Храм василия блаженного

Свято-покровский собор города камышлова

Реликвии храма Василия Блаженного

Собор богат древнерусскими святынями. Так, в церкви Святой Троицы хранится одна из наиболее старинных и почитаемых реликвий храма – образ «Троица Ветхозаветная» (вторая половина XVI в.). В подклете представлена икона Василия Блаженного (конец XVI в). Образ создан непосредственно для данного собора. Там же в нижних помещениях находится святыни XVII– XVIII веков: иконы Девы Марии «Знамение» и «Покров Пресвятой Богородицы».

В центральной церкви возвышается иконостас, созданный из дерева и декорированный оловянными накладками, покрытыми позолотой. Его перенесли сюда из кремлёвского храма Черниговских чудотворцев, упразднённого в 1770 г. В XVIII столетии эту алтарную преграду продали и увезли в Тверскую губернию. В 20-х годах ХХ века научные сотрудники храма-музея разыскали эти старинные иконы и вернули их в Покровский собор.

В церкви, посвящённой Александру Свирскому, возвышается тябловый иконостас. В нём между деревянными балками (тяблами) вставлены старинные иконы, созданные в XVI–XVIII вв. Столь же древние образа хранятся в тябловой алтарной преграде в приделе Варлаама Хутынского. Наиболее ценной реликвией в этом приделе является висящий отдельно от иконостаса новгородский образ «Видение пономаря Тарасия», датируемый концом XVI в.

Данная святыня была написана на основе фрагмента из жития Варлаама Хутынского. В нём описывается сон пономаря Тарасия. В 1505 г. священнослужитель узрел озеро Ильмень, нависшее над Великим Новгородом, огненную тучу и ангелов, поражающих людей пламенными стрелами. Представший в видении Варлаам Хутынский (умер в 1192 г.) объяснил пономарю, что Господь хотел потопить Новгород за грехи его жителей, но по молитвам Богоматери и святых нашлёт на них лишь мор и пожар.

Легенда, ставшая и частью жития святого, и отдельным произведением «Видение хутынского пономаря Тарасия», создана под влиянием исторических фактов. В 1506–1508 гг. в Великом Новгороде моровая язва унесла 15000 человеческих жизней. В 1508 г. в городе случился страшный пожар, в котором погибли 2314 человек. События видения отражены на иконе. На ней топографически точно изображён город, представлены повседневные работы новгородцев: пахота, сев, рыболовство.

В церкви Входа Господня в Иерусалим хранится уникальная реликвия – образ «Святой Александр Невский в житии» (XVII в.). Вокруг изображения благоверного князя представлены 33 фрагмента из его жития. В приделе Киприана и Иустины находятся хоругви XVIII века – религиозные знамёна со святыми ликами. В приделе Николы Великорецкого в алтарной преграде представлена святыня XVIII века «Святитель Николай Чудотворец в житии».

В приделе, освящённом в честь Иоанна Блаженного, хранится древняя православная реликвия – железные вериги. Согласно преданию, эти тяжёлые цепи носил на своём теле юродивый Христа ради Иоанн Блаженный. Стяжая ими плоть, святой старец укреплял и возвеличивал свой внутренний дух. В былые времена священнослужители возлагали эту святыню на страждущих людей для исцеления от недугов и получения благословенной помощи чудотворца.

История храма

В 1668 году тобольский казак Семён Булдаков, с благословения воеводы Верхотурского уезда, начал на берегу реки Пышмы строительство Камышевской слободы. Для защиты от «калмыцких и других орд» в 1679 году был выстроен острог (крепость), а в остроге – деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1687 году слобода стала называться Камышловской.

К началу 20–х годов ХIХ века деревянная церковь была разобрана, а на её месте построен каменный двухэтажный храм (1823 год), получивший название Свято–Покровский собор. С 1833–1858 гг. храм перестраивался: были добавлены ризница, библиотека. В 1888 году была перебрана колокольня.

В 30–е годы ХIХ века на территории собора было построено также одноэтажное здание, где располагалось Духовное Правление. В 1891 году в этом здании была открыта смешанная церковно–приходская школа, которая в 1899 году была преобразована в женскую церковно–приходскую школу.

Автор фотографии: Андрей Копырин

После 1917 года деятельность собора была прекращена. В 1990 году Свято–Покровский собор был передан Екатеринбургской епархии и нем начались богослужения.

Об истории города Покрова

Первым упоминанием о Покрове стало летописное известие о том, что здесь в 1506 году. располагался монастырь «Покровская Антониева пустынь», центром которого был деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Вокруг монастыря сложилась слобода.

Известно, что в начале XVII века монахи монастыря жаловались в Синод на беспокойных соседей из слободы и просили убрать оттуда питейные заведения, нарушающие благочиние и порядок в окрестностях пустыни. Просьба была удовлетворена.

Однако в 1610 или 1612 г. (во время Смуты) в пустынь пришли неприятности посерьёзнее: монастырь был разграблен польско-литовскими отрядами и частично сожжён, но птом достаточно быстро оправился от этого разорения.

В 1633 или 1635 году монастырь сделался домовым Патриаршим, а 1678 или 1679 г. Патриаршей сделали и подмонастырскую слободу, официально получившую название: Патриаршее село Покровское. В конце XVII века была выстроена новая каменная Покровская церковь, взамен деревянной, которая сгорела при большом пожаре 1672 года.

В 1701 году указом Петра I монастырь был упразднён, и село Покровское продолжило своё существование уже как самостоятельный населённый пункт, принадлежащий государству, а не как подмонастырская слободка. Окончательное закрытие монастыря произошло около 1711 года, когда всё его имущество окончательно было взято в государственную собственность.

Село росло и развивалось, поэтому в сентябре 1778 года получило статус города. В то время Покров состоял из 140 домов. В 1779 году в Покрове была построена пересыльная тюрьма для заключённых, перегоняемых во Владимирский централ. В 1788 году появился план регулярной застройки Покрова, который, с корректировками 1826 г., действует и теперь.

Город Покров в середине ХХ века

Значительная часть населения Покрова занималась торговлей. Согласно данным 1837 года, 1/5 часть жителей города была купеческого сословия (338 из 1756 жителей). Стабильный доход приносили и проезжие люди: в Покрове останавливались практически все путешественники, державшие путь из Москвы в восточные губернии и обратно.

В 1861 году в Покров пришла железная дорога. Но станцию поставили не в городе, а в четырёх верстах к югу от него. К концу XIX века, в городе работало семь фабрик и заводов, в начале ХХ века появились мужская и женская гимназии.

В советское время в городе был учреждён ВНИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии, вокруг которого стали строиться и другие предприятия: энергомеханический завод, швейная фабрика, ювелирный завод. Население городка пополнялось рабочими этих производств и освобождёнными из мест заключения, которым был запрещён доступ в столицы.

В 1994 году в Покрове была образована исправительная колония общего режима. В 1990-е годы ни одно из городских предприятий не развалилось. Наоборот, в 1997 г. в Покрове заработала шоколадная фабрика немецкой компании «Штольверк», перешедшая сначала к концерну «Крафт Фудс», а потом – к «Мондэлис», и ставшая мощным налоговым донором местного бюджета.

«Покровский пряник» – фабрика, музей и творческая студия

«Покровский пряник» – это кондитерская фабрика, устроенная в городе в наши дни и поставившая цель возродить традиции изготовления традиционных русских печатных пряников.

«Покровский пряник»

Поскольку Покров расположен на пути следования по экскурсионному маршруту Золотое кольцо России, ежегодно магазины сувенирных пряников посещают около 26 тысяч туристов, и 93% от этого числа совершают познавательную экскурсию на производство. Оно принимает гостей ежедневно с 9 до 18 часов. В программу экскурсии входят и мастер-класс для детей и взрослых, и дегустация свежих пряников с дружеским чаепитием.

Адрес: пос. Нагорный, ул. Владимирская, строение 14.

Кто построил храм Василия Блаженного

Учёные не имеют единого мнения о том, кто создал этот памятник древнерусского зодчества. Согласно одной из версий, его построил итальянский архитектор, чьё имя история не сохранила. В пользу этого предположения выступает тот факт, что многие здания Московского Кремля были воздвигнуты итальянскими мастерами. В подтверждение этому исследователи находят в соборе сочетание традиций древнерусского зодчества с чертами европейской архитектуры эпохи Ренессанса.

Также на основе древних летописных сообщений известно, что некий Постник Яковлев примерно в тот же временной период занимался восстановлением Казанского кремля, разрушенного при покорении Казани. Учёные до сих пор не пришли к общему выводу о том, являются ли Постник, воздвигнувший храм в Москве, и Постник, занимающийся строительством в Казани, одним и те же лицом, или это два разных мастера с одинаковым именем.

В первой половине XX в. западные искусствоведы выдвинули предположение, что Постник, работавший при восстановлении Казанского кремля, видел, как при взятии столицы Казанского ханства была уничтожена многоглавая мечеть «Кул-Шариф». Возвратившись в Москву, он создал живописный храм с использованием элементов восточной архитектуры. Тем самым зодчий показал татарам, что, приняв крещение, они смогут найти в православной вере нечто родное и близкое.

Часы работы храма Василия Блаженного

В качестве музея собор открыт для посещения по сезонному расписанию:

  • 31 декабря и 1 января музей не работает.
  • 1 сентября — 31 октября: 11:00–18:00, ежедневно.
  • 1 ноября — 30 апреля: 11:00–17:00, ежедневно.
  • 1 мая — 31 мая: 11:00–18:00, ежедневно.
  • 1 июня — 31 августа: 10:00–18:00, ежедневно.
  • Кассы музея и его территория закрываются на 45 минут раньше.

В морозы ниже -15° или во время проведения праздничных мероприятий на Красной площади время работы сокращается, точную информацию нужно уточнять по телефону справочной.

В период школьных каникул (зимой и весной) музей открыт для посетителей на час дольше.

Первая среда месяца — санитарный день, входные билеты в этот день не продаются.

Историко-этнографический парк-музей «Русский остров»

В окрестностях города Покрова, рядом с деревней Желудьево, расположен очень интересный для любителей русской и славянской истории музейный и фольклорный комплекс. Он изначально задумывался и продолжает развиваться как памятник старорусской крестьянской жизни.

На территории этого комплекса можно побывать на стилизованных под старину крестьянском подворье; в деревенской лавке; гончарной мастерской; кузнице; плотницкой мастерской, кустарном прядильно-ткацком производстве; на сечкарне; мельнице; пивоварне; на промыслово-охотничьем стане и на воинском подворье.

Историко-этнографический парк-музей «Русский остров»

Всем посетителям музейного комплекса предлагаются мастер-классы по ремёслам и сельским технологиям; занятия по русскому кулачному бою, обучающие и развлекательные программы на тему экологически чистого и здорового образа жизни на селе. Проводятся концерты с участием гусляров и сказителей. По вечерам для туристов проводятся народные забавы – вечёрки, подвижные игры, богатырские забавы и т.д.

Месторасположение: д. Желудьево.

Краеведческий музей

Это учреждение культуры радует и удивляет посетителей тематическими экспозициями «Почтовая станция», «Ямщицкая. Арестантская», «Покровская гостиница», «Лучшие ямщики России Чебуровы». Экскурсия строится в формате воображаемого путешествия по старинной дороге: с рассказами о знаменитом разбойнике Бурлюке, который покаялся и дал начало уединённому монастырю.

Краеведческий музей

В выставке «Ностальгия» собраны многочисленные экспонаты из советского периода отечественной истории. Воссозданы элементы интерьеров комнат и кухонь традиционных «коммуналок» первой половины и середины ХХ века.

Сам музей работает с 1980 года. Он располагается в двухэтажном административном здании дореволюционной постройки.

При краеведческом музее работает Музей шоколада, в котором работает шоколадный фонтан, а детей и взрослых радуют экспонаты, связанные с историей этого всеми любимого продукта.

Адрес: ул. Ленина, 79.

Покровская Свято-Введенская Островная пустынь (Свято-Введенский Островной монастырь)

Обитель располагается на острове, среди вод Введенского озера, что по соседству с городом Покровом. С сушей остров соединяют два моста: один бетонный, по которому может проехать автотранспорт, а другой деревянный – для пешеходов.

Покровская Свято-Введенская Островная пустынь (Свято-Введенский Островной монастырь)

При Советском Союзе в здании монастыря поочередно располагались самые разные учреждения: дом престарелых, детский дом, женская колония. В 1991 году комплекс зданий обители вернули Русской Православной церкви. С 1993 года монастырь был возрождён и стал женской обителью.

Месторасположение: озеро Введенское.

Памятник погибшим на Великой Отечественной войне

Памятник погибшим на Великой Отечественной войне

В годы Великой Отечественной Войны в городе Покрове располагался госпиталь, в котором размещали эвакуированных с фронта раненых солдат и офицеров. Не всем им удалось выжить. Памяти умерших здесь от ран, а также всех погибших за Родину в 1941-1945 гг. посвящён величественный мемориал на городской площади.

Этот памятник представляет собой скульптурную группу из двух фигур. Это мать погибшего воина и его боевой друг, советский солдат. Они застыли в скорбных позах, преклонив голову и вспоминая погибшего. С двух сторон от памятника стоят артиллерийские орудия времён Великой Отечественной.

Месторасположение: улица Ленина.

Интересные факты о храме Василия Блаженного

  • Высота собора – 65 м. С 1561 по 1660 г. он являлся наиболее высоким зданием в столице Московского государства. Это почётное звание церковь утратила в 1660 г., когда была перестроена колокольня Ивана Великого, расположенная на территории Московского Кремля. Пальма первенства по высоте перешла к ней на долгие годы.
  • В былые времена под храмом существовала сеть подземных ходов, в том числе ведущих на территорию Кремля. Позже они были заложены и замурованы. Долгое время информация об этом существовала на уровне легенд. Но позднейшие исследования подтвердили их существование.
  • В первой половине XX в. под собором была обнаружена замурованная комната с глубокой ямой в полу и заложенными окнами-бойницами, которые первоначально выходили на реку и на площадь. У амбразур созданы подступы для пушечных орудий. Открывшиеся находки позволили учёным сделать вывод о том, что в XVI в. нижняя часть храма была предназначена для ведения боевых действий.
  • В истории собора бывали случаи, когда приделы переименовывали по просьбе меценатов. Так, Наталья Михайловна Хрущёва в 1786 г. пожертвовала крупную сумму денег на ремонт церкви. По её просьбе придел Киприана и Иустины был переосвящён в честь её небесных покровителей – мучеников Адриана и Наталии. В 1920-х гг. этой части храма-музея возвратили первоначальное название.
  • В наши дни посетители могут увидеть помещения подклета. Но в древности о них знали лишь избранные. Считается, что до конца XVI в. здесь хранилась царская казна. Есть версия, что и зажиточные горожане прятали здесь свои сокровища. В подклет ведёт белокаменная узкая лестница из Покровской церкви. Долгое время она была заложенной. Реставраторы её обнаружили в 1930-х гг.

Архитектурный стиль

Собор строился на протяжении 6 лет исключительно весной и летом. В летописи указано, что мастера обрели южный девятый престол, когда здание было уже почти достроено. Храм получился удивительно симметричным, а это значит, что архитекторы изначально расписали композицию будущего сооружения. Предполагалось, что восемь приделов будут окружать центральную девятую церковь. Для строительства здания использовали кирпич, а для цоколя, фундамента и нескольких деталей декора взяли белый камень. Основные работы были завершены за 4 года. На праздник Покровы все церкви были освящены, кроме центральной, поскольку ее достроили только в 1561 году.

Это интересно. Несмотря на лабиринты проходов и количество помещений, подвалы в соборе отсутствуют. На их месте возвели общее основание — подклет без поддерживающих столбов со сводами. Вентиляция происходила с помощью специальных узких отверстий — продухов. Сначала самый нижний этаж использовали в качестве склада и хранили там царские деньги и золотые ценности некоторых богатых семей. Через некоторое время узкий проход в подклет и вовсе был заложен, а обнаружили его во время реставрации в 1930 году.

Изначально храм отличался необычной композицией — 9 самостоятельных церквей соорудили на общем основании и соединили внутренними проходами, которые окружили центральную церковь. Снаружи вокруг всех зданий возвели открытую галерею-гульбище. Приделы основной постройки перекрыли сводами и увенчали куполами. В архитектурный ансамбль удачно вписалась и трехшатровая открытая звонница с арками, в которых висели крупные колокола.

Сначала собор Василия Блаженного украсили 8 массивными куполами и маленькой главкой над центральным зданием. Для снижения негативного воздействия окружающей среды на используемый строительный материал, все поверхности были окрашены красно-белой краской. Роспись походила на кладку кирпича. До сих пор неизвестно какой именно материал использовали для первоначального покрытия, поскольку он был утрачен при пожаре в 1595 году.

Архитектура и символика храма Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного – это неповторимый архитектурный ансамбль из 11 отдельных церквей. Эти приделы объединены внутренними переходами и обходной крытой галереей. Они возвышаются на общем белокаменном подклете (цокольный этаж храма). Толщина стен основания в некоторых местах достигает 3 м, что позволяет надёжно удерживать монументальное сооружение без глубокого фундамента на искусственно созданном холме.

Сверху богослужебное сооружение напоминало Вифлеемскую восьмиконечную звезду, которая возвестила волхвов о Рождестве Христовом. Позже к величественному собору на северо-востоке пристроили придел Василия Блаженного, а на юго-востоке – церковь Иоанна Блаженного. Первоначально храм выглядел торжественно, но строго. Не было оформлено основного фасада – в каждую церковь был отдельный вход. Богатый вид был создан за счёт декоративных элементов.

После возведения крытой обходной галереи приделы обрели форму единого здания. В нём 11 глав, включая шатровую колокольню. Приделы завершаются фигурными цветными куполами луковичной формы. Над ними возвышается шатёр главной церкви, увенчанный маленькой главой. Он символизирует небесный Покров над Русью. По словам искусствоведа Дмитрия Лихачёва, это «сооружение удивительно нарядное, праздничное, похожее на гигантское растение, на цветущий куст».

Вскоре по заступничеству Богоматери войска недоброжелателей отступили от Царьграда. В память об этом чудесном явлении Девы Марии, спасшей своим святым покровительством народ от завоевания, православная церковь ежегодно празднует Покров Пресвятой Богородицы. А величественный храм на Красной площади, посвящённый этому празднику и подобный Влахернской церкви, был призван возвеличивать теолого-политическую идеологию: «Москва – третий Рим».

До сих нет единого мнения о значении цветных глав собора. В XIX в. литератор Николай Чаев (1824–1914) выдвинул предположение о том, что цветовая раскраска связана с видением Андрея Юродивого. Блаженному, с чьим именем связан праздник Покрова, однажды во сне явился Небесный Иерусалим. В нём было множество садов с цветущими и плодоносящими деревьями необыкновенной красоты. Следуя описанию этого видения, зодчие создали храм, подобный букету или цветущему кусту.

При создании собора древнерусские мастера гармонично соединили в едином произведении почти все известные в то время архитектурные украшения: кокошники, расположенные в несколько ярусов; полукруглые и килевидные закомары; выступающие из стен кресты, змейки, бусины, стрелы, созданные из обожжённого кирпича. Главы собора выполнены в форме расписных фигурных куполов и шатров. Каждая из них уникальна по своему декору.

Соединяясь в калейдоскопе ярких красок и архитектурных элементов, совершенно разные детали непостижимо предстают в единстве и гармонии. Тайна благолепия отчасти кроется к сакральной геометрии храма. Во внешнем декоре преобладают круги – символы вечности и бесконечности; квадраты, означающие равенство и справедливость; треугольники, символизирующие Бога; точки, служащие знаком жизненного источника; арки в виде дуг, несущих в себе знак духовности.

Внутри Покровский храм представляет собой лабиринт с маленькими помещениями, узкими переходами. Внутреннее убранство церквей уникально. В каждом приделе – свой растительный орнамент, изображающий виноградные лозы, неземные цветы, листья. Эти узоры символизируют райские сады. С течением времени представления о Царствии Небесном менялись. В соответствии с этим подвергались переменам и настенные росписи.

Где живописцы древней Москвы могли видеть эти южные растения, чуждые холодному русскому климату? Учёные выдвигают предположение, что экзотические представители флоры были знакомы художникам по рисункам на тканях, привозимых из дальних тёплых стран. Узоры на полотнах поражали воображение мастеров и вдохновляли их на создание уникальной храмовой живописи, удивляющей современных исследователей и посетителей собора-музея.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: