Уральский минералогический музей в. а. пелепенко

Хозяин камней. почему частный музей минералов не в почёте у власти?

Опасное и увлекательное дело

— Как создавалась такая внушительная коллекция, ведь чтобы отыскать тот или иной минерал, нужно перелопатить не одну гору?

— Большинство минералов я собирал лично. Чтобы найти нужный образец, надо идти в горы, заброшенные штольни, рудники, шахты и среди тонн камней «препарировать» нужное набором молотков, кувалд и зубил. Такой процесс занимает по 8-12 часов. А потом образцы надо ещё притащить домой. С полной панягой — это крепкий мешок, закреплённый на раму за спиной, поскольку никакой рюкзак не выдержит такой тяжести, пешком топаешь домой несколько километров, ведь до многих мест не доехать ни на какой спецтехнике. А уже дома работаешь со своими находками иголкой, а то и химией. Потом нужно определить вид минерала, задокументировать и найти правильное место в коллекции. Для такого трудоёмкого процесса надо иметь огромное желание, здоровье и знания.

Аметист. Фото: АиФ/ Дарима Жамбалова

Статья по теме

Первый в Восточной Сибири музей ретромототехники открыл свои двери

— Наверняка, с вами в таких экспедициях случалось множество экстремальных ситуаций?

— Я много времени провёл в горах, в лесу и, конечно, видел многое. К примеру, в одной из экспедиций мы с рабочими столкнулись лицом к лицу с огромным медведем, он стоял на задних лапах в двух метрах от нас. От страха мы закричали, зверь нас тоже «поддержал» — громко рявкнул и убежал. Получается, что мы друг друга напугали.

Однажды с напарником попали в ураган. В это время мы находились в лесу, на горелом участке диаметром в 500 метров. Вековые деревья стояли чёрными свечками и во время урагана стали валиться, но не в одну сторону, а в хаотичном порядке. Нас спасло то, что мы не побежали, а стояли на одном месте и просто уворачивались от стволов, падающих в нашу сторону. После урагана образовалась опасная полоса препятствия, оставшиеся ветки мешали деревьям плотно прилечь, поэтому пришлось постараться, чтобы выбраться. В таких случаях панический бег — верный путь к гибели.

Сад камней последнее время привлекает внимание грабителей. Фото: АиФ/ Дарима Жамбалова. Статья по теме

В Иркутске полигон ТБО из свалки превращается в музей

Статья по теме

В Иркутске полигон ТБО из свалки превращается в музей

— На ваш взгляд, какие музеи можно создать на Байкале для привлечения туристов?

— В наше время можно создать хоть музей трусов, тут главное — правильный пиар и подход. Чего уж далеко ходить — в нашем регионе множество закрытых предприятий, где можно организовать интересные и современные экспозиции, но нужны чудаки-энтузиасты. Государство тут не в помощь, чиновники только всё разворуют.

Валерий Жигалов. Архивное фото. Фото: АиФ/ Дарима Жамбалова

— Большинство коллекционеров не показывают свои собрания прилюдно, особенно в России, с чем это связано?

— Понимаете, место и время не то! Ведь мы живём в России, где повально занимаются грабежом коллекционеров и музеев, вплоть до Эрмитажа в Питере. Сам видел, что в экспозициях Эрмитажа много «фальшивок» взамен украденного. Также на ярмарках антиквариата свободно продают музейные экспонаты, даже не снимая с них «этикеток», дабы повысить их в цене.

И я тоже страдаю от грабителей: недавно мой сад камней разворовали, украли ценные породы нефрита. Что интересно, наши правоохранительные органы не хотят помогать в поимке грабителей. Видимо, преступление так и останется без наказания.

Выселение музея

Экспозиция музея в Инновационном культурном центре Первоуральска (2019)

Музей с декабря 2000 года находился в центре Екатеринбург в помещении бывшего ресторана при гостинице «Большой Урал», переданного распоряжением правительства Свердловской области № 1016-пп от 27 августа 1999 года в безвозмездное пользование музею на 20 лет. Организатором экспозиции музея является Уральский минералогический центр (УМЦ) «Недра». Он принимал иностранные и российские делегации, министров, деятелей культуры, бизнесменов. В 2000 году министерство культуры включило коллекцию Владимира Пелепенко в Музейный фонд России.

Гостиница «Большой Урал» является памятником архитектуры в аварийном состоянии. С тех пор здание перешло из региональной собственности в федеральную. Начиная с 2004 года началась серия конфликтов и судебных тяжб между музеем и меняющимися арендаторами здания гостиницы.

В 2007 году здание перешло в собственность ФГУП «ФТ-Центр», и его руководство решило выселить нелегальных арендаторов. Последние несколько лет из-за тяжбы с владельцем здания музей работал без света и отопления. Получившие поддержку на уровне областных властей планы создать на основе музея Дворец камня со строительством отдельного здания так и не были реализованы. В 2011 году городскими властями был выделен участок на улице Добролюбова для строительства нового здания музея, но не было даже проекта. В октябре 2014 года Арбитражный суд Свердловской области вынес решение, согласно которому музей должен освободить все помещения и выплатить владельцу здания 16,5 миллиона рублей. Сторонники музея жаловались во все инстанции, писали даже Президенту, но всё оказалось бесполезно. Вместе с музеем закрылись и два популярных детских клуба «Кристаллик» и «Орлец».

Пелепенко предложили несколько альтернативных вариантов для размещения коллекции: объект культурного наследия «Усадьба Железнова» (улица Розы Люксембург, 56), а также помещение в Калужском этнографическом музее. Сам он говорил, что ему нравится особняк на улице Декабристов, 38 и здание на улице Добролюбова, 3, где три зала по 600 м². Кроме того, Пелепенко объявил, что если не получится найти помещение в Екатеринбурге, он перевезёт весь музей в Ялту, где у него дом. Вопрос с переездом музея в усадьбу Железнова в итоге отпал сам собой, так как здание отдали кому-то другому, хотя в МУГИСО уверяют, что Пелепенко сам отказался из-за его плачевного состояния и необходимости больших переделок.

В феврале 2015 года Владимир Пелепенко заявлял, что прекратит свою работу и увезёт свою коллекцию в Грецию, Германию или США. 3 августа 2015 года суд не предоставил хозяину музея никакой отсрочки для переезда. По решению суда, он должен был выехать из своих помещений в течение суток, но ситуация так и не изменилась. В начале ему предоставляли площадку в музее Уральского горного университета на третьем этаже. Частично коллекция минералов будет перевезена в здание на Добролюбова, 9, переданное музею в безвозмездное пользование на пять лет для деятельности детских клубов, однако вместить около тысячи минералов небольшое здание не может. В МУГИСО сообщили, что как только здание гостиницы перейдёт из федеральной обратно в областную собственность (в конце 2015 года), Музей камня может занять прежние площади, но Пелепенко заявил, что возвращаться обратно не намерен.

Тогда же сообщалось, что Пелепенко получит постоянное и законное место для размещения своей коллекции в «Ельцин-центре». Но переезд не состоялся из-за неподъёмной стоимости аренды.

15 декабря 2017 года состоялось торжественное открытие нового музея в Первоуральске в Инновационном культурном центре, известном как «шайба» из-за своей необычной формы. Переселение коллекции состоялось при поддержке Министерства культуры Свердловской области. Генеральный директор Инновационного культурного центра Н. Михайлов подчеркнул большую работу автора выставки, сумевшего показать не только происхождение, классификацию горных пород и минералов, но и отразить удивительный мир горной сказки.

По состоянию на август 2018 года, экспозиция музея находится по адресу Екатеринбург, проспект Ленина, 8.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: