Как все начиналось
Камнерезное искусство появилось на Урале практически одновременно с первым освоением здешних недр. Уже в 1720-е годы, когда на карте только-только наметились первые заводы, здесь работали камнерезы-самоучки. Ведь в это же время застраивался Санкт-Петербург, и интерьеры требовали декора, соразмерного масштабам самого города. Указом императора Петра I к мастерам приглашали европейских учителей, а месторождения разрабатывались не только во имя новых заводов, но и для поиска самоцветов.
В 1751 году в полную силу заработала Екатеринбургская гранильная фабрика, собравшая лучших мастеров из окрестных селений. За считанные десятилетия они освоили множество жанров и способов обработки камня
Самое большое внимание – тем материалам, которые добывали неподалеку: яшма, агат, родонит, топаз, кварц и, конечно, малахит. В итоге обработка твердых пород и мозаичный набор поделочного камня стали своеобразной специализацией екатеринбуржских мастеров
Иногда уральские недра одаривали особо талантливых рудознатцев ценными камнями – топазами, аметистами, горным хрусталем, дымчатым кварцем. Камнерезы научились огранять их, чтобы показать чистую красоту этих находок.
В XIX веке в Екатеринбурге и окрестностях камнерезное дело полностью оформилось: Екатеринбургская гранильная фабрика, к тому времени под патронатом Академии художеств, была его центром, а сеть создавали многочисленные частные мастерские, минералогические конторы и салоны. Помимо Екатеринбурга, мастера работали в Березовском, Нижне-Исетске, Верхне-Исетске, Уктусе, Полевском и Мраморском. Из добытых на Урале камней создавали огромные парадные вазы и чаши, колонны и скульптуры, мозаики и декоративные элементы для дворцов и храмов. Форма стала по-настоящему сложной, что потребовало и более сложных инструментов. Созданные уральцами произведения из уральских камней украшают Смольный, Петергоф, Мраморный и Зимний дворцы
Важной и статусной работой рубежа веков стал иконостас для Собора Воскресения Христова в Санкт-Петербурге
Слайд 25Изготовление буракаСколотень — это береста, снятая со ствола целиком. Снять
сколотень можно только со спиленной березы. С длинного кряжа можно
снять поочередно несколько сколотней, с коротких — один или два. Прямой ствол с гладкой корой распиливают на отдельные куски длиной 40-50 см
Затем просовывают под слой бересты сочалку и осторожно продвигают ее вокруг ствола, легкими ударами выколачивают ствол из сколотил.
Можно не распиливать ствол, а сделать на нем кольцевые (горизонтальные) разрезы, отстоящие друг от друга на 40-50 см. Сначала снимают самый маленький сколотень, в конце — самый большой, вставляя их один в другой, как матрешки
Так и хранят сколотни в сухом прохладном месте.
Ленту шириной 3-4 см сдирают со ствола спирально, постепенно отделяя от него тупой стороной ножа.
Для заготовки пластовой бересты на стволе на расстоянии 30-35 см друг от друга делают два горизонтальных надреза и соединяют их одним горизонтальным. Заготовленные пласты укладывают стопкой между двумя досками и придавливают грузом. Перед плетением пласт бересты разрезают на полоски необходимой ширины, очищают их от грязи и мха, разделяют послойно до нужной толщины. Сложные элементы орнамента вырезают резаком. Одинаковые и многократно повторяющиеся элементы удобно вырезать пробойниками. Для усиления декоративности прорезной бересты часто применяют чеканку. Точки и штрихи наносят на бересту шилом или канфарником — стержнем с насечкой на торце.
Мини-сочинение на тему «Народные промыслы»
Берущие свои истоки с самых незапамятных времен, народные ремесла и промыслы чрезвычайно популярны и сегодня, ведь это не просто история, это опыт сотен поколений, переплетающийся с национальными мотивами и уникальными умениями.
Каждое произведение народного творчества, будь то художественная роспись, гончарное искусство, деревянные изделия и прочее, в своем роде совершенно уникально. Оно согрето теплом рук настоящего мастера и пропитано его душевными порывами. Ведь только истинное вдохновение может подарить человеку фантазию и полет авторской мысли. И если само изготовление чудесных примеров народного промысла совершается с любовью и сердечной теплотой, то и результат становится поистине поразительным проявлением таланта и вкуса.
Будучи, по своей сути, произведениями народного искусства, все эти предметы, будь то кухонная утварь или интерьерный декор, являются и чрезвычайно полезными в обычном хозяйстве вещами. Они придают каждому дому неповторимый уют и стиль, они верно служат по своему назначению, оказывая своим обладателям практическую пользу. Надо сказать, что применение столь оригинальных и уникальных вещей в обыденной жизни чрезвычайно приятно, и ощущение их тепла и особенной энергетики мастера-умельца поселяется в этом доме.
Необычайно интересным и увлекательным становится изучение промыслов, как одной из важных и неотъемлемых частей истории жизни целого народа. Ведь каждый завиток национальной росписи, каждый изгиб формы несет в себе особенный смысл, вложенный в это искусство многими поколениями.
Народные промыслы – это прекрасная возможность ощутить себя частью целой нации, попробовать своими руками и освоить старинное ремесло своих предков, окунуться в древнюю историю и привнести ее частичку в наши дни.
Вариант 2
Народные промыслы живут и развиваются. В нашей области есть фабрика Хохломской росписи. В Ельце — Елецкие кружева, знаменитые во все времена. Ни одна модница не откажется их иметь в своём гардеробе. А уж расписные самовары, ложки, подносы стали украшением не только музеев, их можно найти в каждом доме.
Безупречная форма, изящество рисунка в сочетании золотого покрытия, простота и лаконичность, строгий силуэт и филигранность отделки — всё это характерно для деревянных изделий с хохломской росписью. На каждом предмете, будь то посуда или украшение, будь это узоры, заимствованные из древне — русской графики, народные мотивы, былинно сказочный орнамент. Кто хоть раз видел изделия с такой росписью, всегда захочет их иметь у себя.
Это достойный подарок на все времена. Настоящее искусство не умирает, настоящее мастерство передается из рук в руки. Необходимо иметь и развивать народные промыслы.
Вариант 3
Я хочу вам рассказать о Дымковском промысле. Этот народный промысел – уникальное явление русского народного искусства, пришедший к нам из глубины веков. Считается, что он возник в 15 – 16 веках в слободе Дымково. Традиция изготовления глиняной игрушки передавалась по женской линии от матери к дочери. Особенность этого промысла в том, что эти игрушки изготовляли с осени до весны, а в четвертую субботу после праздника Пасхи, игрушки белили мелом и украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках отвозили в город Вятку на праздник . Известный исследователь русской глиняной игрушки Л. А Динцес считал, что в глубокой древности она была не только забавой, но и воплощала образы языческих верований.
Женская фигура олицетворяла Мать – сыру Землю, Великую богиню природы; кони и олени — великое Светило, дарующее земле свет, тепло, плодородие; птицы — стихию воздуха, связывающую небо и землю.
Я восхищаюсь народным искусством. Особенно мне нравятся глиняные игрушки. Каждая из них уникальна и неповторима. Яркие игрушки дарят радость, хорошее настроение.
Екатеринбург
В Екатеринбурге огромное количество интересных мест и музеев. Я посетила 18 из них. Наверное, больше всего меня впечатлил Ельцин-центр: это современный и интересный музей, я бы сходила туда на экскурсию и второй раз. Понравилась смотровая площадка на небоскребе «Высоцкий».
В центре искусств «Главный проспект» проходят временные выставки современных художников. Еще есть зал камнерезного искусства, экспонаты производят сильное впечатление. Самые интересные из них находятся в Золотой комнате, и туда не попасть по обычному входному билету. Нашу группу по договоренности с турфирмой туда пустили, и экскурсию проводил сам директор центра.
У Ельцин-центра Фонтан у Ельцин-центра Вид со смотровой площадки на небоскребе «Высоцкий»
В фотографическом музее «Дом Метенкова» представлены фотографии с видами Урала начала 20 века, и я была почти во всех этих местах.
В краеведческом музее меня впечатлил Шигирский идол, которого нашли в 1890 году в болотах. Он гигантский. Ему 12 100 лет.
Музей невьянской иконы принадлежит Евгению Ройзману, и говорят, что его можно там встретить. Я была там два раза, но Ройзмана не видела. Музей интересный, там очень большая коллекция икон невьянской иконописной школы.
Фонтан «Каменный цветок» в Екатеринбурге
Два раза я каталась на катере по Городскому пруду, еще ходила на экскурсию «Из слободы в сити» в районе Ельцин-центра за 300 Р. В Екатеринбурге приятно погулять по Историческому скверу, Плотинке, улице Вайнера. Я была в ЦПКиО им. Владимира Маяковского и подходила к школе, в которой учился Алексей Балабанов.
В городе много театров. К сожалению, летом они не работают. Но я была на их спектаклях в Петербурге, когда они приезжали с гастролями. Смотрела постановку «Война, которой не было» по дневникам Полины Жеребцовой от Ельцин-центра и «Киргиз-кайсацкую орду» от «Коляда-театра». Оба спектакля понравились.
Еще впечатлили книжные магазины, особенно «Пиотровский» и «Йозеф Кнехт». А магазин сувениров «Ель» в Ельцин-центре для меня тоже своего рода музей: там очень крутые сувениры.
Сувениры в магазине «Ель»
Сувенирная сумка | Плакат в магазине «Ель» |
Сувенирная сумка Плакат в магазине «Ель»
Помимо этого, я посетила Дом-музей Павла Бажова, музеи истории Екатеринбурга, Владимира Высоцкого, Дом-музей Дмитрия Мамина-Сибиряка, музеи «Литературная жизнь Урала 19 века», «Литературная жизнь Урала 20 века», Уральский геологический музей, Храм на Крови, построенный на месте дома Ипатьева. В Музее изобразительных искусств впечатляет зал каслинского чугунного литья. Стоимость билета в Художественный музей Эрнста Неизвестного — 200 Р, Музей радио им. Александра Попова — 350 Р вместе с экскурсией, фотографический музей «Дом Метенкова» — 150 Р.
Изделия из бересты
Принято считать, что береза – символ Центральной России. Однако это не так. Ареал березы настолько велик, что она встречается даже на Крайнем Севере.
Коренные народы Арктики широко используют бересту для создания предметов быта: посуды, шкатулок, колыбелей, покрытий для летних жилищ, лодок, женских украшений. Береста не пропускает воду и устойчива к гниению, поэтому изделия из нее могут служить долгое время.
Если изделие из бересты планируют делать зимой, бересту снимают осенью до заморозков. Если летом – то весной, до сокодвижения. Ствол дерева должен быть прямым, желательно без пятен на коре. Мастер делает на стволе небольшой надрез, а затем снимает бересту по кругу. Размер пласта (если это не запас на долгое время) соответствует размеру будущего изделия. Швы изделия скрепляют полосками также из бересты, иногда – корнем или прутом. В финале украшают резными узорами.
Ханты и манси часто наносили на берестяные изделия сакральные изображения. На колыбельках рисовали орнамент «глухарка сна», которая охраняла младенца, пока его душа путешествовала по сновидениям.
Сколько все стоило
За три поездки я потратила 280 837 Р. Это дорого, я была бы рада, если бы стоимость была меньше. Понимаю, что на многом можно сэкономить: покупать тур с подселением в номер, а не с одноместным размещением, искать дешевые авиабилеты или ехать поездом.
Я не экономила на перелете: все три раза летала из Санкт-Петербурга прямым рейсом «Уральских авиалиний» с багажом, возможностью возврата и обмена. В 2018 году билет туда и обратно стоил 16 092 Р, в 2019 году — 18 872 Р, в 2020 году — 16 212 Р. Лететь с пересадками, в неудобное время и только с ручной кладью не хотела. Поезда не рассматривала, потому что не люблю их и нет желания терять время на дорогу: путь занимает 36 часов.
Можно ехать в аэропорт и из аэропорта общественным транспортом, вне тура снимать хостел, а не отель, не покупать сувениры, не ходить на дополнительные экскурсии. Но в таком случае, на мой взгляд, теряется смысл путешествия. Это будет какое-то преодоление препятствий, а не удовольствие.
Я действовала разумно: бронировала более дешевые отели, ела в столовых, а не в ресторанах, или покупала продукты в магазинах, не брала сверхдорогие сувениры. Все по отдельности не было чересчур дорогим, но в итоге набежала большая сумма. Что касается одноместного размещения, то это настолько прекрасно, что стоит того, чтобы за это доплатить.
Однозначно стоили своих денег сами туры: идеальная организация, качественное экскурсионное обслуживание, хороший автобус, отели, питание.
К тратам в поездке я отношу все расходы, не включенные в тур: такси в аэропорт и обратно, дополнительные ночи в отелях, экскурсии и музеи, питание, сувениры, открытки и марки — у меня традиция посылать друзьям открытки из путешествий.
Траты на поездки по Уралу за три года на одного человека — 280 837 Р
Тур | Авиабилеты | Траты в поездке | Итого | |
---|---|---|---|---|
2018 год | 53 675 Р | 16 092 Р | 27 500 Р | 97 267 Р |
2019 год | 45 600 Р | 18 872 Р | 21 299 Р | 85 771 Р |
2020 год | 56 525 Р | 16 212 Р | 25 062 Р | 97 799 Р |
Тур
2018
53 675 Р
2019
45 600 Р
2020
56 525 Р
Авиабилеты
2018
16 092 Р
2019
18 872 Р
2020
16 212 Р
Траты в поездке
2018
27 500 Р
2019
21 299 Р
2020
25 062 Р
Итого
2018
97 267 Р
2019
85 771 Р
2020
97 799 Р
XX век и современность
В XX веке камнерезное искусство переживало и спады, и подъемы
Что особенно важно, уральская школа не утратила преемственности, несмотря ни на какие сложности. В новое художественно-ремесленное училище № 42 (сейчас это колледж «Рифей») пришли работать мастера старого времени, чтобы передать новым поколениям свои знания
Гранильная фабрика после многочисленных реорганизаций меняла названия и форматы работы, но продолжала действовать – и закрылась только в 2003 году.
Уральские камнерезы по-прежнему выполняли заказы государственной важности. Например, их привлекли к работе над мозаичной картой «Индустрия социализма» (размер – 5910 на 4500 мм), которую готовили к выставкам в Париже (1937 год) и Нью-Йорке (1939)
Масштаб и мастерство проработки карты так впечатлил международную публику, то на обеих выставках она была удостоена главных наград. Еще одной крупной работой можно назвать композицию «Урал кует победу», в которой впервые соединились плоская, рельефная и объемная мозаики. В произведении запечатлены уральские рабочие в разгар труда, и этот сюжет органично соединяется с темой преемственности мастерства и освоения уральских богатств.
В наши дни мастера перенимают старинные традиции резьбы по камню и одновременно делают следующий шаг в истории этого искусства. Сейчас они объединяются в студии и создают более сложные и многофигурные композиции. Теперь камнерезы не только раскрывают природную красоту камня, но и создают убедительные художественные образы. Помимо декоративных и функциональных вещей, они создают объемные мозаики. Старинные приемы получают новое развитие: например, игра с фактурами – матовыми, шлифоваными или резными, особая любовь к яшмам и кварцам.
Легенда о Большом Таганае
Удивительным местом стал и хребет Большой Танагай. В переводе с местного наречия его название значит “подставка Луны”. Старинное предание рассказывает, что давным-давно юный Нажибек каждый вечер с восходом луны начинал играть на курае для своей возлюбленной Айгуль. Но песня так и оставалась прерванной, поскольку светило уходило за горизонт.
Однажды Нажибек крикнул луне “Остановись!”. Та покорно замерла, заставив вздрогнуть саму землю. Зацепившись за вершину, луна освещала ночной мир, а Нажибек продолжал играть, пока его Айгуль не постарела. Увидев совсем седую и пожилую возлюбленную, Нажибек в сердцах сломал своё курай, а луна снова опустилась за горизонт.
Это – только малая часть легенд Урала. Одни из них напоминают удивительные сказки, другие раскрывают трагические истории, третьи демонстрируют верования местных племён. Однако есть во всех сказаниях нечто общее – любовь и восхищение, что люди по-прежнему испытывают к этим загадочным горам.
-
Сочинение про маму ее мечта
-
Сочинение по обществознанию 9 класс
-
Сочинение мои успехи в учебе
-
Героизм в спорте сочинение
- Монумент победы в москве сочинение
Изделия из рыбьей кожи и чешуи
Рыбью кожу обрабатывают руками: ее мнут круговыми движениями, пока материал не станет мягким и эластичным, как замша. Мелких чешуек на коже не должно быть, так как кожа рыбы может задубеть и со временем лопнуть.
Современному человеку трудно представить одежду, обувь, бытовые предметы из рыбьей кожи или чешуи. Между тем, вплоть до XIX века этот материал был широко распространен у коренных народов Севера, живущих на побережьях, так как отличается прочностью, легкостью и не промокает. Первые упоминания о рыбьей коже встречаются в материалах о быте хантов в XVII веке. А вот на востоке страны рыбью кожу, судя по археологическим находкам, использовали еще до нашей эры.
Постепенно изготовление одежды из рыбьей кожи сошло на нет – подготовка материала дело небыстрое и трудоемкое (кожу нужно снимать цельными пластинами, замачивать в нескольких растворах, после сушки – несколько часов мять руками), а чтобы сшить одеяние для взрослого человека, ее нужно много. В наши дни мастера стараются восстановить уникальный промысел.
«Одеяние и обувь имеют с рыбьих кож, с осетров, стерлядей, налимов или сомней», – так описывал одежду хантов этнограф А. А. Титов.
Пояс и кувшин Уральских гор
В переводе с башкирского “Урал” значит “пояс”, и это название выбрано неслучайно. Известная башкирская сказка повествует, что когда-то один великан носил огромный пояс.
В своих карманах на поясе он прятал самые разные сокровища. Однажды великан растянул свой пояс, и тот упал на землю, образовав Уральские горы. Окаменев, пояс протянулся от холодных вод Карского моря до песчаного побережья Каспия.
Среди преданий Южного Урала стоит выделить истории о хребте Сулея, что рассказывают нам о судьбе местной красавицы. Давным-давно у старого башкирского пастуха была дочь, прекраснее которой не было ни одной девушки в селении. Красавица всем сердцем любила бедного юношу из соседней деревни, однако отец не желал и слышать о браке с ним. Однажды о красоте девицы узнал богатый бай, что тут же приехал свататься к дочери пастуха. Тот был рад состоятельному жениху и дал своё согласие.
Вид на хребет Сулея / m.nn.ru
В знак скрепления будущего союза пастух попросил дочь принести кувшин с кумысом для бая. Руки несчастной девушки тряслись, и она не смогла удержать сосуд, что, упав, разлетелся на мелкие кусочки. Пролившийся кумыс образовал болота и ручьи, что сегодня люди обходят стороной.
Сама же девушка безуспешно пыталась отговорить отца выдавать её замуж за нелюбимого. Из-за его упрямства красавица умерла, не вытерпев горя. Примечательно, что горный хребет Сулея действительно по своей форме напоминает кувшин, о котором идёт речь в предании.
Пролившийся кумыс образовал болота и ручьи / Tama66 / pixabay.com
В мировом контексте
О достижениях уральских камнерезов уже в XIX веке знали далеко за пределами России. И уж конечно, за ними пристально следили предприниматели Петербурга. Один из них – Карл Фаберже, который закупал у Екатеринбургской гранильной фабрики камни. Иногда он приглашал к себе и мастеров. Именно фирма Фаберже первой в России стала делать объемную мозаику – наборные фигурки из камней. Самой известной считается серия «Русские типы», и выполняли ее мастера из Екатеринбурга – Петр Кремлев и Петр Дербышев, которых перевез в столицу Фаберже.
Одним из самых примечательных проектов уральских мастеров стала мозаичная карта Франции, которую готовили ко Всемирной выставке 1900 года в Париже. Николай II преподнес ее правительству Франции, и до сих она выставлена в Шато де Компьен.
Людмила Будрина, кандидат искусствоведения, доцент:
Произведения, созданные уральскими мастерами, хранятся во многих мировых собраниях. Иногда мы видим их в музеях, дворцах и особняках, где бываем как туристы.
Где смотреть в Свердловской области:
- Музей истории камнерезного и ювелирного искусства
- Постоянная экспозиция Екатеринбургского музея изобразительных искусств
- Уральский минералогический музей В.А. Пелепенко
- Центр истории камнерезного дела им. А. К. Денисова-Уральского
Еда
В дни до начала тура я покупала продукты в магазинах на завтрак и ужин, а обедала в столовых. В Екатеринбурге — прекрасные столовые «Вилка-ложка». Еще понравилась «Фабрика-кухня». Это столовая с историей. Она находится на первом этаже гостиницы «Исеть» в квартале, где в 20 веке строили дома с квартирами без кухонь, так как предполагалось, что женщин нужно освободить от домашнего рабства и питаться на фабриках-кухнях. В память об этом сделали прекрасную столовую с низкими ценами и модным интерьером. Фирменное блюдо там — уральские пельмени разных видов, очень вкусные. Еще там подают вареники из черемуховой муки, но я их не пробовала.
В Екатеринбурге продают вкусные конфеты «Свердловский рыжик» с морковными цукатами.
Уральские пельмени | Конфеты «Свердловский рыжик» |
Уральские пельмени Конфеты «Свердловский рыжик»
В 2020 году из-за пандемии кафе в Екатеринбурге были преимущественно закрыты, поэтому я покупала готовую еду в «Перекрестке» и разогревала ее в микроволновке в отеле.
В Уфе я попробовала башкирскую кухню: элеш — бульон из говядины с овощами, пирожок вак-бэлиш — печеный в отличие от обычного беляша, баурсак — сладость во фритюре, немного похожая на чак-чак, кумыс.
В Перми фирменное блюдо — посикунчики. Это маленькие жареные пирожки с разными начинками, но обычно с мясом. Их подают в кафе и столовых. Я покупала их в ларьке на набережной Камы.
В Ханты-Мансийске я попробовала оленину. Но раньше я ела ее в Архангельске, поэтому она не показалась мне экзотикой.
В Нефтеюганске у нас был обед с сибирской кухней: салат с кедровыми орешками, грибной суп, тефтели из оленины.
В Ханты-Мансийске продают самую разную рыбу: холодного и горячего копчения, сушеную, вяленую. Я боялась, что она испортится в дороге, поэтому в качестве сувениров купила консервы «Легенды Ямала» из ряпушки, сырка, пыжьяна, муксуна. Потом я обнаружила, что в Петербурге такие консервы тоже продаются в «Перекрестке», но муксуна не видела. Это самая дорогая рыба: одна банка стоила больше 500 Р.
Изготовление байдар и каяков
Согласно традициям, каркас байдар делают из дерева или плавника и китовых ребер, скрепляют китовым усом, обтягивают моржовой или тюленьей шкурой. На некоторых байдарах эскимосы ставили паруса из кишок морских животных.
Морской промысел – основа жизни прибрежных народов Севера: чукчей, коряков, эскимосов и других. Для плавания они используют байдары и каяки – лодки на деревянном или костяном каркасе, обтянутые шкурами животных. Различаются лодки по размеру и назначению. Байдара – большая, вместительная промысловая и грузовая лодка, в которой могут поместиться 30 взрослых мужчин и несколько сотен килограммов груза. Весел на байдаре, как правило, от 8 до 16 пар.
Каяк – легкая, узкая гребная лодка на одного или двух человек. И управлять ей можно всего одним веслом. Использовался каяк для морской охоты: охотник-одиночка, преследуя зверя, бил его гарпуном. Когда появились ружья, каяки стали двухместными: один человек был на веслах, а охотник управлялся с оружием. Со временем появились и трехместные каяки – для перевозки пассажиров.
С 1992 года в селе Лорино на Чукотке проводится ежегодная регата на кожаных байдарах «Берингия«. Главная задача – сохранить традиционные ремесла народов Севера.
Резьба по кости
Искусство резной кости насчитывает более 3000 лет. Первые дошедшие до нас памятники – это гравированные гребни, ручки ножей и наконечники гарпунов. В ХХ веке центром промысла стал Уэлен.
Косторезное искусство распространено у чукчей и эскимосов. Главным материалом для изделий служит моржовый клык, из которого народные художники вырезают скульптурные группы людей и животных. Помимо фигурок, мастера делают рельефные и гравированные изображения на кости. Излюбленные темы работ – сцены охоты, бытовой жизни, а также сюжеты народных сказок и легенд.
Гравировка по кости делается специальным металлическим резцом в виде птичьего клюва или когтя – он называется «вагылхын» (по-русски – «коготок»). В наше время резчики для этих целей, кроме того, пользуются бормашиной. В контур будущего изображения втирается краска, а затем мастер обрабатывает края рисунка маленькой стамеской. Углубления, сделанные ей, также раскрашиваются.
В 1930-е годы в Уэлене была создана первая стационарная косторезная мастерская, которая работает до сих пор.
Сооружение яранг
На изготовление одной яранги уходит до 50 оленьих шкур.
У яранги – каркасного жилья, покрытого оленьими или моржовыми шкурами и закрепленного снаружи ремнями – довольно внушительные размеры: высота – до 4,7 м, диаметр – до 8 м. «Планировка» яранги сложнее, чем у некоторых других традиционных жилищ северян (например, чума). Внутри она делится на жилое отапливаемое помещение – иоронгу и холодную переднюю часть. Иоронг, отделенных друг от друга пологами, может быть несколько – в зависимости от того, сколько семей живет в яранге. Огонь разводят в передней части жилища. Дым от него выходит через дверь.
Летняя яранга – рэттэм – еще крупнее зимней. Шьется она из частей старых шкур, полог тоже используется старый. Поэтому рэттэм напоминает лоскутное одеяло. Для доступа света в переднюю часть летней яранги вшивался кусок моржовой кишки или хорошо выскобленной тонкой оленьей кожи.
В 1960-1980-х годах у чукчей появились меховые «палатки» – «смесь» зимней яранги и геологической палатки. Она более легкая, а потому мобильная – ее проще перемещать с места на место.
Мотивы, узоры в росписи
Этот промысел отличает удивительная гармоничность и цельность. Самая популярная композиция – букет. Это вертикально ориентированное изображение на изделии, уравновешенное по цветовой массе от композиционного центра. Зритель видит квадратное поле с росписью, которое сверху и снизу ограничено полосками.
Интересно, что в каждом селе была своя специализация – в одном мастера расписывали коромысла, в другом – деревянные чаши, в третьем – прялки. Особенно востребованной стала роспись берестяных бураков. Тагильские бураки стали вершиной этого направления. Бураки делились на два типа – шпаклевка или полушпаклевка. Полушпаклевку перед окраской фона шпаклевали медом и столярным клеем. А шпаклевку перед нанесением фона грунтовали и выглаживали.
Но во второй половине 19 века мастера начинают активно рисовать человека. Это были сюжетные композиции, которые связаны с мечтами о лучшей жизни, о простых радостях. Находилось место и для выражения собственных переживаний через роспись.
Отдельного описания заслуживает домовая уральская роспись. Художник переезжал из волости в волость, расписывая дома крестьян, и вынужден был подчиняться запросам местного населения. Потому в формирования стиля домовой росписи присутствует большая подвижность, гибкость.
Внимание! Символико-поэтическая система росписи связана с языческими представлениями о мироздании. Круг – центровая фигура, знак солнца и жизни
Мотивы потолка в доме с росписью связаны были с небесным светилом. Круги-венки помещались на потолке в доме, становились его оберегом.
В большинстве флористических композиций урало-сибирской росписи встречается двойной мазок. Если вы научитесь этому несложному техническому приему, работы в стиле урало-сибирской росписи будут походить на каноничные труды. Для выполнения мазка вам понадобятся плоские и круглые кисти. Краски, которые вы используете, должны быть жидкие. Для первого опыта берите яркие сочетания красок: так проще понять нюансы техники.
Наглядно увидеть, как выполняется двойной мазок, можно в данном видео.
Не всегда получается это сразу, пробуйте и еще раз пробуйте. Такие технические моменты встречаются во многих промыслах, потому развиваться в этом направления без отточенного умения делать двойной мазок не получится.
Поддержать падающего
На Среднем Урале осталось всего два промышленных производства изделий народных промыслов. Первое — фарфоровый завод в Сысерти. Два года назад область приняла на баланс половину акций предприятия, находящегося в предбанкротном состоянии, погасила долги по зарплате и, как заявляют чиновники, возможно, даже выступит инвестором. На днях депутаты Заксобрания региона предложили продать завод, содержать который довольно накладно для бюджета. Однако для оздоровления и «предпродажной подготовки» этого актива, по данным областного мингосимущества, требуется 152 миллиона рублей. Для сравнения: по словам главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, в 2017 году госфинансирование всей сферы народных промыслов составит 450 миллионов рублей.
Второе предприятие — керамический завод в Таволгах — в лучшем положении. Однако, как признается его директор Александр Назаров, без федерального субсидирования примерно двух третей стоимости электроэнергии производство глиняной посуды закрылось бы. Объем выпуска — 200-300 тысяч рублей в месяц. В структуре цены глазурованного горшка электричество составляет половину, еще 40 процентов — зарплата, оставшиеся десять процентов — сырье и материалы. Глины на Урале хватает, со сбытом тоже проблем нет: четверть продукции реализуют в собственном магазине в Екатеринбурге, 40 процентов продают оптом, остальное раскупают туристы, которых на предприятии принимают до 20 тысяч ежегодно.
Не вижу я никакой региональной поддержки, — говорит Назаров. — Скажем, туризм — большое для нас подспорье, но как туристам добираться по нашим кочкам?
Таволги в стороне от больших дорог. По словам керамиста, он не раз просил областных чиновников выделить деньги и построить десять километров асфальта — выход на Алапаевский тракт. Это как минимум повысило бы туристическую привлекательность объекта.
Изделия из кожи и меха
На Севере некоторые одежды принято носить мехом внутрь, на голое тело. Так намного теплее.
Изделия из кожи и меха в ходу у всех северных народов – в условиях арктического климата без них не обойтись. Меховая одежда, головные уборы, обувь и даже традиционное жилье, покрытое мехом, – это не только защита от холода, но и настоящее искусство.
Одежда коренных жителей Арктики достаточно широкая, чтобы не сковывать движение и максимально сохранять тепло, но при этом красивая. Украшая одежду, ненцы, ханты и другие коренные жители Севера выражают уважение к своим предкам и истории родного края.
Традиционный костюм каждого народа отличается неповторимым кроем, декоративными элементами и выбором материалов. Например, чукотские мастера используют шкуры оленя, моржа, нерпы, песца, а, якутские – оленя, лисы и росомахи.
Самая популярная техника обработки меха называется «меховая мозаика»: мастерицы вырезают детали – полоски, ромбы, кружочки – из контрастных по цвету кусочков меха и сшивают из них узорные композиции.