Троице-сергиева лавра: храмы и святые места, как добраться и что посмотреть в сергиевом посаде

Троице-сергиева лавра: описание, история, фото, точный адрес

Использованные материалы

  • Историческая справка на официальном сайте Тобольской епархии:

  • Павлова О.А., Тюменский Свято-Троицкий монастырь // Энциклопедия Сибири:

  • Историческая справка на официальном сайте монастыря:

  • Строев П., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — С.-Петербург, 1877, стб. 321-322.
  • Амвросий (Орнатский), архим., История Российской иерархии. Часть VI. — Москва, 1815, с. 461-462.

  Павлова О.А., Тюменский Свято-Троицкий монастырь // Энциклопедия Сибири —

  Пр. И. Лн, Памяти о. архимандрита Филарета, настоятеля Тюменского Троицкого монастыря // Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 3, отдел неофиц., с. 51.

  Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года. Часть первая. — Тобольск, 1913, с. 10.

  «Возрождение Филофеевской школы — Тюменского Духовного училища», страница официального сайта Тобольско-Тюменской епархии —

  К 10-летию восстановления Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря, интервью с наместником монастыря архимандритом Тихоном (Бобовым) // «Сибирская православная газета», № 9, 2005. —

  «Сегодня в Тюмени откроют памятник митрополиту Филофею (Лещинскому), просветителю Сибири», 27 июля 2007 г., новостное сообщение на официальном сайте Русской Православной Церкви —

  Тобольский епархиальный адрес-календарь, изданный по распоряжению Тобольского епархиального начальства на 1895 г. Отдел первый. — Тобольск, с. 29.

  Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1897. — Тобольск, 1897, с. 230.

  Предположительно, Мемнон (Покровский). Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1901 год. Отдел второй. — Тобольск, 1900-1901, с. 9.

  Тобольский епархиальный адрес-календарь. Отдел первый. — Тобольск, 1903, с. 7.

  Денисов Л.И., Православные монастыри Российской Империи. — М., 1908, с. 861.

  Страница официального сайта Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря —

  «Святыни монастыря», страница официального сайта монастыря —

  Духовные деятели Тобольского края. / Сост. Головщиков К.Д. // Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 3, отдел неофиц., с. 60.

  Предан суду. См. Строев, Указ. сочин., стб. 321.

  Год кончины. См. Строев, Указ. сочин., стб. 321.

  У Строева — до 1888 года.

  Освящал Тюменский Михаило-Архангельский храм. См.: Курмачев В.А. Храм Михаила Архангела в Тюмени // «Сибирская православная газета» — Здесь упомянут как Треадий.

  Освящал главный престол Тюменского Знаменского храма. См. Церковь Знамения Пресвятыя Богородицы в городе Тюмени // Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 19, отдел неофиц., с. 459. По Строеву — с 1802 г.

  Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1901 год. Отдел второй. — Тобольск, 1900-1901, с. 9.

  Упоминается умершим в ноябре 1906 года. См. Тобольские епархиальные ведомости, 1906, № 23, отдел офиц., с. 202.

  Определение Священного Синода от 30 ноября 1912 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1912, № 50 (15 декабря), с. 464:

  Определение Священного Синода от 16-21 января 1913 года года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде,1913, № 4 (26 января), с. 17-18: ; Определение Священного Синода от 29 сентября 1914 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде,1914, № 41 (11 октября), с. 473:

  Указ Св. Синода от 17 марта 1915 года № 3593. См. Тобольские епархиальные ведомости, 1915, № 14, отдел офиц., с. 189 или Определение Священного Синода от 12-17 марта 1915 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1915, № 4 (14 апреля), с. 122:

  Определение Священного Синода от 12 февраля 1916 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1916, № 9 (27 февраля), с. 74:

  Определение Священного Синода от 30 сентября — 3 октября 1916 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1916, № 42 (5 октября), с. 378: ; Определение Священного Синода от 6-8 марта 1917 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1917, № 9/15 (8 апреля), с. 71:

Прогулка к святому источнику Саввы Сторожевского

Вокруг Лавры и Сергиева Посада есть несколько святых источников. Удобнее всего дойти до ключа, носящего имя святого Саввы Сторожевского – для этого потребуется минут 15. Из ворот Лавры нужно пойти налево, вдоль стены монастыря, мимо памятника преподобному Сергию. Там, где стена повернет налево, свернуть и продолжить идти вдоль нее.

Двигаясь вдоль стены, вы дойдете до автостоянки автобусов – нужно пройти через нее, и в конце увидите узкую лесенку, ведущую вниз, к ручью. Прежде чем спускаться по ней, оглянитесь на Троице-Сергиеву Лавру – с этого места получаются отличные фотографии монастыря. Кстати, этот вид на Лавру был очень известен до революции, когда смотровой площадки на Блинной горе еще не существовало.

Вид на Троице-Сергиеву Лавру со стороны источника Саввы Сторожевского

Внизу следуйте по дорожке – под мост, и за ним вы видите крохотную деревянную часовню, лавки, где продают свечи, крестильные рубахи и сувениры, и – наконец – источник Саввы Сторожевского.

Святой источник Саввы Сторожевского

Справа бьет ключ, где можно набрать воды, слева – построена купель – она небольшая, поэтому по воскресеньям и праздникам перед ней обычно собирается очередь. Мужчины и женщины ждут группами по 8-10 человек и заходят попеременно – деления на женскую и мужскую купели нет.

История

В 1621 году тюменские воеводы получили из Казанского приказа последующую грамоту:

А в Казанском дворе… тюменский чёрный поп Иона произнес: поставил де в Тюмени за Ямскою слободою Преображенский монастырь старец Нифонт Казанский в 124 году мирскою дачею.

Это 1-ое весть об основании монастыря в 1616 году иноком казанской Раифской пустыни Нифонтом. Сначало монастырь не имел даже церкви. В июле 1621 года игуменом монастыря был назначен Авраамий из Ростова Величавого, монастырским строителем постриженик Кирилло-Белозёрского монастыря Иона Лихарёв, келарем постриженик Новгородского Антониева монастыря старец Онуфрий. Им поручалось возвести монастырскую церковь, срубить новые кельи и другие строения. В 1622 году под управлением мастера Корнелия Хорева была построена тёплая древесная шатровая церковь, освящённая как Спасо-Преображенская. Грамотой царя Миши Фёдоровича от 25 января такого же года монахам назначена «руга» (казённое жалование) и заведены в вотчину две рыбные «ловли».

В 1622 году при воеводе Прокопии Хрисанфовиче Измайлове вообщем выполнялось огромное строительство, связанное с обновлением Тюменского острога, город чуть не был поставлен вновь. Согласно Дозорной книжке 1624 года, кроме монастырской Спасо-Преображенской церкви, в городке в тот период размещались:

В июле 1705 года в итоге огромного пожара сгорел практически весь город, не считая острога и первой каменной Благовещенской церкви. В том числе сгорела единственная монастырская Спасо-Преображенская церковь. Тюмень не заходила в число городов, где предусматривалось каменное строительство, но в 1706 году митрополит Филофей Лещинский ходатайствовал перед Петром I о разрешении выстроить в тюменском Преображенском монастыре «небольшую каменную подаянием мирских людей церковь» и таковое получил.

Каменная соборная церковь возводилась в 1708—1715 годах, из их последние 4 года под конкретным наблюдением Ф. Лещинского, который оставил митрополичью кафедру, принял схиму и жил в монастыре. В конце концов, 3 июня 1715 года церковь была освящена как Троицкая, по ней монастырь стал называться Троицким. Церковь стала третьим каменным строением Тюмени после каменных амбаров для казны (1702 год) и Благовещенской соборной церкви (1704 год).

Невзирая на то, что указом от 9 декабря 1714 года каменное строительство было запрещено всюду, не считая Санкт-Петербурга, вернувшийся в 1715 году на кафедру митрополит Филофей сумел устроить строительство в 1717 году на местности монастыря маленькой двуглавой церкви Зосимы и Савватия (Сорока страдальцев).

Запрет на каменное строительство в Рф был снят в 1722 году, в связи с чем Ф. Лещинский достигнул разрешения на строительство церкви апостолов Петра и Павла. Строительство началось в 1726 году, но после погибели митрополита строительство затормозилось и продлилось до 1755 года. Строительство настоятельского корпуса и каменных стенок производилось так же неторопливо, в 1724—1739 годах.

В 1761 году при монастыре базирована латинская школа. На плане 1766 года в первый раз обозначен Дунькин сад. По «Духовным штатам» от 26 февраля 1764 года монастырь отнесён к низшему, III-му классу. В 1842 году в городке произошёл сильный пожар, в каком Петропавловская церковь с колокольней «пострадали так, что не считая каменных стенок ничего в их не осталось». Последовавший в 1851—1853 годах ремонт внёс некие конфигурации в вид церкви. В размещенном в 1862 году «Описании Западной Сибири» отбывавший сибирскую ссылку Ипполит Завалишин именовал монастырь наилучшим в Сибири после иркутского Вознесенского и Иннокентьевского монастыря.

В январе 1923 года на основании постановления Наркомюста от 24 августа 1918 года монастырь был закрыт, чуток ранее улицу Огромную Монастырскую переименовали в Коммунистическую. В 1922 году в доме настоятеля монастыря разместился губернский архив, позднее переведённый в Спасскую церковь. В декабре 1929 года монастырь передан в ведение Горкомхоза для использования под культурные и общеполезные учреждения. Решением Тюменского горкома ВКП(б) сначала 1930 года могила Филофея Лещинского была уничтожена, его останки переданы в Тюменский антирелигиозный музей, размещавшийся в Благовещенском соборе (взорван в ночь с 13 на 14 июня 1932 года). В сентябре 1941 года монастырь передан КЭЧ Тюменского гарнизона.

Краткая история монастыря

Родители нарекли новорожденного малыша Варфоломеем и с детства они воспитывали его в вере к Всевышнему. Через некоторое время после рождения маленький Варфоломей вместе со своей семьей отправился на постоянное место жительства в городок Радонеж. Там же со всеми членами семьи он исправно посещал все богослужения, проводимые служителями церкви Покрова Пресвятой Богородицы (в то время святыня входила в состав Покровского Хотькова монастыря).

Свято-Троицкая Сергиева Лавра с высоты птичьего полёта

Достигнув 20-летнего возраста, Варфоломей принял решение о принятии иночества и посвящении себя Господу, и попросил на эту деятельность родительского благословения.

Конечно же, отец с матерью одобрили жизненный выбор своего сына, однако они попросили его не вступать в иночество до их смерти.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Такую просьбу они мотивировали своей старостью и отсутствием близких людей, которые смогли бы о них позаботиться, ведь старшие братья Варфоломея уже были женаты на тот момент и проживали в собственных домах. Но в 1337 г. после смерти родителей Варфоломей наконец-то осуществил свою мечту о служении Богу и отправился с братом Стефаном, овдовевшим к тому времени, в лесную глухомань Подмосковья.

На холме Маковце, стоящем неподалеку от реки Кончуры, они построили небольшой храм, чествуя этим действием Святую Троицу. Спустя 3 года, в 1340 г., храм был освящен.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Жизнь в лесной глуши оказалась безрадостной для Стефана, и он покинул брата, безропотно служившего Господу. Не имея такой силы духа, которой располагал Варфоломей, Стефан перебрался в московский Богоявленский монастырь и в дальнейшем стал его игуменом. Сам же Варфоломей проводил сутки напролет в трудах, заботах и молитвах. Так прошло 2 года, и молва о безмолвном отшельнике разнеслась по всей округе. Его скит стали окружать кельи других монахов, пожелавших служить Всевышнему в глухомани и принявших обособленное жительство в Троицкой пустыни.

Через некоторое время в этой же местности появились и простые жители, пытавшиеся спрятаться в лесной глуши от нашествия татар.

Красная надвратная башня со Святыми ворота

Все заботы об иноках взял на себя игумен Свято-Троицкой обители – отец Митрофан. Он же постриг Варфоломея в иноки, дав ему имя Сергий. Новоиспеченный инок стал игумену верным помощником, а когда его наставник отошел в мир иной, Сергий сам начал заботиться о насельниках монастыря и его благоустройстве.

Использованные материалы

  • Историческая справка на официальном сайте Тобольской епархии:

  • Павлова О.А., Тюменский Свято-Троицкий монастырь // Энциклопедия Сибири:

  • Историческая справка на официальном сайте монастыря:

  • Строев П., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — С.-Петербург, 1877, стб. 321-322.
  • Амвросий (Орнатский), архим., История Российской иерархии. Часть VI. — Москва, 1815, с. 461-462.

  Павлова О.А., Тюменский Свято-Троицкий монастырь // Энциклопедия Сибири —

  Пр. И. Лн, Памяти о. архимандрита Филарета, настоятеля Тюменского Троицкого монастыря // Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 3, отдел неофиц., с. 51.

  Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года. Часть первая. — Тобольск, 1913, с. 10.

  «Возрождение Филофеевской школы — Тюменского Духовного училища», страница официального сайта Тобольско-Тюменской епархии —

  К 10-летию восстановления Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря, интервью с наместником монастыря архимандритом Тихоном (Бобовым) // «Сибирская православная газета», № 9, 2005. —

  «Сегодня в Тюмени откроют памятник митрополиту Филофею (Лещинскому), просветителю Сибири», 27 июля 2007 г., новостное сообщение на официальном сайте Русской Православной Церкви —

  Тобольский епархиальный адрес-календарь, изданный по распоряжению Тобольского епархиального начальства на 1895 г. Отдел первый. — Тобольск, с. 29.

  Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1897. — Тобольск, 1897, с. 230.

  Предположительно, Мемнон (Покровский). Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1901 год. Отдел второй. — Тобольск, 1900-1901, с. 9.

  Тобольский епархиальный адрес-календарь. Отдел первый. — Тобольск, 1903, с. 7.

  Денисов Л.И., Православные монастыри Российской Империи. — М., 1908, с. 861.

  Страница официального сайта Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря —

  «Святыни монастыря», страница официального сайта монастыря —

  Духовные деятели Тобольского края. / Сост. Головщиков К.Д. // Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 3, отдел неофиц., с. 60.

  Предан суду. См. Строев, Указ. сочин., стб. 321.

  Год кончины. См. Строев, Указ. сочин., стб. 321.

  У Строева — до 1888 года.

  Освящал Тюменский Михаило-Архангельский храм. См.: Курмачев В.А. Храм Михаила Архангела в Тюмени // «Сибирская православная газета» — Здесь упомянут как Треадий.

  Освящал главный престол Тюменского Знаменского храма. См. Церковь Знамения Пресвятыя Богородицы в городе Тюмени // Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 19, отдел неофиц., с. 459. По Строеву — с 1802 г.

  Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1901 год. Отдел второй. — Тобольск, 1900-1901, с. 9.

  Упоминается умершим в ноябре 1906 года. См. Тобольские епархиальные ведомости, 1906, № 23, отдел офиц., с. 202.

  Определение Священного Синода от 30 ноября 1912 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1912, № 50 (15 декабря), с. 464:

  Определение Священного Синода от 16-21 января 1913 года года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде,1913, № 4 (26 января), с. 17-18: ; Определение Священного Синода от 29 сентября 1914 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде,1914, № 41 (11 октября), с. 473:

  Указ Св. Синода от 17 марта 1915 года № 3593. См. Тобольские епархиальные ведомости, 1915, № 14, отдел офиц., с. 189 или Определение Священного Синода от 12-17 марта 1915 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1915, № 4 (14 апреля), с. 122:

  Определение Священного Синода от 12 февраля 1916 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1916, № 9 (27 февраля), с. 74:

  Определение Священного Синода от 30 сентября — 3 октября 1916 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1916, № 42 (5 октября), с. 378: ; Определение Священного Синода от 6-8 марта 1917 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1917, № 9/15 (8 апреля), с. 71:

История

Первые упоминания о соборе датируются XVI веком. В 1586 году в левом углу торгово-промышленной части Тюмени построили небольшой деревянный храм с одним престолом — храм Святого Пророка Илии. В 1620 году при нём организовали женскую монашескую общину. Ее духовником стал настоятель храма Никон. Деревянная церковь просуществовал до 1860-х гг. Как считает историк Миллер, церковные сооружения подверглись череде пожаров, и после очередного бедствия в 1766 году его уже не восстанавливали.

Вскоре поблизости от прошлого места возвели Новый деревянный храм во имя Святого Пророка Илии. Его основали в 1773 г., а в 1833 начали строительство каменной церкви в честь Ветхозаветного Святого пророка Илии и Покрова Святой Богородицы. Проектировщиком выступил архитектор Трифонов.

В 1837 году построена двухъярусная колокольня, а в конце XIX века монастырский комплекс обнесли каменной оградой. В этот же период была проведена капитальная реконструкция здания, открыта церковноприходская школа.

Максим Слуцкий

В 1880-х гг. на северной стороне здания заложили новый Покровский придел, а старый объединили с Ильинской аркой. Работы по строительству профинансировал пароходчик И. И. Игнатов, также были использованы пожертвования прихожан. В этот же период перестроили в византийском стиле колокольню и главный купол. В главном приделе появилась новая алтарная перегородка в стиле эпохи Возрождения. Пол из камня обновили, расписали стены. В конце XIX века Пророко-Ильинскую церковь освятили.

В 1893 г. в Покровском приделе открыли православную школу для детей-сирот. Она проработала до 1918 г.

В 1930 г. закрыли и саму Ильинскую церковь. Вскоре сооружение передали под ломбард. Затем в стенах храма разместили завод по производству спиртных напитков «Водликертрест», просуществовавший до 2002 г. В этот период и была разобрана монастырская колокольня.

Только летом 2002 г. здание обители вернули церкви. В начале 2003 г. там организовали приход, в августе того же года совершили молебен, а в сентябре провели первую архиерейскую службу. После ремонта открыли швейную мастерскую и детский пансион. Полная реставрация закончилась в декабре 2009 г.

Храм Богородично-Рождественского монастыря на панорамах Google

Как добраться

Адрес: Россия, Московская область, Сергиев Посад, Красногорская площадь

Свято-Троицкая Сергиева лавраМонастырь в Сергиевом Посаде

Справочные телефоны по общим вопросам:

  • Монастырская проходная: +7 496 540 53 34 (круглосуточно)
  • Канцелярия Лавры: +7 496 540 59 42 (8:00-17:00 по московскому времени)

Телефоны Духовной академии и семинарии:

  • Канцелярия: +7 496 540 53 45
  • Приемная ректора: +7 496 540 53 46
  • По вопросам частного характера: answer@lavra.ru
  • Для официальной переписки: office@lavra.ru

Доехать из Москвы до Свято-Троицкой Сергиевой лавры не составит труда и не займет большое количество времени. Добраться можно на общественном транспорте:

  • Электричке. Они отходят с Ярославского вокзала. Ехать необходимо прямиком до Сергиева Посада. Разница в расписании общественного транспорта – всего 30 мин. Подойдет и электричка – Москва-Александров 1. Время в пути 60-90 мин;
  • Автобусе №388, отходящем от метро «ВДНХ» с интервалом 25-35 мин.

Дорога на автомобиле проходит по Ярославскому шоссе. Поворот на Сергиев Посад (46 км). Далее следует двигаться по ул. Центральной, следом – по пр. Красной Армии, который приведет к Лавре. В непосредственной близости от Лавры несколько круглосуточных парковок.

История Троице-Сергиевой лавры

Сергий Радонежский со своим старшим братом Стефаном, в то время являвшимся иноком Покровского Хотькова монастыря (в этой обители родители братьев приняли постриг), в 1337 г. начали обустраиваться на холме Маковец. В истории монастыря эту дату начали считать годом основания.

Первое сооружение, построенное братьями на юго-западе холма – деревянная церковь, освященная в 1340 г. во имя Святой Троицы. Позднее вокруг нее появились немногочисленные кельи. Спустя некоторое время Стефан покинул брата и ушел в Богоявленский монастырь. Сергий Радонежский пробыл в одиночестве недолго, пустые кельи скоро заняли странствующие монахи. Пустынь стала именоваться особножительным монастырем, а через несколько десятков лет в нем появился общежительный устав.

Территория обители условно разделялась на 3 части: оборонительную, общественную и жилую. В центре возвышалась церковь Святой Троицы, кельи, окружающие трапезную, а на заднем дворе были хозпостройки и разбиты огороды. Территорию оградили деревянным частоколом, над воротами появилась еще она церковь, освященная в честь Дмитирия Солунского. Первые несколько лет игуменом обители был Митрофан, который и провел постриг Варфоломея и нарек Сергием.

Сергий Радонежский стал игуменом монастыря после смерти Митрофана. С этого времени Троицкий монастырь превратился в центр духовной жизни русских земель. За благословением к Сергию перед сражением с Мамаем приезжал сам князь Дмитрий Иванович. Иноки принимали участие в Куликовской битве, хотя это и было нарушением устава, монахи получили благословения преподобного Сергия.

За годы правления Сергий сделал много для монастыря, но здоровье начало подводить преподобного. За 6 месяцев до кончины он передал управление обителью своему верному ученику Никону Радонежскому. Умер Сергий в 1380 г.

Троицкий монастырь практически полностью был уничтожен во время набега войск хана Едигея (1408). Вскоре самые неприятные события остались в прошлом и начался расцвет обители. На протяжении нескольких веков монастырь считался центром культурного и религиозного развития Российского государства.

С 1540 по 1550 гг. вокруг территории обители шло строительство белокаменной стены, протяжность которой составила 1500 м. В оврагах на северной, восточной и западной сторонах были устроены запруды, а с южной – перед стеной выкопан огромный пруд.

В середине XVI ст. Троицкий монастырь получил статус архимандрии, а к концу века превратился в самую крупную обитель на территории России.

Смутные времена для монастыря наступили в 1608 г. Обитель 16 месяцев находилась в осаде, устроенной польско-литовскими войсками. Несмотря на все тяжести монастырь выстоял, превратившись в один из оплотов Минина и Пожарского.

Последний враг появился у монастырских стен в 1618 г., был это польский королевич Владислав. После начался период расцвета.

За монастырскими стенами укрывались в смутные времена царевна Софья Алексеевна, царевичи Иван и Петр, а в 1689 г. Петр I бежал сюда из Москвы. Во времена его правления на территории монастыря построена Трапезная церковь.

В 1699 г. на средства, пожертвованные Строгановыми, возвели надвратную церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Во времена правления преемников Петра Великого особого внимания монастырю не оказывалось, и лишь после того, как на престол взошла Елизавета начался новый период расцвета: открылась духовная семинария, а в 1744 г. Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус лавры, а его главой стал Митрополит Московский.

В 1745 г. начались масштабные работы по реконструкции лавры. Все здания выкрасили в яркие тона, которые больше подчеркивали белизну декора в виде лепнины. Внешний и внутренний облик монастырских построек ничуть не уступал в роскоши царским дворцам.

Во второй половине XIX ст. лавра владела огромными земельными угодьями, вела торговлю солью, предметами быта, деланными в местных мастерских, и зерном. В начале XX в. на территории обители заработали типография, торговые лавки, открылись новые мастерские и гостиница для паломников.

С приходом советской власти жизнь в монастыре закончилась: монахов выгнали, а храмы и соборы закрыли. В некоторых постройках разместились клубы, зернохранилища и конюшни.

Возобновились службы в Успенском соборе только в 1946 г.

Масштабные восстановительные работы и реконструкция на территории Троице-Сергиевой лавры началась в начале 90-х гг. прошлого века. После окончания у главных ворот торжественно открыли памятник Сергию Радонежскому.

Центральная площадь

От Центральной площади обычно начинается знакомство с городом. Здесь находятся важнейшие административные объекты, такие как Тюменская областная дума, здание администрации, а также Главпочтамт. В центре установлен памятник Ленину с развевающимся на ветру плащом.

Но это место не всегда было центром поселения. В 1860-х годах торговля с пяти городских рынков (Александровского, Гостинодворского, Спасского, Полицейского и Рыбного) была перенесена на общее большое пространство на окраине города. Так появилась площадь, которая получила название Торговой, а через некоторое время Базарной. Это было место встреч купцов различных сословий. Здесь осуществлялась продажа сена, мха, зерна, лошадей и другого товара.

Люди приходили на площадь не только торговать, но и за развлечениями. На базаре всегда пахло свежими булками и пирогами, продавались вкуснейшие котлеты и пенистый квас. В центре стояла резная карусель с лошадками, а рядом с ней находился балаганчик, где выступали цирковые артисты и скоморохи.

Настоятели

  • Нифонт (1616 — ?) основатель
  • Сергий (упом. 1622 — 1655) строитель
  • Сергий (1655 — 1657)
  • Феоктист (1657 — 1663) строитель
  • Адриан (упом. 21 января 1669) игум.
  • Антоний (упом. 1680)
  • Герасим (упом. 1701)
  • Исаак (упом. 1704)
  • Геннадий (упом. 1719 — 1727 )
  • Даниил
  • Димитрий (упом. 1735)
  • Зиновий (1737 — 1743)
  • Порфирий (? — не позднее 1748 )
  • ? Михаил (Миткевич) (1751 — кон. 1750-х)
  • Софроний (1765 — 1776)
  • Феодосий (1777 — 1780)
  • Никодим (Арамильский) (1786 — 1789 )
  • Троадий (упом. 7 июня 1791)
  • Маргарит (упом. 9 сентября 1801 года — 1808)
    1811 — 1814 — вакансия
  • Евграф (4 июня — 19 декабря 1814)
  • Амвросий (1815 — 1836)
  • Владимир (1836 — 1869)

    Павел Серебренников (1879 — 1880) свящ., и.о.

  • Мемнон (Покровский) (1881 — 6 июля 1883)
  • Филарет (Кожевников) (1883 — 30 декабря 1897)

    Виталий (упом. 1900 — 1902) иером., и.о.

  • Моисей (1902 — 1906 )
  • Аполлинарий (Иванов) (30 ноября 1912 — 21 января 1913)
    • Иоанн (Братолюбов) (3 сентября 1917 — 1920) и.о.
    • Иринарх (Синеоков-Андреевский) (1922) еп. Тюменский

С 1995 года настоятелями монастыря являются Тобольские архиереи.

Архитектура

Троицкий монастырь вместил в себя основные типы церквей своего времени: традиционный кубический (Троицкий собор), трапезный (церковь Сорока мучеников) и крестообразный (церковь Петра и Павла).

Троицкий собор

Собор Троицкий

При доминировании древнерусского начала кубических монументальных храмов Троицкий собор в то же время обнаруживает тяготение к «украинскому барокко»: аскетизму его мощного лаконичного кубического объёма противостоит фасадный декор барочного происхождения. В связи с этим фактом Б. А. Жученко высказывает предположение, что тобольский мастер Матвей Максимов лишь начал строительство храма, а завершал его украинский мастер. Американский славист У. К. Брумфилд сумел разглядеть в архитектуре собора даже напоминание о конусообразной вертикальной форме субургана в буддийской архитектуре Юго-Восточной Азии.

В 2005 году в ходе реставрации произведены наиболее существенные изменения внешнего вида монастыря за всю его историю: купола были покрыты имитирующим позолоту нитридом титана, что негативно сказалось на суровом монументальном строе памятника.

Церковь Петра и Павла

Крестообразный план церкви получил распространение в украинской архитектуре конца XVII века. В. И. Кочедамов предположил, что прототипом церкви стал Георгиевский собор (1701 год) киевского Выдубицкого монастыря, а автором проекта являлся тоболяк С. У. Ремезов. Однако Б. А. Жученко считает более подходящим вариант со Всехсвятской церковью (1698 год) на Экономических вратах Киево-Печерской лавры. При этом церковная колокольня имеет традиционную для допетровской России шатровую форму.

Памятники Тюмени

В Тюмени в последние годы появилось много необычных памятников и скульптур. Тут, конечно, пока не так много таких памятников, как в Красноярске, но уже есть, что посмотреть. Про скульптуры клоунов и кошек написано выше. Но есть и другие интересные достопримечательности.

Памятник святителю Филофею

Памятник святителю Филофею в Тюмени

Святитель Филофей Лещинский (в монашестве Федор) — один из тех, кто нес христианскую веру вглубь Сибири, создавая таким образом единую страну. Задача крещения народов была непроста, сопротивлялись этому не только язычники, но и местное начальство, поскольку ему было удобнее порабощать нехристей. Сибирский митрополит Антоний в своих донесениях Святейшему Синоду писал, что схимонах Феодор до 1727 года обратил в христианство более 40 тысяч сибирских инородцев обоего пола и построил 37 церквей.

Автор памятника – екатеринбургский скульптор Лев Лузаков. Сам памятник представляет собой композицию, в центре которой фигура Филофея с крестом в руках. К миссионеру тянется местный народ – казаки, остяки и вогулы. Памятник установлен по адресу: улица Коммунистическая, дом 10, напротив Свято-Троицкого монастыря, где святитель похоронен по монашеской традиции прямо в крыльце.

Памятник Григорию Распутину

Памятник Григорию Распутину в Тюмени

В 2014 году на территории больничного комплекса на улице Даудельной, дом 1 установили памятник Григорию Распутину. Высота фигуры старца, сделанной из стеклопластика, 190 сантиметров. Распутин почему-то опирается на стул, вероятно, таким образом он приглашает фотографироваться туристов. В этой больнице, созданной в начале XX века, Распутин лечился в 1914 году, когда его ранили ножом. На территории России это пока единственный памятник, поставленный этой скандальной исторической фигуре.

Восстановленный памятник Феликсу Дзержинскому

Памятник Дзержинскому в Тюмени

В 2012 к году к 135-летию в Тюмени восстановили памятник еще одному сомнительному персонажу русской истории — Феликсу Дзержинскому. Памятник создан архитектором Александром Леоновичем в 1980-е годы и до середины 1990-х находился у главного здания Голышманоского РОВД. Потом его сняли и хранили в гараже.

По настоянию союза ветеранов Тюменской области памятник поставили в сквере Пограничников (на углу Салаирского тракта и Береговой ул, дер. Казарово в черте города). Феликс Дзержинский — организатор ЧК, руками которой проводился Красный Террор.

Памятники репрессированным

Памятник жертвам политическим репрессий в Тюмени

В Тюмени до сих пор существует улица Чекистов и стоят памятники Ленину и Дзержинскому. Однако, Тюменцы помнят и другие «заслуги» этих людей. В 1996 г. из кирпичей развалившихся стен Дома НКВД № 18 по ул.Семакова, на территории бывшего Затюменского кладбища (ул Полевая, 109), где в западной части в братских могилах закапывали расстрелянных, была сложена символическая стена-памятник из 2194 кирпичей. Кирпичи и кованая решетка от подвального окна взяты из развалин Семаковки — местной Лубянки.

29 апреля 1998 г. памятный знак нарастили ещё четырьмя сотнями кирпичей – по числу вновь обнаруженных жертв репрессий. Кроме этого знака, памятные знаки находятся и в других местах обнаружения останков жертв репрессий: в сквере Березовая Роща на ул. Федорова и на Текутьевском кладбище (ул. Мельникайте).

Свято-Никольский скит

Скит находится в деревне Николо-Яровня Кардымовского района. Он был открыт 11 мая 2007 года по благословению митрополита Кирилла, а в сентябре 2008 г. преобразован в монастырь. Для жилья сестер приспособлено здание бывшей резиденции архиепископа Феодосия. Там есть церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Сестры содержат небольшое хозяйство (корову, кур).

Издавна в селе почитается святитель Николай. Его чудотворный образ хранится в величественном храме, построенном на пожертвовании императора Александра I в 1816 году.

До появления в селе Николо-Яровня каменной церкви, в нем было две предшествующие ей небольшие деревянные. Первый деревянный храм появился здесь в конце XVII столетия. Он располагался на высоком холме. Церковь была освящена во имя святителя Николая. Тогда же, по имени храмового святого, село и получило свое название. До этого оно именовалось Яровня.

В 1748 году, взамен обветшавшей церкви, на пригорке был выстроен новый деревянный храм. 8 ноября 1748 года епископ Смоленский и Дорогобужский Гедеон освятил новую церковь в честь святителя Николая. Этот храм был сожжен французами в 1812 году.

Ныне существующий кирпичный храм был возведен в 1816 году, благодаря императору Александру I и его матери императрицы Марии Федоровны. Место строительства, по преданию, было чудесным образом указано самим чудотворцем Николаем. Его икону обрели местные жители среди колосившегося ржаного поля. Весть о чуде дошла до императора, и именно поэтому он выделил средства для новой церкви из личных кабинетных сумм.

После 1917 года Никольский храм оставался действующим. Он был закрыт 20 февраля 1939 года, а в 1941 г передан под мяльно-трепальный пункт местному колхозу. Однако грянувшая Великая Отечественная война способствовала возрождению церкви. Во время немецкой оккупации Никольский храм был открыт для богослужения. С тех пор он больше не закрывался.

У подножья холма издревле бьет ключ родниковой воды. По преданию, здесь была обретена икона святителя Николая, положившая основание и храмам, и самому селу. До Октябрьской революции над источником находилась часовня. В день памяти святителя к ней совершался крестный ход. Праздник привлекал многочисленных паломников из окрестных сел и деревень. И сегодня это место особо почитается верующими. Известны множественные случаи исцеления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: