Петр брюханов, тобольский мастер, из цеховых

Том 4

Содержание

  • Слайд 1

    МАУДО «Детский сад№9»
    Г. Ялуторовск
    Воспитатель Русакова Наталья Александровна

  • Слайд 2

    Тобольский косторезный промысел, один из четырех традиционных косторезных промыслов России, возник в начале 17 века во время правления первого Тобольского губернатора Матвея Гагарина.

  • Слайд 3

    В XIX веке резьбой по кости в Тобольске занимались ссыльные поляки, которые в 1860-е годы занялись изготовлением брошей, табакерок, заколок, а также образов Мадонны. К концу 1860-х годов в городе работала группа местных косторезов, а в 1874 году открылась «Сибирская мастерская изделий из мамонтовой кости С. И. Овешковой»

  • Слайд 4

    Возникновение косторезного промысла в Тобольске обусловлено обилием бивня мамонта, который находили по берегам северных рек. Для резьбы в широком смысле этого слова может использоваться практически любая кость. Вот основные ее виды. 1. Рог копытных животных (оленя, лося, коровы, марала и т.п.) 2. Трубчатая берцовая кость крупных копытных — цевка (верблюд, корова, лошадь) 3. Бивень (мамонт или слон) 4. Зуб кашалота 5. Клык моржа. 6. Рог носорога 7. Рог нарвала

  • Слайд 5

    Основной линией развития тобольского промысла стала миниатюрная объемная скульптура. Фигуры отличаются обобщенной пластикой, выявляется фактура материала, поверхность которого оставляют гладкой, тщательно отшлифованной. Северная тема объявляется традиционной для тобольской резной кости.

  • Слайд 6

    Резьбой по кости занимаются очень талантливые люди, способные оживить этот с виду неказистый, хоть и очень дорогой материал. Умелые руки мастера превращают кость в тончайшее кружево, в неповторимый орнамент, где один элемент дополняет другой, где конец одной линии является продолжением другой, и в конечном итоге всё изделие являет собой фундаментальную завершённость

  • Слайд 7

    Тобольский промысел знаменит, прежде всего, своей миниатюрной скульптурой, в которой с лиризмом и декоративным мастерством изображены жизнь и труд на Севере: охота, олени, поездки на собаках и оленях, рыболовный промысел и т.д. Много внимания резчики уделяют образу человека. Кроме скульптуры, выполняют шкатулки с инкрустацией кусочками мамонтовой кости разной естественной окраски, настольные экраны, сочетающие кость с деревом и др. (Тобольский промысел имеет своё неповторимое лицо. Он своеобразен как своей тематикой, так и художественными приёмами. Тобольская кость импонирует оригинальными, «арктическими» сюжетами, подчёркнуто бережным отношением к материалу Тобольские мастера создают из клыков моржей и зубов кашалота миниатюры, повествующие о жизни и быте народов Севера. Среди их изделий можно встретить и женские украшения, ножи для резки бумаги, различные брелки

  • Слайд 8

  • Слайд 9

  • Слайд 10

  • Слайд 11

  • Слайд 12

  • Слайд 13

  • Слайд 14

  • Слайд 15

  • Слайд 16

  • Слайд 17

  • Слайд 18

  • Слайд 19

  • Слайд 20

  • Слайд 21

  • Слайд 22

  • Слайд 23

  • Слайд 24

Посмотреть все слайды

Слайд 21В завершение встречи за круглым столом – и это был самый

трогательный момент – Владимир Мазур проинформировал собравшихся о том, что в настоящее время уже рассматривается вопрос о возрождении ковроткачества в Тобольске. Глава также сообщил, что муниципалитет намерен провести ряд рабочих совещаний с мастерицами и обсудить проект возрождения уникального коврового промысла. Ткачихи-ковровщицы встретили долгожданное известие бурными аплодисментами.

В завершение встречи за круглым столом – и это был самый трогательный момент – Владимир Мазур проинформировал собравшихся о том, что в настоящее время уже рассматривается вопрос о возрождении ковроткачества в Тобольске. Глава также сообщил, что муниципалитет намерен провести ряд рабочих совещаний с мастерицами и обсудить проект возрождения уникального коврового промысла. Ткачихи-ковровщицы встретили долгожданное известие бурными аплодисментами.

В завершение встречи за круглым столом – и это был самый трогательный момент – Владимир Мазур проинформировал собравшихся о том, что в настоящее время уже рассматривается вопрос о возрождении ковроткачества в Тобольске. Глава также сообщил, что муниципалитет намерен провести ряд рабочих совещаний с мастерицами и обсудить проект возрождения уникального коврового промысла. Ткачихи-ковровщицы встретили долгожданное известие бурными аплодисментами.

В завершение встречи за круглым столом – и это был самый трогательный момент – Владимир Мазур проинформировал собравшихся о том, что в настоящее время уже рассматривается вопрос о возрождении ковроткачества в Тобольске. Глава также сообщил, что муниципалитет намерен провести ряд рабочих совещаний с мастерицами и обсудить проект возрождения уникального коврового промысла. Ткачихи-ковровщицы встретили долгожданное известие бурными аплодисментами.

В завершение встречи за круглым столом – и это был самый трогательный момент – Владимир Мазур проинформировал собравшихся о том, что в настоящее время уже рассматривается вопрос о возрождении ковроткачества в Тобольске. Глава также сообщил, что муниципалитет намерен провести ряд рабочих совещаний с мастерицами и обсудить проект возрождения уникального коврового промысла. Ткачихи-ковровщицы встретили долгожданное известие бурными аплодисментами.

В геральдическом зале Дворца наместника Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника прошла презентация художественного альбома Натальи Сезевой «Тюменский ковер. Традиции и современность». В рамках мероприятия состоялась встреча с ветеранами тобольской ковровой фабрики.  Встречи за круглым столом – и это был самый трогательный момент – Владимир Мазур проинформировал собравшихся о том, что в настоящее время уже рассматривается вопрос о возрождении ковроткачества в Тобольске.

О двух блюдцах с сюжетами из труда И. Г. Георги

Два серебряных блюдца из коллекции MAE RAS стоят отдельно. Первый пункт на фронте содержит изображения стоящей женщины в меховой одежде и сидящего рядом с ней ребенка. На дне второго блюдца изображена фигура мужчины, одетого в клетчатую одежду, с бантом в руке. Н.Ф.Прыткова установила, что изображения на блюдцах (она называла их тарелками) были основаны на рисунках из книги Ивана Г. Георгия «Описание всех народов, населяющих Российское государство» (1776).

Она также отметила, что на первой пластине «имеется идентификационный знак в виде буквы Р», а на второй — «идентификационный знак в виде буквы IYB». Согласно N. Ф. Прытков, «обе описанные выше тарелки были изготовлены в Петербурге, на что указывают их отличительные знаки, а также изображения на тарелках, выполненные по рисункам, заимствованным …». из работы Георгия». В данном случае были допущены две ошибки: карат был определен в первой половине XIX века по числу 84 в прямоугольной пластине; а буквы П и МПБ не имеют отношения к Санкт-Петербургу.

Сотрудники Кунсткамеры любезно разрешили выставку этих чрезвычайно интересных предметов. Следует отметить, что клейма на сибирских предметах часто путают, и нередко одни и те же два клейма накладываются друг на друга.

На первом блюдце из MAE RAS изображена только буква P, правая буква сбита; возможно, это буква B. Второе блюдце, ради точности, имеет не IPB, а IP-B. Линия верхней границы марки неровная, между буквами I и P виден разрыв

Поэтому следует осторожно предположить, что это не IP-B, а скорее два наложенных друг на друга знака: первый знак P-B был неудачно наложен на аналогичный знак, так что левая вертикальная ножка буквы P сохранилась, а нижняя точка правой ножки той же буквы видна справа

Серебряное блюдце с оленем из деревни Хулимсунт с клеймом П-Б служит еще одним аргументом в пользу тобольского происхождения обоих блюдец из Кунсткамеры. Фигурки рыб и птиц на краю первого «блюдца» из коллекции МАЭ РАН и блюдца из Хулимсунта были сделаны одним способом.

Повторю свою версию: два серебряных блюдца с тематикой И.Г. Георги из коллекции МАЭ РАН были изготовлены не в Санкт-Петербурге, а в Тобольске мастером с инициалами П.Т. Брюханова. Поскольку оба блюдца имеют высокую пробу 916, возможно, они были изготовлены заказчиком из сырья.

Блюдца из коллекции МАЭ РАН хронологически можно отнести к 1820-м годам. За время, прошедшее после публикации книги И.Г. Георги (1776 г.), они, возможно, уже неоднократно попадали в провинцию. Тобольск быстро развивался в культурном плане: так, в 1790 году были изданы две части «Исторического журнала, выбранного из разных книг» (в котором можно было легко найти отрывки из «Описания всех народов»), а в 1793 году вышла «Научная, экономическая, моралистическая, историческая и занимательная библиотека для пользы и удовольствия читателей всех званий». Представляется вероятным, что в распоряжении мастера или комиссара был только третий том Георги, поэтому он использовал рисунки народов Дальнего Востока, а не остистых народов.

Несмотря на различные формы изделий (блюдца, овальные и прямоугольные тарелки), вышедших из мастерской П. Брюханова, все они объединены общей охотничьей тематикой. Исключение составляют две мужские статуэтки, выполненные в одинаковой позе — одна рука поднята, другая опущена. Значение этих поз, вероятно, связано с танцами.

Мышь с четырьмя мышатами на ломте хлеба

Миниатюрная композиция «Мышь с четырьмя маленькими мышатами на куске хлеба» была сделана из бивня мамонта художником Порфирием Терентьевым. Именно он заложил основы жанровой миниатюрной скульптуры в тобольском искусстве резьбы по дереву.

Порфирий Терентьев родился в крестьянской семье в Тобольском уезде. В детстве ему нравилось заниматься резьбой по дереву и делать фигурки людей. Терентьев был направлен в Тобольск, в мастерскую резчика по дереву Михаила Знаменского, но вскоре вынужден был вернуться. Только после службы в армии он смог приступить к учебе.

В Тобольске Порфирий Терентьев освоил резьбу по мамонтовой кости. Его основным инструментом был простой перочинный нож. В 1900 году скульптуры мастера приняли участие во Всемирной выставке в Париже.

Порфирий Терентьев использовал технику объемной скульптуры для своей композиции «Мышь с четырьмя мышами на куске хлеба». Он разместил композицию из фигурки мыши и кусочка сыра на подставке, имитирующей ломтик ржаного хлеба.

  • ‘Погрузиться всем своим существом в искусство’: письма Михаила Врубеля
  • Иконы, истории и былины: ремесленники из Палеха в Артефакте
  • От катушки до резной скамьи: 5 экспонатов из Российского музея декоративного искусства

Первые косторезные мастерские

До конца 19 века резчики по дереву работали небольшими группами. Первая в Сибири мастерская по резьбе по мамонтовой кости была открыта С.И.Овешковой только в 1874 году. После нее были открыты другие мастерские, крупнейшей из которых была «Иллюстрированная сибирская мастерская Ю.А. Гагарина». И Мельгунова» (основан в 1893 году).

Лошади. Тобольская фабрика резьбы по кости Путеводитель по русским ремеслам, CC BY-SA 3.0

Работа талантливых мастеров была удостоена серебряной медали на Нижегородской выставке и золотой медали на Франко-русской выставке в Санкт-Петербурге в 1898 году. Продукция тобольских резчиков по дереву стала поставляться в промышленных масштабах в Санкт-Петербург, Москву, Казань, Киев и Нижний Новгород. К середине 1870-х годов тобольская резьба по кости практически стала профессией со всеми особенностями производства и сбыта. В начале 20-го века тобольский промысел резьбы по кости пришел в упадок и возродился после установления советской власти.

Святой Николай, епископ Мир Ликийских. Тобольская фабрика резьбы по кости Путеводитель по русским ремеслам, CC BY-SA 3.0

После Октябрьской революции и изменения общественного строя изменился и формат работы резчиков по кости. В конце 1920-х — начале 1930-х годов был создан кооператив «Коопэкспорт», объединивший мастеров резьбы по кости. Радикальные изменения, происходившие в жизни сибирских народов, нашли отражение в скульптуре тобольских резчиков. Тобольские мастера разрабатывали многофигурные композиции. Каждая скульптура была вырезана отдельно и прикреплена к плоской прямоугольной подставке.

Медведи. Тобольская скульптурная фабрика Путеводитель по русским ремеслам, CC BY-SA 3.0

В 1957 году было освоено 55 новых образцов, лучшие работы получили высокую оценку на республиканской выставке прикладного искусства и завоевали Большую золотую медаль на Брюссельской выставке.

Охота на кабана. Тобольская фабрика резьбы по кости Путеводитель по русским ремеслам, CC BY-SA 3.0

С созданием в 1960 году Тобольского завода каменных скульптур произошло знаковое событие — изменился традиционный подход к декоративным камням. Скульптура из Тобольска характеризуется круговой резьбой, сырьем для которой послужили редкий бивень мамонта и зуб кашалота.

По данным Water. Тобольская резная фабрика Путеводитель по русским ремеслам, CC BY-SA 3.0

Для того чтобы увеличить производство товарной продукции, было решено начать выпуск костяной цевки. Эта веха была достигнута благодаря сотрудничеству с Научно-исследовательским институтом художественной промышленности.

Дед с репой. Тобольская фабрика резьбы по кости Путеводитель по русским ремеслам, CC BY-SA 3.0

В 1986 году продукция фабрики была впервые классифицирована Советом экспертов как ремесленные изделия.

Бегемоты. Тобольская фабрика резьбы по кости Путеводитель по русским народным промыслам, CC BY-SA 3.0

Сегодня в Тобольской фабрике художественной резьбы по кости хранится уникальная коллекция предметов, изготовленных из кости мамонта, зуба кашалота и бивня моржа.

Тобольская фабрика художественных костяных скульптур Дмитрий Габышев, CC BY-SA 3.0

Русская резная икона

Появление резных икон на Руси датируется XI веком. Традиция «икон на рези» была позаимствована у Византийцев, собственно как и религия. Богатые леса и наличие умельцев на все руки, значительно поспособствовало распространению данного вида искусства. Кроме того, набирающая обороты новая вера требовала все больше культовых предметов, а расписные темперой иконы были удовольствием не из дешевых. Да и сами живописцы встречались гораздо реже резчиков по дереву. Берясь за любую работу, народные умельцы вырезали иконы и для храмов и для домов простого люда. Из дерева делали всё: и кресты, и складни, и образки, используя при этом ту древесину, что росла в лесах. Однако более дорогие изделия, все же изготавливались из импортного материала.

При украшении резных икон, не мудрствуя лукаво, использовали те же методы, что и при украшении живописных. Готовые работы обрабатывали сусальным золотом, серебром, темперой, украшали драгоценными и полудрагоценными камнями. Оберегаясь от воздействия влаги, дерево обрабатывалось маслом, лаками и воском. XVI – XVII являлся веком расцвета и оставил потомкам большое количество прекрасных работ. Лучшие резные иконы хранятся, в различных музеях страны и по сей день. Однако в середине XVII века искусство было предано огню. Современная церковь тех времен усматривала языческие мотивы в резных иконах. В связи с этим большое количество прекрасных изделий пропало на кострах. Хотя, само собой разумеется, что были уничтожены не все произведения искусства. Стоит отметить, что лучшие резные иконы остались в тайных схронах старообрядцев, а некоторых так и вовсе не были задеты репрессиями. Так, например, до самых глубоких уголков Севера России, к примеру, до Сибири, бедствия подобного масштаба приходили не сразу. Дойдя же, всегда воспринимались по-своему. Установившийся в той части патриархальный уклад общества и большое уважение к изобразительному искусству заставляли обитателей тех краев хранить резное искусство еще больше.

Бабочка на пластинке

Первая частная мастерская была открыта в Тобольске семьей Овешковых в 1874 году. Иван Овешков обучал лучших дореволюционных мастеров резьбы по дереву в Тобольске, в том числе Никифора Пальянова, автора книги «Бабочка на тарелке».

Пальянов использовал холку белого мамонта для создания миниатюрной скульптуры в технике объемной резьбы. Кости этого животного легко поддавались обработке, поэтому их часто использовали даже в самых сложных миниатюрах с множеством мелких деталей. Крылья бабочки имеют рельефный узор из жилок насекомого. Никифор Пальянов установил фигурку на прямоугольную подставку из коричневой кости, похожей на дерево.

О методике анализа

Выше приведен сравнительный анализ финансового положения и результатов деятельности организации.
В качестве базы для сравнения взята официальная бухгалтерская отчетность организаций Российской Федерации за 2021,
представленная в базе данных ФНС (2.2 млн. организаций).
Сравнение выполняется по 9 ключевым финансовым коэффициентам (см. таблицу выше).
Сравнение финансовых коэффициентов организации производится с медианным значением показателей всех организаций РФ и организаций в рамках отрасли,
а также с квартилями данных значений. В зависимости от попадания каждого значения в квартиль присваивается
балл от -2 до +2 (-2 – 1-й квартиль, -1 – 2-й квартиль, +1 – 3-й квартиль; +2 – 4-й квартиль;
0 – значение отклоняется от медианы не более чем на 5% разницы между медианой и квартилем, в который попало значение показателя).
Для формирования вывода по результатам анализа баллы обобщаются с равным весом каждого показателя,
в итоге также получается оценка от -2 до +2:

значительно лучше (+1 — +2вкл)
лучше (от 0.11 до +1вкл)
примерно соответствует (от -0.11вкл до +0.11вкл)
хуже (от -1вкл до -0.11)
значительно хуже (от -2вкл до -1)

Изменение за год вычисляется путем сравнения итогового балла финансового состояния в рамках отрасли за текущий год с баллом за предыдущий год.
Результат сравнения может быть следующим:

значительно улучшилось (положительное изменение более чем на 1 балл).
улучшилось (положительное изменение менее чем 1 балл);
не изменилось (балл не изменился или изменился незначительно, не более чем на 0,11);
ухудшилось (ухудшение за год менее чем на 1 балл);
значительно ухудшилось (ухудшение за год более чем на 1 балл);

Источник исходных данных: При анализе использованы официальные данные Росстата и ФНС,
публикуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если вам доступен оригинал бухгалтерской отчетности,
рекомендуем сверить его с отчетностью ООО «ТОБОЛЬСКАЯ ФАБРИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОСТОРЕЗНЫХ ИЗДЕЛИЙ» по данным ФНС, чтобы исключить опечатки и неточности возможные при занесении отчетности в электронную базу налогового ведомства.

Нужен официальный отчет? Если вам требуется письменное заключение по результатам сравнительного анализа,
пишите нам, мы подготовим детальный отчет аудиторской фирмы (услугу оказывают аттестованные аудиторы на платной основе).

Внимание: Представленный анализ не свидетельствует о плохом или хорошем финансовом состоянии организации,
а дает его характеристику относительно других российских предприятий. Для детального финансового анализа воспользуйтесь
программой «Ваш финансовый аналитик»
— загрузить данные в программу >>

Абрамцево-кудринская резьба

Кудринская резьба относится к плоскорельефным видам резьбы. В ее названии удивительным образом сочетаются наименование подмосковной деревни Кудрино, где зародился этот вид резьбы, и характер ее внешнего вида. Непрерывность движения растительных побегов, текучесть гирлянд из листьев, цветов, ветвей вызывают ощущение «кудрявости» узоров. Основную декоративную роль в этом виде резьбы играют традиционные гирлянды лепестков, с одной стороны заостренных, с другой — закругленных. Они сливаются в непрерывный, упругий поток, который определяет весь ритм и строй композиции. Между гирляндами включены иные изобразительные элементы — всадники, птицы, звери, рыбы, ягоды, цветы. Изображения птиц, зверей, рыб в окружении цветов и листьев — наиболее частые мотивы у мастеров прошлого. Они встречаются на подносах, круглых шкатулочках, стаканах для кистей, чернильных приборах, ларцах.

В дальнейшем традиции и мотивы кудринской резьбы стали богаче, разнообразнее. Появились сюжетные композиции, связанные с тематикой защиты Отечества, памятными датами в жизни нашей страны, показывающие мирный труд нашей Родины. Но какие бы мотивы ни рождались под резцами Кудринских мастеров, они всегда бывают окружены текучим потоком растительного узора, как бы обволакивающим основное изображение, окаймляющим его драгоценной оправой. Мягкость контуров, округлость форм рельефа, богатство светотени, живость узоров составляют декоративный строй этой резьбы. Он дополняется эффектным сочетанием сверкающего полировкой выпуклого орнамента с матовыми промежутками углубленных участков.

Зарождение кудринской резьбы связано с именем Василия Ворноскова, сына плотника из деревни Кудрино, который был одним из учеников созданной в конце XIX века в Абрамцеве столярной мастерской. Эта художественно-столярная школа-мастерская была основана передовыми русскими художниками. Заведовала мастерской Елена Дмитриевна Поленова. По деревням и селам она собирала все лучшее, что было создано народными мастерами. На этих образцах обучались дети окрестных кустарей. Вокруг мастерской объединились кустари из сел Кудрино, Ахтырка, Мутовки, Левково и других близлежащих мест. Впоследствии из выпускников мастерской и местных кустарей были организованы артели. В 1960 году артели были преобразованы в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий. Следуя лучшим традициям прошлого и развивая их, фабрика выпускает деревянные изделия (долбленые, строганные, выточенные на станке), покрытые кудринской резьбой и отполированные. Это ковши, блюда, декоративные тарелки, сухарницы, коробочки для рукоделия, шкатулки. В настоящее время при фабрике действует художественно — промышленное училище, где приемы и традиции кудринской резьбы преподаются в учебных мастерских и аудиториях.

Становление серебряного ремесла в Тобольске

Первые серебряные и медные рудники были освоены в Сибири в первой половине XVIII века. В 1726 году из руды Колывано-Воскресенского рудника, принадлежавшего Акинфию Демидову, было получено первое серебро.

Между 1721 и 1724 годами, в рамках реформ Петра, население городов было разделено на «простых граждан», владевших собственностью, и «средний класс», не владевших ею. Обычные граждане объединялись в гильдии и цеха. Для городских ремесленников вступление в гильдии было обязательным.

В 1723 году в Тобольске был учрежден губернский магистрат, который объединил тобольских серебряных дел мастеров в гильдии. В 1757 году в Тобольске была утверждена должность асессора.

В XVIII-XIX веках клейма серебряной гильдии состояли из гербовой печати города или региона в различных формах, именного клейма, указывающего на год мастера-асессора или его отсутствие, и клейма серебряной гильдии с двумя цифрами, указывающими на долю серебра в сплаве. Мастера, мастерские и фабрики были обязаны ставить свои товарные знаки, прежде чем представить свои изделия государственному оценщику. Печати с начальными двумя или тремя буквами имени мастера помещались в щиты разной формы и с разными черточками.

В 1765 году в Тобольске работало 13 серебряных дел мастеров; серебро из Китая и Бухары местные мастера покупали на рынках в Ирбите; в конце 1770-х годов в Тобольскую губернию от бухарцев поступило 50-100 ящиков серебра. Черненое столовое серебро было изготовлено в Тобольске в 1770-х годах и украшено местными сюжетами: охотник на лыжах, всадник, преследующий оленя, и т.д. В коллекции Государственного исторического музея хранится серебряный сливочник 1778 года с изображением человека, охотящегося с собакой на пушного зверя. В конце XVIII века в Тобольске три серебряных бокала стоили 15 рублей 87 копеек. В конце XVIII века три серебряных бокала равнялись 15 рублям и 87 копейкам.

На серебряных изделиях, изготовленных в Тобольске в 1770-х годах, стояли клейма мастеров с именами, состоящими из латинских букв. Это были имена польских конфедератов, сосланных в Тобольск. Однако большинство ремесленников были русскими.

В докладе преподобного Я. Голошубин от 6 июля 1891 года описывает ритуал во время добычи медведя: «Снятую шкуру медведя кладут на стол в переднем углу, раздвигают ему ноги и голову; на каждый коготь надевают столько колец, сколько могут поместить; к носу медведя прикрепляют серебряную пластинку…». .

В архиве Тобольска обнаружен список серебряных дел мастеров, в том числе 11 человек из горожан и 12 из лавочников, на совете мастеров 1788 года. Среди последних — 30-летний Петр Брюханов.

В 1806 году число серебряных дел мастеров сократилось до 19 человек, в 1809 году было 7 мастеров из мещан, 5 человек из гильдий и два подмастерья, а в 1819 году серебряные вожжи делали только «Петр Брюханов, безработный Яков Швырь, кучер Яков Стерков».

К сожалению, до наших дней сохранилось мало произведений тобольских серебряных мастерских. Небольшая группа тобольской серебряной посуды — блюдца и тарелки овальной и прямоугольной формы — была найдена сотрудниками Приполярного этнографического отряда Института археологии и этнографии СО РАН в период с 1983 по 2013 год в домашних святилищах ханты и манси. Большинство вновь найденных предметов имеют на лицевой стороне печать мастера Петра Брюханова. Известно, что икона «Матерь Знамение» (клеймо на обороте с гербом Толбойского наместничества, 1794 г., ПБ) была создана Петром Брюхановым до наших находок. Она хранится в коллекции ТГИАМЗ). Оказалось, что в нескольких других музеях есть предметы с клеймом мастера PB, которые не были атрибутированы.

Богородская резьба

Русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины.)

Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»).
Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.
Когда была вырезана из липы первая игрушка в селе Богородском, точно никто не знает, однако существует легенда о том, что первую фигурку «Ауку» сделала для своих детей мама, что бы их позабавить. Позже куклу продали купцу, а он поставил ее в своей лавке для украшения, но игрушка тут же была куплена с выгодой для купца, после этого он заказал еще целую партию игрушек.
В середине 15 века село принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву. Он завещал его своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Федору. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице-Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь.
В ходе событий Смутного времени начала 17 века земли в центральной части Московского государства были разорены. Из 17 поселений, входивших в состав Богородицкой вотчины Троицы-Сергиева монастыря, возродились лишь 4, среди них Богородицкое, но уже как безхрамовая деревня.
В XV – XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.
Первоначально участие богородчан в игрушечном деле выражалось лишь в поделке мелких частей и фигурок, которые потом отвозились в Сергиев Посад для дальнейшей отделки. Часть игрушек шкурили и расписывали, часть продавали бельем игрушки расходились у стен Лавры, по рынкам Москвы и других.
Богородская игрушка и скульптура давно и прочно вошла в жизни культуры русского народа, как его феномен. С помощью передачи мастерства из поколения в поколение промысел развивалсякрепко вставая на ноги, заинтриговывая и притягивая к себе.

В 1913 году мастера объединились в артель «Богородский резчик» и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву. В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.
Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом. Далеко за пределами Московской области известны православные мастера-чудодеи: Н. И. Максимов, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А.Рыжов, И. К. Стулов, С.А Паутов., И .М Польский., М.Я.Дворников. Богородские резчикиучастники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, композиция «Как мыши кота хоронили» – в музее народного искусства, игрушка «Кавалер и дама», «Царь Додон и звездочка» – в русском областном.

Утро в сосновом лесу

Другая известная работа скульптора Порфирия Терентьева — скульптура «Утро в сосновом лесу». Скульптура была создана в конце 19 века. Сюжет произведения основан на одноименной картине художника Ивана Шишкина.

Терентьев вырезал медведицу с тремя детенышами на поваленном дереве. Он изобразил животных точно так же, как на картине Шишкина, изменив лишь позу матери-медведицы. В оригинале она смотрит на одного из детенышей; в скульптуре ее голова повернута к зрителю. Для этой композиции Порфирий Терентьев использовал коричневую мамонтовую кость, которую мастера до него считали менее ценной, чем белая слоновая кость, и даже непригодной для работы.

В 1916 году Терентьев посетил Петроград, где показал свои работы профессорам Академии художеств, в том числе художнику Илье Репину. После визита московский журнал «Всемирная панорама» опубликовал статью о мастере. В нем говорилось: «…В качестве инструмента для резьбы он в основном использует перочинный нож. По мнению профессоров Академии, видевших его работы, это исключительный талант.

Слайд 7В 2015 году Тобольская фабрика косторезных изделий отметит свое 85-летие. Она

стала правопреемником артели косторезов, организованной в 1929 году В. Денисовым и Т. Песковым. Сегодня это единственное в России действующее предприятие. В славную летопись одного из древнейших косторезных промыслов страны вписаны имена наших талантливых земляков: Михаила Знаменского, Порфирия Терентева, Генадия Кривошеева, Гавриила Хазова. Каждое их произведение удивляет изяществом исполнения и гармонией скульптурных композиций. Творчество косторезов разных поколений было отмечено золотыми медалями на международных выставках в Париже и Брюсселе, а сама фабрика награждена ордерном «Знак Почета».

В 2015 году Тобольская фабрика косторезных изделий отметит свое 85-летие. Она стала правопреемником артели косторезов, организованной в 1929 году В. Денисовым и Т. Песковым. Сегодня это единственное в России действующее предприятие. В славную летопись одного из древнейших косторезных промыслов страны вписаны имена наших талантливых земляков: Михаила Знаменского, Порфирия Терентева, Генадия Кривошеева, Гавриила Хазова. Каждое их произведение удивляет изяществом исполнения и гармонией скульптурных композиций. Творчество косторезов разных поколений было отмечено золотыми медалями на международных выставках в Париже и Брюсселе, а сама фабрика награждена ордерном «Знак Почета».

В 2015 году Тобольская фабрика косторезных изделий отметит свое 85-летие. Она стала правопреемником артели косторезов, организованной в 1929 году В. Денисовым и Т. Песковым. Сегодня это единственное в России действующее предприятие. В славную летопись одного из древнейших косторезных промыслов страны вписаны имена наших талантливых земляков: Михаила Знаменского, Порфирия Терентева, Генадия Кривошеева, Гавриила Хазова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: