Церковь Покрова на Нерли — произведение искусства
Когда пишут и говорят об этом храме, обычно приводят слова Игоря Грабаря: «Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства». Что же сделало этот храм таким знаменитым – его история? Или, может быть его удивительный гармоничный облик?
Церковь Покрова на Нерли — памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Этот удивительный человек задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. Всего за 7 лет было выстроено множество прекрасных храмов во Владимире, построено Боголюбово и, как венец всему, храм Покрова на Нерли. Он был построен на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы. Устье Нерли – это своеобразные речные ворота Владимирской земли на оживленном торговом пути Нерль-Клязьма-Ока-Волга. Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов, и строительных и исторических.
Оплоты старой веры
— С какими источниками ты работал, воссоздавая биографию Иова? Насколько я понимаю, готовой биографии — «открывай и читай» — не было?
— Конечно, не было. За исключением краткой информации на официальном сайте нашей Церкви. Поэтому мне пришлось работать со статьями, изучать доступные интернет-источники, ездить в архивы и запрашивать данные в областной библиотеке, а потом все это вычитывать, сопоставлять, копировать или выписывать.
Информация была очень размытая, но очень интересная. Я постоянно открывал для себя, воссоздавал события XVIII века на Урале, в родном городе и окрестностях. Более-менее систематизированные данные я нашел в трудах сотрудника археографической лаборатории УрФУ Сергея Белобородова. Но он человек светский, и потому специфически описывает жизнь старообрядцев…
— Как получилось, что, собирая информацию о праведном Иове, ты стал интересоваться и другими его современниками и последователями?
А Урал на этом фоне был благодатным центром, где Демидовы, сами будучи тайными старообрядцами, — не давали древлеправославных в обиду. И получается, что Урал демидовский, как и Ветка, становятся оплотами старой веры. Сюда приходит преподобный Иов, получает тут исправление от священоинока Никифора, последователя Софония Керженского, и со временем возглавляет духовную жизнь на Урале. На Соборе старообрядцев-поповцев в Невьянске в 1741-1742 годах он объявляется «носителем благодати на Урале», а позже на московском Соборе 1765 года верующие вопрошают: «Кто после Иова будет носителем благодатной традиции на уральских заводах?!».
— Невозможно выделить преподобного Иова из общего исторического контекста. Мне было интересно восстановить всю хронологическую цепочку: от первого священноинока Софония Керженского (инока Соловецкого монастыря), чудом спасшегося при осаде во время известного Соловецкого стояния. И от него идет череда «исправлений от никонианской ереси» священников, принявших сторону древлеправославия, а также постриг монахов, священноиноков. Керженец постоянно «полыхал огнем» от карательных экспедиций власти и представителей господствующей Церкви. Многие подвижники того места мученически погибли, попали в застенки монастырских тюрем синодалов.
Скиты находились не только в самом Нижнем Тагиле, но и окрест него. В них молились и трудились во имя Господне именитые старообрядцы, которые оставили неизгладимый след в истории древлеправославия
Им объявляется преподобный Максим (Калмык), его последователь, и очень интересная личность! Он много сделал во благо Церкви, написал 7 духовных богословско-полемических сочинений о важности священства в Церкви, важности совершения Церковных таинств, в частности, евхаристии и брака. Максим — участник 5 важнейших Соборов старообрядцев-поповцев
На московском Соборе 1765 года он предпринимает попытку получить священство для старообрядцев от грузинского архиерея. Вопрос о получении трехчинной иерархии тогда не стоял, так как не было условий для проживания в России епископа. Однако священники грузинского рукоположения на Рогожском и на уральских заводах появились. Грузия никогда не утрачивала сугубо погружательного таинства крещения, поэтому поставленные грузинскими архиереями священники принимались вторым чином, через миропомазание. И именно преподобный Максим Тагильский (Калмык) обеспечил Церковь священниками, сопротивляясь, таким образом, уходу в беспоповство.
Описание храма
По мнению исследователей, автором проекта был крепостной И.И. Свиязев, ставший в будущем известным архитектором и строивший Храм Христа Спасителя в Москве.
Билимбай, вторая половина XIX века
По своей индивидуальности, целостности и красоте Свято-Троицкая церковь превосходила все известные на тот момент церкви горнозаводского Урала. Первоначально храм возводился как центрический.
Архитектура Троицкой церкви Билимбая монументальная, но при этом предельно точная, выразительная и необычная во всех ее отношениях. Это своеобразный образец позднего классицизма и ранней эклектики. Интересны чугунные коринфские капители колонн, являющиеся уникальными даже для Урала. Само здание Троицкой церкви сильное, монолитное. Оно переживет века.
Автор фотографии: Андрей Копырин
Первая церковь в Билимбае
Однако, этот храм совсем не первый в Билимбае. Первая церковь в Билимбаевском заводе «Во имя богоявления Господня» была заложена в 1737 году по благословенной грамоте Митрополита Тобольского и Сибирского Антония Первого. В 1754 к основному храму был пристроен предел «Во имя образа Пресвятой Богородицы явления Казанского». Вскоре, Богоявленская церковь сгорела. В огне погибли иконы, книги и вся церковная утварь. Уцелела только колокольня, находившаяся вдали от церкви.
В том же году начали строить новую церковь. В 1880 ее освятили, а еще спустя еще 13 лет значительно расширили, дополнив пределом «Во имя Святого благоверного князя Александра Невского»
Но через 3 года, «по неосторожности трапезника», сгорел и этот храм
Архитектура
Соликамский Троицкий собор |
Икон «старинной живописи» в Троицком соборе сохранялось две: Святой Троицы и Богоматери, обе в серебряных окладах. В храме находился также образ святителя Николая Чудотворца в складном киоте, пожалованный городу Иваном Грозным. Образ этот был в особом почтении у соликамцев, и перед ним всегда горела неугасимая свеча. Внутренне пространство собора перекрыто сводами, освещается множеством окон. Своды и стены были расписаны, но до нашего времени роспись не сохранилась. Иконостасы также утрачены. Остались только фотографии, сделанные в 1911 году соликамским фотографом Б.И. Чернавиным.
Архитектура храма сохранилась почти полностью. По определению архитектора Г.Д. Канторовича: «Главное в этом соборе — идея движения, взлета, застывшего в камне». Несмотря на то, что здание состоит из разных объемов, он производит впечатление единого целого, устремленного ввысь. Движение начинается от крылец, охватывающих холм, продолжается подъемом боковых приделов и завершается взлетом центрального куба со взметнувшимся пятиглавием.
Богатое узорочье, украшающее стены, делает Троицкий собор неповторимым. Замечателен жучковый орнамент — «прорезная» кирпичная кладка в виде буквы «Ж», поставленной в один ряд. Этот орнамент стал своеобразной визитной карточкой памятников архитектуры Соликамска, он повторяется в карнизах храмов, в колоннах, в оформлении крылец.
Рельефно выступают на гладком фоне белых стен Троицкого собора наличники оконных проемов. Среди них нет одинаковых: колонки и кокошники их различны. Особо выделяется наличник центрального окна алтаря, в виде трехлопастной короны. Под этим окном расположен дверной арочный проем, обрамленный крупным валиком. Вход в подклетную часть алтаря — редкое явление в русском церковном зодчестве. Еще одной особенностью Троицкого собора, связывающей его архитектуру с деревянными постройками, является «бочка» с двускатной крышей на кровле апсиды. По свидетельству архитекторов, она не имеет себе подобных в русском зодчестве.
Замечательны по архитектуре теремные крыльца, ведущие в собор, увенчанные конусообразными шпилями и небольшими куполами. Они также украшены жучковым орнаментом, декоративными бочками, кувшинообразными опорными столбами и подвесными гирьками между сдвоенными арками. Подобная деталь характерна для московских храмов, только там гирьки тесаны из белого камня, а на Троицком соборе гончарной работы с зеленой глазурью. Украшение северного крыльца храма прекрасно дополняет тонкий пояс из ярко-зеленых поливных изразцов с рельефными изображениями павлинов, индюков, воронов. Западное крыльцо не знает аналогов в русской архитектуре XVII века. Его наружные столбы отличаются почти скульптурной отделкой. Устроенные на три схода крыльца подчеркивали центральное место собора в ансамбле города. Южное крыльцо утрачено еще в XIX веке, сейчас на его месте видна лишь дверь.
К стенам Троицкого собора подступала торговая площадь, а в подклете храма и под его крыльцами, в десяти «палатках» с отдельными выходами были устроены склады для хранения купеческих товаров, сдававшиеся в кортом (в аренду). Рядом с собором находилась торговая площадь с гостиными дворами и деревянными торговыми палатками.
«Хочется возродить духовную жизнь»
— Павел, сегодня, когда ты зашел настолько далеко, понимаешь ли, что фактически своими трудами творишь историю?
— Скажу так: далеко я зашел только, как современный христианин-старообрядец, тогда как нашим недавним предкам все это было хорошо известно. Мне Бог помог оценить значение этих имен для Церкви и я должен был поделиться этим со всеми христианами. Историки на своем языке сухих фактов давно написали эти жития. Я же разглядел в этом ценность для всех нас!
Мы, старообрядцы XXI века, из-за бесовских козней советского периода забыли многие имена. А я люблю свою малую родину, и в меру сил возрождаю духовные традиции города, общины. Историю я не творю, а просто напоминаю всем нам о жизни этих праведников, их деяний, посмертных чудесных проявлений.
— Не исключаю, что некоторые ревнители скажут: мол, зачем ему все это — что, Павлу Петрову имеющихся в наших святцах святых мало?
— Если мне так скажут, то я сочту это за глупость и неуважение к святым подвижникам
Многотысячные крестные ходы к могилам святых в Нижнем Тагиле собирали старообрядцев со всей страны, а сегодня вдруг кто-то посчитает, что они «лишние»? Для меня важно, что наши архиереи — и владыка Евфимий (Дубинов), который несколько лет окормлял нас, и митрополит Корнилий — это понимают. Я просто систематизировал разные источники информации от общецерковных до краеведческих
В Нижнем Тагиле возродилась традиция крестного хода к преподобному Иову
Мне хочется возродить духовную жизнь в родном Нижнем Тагиле, где когда-то было 18 храмов и моленных домов, а сейчас пока ничего. По нашим молитвам эти святые подвижники будут поддерживать нас и помогать возвращать все то, что мы в силу различных исторических обстоятельств утратили.
— К сожалению, наше старообрядчество, вынужденное выживать, сохранять веру вопреки всему, сопротивляясь богоборческой власти, растеряло многие данные. Что ты посоветуешь тем, кто пойдет подобным путем в других епархиях? Стоит ли этим заниматься?
— Мне почему-то кажется, что в других епархиях все хорошо. Ситуация, как в Нижнем Тагиле и соседнем Невьянске, сложилась из-за того, что здесь боролись с духовными традициями. Из истории «выжигали» духовное наследие, поэтому старообрядчество сегодня здесь развивается не так быстро, как могло бы. Огромное количество потомков, пусть и крещеных в древлеправославии, это, к сожалению, в большинстве случаев светские, маловерующие люди.
А что сделали с могилой и часовней преподобного Иова Тагильского?! Свалили туда нечистоты, потом выкопали огромный котлован, в котором лежали кости из вскрывшихся гробов разворошенного бульдозерами старообрядческого кладбища, а потом эти кости по транспортерным лентам катились в промывочную станцию горной породы. Затем на этом месте возвышался отвал, сегодня заросший лесом. Это события 1956 года… Мне бы не хотелось думать, что в головах тагильчан сегодня такие же «промывочные». Мощи праведного Иова или утрачены, или тайно перезахоронены на Веселых Горах. А все старообрядческие кладбища в Нижнем Тагиле, захоронения купцов-староверов, местночтимых иноков — все это вскрыто и уничтожено, чтобы не было и намека на возобновление духовной жизни в городе.
Поэтому везде, где подобным катком прошлись по духовным традициям, нужно вести историческую, исследовательскую работу. Повторюсь: насколько я знаю, так поступили только с Нижним Тагилом, и отчасти с Невьянском, как со стратегически важными для страны территориями…
Храм в наши дни
В 1934 году церковь закрыли, сбросили колокола и кресты. В марте 1938 года взорвали колокольню. В 1958 году по решению горисполкома было решено сделать из храма клуб. Была нарушена этажность (сделали два этажа), испортили акустику. В годы Великой Отечественной войны в помещении бывшей церкви размещался эвакуированный завод №290. После войны здесь размещался кинотеатр «Октябрь». В 1994 году про храм вообще забыли, двери были закрыты, имущество внутри растаскивалось.
Здание храма за эти годы безвременья обветшало: не привлекает своим былым великолепием фасад, вода в подвале храма разрушает фундамент, из-за отсутствия отопления, крошится штукатурка внутри здания. Крепкими остались лишь стены, на совесть построенные уральскими мастерами.
Свято-Троицкий храм, Билимбай, Свердловская область
Свято-Троицкий храм, Билимбай, Свердловская область
Свято-Троицкий храм, Билимбай, Свердловская область
Свято-Троицкий храм, Билимбай, Свердловская область
Свято-Троицкий храм, Билимбай, Свердловская область
Свято-Троицкий храм, Билимбай, Свердловская область
Свято-Троицкий храм, Билимбай, Свердловская область
Свято-Троицкий храм, Билимбай, Свердловская область
Свято-Троицкий храм, Билимбай, Свердловская область
Сам храм непростой, имеет три предела. Центральный — в честь Святой Троицы, боковые приделы — в честь Казанской иконы Божией матери и Богоявленский. Зимой службы совершаются лишь в одном пределе, остальную часть огромного молитвенного здания суровой уральской зимой очень трудно отопить.
План первого этажа
Тюменский областной краеведческий музей
Рекомендовать место
7
3
Своим созданием Тюменский областной краеведческий музей обязан Александровскому реальному училищу. В 1879 году музей формировался как один из крупнейших многопрофильных научных центров. В конце XIX века его собрания могли сравниться с самыми обширными европейскими музейными коллекциями. Этот старейший музей Сибири основал выдающийся ученый, педагог и краевед, член Русского географического общества Иван Яковлевич Словцов. В основу музея он положил две свои коллекции древностей, а так же частная коллекция тюменского купца и мецената Николая Чукмалдина.
Изначально музей находился в здании Александровского реального училища, но затем переехал в здание бывшей городской управы. После Великой Отечественной войны музей стал одним из важнейших культурных центров в регионе, который активно занимался экспозиционной, собирательской и научно-исследовательской деятельностью. В 1980-е годы музею был передан ряд зданий, являющихся памятниками архитектуры, расположенных в исторической части города. Они стали новыми экспозиционными и выставочными залами краеведческого музея, каждый из которых имеет свою тематическую направленность.
В 1996 году был разработан проект нового здания музея, которое бы отвечало всем требованиям выставочной и музейной деятельности. Оно было построено на улице Республики, хотя главные экспозиции так и остались в здании Городской думы. В состав краеведческого музея Тюмени входят музей истории дома, дом Машарова, музей геологии, нефти и газа и археологический музей-заповедник, расположенный на озере Андреевском.
«Всех вытащить на поверхность»
— Думал ли ты, что зайдешь так далеко в своих исследованиях?
— Нет, честно говоря, не думал впрямую, но допускал. Полагал, что не так все просто. Что это огромный пласт истории. Что наверняка «вылезет» много интересного. Что появятся новые личности. Сам посуди: демидовский Урал — мощный духовный центр, сюда бегут с Керженца основатели поповского старообрядчества, так называемая «Когорта знаменосных Отец». Это «духовный костяк» общероссийского значения. Здесь, в уральских скитах, проходят необходимое научение иноки и священники для всей страны, в том числе и Ветки. Когда я «провалился» в XVIII век на Урале, то просто проглатывал исторические факты.
Приведу такой пример. Самым важным и значимым, «ковавшим кадры» для Церкви в ее без-архиерейный период, был скит инока Ипатия на горе близ Черноисточинского пруда. В нем научали ревности к древлеправославию иноки Дионисий, Феодосий Ветковский, Никифор Керженский, инок Ипатий. И в этот-то скит попал крещеный в новообрядческой Церкви молодой парень восточной внешности, нагайский татарин. Очень, очень умный. Он имел огромную склонность к познанию и ревность к христианской вере. Чингизид. Потомок восточных мурз. Крещен был под именем Михаил, он был исправлен миропомазанием и пострижен в монашество с именем Максим. Это и есть тот самый преподобный Максим (Калмык), один из самых образованных и деятельных старообрядческих иноков XVIII века.
Все достижения Горнозаводского Урала в металлургии, механике, гидротехнике, добыче цветных, черных, редкоземельных металлов и драгоценных камней, росписи, иконописи — совершались только с благословения преподобных сначала Иова, а потом и Максима Тагильских…
Кроме того, я ставил целью дать описание жизненного пути остальным инокам с Веселых Гор. Германа (старейшего из иноков, рукоположенного самим Софонием Керженским, сбежавшего из Тобольской монастырской тюрьмы, мощного молитвенника и постника), Григория (Коскина) — одного из основателей Невьянской школы иконописи, убиенного инока Павла.
— О ком еще ты сумел вытащить данные на поверхность? Можно ли назвать информацию об этих личностях уникальной?
— В той или иной степени мне удалось всех «вытащить на поверхность». Ревность о Христе, вера этих людей поражает, конечно. Среди последователей Иова назову преподобных Иакова Тагильского Чудотворца и прпеподобного Гурия, Выйского Чудотворца (Выйский завод — это тоже часть Нижнего Тагила). Это местночтимые святые.
Интересна биография Гурия Выйского. Он был рукоположен преподобным Иовом в священнический сан, а в дальнейшем принял от него постриг. В миру это был главный писарь царя Петра Алексеевича, — Григорий Андреевич Перетрутов из рода князей Хованских. Он был замешан в небезызвестном «стрелецком бунте» и вынужденно скрывался на Урале, в нижнетагильском заводе, в обители милостивого бессребреника Иова. Его могила была расположена в черте сегодняшнего города Нижнего Тагила, на правом берегу Выйского пруда между речками Черемшанкой и Кедровкой. О многолюдных молениях, которые происходили там в 1980 годах, «помнят старожилы часовенного согласия».
Последователем Максима Калмыка был местночтимый святой, преподобный Григорий (Коскин), основатель Невьянской школы иконописи, доставивший старообрядцам для соборных решений важнейший документ из Санкт-Петребурга: «Летописец об бывших Российских Архиереях». В этом документе отражены все биографии новообрядцев-архиереев, описано их крещение. Из документа следовало, что только три российских архиерея греко-российской Церкви крещены погружательно, а остальные — малороссийские обливанцы, занявшие выгодные кафедры. Значит, только от трех епископов мы могли теоретически заполучить «исправленное вторым чином» священство. Это Илларион Астраханский, Тихон Рязанский и Дионисий Вятсковский. Еще один действующий на территории России грузинский архиерей Архиепископ Гаий (Гай, в миру Гайоз Ректор Такаов) дал старообрядчеству большое количество священников.
Радость Павла Петрова (на фото — крайний справа, с хоругвью) во время июльского крестного хода 2022 года на Веселых горах к могиле инока Григория нельзя было передать словами!
Церковь Покрова на Нерли. История
Что, собственно, известно об этом знаменитом памятнике зодчества? Скупые летописные сведения о храме не сообщают ни даты, ни даже названия церкви: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град…и постави церкви две камены». Правда, еще в одной летописи упоминается все-таки то, что храм на Нерли в честь Покрова. Некоторые сведения о ней есть в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что храм связан с победоносным походом Владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году. Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела », т. е храм был возведен за один год.
Само посвящение храма Покрову Пресвятой Богородицы очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно. Непосредственно с именем князя Андрея Боголюбского связывается установление праздника Покрова, считается, что он был учрежден на Руси в 60-е годы XII века. Важнейшим аргументом в пользу этого предположения, стало как раз посвящение церкви, построенной в княжеской резиденции. С литературным творчеством самого Андрея Боголюбского исследователи связывают и тексты на праздник Покрова, дошедшие до нас в более поздних списках – «Проложное сказание», «Слово» и «Служба».
Фото: www.photorow.ru |
Правда, есть мнение, что посвящение храма, построенного князем Андреем, могло быть связано и с другим праздником, установленным им после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи. Именно с этим победоносным походом, успех которого обеспечила икона Владимирской Божией Матери, «Житие Андрея Боголюбского» связывает строительство церкви Покрова. Впоследствии, храм, возможно первоначально посвященный Спасу и Богородице, стал Покровским, вероятно, даже без специального переименования.
Немало секретов хранит и сама конструкция храма. Его современный облик так прекрасен и совершен, так вписывается в окружающий ландшафт, что кажется, так и он был задуман изначально. Однако, благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. А великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями, на которых устроены «гульбища». Высота галереи составляла 5,5 м ., а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.