Тайны и загадки царицыно

Усадьба голицыных на волхонке: пречистенский дворец, московский эрмитаж, институт философии, музей

По усадьбам самостоятельно: где спать, когда и на чем ехать

Дороги. Многие усадьбы находятся на окраинах городов, а какие-то — прямо в центре поселка. Дороги в целом хорошие и асфальтированные, грунтовок почти нет. Но и по ним проедет любая легковушка даже зимой.

Когда ехать. Зимой будет сложно попасть в заброшенные усадьбы — все подъезды и подходы засыпает снег. Лучшее время для поездки — апрель-май и октябрь-ноябрь. Осенью и весной, когда нет листвы, не так живописно, но зато можно досконально изучить архитектуру усадеб. Но летом зато можно прогуляться по тенистым аллеям усадебных парков 19 века.

Транспорт. Удобнее всего посещать усадьбы на машине, потому что общественного транспорта между населенными пунктами чаще всего нет, и придется ездить автостопом. В некоторые имения можно съездить одним днем из Пензы: на автобусе или электричке. Но проложить полноценный маршрут на общественном транспорте не получится.

Аренда машины. В Пензе не работают международные сервисы проката машин. Но есть несколько российских сетевых — Mars, «Мой автопрокат» и локальные — например, «Альбатрос». Цены везде примерно одинаковые — бюджетные иномарки, типа Киа «Рио» или Хёндэ «Солярис», стоят 2200–2400 рублей за сутки, Лада «Веста» или «Икс-рэй» — около 2000. Некоторые компании предлагают забрать машину сразу в аэропорту — не придется тратить время и заезжать в город.

Ночлег. Необычных глэмпингов или отелей в старинных имениях на маршруте нет. И в целом проще всего остановиться в Пензе — здесь есть хоть какой-то выбор. Ночь в сетевом «Азимуте» (8.5 на «Букинге») стоит 2000 рублей, а цены в хостеле начинаются от 500. Но если вам нравится романтика провинциальных отелей, то в каждом городе на маршруте есть гостиницы. В Никольске это «Центральная» (Ленина, 135). В Каменке есть одноименный отель в центре (Суворова, 22) и два мотеля на окраине, на трассе — «Кувака» (8.6/10) в честь располагающегося неподалеку минерального источника и «Колесо» (9.3/10).

Пожар 1812 года: благородный Коленкур

Следующая яркая страница усадьбы Голицыных на Волхонке связана с Отечественной войной 1812 года. В то время её владельцем был князь Сергей Михайлович Голицын (1774-1859).

В месяцы пребывания французов в Москве в усадьбе разместился штаб Армана Луи де Коленкура (1773-1827), французского дипломата, посла в России в 1807-1811 годах, сделавшего немало в попытках предотвратить военный конфликт между Россией и Францией. Он сопровождал Наполеона в его военном походе, а затем бежал вместе с ним из Москвы.

Во время знаменитого московского пожара 1812 года Коленкур повел себя самым благородным образом. Когда вспыхнул Колымажный двор, Коленкур бросился спасать его, и во многом именно благодаря его действиям мы сейчас можем любоваться прекрасными каретами русских царей, которые хранятся в Оружейной палате, а также видеть усадьбы Лопухиных и Голицыных–Вяземского–Долгоруких.

80 погорельцев разместились в доме Голицыных. Среди них был «шталмейстер императора Александра Загряжский, который остался в Москве, надеясь спасти свой дом, заботы о котором составляли смысл всей его жизни».

Усадьба Ладыженских, конец 19 века

  • Что сейчас: библиотека и конеферма
  • Расположение: село Завиваловка (500 человек)

Предположительно, Дмитрий Воейков построил господский деревянный дом и, по примеру своего брата Василия, основавшего в 1810-х годах знаменитый конный завод в селе Лаврово Тамбовской губернии, тоже основал конезавод в Завиваловке в 1827–1830 годах.

Фёдор Ладыженский, внук Дмитрия по дочери, стал последним владельцем имения. Именно он занимался его масштабным усовершенствованием. В адрес-календаре «Вся Россия» за 1902 год Завиваловка указана среди «выдающихся хозяйств России». Ладыженский открыл единственную в губернии низшую сельскохозяйственную школу первого разряда, с частичным государственным финансированием. В 1902 году в ней учился 301 ученик.

В 1908–1913 годах построили новую усадьбу капиталистического типа. Комплекс состоял из конного завода и дома, отделенных от села рекой Юнгой. К востоку от усадьбы расположены конюшни и два жилых дома, к западу — склады и паровая мельница. Перед главным домом находился парк, спускавшийся по небольшому склону к запруженной реке. В парке сохранились две очень старые липовые аллеи, спускающиеся к пруду.

После 1917 года Фёдор с семьей эмигрировали. В 1925–1928 годах в усадьбе размещался совхоз-техникум, с 1929 года организовали конесовхоз по выращиванию орловских рысаков и транспортных лошадей. В этот период строятся новые и перестраиваются старые, сохранившиеся от Ладыженского хозяйственные постройки. В главном доме располагалась контора конезавода. До 2002 года в школе наездников размещалась сельская средняя школа. Всего от бывшей усадьбы сохранилось 11 зданий, многие из которых заброшены. В одном из них сохранилась библиотека, где обустроен небольшой музей. Конеферма медленно, но все же возрождается. Парк, к сожалению, застраивается частными домами.

Из истории Царицыно

Усадьба Царицыно известна с конца XVI века. В то время земли на окраине Москвы принадлежали русским царям или их фаворитам. Первой отстроила здесь усадьбу, названную Богородским, сестра Бориса Годунова, царица Ирина. В Смутные времена поместье полностью уничтожили, а местность переименовали в пустошь Чёрная грязь.

Здесь строил свои хоромы боярин Стрешнев, зять первого русского царя Михаила Романова. Новую усадьбу возвёл на просторных землях фаворит царевны Софьи, Василий Голицын. Вместе с сыном Алексеем Голицын на зависть всем устроил трёхъярусные хоромы с галереями.

После воцарения Петра I Голицыных отправили в ссылку, а владельцем имения Чёрная грязь стал союзник Петра I в русско-турецкой войне молдавский правитель Дмитрий Кантемир.

Новый дом «на китайский манер» с отлогими крышами на два ската, галереями и маленькими башнями, вокруг которого буйствовал сад и оранжереи с экзотическими фруктами, привели в восторг Екатерину II.

Императрица, не раздумывая, выкупила Чёрную грязь у наследников Кантемира, тяготившихся усадьбой. Семья Кантемиров и с радостью приняла 25000 рублей, которые заплатила царица. Неблагозвучное название усадьбы Екатерина немедленно назвала селом Царицыно.

Дачник Достоевский

Люблино унаследовала сестра Николая Алексеевича. Следующим примечательным хозяином усадьбы стал муж ее дочери боевой генерал Отечественной войны и литератор Александр Писарев.

В середине XIX века усадьбу приобрел купец первой гильдии, предприниматель Конан Голофтеев (1822–1896), при котором дворец перестроили, а усадебную территорию превратили в дачный поселок. Самым известным арендатором был Федор Достоевский, который в 1866 году «укрепился в Люблине в приятнейшей компании». Здесь, находясь по соседству с семьей своей сестры Веры Михайловны Ивановой, он дописывал «Преступление и наказание».

Любопытно, но при Дурасове в Люблине не было своего храма. Голофтеев восполнил этот пробел, купив на Политехнической выставке в 1872 году деревянную одноглавую церковь, которую освятили во имя святых Петра и Павла. В советское время ее разобрали.

Усадьба серьезно пострадала во время знаменитого московского смерча 1904 года, самого разрушительного в истории города. Тогда дворец лишился мраморной статуи Аполлона. Унаследовавший Люблино от отца Николай Голофтеев заказал в Германии копию «Большой геркуланянки» из Дрезденского музея – изваяние женской фигуры в хитоне и плаще, сохранившееся в римской копии с греческого оригинала. Водруженная на опустевший бельведер, статуя невольно катализировала легенду про крест ордена Святой Анны Дурасова – в ней стали видеть православную святую, в честь которой был назван этот орден.

В советское время усадьбу сначала отдали под коммунальное жилье, затем в ней размещался Институт океанологии Академии наук СССР и лишь с 2003 года Люблино превратилось в музей.

В 2019 году при благоустройстве территории археологи обнаружили на небольшой глубине мраморную женскую статую XVIII века. В ней узнали аллегорическую фигуру «Молчание», которая при Голофтеевых стояла у входа во дворец. После реставрации она вернется на свое место.

Усадьба Бицкого, середина 19 века

  • Что сейчас: заброшено
  • Расположение: село Степановка (1100 человек)

Еще в конце 17 века эти земли были пожалованы служивым людям Степановым. В 1710 году уже построили два господских дома, а в 1795 — три. В середине 19 века помещица Варвара Кугушева, мать революционера-народника Порфирия Войноральского, построила на территории усадьбы дом со службами и разбила парк. Впоследствии усадьба принадлежала доверенному лицу княгини А. В. Бицкому.

Главный дом представляет собой одноэтажное кирпичное здание с мезонином, в котором сочетаются элементы позднего классицизма и стилизованные формы древнерусского зодчества. В усадебном парке сохранились липовые аллеи, кусты сирени и несколько яблонь.

О продаже имения Бицкого есть упоминание в газете «Пензенские губернские ведомости» от 10 мая 1910 года:

Усадебный участок из имения, быв. Бицких, при с. Степановке, Ишимской волости, Городищенского уезда, и заключающий в себе всего 77 десятин 2006 саженей, в том числе: под усадьбой 3 д. 558 с., под садом 1 д. 1217 с., под лесом и кустарником 4 д. 1564 с., пахотной земли 44 д. 1464 с., сенокоса 19 д. 887 с. и неудобной 4 д. 1116 с.

Участок оценен Отделением Банка в 24 000 рублей. Расстояние от уездного города — 20 верст, волостного правления и почтовой станции — 7, железнодорожной станции — 15.

При участке продаются следующие постройки:

Дом каменный с мезонином, крытый железом.
Конюшня деревянная с двумя сараями, крытая тесом.
Конюшня деревянная, крытая тесом.
Подвал, обложенный дубом.
Флигель деревянный, крытый железом.
Сарай деревянный, крытый тесом.

В советское время в усадьбе находилась контора совхоза «Степановский», от которой осталась куча сельскохозяйственной литературы, журналов учета и прочей макулатуры. Долгое время дом находился в хорошем состоянии, хоть и был заброшен. Летом 2016 года в здании произошел пожар: выгорели все деревянные конструкции и обвалилась крыша. После этого все окна усадьбы заколотили.

Усадьба Михаила Михайловича Голицына

Первым владельцем усадьбы был флотоводец, президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал князь Михаил Михайлович Голицын-младший (1684-1764), сподвижник Петра Великого. Долгое время он жил в основном в Санкт-Петербурге, а в Москву смог вернуться только в царствование Анны Иоанновны.

В 1738 году он приобрел усадьбу поблизости от Колымажного (Конюшенного) двора. На их месте в 1912 году был построен Музей Изящных искусств, ныне Музей изобразительных искусств имени Пушкина.

По истории и архитектуре этого района: Выступление Рустама Рахматуллина (Архнадзор) в ИФ РАН

Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

В то время на территории усадьбы уже стоял одноэтажный каменный дом. По всей видимости, именно его и именовали «Сенной шалаш». В 1759-1766 (по другим данным, в 1756-1761) годах дом был перестроен и надстроен по проекту петербургского архитектора Саввы Ивановича Чевакинского (1709 или 1713 – между 1772 и 1780) при участии И.С.Мергасова и И.П.Жеребцова. Главный дом, как и во многих других московских усадьбах первой половины XVIII века, располагался в глубине участка. В то время он представлял собой двухэтажное массивное здание с ризалитами со стороны фасада и двора.

Изящные въездные ворота с калитками по обеим сторонам были построены в 1768-1770 годах. Ворота венчает высеченный из камня герб Голицыных с «просечной» короной над княжеским щитом. В Воротную решетку вплетен вензель PMG — «принц Михаил Голицын».

Ворота усадьбы Голицыных в Малом Знаменском переулкеГерб Голицыных

С двух сторон от главного дома были построены флигели, дошедшие в перестроенном виде до наших дней. Со стороны Малого Знаменского переулка сохранилась старая часть флигеля в переходном от барокко к классицизму стиле, при реставрации она была выделена белым цветом.

Флигели усадьбы Голицыных

Первоначально усадьбу окружал глухой забор, который в конце XIX века был заменен на изящный кованный.

По теме: Прогулка по Волхонке

Разбогатевшие провинциалы

Среди ранних владельцев поместья, известного с конца XVI века, были Годуновы, Прозоровские, Разумовские, Урусовы. Архитектурный комплекс, который дошел до наших времен, был построен по заказу отставного бригадира Николая Дурасова (1760–1818), который купил эти земли около 1800 года.

В биографии Дурасова остается множество белых пятен. Неизвестно даже, как он выглядел – не сохранилось ни одного изображения баснословного богача, который получил в наследство 11 металлургических заводов на Урале и множество земельных владений в разных губерниях. Есть лишь одно свидетельство, в котором косвенно упоминается его внешность. Посетившая Люблино в 1806 году компаньонка княгини Дашковой англичанка Кэтрин Вильмот писала:

«…Все было как в волшебном замке; правда, невысокого Дурасова скорее можно принять за карлика, а не за рыцаря – владельца такого изумительного поместья».

Он не был коренным москвичом. В Москву родители Николая Алексеевича перебрались в последней четверти XVIII века из Симбирска (сейчас – Ульяновск). Память о семье сохранилась в названии Дурасовского переулка, проходящего по бывшей границе их обширной городской усадьбы. Ее центром был роскошный трехэтажный особняк с фронтоном и колоннами, построенный в 1790-х Матвеем Казаковым по заказу отца будущего владельца Люблина. Сегодня это здание на Покровском бульваре, считающееся одним из лучших образцов зрелого классицизма в Москве, занимает Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Фото: mos.ru 

Люблинский сатрап

Снискав славу первейшего хлебосола в городе, большого оригинала и человека со вкусом к развлечениям, Дурасов однако не пользовался искренней любовью. Поэт и переводчик Михаил Дмитриев, один из современников богача, называл его сатрапом – то есть тираном, деспотом, самодуром. Не самая лестная характеристика.

«…с надменной уверенностью позволял себе иногда нестерпимые выходки, хвастовство и глупые шутки, которым и хохотал, – писал Дмитриев. – Он хвастал богатством, презирая всякий ум и всякие талант и ученость, унижал их с каким-то глупым наслаждением… жил в своем Люблине как сатрап, имел в садках всегда готовых стерлядей, в оранжереях огромные ананасы и был до эпохи французов, все изменившей, необходимым лицом общества при тогдашней его жизни и тогдашних потребностях».

В 1806 году Дурасов завел у себя в усадьбе крепостной театр, который соперничал с шереметевским за звание лучшего в Москве. В труппу входили до 120 актеров из крепостных крестьян, обучавшихся азам драматического искусства прямо в усадьбе. Труппу возглавлял известный московский артист и педагог Петр Плавильщиков. История крепостного театра Дурасова закончилась со смертью хозяина, не имевшего семьи и наследников. В Люблине сохранились перестроенные здания театра, театральной школы и пансиона для актеров, а также оранжерея и другие хозяйственные постройки.

В мае 1818 года театр почтила посещением вдовствующая императрица Мария Федоровна. Хозяин пережил знаменательный визит лишь на месяц – Дурасов умер в июне в возрасте 47 лет.

Инфографика: mos.ru 

Усадьба Тюрина, начало 19 века

  • Что сейчас: Музей народного творчества
  • Расположение: Пенза (516 000 человек)

В начале 19 века деревянный особняк принадлежал надворной советнице Варваре Загоскиной, двоюродной тете известного русского писателя Михаила Загоскина и родной тете Лаврентия Загоскина — знаменитого исследователя Аляски, Алеутских островов и Калифорнии. Вокруг здания сохранилась часть старого усадебного парка, который недавно получил статус памятника природы — теперь его будут тщательнее охранять.

В течение короткого периода в конце 19 века усадьбой владел барон Отто фон Эйнем, брат известного в то время московского кондитера Фердинанда Теодора фон Эйнема. В советский период предприятие, созданное «шоколадным королем» фон Эйнемом, стало известной на весь мир кондитерской фабрикой «Красный Октябрь».

Реклама продукции «Эйнемъ»

Отто фон Эйнем занимался благотворительностью и развитием ремесленного труда в губернии. При нем в кабинете особняка установили камин, облицованный разноцветными майоликовыми изразцами немецкой работы, украшенными растительным и геометрическим орнаментом. Над каминной полкой размещен керамический рельеф с жанровой сценкой из средневековой городской жизни. После смерти фон Эйнема усадьбу купил пензенский лесопромышленник Степан Тюрин.

Дом до наших дней сохранил свой особенный исторический колорит благодаря качественной реставрации.

Сейчас в здании особняка находится Музей народного творчества. Один из центральных залов экспозиции — кабинет самого Тюрина, который отреставрировали в 1974 году. Портрет, висящий на стене, нарисован по единственной сохранившейся литографии Тюрина.

Литография Тюрина Степана Лаврентьевича (1846-1911), лесопромышленника, купца 1 гильдии.

6. Усадьба Охотникова, 1860-е годы

  • Что сейчас: средняя школа
  • Расположение: село Черкасское (1200 человек)

Имение попало к династии Охотниковых в 1797 году. С четырьмя поколениями этого богатейшего рода связан расцвет усадьбы. Замысел дома-замка принадлежит Владимиру Охотникову. Возможно, это одна из первых усадебных построек известного архитектора модерна Петра Бойцова. Он автор усадьбы Мейендорф (сейчас — резиденция президента России в Барвихе), усадьбы Рукавишниковых и ярмарочных построек в Нижнем Новгороде и разных домов-замков в Московской и Владимирской областях, в Москве и Киеве.

Усадьба тогда и сейчас.

Достраивал дворец купец Василий Андронов: при нем завершили богатую внутреннюю отделку комнат, каминного зала, провели телефон, электричество и водопровод. Сын купца Василий Васильевич владел усадьбой до 1917 года. На юго-восточной границе усадебного парка сохранились сиреневые аллеи. С восточной стороны когда-то располагались оранжереи, теплицы и водоем с фигурой чугунного медведя, из пасти которого бил фонтан.

В 1922 году во дворце, частично перепланированном внутри, открыли школу, которая действует здесь до сих пор. Из дореволюционных интерьеров сохранились каминный зал и некоторые элементы отделки комнат. С 2000 года в школе действует краеведческий музей. Чтобы попасть внутрь дворца и осмотреть музей, надо договариваться с администрацией школы.

XIX — начало XX века: Пушкин, Московский эрмитаж и квартиры

После войны 1812 года начинается новый этап в жизни усадьбы. Здесь на балах неоднократно бывал Александр Сергеевич Пушкин. В усадебной церкви, которая располагалась в северном крыле второго этажа, он планировал венчаться с Натальей Гончаровой. Лишь из-за запрета церковных властей обряд венчания пришлось перенести в приходскую церковь невесты — церковь Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение»; ул. Большая Никитская, 36 строение 1 ).

Домовая церковь в усадьбе Голицыных. Фото из архива ИФ РАН

В 1834 году в усадьбе побывал А.И.Герцен, дело которого вел Сергей Михайлович Голицын, занимавший в то время должность попечителя Московского учебного округа.

После смерти бездетного Сергея Михайловича Голицына в 1859 году его состояние перешло к его племяннику Михаилу Александровичу (1804-1860), который, будучи дипломатом, жил большей частью за границей и, по слухам, принял католичество. После его смерти владение усадьбой перешло к его сыну, «другу лошадей, а не книг» Сергею Михайловичу Голицыну (1843-1915).

В 1865 году Голицынский дом на 20 лет превратился в «Московский эрмитаж», куда раз в неделю могли попасть все желающие. Здесь экспонировалось около 200 полотен западноевропейских художников, а также книги и редкости, собранные преимущественно Михаилом Александровичем Голицыным: Брейгель, Ван Дейк, Веронезе, Каналетто, Караваджо, Корреджо, Перуджино, Пуссен, Рембрандт, Робер, Рубенс, Тициан…

Двор усадьбы Голицыных и Музей изобразительный искусств имени Пушкина

В 1885 году из-за финансовых трудностей Сергей Михайлович Голицын был вынужден продать художественную часть коллекции Эрмитажу в Санкт-Петербурге. Первый этаж главного дома еще с 1770-х годов сдавался квартирантам. Здесь жили многие знаменитые личности: писатель Александр Николаевич Островский, философ-славянофил Иван Сергеевич Аксаков, западник Борис Николаевич Чичерин…

С переездом сюда Островского связана необычная история. Всю жизнь прожив на Воронцовом поле в Москве, он говорил: «Никуда я не перееду. Разве мне предложат жить в кабинете князя Сергея Михайловича Голицына». Так оно и случилось…

В конце XIX века левый флигель усадьбы был перестроен по проекту архитектора Василия Загорского (строившего впоследствии Консерваторию). В нем разместился «Княжий двор» — меблированные комнаты. В наши дни здесь располагается Галерея искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. Пушкина.

Усадьба Голицыных и Галерея искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков

В 1903 году Сергей Михайлович продал усадьбу «Московскому художественному обществу». Усадебные флигели, выходившие на Волхонку, были перестроены под квартиры. Среди знаменитых постояльцев «Княжего двора» были художник Василий Иванович Суриков, композитор Александр Николаевич Скрябин, художник Илья Ефимович Репин и многие другие знаменитости. В 1911 году в квартире в одном из флигелей поселился Борис Леонидович Пастернак со своей семьей, проживший здесь четверть века.

Фасад усадьбы Голицыных

Пречистенский дворец и тайный брак Екатерины Великой

Новый этап строительства связан с пребыванием в Москве в 1775 году императрицы Екатерины Великой по случаю заключения с Турцией Кючук-Кайнарджийского мира. В Кремле императрица останавливаться не желала, и потому в 1774 году она обратилась с просьбой к Михаилу Михайловичу Голицыну (1731-1804, сын М.М.Голицына) с просьбой подыскать ей поблизости от Кремля жилье:

Естественно, Голицын предложил ей собственный дом, который специально для этих целей был перестроен архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым. В целом, Казаков сохранил первоначальный объем дома, расширив лишь один из дворовых ризалитов, выходившего в сторону Волхонки и надстроив антресоли.

Фасады были декорированы в классическом стиле. Центр здания выделял шестипилястровый портик коринфского ордера, с гладко оштукатуренным плоским фронтоном. Три средних окна были большими по размеру, на втором этаже был устроен балкон с изящными парапетами. Похожий, но поменьше, располагался и на западном, дворовом фасаде. Между портиком и ризалитами располагались входы, главным из которых в то время был правый.

Усадьба Голицыных со стороны двора

Из входа можно было попасть в парадный вестибюль, сохранившийся до наших дней. К сожалению, великолепная овальная парадная лестница не сохранилась. Лишь в помещении институтской библиотеки можно было увидеть нарядный свод, некогда располагавшийся над лестницей.

Потолок в Библиотеке Института философии РАН

Двор перед главным усадебным домом был торжественно оформлен, в центре него была устроена большая клумба.

Клумба в центре усадебного двора

Поскольку улица Волхонка в то время называлась Пречистенкой, то и дворец получил название Пречистенского. Помимо Голицынского дома, в него были включены соседние усадьбы: Лопухиных (Малый Знаменский пер., 3/5 строение 4), Голицыных–Вяземского–Долгоруких (Малый Знаменский пер., 3/5, строение 1), Долгоруких (ул. Волхонка, 16). Все эти дома были соединены деревянными переходами.

Французский посланник Мари Даниель Буррэ де Корберон (1748-1810) оставил такое описание Пречистенского дворца:

Парадные покои императрицы располагались в доме Голицына. Оттуда по теплой лестнице можно было попасть в большой деревянный корпус, где располагались Тронный зал, Бальный зал, Гостиная и церковь. С улицы сюда вел крытый подъезд с пандусами.

Строительство Пречистенского дворца, на котором под началом Казакова работали «тысячи рук» продолжалось 4 месяца. Сама императрица о своем новом дворце отзывалась так:

Тем не менее, работой архитектора Екатерина осталась довольна, поручив Казакову строительство Петровского дворца и здания Сената в Кремле.

С Пречистенским дворцом связана весьма романтическая история. Соседний усадебный дом первоначально принадлежал Лопухиным, родственникам Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I. Затем он был подарен матери князя Григория Потемкина. В действительности же там жил сам князь, тайный супруг императрицы Екатерины Великой. Из Голицынского дома в дом Лопухиных вела отдельная дверь.

Усадьба Лопухиных

12 июля 1775 года в доме Голицыных 46-летняя Екатерина родила дочку, которую назвали Елизаветой Темкиной и отдали на воспитание в семью графа Самойлова, племянника Потемкина.

Для цесаревича Павла Петровича выделили помещения в усадьбе Долгоруких; с 1819 до 1918 года — Первая мужская гимназия (Первая городская/губернская гимназия).

Бывшая усадьба Долгоруких — Первая мужская гимназия

Екатерина не любила Москву, и вскоре после окончания торжеств покинула Первопрестольную. В 1779 году деревянный корпус был разобран и перенесен на Воробьевы горы, где его заново собрали на фундаменте старого дворца, построенного Василием III. Императрица там ни разу не была. В усадьбе Голицыных на его месте построили флигель в классическом стиле, который дошел до наших дней.

Флигели усадьбы Голицыных в Москве

Голицынский дом в конце XVIII века был вновь переделан по проекту архитектора Родиона Родионовича Казакова (однофамильца знаменитого архитектора). В этом виде он и вошел в альбом лучших зданий города.

Усадьба Голицыных

Усадьба Пушкиных

Кратко: музей-заповедник с родовой усадьбой Александра Пушкина, где он создал десятки произведенийГде находится: в селе Большое Болдино, в 203 км от Нижнего НовгородаСтоимость: вход — бесплатно, билеты в музеи — от 50 РДоступность: с 09:00 до 17:00 со вторника по воскресеньеВремя на осмотр: 3—4 часаПодробности: на сайте

Как добраться. Дорога из Нижнего Новгорода на машине займет чуть больше трех часов. Можно доехать на автобусе № 661 «Нижний Новгород — Большое Болдино» с автовокзала «Щербинки». Билет стоит 530 Р.

Немного истории. Пушкин был в Болдине трижды. Однажды он задержался почти на три месяца из-за карантина во время холеры. За этот период он написал много известных произведений, например «Станционный смотритель», «Пир во время чумы», «Барышня-крестьянка», «Моцарт и Сальери», завершил работу над «Евгением Онегиным». В литературной истории это время назвали «Болдинская осень». Еще Пушкин написал там «Медного всадника», «Пиковую даму», «Сказку о рыбаке и рыбке» и другие произведения.

Что посмотреть. Советую выделить на посещение отдельный день: в усадьбе есть несколько музеев, а рядом расположен парк, в котором хочется задержаться и спокойно погулять.

На территории усадьбы находится главный дом, баня, хозяйственные постройки, каменная церковь Успения. Почти все это — новоделы. Одни строения разрушило время, другие уничтожил пожар. В подлинном виде сохранился только главный дом. Остальные постройки реконструировали по старым чертежам и архивным документам.

В главном доме можно увидеть комнату и кабинет поэта, фотографии его семьи. Интерьеры воссоздали из того, что удалось сохранить. На мой взгляд, дух старины утерян: я не почувствовала здесь особой атмосферы. Ощущение, что находишься в музее с экспонатами на полках. Впрочем, так оно и есть. Самым интересным было увидеть записки и рисунки Пушкина. Хотелось задержаться и прочитать их все, но нам надо было уезжать.

Песочные часы в углу символизируют сожженную главу «Евгения Онегина». В верхней колбе — осенние листья, в нижней — фрагмент сожженной рукописи. Сомневаюсь, что подлинный На столах под стеклом лежат записки поэта, рисунки, письма к родным

Песочные часы в углу символизируют сожженную главу «Евгения Онегина». В верхней колбе — осенние листья, в нижней — фрагмент сожженной рукописи. Сомневаюсь, что подлинный На столах под стеклом лежат записки поэта, рисунки, письма к родным

Усадьба понравилась нам своей скромностью. Здесь нет вычурности и пафоса, зато тихо, спокойно и как-то по-домашнему душевно. Атмосфера настолько умиротворяющая, что начинаешь понимать, почему Пушкин так любил это место. Если будет возможность, обязательно еще раз заеду в Болдино.

Если хотите познакомиться с пушкинскими местами получше, возьмите экскурсию. Сотрудники музея проведут по всей территории, расскажут о каждой постройке, о жизни членов семьи поэта. Если пойдете без экскурсовода — не беда. В каждом доме-музее есть смотрители, которые охотно отвечают на вопросы.

Это вид из окна главного дома родовой усадьбы Александра Пушкина Произведения Пушкина, которые он написал в Болдине

Это вид из окна главного дома родовой усадьбы Александра Пушкина Произведения Пушкина, которые он написал в Болдине

Билеты и экскурсии. Вход в приусадебный парк бесплатный со вторника по воскресенье с 09:00 до 16:30. Вход в господский дом стоит 200 Р для взрослых и 150 Р для школьников, студентов и пенсионеров. Осмотр усадьбы с посещением вотчинной конторы, бани, людской и конюшни стоит 150 Р для взрослых и 100 Р для школьников, пенсионеров и студентов. Билет в музей пушкинских сказок стоит 50 Р.

Можно взять единый билет с экскурсионным обслуживанием. Он включает в себя посещение всех объектов с экскурсоводом и стоит 400 Р для взрослых, 300 Р для школьников, студентов и пенсионеров. На сайте пишут, что экскурсии проводят каждые 10 минут, но лучше позвонить перед поездкой по телефонам +7 831 382-33-77, +7 991 451-64-01 и уточнить режим работы.

Есть индивидуальные экскурсии за 2000—4000 Р для группы до 10 человек. Цена зависит от маршрута, времени и количества объектов. Их тоже заказывают по телефону.

Еще на территории усадьбы есть прокат костюмов за 150 Р. Но лучше уточнить перед посещением, работает ли он. Когда мы были в усадьбе, прокат был закрыт.

В понедельник музей не работает. В этот день можно попасть в усадьбу, только если купите часовую прогулку по парку за 150 Р.

Интересный факт. Из всех имений пушкинской семьи только болдинскую усадьбу не разрушили во время революций и войн.

Горбатый мостик через верхний пруд — популярное место для фотосессий. Позади меня находится господский дом

Легенда о бригадирском ордене

К первоклассным памятникам этого стиля относится и трехъярусный главный дом усадьбы, построенный по уникальному для московской архитектуры плану, – в виде равноконечного креста, наложенного на окружность. Круг складывается из двухрядных колоннад открытых галерей.

Необычный вид дворца породил легенду о том, что владелец пожелал увековечить получение им креста ордена Святой Анны, форму которого повторяет здание. Это объясняет выбор композиции дома. Версия возникла на основе литературных источников уже после смерти Дурасова. Нельзя утверждать, что у него действительно имелась такая награда.

Более вероятной видится отсылка к творчеству выдающегося архитектора Позднего Возрождения Андреа Палладио и самому известному его шедевру – центрической вилле Ротонда близ Виченцы. Палладио сыграл исключительную роль в развитии архитектуры XVII и XVIII веков, вооружив множество последователей заново открытым им знанием принципов построения античного зодчества, которые он описывал в текстах и применял на практике.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Как и все, что связано с Дурасовым, имя архитектора, который возвел для него в семи верстах от города палладианскую виллу с пейзажным парком и прудом, нельзя назвать с уверенностью. Даже дата постройки указывается предположительно в диапазоне между 1801 и 1806 годами.

В мемуарах известного бытописателя XIX века Ивана Снегирева, который бывал в Люблине уже после смерти Дурасова, сказано, что «дом прекрасно выстроен архит. Егоровым». Поскольку найти другие упоминания архитектора с такой фамилией в этот период нельзя, считается, что имелся в виду Иван Еготов (1756–1814) – автор «военной гошпитали» в Лефортове (теперь – Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко) и снесенной в советское время старой Оружейной палаты. Еготов также был одним из множества архитекторов, кто поработал в соседнем имении Голицыных в Кузьминках, причем в обеих усадьбах в отделке зданий использованы одинаковые барельефы.

Согласно другой версии, авторство проекта принадлежит Родиону Казакову (1758–1803), которого многое связывает с Еготовым: оба – ученики Василия Баженова и Матвея Казакова, оба прошли архитектурную школу при Экспедиции кремлевского строения, неоднократно работали вместе, став архитекторами. Кстати, Еготов был женат на сестре Родиона Казакова и вполне мог закончить строительство в Люблине после смерти шурина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: