
Ш. Блуждающий «ОреШек». Нева – не Нева.
Щ. Щетин – мудрость девятиста.
Ъ. СловенскЪ. Сказание о Словене и Русе.
Ы. ВолковЫск – под именем волка.
Ь. ТоболЬск – сердце Сибири.
Э. Эзина. Царь русов Кинтал против Александра Македонского.
Ю. Юмна (Винета) – Атлантида Балтики.
Я. ВЯтка – исторический центр Приуралья.
Как татары угров ассимилировали
После событий 1552 года, они добровольно подчинились русской власти и взамен сумели сохранить свои территории по течению р. Тол, где их именуют гайнинские татары и башкиры. Термином башкир, отмечает он, определяли не национальность, а сословие. Во времена миграционных процессов татары, удмурты, марийцы изъявляли желание записываться башкирами, с целью стать полноценными хозяевами выделенного участка земли. По всей вероятности, данные факты повлияли на создание некоторой двойственности в самосознания народа Пермского края (пермские татары или башкиры). И всё же важную роль в характеристике этногенеза пермских татар сыграло татарское сословие. Первое упоминание об этом в письменных источниках зафиксировано уже в XVI веке. Конечно, основной поток татар, переселившийся на территории Пермского края, наблюдался после событий 1552 года. Казанские татары осваивали территории по течению рек Шауба, Ирень, Бырма, Ашап, Тол, Тор, Сылва – до реки Уфа.
По свидетельству пермского историка А. А. Дмитриева, татары переселялись на территорию Сылвенско-Иренского междуречья ещё до покорения Казанского ханства. Этнические процессы, по его мнению, уже к XVI веку завершились ассимиляцией угров татарами и привели постепенно к внутренней неоднородности «пермских татар».
Если в формировании пермских татар, кроме татар и остяков, участвовал и угорский компонент с востока, то, по мнению лингвиста Д. Б. Рамазановой, это племя пришло уже отюреченным. В подтверждение участия угорского компонента в сложной структуре этногенеза пермских татар, она приводит топонимические факты, например гидронимы Пермского края (Сылва, Шаква, Тулва, и др.) образованы при помощи топоформанта.
Описание байкальского посёлка
Фото: https://booking.com Сам по себе Гремячинск представляет собой небольшую рыбацкую деревню, центральная улица которой и есть трасса, ведущая дальше на восток Байкала. Несомненным плюсом для тех, кто хочет побыстрее оказаться на лоне байкальской природы, является относительная близость от города Улан-Удэ. А также не сильно «оккупированный» туристами сельский пляж и хорошая автодорога! Кстати, к сведению путников, путешествующих на своём авто! Преобладающая часть дорожного полотна после ремонта, проведённого несколько лет назад имеет идеальное покрытие, чем часто пользуются лихачи, несясь по ней с очень высокой скоростью, подвергая других участников дорожного движения опасности!
«В каждом водном источнике (по-удмуртски: ошмес) обитает хозяин воды – дух Ош»
Следует отметить, что в удмуртской культуре всегда было почитание водных источников, рек и озер. Причиной такого благоговейного отношения было то, что по древним представлениям в каждом водном источнике (по-удмуртски: ошмес) обитает хозяин воды – дух Ош (Ошо). По удмуртским легендам Ош в ночное время может в виде ящерицы появиться около родника, а изредка Ош превращался в огромного ящера. Существовала целая система табу и запретов, связанных с источниками, которые следовало строго соблюдать, чтобы избежать всяких неприятностей. Дух Ош мог обидеться, и наслать на людей засуху, порчу, мор или наводнение. Поскольку вода истекала из-под земли, то хозяина воды считали связанным с подземным царством. Поэтому в стародавние времена удмурты старались у родника вести себя пристойно: нельзя было в этом месте плеваться, ругаться матом, справлять естественные надобности, стирать в роднике грязную одежду, мусорить и т.д. Считалось, что ровно в полдень дух воды отдыхает, поэтому в это время к источнику не подходили. Зато было хорошим знаком – умыться родниковой водой на утренней заре – это давало здоровье и силу, и защищало от дурного глаза.
Автор фото: Резеда Шарипова
Существовали и гаданья на таких священных источниках. Совершались они особым образом: незамужние девушки после заката солнца шли к роднику. Ни говоря ни слова, они должны были окружить источник, и при этом самая младшая из девушек (чтобы точно была девственницей) должна было тихонько бросить в воду колечко. Кольцо необязательно должно быть золотым или серебряным, можно было опустить в воду медное и даже железное кольцо, но главное условие, чтобы кольцо было старинным (полученным в наследство от старших поколений). После того, как рябь на поверхности воды разойдется, можно было увидеть своё будущее: например, будущего жениха, или какое-то иное событие. Случалось, что родник предсказывал будущие войны и восстания, чем всегда была богата наша история.
«Гуляй-поле»
Территория Бавлинского района РТ всегда располагалась на стыке разных регионов, начиная с царской России и до сегодняшнего дня. На востоке от неё находится Предуралье, а с юга – раскинулись бескрайние Оренбургские степи. В стародавнее время это был довольно глухой уголок, рядом с которым то проносились кочевые орды, то пасли свои отары скотоводы. Обширный край был почти никем не занят, огромные пространства пустовали, а земли вокруг были плодородные и черноземные. Поэтому в начале XVII века сюда потянулись первые переселенцы: подальше от непосильных налогов, повинностей и произвола чиновников.
Татары, чаще всего, бежали от насильственного крещения, староверы скрывались от преследования властей, а вот удмурты (вотяки) искали на юге для себя новые земли, где можно было вести сельское хозяйство. Дело в том, что в междуречье Вятки и Камы было мало плодородных земель, и каждый участок приходилось отвоёвывать у вековечной тайги, климат на севере был суровее, а население росло очень быстро. Поэтому южные удмурты (племя калмез), которое освоило растениеводство раньше северных удмуртов (племя ватка), целыми селениями уходили на юг – в незанятые степные просторы.
Автор фото: Анна Книжкина
Географически удмурты поднимались от устья реки Ик к его истокам и селились на незанятых землях, так они попали на территорию нынешнего Бавлинского района РТ. Кроме удмуртов сюда переселялись татары, чуваши, мордва (эрзя) и даже русские старообрядцы. Много веков назад эти земли граничили с «ничейной» степной территорией – со своеобразным «гуляй-полем». А потом примерно в этих местах прошли границы трех губерний.
История села
В 15 км. от районного центра В.Муллы по Казанскому тракту расположено старинное село Култаево, известное в источниках с 1623-1624 г. как деревня Польская (от слова Поле). По преданиям первый дом на месте нынешнего села на берегу Мулянки был построен беглым крестьянином (1702 г.), вскоре рядом обосновалась семья такого же беглого крестьянина Ивана Хохрякова. С 1870 г. Култаево поле стало именоваться село Култаево. Это произошло после преобразования Иоанно-Предтечинской часовни в церковь. Сейчас Култаево — большое село, пережившее за свою более чем трёхвековую историю и радости, и горести, вместе со всей страной прошла через Култаево Гражданская и Великая Отечественная войны.
Лес и пруд
Центральная улица села носит имя Романа Егоровича Кашина-крестьянина, обществен. деятеля, коммуниста. Его отец Егор Романович Кашин из крестьян-бедняков, принимал самое активное участие в общественных и политических делах Култаевской волости. В 1919 г. вместе с пленными красноармейцами был расстрелян колчаковцами в селе Култаево. Сын Роман пошел по стопам отца, всю свою жизнь посвятил служению трудовому народу. Он в марте 1918 г. избирается первым председателем Сельского Совета в деревне Чуваки, затем первым председателем Култаевского Волисполкома, был делегатом V уездного съезда Советов. В памяти односельчан Р.Е.Кашин остался и первым сельским корреспондентом разных газет.
До 50-х годов на территории Култаевского сельского Совета размещалось много колхозов. 1960 год стал в истории колхоза особенным — возникло объединённое многоотраслевое хозяйство, растянувшееся на десятки километров. Колхоз получил новое наименование — «Россия». Центральной усадьбой его стало село Култаево. Ордена Ленина колхоз «Россия» Пермской области – известное в Прикамье многоотраслевое хозяйство, которое специализировалось на производстве молока, мяса, картофеля, овощей, семян зерновых культур.
Оглядываясь на пройденный путь, видим: немало сделано за эти десятилетия. Какие разительные перемены происходили из года в год: от захудалых скотных дворов до современного животноводческого комплекса, от первых каракулей до собственной на селе школы Искусств. Сейчас в Култаево располагается правление ООО «Русь» — современного с/х предприятия, специализирующемся на животноводстве — крупный рогатый скот, формирующий дойное стадо и телят для мясного производства; растениеводство.
Наша церковь
На территории села располагается администрация поселения, Култаевская участковая больница, исполняющая районные функции в стационаре мощностью на 120 коек и участковые в поликлинике мощностью 300 посещений в смену, аптечный пункт, Култаевская средняя школа, Култаевский сельский дом культуры, футбольный стадион с лыжной базой, крытый спортивный модуль для занятия силовыми единоборствами – борьба и бокс; крытый игровой зал для баскетбола, волейбола, гандбола, мини-футбола на 760 посадочных зрительских мест, Иоано-Предтечинский храм, школа искусств, сельская библиотека, два общежития, пруд.
Култаевская школа
—Катерина Овчинникова 05:13, 7 октября 2009 (UTC)
Булгары и мулла Маметкул
К третьему направлению в области исследования этногенеза пермских татар можно отнести проблему выделения территориальных подгрупп, которые формировались неодновременно. Одни исследователи в их классификации использовали названия гидронимов, т.е. названий рек – Сылва, Ирень, Тулва, Мулянка и т.д.. Другие – исходили преимущественно из этнонимов городов, уездов, поселений. Так, этнограф Д. М. Исхаков подразделяет пермских татар на: бардымскую, кунгурскую, муллинскую, таныповскую, красноуфимскую группы.
Необходимо отметить, что его научный подход основан на данных административнотерриториального деления Пермской области начала XX века. В данной работе мы придерживаемся точки зрения Г. Н. Чагина и А. В. Черных, которые, исходя из гидронимических названий рек, выделяют в составе пермских татар три этнографические подгруппы: муллинские татары, сылвенскоиренские татары, тулвинские татары и башкиры.
Рассмотрим вопросы формирования каждой из этих подгрупп. Муллинская подгруппа татар включает население Пермского района Пермского края (д. Кояново, Баш-култаево, Янычи). Основную роль в их этническом формировании, по-видимому, сыграли волжские булгары-мусульмане, которые основывали свои поселения в районе реки Мулянки, недалеко от берегов Камы, на удобной и равнинной местности. Красноречивым доказательством тому служат названия поселений – Булгары, Верхняя Мулла, Нижняя Мулла. Первым поселенцем в данном регионе был мулла Маметкул, с именем которого связано происхождение гидронима «Мулянка».
«Серебристая вода» по-удмуртски звучит как «Аз весь ву»
Удмурты облюбовали себе укромное место среди зеленых холмов – на берегах небольшой речушки, которую местные жители называли Ташлы, и поселились в этих краях. В переводе с татарского «ташлы» – это «каменный, каменистый», то есть данный гидроним можно было перевести как речка Каменка, Каменистая. И, действительно, пробивая своё русло, речка обнажала известняковые и доломитные породы, образуя перекаты и омуты. Края тут живописные и привольные, много холмов и красивых склонов, среди них лежат зеленеющие и травяные долины, прорезанные бойкими ручьями. Есть глубокие балки и овраги, есть суходолы и лесостепь до самого горизонта – примерно здесь начинается Приуралье. А свою деревню (по имени речки) удмурты назвали Удмуртские Ташлы.
Удмуртам очень понравились лесные урочища и степные черноземы этого края, они занялись земледелием и скотоводством. По местным легендам, много лет спустя, удмуртские старейшины даже написали русскому царю челобитное письмо (прошение), чтобы он разрешил им поселиться в этих краях. Якобы сам царь одобрил это прошение, и удмурты «перешли» жить на новое место на вечные времена.
Автор фото: Резеда Шарипова
Края эти богаты на ключи и источники, все местные речушки берут от них своё начало, а их общее число никому не известно. В самом Бавлинском районе обустроено около 120 родников, а всего их насчитывается более трех сотен. Причина такого множества источников в особенной геологии данного района, дело в том, что холмы и горы тут сложены из пород разных геологических эпох. Когда ученые-геологи обследовали эти земли, то нашли при бурении земли три мощных слоя: девонский, триасовый и пермский. Между этими породами залегают водоносные слои, которые под давлением «выбрасывают» воду бойкими кипунами из земных недр – так родился на свет источник, который называется «Серебристая вода», что по-удмуртски звучит: «Аз весь ву».
Название родника говорит само за себя: вода в ключе действительно прозрачная и чистая, словно живое серебро вытекает из-под земли и бежит говорливым ручейком по своему руслу. Не зря у источника было основано селение – местные жители до сих пор берут воду из этого ключа.
Березники — один из главных промышленных центров
Березники — второй по площади и численности населения город Пермского края. Однако по сравнению со столицей его показатели гораздо более скромные: размер 387 км² и число жителей 145 115. Поселения в этой местности существовали с 16 века и не раз меняли названия.
Однако настоящая история города начинается в 1883 году, когда неподалеку от близлежащих деревень строят завод по производству соды. Уже в советский период были проведены исследования, показавшие что здешние месторождения являются одними из крупнейших в мире по запасам калиево-магниевой соли. В связи с этим поселение вокруг завода, а также несколько соседних деревень и сел были объединены в одну административную единицу, получившую название Березники. Уже в первые десятилетия советской власти взамен технологически устаревшего дореволюционного завода был построен один из крупнейших в СССР химический комбинат, а после и фабрика по добыче и обработке калийной соли. В семидесятых годах недра пермской земли подарили людям и другие богатства. Обнаруженные залежи нефти спровоцировали еще более серьезное изучение и освоение региона, что привело к масштабной индустриализации и увеличению числа жителей до 1 000 000 человек.
Однако масштабная добывающая промышленность и истощение недр привели к настоящей экологической катастрофе. С начала двухтысячных годов по всему городу и в его окрестностях стали появляться провалы. Над местами прежних шахт и выработок стала проваливаться земля, а сами территории стали затапливаться. В связи с развитием города бывшие окраины с шахтами и рудниками переместились в современный центр Березников, поэтому в зоне поражения оказались жилые кварталы и инфраструктурные объекты, в том числе железнодорожный вокзал.